Воздушный транспорт- особое место и роль в международных перевозках в мире

Курсовая работа

В России, как самой большой по территории стране мира, использование воздушного транспорта давно уже стало насущной повседневной необходимостью. На расстояниях в 400–600 км с ним еще могут конкурировать автомобильный и железнодорожный транспорт, но на расстояниях более 1000 км в борьбе за пассажиров обычно выигрывает авиация. В бывшем Советском Союзе авиаперевозки были в высшей степени централизованы: «Аэрофлот» ежегодно перевозил до 130 млн пассажиров. Затем, в годы реформ, наряду с «Аэрофлотом», который остался крупнейшим перевозчиком, возникли десятки, даже сотни других – большей частью маломощных – компаний. Показатели перевозок пассажиров и пассажирооборота начали снижаться. Еще в 1990 г. на Россию приходилось почти 10 % мировых пассажирских перевозок, а в 1997 г. уже немногим более 2 %. По числу авиапассажиров (20–22 млн в год) она перешла во вторую десятку стран мира. С середины 1990-х гг. начался процесс укрупнения авиакомпаний, что позволило лучше использовать самолетный парк. В 2009 г. услугами воздушного транспорта воспользовались 40 млн россиян, а перевозки грузов составили 900 млн т.

Таблица №2. Первые десять стран мира по размерам пассажирооборота , 2009 год.

Страна

Перевозки млн человек

США

1150

Япония

215

Великобритания

185

Россия

83

Основные направления воздушных перевозок:

1) между Европой и Северной Америкой;

2) между Европой и Южной Америкой;

3) между Европой и Ближним Востоком;

4) между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией;

5) между Европой и Африкой;

6) между США и Восточной и Юго-Восточной Азией;

7) между США и Южной Америкой;

8) между США и Австралией. На самой напряженной линии между Европой и Северной Америкой воздушный транспорт ежегодно перевозит десятки миллионов пассажиров.

1.4. Воздушые трассы

Авиалиния — воздушное пространство над поверхностью земли или воды в виде коридора установленной ширины, в пределах которого выполняются полёты самолётов и вертолётов по утверждённому маршруту. Обеспечение авиалиний включает в себя аэродромы, радиомаяки, службу управления воздушным движением, метеорологическую службу. Существует два основных типа авиалиний:

1) местные воздушные линии;

2) воздушные трассы.

Для международных воздушных перевозок используются воздушные трассы. Воздушная трасса — участок в воздушном пространстве, предназначенный для полётов летательных аппаратов, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением. В. т., пролегающие внутри территории государства, относятся к внутренним, а вне территории — к международным. Для каждой В. т. указываются эшелоны, выделенные для полётов, и ширина.

Воздушный коридор — полоса в воздушном пространстве, ограниченная по ширине (иногда и по высоте); предназначена для полёта каких-либо воздушных средств. Коридоры устанавливают в таких районах, где введён особый режим полётов, например, для того, чтобы пересечь границу, обеспечить безопасность полётов в зонах с аэродромами, аэроузлов, имеющих высокую интенсивность полётов и так далее. Также воздушные коридоры могут быть с односторонним или двусторонним движениями; коридоры есть входные, выходные и обходные. Ещё коридоры оборудуются радиотехникой и прочими всевозможными средствами навигации контроля за воздушным движением и управления им. Ширина коридоров зависит от условий на той или иной местности, высоты полёта, а также типа летательных аппаратов; обычно ширина коридоров составляет от 5 до 20 км в обе стороны от оси коридора. [6]

Глава 2. Роль воздушного транспорта в международных перевозках

Воздушный транспорт стал неотъемлемой частью экономической мировой системы. Скорость, экономия времени, комфорт, возможность осуществления коммуникаций с ранее недоступными районами — все это обусловлено требованиями сегодняшней жизни.

Основными задачами, стоящим перед воздушным транспортом является:

1)обеспечение полной безопасности полетов и авиационной безопасности;

2)повышение регулярности воздушных сообщений;

3)повышение технико-экономических показателей воздушного транспорта;

4)улучшение технологии производственных процессов наземного обслуживания пассажирских и грузовых перевозок;

5)продукцией транспорта является завершенное перемещение (перевозка) по определенным маршрутам пассажиров и грузов.

В наше время воздушный транспорт состоит из современных самолетов, способных выполнять полеты на огромные расстояния без дозаправки и остановок, что было совершенно невозможно в прошлом. В результате сейчас осуществляются беспосадочные трансатлантические перелеты, а в будущем полеты будут осуществляться еще на большие расстояния. Сравним воздушный транспорт с другими основными видами транспорта:

Таблица №3. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов транспорта.

Виды транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

Массовость перевозок, регулярность перевозок, невысокая себестоимость перевозок, независимость от погодных условий, универсальность

Низкая скорость перемещения грузовых составов, ограниченная возможность доставки к пунктам потребления

Речной

Высокая провозная способность , низкие затраты на организацию перевозок

Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин

Автомобильный

Высокая проходимость, большая маневренность , высокая скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность перевозок на любые расстояния, возможность перевозки малыми партиями

Относительно дорогой вид сухопутного транспорта, малая грузоподъемность

Морской

Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей

Потребность в дорогих портовых сооружениях, зависимость от погодных условий, низкая скорость, небольшая частота движения

Трубопроводный

Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, низкая себестоимость транспортировки, малочисленность обслуживающего персонала , непрерывность процесса транспортировки

Узкоспециализированность в транспортировке грузов, загрязнение окружающей среды

Воздушный

Меньшая протяженность воздушных трасс, большая беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, высокая сохранность грузов

Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок

Проанализировав таблицу 3, можно заметить, что воздушный транспорт не является широкоспециализированным видом транспорта. Не смотря на это в некоторых случаях он не заменим, например это касается пассажирских перевозок. [3]

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

1)высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;

2)маневренность в организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин пассажиропотоков;

3)большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км).

Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пассажиров;

4)кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта. Так, на ряде направлений путь следования авиационным транспортом короче, чем по железным дорогам, на 25%, по морским и речным линиям — почти на 50%. Между некоторыми пунктами расстояние перевозки сокращается даже в 2-3 раза;

5)экономия времени пассажиров. Высокие технические скорости самолетов, большая беспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров;

— К недостаткам воздушного транспорта следует отнести высокую себестоимость перевозок, шум, возникновение у некоторых пассажиров приступов морской болезни. Несмотря на эти недостатки, воздушный транспорт твердо удерживает свои позиции как основной вид транспорта в международном пассажирском сообщении. В современном мире, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создание самолетов, отвечающих различным целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. Для путешествий пассажиры всё чаще выбирают воздушный транспорт, это связано с высокой скоростью полета, так же на борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения. Так же воздушный транспорт играет не менее важную роль в международном бизнесе. И здесь большой вклад вносит высокая скорость воздушного транспорта. Именно поэтому предприниматели, в первую очередь, заинтересованы в быстроте и комфорте перемещения. А воздушные перевозки способны удовлетворить эти требования. Доля воздушного транспорта в международных перевозках грузов низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В перевозке скоропортящихся продуктов воздушному транспорту нет равных, ведь самым быстрым способ перевозки является воздушный. Одной из главных стратегических задач управления авиатранспортным производством является привлечение клиентуры и возможно полное удовлетворение её запросов с одновременным экономическим эффектом для самого авиаперевозчика. Спрос на авиаперевозки находится в тесной зависимости от численности и подвижности населения, годового дохода на душу населения, социальной структуры, национальных, бытовых особенностей и традиций, политики государства в области авиационного и других видов транспорта, географического положения и климатических условий района, обслуживаемого данной авиалинией, условий конкуренции авиакомпаний и наземных видов транспорта, скорости и комфорта самолетов, уровня обслуживания пассажиров в аэровокзалах и т. д. В основном, сейчас от авиационных грузоперевозок стали отказываться те отрасли, которые могут доставлять грузы другими способами в ущерб времени.

Таблица № 4. Структура грузоперевозок по отдельным видам транспорта общего пользования в международном сообщении, в %.

2006

2007

2008

2009

2010

В среднем за 5 лет

Транспорт – всего

100

100

100

100

100

100

В том числе по видам:

автомобильный

2,32

2,14

4,14

9,98

3,95

4,24

морской

36,97

25,69

28,23

30,01

45,77

33,34

внутренний водный

60,97

71,27

66,71

58,89

49,15

61,50

воздушный

0,61

0,89

0,91

1,12

1,13

0,92

По таблице №4 видно , что с каждым годом структура грузоперевозок во воздушному транспорту возрастает, а по другим видам транспорта наоборот, тем самым можно проанализировать, что некоторые компании — торговля, предприятия отраслей промышленности, получающих комплектующие из других стран — «перешли» на железную дорогу или перевозку морскими путями.. «В то же время почтовые отправления (экспресс-почта), скоропортящиеся продукты, медицинские препараты и ряд других товаров продолжают доставляться по воздуху. Кроме того, авиаперевозки остаются единственно возможным способом доставки грузов туда, куда не доходят другие виды транспорта — это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Экономические и экологические нормативы в полной мере касаются и наземной инфраструктуры воздушного транспорта — аэропортов. Сложные и дорогостоящие комплексы современных аэропортов занимают большие площади — до 70 км и более. Их размещение становится все более острой проблемой. Одно из направлений поиска ее решения заключается в создании самолетов укороченного и вертикального взлета. Тем самым добиваются уменьшения длины взлетно-посадочных полос и сокращения размеров аэродромов. Гораздо больше, чем раньше, стали применяться вертолеты для перевозок грузов и пассажиров на короткие расстояния, в том числе и во внутригородских рейсах.

К началу XXI столетия мировой авиационный транспорт подошел с несомненными успехами: быстрыми темпами развития, более надежными техническими средствами, улучшением качества обслуживания, повышением скоростей и грузоподъемности.

По уровню спроса на авиаперевозки и интенсивности движения выделяются США, Европа и Дальний Восток, на которые в совокупности приходится 2/3 мирового грузо-и пассажирооборота.