На современном этапе развития общества вопросы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе, являются одними из перспективных путей активизации личностной позиции участников образовательного процесса. В образовательный процесс на протяжении нескольких лет происходит внедрение новых способов преподавания, применяются новые методики и технологии, такие как: дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучающие видеоматериалы, вебинары, скрин касты, обучение с помощью информационных, электронных технологий и все большую популярность набирает интерактивные технологии.
В поисках более современных форм и методов работы для повышения уровня образования, в реалиях процесса информатизации общества и образования, интерес к компьютерным технологиям увеличивается, при использовании их повышается эффективность освоения учебных материалов. Значительный интерес может представлять специализированный мультимедийный инструмент, основной целью которого является повышение эффективности преподавания. Среди таких современных инструментов, прежде всего, выделяют интерактивные доски.
Интерактивные технологии обучения — это организация учебного
процесса, в которой участники обязательно взаимодействуют друг с другом в коллективном, взаимодополняемом процессе познания.
Для структурирования учебного материала, для удобства хранения и доступа ко всем файлам, на сегодняшний день пользуются популярностью разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по учебным дисциплинам. ЭУМК помогает значительно расширить иллюстративный материал, преподаваемый на уроках за счет, входящих в комплекс мультимедийных материалов, а также предоставляет возможности для самостоятельной подготовки к занятию преподавателей по готовым шаблонам уроков.
Разрабатываемый электронный учебно-методический комплекс содержит в себе интерактивные уроки и позволяет продемонстрировать для преподавателей возможности их использования при обучении предмету «Окружающий мир» в 3-х классах в Муниципальном автономном образовательном учреждении средней образовательной школы (МАОУ СОШ) № 138.
Объект исследования — применение интерактивных технологий в образовательном процессе.
Предмет исследования — учебные материалы по предмету «Окружающий мир».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронный учебно-методический комплекс, позволяющий продемонстрировать для преподавателей возможности использования интерактивных технологий при обучении предмету «Окружающий мир».
Интерактивные технологии обучения
... позицию субъекта обучения. Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) -- направление и помощь процессу обмена информацией: ...
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие интерактивность, проанализировать интерактивные технологии и их использование в образовательном процессе.
2. Проанализировать педагогический процесс обучения предмета «Окружающий мир», а также существующие электронные учебнометодические комплексы с целью определения требований, предъявляемых к электронному учебно-методическому комплексу.
3. Проанализировать и выбрать средства реализации электронного учебно-методического комплекса для демонстрации возможностей интерактивных технологий в образовательном процессе.
4. Разработать интерактивные уроки на примере обучения учащихся 3-х классов предмету «Окружающий мир» в соответствии с учебнометодическим комплектом «Перспектива».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
1.1 Интерактивные технологии
1.1.1 Понятие, формы и средства интерактивности
Термин «интерактивность» inter (взаимный), act (действовать) означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивные средства обучения (ИСО) — средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Интерактивность: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-техника, учитель-техника-ученик.
Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность является составной частью мультимедиа. Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность — демонстрация или первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность — использование гипертекстовой разметки, структура электронных справочников, энциклопедий, баз данных.
3. Взаимная интерактивность — ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире. Примеры приложений этого вида — игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы [17].
Возможности интерактивности:
- иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
- линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
- управление объектами на экране с помощью мыши;
- диалоговая функция справки, обратная связь;
- построения объектов на экране;
- рефлексивные взаимодействия (тесты).
Примеры интерактивных средств обучения:
- первороботы lego nxt mindstorm;
- интерактивные приставки;
- беспроводной планшет;
- документ-камера;
- система интерактивного голосования;
- классические интерактивные доски;
- мультимедийные проекторы;
- компьютеры и оргтехника.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий: компьютером, принтером, мультимедийным проектором, сетью Интернет и интерактивной доской. Однако среди всех компонентов информационнообразовательной среды электронная сенсорная доска с соответствующим программным обеспечением заменяет массу дополнительного оборудования и способна создать информационно-образовательную среду.
Использование интерактивных методов обучения в начальной школе
... применения интерактивных методов обучения в начальных классах, осуществить их классификацию. 2. Установить и раскрыть основные характеристики дидактических принципов применение интерактивных методов в учебном процессе начальной школы. 3. Разработать методы применения интерактивных методов в процессе ...
1.1.2 Интерактивные технологии и их использование в образовательном процессе
Активное применение интерактивных технологий в различных сферах пользования включая индустрию развлечений, научных испытаний, практических и теоретических аспектов работы различных учреждений, а также более всего встречается в сфере образования. Популярное использование интерактивных технологий в самых широких областях происходит за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации, так как такие технологии обладают неординарным представлением информации, привлечением внимания и большим эмоциональным зарядом.
Интерактивные технологии — это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективной работе, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучения с применением интерактивных технологий.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся при помощи интерактивных технологий.
По мнению Д. А. Махотина, интерактивная деятельность, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач [20].
По мнению Е. В. Коротаевой, интерактивное обучение, необходимо рассматривать как многомерное явление, поскольку оно решает одновременно три задачи:
- учебно-познавательную (предельно конкретную);
- коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном);
- социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Автор при этом, отмечает что, интерактивное обучение — это «процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог учащихся между собой и учителем» [17].
На сегодняшний день особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды, то есть системы ресурсов и инструментальных средств, создающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Информатизация школьного образования происходит при использовании интерактивных технологий в образовательном процессе на современных уроках.
В образовательном процессе информация, получаемая на уроках обучаемыми распределяется так, что около 80 % информации воспринимается через органы зрения, около 15 % через слух и оставшиеся 5 % через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике.
Урок как основная форма организации обучения технологии
... практического применения: на уроках технологии. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Урок – основная форма организации обучения в современной школе 1.1 ...
Здесь на помощь и приходит интерактивная доска, соответствующая тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах. Доказано, что у современных детей гораздо выше потребность в визуально представленной информации, даже К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [22].
Интерактивная доска отличается огромным диапазоном возможностей, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в процесс обучения и является действительно активным участником урока.
Интерактивные технологии обеспечивают активизацию деятельности учителя и учащихся на уроке, способствует осуществлению индивидуализации обучения, развитие интереса к предмету, формированию знаний, активизация логического мышления, а также дают пространство для воображения. Благодаря интерактивным технологиям у обучающихся повысился интерес к обучению, появились мотивация и увлеченность учебным процессом, а также нацеленность на достижение результатов. Все это дает возможность улучшить качество обучения [20].
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
1.1.3 Положительные стороны использования интерактивных
технологий в образовании
Интерактивные технологии способствуют:
1. Повышению мотивации школьников к учению.
2. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации.
3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых.
4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
Кроме этого к числу преимуществ использования интерактивных технологий в школьном образовании можно отнести:
- визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
- визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
- одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
- возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
- возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников [3].
Положительных аспектов использования информационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и интерактивные технологии) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:
- организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;
- совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
- внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой;
- повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
- изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя.
1.1.4 Интерактивная доска и технология ее использования в
учебном процессе
Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...
... выносятся: теоретическое обоснование общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе ...
Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор часть системы, в которую также входит компьютер или ноутбук и мультимедийный проектор. Компьютер передает изображение на проектор, а тот выводит его на доску. Управление компьютером осуществляется при помощи прикосновений к поверхности интерактивной доски, маркером, пальцем или любым предметом. Современные интерактивные доски, из серии Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound (SMART) Board способны обеспечивать одновременную работу у доски нескольких обучающихся. Проекторы обеспечивают высокое качество проекции изображения, позволяющие видеть изображения, видео и веб-сайты с любого места в классе не зависимо от условий освещенности [4].
Интерактивная доска при использовании работает и как монитор компьютера и как обычная доска одновременно. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы тактильно управлять приложениями, запущенными на компьютере или ноутбуке.
Возможности программного обеспечения интерактивной доски SMART Board:
- создание динамических демонстрационных одиночных слайдов;
- создание компьютерных учебных моделей;
- черчение различных схем, как на обычной доске;
- демонстрация видео, фото материалов;
- рисование, вставка пометок в документы;
- сохранение любых изображений, как компьютерные файлы в формате jpeg для дальнейшего редактирования и печати на принтере [30].
В сочетании с традиционными методами обучения на сегодняшний день применяются SMART технологии в обучении. Известно, что в сочетании возможностей традиционных и новых видов технических средств, таких как интерактивные технологии, познавательная активность обучающихся в учебном процессе повышается.
Технологии SMART Board меняют подход к обучению, создают новые возможности и для преподавателя, и для обучающихся:
- это развитие воображения и творческих способностей;
- это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы интерактивного обучения;
- это возможность работать эстетично, интересно и в игровой форме, изучать предмет «Окружающий мир».
Технологии SMART Board позволяют использовать такие приложения, как: Microsoft Office, MS Word, MS Excel, MS PowerPoint [18].
Инструменты Notebook имеющиеся в арсенале SMART Board делают урок наглядным, ярким и запоминающимся.
Интерактивная доска с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
Управляя презентацией в SMART Notebook, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что весь материал, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации [10].
Использование интерактивных средств в процессе обучения младших школьников
... является базой для самостоятельного существования. Применение интерактивных технологий обучения - не самоцель. Это только лишь ... действий обучающихся. Принимая во внимание воздействие современных интерактивных средств на процесс образования, многие ... просторы. Исследованию понятий «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения» посвящены работы Т.И. Долгой, А.А. Журина, ...
1.1.5 Особенности использования интерактивных досок в средней
общеобразовательной школе
В современной школе использование новейших информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии обучения к новой интегрированной, компьютеризированной образовательной среде, включающей в себя возможности интерактивной доски.
Интерактивная доска является мощным педагогическим инструментом взаимосвязи учителя и ученика, она предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, поскольку в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. На интерактивной доске применяется работа в приложениях Microsoft Office: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, а также возможность использовать для демонстрации обучающимся фото- и видеоматериалы [3].
Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об исследуемом объекте: визуальные представления объекта выигрывают, по отношению к сложным или скучным объяснениям словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать объекты, отображаемые проектором по всей доске, использовать интерактивные элементы управления).
Значительное увеличение визуальной составляющей процессов обучения имеет более высокий уровень и значительно помогает преподавателям работать с группой обучающихся [10].
Способность создавать с помощью интерактивных досок динамические уроки, которые привлекают внимание обучающихся, возводит образовательный процесс на новый уровень, каждый урок может вмещать в себе большое количество разнообразной, обширной информации по теме. Преподаватель может вернуться к материалу и проанализировать успех обучающихся и, при необходимости, показать родителям, какие задачи они выполняют на уроке.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является разнообразие форм представления информации, развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися [20].
Использование интерактивных приемов в процессе обучения, снимает нервную нагрузку обучающихся, уроки проходят эффективно, в игровой форме преподносится весь учебный материал, а также дает возможность менять формы деятельности обучающихся.
Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации — визуальной и звуковой. В процессе занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости учитель может увеличить тот или иной элемент нарисованный на поверхности доски, для учащиеся со слабым зрением.
Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет также добиться оптимизации учебного процесса. Использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам образования [17].
Проектные технологии в образовании
... организации проектной деятельности в процессе обучения математики на занятиях кружка «Строительство дачи», анализируется ее внедрение в учебный процесс и анализируются результаты проведенной работы. Приложения ... работы. Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология ...
Информационные технологии дают мощный инструмент в руки учителя начальных классов по предмету «Окружающий мир». Использование технических средств обучения на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- общекультурные [19].
Создавать электронный учебно-методический материал к комплексу по предмету «Окружающий мир» необходимо, исходя из потребностей обучения конкретной темы, так, чтобы он гармонично использовался на различных этапах урока, был содержательным и рациональным, а не только просто разнообразил учебный процесс. Они позволяют на высоком уровне развивать вербально-логический, наглядно-действенное, пространственный, визуальный тип мышления, благодаря тому, что сочетается слуховое и зрительное восприятие сложного теоретического материала.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, наиболее популярные их них это интерактивные доски.
1.2 Педагогический анализ процесса обучения предмету
«Окружающий мир»
1.2.1 Характеристика муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 138
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138 сокращенное наименование МАОУ СОШ № 138 расположена по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, 87 а.
Интерфейс официального сайта МАОУ СОШ № 138 представлен на рисунке 1 [6].
Рисунок 1 — Интерфейс официального сайта средней общеобразовательной школы № 138
Целью деятельности учреждения является формирование общей культуры личности обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов, создание основы формирования технической культуры, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социально-адаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации.
Целью программы развития МАОУ СОШ № 138 на 2017–2020 гг. «Профильная школа XXI века» является создание оптимальных организационно-педагогических условий для развития многопрофильной школы, развитие мотивации к познанию и творчеству, готовности и способности к непрерывному образованию и созидательной деятельности в условиях изменений в высокотехнологичных отраслях промышленности региона и Российской Федерации.
Для своевременного получения информации на базе общеобразовательной школы сформирована база электронно-образовательных ресурсов, к которой обучающиеся и преподаватели имеют доступ.
Оборудование используется для обеспечения современного уровня образования, а также для самостоятельной работы и применение полученных знаний на практике выполняют основную роль, в функции образования давая учащимся необходимые знания, установленные в стандартах обучения.
Для организации деятельности и подготовки к учебным занятиям обучающимся и преподавателям предоставляется возможность работы за персональными компьютерами с выходом в сеть Интернет (по графику работы библиотеки).
Методика обучения технологии машинной вышивки
... обучения школьников машинной вышивке Машинная вышивка изучается в 11 классе в разделе «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ» и на ... тем технологическое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Само понятие «технология», введенное в название нового учебного ... добывать необходимые знания, выполнять графические работы, определять свою профессиональную пригодность. Технологические ...
Сформирована база видеоматериалов и электронных приложений к учебникам для обучающихся и учителей [12].
Стандарты обучения направлены на регулирование качества образования. Образование в начальной школе является базой для перехода на ступень основного общего образования. В начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; формируются универсальные учебные действия; развивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству, совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Учебный (образовательный) план образовательного учреждения (ОУ) состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, отражает содержание образования, обеспечивающее решение важнейших задач современного начального образования:
1) формирование гражданской идентичности обучающихся;
2) их приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям, информационным технологиям;
3) готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
4) формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
5) личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
1.2.2 Анализ учебно-методической документации обучения учащихся 3-х классов предмету «Окружающий мир»
Современный период развития образования в России характеризуется внедрением новых требований, обязательных при реализации основной образовательной программы (ООП) общего образования, которые выражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного образования (ОО) [23].
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют достаточно высокие требования к образованию в целом. Корректируются и изменяются в реалиях сегодняшнего образования с применением информационно-коммуникативных технологий.
В соответствии с ФГОС ОО предметными результатами освоения общей образовательной программы (ООП) по предмету «Окружающий мир» являются:
1. Понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире [24].
Требования стандарта невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий, поэтому в настоящее время повсеместно вводятся в образовательный процесс, особенно в учреждениях общего образования, элементы интерактивного технического обучения.
Интерактивные технологии обучения сегодня перед учителем начальных ...
Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средст организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению ... жизненной ситуации, событию. Для эффективного использования интерактивного использования интерактивного обучения учитель должен тщательно планировать свою работу: дать задание ученикам для предварительной ...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» входит в федеральный учебно-методический комплект — Перспектива. Цель рабочей программы: образовательный и воспитательный аспекты. Задачи рабочей программы комплексные: развивающие, образовательные и воспитательные. Основные идеи: многообразия мира, целостности мира, уважения к миру.
Ведущие методы и методические приемы обучения: проблемнопоисковый подход, наблюдения, опыты, творческие задания, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование; наглядные методы, словесные, практические. Формы обучения: урок, экскурсия, внеурочная деятельность, лаборатория. Материально-техническое обеспечение учебной программы: книгопечатная продукция, наглядные пособия, электроннонаглядные пособия, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, игры и игрушки, натуральные объекты, интерактивные уроки.
Согласно рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» на его изучение в 3-м классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа учебного предмета «Окружающий мир» рассчитана на 270 часов (в 1 классе — 66 ч., во 2, 3 и 4 классах — по 68 ч.).
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы начального общего образования «Окружающий мир». Обучение ведется по учебно-методическому комплекту (УМК) «Перспектива» для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе «Окружающий мир» издательство «Просвещение» (авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая [15].
Программа предмета «Окружающий мир» по УМК «Перспектива» изучается в 3 классе, на изучение отводится 68 часов и включает следующие тематические разделы:
1. Радость познания (11 часов).
2. Мир как дом (19 часов плюс 2 часа резерв).
3. Дом как мир (20 часов плюс 2 часа резерв).
4. В поисках Всемирного наследия (8 часов плюс 6 часов резерв) [13].
Проектируемый электронный учебно-методический комплекс по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе разрабатывается на примере обучения учащихся 3-х классов предмету «Окружающий мир» по разделу «В поисках Всемирного наследия» по УМК «Перспектива» и включает в себя уроки-путешествия по Китаю, Греции, Египту, Иерусалиму, а также по достопримечательностям России, а именно озеро Байкал и Московский Кремль.
1.2.3 Теоретические основы методов и приемов интерактивного обучения на уроках окружающего мира в средней общеобразовательной школе
В современной обучающей среде возникает проблема потери многими обучающимися интереса к обучению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство форм, методов и приемов организации учебного процесса. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого само проявления на уроках. Для решения проблемы необходимо разнообразие методов обучения, внедрение в них новых технологий и содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.
Метод в переводе с греческого «methodos» — «способ продвижения к истине». Метод — это процесс взаимодействия между учениками и учителем, в результате которого происходит усвоение и передача знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В образовании можно выделить несколько моделей обучения:
1) пассивная — ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
2) активная — ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная — inter (взаимный), act (действие).
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся, участники являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивные методы обучения можно использовать на различных этапах урока: эмоциональный настрой, мотивация в начале урока, активизация имеющихся и получение новых знаний, рефлексия и т.д.
В последнее время широкое применение на уроках «Окружающего мира» получили интерактивные методы обучения. Использование их в обучении решает большое количество задач: развитие познавательного интереса к теме, активизация учебной деятельности учащихся на уроках, способствование формированию творческой личности ученика, предоставление возможности для взаимного обучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Учащиеся понимают и запоминают материал, который они усвоили благодаря активному участию в процессе обучения. Учитель только направляет учеников на достижение цели.
Универсальных методов обучения в педагогике нет, использование только одного метода в процессе обучения невозможно, обязательно применяется комплексный подход. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог должен комбинировать несколько методов обучения.
В обучении применяются 2 типа уроков:
Традиционные типы уроков:
- изучение нового материала;
- формирование и закрепление новых знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- комплексное применение знаний;
- проверка и оценка знаний;
- комбинированный урок [19].
Нетрадиционные типы уроков:
- урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
- урок-экскурсия (интерактивные карты, презентации с фотографиями и историческими фактами);
- урок-праздник (День Победы, 8 марта, Масленица и т.п.);
- урок-диалог (педагог и обучающие применяют риторику, развивают умение общаться);
- урок-игра (применяются педагогические инструменты и различные средства обучения);
- урок-викторина (вопрос-ответ, кроссворды, задания для тренировки памяти и ума);
- кино-урок (просмотр кинофильмов, обучающих видео роликов);
- урок-путешествие (видеофайлы, интерактивные презентации);
- урок-спектакль (урок-сказка по ролям);
- урок-проект (презентационный материал представления и защиты проектов).
В педагогический процесс внедряются инновационные технологии обучения на основе информационных компьютерных технологий. С целью обучения преподавателей и обучающихся новым технологиям, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, разработан ЭУМК по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе на примере предмета «Окружающий мир» за 3 класс по УМК «Перспектива». С позиций системного подхода содержание курса может рассматриваться как совокупность взаимодействующих между собой подсистем: экологических знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и отношений. Особым блоком современного знания можно считать экологическое знание, которое отражает системноструктурное взаимодействие в мире [7].
При разработке данного ЭУМК по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе в качестве примера был выбран предмет «Окружающий мир» за 3 класс по УМК «Перспектива», по причине взаимодействия методики интерактивного обучения с окружающей средой, в которой на данный момент преобладают информационные компьютерные технологии.
2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ
2.1 Теоретические аспекты разработки электронного учебнометодического комплекса
2.1.1 Общая характеристика электронного учебно-методического комплекса
С появлением новых компьютерных технологий, структурировать материал и подбирать или создавать его под конкретные дисциплины в образовательном процессе становится проще, но это затратное занятие по времени.
В настоящее время в системе общего образования даются лишь минимальные сведения о той или иной области обучения, поэтому для обучения необходим дополнительный материал. Для поиска подходящих мультимедийных материалов, которые бы удовлетворяли техническому оснащению, стандартам обучения, подходили по темам учебной программы, по возрастным рамкам обучающихся уходит много времени и сил.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) — это структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов [18].
На сегодняшний день пользуются популярностью разработки ЭУМК по учебным дисциплинам, но в свободном доступе их очень мало, они разрабатываются под конкретные рабочие программы. ЭУМК значительно расширяет иллюстративный материал, преподаваемый на уроках за счет использования мультимедийных материалов, а также предоставляет возможности для самостоятельной подготовки к занятию преподавателей по готовым шаблонам уроков [25].
ЭУМК — важный программный продукт, который обеспечивает продуктивность и непрерывность учебного процесса. В виду значимости электронных учебно-методических комплексов в мультимедийной среде образовательного процесса, цель их создания заключается в удобстве преподнесения материала обучающимся [21].
ЭУМК по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе разработан для подготовки преподавателей к учебным занятиям по окружающему миру с применением интерактивных средств, так как он облегчает преподнесение изучаемого материала для обучающихся, за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) — это программный мультимедиа комплекс с учебными материалами по определенному предмету (учебное электронное издание).
Электронное учебное издание частично заменяет или дополняет основной учебник.
При разработке ЭУМК выделяют следующие общие принципы: наглядности; научности; осознанности и действенности знаний; последовательности и преемственности; обновление содержания образовательных методов подачи материала; гибкости материала; системности; комплексности; доступности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; активности и самостоятельности обучения новым технологиям; последовательности; оптимизации учебного процесса; индивидуализации обучения и развитие индивидуальных образовательных потребностей; эффективности обучения.
Дидактические функции ЭУМК:
- структурно-систематизирующая;
- мотивационно-стимулирующая;
- интерактивная;
- закрепления;
- информационная;
- контроля полученных знаний.
Достоинства ЭУМК:
- разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-, видео-, графической информации;
- учет индивидуальных особенностей обучаемого;
- повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации.
Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к урокам с их применением, так и во время их проведения:
- недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей;
- сложности в интеграции компьютерных технологий в поурочную структуру занятий;
- отсутствие доступа к кабинету информатики или отсутствие необходимого технического оборудования;
- недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе [16].
ЭУМК используется для подготовки и проведения уроков по окружающему миру преподавателями, в классах с установленной интерактивной доской SMART Board. ЭУМК удобен для преподавателя потому, что он позволяет экономить время на подготовку к урокам, представлять учебный материал в формате визуализации, а также с помощью компьютера, интерактивной доски и проектора преподаватель может быстро и эффективно давать знания, увлекать в образовательный процесс обучающихся.
2.1.2 Требования к электронным учебно-методическим комплексам
Внутренний состав ЭУМК может варьироваться в зависимости от содержания конкретного предмета обучения или дисциплины.
ЭУМК включает в себя мультимедийный курс, представляющий собой комплекс связанных структурированных дидактических единиц, которые представлены в цифровом формате, который содержит все компоненты учебного процесса.
Мультимедийный курс — средство комплексного воздействия на обучающего путем согласования иллюстративной, анимационной, справочной, тренажерной и контролирующей частей [10].
Структура и пользовательский интерфейс ЭУМК имеют целью осуществлять эффективную помощь в процессе изучения материала.
Электронная учебно-методический комплекс позволяет осуществлять:
- автоматизацию и интенсификацию педагогического труда;
- простоту хранения больших информационных массивов;
- использование гипертекстового и мультимедийного представления информации;
- учет индивидуальных способностей обучающегося (индивидуальная учебная траектория);
- комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса для пользователей [7].
С одной стороны, проблема методического обеспечения состоит в том, что в настоящее время для данного курса существует не так много печатной и электронной учебной литературы, рекомендованной или допущенной Министерством образования РФ для использования в учебном процессе [14].
Кратко остановимся на информационно-технологических требованиях для создания и использования ЭУМК. При создании ЭУМК необходимо соблюдать следующие требования:
- структуризация материала;
- визуализация материала;
- озвучивание основного и дополнительного материала;
- наличие гибкой системы навигации;
- использование видеозаписей.
К основным интерактивным возможностям, которые должен иметь ЭУМК относятся:
- возможность перехода к избранному разделу;
- система гиперссылок, с помощью которых должны быть выстроены связи разделов;
- навигация с помощью кнопок перехода;
- система полнотекстового поиска;
- презентации обзорные лекции по предмету.
Содержательная составляющая ЭУМК должна соответствовать общим принципам создания ЭУМК и возрастным особенностям группы, к которым адресован создаваемый продукт.
Так компонентами ЭУМК должны быть:
- методические рекомендации по работе с ЭУМК;
- программа курса (ориентировочный тематический план);
- многоуровневый учебный комплекс;
- справочно-обобщающий материал курса;
- наглядные материалы;