Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.
Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.
Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денег находится у населения. [5]
Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным товарооборотом.
Розничный товарооборот – важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результат выполнения плана товарооборота влияют на многие экономические показатели. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничного т/о. [7]
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально – технической базой, которая представляет собой совокупность материально – вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.
Целью выполнения курсовой работы является:
- расширение и закрепление теоретических знаний;
- проведение экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия;
- приобретение опыта расчета сроков окупаемости нового оборудования;
- определение потребности в приобретении нового оборудования и др.
Задачами курсовой работы являются:
Организация коммерческой деятельности на предприятии
... коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Акт купли-продажи товаров базируется на ...
1. Изучить организацию и технологию хранения товаров в магазине на примере конкретного предприятия;
2. Предложить меры для совершенствования технологии хранения товаров в магазине для рассматриваемого предприятия;
3. Экономически обосновать предложенные мероприятия.
Эта тема, актуальная для современных рыночных условий, и является темой данной курсовой работы, в которой на основании
1.1 Приоритетные направления развития торговли в
условиях рыночной экономики
На современном этапе развития экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических
В последнее десятилетие происходит активное развитие и значительное реформирование российской торговли. Результаты преобразований проявились в реконструкции и модернизации объектов, в бесперебойном обеспечении населения города продовольственными и промышленными товарами, услугами, снижении доли так называемой «неорганизованной торговли», повышении качества товаров и услуг.
Приоритетными направлениями развития торговли в условиях рыночной экономики являются:
- создание необходимых условий для повышения уровня торгового обслуживании с учетом ассортиментной и ценовой политики на основе покупательского спроса различных слоев населения;
- развитие и совершенствование сети торговли на универсальных и специализированных рынках с широкой инфраструктурой услуг;
работа по упорядочению мелкорозничной торговли, предусматривающая отвод
земельных участков преимущественно в жилых массивах, не обеспеченных стационарными торговыми предприятиями, с последующим преобразованием их в комплексы с торговыми залами;
- совершенствование форм и методов продажи товаров народного потребления.
Для развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем производства отечественных товаров, дальнейшее снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня по следующим стратегическим направлениям:
- формирование оптимальной рыночной инфраструктуры отрасли, предусматривающей функционирование субъектов различных форм собственности на равных условиях;
- развитие отечественного производства конкурентоспособных товаров и услуг на основе внедрения передовых технологий, привлечения инвестиций, а также поддержка отечественных товаропроизводителей при создании предприятий оптово-розничной торговли;
- поддержка развития производства тары и упаковки, соответствующей современным требованиям;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, направленной на насыщение рынка товарами (услугами) высокого качества;
- формирование торгово-промышленных групп, ориентирующих производственную и торговую деятельность на расширение спроса и увеличение объема производства и продаж;
- участие в создании информационной системы для совершенствования взаимосвязей товаропроизводителей с торговой инфраструктурой и углубленного изучения рынка;
- расширение ярмарочной и выставочной деятельности;
- участие в проведении постоянно действующих выставок товаров местных товаропроизводителей, их реклама и организация договорной работы.
Приоритетным направлением стабилизации финансового состояния торговли является наращивание объемов продажи товаров на стационарных предприятиях, где созданы условия для полного учета товарооборота, услуг и, соответственно, налогооблагаемой базы. [3]
1.2 Краткая экономическая характеристика предприятия
Курсовая работа основывается на данных супермаркета «Все на свете», Место нахождения: г. Киров, ул. Московская, 171. Режим работы: с 7:00 до 23:00 часов без перерывов и выходных. [12]
«Система Глобус» один из крупнейших холдингов в Кирове- начала свою историю с 1995гогда- открытия первого супермаркета в Кирове. Торгово-розничная сеть ГП «Система Глобус» включает три продуктовые сети — сеть супермаркетов «Глобус», «Всё на свете» и сеть фирменных магазинов «Уржумка» — мелкооптовый магазин «Вино» и специализированный магазин «Коллекция вин. Кондитерская».
17 лет назад открылся первый супермаркет «Глобус». Уже в этом магазине был
Оформление всех супермаркетов «Все на свете» решено в едином фирменном стиле. [11]
Рассмотрим состав и структуру основных фондов супермаркета «Все на свете».
Таблица 1 — Состав и структура основных фондов
Состав |
2011 г. (базисный) |
2012 г. (отчетный) |
отчетный год в % к базисному |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
Здания |
29175,5 |
96,97 |
25680,4 |
96,68 |
88,02 |
Оборудование |
913 |
3,03 |
883 |
3,32 |
96,71 |
Итого |
30088,5 |
100 |
26563,4 |
100 |
— |
Как показывают данные таблицы 1, стоимость здания в 2012 г. уменьшилась на 21,98% по сравнению с 2011 г. Это связано с износом здания, т.к. ремонт в 2012 г. не проводился, поэтому устарели и подлежат замене некоторые отделы систем водоснабжения, отопления, электроснабжения. Супермаркет занимает первый этаж жилого дома, поэтому износ происходит быстрее, чем если бы он находился в отдельно стоящем здании, т.к. коммунальными системами пользуются большое количество жильцов.
Стоимость же оборудования в 2012 г. уменьшилась на 3,29% по сравнению с 2011 г. Это связано с износом оборудования, с его физическим и моральным старением. Новое оборудование не приобреталось.
Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного
Для обобщающей характеристики эффективности использования
Рассмотрим показатели эффективности использования основных фондов
Таблица 2 — Эффективность использования основных фондов
Показатели |
2011г. |
2012г. |
отчетный год в % к базисному |
1 |
2 |
3 |
4 |
Фондоотдача (Фо), руб. (розничный товарооборот / среднегодовую стоимость |
3,83 |
4,99 |
130,29 |
Фондоемкость (Фе), руб. (среднегодовая стоимость основных фондов / розничный товарооборот) |
0,26 |
0,2 |
76,92 |
Фондорентабельнсть (Фр), руб. (прибыль / среднегодовую стоимость основных фондов ) |
2,26 |
2,96 |
130,97 |
Фондовооруженность (Фв), тыс.руб. (среднегодовую стоимость основных фондов / среднесписочную численность) |
1203,54 |
948,7 |
78,83 |
Товарооборот на 1 м 2 общей площади (ТОо), тыс.руб. (РТО / общую площадь) |
169,63 |
195,42 |
115,2 |
Товарооборот на 1 м 2 торговой площади (ТОт), тыс.руб. (РТО / торговую площадь) |
332,16 |
382,67 |
115,2 |
Прибыль на 1 м 2 общей (торговой) площади (ТОо,т), тыс.руб. (прибыль / площадь общую (торговую)) |
100,44 (196,68) |
115,92 (227) |
115,4 (115,4) |
Данные таблицы 2 показывают, что в 2012 г. показатель фондоотдача вырос на 30,29 % по сравнению с 2011 г. Это означает, что на каждый рубль товарооборота организация делает меньше вложений в основные средства, т.к. уровень товарооборота возрос, а стоимость основных фондов снизилась. Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, он снизился на 23,08%. Показатель фондорентабельность вырос на 30,97% в 2012 г. по сравнению с 2011г. Это означает, что на каждый рубль выручки предприятие делает меньше вложений в основные средства. Товарооборот на 1 м 2 возрос на 15,2%, а прибыль на 1 м2 выросла 15,4%.
Функциональное разделение труда состоит в выделении отдельных функций, выполняемых работниками. По этому признаку весь персонал торгового предприятия делится на управленческий, основной (торгово-оперативный) и вспомогательный.
Управленческий персонал включает директора предприятия, менеджеров, заведующих, бухгалтеров, администраторов торгового зала, товароведа и т.д. К основному (торгово-оперативному) персоналу относятся работники торгового зала и кладовщики (продавец, контролер-кассир, кладовщик и т.д.).
К вспомогательному персоналу относятся грузчики, подсобные рабочие, уборщики торговых и служебных помещений, фасовщики, электромонтеры, техники и пр.
Требования к обслуживающему персоналу отражены в ГОСТ Р 51305 99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», введенном с 01.01.2000 г.
Рассмотрим состав и структуру работников супермаркета «Все на свете».
Таблица 3 — Состав и структура работников торгового предприятия
Категории работников |
2011 г. |
2012 г. |
отчетный год в % к базисному |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Руководители |
1 |
4 |
1 |
3,57 |
100 |
Зав. отделами |
2 |
8 |
3 |
10,71 |
150 |
Старший товаровед |
1 |
4 |
1 |
3,57 |
100 |
Товаровед |
1 |
4 |
2 |
7,14 |
200 |
Главный бухгалтер |
1 |
4 |
1 |
3,57 |
100 |
Бухгалтеры |
1 |
4 |
2 |
7,14 |
200 |
Контролеры – кассиры |
8 |
32 |
8 |
28,57 |
100 |
Фасовщики |
4 |
16 |
4 |
14,29 |
100 |
Уборщики |
2 |
8 |
2 |
7,14 |
100 |
Грузчики |
4 |
16 |
4 |
14,29 |
100 |
Итого |
25 |
100 |
28 |
100 |
112 |