Индустрия туризма в РФ

Курсовая работа

Стремительное развитие индустрии гостеприимства и внутреннего обслуживания послужило поводом активизации внутренних социально – экономических процессов в масштабах туристических макрорегионов, а так же процессов урбанизации и индустриализации мировых туристических площадок.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составил 5,1%1 , валютных поступлений 14%, что позволяет сделать вывод о растущем объеме ресурсного перераспределении ресурсного потенциала в рамках туристической деятельности.

Данная тема наиболее актуальная, потому что роль туризма как отрасли социально – экономической деятельности значительно возросла, а сфера гостеприимства является одной из наиболее перспективных. Анализ актуальных направлений развития туристической индустрии будет подробно приведен в работе на примере различных стран мира.

В данной курсовой целью работы является рассмотрение современного состояния и тенденции развития туризма в России и связь его с экономикой.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  • раскрыть туристический потенциал России;
  • проанализировать индустрию гостиничного дела, питания и транспорта;
  • исследовать предпосылки влияния национальной экономики на туризм России;
  • оценить и сделать прогнозы развития внутреннего туризма в России.

В работе рассмотрены положения лидирующих стран в сфере туризма, влияние туризма на экономику России, предложены пути решения проблем отстающих стран в развитии туризма.

Основными целями международных туристических прибытий являются следующие: более половины 430 млн. или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм – 131 млн., или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и др 2 .

С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно- бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

15 стр., 7063 слов

Информационные технологии в туризме Белгородской области

... одним из ведущих регионов в сфере сельского туризма. Глава 1. Информационные технологии в туризме 1.1 Информатизация в туризме Информатизация — одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития ...

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Индустрия туризма — это отрасль экономики, которая имеет благородную цель — развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма — давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм — важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего

Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.

С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.

15 стр., 7234 слов

Технопарки в России. Особенности развития

... технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает ряд ... науки количество исследователей в России на 1 января 1997 г. составило 744,9 тыс. человек, сократившись за 5 лет ... только за счет совместной работы ученых и технологов. В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — ...

Туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчёты и дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.

Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.

В курсовой работе были использованы работы таких авторов как Биржаков М.Б3 , который рассматривает историю возникновения туризма, как экономической отрасли; Борисов К.Г4 , где рассмотрен международный туризм; Быков Г.А5 , из работы которого взяты этапы развития туристической деятельности; Гуляев В.Г6 , из его работ известны организационные моменты туризма; Ильина Е.И7 , в работе которой написаны средства размещения туристов и условия их комфортного проживания в гостиницах; Сафина З.Н8 , где рассмотрены моменты развития и подготовки кадров.

Общее число страниц составило 31, в которые вошли введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список используемой литературы, который составил 17 источников и приложения.

Глава I. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы.

§1. Туристский потенциал России.

Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире.

Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 — местного значения 9 . Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 — как объекты культурно наследия.

Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

5 стр., 2490 слов

Крупнейшие нефтяные компании России: образование и динамика развития

... соглашение предусматривает организацию совместного Арктического центра исследований в Санкт-Петербурге. нефтяная компания россия нефть Предполагаемое совместное освоение арктического шельфа «Роснефтью» и ExxonMobil ... ООО «РН — Развитие», косвенно находящаяся в 100% собственности «Роснефти», выиграла аукцион по покупке 9,44% акций «Роснефти», принадлежавших обанкротившейся нефтяной компании «ЮКОС» . ...

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Выявление и оценка туристского потенциала и доступных туристских ресурсов — это одна из важнейших задач для организаторов туристской деятельности. Для того чтобы решать эту задачу корректно и профессионально необходимо достаточно четко различать содержание этих понятий, владеть методами оценки потенциала и принципами формирования эколого-туристского продукта.

Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Региональные туристские администрации в последнее время многое делают для рационального использования имеющегося туристского потенциала и развития въездного туризма у себя дома. Они издают путеводители, устраивают рекламные туры, проводят конкурсы на лучшие маршруты по родному краю. Но очевидно, что только их стараний недостаточно. Развитие туризма в регионе почти не зависит от местных туристских администраций. Инвестиции в инфраструктуру способно сделать только государство. В его задачу входит строительство дорог, аэропортов, проведение водопровода, канализации, газа, света. А уже на основе этого частные предприниматели начнут возводить гостиницы, рестораны, автостоянки, казино, мотели 10 .