Земельный контроль

Курсовая работа

Основной задачей государственного земельного контроля, осуществляемого Роснедвижимостью и ее территориальными органами, является контроль за соблюдением земельного законодательства, требований использования и охраны земель организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации – руководитель Роснедвижимости и его заместители. В субъектах Российской Федерации государственный контроль за использованием и охраной земель Российской Федерации осуществляют руководители управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, являющиеся в свою очередь, главными государственными инспекторами по использованию и охране земель в субъекте Российской Федерации, а также их заместители.

Управление государственного земельного контроля, образованное в соответствии с приказом Роснедвижимости от 29.09.2004 г. № П/53 «О структуре Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Роснедвижмости. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Роснедвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями в соответствии с приказами и планами по основным направлениям деятельности Роснедвижимости.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основными документами, регулирующими ведение государственного земельного контроля, являются:

Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле».

11 стр., 5408 слов

Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо ...

... нефтью и наносил большой ущерб рыбным ресурсам. С ростом добычи нефти и ее переработки существующие способы хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов стали неэффективны. Значительный вклад в дальнейшее развитие ... тяги. История развития нефтяной промышленности нашей страны начиналась с Бакинской нефти. ... российского рынка и призвал отклонить проект, «мало выдерживающий критику с технической стороны и ...

Государственные инспекторы по использованию и охране земель (далее госземинспектор) имеют право:

  • посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения);
  • давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;
  • составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;
  • составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие право на землю, необходимые для осуществления госземконтроля;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства;
  • носить форменную одежду.

Должностные лица, являющиеся госземинспекторами, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской Федерации и служебное удостоверение, формы которых устанавливает Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Глава 1

Руководитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

по Свердловской области

НИКИТИН Василий Михайлович

Дата рождения:, Место рождения:, Образование:

Окончил: 1972 г. — Сельскохозяйственный техникум, г.Дмитриев

1980 г. – Московский институт инженеров землеустройства

Специальность по образованию:, Классный чин:, Государственные награды:

звание «Почетный геодезист», 2002 г.

звание «Почетный землеустроитель»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
09.1968 — 02.1972 гг. учащийся Дмитриевского сельскохозяйственного техникума, г.Дмитриев Курской области
03.1972 — 10.1972 г. техник-землеустроитель Тамбовского отделения института «Росгипрозем», г. Тамбов
11.1972 — 11.1974 гг. служба в Советской Армии
12.1974 — 08.1975 гг. слушатель подготовительного отделения Московского института инженеров землеустройства, г. Москва
08.1975 — 10.1980 гг. студент Московского института инженеров землеустройства, г. Москва
10.1980 — 10.1989 гг. инженер-землеустроитель, руководитель группы, начальник изыскательской партии, главный инженер проекта, начальник сектора института «Уралгипрозем», г. Свердловск
10.1989 — 05.1990 гг. главный инженер-землеустроитель группы землепользования и землеустройства Агропромышленного комитета Свердловской области, г.

Свердловск

05.1990 — 01.1991 гг. начальник отдела землевладений, землепользований и государственного землеустройства государственной сельскохозяйственной службы Свердловского облисполкома, г. Свердловск
01.1991 — 07.1995 гг. первый заместитель председателя, и.о. председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Свердловской области Госкомзема России, г. Свердловск
07.1995 — 02.1999 гг. председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области Госкомзема России, г. Екатеринбург
02.1999 — 07.2000 гг. руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области Госкомзема России, г. Екатеринбург
07.2000 — 04.2004 гг. руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области, руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области Росземкадастра, г. Екатеринбург
04.2004 — н/вр. руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области, руководитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области, г. Екатеринбург

Заместитель руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

по Свердловской области

ТИМОФЕЕВ Игорь Борисович

Дата рождения:, Место рождения:, Образование:

Окончил: 1976 г. Ленинградский топографический техникум

1987 г. Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии

1993 г. Свердловский институт народного хозяйства

Специальность по образованию:, Государственные награды:

Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», 2002 г.

звание «Почетный геодезист», 2002 г.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
06.1975 – 09.1975 Младший техник Экспедиции № 190 Предприятия № 10
08.1976 – 10.1999 Техник-геодезист, техник, начальник партии, начальник проектного бюро, главный инженер ПО «Уралаэрогеодезия»
08.1999 – по наст. время Начальник отдела организации землеустроительных и кадастровых работ Управления Роснедвижимости по Свердловской области, заместитель руководителя управления

Организационная структура Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель – постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости».

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Свердловской области находится в ведении Федерального агентство кадастра объектов недвижимости, которое в свою очередь находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Свердловской области осуществляет свои полномочия через систему территориальных отделов Управления Роснедвижимости по Свердловской области в муниципальных образованиях (городах и районах), федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, подведомственные Агентству.

Территориальный отдел №1

Территориальный отдел №2

Территориальный отдел №3

Территориальный отдел №4

Территориальный отдел №5

Территориальный отдел №6

Территориальный отдел №7

Территориальный отдел №8

Территориальный отдел №9

Территориальный отдел №10

Территориальный отдел №11

Территориальный отдел № 12

Территориальный отдел № 13

Территориальный отдел № 14

Территориальный отдел № 15 (Руководство: Родин Эдуард Викторович Адрес: 620038, г. Екатеринбург ул. 8 Марта, 8 б Телефон (343) 377-56-59 График работы

Понедельник, вторник, среда, четверг — с 8.00 до 17.00, пятница — с 8.00 до 16.00. Перерыв с 12.00 до 12.48

Прием правообладателей

График приема землепользователей

Вторник с 13-00 до 16-00, четверг с 10-00 до 12-00)

Территориальный отдел № 17

Территориальный отдел № 18

Территориальный отдел № 19

Территориальный отдел № 20

Территориальный отдел № 21

Территориальный отдел № 22

Территориальный отдел № 23

Территориальный отдел № 24

Территориальный отдел № 25

Территориальный отдел № 26

Территориальный отдел № 27

Территориальный отдел № 28

Территориальный отдел № 29

Территориальный отдел № 30

Территориальный отдел № 31

Территориальный отдел № 32

Территориальный отдел № 33

Территориальный отдел № 34

Территориальный отдел № 35

Территориальный отдел № 36

Территориальный отдел № 37

Территориальный отдел № 38

Территориальный отдел № 39

Ф И О Должность Телефон IP-телефон Кабинет
Руководство
Никитин Василий Михайлович Руководитель 371-14-26 1001 200
Тимофеев Игорь Борисович Заместитель руководителя 371-04-76 1004 202
Приемная
Попова Валентина Николаевна Специалист 1 разряда 261-22-50 1002 200
Отдел организационного и хозяйственного обеспечения
Нестерова Наталия Ивановна Начальник отдела 375-81-42 1200 208
Архипов Александр Леонидович Заместитель начальника отдела 375-77-93 1210 225
Нурмиев Евгений Валерьевич Старший специалист 2 разряда 375-81-42 нет 208
Ягупова Ольга Максимовна Старший специалист 2 разряда 375-68-66 нет 209
Зверев Андрей Александрович Старший специалист 2 разряда 375-77-93 1214 225
Герасименко Наталья Юрьевна Старший специалист 3 разряда 375-63-53 1213 225
Попова Валентина Николаевна Специалист 1 разряда 261-22-50 1002 200
Попова Лариса Викторовна Специалист 1 разряда 375-63-53 1212 225
Чернобай Юлия Николаевна Специалист 1 разряда 375-63-53 нет 208
Отдел финансового обеспечения и бухгалтерского учета
Шимаковская Валентина Михайловна И.о. начальника отдела 374-38-75 1301 213-а
Андзелевич Галина Андреевна Ведущий эксперт 261-55-85 1310 211
Вставская Людмила Валентиновна Старший специалист 1 разряда 261-55-85 нет 211
Кузнецова Лидия Александровна Старший специалист2 разряда 374-38-75 1317 213-а
Филатова Анастасия Николаевна Старший специалист 1 разряда 375-66-58 1320 211-а
Жданова Татьяна Евгеньевна Старший специалист 3 разряда 261-55-85 1315 211
Парфутская Ольга Александровна Специалист 1 разряда 375-66-58 1318 211-а
Петрова Маргарита Николаевна Специалист 1 разряда 374-38-75 1319 213-а
Горшкова Екатерина Алексеевна Специалист 1 разряда 375-66-58 нет 211-а
Юридический отдел
Заречанская Ольга Фёдоровна Начальник отдела 355-37-89 1400 213
Кашигин Ярослав Валерьевич Главный специалист-эксперт 375-77-92 1410 200-а
Анкудинов Павел Владимирович Специалист 1 разряда 355-37-89 нет 213
Байдуганова Евгения Александровна Специалист 1 разряда 375-77-92 нет 200-а
Хрусталева Меленка Владимировна Специалист 1 разряда 375-77-92 нет 200-а
Отдел землеустройства, оценки объектов недвижимости и мониторинга земель
Габдулхаева Надежда Сергеевна Начальник отдела 355-37-52 1500 210
Лузин Виктор Михайлович Заместитель начальника отдела 355-37-52 1501 210
Шелехова Галина Викторовна Заместитель начальника отдела 355-37-52 нет 210
Петрова Валентина Павловна Главный специалист-эксперт 375-66-87 1510 216-а
Попов Владимир Павлович Главный специалист-эксперт 375-66-87 1513 216-а
Седухина Любовь Александровна Ведущий специалист-эксперт 375-66-87 1511 216-а
Шварева Тамара Алексеевна Ведущий специалист-эксперт 375-66-87 1512 216-а
Савченко Олеся Михайловна Специалист 1 разряда 375-66-87 1516 216-а
Таскаева Светлана Владимировна Специалист 1 разряда 375-66-87 1519 216-а
Разумкова Нелли Васильевна Специалист 1 разряда 375-66-87 нет 216-а
Атласова Алсу Загитовна Специалист 1 разряда 375-66-87 нет 216-а
Нусратова Светлана Дарсильевна Специалист 1 разряда 375-66-87 1515 216-а
Отдел формирования, инвентаризации, организации ведения кадастра объектов недвижимости
Гладилин Вячеслав Валерьевич Начальник отдела 375-84-52 1600 204-а
Дмитриева Людмила Серафимовна Заместитель начальника отдела 375-79-29 1601 204
Смыслов Александр Витальевич Ведущий специалист-эксперт 375-79-29 1610 204
Жиляева Ирина Ивановна Специалист-эксперт 375-79-29 1611 204
Медведева Ирина Владимировна Специалист-эксперт 375-64-52 1612 204
Фридрих Екатерина Андреевна Специалист-эксперт 375-79-29 1613 204
Селиверстова Наталья Алексеевна Специалист 1 разряда 375-77-92 1614 200-а
Отдел информационных технологий
Сухоруков Константин Эдуардович Начальник отдела 375-81-24 1700 205
Анисимов Владислав Владимирович Ведущий специалист– эксперт 375-81-24 1710 202-а
Альбрехт Анастасия Анатольевна Ведущий специалист- эксперт 375-81-24 1711 202-а
Васильев Андрей Георгиевич Специалист 1 разряда 375-81-24 1713 202-а
Отдел государственного земельного контроля и обеспечения взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
Борзова Елена Анатольевна Начальник отдела 375-87-85 1800 212
Зенков Павел Владимирович Заместитель начальника отдела 375-74-32 1801 242
Ларичева Александра Витальевна Ведущий специалист-эксперт 375-74-32 1810 242
Московкин Олег Владимирович Специалист — эксперт 375-74-32 нет 242
Ильин Денис Игоревич Специалист — эксперт 375-74-32 нет 242
Чечеткина Наталия Борисовна Специалист — эксперт 375-87-85 1815 212
Отдел кадрового обеспечения
Заречанская Ольга Фёдоровна И.о. начальника отдела 355-37-89 1400 213
Князева Юлия Юрьевна Специалист — эксперт 355-29-20 1312 206
Франко Ирина Андреевна Старший специалист 3 разряда 355-29-20 1313 206
Бабикова Наталья Александровна Специалист 1 разряда 355-29-20 нет 206

Глава 2 Задачи и функции государственного земельного контроля

Государственный земельный контроль, осуществляется должностными лицами и специалистами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, которые обладают правами и полномочиями, установленными Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле».

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:

Внеплановые проверки проводятся:

  • для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

Глава 3 Государственные органы земельного контроля

государственные и местные

Специально уполномоченными государственными органами

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 № 256-р территориальные органы Роснедвижимости подчинены

Росреестру), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ и ее органы на местах; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящаяся в ведении Министерства сельского хозяйства. Названные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти как в центре, так и непосредственно на местах, кроме того данные органы согласовывают свои действия между собой.

При решении конкретных вопросов земельного контроля функции специально уполномоченных органов разграничены, в целях не допущения дублирования полномочий, и обеспечения согласованности контрольных действий и мероприятий.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; порядка переуступки права пользования землей; выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; порядка предоставления сведений о состоянии земель; исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Государственные инспектора по использованию и охране земель в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:

  • запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимую для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
  • посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки занятые военными, оборонными и другими специальными объектами для осуществления государственного земельного контроля;
  • давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а так же предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
  • составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
  • носить форменную одежду.

Глава 4 Правовые действия органов земельного контроля

В зависимости от последовательности совершения действий их можно разделить на три вида:

  • а) информационно-правовые действия органов контроля при сборе материалов;
  • б) принятие решений по результатам проведенного контроля;
  • в) исполнение решений контрольных органов.

Для того чтобы принять квалифицированное решение по результатам контроля, любой орган контроля должен располагать точной и объективной информацией о том, имеет ли место нарушение земельного законодательства, в чем оно выражается, кто виновен в этом, что нужно предпринимать, чтобы правонарушение не оказалось длящимся, каков вред, причиненный правонарушением, а если правонарушение еще не совершено, как его предупредить или пресечь при самом его начале. Возникают и другие вопросы на первоначальной стадии земельного контроля. Их выяснение требует сбора материалов (документов), проведения проверок, ревизий, исследования (анализа) этих материалов. В необходимых случаях может назначаться экспертиза материалов, полученных в процессе контроля.

Независимо от того, проводит ли государственный инспектор плановую проверку состояния использования того или иного объекта природы или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:

  • проверку законности оснований пользования земельным участком;
  • обследование фактического состояния использования или не использования данного объекта;
  • проверку его использования в соответствии с его целевым назначением и в соответствии с правовым положением субъекта природопользования.

Инспектор единолично или совместно с комиссией проверяет объект, выполняет необходимые работы, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений, и принимает решение.

При установлении частичного не использования земель сельскохозяйственными коммерческими предприятиями органы контроля применяют иные меры: с одной стороны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к этим предприятиям, с тем чтобы они полностью использовали предоставленные им земли, а с другой стороны – оказывают им всестороннюю помощь для устранения недостатков в землепользовании.

Проведение обследований земель должно основываться на достаточно общих правилах, т.е. выполняться по единой схеме для всех землепользователей, владельцев, собственников, арендаторов. Основная задача проверки – определить состояние использования земель, порядок их использования, установить, приступил ли объект к использованию предоставленного земельного участка. Это делается визуально или инструментально с привлечением планово-картографической или текстовой документации. Выбор метода обследования зависит от информированности и компетентности специалиста, осуществляющего контроль. Далее проводится определение объема работ, выполненных владельцем земель, проверяется, полностью или частично предоставленный участок вовлечен в использование. Собственно, проверка будет заключаться в фиксации (констатации) самого факта деятельности, причем реальной деятельности, связанной с использованием участка, а не ее имитации или подготовки к ней. Предусмотренные законодательством сроки, в течение которых субъект обязывается приступить к использованию участка, достаточно невелики и требуют немедленного исполнения.

Следующая стадия контроля: проверка целевого использования земель. В соответствии с законом все владельцы земли, в том числе собственники, обязываются использовать землю в соответствии с целевым назначением.

Целевое назначение того или иного земельного участка указывается в решении о его предоставлении и в документах на право собственности, владения или пользования, причем констатация цели является непременным элементом содержания документа. Рассматриваемый принцип в качестве основной обязанности закреплен в законах и иных нормативных актах о природопользовании.

Применяются два способа отражения земельно-учетных сведений — текстовой и графический. При текстовом способе данные выражаются цифровыми показателями, к которым прилагаются объяснительные записки или другие пояснительные материалы. При графическом способе результаты измерений в натуре (как первоначальные, так и последующие) фиксируются на планах, что дает наглядное представление о пространственном положении и размерах земель и позволяет избегать пропусков и перекрытий учитываемых территорий. Таким образом, эти два способа, дополняя друг друга, позволяют всесторонне охарактеризовать земли при их учете.

Характер принимаемого решения и его содержание основываются на данных проведенных проверок, обследований и анализа полученных материалов.

Принимаемое решение может носить предварительный характер. Это бывает, когда необходимо проведение дополнительных работ (лабораторных анализов, экономических расчетов, оценки экологических последствий и т.д.) при длящемся нарушении и невозможности его немедленного устранения, при не выявлении субъекта или оспаривании им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при получении госинспектором всех материалов, позволяющих вынести правильное обоснованное решение, они передаются в комиссию и другие органы.

Решение по рассматриваемому вопросу может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выявленного нарушения или применения административных санкций. Так, госинспектор при тех или иных обстоятельствах может принять следующие решения:

  • а) дать «Указание» (по утвержденной форме) о выполнении определенных действий, адресованных пользователю данного земельного участка, со ссылкой на требования закона, с определением срока выполнения перечисленных конкретных работ, мероприятий, отдельных действий;
  • в Указание дается также предупреждение пользователю земельного участка;
  • если он не выполнит всех требований, содержащихся в Указании, то материалы будут переданы в комиссию по контролю за использованием и охраной земель соответствующего (местного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству для привлечения нарушителя к ответственности;
  • б) составить протокол о нарушении земельного законодательства (по форме), который направляется в названную выше комиссию;
  • в) вынести постановление о наложении взыскания на лиц, виновных в совершении земельного правонарушения;
  • г) предписать нарушителю «Требование» (по форме) о приостановлении работ, эксплуатации объекта, ведущихся с нарушением земельного законодательства;
  • в «Требовании» указывается также срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что если работы будут продолжаться без устранения нарушений, то по предписанию госинспектора будет прекращено финансирование работ;

— д) направить банку или другой организации, финансирующей работы, «Предписание» (по форме) о прекращении финансирования (кредитования) строительства, эксплуатации объекта. Оно вручается нарушителю после того, когда он не выполнит определенных действий по приостановке работ, указанных в «Требовании» госинспектора. Лишь после устранения тех нарушений, которые были зафиксированы в Требовании, госинспектор дает правонарушителю «Уведомление» (также по форме) о праве возобновить приостановленные работы. И одновременно с этим посылается Уведомление о возобновлении приостановленного финансирования (кредитования) работ.

Исполнение решения госинспектора любой службы государственного контроля обеспечивается самим госинспектором. В этих целях инспектора Госземконтроля, санитарно-эпидемиологического и строительного надзора имеют книгу (журнал) учета выявленных земельных правонарушений, ведут записи в ней о принятых мерах, добиваются восстановления нарушенных прав, делают отметки об исполнении предписаний и указаний по вопросам надлежащего исполнения требований экологического законодательства.

Согласованная деятельность государственных органов земельного контроля и общественности с непременным участием экологических служб предприятий, учреждений и организаций позволяет своевременно предупредить правонарушения, повысить эффективность работы всей системы земельного контроля и надзора в стране.

Традиционно роль общественных организаций в нашей стране определяется как помощь, которую они могут оказать государственным органам земельного контроля. Вместе с тем общественные организации не должны рассматриваться как исполнители указаний государственных контрольных органов, что было характерно для их деятельности в прошлом. Контроль за действиями нарушителей нередко приводит эти организации к конфликтам с надзорными органами, если (по мнению общественности) последние плохо борются с осквернителями природы или даже потворствуют им. В то же время выявилась нецелесообразность наделения общественных организаций функциями государственной инспектуры, ибо это приводит лишь к дублированию функций государственных надзорных органов, причем на менее высоком профессиональном уровне.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (ст. 72 ЗК РФ).

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ).

Муниципальный земельный контроль осуществляется на территории соответствующих муниципальных образований (городские, сельские поселения и др.).

К органам местного самоуправления относятся как выборные органы, так и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с действующим законодательством.

Обычно производственный контроль за использованием и охраной земель в той или иной отрасли хозяйства осуществляют соответствующие должностные лица. Так же строится контроль и в земледелии, поскольку должностные лица всегда заинтересованы в культурном ведении сельскохозяйственного производства. Тем не менее, этот контроль нельзя назвать полноценным по двум основным причинам:

  • руководители предприятий обременены многими другими заботами, поэтому они не могут специально уделять внимание вопросам охраны плодородия почв, соблюдению других требований земельного законодательства по рациональному и эффективному использованию угодий внутрихозяйственными подразделениями и отдельными исполнителями сельскохозяйственных работ;

-с другой стороны, некоторые руководители сознательно или бессознательно отдают предпочтение текущим нуждам и результатам производства по сравнению с перспективными задачами. Это, безусловно, не может не ослаблять их контрольных функций в отношении земель.

Многие министерства и ведомства являются обладателями определенных земельных территорий, необходимых им для их хозяйственно-производственной деятельности. Их промышленные предприятия в составе своих земельных участков имеют резервные территории, предназначенные для развития (застройки), которые иногда располагаются вместе с основной территорией, а иногда отдельно. Если их застройка задерживается, что нередко происходит, такие территории начинают рассматривать как «свободные». В ряде случаев это приводит к превращению их в пустыри и даже свалки, чаще всего они используются не по назначению. Этим злоупотребляют как посторонние лица, так и работники самих предприятий. Бороться с этим трудно, если на предприятиях нет лиц, ответственных за территорию.

Если ранее Земельный кодекс РФ (1991 г.) умалчивал о ведомственном земельном контроле, то новый Кодекс в ст. 73 обязывает все ведомства поручать своим органам управления и должностным лицам выполнять функции земельного контроля. При этом должны быть приняты положения, утверждаемые государственными органами исполнительной власти, в которых определяются полномочия ведомственных органов земельного контроля и порядок его осуществления. Таким образом, обеспечивается государственное влияние на решение принципиальных (основных) вопросов контроля.

Глава 5 Порядок осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель

Госземконтроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании распоряжения руководителя органа, за исключением случаев непосредственного обнаружения госземинспектором достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки проводятся:

  • в случае обнаружения госземинспекторами достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства;
  • для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства.

В распоряжении о проведении проверки указываются:

1) номер и дата распоряжения о проведении проверки;

2) наименование территориального органа Роснедвижимости;

3) фамилия, имя, отчество и должность инспектора, уполномоченного на проведение проверки;

4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, в отношении которых проводится проверка;

5) цели, задачи и предмет проводимой проверки;

6) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания проверки.

Проведение проверки осуществляется инспектором, указанным в распоряжении. Проверка проводится в сроки, указанные в распоряжении о проведении проверки. Срок проведения проверки не может превышать одного месяца. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, срок проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам проведенной проверки составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства в двух экземплярах, в котором делается запись о наличии или отсутствии нарушения земельного законодательства на проверяемом земельном участке. К акту проверки прикладываются документы или их копии, имеющие отношение к проверке.

Должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, ведающие вопросами госземконтроля, уполномочены составлять Протоколы об административных правонарушениях . Протокол об административном правонарушении (далее — протокол) составляется в случае выявления в результате проверки административного правонарушения, предусмотренного:

  • статьей 7.1 КоАП (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности);
  • частью 1 статьи 7.2 КоАП (уничтожение межевых знаков границ земельных участков);
  • статьей 7.10 КоАП (в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка);
  • статьей 8.8 КоАП (в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом);
  • частью 1 статьи 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей);
  • частью 1 статьи 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);
  • статьей 19.6 КоАП (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
  • статьей 19.7 КоАП (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);
  • частью 1 статьи 20.25 КоАП (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП).

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В соответствии с КоАП в протоколе указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

4) фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

5) место, время совершения и событие административного правонарушения;

6) статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

7) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

8) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Совместно с материалами проверки протокол формируется в административное дело, которое в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении передается главному государственному инспектору Российской Федерации по использованию и охране земель или его заместителям, главному государственному инспектору субъектов Российской Федерации, городов, районов.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено Постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Одновременно с Постановлением о назначении административного наказания выносится Предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока устранения нарушения необходимого для устранения.

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

В случаях, предусмотренных ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации, одновременно с наложением административного взыскания, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится Предупреждение о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1 добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4. совершение административного правонарушения группой лиц;

5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Подтверждение об оплате административного штрафа должно быть направлено лицу вынесшему постановление о назначении административного наказания не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Кроме того, должностное лицо, вынесшее Постановление о назначении административного наказания, составляет Протокол об административном правонарушении на лицо, не уплатившее административный штраф и направляет его на рассмотрение мировому судье.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • после истечения срока, установленного для обжалования Решения по жалобе, протесту, если указанное Решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если Решением отменяется вынесенное Постановление;
  • немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию Решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если Решением отменяется вынесенное Постановление.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это Постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Одновременно с Постановлением о назначении административного наказания выносится Предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока устранения нарушения необходимого для устранения.

В течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием об устранении нарушения земельного законодательства, проводится проверка устранения ранее выявленного нарушения.

В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок нарушитель заблаговременно направляет должностному лицу, выдавшему предписание об устранении нарушения земельного законодательства, ходатайство с просьбой о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие нарушителем исчерпывающих мер для устранения нарушения в установленный срок.

Лицо, выдавшее предписание об устранении нарушения земельного законодательства, рассматривает поступившее ходатайство и выносит решение о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства или об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения.

При устранении допущенного нарушения инспектором составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства с приложением документов, подтверждающих устранение нарушения земельного законодательства.

В случае не устранения нарушения земельного законодательства инспектором одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП.

Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в суд (мировой суд) в течение трех суток с момента составления.

Пример применения административных санкций

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление межевых знаков, согласно ст.17 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» проводится исключительно при проведении землеустроительных работ.Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по «живым урочищам» и линейным сооружениям, совпадающим с границами земельного участка.

В качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75 — 80 см, диаметром 5 — 7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. Межевые знаки на поверхности без покрытия окапываются круглой канавой с внутренним диаметром 0,8 м, глубиной 0,2 м и шириной в нижней части 0,2 м. Границы земельных участков, проходящие по живых урочищам, закрепляются межевыми знаками только на стыках с суходольными границами.

Статья 42 Земельного кодекса обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Межевые знаки на сохранность передаются по Акту о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью. Акт подписывается директором организации, которая выполняла землеустроительные работы за сдачу межевых знаков и лицо, которому предоставляется земельный участок за сохранность межевых знаков. В Акте также указываются номера межевых знаков, тип межевого знака и ориентировочное местоположение знака.

Согласно ст. 7.2 КоАП РФ уничтожение межевых знаков является административным правонарушением.

( Так в отношении фирмы ООО «Строймаркет» 03.09.2008г. была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что данная организация использует земельный участок под строительство коттеджей на основании договора аренды земельного участка. Границы данного участка описаны и удостоверены в установленном порядке, площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Согласно Акту о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью от 05.02.2003г. представитель ООО фирма «Строймаркет» принял от ООО «Городской кадастровый центр» межевые знаки в количестве 8 штук в виде металлических штырей. В ходе выездной проверки установлено, что вышеуказанные межевые знаки отсутствуют, а именно уничтожены. По результатам проверки госземинспектором составлен Акт проверки соблюдения требований законодательства от 03.09.2008г. Согласно ст.28.2 КоАП РФ госземинспектором при обнаружении факта административного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении. Данный протокол передан на рассмотрение Главному госинспектору МО «г. Екатеринбург» по использованию и охране земель.

В соответствии со ст. 23.21 КоАП РФ протокол № 489 рассмотрен Главным государственным инспектором по использованию и охране земель г. Екатеринбурга 09.09.2008 г. и вынесено постановление о назначении административного наказания № 599. На ООО фирма «Строймаркет» наложен штраф за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю в размере 10 000 рублей, т.е. в пределах санкции ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ.)

После накопления дел, они укомплектовываются, собираются в папки так, что бы общее число страниц, включая почтовые конверты и другие документы, относящиеся к делам, составляли не более 250 страниц. Папка прошивается и на обложку клеиться титульный лист с указанием отдела и номерами дел об административных правонарушениях. Хранятся в городском архиве вместе с межевыми делами. Межевые дела разложены по номерам и буквам. После поступления в архив каждого нового дела они заноситься в инвентаризационную книгу учета. Из этой книги заносят в электронные базы данных, например через Excel. Таблица состоит из колонок — № п\п, № межевого дела, заказчик, адрес, № участка, площадь, дата регистрации.

Глава 6 Анализ результатов работы отдела государственного контроля за использованием и охраной земель

Заключение по результатам работы Отдела государственного контроля за использованием и охраной земель представлено в виде сравнительной таблицы по результатам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по г. Екатеринбургу за период с 1998 по 2008 года.

Таблица 2 Результаты контроля за использованием и охраной земель

год Проведено проверок (количество) Выявлено нарушений (количество)

Выдано предписаний

(количество)

Вынесено постановлений о наложении штрафов (количество)

Наложено штрафов

На сумму (руб.)

Взыскано штрафов

(руб.)

1998

462

342 292 50 287 247 108 047
1999

822

709 565 140 89 699 302 597
2000

1 476

1 166 881 283 1 248 929 807 390
2001

1 280

1 045 617 428 2 577 450 1 628 738
2002

1 318

972 484 488 3 405 100 2 801 317
2003

2 216

1 350 610 740 3 985 500 2 955 820
2004

2 069

1 343 750 593 3 188 800 3 345 900
2005 1 823

595

205 390 1 638 650 1 648 300
2006

2 374

671 779 640 3 125 700 2 658 600
2007 2 726 941 989 892 4 167 550 3 245 350
2008 2 996 898 1 031 860 2 233 633 2 643 350

Гистограмма 1 Проведено проверок

Глава правовые действия органов земельного контроля 1

По гистограмме видно, что число проверок увеличивается с каждым годом.

Гистограмма 2 Взыскано штрафов

Глава правовые действия органов земельного контроля 2

По второй гистограмме видно, что взыскано штрафов в рублях колеблиться каждый год, при этом имеет явное увеличение с 2002 года, по сравнению с предыдущими годами.

Заключение

Целью данной работы являлось рассмотрение процесса проведения контроля за использованием и охраной земли Территориальным отделом № 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области по осуществлению государственного земельного контроля в качестве стажера.

Основной задачей государственного земельного контроля, осуществляемого Роснедвижимостью и ее территориальными органами, является контроль за соблюдением земельного законодательства, требований использования и охраны земель организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Производственная практика проходила с 22 июня по 1 августа.

Территориальным отделом № 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области подведены итоги работы по осуществлению государственного земельного контроля за период с 26.05.2008 по 30.05.2008

  • проведено 35 проверок соблюдения земельного законодательства;
  • выявлено 18 нарушений земельного законодательства;
  • при этом устранено 9 нарушений
  • составлено 13 протокола о нарушении земельного законодательства;
  • вынесено 3 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;
  • привлечено к административной ответственности 14 нарушителей;
  • наложено штрафов на сумму 28,5 тыс. рублей;
  • взыскано штрафов на сумму 35 тыс. рублей.

Рациональная организация оплаты труда позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников. Цель рациональной организации оплаты труда — обеспечение соответствия между его величиной и трудовым вкладом работника в общие, результаты деятельности отдела, т. е. установление соответствия между мерой труда и мерой потребления.

Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция повышения эффективности деятельности государственного земельного контроля.