^
структурой отрасли
первого подхода
-
удельный вес производства отдельного предприятия (или отрасли) в общем объеме производства отрасли (или комплексной отрасли);
-
удельный вес стоимости основных средств предприятия (или отрасли) в общей стоимости основных средств отрасли (или комплексной отрасли);
-
удельный вес численности работающих на предприятии (или в отрасли) в общем количестве работающих в отрасли (или комплексной отрасли);
-
коэффициент опережения К оп , который характеризует насколько более быстрыми или медленными темпами развивается отдельное предприятие (или отдельная отрасль) по отношению к отрасли в целом (или комплексной отрасли):
Т i
Коп = ————, (2)
Т отр
где Т i – темп роста отдельного взятого предприятия (или отрасли), %;
Т отр – темп роста отрасли (или комплексной отрасли), %.
Первые четыре показателя можно использовать как для оценки отраслевой структуры комплексных отраслей, в состав которых входят специализированные отрасли, так и для оценки структуры узкоспециализированных отраслей, где определен перечень конкретных предприятий их составляющих.
Для промышленности также характерно определение соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями. В настоящее время опережающий рост производства добывающих отраслей по сравнению с перерабатывающими говорит об отрицательных тенденциях в развитии экономики страны в целом (см. табл. 2);
— Для большинства производственных отраслей определяется соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство товаров народного потребления).
Положительным фактором является опережающий рост производства в отраслях группы Б.
Анализ отраслевой структуры, в данном случае, позволяет оценить сосредоточение производства в рамках отдельного предприятия и часто используется при оценке перспективности вложений средств в предприятия отдельных отраслей на уровне регионов. А также используется для определения приоритетных отраслей, в которые необходимо вкладывать средства.
Анализ производства продукции на предприятии
... В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ООО «Дизайн Бетон». В первой главе работы рассмотрена теоретическая сторона вопроса, вторая глава посвящена анализу производства продукции этого предприятия, характеристика предприятия, приведены расчеты основных показателей работы предприятия, рассмотрен порядок ...
Следует отметить, что для получения объективной информации о перспективах развития отдельных предприятий и отраслей, данные показатели необходимо рассчитывать не только в абсолютных значениях. Рекомендуется оценивать их изменения за определенный период времени, а также рассчитывать показатели эффективности использования рабочей силы и основных средств (например, показатели производительности труда, фондоотдачи и т.п.) в сравнении с другими предприятиями.
второго подхода
1) доля рынка ( Х i ), которая характеризует удельный вес продаж предприятия в общем объеме продаж отрасли:
Q i
Х i = ———, (3)
Q отр.
где Q i — объем продаж отдельно взятого предприятия;
Q отр – общий объем продаж отрасли.
Если товар отрасли однородный, то показатели объема продаж берутся в натуральных показателях, независимо от колебания цен на товары разных продавцов (например: таким образом рассчитывается показатель доли рынка производителей зерна, производителей черных и цветных металлов).
Если товар отрасли имеет существенные различия в качественных параметрах или, если в состав отрасли входят товары-заменители, то показатели объема продаж берутся в стоимостном выражении (таким образом рассчитывается доля предприятий на большинстве товарных рынков: продукты питания, бытовая техника и т.д.).
При этом показатель доли рынка одного и того же предприятия на разных товарных рынках будет иметь разное значение;
2) однако, с течением времени показатель доли рынка может изменяться, поэтому о темпах развития предприятия можно говорить на основе анализа:
При этом темп роста доли рынка говорит об изменении доли предприятия на рынке по сравнению с базовым или прошлым периодом. С помощью коэффициента опережения можно оценить положение предприятия в сравнении с другими предприятиями отрасли. Если К оп. <� 1, то предприятие наращивает объемы продаж медленнее, чем отрасль в целом, если Коп. > 1, то предприятие наращивает объемы продаж быстрее, чем отрасль в целом.
Однако К оп. может быть больше 1 в двух случаях. В случае, если темпы роста отрасли превышают 100 %, что говорит об увеличении общего спроса на товар и как следствие, о перспективности и привлекательности самой отрасли. И в случае, когда темп роста отрасли меньше 100 %, что говорит о снижении объема продаж в отрасли. При этом коэффициент опережения отдельного предприятия может быть больше единицы, что свидетельствует о том, что по какой-либо причине объемы продаж предприятия снижаются более медленными темпами, чем объемы продаж отрасли в целом. Причиной данной ситуации может быть то, что отрасль находится на этапе спада. Возможно, предприятие «не заметило» этого и не предприняло никаких мер по постепенному снижению объемов продаж и уходу с рынка, или то, что предприятие за счет различных методов стимулирования спроса смогло сохранить объемы продаж или снижение его объемов продаж идет более медленными темпами по сравнению с другими предприятиями;
Отрасль в условиях рынка
... быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в стране предприятий и отраслей высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, ... показателей, характеризующих развитие экономики, формируют экономическую конъюнктуру. Рынок и его субъекты Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи ...
-
для оценки эффективности использования труда, в первую очередь, управленческого персонала используется показатель суммы прибыли в расчете на одного управляющего;
-
для оценки эффективности использования капитала предприятия рассчитывается показатель рентабельности капитала.
Могут также использоваться показатели:
-
удельный вес стоимости основных средств предприятия в общей стоимости основных средств отрасли;
-
удельный вес численности работающих на предприятии в общем количестве работающих в отрасли и др.
Но их использование, как и использование показателей суммы прибыли в расчете на одного управляющего и рентабельности капитала, затруднено, так как существует проблема выделения доли основных средств и численности работающих, занятых в производстве каждого наименования товара.
Здесь также, для получения более объективной картины, рекомендуется оценивать показатели отдельных предприятий в сравнении с другими предприятиями и в динамике.
Следует подчеркнуть, что основным и наиболее часто используемым показателем структуры отрасли в условиях второго подхода к понятию «отрасли» является показатель доли рынка предприятий.
Независимо от того какая структура определяется, существует проблема доступа к исходной информации. И здесь возможны два варианта – либо использование открытой статистической информации, но она носит ограниченный характер и для большинства пользователей доступна лишь в виде официально опубликованных статистических отчетов. Либо проведение специальных исследований, что требует значительных затрат времени и средств.
^
На отраслевую структуру могут оказывать влияние ряд факторов:
Действие положительного эффекта масштабов производства
Рассмотрим три ситуации в условиях равенства общей величины спроса. В первой ситуации на рис. 5 минимальный уровень ATC достигается при значительных объемах производства, а значит в этой отрасли наиболее эффективны
будут эффективны как крупные предприятия, так и небольшие предприятия, так как минимальный уровень АТС достигается и при больших и при небольших объемах производства (при объемах производства от Q 1 до Q2 ).
Примером такой ситуации являются большие и маленькие магазины, легкая промышленность и небольшие ателье по пошиву одежды и др.;
типов рынка
географического рынка
Сегмент рынка
Доля импорта/экспорта
Также, если определять структуру товарного рынка по объемам производства предприятий, то полученные данные могут быть искажены вследствие того, что часть произведенной продукции будет вывозится за пределы географического рынка. Соответственно эта часть продукции не будет представлена на исследуемом географическом рынке и должна быть исключена при анализе структуры рынка;
Переплетение личных и финансовых связе
Стохастические (вероятностные) факторы
Процессы специализации и кооперирования в отрасли
Научно-технический прогресс (НТП).