Недвижимость является движущей силой экономического роста страны, объектом собственности, управления и рыночного оборота. Ведение государственного кадастра недвижимости опирается на процесс создания и образования объектов недвижимости, выполняемое в порядке ведения кадастровой деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение технологии проведения кадастровых, геодезических работ по формированию объектов кадастрового учета и оформлению кадастровой документации, а именно межевых планов, подробное рассмотрение образования земельного участка путем раздела земельного участка.
Задачами данной курсовой работы является рассмотрение и изучение:
- истории кадастра;
- нормативно — правовой базы осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости;
- кадастровой деятельности;
- результатов выполнения кадастровых работ;
- порядка осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок;
- порядок предоставления сведений, внесенных в Единый Государственный Реестр Недвижимости;
- Объектом курсовой работы является земельный участок, расположенный по адресу: г.
Улан-Удэ, ул. Окинская.
кадастровый государственный регистрация недвижимость
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
1.1 Исторический обзор развития кадастра в России
Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, т. е. capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.
Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их площадей, проводимых с целью учета земель, уходят во времена Древнего Египта (3000 г. до н. э.).
Термин “кадастр” происходит со времен римского правителя Августа (27 г. до н. э.), когда была утверждена единица учета сбора дани за землю “caputigum”, и введена перепись населения “caputigumregistrum”. Со временем эти слова слились в одно — “capitastrum” и впоследствии в слово “catastrum”. С античных времен в разных государствах возникла необходимость получения сведений о земле как источнике материальных благ и объекте налогообложения.
Кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства ...
... объектов недвижимости. В силу этого кадастровый учет является базисом для обеспечения прав государства и граждан в процессе управления недвижимостью, а также основой имущественных отношений. Целью данной работы является рассмотрение вопросов связанных с организацией кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства ...
Земельный кадастр России также характеризуется длительной историей развития. Первые сведения о кадастре в России связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Первые описания земель в России появились в IX веке. Причиной начала учета и описания земель на Руси стало татаро-монгольское вторжение. Поскольку главной доходной статьей сбора дани являлась земля, то при раскладе дани учитывалось количество и качество земли, т.е. проводился кадастровый учет пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица. Появилась необходимость в разграничении земель не только технически, но и юридически — возникло межевание.
Первое на Руси межевание как государственное мероприятие стало проводиться с появлением первых поместий. Землемерные работы заключались в измерении “мерной вервью” длин граничных линий, которые разделяли землю по угодьям, различающимся по “добротности” (“добрые”, “средние” и “худые”).
Картографический материал земельного кадастра России того времени составлялся по результатам натурных и землемерных работ и содержался в описаниях земель в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах.
В XVI в. для проведения описания земель в России было создано специальное учреждение — Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим межевые и кадастровые работы. Описания земель и измерение земельных угодий проводились специальными лицами — писцами, дозорщиками и мерщиками. Сведения о земле отражались в “Писцовых книгах”, которые имели юридический и правовой характер. В писцовых наказах 1680-1684 гг. межевание впервые отделяется от описания земель и землевладельцев для целей налогообложения. Основной задачей писцов являлось размежевание земель, но при этом им вменялось в обязанность проверять права на землю и определять неправомерно прирезанные ко владению территории (“примерные земли”).
Орудиями измерения служили простая веревка и сажень.
По приказу Петра I в 1714 году введены новые понятия “недвижимая собственность” или “Имение”. Был упразднен Поместный приказ, а его функции распределены между многими учреждениями. В 1721 году появился новый орган, частично исполняющий функции “Поместного приказа” — “Вотчинная коллегия”. В середине XVIII в. в России с целью защиты прав землевладельцев работы по межеванию были расширены — основой кадастра стало “геометрическое межевание”, заключающееся в определении площади земельных участков путем расчета площади различных геометрических фигур, приближенных к форме земельного участка. При Елизавете Петровне в 1754 г. была обнародована основанная на писцовом наказе 1684 г. межевая Инструкция. В ней было упразднено различие между вотчинными и поместными землями, а мерную веревку заменила десятисаженная цепь, за единицу меры принята десятина. Межевщик был снабжен астролябией и сопровождался геодезистом и военной командой. В обязанности межевщика входило измерение и межевание земли в порученном ему округе, а также проверка и утверждение права на владение в определенном пространстве или определенных границах.
В 1765 г. особым манифестом Екатерины II была утверждена Комиссия о государственном межевании земель, и с 1766 г. начаты работы по генеральному межеванию российских земель. Съемочные работы по Генеральному межеванию европейской части России были закончены в 1888 г. Были составлены документы учета и описи городских дворов, сельскохозяйственных земель и лесного фонда. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца.
Государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, ...
... Дипломная работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 1.1 История развития земельного кадастра в России Кадастр ... всех имперских земель на принципиально новых основаниях и ситуация изменилась коренным образом. Земля приписывалась не ...
Первые земельно-оценочные работы в России начались с 1861 г. с отменой крепостного права и переходом платежей с “крестьянских душ” на землю и определении доходности земель — возник Земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.
Таким образом, в начале ХХ века в дореволюционной России земельный кадастр включал в себя следующие составные части:
- учет и регистрацию земель;
- естественно историческое описание земель;
- экономическое описание земель;
- оценку земель.
Кадастровые сведения о земле содержались в “Поземельной книге” и “Межевой книге”. В “Поземельной книге” фиксировались обладателей прав на землевладения и отражались сведения о совершаемых с землей сделках, в “Межевой книге” описывались границы землевладений и отражались происходящие изменения в прохождении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения.
После Октябрьской Революции 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Декретом “О земле” была упразднена частная собственность на землю, вся земля была национализирована, объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью — провозглашена абсолютная государственная собственность на землю. От имени народа право на землю реализовывало государство, а все остальные граждане могли только пользоваться землей. Распоряжение землей (наделение и изъятие земель) от лица государства производилось чиновниками. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения, необходимость в “Межевой книге” и “Поземельной книге” отпала.
Официально понятие “земельный кадастр” появилось в России в 1969 году. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра. Министерство сельского хозяйства СССР 19.07.1972 г. утвердило “Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель”, Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации — Государственную шнуровую книгу. В 1976 году этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета министров СССР от 10.06.1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра. Основными документами земельного кадастра являлись земельно-кадастровая книга юридического лица — пользователя земли, государственная земельно-кадастровая книга района (города), государственный земельный кадастр области, края и т.д., государственный земельный кадастр СССР.
В истории кадастрового учета земель и иной недвижимости современной России выделяют три основных периода.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации ...
... Европы и другими зарубежными организациями. 2. Повышение эффективности российского судопроизводства как результат внедрения ГАС «Правосудие» Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов ...
1 период. В 1990—2000 гг. правовое обеспечение развития земельных отношений в России, в том числе в части управления и учёта на землях населённых пунктов, осуществлялось по следующим направлениям:
1) развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость;
2) обеспечение государственных гарантий конституционных прав граждан на землю;
3) принятие законодательных актов, регулирующих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры;
4) развитие законодательства, регулирующего оборот земли и другой недвижимости;
5) правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и в несельскохозяйственной сфере и т.д.
Земельный Кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков. В конце 1991 г. в России, как и во многих государствах мира, были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата и цена земли в случае ее купли-продажи.
Таким образом, до начала 2000 года земельный кадастр Российской Федерации, в том числе кадастр на землях городов и иных населенных пунктов, состоял из следующих составных частей:
- регистрация землевладений и землепользований;
- количественный и качественный учет земельного фонда;
- бонитировка почв и экономическая оценка земель.
2 период. В 2000—2008 годах в Российской Федерации функционировали две системы учета, в том числе на землях городов и иных населенных пунктов:
- федеральными органами исполнительной власти осуществлялось ведение государственного земельного кадастра (далее — ГЗК) по землям и земельным участкам;
- организациями технической инвентаризации (бюро технической инвентаризации) осуществлялся технический учет объектов капитального строительства (ОКС).
3 период. С 01.03.2008 г. государством на всей территории Российской Федерации осуществлялось ведение государственного кадастра недвижимости, объединившего в себе сведения государственного земельного кадастра и сведения технического учета объектов капитального строительства, переданные в органы кадастрового учета организациями технической инвентаризации. Принятый в 2007 году федеральный закон № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” установил состав сведений государственного кадастра, определил порядок кадастрового учета объектов недвижимости и предоставления сведений кадастра.
4 период. С13 июля 2015 г. был принят Федеральный закон № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, вступивший в силу 01.01.2017 г.
Федеральный закон № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно ФЗ, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН.
Регулирование сферы управления недвижимостью профессиональными объединениями
... создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной для всех субъектов, действующих на рынке недвижимости, и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ...
1.2 Нормативно-правовая база осуществления кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости
Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровой деятельностью является выполнение уполномоченным лицом (кадастровый инженер).
Кадастровые работы проводятся с целью подготовки межевых и технических планов, актов обследования и актов согласования границ земельных участков, необходимых для государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества.
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. Также при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Правовой основой являются:
- Конституция РФ;
— Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ. Определяющий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Регулирующий договорные и иные обязательства, а также имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Организационно-правовые основы принудительной реализации имущества ...
... принудительной реализации имущества должника 1.1 Понятие, классификация и правовой режим имущества должника, как объекта принудительного исполнения Имущество является наиважнейшим понятием во всех отраслях права. Раскрывая тему организационно-правовых основ принудительной реализации имущества в исполнительном производстве необходимо ...
— Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136 ФЗ. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
— Федеральный Закон РФ от №221-ФЗ 24.07.2007 “О кадастровой деятельности”. Регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
— Федеральный закон РФ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
- Прочие законы РФ и выпускаемые на их основе нормативные и правовые акты Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Федеральным законом.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ ст. 131 “Государственная регистрация недвижимости”:
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
Исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, которые
... строительству объектов недвижимости. В нем сформулированы такие важные понятия как: «договор участия в долевом строительстве», «застройщик», «объект долевого строительства», указаны способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств, установлен правовой режим участия дольщиков в строительстве объектов недвижимости, законные штрафные неустойки, обязательная государственная регистрация ...
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
1.3 Порядок осуществления кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости на современном этапе
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер — работник такого юридического лица.
Государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
К заявлению, согласно ч.2 ст.16, ст.17 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, должны быть приложены необходимые для регистрации документы, прежде всего те, которые являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (ст.432 ГК РФ).
Еще одно основание для государственной регистрации прав — свидетельство о праве на наследство. Оно выдается наследникам, принявшим наследство, в подтверждение их прав на полученное имущество. Наследники приобретают право на имущество со дня открытия наследства, поэтому можно сказать, что государственная регистрация прав на недвижимость в данном случае носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Состав наследников определяется завещанием или законом.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:
1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
2) образованием объекта недвижимости;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости;
2) возникновением права на образованный земельный участок;
3) прекращением прав на объект недвижимости;
4) переходом права на объект недвижимости;
5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;
7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;
4) в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута.
РАЗДЕЛ II. ВЫПОЛНЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ
Земельный участок расположен по адресу — Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Окинская, с кадастровым кварталом: 03:24:011047. Относится к категориям земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — размещение жилого дома. Площадь земельного участка 1 980 м 2 (рис.1).
Рисунок 1 — Местоположение земельного участка 03:24:011047:12 из публичной кадастровой карты
2.1 Подготовительный этап
Кадастровые работы проводят для подготовки документов в орган регистрации прав с целью постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером.
Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров.
Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ;
4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности;
5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, отвечающего установленным статьей 29.2 “Ответственность кадастрового инженера. Договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера” в которой прописывается, что кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, федерального закона “О кадастровой деятельности” требованиям.;
Кадастровый инженер имеет право:
1) требовать при выполнении кадастровых работ от заказчика кадастровых работ обеспечения доступа на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, от заказчика кадастровых работ или юридического лица, предоставления документации, необходимой для выполнения соответствующих работ, если иное не установлено договором подряда на выполнение кадастровых работ;
2) отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ нарушил условия договора подряда на выполнение кадастровых работ и не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов или не обеспечил доступ на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровому инженеру, выполняющему такие работы;
3) отказаться от руководства стажировкой в случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей руководителя стажировки.
Кадастровый инженер обязан:
1) соблюдать требования Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров;
2) отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
3) отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения;
4) отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их издания и в месте их издания;
5) сообщить заказчику кадастровых работ или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в выполнении кадастровых работ в срок не более чем три рабочих дня с даты возникновения или установления таких обстоятельств;
6) иметь печать с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, а также иметь усиленную квалифицированную электронную подпись;
7) предоставлять по требованию заказчика кадастровых работ информацию о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в срок не более чем три рабочих дня с даты поступления соответствующего требования;
8) не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика кадастровых работ в ходе выполнения кадастровых работ;
9) хранить акты согласования местоположения границ земельных участков, подготовленные в ходе выполнения кадастровых работ, и передавать их в орган регистрации прав в порядке и в сроки, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;
10) один раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, срок освоения которой устанавливается типовой дополнительной профессиональной программой, утвержденной в установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядке, в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по усмотрению кадастрового инженера;
11) предоставлять саморегулируемой организации кадастровых инженеров информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе его наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номера контактных телефонов, а также о любых изменениях этой информации в течение десяти рабочих дней с даты заключения трудового договора и (или) внесения изменений в трудовой договор;
12) предоставлять по запросу саморегулируемой организации кадастровых инженеров документы и информацию, необходимые для проведения проверки его кадастровой деятельности;
13) выполнять иные обязанности, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартами осуществления кадастровой деятельности и правилами профессиональной этики кадастровых инженеров.
Кадастровый инженер может выбрать одну из форм организации кадастровой деятельности:
- в качестве индивидуального предпринимателя;
- в качестве работника юридического лица на основании трудового договора.
Выбрав форму организации кадастровой деятельности, кадастровый инженер предоставляет письменное уведомление о выбранной им форме организации деятельности в территориальный орган исполнительной власти, выдавший квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета.
Каждый кадастровый инженер должен иметь печать, штампы, бланки, на который указываются его адрес и идентификационный номер его квалификационного аттестата.
В Государственный реестр кадастровых инженеров вносятся следующие сведения о кадастровом инженере:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата и место рождения;
3) номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером:
4) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
5) дата выдачи квалификационного аттестата и идентификационный номер данного аттестата;
6) дата и основание аннулирования квалификационного аттестата.
Основанием для проведения кадастровых работ кадастровым инженером является договор подряда, заключенный с Заказчиком. Результатом кадастровых работ являются документы, которые кадастровый инженер должен передать Заказчику, а именно:
1. межевой план;
2. технический план
3. акт обследования
В данной курсовой работе рассматриваемого в отношении земельного участка кадастровые работы осуществляла Беляева Анастасия Александровна.
1) Номер квалификационного аттестата 03-15-274;
2) Контактный телефон 8(301)223-52-43;
3) Почтовый адрес и адрес электронной почты: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, 14 б, офис 203.
Сокращенное название юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица ООО “Гео-Стандарт”.
Также состоит в саморегулируемой организации Ассоциация “КИРС”.
Дата подготовки межевого плана “14” июля 2015 г.
В данной работе при подготовке межевого плана использовались следующие документы (табл.1).
Таблица 1 — Перечень документов, использованных при подготовке межевого плана
№ п/п |
Наименование документа |
Реквизиты документа |
|
1 |
Свидетельство о государственной регистрации права |
№ 551371 от 27.08.2014 г. |
|
2 |
Свидетельство о государственной регистрации права |
№ 576964 от 04.12.2009 г. |
|
3 |
Свидетельство о государственной регистрации права |
№ 576963 от 04.12.2009 г. |
|
4 |
Свидетельство о государственной регистрации права |
№ 576966 от 04.12.2009 г. |
|
5 |
Кадастровый паспорт земельного участка |
№ 0324/203/09-3422 от 01.09.2009 г. |
|
2.2 Полевой этап
Одним из важнейших составляющих для проведения оценки объекта являются полевые геодезические работы, которые проводятся непосредственно на местности. Полевые работы позволяют получить точную и полную информацию как о наличии имеющихся строений и коммуникаций, так и непосредственно о рельефе исследуемой местности. Благодаря таким исследованиям можно прогнозировать возможные изменения рельефа, что необходимо при осуществлении строительных работ (табл.2).
№ п/п |
Название пункта и тип знака геодезической сети |
Класс геодезической сети |
Координаты, м |
||
X |
Y |
||||
1 |
Орловская |
4 класс |
537070.91 |
4144275.53 |
|
2 |
Троицко-Савский нов. |
1 разр. |
536167.60 |
4143746.75 |
|
Таблица 2 — Сведения о геодезической основе, использованной при подготовке межевого плана
Рисунок 2 — Схема геодезических построений
В данной работе при проведении геодезических работ использовался GPS приемник Sokkia Stratus L1 (табл.3).
№ п/п |
Наименование прибора (инструмента, аппаратуры) |
Реквизиты сертификата прибора (инструмента, аппаратуры) |
Реквизиты свидетельства о поверке прибора (инструмента, аппаратуры) |
|
1 |
Комплект GPS-аппаратуры Sokkia Stratys (L1) |
Сертификат об утверждении типа средств измерений US.C.27.002.A № 15534 |
Свидетельство о поверке № 422 от 21.02.2014 г. действителен до 21.02.2015 г. |
|
Таблица 3 — Сведения о средствах измерения
Геодезический, спутниковый, одночастотный GPS-приемник Sokkia Stratus предназначен для измерений координат и геодезических определений относительного местоположения объектов (рис.3).
Применяется для выполнения геодезических измерений в опорных и съемочных сетях, при производстве землеустроительных и геофизических работ, в геодинамических исследованиях и других видах абсолютных и относительных определений положения объектов.
Рисунок 3 — Sokkia stratus (L1)
GPS приемник Sokkia Stratus L1 предназначен для создания и сгущения геодезических сетей, а также определения границ землепользования в статическом и кинематическом (Stop&Go) режимах. Два Li-Ion аккумулятора позволяют вести съемку непрерывно в течение 30 часов. Удобная индикаторная панель дает возможность получать информацию о качестве ведения съемки. Вес приемника 0,8 кг с батареями. Прибор имеет встроенную память 4 Мб, что позволяет накапливать данные в течение 55 часов непрерывно.
Особенности и преимущества GPS приемника Sokkia Stratus L1:
- малый вес;
- интегрированная схема — GPS приемник, антенна, элементы питания и модуль памяти в одном корпусе;
- управление одной кнопкой;
- удобный визуальный и звуковой контроль ведения GPS съемки;
- беспроводное соединение по инфракрасному порту;
- возможность подключения внешнего питания через стандартный интерфейс RS-232;
- Высокая производительность;
- Простая и надежная система;
- Водонепроницаемая конструкция.
Характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части.
Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее — характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Координаты характерных точек определяются следующими методами:
1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
2) метод спутниковых геодезических измерений (определений) — ему свойственны высокая точность, независимость от погоды и времени суток, оперативность, возможность определения координат при отсутствии взаимной видимости между пунктами.
3) фотограмметрический метод — заключается в определении координат межевых знаков по снимкам, полученным в результате дистанционного зондирования Земли.
4) картометрический метод — заключатся в определении координат межевых знаков по картографическому материалу. Выбор масштаба картографического материала зависит от требуемой точности. Как правило, используются карты крупного масштаба 1:000-1:5000.