В России, как самой большой по территории стране мира, использование воздушного транспорта давно уже стало насущной повседневной необходимостью. На расстояниях в 400–600 км с ним еще могут конкурировать автомобильный и железнодорожный транспорт, но на расстояниях более 1000 км в борьбе за пассажиров обычно выигрывает авиация. В бывшем Советском Союзе авиаперевозки были в высшей степени централизованы: «Аэрофлот» ежегодно перевозил до 130 млн пассажиров. Затем, в годы реформ, наряду с «Аэрофлотом», который остался крупнейшим перевозчиком, возникли десятки, даже сотни других – большей частью маломощных – компаний. Показатели перевозок пассажиров и пассажирооборота начали снижаться. Еще в 1990 г. на Россию приходилось почти 10 % мировых пассажирских перевозок, а в 1997 г. уже немногим более 2 %. По числу авиапассажиров (20–22 млн в год) она перешла во вторую десятку стран мира. С середины 1990-х гг. начался процесс укрупнения авиакомпаний, что позволило лучше использовать самолетный парк. В 2009 г. услугами воздушного транспорта воспользовались 40 млн россиян, а перевозки грузов составили 900 млн т.
Таблица №2. Первые десять стран мира по размерам пассажирооборота , 2009 год.
| Страна | Перевозки млн человек | 
| США | 1150 | 
| Япония | 215 | 
| Великобритания | 185 | 
| Россия | 83 | 
Основные направления воздушных перевозок:
1) между Европой и Северной Америкой;
2) между Европой и Южной Америкой;
3) между Европой и Ближним Востоком;
4) между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией;
5) между Европой и Африкой;
6) между США и Восточной и Юго-Восточной Азией;
7) между США и Южной Америкой;
 8) между США и Австралией. На самой напряженной линии между Европой и Северной 
1.4. Воздушые трассы
Авиалиния — воздушное пространство над поверхностью земли или воды в виде коридора установленной ширины, в пределах которого выполняются полёты самолётов и вертолётов по утверждённому маршруту. Обеспечение авиалиний включает в себя аэродромы, радиомаяки, службу управления воздушным движением, метеорологическую службу. Существует два основных типа авиалиний:
1) местные воздушные линии;
2) воздушные трассы.
Для международных воздушных перевозок используются воздушные трассы. Воздушная трасса — участок в воздушном пространстве, предназначенный для полётов летательных аппаратов, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением. В. т., пролегающие внутри территории государства, относятся к внутренним, а вне территории — к международным. Для каждой В. т. указываются эшелоны, выделенные для полётов, и ширина.
Воздушный коридор — полоса в воздушном пространстве, ограниченная по ширине (иногда и по высоте); предназначена для полёта каких-либо воздушных средств. Коридоры устанавливают в таких районах, где введён особый режим полётов, например, для того, чтобы пересечь границу, обеспечить безопасность полётов в зонах с аэродромами, аэроузлов, имеющих высокую интенсивность полётов и так далее. Также воздушные коридоры могут быть с односторонним или двусторонним движениями; коридоры есть входные, выходные и обходные. Ещё коридоры оборудуются радиотехникой и прочими всевозможными средствами навигации контроля за воздушным движением и управления им. Ширина коридоров зависит от условий на той или иной местности, высоты полёта, а также типа летательных аппаратов; обычно ширина коридоров составляет от 5 до 20 км в обе стороны от оси коридора. [6]
Глава 2. Роль воздушного транспорта в международных перевозках
Воздушный транспорт стал неотъемлемой частью экономической мировой системы. Скорость, экономия времени, комфорт, возможность осуществления коммуникаций с ранее недоступными районами — все это обусловлено требованиями сегодняшней жизни.
Основными задачами, стоящим перед воздушным транспортом является:
1)обеспечение полной безопасности полетов и авиационной безопасности;
2)повышение регулярности воздушных сообщений;
3)повышение технико-экономических показателей воздушного транспорта;
4)улучшение технологии производственных процессов наземного обслуживания пассажирских и грузовых перевозок;
5)продукцией транспорта является завершенное перемещение (перевозка) по определенным маршрутам пассажиров и грузов.
В наше время воздушный транспорт состоит из современных самолетов, способных выполнять полеты на огромные расстояния без дозаправки и остановок, что было совершенно невозможно в прошлом. В результате сейчас осуществляются беспосадочные трансатлантические перелеты, а в будущем полеты будут осуществляться еще на большие расстояния. Сравним воздушный транспорт с другими основными видами транспорта:
Таблица №3. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов транспорта.
| Виды транспорта | Преимущества | Недостатки | 
| Железнодорожный | Массовость перевозок, регулярность перевозок, невысокая себестоимость перевозок, независимость от погодных условий, универсальность | Низкая скорость перемещения грузовых составов, ограниченная возможность доставки к пунктам потребления | 
| Речной | Высокая провозная способность , низкие затраты на организацию перевозок | Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин | 
| Автомобильный | Высокая проходимость, большая маневренность , высокая скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность перевозок на любые расстояния, возможность перевозки малыми партиями |     Относительно дорогой вид  | 
| Морской | Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей | Потребность в дорогих портовых сооружениях, зависимость от погодных условий, низкая скорость, небольшая частота движения | 
| Трубопроводный | Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, низкая себестоимость транспортировки, малочисленность обслуживающего персонала , непрерывность процесса транспортировки |     Узкоспециализированность в  | 
| Воздушный | Меньшая протяженность воздушных трасс, большая беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, высокая сохранность грузов | Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок | 
Проанализировав таблицу 3, можно заметить, что воздушный транспорт не является широкоспециализированным видом транспорта. Не смотря на это в некоторых случаях он не заменим, например это касается пассажирских перевозок. [3]
Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:
1)высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;
2)маневренность в организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин пассажиропотоков;
3)большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км).
Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пассажиров;
4)кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта. Так, на ряде направлений путь следования авиационным транспортом короче, чем по железным дорогам, на 25%, по морским и речным линиям — почти на 50%. Между некоторыми пунктами расстояние перевозки сокращается даже в 2-3 раза;
5)экономия времени пассажиров. Высокие технические скорости самолетов, большая беспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров;
— К недостаткам воздушного транспорта следует отнести высокую себестоимость перевозок, шум, возникновение у некоторых пассажиров приступов морской болезни. Несмотря на эти недостатки, воздушный транспорт твердо удерживает свои позиции как основной вид транспорта в международном пассажирском сообщении. В современном мире, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создание самолетов, отвечающих различным целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. Для путешествий пассажиры всё чаще выбирают воздушный транспорт, это связано с высокой скоростью полета, так же на борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения. Так же воздушный транспорт играет не менее важную роль в международном бизнесе. И здесь большой вклад вносит высокая скорость воздушного транспорта. Именно поэтому предприниматели, в первую очередь, заинтересованы в быстроте и комфорте перемещения. А воздушные перевозки способны удовлетворить эти требования. Доля воздушного транспорта в международных перевозках грузов низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В перевозке скоропортящихся продуктов воздушному транспорту нет равных, ведь самым быстрым способ перевозки является воздушный. Одной из главных стратегических задач управления авиатранспортным производством является привлечение клиентуры и возможно полное удовлетворение её запросов с одновременным экономическим эффектом для самого авиаперевозчика. Спрос на авиаперевозки находится в тесной зависимости от численности и подвижности населения, годового дохода на душу населения, социальной структуры, национальных, бытовых особенностей и традиций, политики государства в области авиационного и других видов транспорта, географического положения и климатических условий района, обслуживаемого данной авиалинией, условий конкуренции авиакомпаний и наземных видов транспорта, скорости и комфорта самолетов, уровня обслуживания пассажиров в аэровокзалах и т. д. В основном, сейчас от авиационных грузоперевозок стали отказываться те отрасли, которые могут доставлять грузы другими способами в ущерб времени.
Таблица № 4. Структура грузоперевозок по отдельным видам транспорта общего пользования в международном сообщении, в %.
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | В среднем за 5 лет | |
| Транспорт – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 
| В том числе по видам: | ||||||
| автомобильный | 2,32 | 2,14 | 4,14 | 9,98 | 3,95 | 4,24 | 
| морской | 36,97 | 25,69 | 28,23 | 30,01 | 45,77 | 33,34 | 
| внутренний водный | 60,97 | 71,27 | 66,71 | 58,89 | 49,15 | 61,50 | 
| воздушный | 0,61 | 0,89 | 0,91 | 1,12 | 1,13 | 0,92 | 
 По таблице №4 видно , что с каждым годом структура грузоперевозок во воздушному транспорту возрастает, а по другим видам транспорта наоборот, тем самым можно 
Экономические и экологические нормативы в полной мере касаются и наземной инфраструктуры воздушного транспорта — аэропортов. Сложные и дорогостоящие комплексы современных аэропортов занимают большие площади — до 70 км и более. Их размещение становится все более острой проблемой. Одно из направлений поиска ее решения заключается в создании самолетов укороченного и вертикального взлета. Тем самым добиваются уменьшения длины взлетно-посадочных полос и сокращения размеров аэродромов. Гораздо больше, чем раньше, стали применяться вертолеты для перевозок грузов и пассажиров на короткие расстояния, в том числе и во внутригородских рейсах.
К началу XXI столетия мировой авиационный транспорт подошел с несомненными успехами: быстрыми темпами развития, более надежными техническими средствами, улучшением качества обслуживания, повышением скоростей и грузоподъемности.
По уровню спроса на авиаперевозки и интенсивности движения выделяются США, Европа и Дальний Восток, на которые в совокупности приходится 2/3 мирового грузо-и пассажирооборота.
 
					