Разработка единой энергетической политики ЕС

Дипломная работа

Импорт газа является весомой составляющей всего импорта энергоресурсов, более того, более 1/3 газа приходит в Европу со стороны России. Эти факторы заставляют задуматься о существовании зависимости стран ЕС от импорта газа.

Энергетическая зависимость стран ЕС

Показатель «Энергетическая зависимость» показывает степень зависимости экономики от импорта энергоресурсов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей. Рассчитывается как соотношение чистого импорта и суммы валового внутреннего потребления энергии.

График 2. Зависимость от импорта энергоресурсов

Источник: Евростат Energy production and imports // Eurostat Statistic Explained — http: //ec. europa. eu/eurostat/statistics-explained/index. php/Energy_price_statistics 02. 02.2016

На Графике 2. видно, что из представленных здесь европейских стран только Норвегия (которая не входит в ЕС и сама является экспортером газа), а так же в меньшей степени Эстония, Исландия и Дания не зависят от импорта энергоресурсов. Наиболее высокие показатели зафиксированы у Мальты, Ирландии, Кипра, Люксембурга, Италии и Бельгии. Показатели Германии, Греции, Венгрии, Австрии, Словакии, Литвы и Латвии также выше среднего по Европе.

Таким образом, подавляющее большинство европейских стран зависят от импорта энергоресурсов. Первое место занимает импорт сырой нефти (Таблица 3.), далее — природный газ. В период с 2003 — 2013 год уровень зависимости рос.

Таблица 3. Показатель зависимости от импорта энергоресурсов

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего

48,8

50,2

52,2

53,6

52,9

54,7

53,7

52,8

54,0

53,3

53,2

Твердое топливо

35,0

38,2

39,4

41,7

41,5

44,9

41,1

39,5

41,7

42,2

44,2

Сырая нефть

78,5

80,7

82,4

83,8

83,5

85,0

84,1

85,2

86,0

88,2

88,4

Природный газ

52,0

53,6

57,1

60,3

59,5

61,7

63,4

62,2

67,1

65,8

65,3

Источник: Евростат

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/energeticheskaya-politika-es/

Можно заметить, что показатель зависимости от импорта природного газа за рассматриваемый период вырос сильнее всего. В связи с этим, рассмотрим ценообразование на европейском рынке природного газа.

Ценообразование на рынке газа

Рисунок 1. Сегментация газового рынка ЕС

Источник: BP statistical review 2014

Говоря о формировании цен на газ, важно отметить то, что европейский газовый рынок поделён на множество отдельных рынков, закупка газа производится из разных источников по разным ценам (Рисунок 1).

Преобладают долгосрочные контракты, привязанные к ценам на нефть. Развитие спотовой торговли происходит неравномерно, если на западных рынках она довольно распространена, то на рынках восточной Европы данный вид торговли находится на начальном этапе. В силу транспортных издержек, разницы в инфраструктуре, нормативно-правовых требованиях и стандартах, цены на газ по всей Европе формируются по-разному.

Уже сейчас, в конце первой главы, можно сделать краткие выводы о состоянии европейской энергетической архитектуры. Проводимая ЕС энергетическая политика, несмотря на долгую эволюцию, все еще стоит на пути дальнейшей интеграции. Европейский союз устанавливает единые правила в энергетической сфере на уровне Союза, однако на практике существует 28 национальных нормативно-правовых рамок. Данное положение дел усложняет проведение энергетической политики на уровне ЕС и препятствует достижению высокого уровня энергетической безопасности стран-членов. Тому доказательством служит усиление зависимости от импорта энергоресурсов, среди которых особое внимание заслуживает природный газ, 1/3 поставок которого приходиться на одного поставщика — Россию.

Положительными моментами являются развитие альтернативных источников энергии, рост ВИЭ в общем энергопотреблении и повышение энергоэффективности. Однако этих мер не достаточно для обеспечения энергобезопасности стран ЕС. Создание единой политики и интегрированная энергетическая система ЕС приведут к повышению эффективности рынка путем наличия конкуренции, гармонизации цен и обеспечения надежности поставок.

Игрок 2

Признаться

Отрицать

Игрок 1

Признаться

-3, — 3

0, — 6

Отрицать

-6, 0

-1,-1

Смысл дилеммы заключается в том, что если в игре имеется равновесие по Нэшу Равновемсие Нэмша — набор стратегий в игре для двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, если другие участники своих стратегий не меняют. , оно не обязательно ведет к исходам, эффективным по Парето Оптимум по Парето — это такое состояние экономики, при котором общество получает максимально возможный уровень полезности из имеющихся на данный момент ресурсов и технологий, и уже ни один участник рынка не в состоянии увеличить свою долю, не ухудшив тем самым положение других. . Игроки выбирают стратегию («признаться», «признаться»), в то время как им обоим было бы выгоднее выбрать стратегию («отрицать», «отрицать»).

Такая ситуация возникает из-за отсутствия координации между участниками игры. Так и в нашем случае, интересным является вопрос, приведет ли кооперация стран ЕС к исходу эффективному по Парето.

Я рассмотрю следующий вариант кооперации: введение единой закупочной цены между странами ЕС, равной цене на границе с Германией.

Для начала я дам характеристику динамике торговых отношений Европы и России. Обратимся к Графику 4., который иллюстрирует зависимость цены российского газа IMF, Primary Commodity Prices от цены на нефть Fred Economic Data, Crude Oil Prices: Brent — Europe. Согласно прогнозу, цены на газ повторяют динамику цен на нефть с небольшим временным лагом.

График 4. Зависимость цены газа от цены на нефть

Источник: Прогноз построен автором на основании статистики IMF и Fred Economic Data

Контракты на поставку российского газа устроены таким образом, что цена газа индексируется в соответствии с ценой корзины нефти. Таким образом, выявив тенденцию к спаду, дадим прогноз цен на российский газ на ближайшие 10 лет. Построим линию тренда (График 5.), коэффициент детерминации (R 2 ) которой равен 0,9, что говорит о высокой достоверности прогноза.

График 5. Прогноз динамики цен на газ, 2010-2015 гг. (горизонтальная ось: 1 деление=1 месяц)

Источник: Прогноз построен автором на основании статистики IMF, Fred Economic Data

Итак, согласно прогнозу, средняя цена на российский газ будет падать.

Теперь посмотрим динамику цен на газ по отдельным странам ЕС. Газпром официально не раскрывает свои цены на газ для европейских стран, так что восстановим их, имея цену за 2013 год, опубликованные в газете «Известия». Следует отметить, что индивидуальные цены на газ для стран Европы держаться в тайне, однако цены за 2013 год находятся в открытом доступе. Таким образом, индивидуальные цены на газ посчитаны из расчета их привязки к ценам на нефть, при помощи коэффициента вверху таблицы Отношение индивидуальной закупочной цены 2013 года и цены нефти того же года.

В Таблицах 5. и 6. представлена динамика изменения закупочных цен пяти крупнейших импортеров и пяти стран, имеющих наименьшую долю объема поставок российского импорта.

Таблица 5. Восстановленные индивидуальные цены на российский газ пяти крупнейших импортеров

Источник: Составлено автором на основании статистики IMF и Fred Economic Data

Таблица 6. Восстановленные индивидуальные цены на российский газ пяти стран, имеющих наименьшую долю объема поставок

Источник: Составлено автором на основании статистики IMF и Fred Economic Data

Закупочные цены российского газа для пяти крупнейших импортеров являются одними из самых низких по ЕС. Самый дешевый газ Россия поставляет для Великобритании. В то же время, страны, потребляющие наименьший объем газа платят за него по более высоким ценам.

Такую весомую разницу в ценах можно объяснить рядом факторов:

  • Существование системы скидок для крупных поставщиков

— Страны с наиболее высокой ценой, такие как Босния и Герцеговина, Македония и Польша не имеют альтернативных поставщиков, а то время как, к примеру, Великобритания, страна с самой низкой закупочной ценой, имеет множество торговых возможностей.

  • Политические отношения между странами

Интересным является тот факт, что, несмотря на довольно крупные объемы поставок в Польшу (за 2015 год Польша импортировала около 9 млрд. кубометров российского газа), закупочная цена является наибольшей среди крупнейших импортеров. Объем импорта российского газа в страны ЕС за последние 5 лет в целом вырос (Таблица 7.).

За рассматриваемый период можно наблюдать рост объема поставок, пик которых пришелся на 2013 год.

Таблица 7. Объем реализации природного газа в Европу через «Газпром экспорт» (млрд. куб. м)

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Объем, млрд куб м

136,8

150

149,9

161,45

146,6

158,6

Источник: Газпром Статистика поставок // Газпром экспорт — http: //www.gazpromexport.ru/statistics/ 11. 02.2016

Теперь рассмотрим вариант кооперации — введение единой закупочной цены на территории ЕС. Я буду рассматривать два сценария:

1) Страны ЕС по отдельности торгуют с Россией и 2) Кооперация стран ЕС в торговле с Россией. Цель — доказать или опровергнуть гипотезу о том, что кооперация в данной ситуации окажется выгоднее.

Для этого проведем сравнительный анализ издержек предложенных мною выше сценариев. Обратимся к Таблице 8.

Таблица 8. Данные по импорту газа в страны ЕС за 2013 год

Источник: Составлено автором на основании данных с официального сайта Газпрома и IMF

Цена 1 — цена за 1 млрд. куб м. газа, установленной в 2013 году по каждой стране ЕС. Цена 2 — средняя цена российского газа за 2013 год (цена газа на границе с Германией).

С помощью этих данных, можно подсчитать затраты первого и второго сценария (Таблица 9).

Выгода на уровне ЕС от введения единой средней цены на газ составляет 1 721 993 105 млрд. долл. США.

Таблица 9. Сравнение затрат первого сценария

Сценарий

Страны ЕС торгуют по разным ценам

Страны ЕС торгуют по Единой цене

Затраты, млрд долл США

55 731 140 000

54 009 146 895

Источник: Расчеты автора

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/energeticheskaya-politika-es/

Далее, я подсчитала затраты лишь для 10 крупнейших импортеров российского газа (Таблица 10., страны, выделенные голубым цветом), за исключением Великобритании, так как цена за российский газ для Великобритании самая низкая.

Подсчитав затраты этой вариации, получаем результаты, представленные в Таблице 10. В таком случае, выгода от введения единой цены составляет уже 2 449 516 030 млрд. долл США.

Таблица 10. Сравнение затрат второго сценария

Сценарий

10-стран торгуют по разным ценам

Единая цена для 10 стран

Затраты, млрд. долл США

48 034 630 000

45 585 113 970

Источник: Расчеты автора

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/energeticheskaya-politika-es/

Однако для половины участников, а именно Австрии, Германии, Франции, Болгарии и Венгрии средняя цена на газ все так же является выше индивидуальной. Очевидно, что Газпром не согласится на снижение цен путем введения средней цены лишь для стран, в которых цена на газ является выше среднего, не потребовав что-либо взамен. Таким образом, возникает вопрос, согласятся ли страны Западной Европы на повышение цены.

Несмотря на явный приоритет для всего ЕС, маловероятно, что торговать по средней цене согласятся страны, чья закупочная цена является гораздо ниже среднего. Таким образом, введение единой закупочной цены является неэффективным по Парето для ряда европейских стран. Странам ЕС с индивидуальной ценой ниже средней гораздо выгоднее продолжать торговать на прежних условиях. Более того, введение единой закупочной цены ставит страны в неравные условия из-за их разной удаленности от поставщика. Возникнет ситуация, в которой страны Западной Европы, платившие за газ меньшую сумму, будут платить больше, нежели страны Восточной Европы, в силу затрат на транспортировку.

Кроме того, проанализировав динамику изменения индивидуальных цен, можно заметить, что вместе со снижением цены появляется тенденция к ее сглаживанию и устранению столь сильных различий. Так, если в 2013 году разница между ценами Великобритании и Македонии составляла 251$ за тысячу кубометров, то в 2016 она уменьшилась до 107$. Однако данная тенденция наблюдается лишь в условиях снижения цен на нефть.

Итак, введение единой закупочной цены на уровне ЕС представляется маловероятным в условиях сложившейся энергетической архитектуры. Страны ЕС имеют разных поставщиков, импорт газа в принципе является неконсолидированным мероприятием. Вместе со снижением цены на нефть, разница в ценах на газ постепенно сглаживается, можно наблюдать тенденцию к гармонизации цен. Тем не менее, перед Европой все также стоит важная задача — разработка единой системы по гармонизации закупочных цен и нахождению более выгодных условий для стран ЕС, испытывающих наибольшие трудности в вопросах импорта и энергетической безопасности. В следующем пункте главы я предложу возможные варианты проведения единой энергетической политики ЕС, основываясь на данных, полученных ранее.