Решающим фактором коммерческого успеха в рыночной экономике является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации.
Конкурентоспособность строительной фирмы основана на реализации компанией маркетинговой деятельности. Степень использования современных методов и принципов управления, базирующихся на маркетинговой концепции, является одним из факторов, непосредственно определяющих конкурентную позицию компании на строительном рынке.
В ходе изучения научной литературы по исследуемой проблеме было выявлено, что существует множество методик оценки конкурентоспособности деятельности предприятия, что позволило выявить рекомендуемые направления ее проведения: оценка конкурентоспособности продукции, эффективности маркетинговой деятельности и конкурентоспособности предприятия в целом на примере ремонтно-строительной компании ООО «Строй-Стимул».
Цель дипломной работы – проведение анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Строй-Стимул» и выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности данной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методические вопросы оценки и повышения конкурентоспособности;
- разработать модель конкурентоспособности строительной компании на примере ООО «Строй-Стимул» и определить внутренние резервы ее повышения;
- предложить практический механизм повышения конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул».
Объектом исследования является ремонтно-строительная компания ООО «Строй-Стимул».
Предметом исследования – механизмы и методы оценки и повышения конкурентоспособности организации.
Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы научных конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме. Для обработки и анализа информации использованы методы системного анализа, экономического моделирования, методы оценок.
Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Строительные ...
... конкурентоспособности предприятия в целом на примере строительной компании ООО «Строительные Технологии» Объектом исследования является механизмы и методы оценки и повышения конкурентоспособности организации. Предметом исследования - ремонтно-строительная компания ООО «Строительные Технологии». Цель выпускной работы - проведение анализа конкурентоспособности организации ...
Объект, предмет, цель и задачи исследования определили следующую структуру дипломной работы.
Во введении показана актуальность проблемы, формулируется цель и задачи исследования, показывается практическая значимость работы.
В первой главе определена сущность конкурентоспособности предприятия и резервов его эффективного развития, дана классификация факторов конкурентоспособности и проведен анализ методов оценки конкурентоспособности компании и аналитический обзор методических основ формирования стратегии конкурентной борьбы предприятия.
Во второй главе проведен анализ конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул».
В третьей главе рассматривается стратегия повышения конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка; содержит 23 таблицы, 6 рисунков, 5 листов приложений, 90 страниц машинописного текста.
1 Теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности компании
1.1 Понятие конкурентоспособности
Компания может строить свое управление исходя из разных концепций – финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и других. Однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
Маркетинг (от англ. market — рынок) — это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг [6, с. 17].
Цели маркетинга — формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, — основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы.
Иными словами, прежде чем производить, компания должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар, и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот — произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи [10, с. 52].
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров и услуг, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.
Конкурентоспособность и методы ее оценки
... конкурентоспособности: конкурентоспособность страны; конкурентоспособность региона (отрасли); конкурентоспособность организации (предприятия, фирмы, компании); конкурентоспособность продукции (товаров, услуг). Способность: к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов; удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, ...
Конкурентоспособность товара – решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации [22, с. 45].
Любой товар или услуга, находящиеся на рынке, фактически проходят там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар/услугу, которая максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар/услугу, которая наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ними.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения.
Вместе с тем любой товар или услуга после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие или услуга проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новой услуги или товара должна быть опережающей и достаточно долговременной.
Чтобы полнее понять сущность конкурентоспособности, отметим несколько важных моментов [23, с. 29]:
- а) конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т.д.;
- б) покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них;
- в) как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем.
Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на [22, с. 67]:
- а) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- б) знание поведения и возможностей конкурентов;
- в) знание состояния и тенденций развития рынка;
- г) знание окружающей среды и ее тенденций;
- д) умение создать такой товар и так довести его до потребителя;
- е) чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Сегодня конкурентоспособность стала удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов маркетинга.
Управление конкурентоспособностью продукции организации на примере ...
... конкурентоспособности продукции, глубокого теоретического и методического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность продукции», ее основных факторов и методов оценки. Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью продукции, ... и повышать качество выпускаемой продукции. Товары должны не только ...
1.2 Факторы и стратегия конкурентоспособности компании
Факторы конкурентоспособности – явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации [29, с. 10].
Управление конкурентоспособностью организации – это обеспечение оптимального соотношения составляющих факторов конкурентоспособности в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Основные типы стратегий обеспечения конкурентоспособности представлены на рисунке 1.
Есть фирмы, стратегия конкурентной борьбы которых основана не на специализации, а на более низких издержках производства. Они изготавливают большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и со стандартной ценой.
Другой тип компаний строит конкурентную стратегию на менее рискованных и более дешевых принципах – специализация при узкой номенклатуре продукции. Это продукция высшего мирового уровня в своих классах специализации и стоит недешево.
Рисунок 1 – Стратегии обеспечения конкурентоспособности [36, с. 39]
Следующий тип фирм занимается выпуском узкого круга качественной продукции по дешевым ценам. Такая продукция не отличается изысканными и разнообразными свойствами. Она проста, надежна и дешева.