нефтебаза безопасность арматура насос
Система нефтепродуктообеспечения играет важную роль в развитии нашей страны. Промышленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство, население не обходятся без нефтепродуктов — топлив, масел, смазок, растворителей. Их поставки потребителям осуществляются через широкую сеть нефтебаз и автозаправочных станций (АЗС).
Современная нефтебаза — это сложное и многообразное хозяйство. Оно включает резервуарные парки, разветвленные трубопроводные коммуникации, мощное насосно-силовое оборудование, разнообразные сливоналивные устройства и др. Технически правильная, рациональная эксплуатация объектов нефтебаз возможна только хорошо подготовленными специалистами, имеющими четкое и ясное представление о применяемых технике и технологиях. Актуальной задачей является предотвращение потерь нефтепродуктов от разлива, испарений, загрязнения и т. п.
Практика является важной составной частью учебного процесса по основной образовательной программе высшего профессионального образования и включается в учебные планы всех форм обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Практика имеет своей целью знакомство с основными принципами работы предприятий и их подразделений, на основе теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин, улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, закрепление знаний по управленческим, а так же проверку умения студентов использовать полученные знания, ориентироваться в ситуациях, требующих принятия управленческих решений, работать в публичной сфере.
1. ТБ при работе на нефтебазе
1 Область применения и распространения Правил
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горючесмазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций (далее — Правила) устанавливают требования по охране труда, обязательные для исполнения при эксплуатации нефтебаз, складов горючесмазочных материалов (ГСМ), стационарных автозаправочных станций и передвижных автозаправочных станций (ПАЗС), их зданий, сооружений, основного и вспомогательного оборудования.
Правила распространяются на работников и работодателей нефтебаз, складов ГСМ, стационарных, передвижных, контейнерных и малогабаритных автозаправочных станций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие Правила не устанавливают новые требования в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. На указанных объектах следует руководствоваться соответствующими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке.
Проектирование строительства автозаправочной станции
... Городские; Сельские; Речные. 5. По нормативным параметрам типовых проектов: По числу топливозаправочных колонок; По числу заправок в часы пик; По количеству заправляемых машин в сутки; По общей вместимости резервуаров. Многотопливная ...
При выполнении работ, не предусмотренных настоящими Правилами (земляных, строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных, перевозок и перемещения грузов, работ с ионизирующими и электромагнитными излучениями и др.), необходимо руководствоваться соответствующими нормативными актами.
2 Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников
Нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС — сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаро-, взрывоопасны. В связи с этим работники нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов.
Основные физические опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенная (пониженная) подвижность воздуха;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- электромагнитные поля;
- излучения в области низких и сверхнизких частот;
- повышенный уровень статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли.
Основным опасным и вредным химическим фактором является токсичность многих нефтепродуктов и их паров, особенно этилированных бензинов. [5]
1.3 Допускаемые уровни опасных и вредных производственных факторов
Движущиеся машины, механизмы и подвижные части производственного оборудования, являющиеся опасными производственными факторами, должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов.
Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата рабочей зоны производственных помещений и открытых площадок должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов.
4 Требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов
Безопасность производственных процессов на нефтебазах, складах ГСМ, АЗС и ПАЗС достигается профилактическими мерами по предупреждению опасной аварийной ситуации и должна быть обеспечена:
- применением технологических процессов приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
- применением производственного оборудования, удовлетворяющего требованиям нормативной документации и не являющегося источником травматизма и профессиональных заболеваний;
- обустройством территории нефтебаз, складов ГСМ, АЗС;
- применением надежно действующих и регулярно проверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, переработки и передачи информации;
- применением быстродействующей герметичной запорной и регулирующей арматуры и средств локализации опасных и вредных производственных факторов;
- профессиональным отбором, обучением работников, проверкой их знаний и навыков безопасности труда;
- применением средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- осуществлением технических и организационных мер по предотвращению взрыва и противопожарной защите.
Производство работ в местах, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность, должно осуществляться по наряду-допуску на работы повышенной опасности. Перечень таких работ, а также перечни должностей специалистов, имеющих право выдавать наряд-допуск и руководить этими работами, утверждаются работодателем или лицом им уполномоченным.
Нормативный акт: Правила безопасности при эксплуатации нефтебаз
... пожарной безопасности при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемыми правилами пожарной безопасности в Российской Федерации и правилами пожарной безопасности при эксплуатации организаций нефтепродуктообеспечения. 1.6.3. Взрывобезопасность производственных процессов на нефтебазах, ... хранения и отпуска нефтепродуктов должны предусматриваться ...
Для взрывоопасных технологических процессов приема, хранения и отпуска нефтепродуктов должны предусматриваться автоматические системы противоаварийной защиты, предупреждающие образование взрывоопасной среды и другие аварийные ситуации при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых параметров во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние.
1.5 Требования по охране окружающей природной среды
Эксплуатация нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС не должна приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, водоемов и почвы) вредными веществами выше допустимых норм.
К числу основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, относятся пары нефтепродуктов, а также дымовые газы котельных.
Для предотвращения загрязнения водоемов и почвы вредными веществами производственно-дождевые сточные воды нефтебаз в обязательном порядке должны очищаться. Необходимая степень очистки должна обосновываться с учетом места сброса сточных вод и установленного норматива предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющего вещества.
Для уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо осуществлять мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов от испарения, разливов, снижению выбросов загрязняющих веществ со сточными водами и дымовыми газами и повышению качества их очистки.
6 Требования пожаро- и взрывобезопасности
Нефтепродукты пожаро- и взрывоопасны. При неправильной организации технологического процесса или несоблюдении определенных требований возникают пожары со взрывами, которые приводят к авариям, термическим ожогам и травмированию работников.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемым правилами пожарной безопасности в Российской Федерации и правилами пожарной безопасности при эксплуатации организаций нефтепродуктообеспечения.
Взрывобезопасность производственных процессов на нефтебазах, складах ГСМ, АЗС и ПАЗС должна обеспечиваться предупреждением возникновения взрывоопасной ситуации, а также взрывозащитными, организационно-техническими мероприятиями.
Исполнение электрооборудования и средств автоматизации, размещенных во взрывоопасных зонах, должно соответствовать классификации помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предусмотренной правилами устройства электроустановок и правилами пожарной безопасности при эксплуатации организаций нефтепродуктообеспечения.
Электрические контрольно-измерительные и автоматические приборы, устанавливаемые во взрывоопасных помещениях и на наружных установках, должны соответствовать установленным требованиям. [2]
2. Правила пожарной безопасности на нефтебазах
1 Общие положения
Работники при оформлении на работу проходят вводный противопожарный инструктаж, а затем непосредственно на рабочем месте — первичный инструктаж. Не реже чем через каждые 6 месяцев на рабочем месте проводится повторный инструктаж.
При изменении правил пожарной безопасности, изменениях технологического процесса, нарушении работником требований безопасности труда, перерыве в работе (более чем на 30 календарных дней) проводится внеплановый инструктаж.
Повторный и внеплановый инструктажи проводят по программе противопожарного инструктажа на рабочем месте. В общем случае программа должна содержать следующие вопросы:
- порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
- специальные мероприятия для отдельных процессов производства, несоблюдение которых может вызвать пожар;
- порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
- места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
- порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержание и хранение спецодежды;
- предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры, газоанализаторы и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
- обязанности и действия работающих при пожаре, в том числе: правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
- порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
- порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений подразделения.
Перед выполнением работ, на которые оформляется наряд-допуск, проводится текущий инструктаж, что фиксируется в наряде-допуске на выполнение работ.
Вводный противопожарный инструктаж проводит, как правило, ответственное лицо, назначенное приказом по предприятию.
Инструктаж на рабочем месте проводит должностное лицо, назначенное приказом ответственным за пожарную безопасность (или за производство опасных работ) в цехе, мастерской, лаборатории и на складе, причем этот инструктаж обязательно должен быть проведен при переводе работников из одного цеха в другой применительно к условиям пожарной безопасности цеха, лаборатории или производственного участка.
2 Программа вводного противопожарного
Противопожарные правила и инструкции (применительно к объекту).
Характеристика производственных участков, наиболее опасных в пожарном отношении.
Возможные причины возникновения пожаров и меры по их предупреждению, показатели пожаровзрывоопасности нефтепродуктов, а также других веществ и материалов, хранимых и применяемых на объекте.
Наличие и расположение на объекте средств извещения о пожаре.
Действия в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, применение первичных средств пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей).
Характеристика огнетушащих веществ, первичных средств пожаротушения и правил пользования ими.
О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа.
3 Программа инструктажа на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый)
Общие сведения о технологическом процессе, применяемых на производственном участке (в цехе) веществах и материалах и их показателях пожаровзрывоопасности.
Противопожарный режим (содержание проходов, выходов, подходов к средствам пожаротушения, режим курения и т.д.).
Возможные источники зажигания, меры предупреждения пожара (взрыва).
Обязанности работающих при возникновении пожара.
Средства и способы тушения, техника безопасности при работе по ликвидации очага пожара.
Стационарные и автоматические средства пожаротушения и сигнализации на производственном участке (в цехе), порядок их применения (пуска).
Проведение вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте должно сопровождаться практическим показом приемов работы с первичными средствами пожаротушения. [1]
Нефтебаза — это самостоятельное предприятие с резервуарным парком и комплексом зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенное для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов.
Основными задачами нефтебаз являются:
- обеспечение бесперебойного снабжения потребителей нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте;
- сохранность качества нефтепродуктов и сокращение до минимума потерь при их приеме, хранении и отпуске потребителям.
Нефтебазы подразделяются:
- по функциональному назначению — на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
- по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов — на железнодорожные, водные (речные, морские), трубопроводные, автомобильные и комбинированные;
- по номенклатуре хранимых нефтепродуктов — на нефтебазы для легковоспламеняющихся нефтепродуктов, нефтебазы для горючих нефтепродуктов и нефтебазы общего назначения.
Основными показателями функционирования нефтебазы являются грузооборот нефтепродуктов и вместимость резервуарного парка.
По объему грузооборота нефтебазы подразделяются на пять групп в соответствии с таблицей 1.
В зависимости от вместимости нефтебазы подразделяются на категории согласно таблицей 2.
Вместимость склада нефтебазы определяется как суммарная вместимость резервуаров и тары для хранения нефтепродуктов.
При определении общей вместимости нефтебазы не учитываются:
- промежуточные резервуары (у сливоналивных эстакад);
- расходные резервуары котельных, дизельных, электростанций, одиночных сливоналивных устройств (до 3 стояков), топливозаправочных пунктов;
- резервуары пунктов сбора отработанных нефтепродуктов и масел;
- резервуары для уловленных нефтепродуктов и разделочные резервуары (уловленных нефтепродуктов) на очистных сооружениях производственной или производственно-дождевой канализации.
Нефтебазы размещают на специальной территории, с общими объектами инженерно-транспортной инфраструктуры с другими промышленными предприятиями, с учетом рационального использования природных и материальных ресурсов, охраны от загрязнения окружающей природной среды (воздуха, вод, почвы).
Таблица 1- По объему грузооборота
Группа нефтебазы |
Грузооборот, тыс. т/год |
1 |
свыше 500 |
2 |
свыше 100 до 500 включительно |
3 |
свыше 50 до 100 включительно |
4 |
свыше 20 до 50 включительно |
5 |
до 20 включительно |
Таблица 2- Вместимость нефтебазы
Категория нефтебазы |
Максимальная вместимость одного резервуара, м3 |
Общая вместимость нефтебазы, м3 |
I |
— |
свыше 100000 |
II |
— |
свыше 20000 до 100000 включительно |
IIIa |
до 5000 включительно |
свыше 10000 до 20000 |
IIIб |
до 2000 включительно |
свыше 2000 до 10000 |
IIIв |
до 700 включительно |
до 2000 включительно |
При проектировании и реконструкции нефтебаз и их отдельных объектов следует соблюдать требования СНиП II-89-80, СНиП 2.07.01-89, СНиП 2.11.03-93.
Территорию нефтебазы необходимо разделять по функциональному использованию на зоны и участки с учетом технологических описи, грузооборота и видов транспорта, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и других требований.
Наименование зон, участков и примерный состав размещаемых в них сооружений, зданий и других объектов.
На нефтебазах предусматривают внутреннее и наружное (в т.ч. охранное) освещение. Охранное освещение должно предусматриваться раздельно от сети наружного освещения.
Для освещения резервуарных парков следует применять прожекторы, установленные на мачтах, расположенных непосредственно за пределами обвалования резервуаров.
На нефтебазах I и II категорий в помещениях для операторов и диспетчеров, а также в помещениях продуктовых насосных площадью более 250 м3 следует предусматривать аварийное освещение.
Нормы освещенности — по СНиП 23-05-95.
Территория нефтебазы должна быть ограждена продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м.
Таблица 3 — Наименование зон, участков и примерный состав размещаемых в них сооружений, зданий и других объектов
Наименование зоны |
Наименование участка |
Примерный состав зданий, сооружений, объектов, размещаемых в пределах зоны участка |
Производственная |
Железнодорожного приема и отпуска |
Эстакады железнодорожные сливоналивные или одиночные сливоналивные устройства для железнодорожных цистерн, промежуточные резервуары (у сливоналивных эстакад), насосные компрессорные, складские здания для нефтепродуктов в таре, погрузочно-разгрузочные площадки, лаборатории, расфасовочные пункты приема отработанных нефтепродуктов с резервуарами данных пунктов, железнодорожные весы и другие объекты, связанные со сливоналивными операциями, а также входящие в их состав подсобно-производственные и бытовые здания и сооружения. |
Водного приема и отпуска |
Причалы и пирсы, насосные и другие объекты и устройства, связанные со сливоналивными операциями, а также входящие в их состав подсобно-производственные и бытовые здания и сооружения. |
|
Автомобильного отпуска |
Площадки налива в автоцистерны, разливочные, расфасовочные, раздаточные колонки, автовесы, операторные, другие объекты и устройства, связанные с наливными операциями, а также входящие и их состав |
|
подсобно-производственные здания и сооружения. |
||
Подсобная |
Очистных сооружений |
Сооружения и установки для очистки нефтесодержащих сточных вод, включая резервуары-отстойники, буферные и разделочные резервуары, канализационные насосные и другие объекты, связанные с сооружениями очистки, лаборатории, связанные с анализом сточных вод, а также входящие в их состав подсобно-производственные и бытовые здания и сооружения. |
Водоснабжения и противопожарной защиты |
Водопроводные и противопожарные насосные станции, резервуары или водоемы противопожарного запаса, дизельные с расходными резервуарами, помещения хранения противопожарного оборудования |
|
Подсобных зданий и сооружений |
Сооружения теплоснабжения, включая расходные резервуары топлива и топливонасосные, здания и сооружения подсобно-производственного назначения (ремонтно-механические мастерские, складские и другие помещения, гараж и т.п.), сооружения бытовой канализации. |
|
Внешнего энергоснабжения |
Трансформаторная подстанция. |
|
Административно-хозяйственных зданий и сооружений |
Цеха вспомогательного назначения с размещением в них административно-хозяйственных и бытовых |
|
помещений, проходной, лабораторий, мехмастерских и мастерских по ремонту КИПиА, аккумуляторной, сооружений связи и других помещений. |
||
Резервуарного парка |
Хранения нефтепродуктов |
Резервуары для нефтепродуктов, теплообменники, насосные, компрессорные, а также входящие в их состав подсобно-производственные сооружения. от сливоналивных железнодорожных эстакад, оборудованных сливоналивными устройствами с двух сторон (считая от оси ближайшего к ограждению пути) — не менее 15 м;
При размещении нефтебазы на территории других предприятий необходимость устройства ограды устанавливается заказчиком в задании на проектирование. Нефтебазы I и II категории независимо от размеров площадки должны иметь не менее двух выездов на автомобильные дороги общей сети или подъездные пути нефтебазы. Для прохода людей на территорию нефтебазы и выхода с территории необходимо устраивать отдельные калитки или проходные помещения. Вход на территорию посторонним лицам воспрещается. Для пешеходного движения по территории нефтебазы должны быть устроены асфальтированные или мощеные тротуары шириной не менее 0,75 м. Все дороги и проезды на территории необходимо содержать в исправности, своевременно ремонтировать, в зимнее время очищать от снега, а в ночное время освещать. Возможность закрытия отдельных переездов и участков дорог для ремонта (или по другим причинам) должна согласовываться с пожарной охраной нефтебазы. На период ремонтных и других работ на дорогах должны быть оставлены проезды шириной не менее 3,5 м или устроены мостики через траншеи. На свободных площадках нефтебазы допускается посадка лиственных деревьев и кустарников, разбивка газонов. При этом расстояние от них до обвалования резервуаров должно быть не менее 5 м. Не допускается использовать для озеленения породы деревьев и кустарников, выделяющие при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена, а также высаживать деревья и кустарники в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление паров нефтепродукта в случае его утечки. В производственной зоне на участках железнодорожного и автомобильного приема-отпуска, а также в зоне резервуарного парка для озеленения следует применять только газоны. Посадка газонов внутри обвалованной территории резервуарного парка не допускается. Территорию нефтебазы следует регулярно очищать от мусора, сухой травы, опавших листьев, производственных отходов, которые необходимо вывозить в места, согласованные с органами пожарной охраны, СЭС, охраны природы. Для сварочных и других огневых работ должна быть подготовлена специально оборудованная и обозначенная знаками площадка. Расположение ее должно быть определено приказом по нефтебазе и согласовано с пожарной охраной. Огневые работы на территории нефтебазы вне отведенных площадок, в помещениях, сооружениях и на технологических установках выполняются только по письменному разрешению руководства нефтебазы в соответствии с «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения» ВППБ 01-01-94. Подземные технологические трубопроводы сети водопровода, канализации и теплоснабжения, кабельные и другие коммуникации, сооружения и колодцы должны иметь на поверхности земли указатели с соответствующей привязкой. Подъезды и подходы к пожарному оборудованию и пожарным гидрантам должны быть всегда свободны: у пожарных гидрантов и пожарных водоемов должны быть вывешены надписи-указатели, позволяющие быстро определять место их расположения. Ответственность за техническую эксплуатацию территории, отдельных цехов и участков нефтебазы несут их руководители. [3] 4. Сливно — наливные операции нефтебаз 1 Сливоналивные устройства для транспортных средств Железнодорожный транспорт Возможные схемы налива железнодорожных цистерн приведены на рисунке 1. Различают налив открытой и закрытой струей, а также герметизированный налив.
Рисунок 1- Схемы налива железнодорожных цистерн. При наливе открытой струей (рисунок 1а) струя нефтепродукта соприкасается с атмосферным воздухом. Это приводит к повышен- ному испарению светлых нефтепродуктов и образованию зарядов статического электричества. И то, и другое нежелательно. Поэтому налив открытой струей применяют ограниченно и только при операциях с темными нефтепродуктами. Налив закрытой струей (рисунок 1б) осуществляется путем опускания шланга до нижней образующей цистерны. Поэтому струя нефтепродукта контактирует с воздухом только в начале слива. Соответственно, при наливе закрытой струей потери бензина, например, почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем случае. Герметичный налив цистерн (рисунок 1в) производится с помощью специальных автоматизированных систем налива (АСН). Их отличительной чертой является наличие герметизирующей крышки 6, телескопической трубы 5 и линии 7 для отвода образующейся паровоздушной смеси (например, на установку отделения углеводородов от ПВС).
Теперь перейдем к рассмотрению сливоналивных устройств, применяемых на нефтебазах. При сливе и наливе нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120 °С и ниже должны использоваться закрытые сливоналивные устройства, а для нефте продуктов с температурой вспышки выше 120 °С и мазутов допускается применять открытые сливные устройства. На рисунке 2 показана наливная двусторонняя эстакада для светлых нефтепродуктов, предназначенная для самотечного или принудительного налива. Коллекторы для нефтепродуктов проложены по бокам вдоль эстакады ниже настила, по которому перемещается персонал. Наливные рукава, присоединенные к наливным стоякам, доходят до нижней образующей цистерн не менее чем на 200 мм, что обеспечивает налив под уровень без падения струи с высоты. Все управление наливом ведется с площадки эстакады.
— штуцер для слива из поврежденных цистерн; 2 — поворотная консоль; 3 — наливной стояк; 4 — гибкий шланг; 5 — коллектор для нефтепродуктов; 6 — коллектор для слива из поврежденных цистерн Рисунок 2 — Двусторонняя наливная эстакада типа НС. Водный транспорт Простейшим типом соединения трубопроводов нефтебаз с наливными судами являются гибкие прорезиненные рукава (шланги). Они изготавливаются диаметром до 350 мм, длиной 4 м, на рабочее давление до 1 МПа. Недостатком прорезиненных рукавов является то, что при сливоналивных операциях довольно часты их разрывы, а это, в свою очередь, приводит к значительному розливу нефтепродуктов. В настоящее время на смену системам с гибкими рукавами приходят стендеры — конструкция из шарнирно-сочлененных трубопроводов, концевая часть (соединитель) которой служит для соединения береговых коммуникаций с приемосливными патрубками трубопроводов на нефтеналивном судне. Диаметр стендеров достигает 500 мм, а рабочее давление в них — 1,6 МПа. Стендеры более надежны, чем гибкие рукава и обеспечивают большую производительность слива-налива. Стендеры изготавливают двух типов: РС — с ручным перемещением подвижных звеньев стендера; АС — с автоматизированным управлением. Условные диаметры стендеров типа РС составляют 100, 150, 200, 250 мм, а типа АС — 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500 мм. Рабочее давление в стендере должно быть не более 1,6 МПа, а гидравлическая система управления рассчитывается на давление до 10 МПа. В настоящее время известен ряд установок приема-отпуска нефтепродуктов с использованием стендеров. Например, установка АС- Н6А-16 (рисунок 3) скомпонована из шести стендеров 3, расположенных на причале по три с каждой стороны от кабины 4 с пультом управления. От маслонапорной станции 1, включающей напорный агрегат и азотный аккумулятор, к стендерам и пульту управления проложены гидрокоммуникации. В пульте управления находятся блок золотников для управления гидроприводами стендеров, селекторный блок золотников для последовательного управления каждым стендером и электрический пульт для управления маслонапорной станцией и осуществления аварийной сигнализации. Стендер представляет собой устройство из семи труб-звеньев, соединенных шестью шарнирами. В исходном положении стендеры присоединены к фальшпатрубкам 2.
— маслонапорная станция; 2 — фальшпатрубки; 3 — стендер; 4 — кабина; 5 -гидрокоммуникации Рисунок 3 — Общий вид установки АСН6А-16. Аналогичную конструкцию имеет установка ≪Лебедь-16≫. Установки автоматизированного налива и слива обеспечивают быстрое и надежное присоединение береговых трубопроводов к наливным судам и безопасность эксплуатации. В них используются системы автоматического аварийного отсоединения стендеров от судов, срабатывающие при их непредвиденных отходах за зону действия стендеров во время налива или слива. Кроме того, предусмотрена откачка балластных вод в береговые очистные сооружения и отвод паровоздушной смеси в газоуравнительную систему в случае герметизированного налива. Автомобильный транспорт Для налива нефтепродуктов в автоцистерны применяют стояки различных типов. Стояки для налива автоцистерн классифицируют:
Налив нефтепродуктов в автоцистерны может осуществляться как через горловину (верхний налив), так и через нижний патрубок автоцистерны (нижний налив).
При герметизированном наливе горловина автоцистерн закрывается специальной крышкой, в которую врезан патрубок, соединенный со шлангом для отвода паровоздушной смеси либо в опорожняемые резервуары, либо на установку улавливания легких фракций (УЛФ). Негерметизированный налив целесообразно применять при отгрузке низколетучих нефтепродуктов. Для предотвращения переливов автоцистерн применяются средства автоматизации. В этом случае наливные стояки оборудуют либо датчиками уровня, либо клапанами-дозаторами, позволяющими производить отпуск заданного количества нефтепродукта. Подобный контроль — обязательное условие герметизированного налива бензинов. Применяются наливные устройства одиночные и объединенные в группы, с ручным и автоматизированным управлением. Группа наливных устройств, управляемых из специального здания — операторной, образует станцию налива. [4] 5. Резервуары нефтебаз Только на крупных нефтебазах резервуарные парки соизмеримы с аналогичными объектами магистральных трубопроводов. В подавляющем же большинстве их суммарный объем не превышает нескольких десятков тысяч кубометров. В связи с относительно малыми объемами годовой реализации общая емкость резервуаров под каждый нефтепродукт обычно невелика. Кроме того, по «Нормам проектирования» для каждого нефтепродукта должно быть предусмотрено не менее 2-х резервуаров. Делается это для того, чтобы один из них при необходимости можно было вывести в ремонт. Поэтому единичная емкость резервуаров на нефтебазах, как правило, небольшая и составляет от 100 до 5000 м3. На нефтебазах, как и на перекачивающих станциях нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, применяются:
Резервуары типов РВС и РГС используются для хранения как светлых, так и темных нефтепродуктов, а типа ЖБР-только для темных. Оборудование резервуаров для светлых нефтепродуктов практически такое же, как у нефтяных: исключены только системы подогрева и размыва донных отложений. На резервуарах для темных нефтепродуктов система подогрева сохранена, но роль дыхательной арматуры играет вентиляционный патрубок, соединяющий газовое пространство резервуара с атмосферой напрямую. Это стало возможным благодаря низкой испаряемости темных нефтепродуктов. Кроме того, вместо хлопушки на конце приемо-раздаточных патрубков устанавливается подъемная труба, благодаря которой из резервуаров откачивается чистый отстоявшийся нефтепродукт из верхних слоев (рисунок 4).
Располагаются резервуары на территории нефтебаз группами: отдельно для светлых нефтепродуктов, отдельно-для темных. [4]
Рисунок 4 — Схема расположения оборудования на вертикальных резервуарах для высоковязких нефтепродуктов 6. Трубопроводная арматура Трубопроводная арматура предназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная. Запорная арматура (задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая (регуляторы давления) — для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная (обратные и предохранительные клапаны)-для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости. Задвижками называются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти. Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, снабженный двумя патрубками для присоединения к трубопроводу (с помощью фланцев или сварки) и шпиндель, соединенный с запорным элементом и управляемый с помощью маховика или специального привода. Место выхода шпинделя из корпуса герметизируется с помощью сальникового уплотнения. По конструкции уплотнительного затвора задвижки делятся на клиповые и параллельные. На магистральных нефтепроводах задвижки оснащают электроприводом. Регуляторами давления называются устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление-до или после регулятора, различают регуляторы типа «до себя» и «после себя». Предохранительными клапанами называются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины. На нефтепроводах применяют мало- и полноподъемные предохранительные клапаны закрытого типа, работающие по принципу сброса части жидкости из места возникновения повышенного давления в специальный сборный коллектор (рисунок 5).
Обратным клапаном называется устройство для предотвращения обратного движения среды в трубопроводе. При перекачке нефти применяют клапаны обратные поворотные -с затвором, вращающимся относительно горизонтальной оси. Арматура магистральных нефтепроводов рассчитана на рабочее давление 6,4 МПа. [4]
Рисунок 5 — Клапан предохранительный КППКЗ-63 (Dy — 50…150) 7. Насосы и насосные станции нефтебаз С помощью насосов нефтепродукты транспортируются при их приеме и отпуске, а также при внутрибазовых перекачках. На нефтебазах применяют главным образом центробежные, поршневые и шестеренные насосы. Наиболее распространены центробежные насосы типов НК (консольные) и НД (с рабочими колесами двухстороннего входа). Консольные насосы НК одноступенчатые; их подача составляет от 30 до 140 м3/ч, а напор -от 45 до 130 м. Насосы типа НД (рисунок 6) бывают одно-, двух- и трехступенчатыми с подачей от 200 до 1700 м3/ч и напором -от 60 до 300 м. Таким образом, их параметры, как правило, значительно отличаются от параметров центробежных насосов, используемых на перекачивающих станциях магистральных трубопроводов.
-всасывающий патрубок; 2 -нагнетательный патрубок; 3-схема жидкости в насосе; 4 -вал насоса и рабочее колесо; 5-крышка насоса (вид снизу) Рисунок 6 — Центробежный насос типа 611ДВ. Схема поршневого насоса простого действия изображена на рисунок 6. В цилиндре 4 перемещается поршень 5. Движение поршню от привода передается через шток 6. К цилиндру присоединена клапанная коробка, в которой размещены два клапана: всасывающий 3, устанавливаемый на всасывающей линии, и нагнетательный 10, устанавливаемый на напорной линии. При движении поршня вправо всасывающий клапан открывается и цилиндр заполняется перекачиваемой жидкостью. Когда же поршень движется влево, всасывающий клапан закрывается и открывается нагнетательный клапан, через который перекачиваемая жидкость вытесняется в нагнетательный трубопровод 11. В качестве привода поршневых насосов используются электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания и паровые двигатели. Схема шестеренного насоса приведена на рисунке 7. Он состоит из корпуса 1, в котором помещены две находящиеся в зацеплении крупнозубые шестерни 2. Корпус охватывает шестерни с небольшим зазором. При вращении шестерни в направлении, указанном стрелками, зубья выходят из зацепления в зоне всасывания (справа). При этом освобождается некоторый объем и в зоне образуется разряжение. В насос засасывается жидкость, которая захватывается зубьями в направлении к стрелкам корпуса и переносится во впадинах между зубьями в зону нагнетания (слева). Выбор тина насоса определяется:
4) обеспеченностью нефтебазы электроэнергией и паром.
— корпус; 2-зубчатое колесо Рисунок 7 — Схема шестеренного насоса Так, центробежные насосы используются, в основном, для перекачки маловязких нефтепродуктов. Это связано с тем, что при работе на маловязких жидкостях данный тип насосов имеет высокий КПД. Область преимущественного применения поршневых и шестеренных насосов -перекачка высоковязких нефтепродуктов. Кроме того, их используют там, где требуются самовсасывающие насосы (например, при операциях по зачистке вагонов-цистерн и барж).
Количество и марку насосов выбирают в соответствии с необходимыми подачей и напором. Обеспеченность нефтебаз электроэнергией и паром влияет на выбор привода насосов и соответственно-самого насоса. Специально оборудованное помещение, в котором устанавливаются насосы вместе с двигателями, называется насосной станцией. По характеру размещения насосные станции делят на стационарные и передвижные. В стационарных насосных (наземных, полуподземных и подземных) оборудование смонтировано на неподвижных фундаментах и связано с емкостями постоянными жесткими соединениями трубопроводов. Оборудование передвижных насосных устанавливается на автомашинах, прицепах, баржах или понтонах (плавучие станции). Передвижные насосные служат для перекачки нефтепродуктов там, где нецелесообразно строить стационарную насосную (на временных складах, судоходных реках и т. д.).
По роду перекачиваемых нефтепродуктов имеются насосные для перекачки светлых нефтепродуктов, темных нефтепродуктов и смешанные. Насосные, предназначенные для перекачки легковоспламеняющихся нефтепродуктов, оборудуются естественной вентиляцией с применением дефлекторов или искусственной вентиляцией с применением вентиляционных установок. Заключение За период прохождения практики ознакомился с объектами нефтебазы. Освоил, как проходит процесс приема и отпуска нефти и нефтепродуктов на нефтебазе. Узнал характеристики насосных станций. Так же узнал, как проходит количественный учет нефтепродукта, как устроена нефтебаза, ее основные задачи, технологическая схема нефтебазы. Каково назначение трубопроводов, способы их соединения, устройство насосной станции и ее оборудование. Так же как важна и сложна слаженность всех сотрудников предприятия, каждый знает свою работу. Практическая деятельность мне помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы юриста. В частности, я научился составлять некоторые виды гражданско-правовых договоров, анализировать их содержание и их форму. В ходе выполнения данной работы пришлось консультироваться с представителями компетентных структур, глубоко изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу и правоприменительную практику. Я еще раз убедился, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Стало понятно, что в настоящий момент, время быстрого обновления законодательной базы, нельзя недооценивать значения электронных информационных систем. Также большую помощь в решении поставленных задач оказала мировая сеть Интернет, в которой можно в настоящее время найти множество полезной информации в области права, а также, которая является средством деловой электронной переписки. Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/otchet/po-neftebaze/ С. Г. Едигаро, С.А. Бобровский. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и газохранилищ. — М.: Недра,1973. 367с. П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. — М.: Недра, 1981. — 176с. Г. В. Шишкин. Справочник по проектированию нефтебаз. — М.: Недра, 1978. — 197с. А. А. Коршак, А. М. Шаммазов Основы нефтегазового дела <http://gazovik-neft.ru/directory/info/labour-protection/01.html >
|