Актуальность развития конструктивно — модельной деятельности детей дошкольного возраста
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. № 273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования») в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включена конструктивно-модельная деятельность для дошкольного возраста. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Конструирование означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [1].
Конструктивно — модельная деятельность позволяет ребенку с легкостью начинать ориентировочную деятельность, которая постепенно становиться более целенаправленной и осмысленной, увлекает ребенка возможностью поэкспериментировать.
В результате конструктивно-модельной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного образования – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.
Общеразвивающая направленность конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности);
- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части элементарных математических представлений) [2, 6 с.].
Цель: разработать программу развития конструктивно-модельной деятельности средствами Лего-конструирования.
Коррекция психического развития в дошкольном возрасте
... -педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Там он означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, ...
Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты организации конструктивно-модельной деятельности в педагогических исследованиях.
- Особенности применения Лего-конструирования для детей дошкольного возраста.
- Разработать план реализации программы формирования конструктивно-модельной деятельности средствами Лего-конструирования.
- Предоставить методическую разработку занятия по программе формирования конструктивно-модельной деятельности средствами Лего-конструирования.
Глава 1 Теоретические аспекты организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста
- Сущность конструктивно-модельной деятельности
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.
В федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Основные цели и задачи конструктивно-модельной деятельности:
- приобщать к конструированию;
- развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов;
- приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;
- развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие;
- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы;
- упражнять в конструирование по графическим моделям;
- совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности [3, п.2.6].
Через конструирование ребенок познает окружающий мир, а итогом освоения линии познания становиться способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез, построение и использование наглядных моделей и пр. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).
Особенности конструктивного мышления дошкольников
... отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает ...
Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности [5, 2 c.].
Конструктивно-модельная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивно-модельная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Наконец, конструктивно-модельная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т.д.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрические формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному – конструирование из природного и бросового материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.д.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отражение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя ка разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п. [5, 3 c.].
- Формы организации обучения конструирования
Существуют следующие формы организации обучения конструированию (Л.A. Парамоновой):
Конструирование по образцу, Конструирование по модели, Конструирование по условиям, Конструирование по простейшим чертежам, Конструирование по замыслу
В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме [4, с.6].
Моделирование как средство развития конструктивной деятельности
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научатся строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку. В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Моделирование – это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж – своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому.
Конструктивно-модельная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка.
Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающихся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе.
Таким образом, конструктивно-модельная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста [5, 5 с.].
Глава 2 Реализация способов лего-конструирования в процессе развития конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Перспективный план совместной образовательной деятельности /младший дошкольный возраст 3-4 года/
Первое полугодие:
- формировать умение называть детали лего-конструктора «Дупло»;
- простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями;
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями;
- формировать умение воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу [6, 8 с.].
Учебно-методический план
- Количество учебных недель в году – 36.
- Количество учебных часов (занятий) – 72.
Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине образовательной ситуации проводятся физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу (25)
- Преобразование образца по условиям (4)
- Конструирование по замыслу (7)
Перспективное планирование в младшей группе
Месяц |
Тема |
Цели |
1 |
2 |
3 |
Сентябрь |
Знакомство с лего-кабинетом |
Познакомить с лего-конструктором (кирпичик, лапка, клювик и т.д.).
Закреплять знания цвета и формы |
Ворота для заборчика |
Формировать умение выполнять простейшую конструкцию (из мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину |
|
Пирамидка |
Формировать умение строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору |
|
Башенка |
Формировать умение строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
|
Октябрь |
Здравствуй, лес! |
Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья |
Мы в лесу построим дом |
Развивать творческое воображение. Формировать умение подражать звуками движением персонажей (медведя, лисы, зайца). Формировать умение строить дом из лего-конструктора |
|
Разные домики |
Закреплять умение строить домики. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Ноябрь |
Мебель для комнаты |
Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Формировать умение анализировать образец |
Мебель для кухни |
Закреплять умение строить мебель. Запоминать названия предметов мебели |
|
Печка |
Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Формировать умение строить печку из конструктора |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Декабрь |
Утята в озере |
Формировать умение внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят |
Волшебные рыбки |
Рассказать о рыбах. Формировать умение строить рыб из конструктора. |
|
Мостик через речку |
Формировать умение строить мостик, точно соединять детали |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Январь |
Построим загон для коров |
Закреплять понятия «высокий», «низкий». Формировать умение выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию |
Грузовая машина |
Формировать умение создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали |
|
Домик фермера |
Формировать обобщенные представления о домах. Формировать умение сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь).
Познакомить с понятием «фундамент» |
|
Мельница |
Рассказать о мельнице. Развивать воображение, фантазию |
|
Февраль |
Машина с прицепом |
Формировать умение строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования |
Пожарная машина |
Познакомить с профессий пожарного. Формировать умение строить пожарную машину |
|
Кораблик |
Рассказать о кораблях. Формировать умение строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Март |
Детская площадка |
Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки |
Горка для ребят |
Продолжать знакомить с детской площадкой. Развивать память и наблюдательность |
|
Все работы хороши |
Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник).
Формировать умение отличать их по внешнему виду. Воспитывать уважению к труду взрослых |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Апрель |
Ракета |
Рассказать о космосе. Формировать умение строить ракету. |
Луноход |
Рассказать о луноходе. Формировать умение строить из деталей конструктора |
|
Космонавты |
Продолжать знакомить с космосом. Формировать умение строить космонавтов из маленьких деталей |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Животные в зоопарке |
Рассказать о зоопарке. Формировать умение строить утку, слона. |
|
Вольер для тигров и львов |
Формировать умение строить всем вместе одну поделку. |
|
Крокодил |
Продолжать знакомство с зоопарком. Формировать умение строить крокодила. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Содержание образовательной деятельности
Сентябрь
(знакомство с конструктором)
- Знакомство с лего-кабинетом
Цели:
— познакомить с лего-конструктором;
- закреплять знания цвета и форма.
Оборудование: лего-конструктор.
- Ворота для заборчика
Цель:
- формировать умение выполнять простейшую конструкцию (из мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.
Оборудование: образец, маленькие куколки, мягкое лего.
- Пирамидка
Цели:
- учить строить простейшие постройки;
- формировать бережное отношение к конструктору.
Оборудование: картинка с изображением пирамидки, игрушки, наборы деталей конструктора.
- Башенка
Цели:
- учить строить простейшие постройки;
- формировать бережное отношение к конструктору.
Оборудование: картинка с изображением башенки, игрушки, наборы деталей конструктора.
Октябрь
- Здравствуй, лес!
Цель: познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.
Оборудование: стихотворения И.Токмаковой о деревьях, иллюстрации леса и деревьев (дуб, сосна, ель, осина, ива), наборы деталей конструктора.
- Мы в лесу построим дом
Цели:
- развивать творческое воображение;
- учить подражать звуками движением персонажей (медведя, лисы, зайца);
- учить строить дом из лего-конструктора.
Оборудование: игрушки (медведь, лиса, заяц), наборы деталей конструктора.
- Разные домики
Цель: закреплять умение строить домики.
Оборудование: образцы домиков (больших и маленьких), наборы деталей конструктора.
- Конструирование по замыслу
Цели:
— закреплять полученные навыки;
- учить заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и мелкие игрушки. Педагог просит назвать детали, вспомнить какие постройки из них уже выполнялись и обыгрывались с помощью игрушек, стоящих на столе. Затем предлагает построить то, что хотят дети. Перед выполнением задания педагог спрашивает, что они будут строить. По окончании работ, дети рассказывают, ка строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
Ноябрь
- Мебель для комнаты
Цели:
— развивать способность выделять в предметах их функциональные части;
- учить анализировать образец.
Оборудование: наборы игрушек «Комната куклы Ани» и деталей конструктора.
- Мебель для кухни
Цели:
- закреплять умение строить мебель;
- запоминать названия предметов мебели.
Оборудование: картинки с изображением мебели, образцы, наборы лего «Дупло».
- Волшебные рыбки
Цели:
- рассказать о рыбах;
- учить строить рыб из конструктора.
Оборудование: иллюстрации с изображением рыб, наборы деталей конструктора.
- Мостик через речку
Цель: учить строить мостик, точно соединять детали.
Оборудование: куколки, образец мостика, наборы деталей конструктора.
- Конструирование по замыслу
Цели:
— закреплять полученные навыки;
- учить заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и мелкие игрушки. Педагог просит назвать детали, вспомнить какие постройки из них уже выполнялись и обыгрывались с помощью игрушек, стоящих на столе. Затем предлагает построить то, что хотят дети. Перед выполнением задания педагог спрашивает, что они будут строить. По окончании работ, дети рассказывают, ка строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
Январь
- Построим загон для коров
Цели:
- закреплять понятия «высокий», «низкий»;
- учить выполнять задания по условиям;
- развивать творчество, воображение, фантазию.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
- Грузовая машина
Цели:
- учить создавать простейшую модель грузовой машины;
- выделять основные части и детали.
Оборудование: грузовая машина, образец постройки, наборы деталей конструктора.
- Домик фермера
Цели:
- формировать обобщенные представления о домах;
- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными;
- развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь);
- познакомить с понятием «фундамент».
Оборудование : образец постройки домика, наборы деталей конструктора.
- Мельница
Цели:
- рассказать о мельнице;
- развивать воображение, фантазию.
Оборудование: картинка с изображением мельницы, образец.
Февраль
- Машина с прицепом
Цели:
- учить строить машину с прицепом;
- развивать навыки конструирования.
Оборудование: модель и схема грузовой машины, грузовая машина с прицепом из конструктора.
- Пожарная машина
Цели:
- познакомить с профессий пожарного;
- учить строить пожарную машину.
Оборудование: пожарная машина, образец машины из конструктора.
- Кораблик
Цели:
- рассказать о кораблях;
- учить строить более сложную постройку;
- развивать внимание, навыки конструирования.
Оборудование: образец корабля, видеоматериал или иллюстрации (кораблики), аудиозапись звуков моря, наборы деталей конструктора.
- Конструирование по замыслу
Цели:
— закреплять полученные навыки;
- учить заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и мелкие игрушки. Педагог просит назвать детали, вспомнить какие постройки из них уже выполнялись и обыгрывались с помощью игрушек, стоящих на столе. Затем предлагает построить то, что хотят дети. Перед выполнением задания педагог спрашивает, что они будут строить. По окончании работ, дети рассказывают, ка строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
Март
- Детская площадка
Цели:
- показать детскую площадку;
- построить песочницу, лесенки.
Оборудование : наборы конструктора лего «Дупло», образец, игрушечные человечки.
- Горка для ребят
Цели:
- продолжать знакомить с детской площадкой;
- развивать память и наблюдательность.
Оборудование: лего-конструктор «Дупло», образец.
- Все работы хороши
Цели:
- познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник);
- учить отличать их по внешнему виду;
- воспитывать уважению к труду взрослых.
Оборудование: иллюстрации с изображением людей различных профессий, наборы лего-конструктора.
- Конструирование по замыслу
Цели:
— закреплять полученные навыки;
- учить заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и мелкие игрушки. Педагог просит назвать детали, вспомнить какие постройки из них уже выполнялись и обыгрывались с помощью игрушек, стоящих на столе. Затем предлагает построить то, что хотят дети. Перед выполнением задания педагог спрашивает, что они будут строить. По окончании работ, дети рассказывают, ка строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
Апрель
- Ракета
Цели:
- рассказать о космосе;
- учить строить ракету.
Оборудование: картинки, образец, наборы деталей конструктора.
- Луноход
Цели:
- рассказать о луноходе;
- учить строить из деталей конструктора.
Оборудование : картинки, образец, наборы деталей конструктора.
- Космонавты
Цели:
- продолжать знакомить с космосом;
- учить строить космонавтов из маленьких деталей.
Оборудование: фотографии, картинки, образец, наборы деталей конструктора.
- Конструирование по замыслу
Цели:
— закреплять полученные навыки;
- учить заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и мелкие игрушки. Педагог просит назвать детали, вспомнить какие постройки из них уже выполнялись и обыгрывались с помощью игрушек, стоящих на столе. Затем предлагает построить то, что хотят дети. Перед выполнением задания педагог спрашивает, что они будут строить. По окончании работ, дети рассказывают, ка строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
Май
- Животные в зоопарке
Цели:
- рассказать о зоопарке;
- учить строить утку, слона.
Оборудование: картинки, фотографии, образцы, макет зоопарка, наборы деталей конструктора.
- Вольер для тигров и львов
Цель: учить строить всем вместе одну поделку.
Оборудование: большой набор мягкого лего-конструктора, игрушечные львы.
- Крокодил
Цели:
- продолжать знакомство с зоопарком;
- учить строить крокодила.
Оборудование : аудиозапись песни крокодила Гены из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка», образец из лего-конструктора «Дупло».
- Конструирование по замыслу
Цели:
— закреплять полученные навыки;
- учить заранее обдумать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Оборудование: наборы деталей конструктора.
Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и мелкие игрушки. Педагог просит назвать детали, вспомнить какие постройки из них уже выполнялись и обыгрывались с помощью игрушек, стоящих на столе. Затем предлагает построить то, что хотят дети. Перед выполнением задания педагог спрашивает, что они будут строить. По окончании работ, дети рассказывают, ка строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
2.2 План-конспект образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию «Зоопарк»
во второй младшей группе
Вид детской деятельности:
Цель: развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.
Задачи:
- образовательные – формировать детей строить вольеры из деталей конструктора ЛЕГО, закреплять основные цвета, активизировать в речи слова-признаки «высокий — низкий», «большой-маленький», названия животных.
- воспитательные – воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними, желание оказывать помощь игрушечным героям.
- развивающие – развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.
Предварительная работа:, Оборудование:, Ход занятия:, ВВОДНАЯ ЧАСТЬ, Сюрпризный момент., Воспитатель:, ЛЕГО-человек:
Дети: Здравствуйте!
ЛЕГО-человек:, Воспитатель:
Дети: Да, поможем!
Воспитатель:
Дети: Потому что он сделан и деталей конструктора ЛЕГО.
Воспитатель:
Дети: Из конструктора!
Воспитатель:
Дети: Это домик для животных.
Воспитатель:
«Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо леса, мима гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый …
Дети: Поезд!
Воспитатель:
Найдите на вагончиках такие же кирпичики, какие нарисованы на ваших билетиках. (Дети сравнивают картинки нарисованные на билетах с ЛЕГО-кирпичиками, расположенными непосредственно на вагончиках, находят свой вагончик и садятся.)
Воспитатель:, Звучит музыка: «Едет, едет паровоз…», Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, детали одинакового цвета?
- А какого они цвета?
- А по размеру они одинаковые? (уточнить размер)
- Как детали соединяются между собой?
(Ответы детей).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (содержательный, деятельностный этап), Воспитатель:
Но прежде чем начать строить, надо размять наши пальчики.
Физминутка – пальчиковая гимнастика
Ну-ка, братцы, за работу! Сгибаем и разгибаем пальчики
Покажи свою охоту! Кулачками стучим по столу
Постучим мы кулачком,
Словно гвоздик с молотком! Кулачки друг об друга
Раз, два, три, четыре, пять! Кулачками по столу
По столу стучим опять! Ладошками по столу
Воспитатель:
Дети строят.
Воспитатель помогает по ходу работы.
Воспитатель:
Дети: Большой.
Воспитатель:
Дети: Маленький.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексивный этап), Воспитатель:
Дети «заселяют» животных в вольеры.
Воспитатель:
Было много кирпичей.
Каждый был совсем ничей.
А теперь детали
Крепкой стенкой встали.
Ой, ребята, животным так понравились их дома и ЛЕГО-человеку тоже, они говорят вам большое спасибо! Теперь наш зоопарк будет радовать всех жителей этой волшебной страны!
А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.
Расцветай ЛЕГО – страна
А нам домой возвращаться пора.
Закрывайте глазки –
Мы уходим из этой сказки.
Заключение
Реализуя цель исследования по изучению теоретических аспектов организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста, сущности конструктивно-модельной деятельности и форм организации обучения конструирования, мы пришли к следующим выводам:
Через конструирование ребенок познает окружающий мир, а итогом освоения линии познания становиться способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез, построение и использование наглядных моделей и пр. Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Совместная конструктивно-модельная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться и работать дружно, не мешая друг другу. Наконец, конструктивно-модельная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию. Все из описанных этих форм конструирования оказывают позитивное воздействие на развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, которые формируют их творческое развитие.
Во второй главе был разработан перспективный план совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и конспект НОД по Лего-конструированию «Зоопарк».
В ходе проведения занятия в группе у детей возрос интерес к конструктивной деятельности. Они стали самостоятельно применять в работе схемы. Использовали при постройках разные способы соединения деталей, стали комбинировать детали, перенимали друг у друга имеющийся опыт работы, устраивали между собой соревнования.
Большинство детей старались, чтобы постройки были прочными, сами проверяли друг у друга постройки на прочность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование ЛЕГО-конструирования создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать.
Считаю, что поставленная цель и задачи были реализованы в полном объеме
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/attestatsionnaya/yi-o-lego-konstruirovanii/
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
- Конструктивно-модельная деятельность детей дошкольного возраста: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации (парциальная программа для педагогов ДОУ) / составители С.Н. Обухова, Г.А. Рябова, М.Н. Романенко, В.Г. Симонова. – Челябинск: издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. – 75 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.
- Фешина, Е.В. «LEGO конструирование в детском саду»: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.
- — 5 с.