автомобиль технический обслуживание
Автомобиль является современным быстроходным средством передвижения по шоссе и грунтовым дорогам. Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в транспортной системе нашей страны. На его долю приходится свыше 2/3 всех грузоперевозок в народном хозяйстве. Автомобильный транспорт служит для подвоза груза к морским портам, железнодорожным станциям, а так же его практично использовать для перевозки грузов на малые расстояния.
Важнейшим условием высокопроизводительной и бесперебойной работы подвижного состава автомобильного транспорта является обеспечение его современной и производительно-технической базой по ремонту автомобилей, агрегатов и восстановлению изношенных деталей. Поэтому планируется максимальный уровень механизации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, обслуживание подвижного состава высококвалифицированными слесарями, использование современного диагностического и ремонтного оборудования. Также планируется максимально полная механизация моечных работ, для более быстрого поступления автомобилей в зону технического обслуживания и текущего ремонта.
Целью курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Техническое обслуживание(ТО) и ремонт автомобильного транспорта», усвоение основ проектирования и технологического расчета участков ТО, диагностики и текущего ремонта(ТР) подвижного состава автопредприятий. Расчет курсового проекта является заключительным этапом в изучении указанной дисциплины.
1 Характеристика предприятия и объекта проектирования
1.1 Характеристика сельскохозяйственного производственного кооператива
Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) предназначен для деятельности связанной с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Данное предприятие должно быть обеспечено в полном объеме технологическим, организационным оборудованием и организационной оснасткой для выполнения капитального ремонта всех систем и агрегатов автомобиля.
Предприятие находится за пределами пригородной зоны в жарком и сухом климате, а автомобили предприятия используются в холмистой местности с дорогой, покрытой необработанным щебнем.
Подвижной состав предприятия указан в Таблице 1.
Технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобиля
... обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" и регламентирует режимы и другие нормативы по содержанию автомобиля в исправном состоянии. Важными элементами решения проблем управления техническим состоянием автомобилей являются совершенствование технологических процессов ... организации технологического процесса. В наше время современные автотранспортные предприятия нуждаются ...
Таблица 1 — Подвижной состав СПК
Тип подвижного состава |
Количество автомобилей |
Пробег, тыс.км. |
Среднесуточный пробег, тыс. км |
|
ГАЗ — 5301 |
50 |
10 |
50 |
|
ЗИЛ — 157 |
30 |
45 |
50 |
|
ГАЗ — 53 |
220 |
900 |
50 |
|
1.2 Характеристика поста ремонта камер
Пост ремонта камер предназначен для ремонта поврежденных или изношенных автомобильных камер путем их заклейки или вулканизации.
2.1 Корректирование периодичности ТО и ремонта
Исходные нормативы периодичности ТО и пробега до капитального ремонта принимаются из Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Корректирование нормативов выполняется по формулам:
Периодичность ТО-1 рассчитывается по формуле
= , км [1]
где:
- расчетная (скорректирована) периодичность ТО-1, км;
- нормативная периодичность ТО-1, км;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий.
После определения расчетной периодичности ТО-1 проверяется ее кратность со среднесуточным пробегом автомобиля по формуле:
= , [2]
где:
- величина кратности ТО-1;
- среднесуточный пробег автомобиля, км.
Скорректированная до кратности величина периодичности ТО-1 принимает значение:
=, км. [3]
Фактическая периодичность ТО-1 округляется до целых сотен километров.
Выполняем расчет периодичности проведения ТО-1, результаты заносим в Таблицу 2.
Таблица 2 — Скорректированная периодичность ТО-1
Марка автомобиля |
, км |
, км |
, км |
, км |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
50 50 50 |
4000 4000 4000 |
0,9 0,9 0,9 |
0,9 0,9 0,9 |
65 65 65 |
3240 3240 3240 |
3300 3300 3300 |
|
Пример расчета дается по одной марке ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: =40000,90,9=3240(км);
- = =64,8?65;
- =6550=3250?3300(км).
Периодичность ТО-2 рассчитывается по формуле:
= [4]
где:
- расчетная (скорректирована) периодичность ТО-2, км;
- нормативная периодичность ТО-2, км;
После определения величины периодичности ТО-2 проверяется ее кратность по формуле:
= . [5]
где: величина кратности ТО-2.
Скорректированная по кратности периодичность ТО-2 принимает значение:
=, км [6]
Выполняем расчет периодичности проведения ТО-1, результаты заносим в Таблицу 3.
Таблица 3 — Скорректированная периодичность ТО-2.
Марка автомобиля |
, Км |
, км |
, км |
, км |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
50 50 50 |
16000 16000 16000 |
0,9 0,9 0,9 |
0,9 0,9 0,9 |
4 4 4 |
12960 12960 12960 |
13200 13200 13200 |
|
Пример расчета дается по одной марке ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: =160000,90,9=12960(км);
- = =3 (принимаем равную 4);
- =43300=13200(км).
Пробег до кап. ремонта рассчитывается по формуле:
=, км [7]
где:
- расчетный пробег до кап. ремонта, км;
- нормативный пробег до кап. ремонта, км;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификаций подвижного состава.
После определения расчетной величины пробега до капитального ремонта(КР) проверяется ее кратность с периодичностью ТО-1:
= . [8]
Скорректированная по кратности величина пробега до КР принимает значение:
=, км [9]
Выполняем расчет периодичности проведения ТО-1, результаты заносим в Таблицу 4.
Пример расчета дан для автомобиля ГАЗ-5301
ГАЗ-5301: =2500000,91,00,9=202500(км);
- = =61,36?61;
- =613300=201300(км).
Таблица 4 — Скорректированная величина пробега до КР
Марка автомобиля |
, км |
, км |
, км |
, км |
, км |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
50 50 50 |
250000 300000 250000 |
0,9 0,9 0,9 |
1,0 1,0 1,0 |
0,9 0,9 0,9 |
61 73 61 |
3300 3300 3300 |
202500 243000 202500 |
201300 240900 201300 |
|
2.2 Корректирование продолжительности простоя в ТО и ремонте
Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР рассчитывается по формуле:
=, км [10]
где:
- скорректированная величина продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР, дн/1000км ;
- нормативная продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР, дн/1000км;
- коэффициент корректирования продолжительности простоя.
Пример расчета дан для автомобиля ГАЗ-5301
ГАЗ-5301: =0,430,7=0,3(дн/1000км).
Таблица 5 — Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР.
Марка автомобиля |
Lс начала эксплуатации, км |
, дн/1000км |
, дн/1000км |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
410000 345000 900000 |
0,43 0,25 0,43 |
0,7 1,3 0,7 |
0,30 0,32 0,30 |
|
2.3 Определение коэффициентов технической готовности и технического использования автомобиля
Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле:
=. [11]
где:
- коэффициент технической готовности автомобиля;
- дни простоя автомобиля в КР, дн.
Коэффициент использования автомобиля рассчитывается по формуле:
= . [12]
где:
- коэффициент использования автомобиля;
- количество рабочих дней в году, дн.;
- коэффициент учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по уважительной причине.
Выполняем расчет, результаты заносим в Таблицу 6.
Таблица 6 — Режим работы автомобилей
Марка автомобиля |
, дн |
, дн/1000км |
, дн. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
302 302 302 |
0,30 0,32 0,30 |
22 22 22 |
0,97 0,97 0,97 |
0,98 0,97 0,97 |
0,77 0,77 0,77 |
|
Пример расчета дан для автомобиля марки ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: ==0,98;
- =0,980,97=0,77.
2.4 Определение годовой программы предприятия по ТО и диагностированию
Суммарный годовой пробег автомобиля рассчитывается по формуле:
=365А,км. [13]
где:-суммарный годовой пробег автомобиля, км.
А-списочный состав автомобилей, ед.
Количество ЕО за год рассчитывается по формуле:
=, обслуж. [14]
Количество ТО-2 за год рассчитывается по формуле:
=, обслуж. [15]
Количество ТО-1 за год рассчитывается по формуле:
=, обслуж. [16]
Количество общего диагностирования за год рассчитывается по формуле:
=1,1+, воздействий. [17]
Количество поэлементного диагностирования за год рассчитывается по формуле:
=1,2, воздействий. [18]
Количество сезонных обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
=2А, обслуж. [19]
Выполняем расчет, результаты заносим в Таблицу 7.
Таблица 7 — Годовая программа предприятия по ТО и диагностики
Марка автомобиля |
, км |
, км |
А, ед. |
, км |
, км |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
702625 421575 3091550 |
50 50 50 |
50 30 220 |
0,47 0,47 0,47 |
3300 3300 3300 |
13200 13200 13200 |
|
, обслуж. |
, обслуж. |
, обслуж. |
, обслуж. |
,возд. |
,возд. |
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
14053 14053 61831 |
160 96 703 |
53 32 234 |
100 60 440 |
229 138 1007 |
64 115 281 |
|
Пример расчета дан для автомобиля марки ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: =36550500,77=702625(км);
- ==14052,5?14053(обслуж.);
- ==53,2?53(обслуж.);
- =-53=159,9?160(обслуж.);
- =250=100(обслуж.);
- =1,1160+53=229(возд.);
- =1,253=63,6?64(возд.).
2.5 Определение трудоемкости технических воздействий.
При расчете трудоемкостей технических воздействий используются следующая формула:
- =, чел-ч; [20]
где:
- расчетная трудоемкость EО, чел-ч;
- нормативная трудоемкость EO, чел-ч;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживания и ремонт автомобилей и количество технически совместимых групп подвижного состава
Трудоемкость ТО-1 рассчитывается по формуле;
- =, чел-ч. [21]
Трудоемкость ТО-2 рассчитывается по формуле;
- =, чел-ч. [22]
Трудоемкость СО рассчитывается по формуле;
- =, чел-ч. [23]
где: СО-доля трудоемкости СО от трудоёмкости ТО-2, чел-ч .
СО применяется:
0,5-для очень холодного и очень жаркого сухого климата района;
0,3-для холодного и жаркого сухого района;
0,2-для остальных районов.
Удельная продолжительность ТР рассчитывается по формуле:
=,. [24]
Выполняем расчет, результаты заносим в Таблицу 8.
Таблица 8- скорректированная трудоемкость технических воздействий
Марка автомобиля |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
0,42 0,45 0,42 |
2,2 2,5 2,5 |
9,1 10,6 9,1 |
1,1 1,1 1,1 |
1,0 1,0 1,0 |
1,1 1,1 1,1 |
|
СО |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, |
||
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
0,95 0,95 0,95 |
0,3 0,3 0,3 |
0,40 0,43 0,40 |
2,09 2,40 2,09 |
8,65 10,07 8,65 |
2,60 3,02 0,60 |
4,25 4,60 4,25 |
|
Пример расчета дан для автомобиля марки ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: =0,421,00,95=0,399?0,40(чел-ч.);
- =2,20,95=2,09(чел-ч.);
- =9,11,00,95=8,645?8,65(чел-ч.);
- =0,38,65=2,595?2,60(чел-ч.);
- =3,71,11,01,10,95=4,253?4,25 .
2.6 Определение общей годовой трудоемкости технических воздействий
Годовая трудоемкость ЕО рассчитывается по формуле:
=, чел-ч. [25]
где: -годовая трудоемкость ЕО, чел-ч.
Годовая трудоемкость ТО-1 рассчитывается по формуле:
=, чел-ч. [26]
Годовая трудоемкость ТО-2 рассчитывается по формуле:
=, чел-ч. [27]
Годовая трудоемкость СО рассчитывается по формуле:
=, чел-ч. [28]
Общая годовая трудоемкость для всех видов ТО рассчитываются по формуле:
=+++, чел-ч. [29]
Выполняем расчет, результаты заносим в Таблицу 9.
Таблица 9- Общая годовая трудоемкость технических воздействий
Марка автомобиля |
, чел-ч. |
, обслуж. |
, чел-ч. |
, обслуж. |
, чел-ч. |
, обслуж. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ГАЗ-5301 ЗИЛ-157 ГАЗ-53 |
0,40 0,43 0,40 |
14053 14053 61831 |
2,09 2,40 2,09 |
160 96 703 |
8,65 10,07 8,65 |
53 32 234 |
|
, чел-ч. |
, обслуж. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
, чел-ч. |
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
2,60 3,02 0,60 |
100 60 440 |
334,4 230,4 1469,27 |
458,45 332,2 2024,1 |
260 181,2 906,4 |
5621,2 6042,79 24732,4 |
6674 6786,59 29132,17 |
|
Итого: |
2034,07 |
2815,7 |
1347,6 |
36396,39 |
42539,76 |
||
Пример расчета дан для автомобиля марки ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: =0,4014053=5621,2(чел-ч.);
- =2,09160=334,4(чел-ч.);
- =8,6553=548,45(чел-ч.);
- =2,60250=260(чел-ч.);
- =5621,2+334,4+548,45+260=6647(чел-ч.).
Годовая трудоемкость ТР рассчитывается по формуле:
=, чел-ч. [30]
Общий объем работ по техническим воздействиям на подвижной состав рассчитывается по формуле:
=+, чел-ч. [31]
Пример расчета дан для автомобиля марки ГАЗ-5301.
ГАЗ-5301: ==2986(чел-ч.);
- =6674+2986=9660(чел-ч.).
Определяем трудоемкость ТР по предприятию в целом:
=2986+1939,2+13130,08=18064,28(чел-ч.).
3. Организационный раздел
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на СПК
Для пункта ремонта камер в СПК подходящим является постовой специализированный метод, так как ремонт камер-это узкая специальность, а подвижной состав СПК составляют только грузовые автомобили
3.2 Определение количества ремонтных рабочих на участке ремонта камер
Число производственных рабочих мест и рабочегоперсонала рассчитывается по формулам:
=, чел. [32]
где:
- число явочных технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест, чел;
- годовая трудоемкость соответственных зон ТО илиТР, чел-ч.;
- годовой производственный фонд времени рабочего места, ч.
=, чел. [33]
где:
- штатное число производственных рабочих мест, чел;
- годовой производственный фонд времени штатного рабочего с учетом отпуска и невыхода рабочего по уважительной причине, ч.
Выполняем расчеты:
==9(чел.)
==10(чел.)
3.3 Подбор технологического оборудования и оснастки
Подбор технологического оборудования, организационной и технологической оснастки для поста ремонта камер с учетом рекомендаций типовых проектов участка ремонта камер.
При выборе оборудования или оснастки следует учитывать, что количество всех видов не зависит от числа работающих в цехе.
3.4 Расчет производственной площади
В проектах по зонам ТО, диагностики и ТР расчет производственной площади проводится по формуле:
=+, м2 [34]
где:
- площадь участка, м2;
- площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2;
- количество постов в зоне ТО,ТР или диагностики;
- суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования, м2;
- коэффициент плотности расстановки постов и оборудования.
В проектах по ремонтным участкам производственная площадь рассчитывается по формуле:
=, м2 [35]
Окончательно производственная площадь должна быть рассчитана с учетом строительных норм, а именно с учетом размеров, плит, перекрытия.
Выполняем расчет:
=20,74,5=93,2 , м2
Окончательно принимаем площадь 108 м2,длина 18 м, ширина 6 м.
Для выполнения чертежа принимаем масштаб 1:40.
Для естественного освещения необходимо определить количество окон, а для искусственного освещения — количество ламп определенной мощности.
Расчет естественного освещения производится по формуле:
=0,3, м2 [36]
где:
- площадь освещения, м2;
0,3-коэффициент учитывающий площадь окон производственных помещений, которое составляет 30% от площади участка.
Количество окон рассчитывается по формуле:
=, шт. [37]
Выполняем расчет:
- =1080,3=32,4, м2;
- ==4,5?5.
Принимаем количество окон — 5.
4. Мероприятия по охране труда и техники безопасности
Мероприятия по охране труда должны обеспечивать права каждого работника на справедливые условия труда:
- Условия труда отвечают требованиям безопасности и гигиены;
- рабочие обеспечиваются качественной, специальной одеждой и обувью;
- производится информирование рабочих о состоянии условий и охране труда на рабочем месте;
- обеспечивается возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и компенсацию морального вреда;
- работникам предоставляется полная достоверная информация об условиях труда и требованиям охраны труда на рабочем месте;
- производится распределение функций между специалистами по охране труда;
- обеспечивается равенство прав и возможностей рабочих.
производится профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- рабочим предоставляется работа, обусловленная трудовым договором.
Мероприятия по технике безопасности:
- Помещение для пункта ремонта камер должно быть просторным, светлым и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией;
- вулканизационные аппараты надо проверять и испытывать не реже одного раза в год. результаты испытаний заносят в специальный журнал;
- для противопожарной безопасности осветительная, силовая линии должны быть выполнены в трубах в герметическом исполнении;
- бензин необходимо хранить в металлической таре с герметичной пробкой.запас бензина в помещении следует иметь только на один рабочий день;
- рабочие должны быть одеты в спецодежду;
- работу по шероховке следует проводить только в защитных очках и при включенной местной вытяжной вентиляции;
- при вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя.
работать можно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие;
- давление воздуха проверяют в шинах, остывших до температуры окружающего воздуха.
Заключение
При выполнении курсового проекта закрепил теоретические знания полученные при изучении дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» и получил практические навыки расчета производственной программы предприятия.
В ходе расчета выяснил, что периодичность проведения ТО и КР уменьшилось и состовляет ТО-1 — 3240 км.,ТО-2 — 12960 км., КР-202500 км.Время простоя автомобилей на ТО и ТР 0,30 дн/1000км, а время в КР не корректируется, а принимается по нормативам.Коэффициент использования автомобилей в среднем составляет 0,77; это значит, что автомобили предприятия используются на 77%. Коэффициент технической готовности автомобилилей в среднем составляет 0,97, то есть автомобили готовы выполнять транспортную работу в любой момент времени на 97%.
В результате расчета выяснил, что при расчете 300 автомобилей в течении года необходимо выполнить ЕО-89937 обслуж.,ТО-1 — 959 обслуж.,ТО-2 — 319 обслуж.,СО-600 обслуж. И общая годовая трудоемкость составляет 42539,76 чел-ч.
Для выполнения работ на участке ремонта камер по штатному рассписанию должно быть 9 челю, а на работу можно принять 10 чел.
В третьем разделе курсового проекта указано необходимое оборудование и оснастка технологически необходимая для выполнения операций по ремонту камер.
Исходя из общей площади занимаемой оборудованием, площадь помещения должна быть 93,2 м2, а дя естественного освещения необходимо 4 окна.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/raschetno-tehnologicheskaya-chast/
1. Власов В.М. и др. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» М., АСА-DEMA, 2004. 2-е издание.
2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М: «Транспорт», 1988.
3. Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». М: ИРПО,изд. центр «Академия», 2000.
4. Методические указания по выполнению курсового проекта. Ротаприн РЗАТТ, 2004.
5. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей в сельском хозяйстве». М: РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ,1972.