Технология «Дебаты»

Курсовая работа

Согласно «Государственному стандарту общего среднего образования» основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании именно коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В этом свете является целесообразным использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка.

Актуальность проблемы использования технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку обусловлена тем, что сегодня изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях делового общения. Будет справедливым отметить, что к наиболее значимым для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативным умениям современных студентов можно отнести мастерство публичных выступлений, поскольку на протяжении всей дальнейшей учебы и карьеры их будут оценивать именно по эффективности устного общения с окружающими.

Между тем следует отметить, что изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, — достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. английский педагогический дебаты урок

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на средней ступени обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд, а также элементов настоящей технологии.

Цель работы: изучение влияния использования технологии «Дебаты» на процесс формирования развития умений монологической речи у учащихся

Задачи:

  • изучить теоретические основы педагогических технологий;
  • выявить сущностные признаки технологии «Дебаты»;
  • изучить эффективность применения технологии «Дебаты» на уроках английского языка

Объектом исследования является технология «Дебаты» в процессе обучения английскому языку на второй ступени общего среднего образования

32 стр., 15769 слов

Технология знаково контекстного обучения

... задачи исследования: 1. Изучить историю развития технологии контекстного обучения; 2. Рассмотреть формы, методы и принципы контекстного обучения; 3. Изучить сущность технологии контекстного образования; 4. Применить технологию контекстного обучения на уроках информатики; 5. Разработать методические рекомендации ...

Предметом исследования является использование технологии «Дебаты» как один из методов развития умений монологической речи при обучении иностранному языку

Основными методами исследования являются сравнительно-сопоставительный анализ материала по данной проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, а также такие методы, как анализ и синтез.

Для проведения исследования по данной теме мы выдвигаем следующую гипотезу: использование технологии «Дебаты» в процессе развития умений монологической речи оказывает эффективное влияние на процесс обучения говорения учащихся.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Характеристика педагогических технологий

Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Он отмечал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди … Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка» [19, с. 298].

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, академик В. Монахов приводит 10 определений, профессор В. Башарин — 8 и т.д.) [10, с. 13].

Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения «педагогической технологии» как системы или системного метода. Например, ЮНЕСКО трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования» [32, с. 231].

Во многих зарубежных изданиях, посвященных педагогическим технологиям, можно обнаружить такое определение: «педагогическая технология — это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [26, с. 94].

3 стр., 1388 слов

Технология педагогического общения: цели и содержание

... нашей работе. Объект исследования: технологии педагогического общения Предмет исследования: свойства технологии педагогического общения и их влияние на процесс обучения Целью исследования является изучение технологий педагогического общения, исследование и анализ стилей педагогического общения и разработка рекомендаций для ...

Рассмотрим другие определения, раскрывающие сущность педагогических технологий:

  • это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман) [26, с.15].
  • это описание, проект процесса формирования личности (А.П.

Беспалько) [6, с.37].

  • это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков) [23, с.267].

— это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США) [17, с.189].

Таким образом, рассмотрение проблемы в данном аспекте позволяет нам сделать следующий вывод: педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

1.2 Классификация педагогических технологий

В теории и практике школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

Анализ огромного количества источников по проблеме позволил нам расширить классификации по определенным параметрам:

1. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяют следующие классы технологий образовательного процесса [10, с. 278]:

2. По уровню применения выделяются общепедагогические, частно- методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

3. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентрические) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропофилософские и теофилософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

2 стр., 892 слов

Технология проектного обучения

... проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания. Проектная технология ... для каждого ученика. Третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как ...

4. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие технологии.

По ориентации на личностные структуры:

  • информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН);
  • операциональные (формирование способов умственных действий);
  • эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН);
  • технологии саморазвития -(формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ);
  • эвристические (развитие творческих способностей);
  • прикладные (формирование действенно-практической сферы (СБП)).

4. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие технологии, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

5. По принципу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена следующая классификация технологий [7, с.218]:

  • классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);
  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  • система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
  • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;
  • система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное)- групповые, дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  • система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;
  • «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

Важной стороной в технологии образовательного процесса является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяют несколько типов технологий.

  • Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект», «винтик»
  • Дидактоцентрические технологии, в которой также преобладают субъект — объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
  • Личностно-ориентированные технологии ставят в цент всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

— Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергаю принуждение.

— Технологии сотрудничества реализуют демократическое равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка. Технологии сотрудничества делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

15 стр., 7332 слов

Дальтон-технологии и их роль в литературном образовании старшеклассников

... В изменяющихся условиях литературного образования данные технологии имеют большие перспективы: проектное обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, ... дебаты. Одним из наиболее эффективных средств освоения курса русской литературы, как показывает опыт, является использование проектно-исследовательского обучения Дальтон-технологии. ... защищать рефераты, составлять ...

  • Эзотерические технологии основаны на учении об экзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании — истине и путях, ведущих к ней.

Подводя итоги рассмотрения понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, творческая направленность.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Сущность технологии «Дебаты» и применение ее на уроках английского языка

Технология «Дебаты» — это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге «Практикум по педагогике» определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты — форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

С нашей точки зрения, дебаты — форма проведения учебного занятия, а именно урока английского языка, в рамках которого осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, расширения лексического запаса учащихся, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, развития умения построения целостного монологического высказывания.

Педагогическая образовательная технология «Дебаты” базируется на следующих принципах:

  • целостность,
  • универсальность,
  • вариативность,
  • ориентация на демократизацию учебного процесса,
  • личностная ориентированность обучения,
  • ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний.

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:

  • при изучении той или иной темы — не всякая тема может быть предметом дискуссии;
  • тема должна быть грамотно сформулирована;
  • в том или ином классе — успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке;
  • учитель должен принципиально оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов.

Прежде всего, дебаты формируют у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных умения — аудирование, чтение, говорение и письмо, именно эти умения в соответствии с нормативными документами должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс не только шестерых игроков, но и всю группу.

43 стр., 21088 слов

Обогащение словарного запаса учащихся на х русского языка

... «словарный запас» и его обогащения; выявление целей и источников обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. 2. Эмпирические исследования методов обогащения словарного запаса у учащихся второго класса, в том числе: описание организации и методики исследования; проведение анализа ...

Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии. Эффективность использования дебатов при обучении английскому языку, а так же при подготовке к сдаче экзамена за курс средней школы во многом зависит от степени осознания преподавателем возможности и целесообразности их применения и соотнесения формата дебатов с форматом экзамена. Необходимо учитывать языковую подготовку группы. На уроках английского языка на средней ступени обучения дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило, преподавателем

Хотелось бы отметить, что причиной большого количества ошибок в разделе «Говорение», а именно в диалогической и монологической речи, является не столько отсутствием у учащихся глубоких знаний английского языка, сколько слабое развитие обще учебных навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции. Следует отметить, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления ученики не могут структурировать речь, четко сформулировать идеи спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. Технология «Дебаты» при изучении английского языка является эффективным методом развития способностей учеников говорить на иностранном языке. Так как дебаты включают различные формы деятельности, они развивают навыки слушания и понимания, чтения и ведения записей на иностранном языке, учат эффективным речевым приемам и тактикам

Значимым видится и тот факт, что дебаты приучают учащихся к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. К числу наиболее часто употребительных можно отнести следующие: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you for your attention, thank you for the questions и ряд других. Дебаты также формируют у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей — представление команды и самого себя — вступление (обоснование актуальности темы — определение понятий — темы — выдвижение критерия — аргументация — заключение — благодарность за внимание. Понимание обучающимися структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план большинства публичных выступлений

22 стр., 10666 слов

Исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы ...

... зачастую не умеют сочетать слова так, как это принято в языке. Словарный запас младшего школьника быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 ... прилагательных в словаре учащихся; 4) с учетом результатов диагностики разработать комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников прилагательными. Методы исследования: ...

Использование дебатов в обучении иностранному языку позволяет реализовывать ряд целей и задач:

  • обучающих, так как способствуют закреплению, актуализации ранее полученных знаний, овладению новыми знаниями, умениями, навыками
  • развивающих, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей.

Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяет формировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;

  • воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов решения проблемы;
  • коммуникативных, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности

Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

  • как форма урока;
  • как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»;
  • как форма аттестации и тестирования учащихся.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы:

«Классические дебаты». Это собственно формат дебатов, где участвуют две команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо «рецензентами», либо судьями. Однако так или иначе задействовать каждого ученика класса в таких дебатах трудно, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.

«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может использоваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

«Модифицированные дебаты». Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, к которых допущены некоторые изменения правил. Например:

  • сокращается регламент выступлений;
  • увеличивается число игроков в командах;
  • допускаются вопросы из аудитории;
  • организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

— Следующий вид проведения дебатов предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема.

Данный вид дебатов, на наш взгляд, является, самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации.

5 стр., 2078 слов

На английском языке технологии будущего

... новых технологий, но, в любом случае, в наши дни уже будет очень сложно представить жизнь без них. Жизнь в будущем (Future Life) топик по английскому Топик по английскому языку ... нас дома, в автомобилях и повсеместно. Есть люди, которые выступают против новых технологий. На мой взгляд, технический прогресс сделал нашу жизнь более интересной и яркой. Благодаря ...

«Скоростные» дебаты. Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они «один на один» и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом — весь класс).

По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг к другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе

2.2 Этапы и особенности проведения урока английского языка по технологии «Дебаты»

Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка учащихся. На этой стадии часто используются методы, позволяющие стимулировать творческое и критическое мышление школьников, такие как «мозговой штурм», карты памяти, структурирование проблем с помощью метаплана, мыслительный набор «Кайзен» и некоторые другие.

Метод «мозгового штурма» применяется на стадии генерирования и выбора идей и предполагает соблюдение ряда принципов. Прежде всего четко формулируются цели, задачи и ограничения. Участникам обсуждения обеспечивается максимальная свобода: предоставление слова каждому (ободрение застенчивых, «придержание» наиболее активных и авторитетных), а также полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей и аналогий. Обсуждение ведётся иерархически: сначала — максимально «вширь», затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова «вширь». При использовании метода мозгового штурма важны роли ведущего, контролирующего ход обсуждения, и фиксатора идей. Однако, несмотря на продуктивность метода, его результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения (Титова, 2004).

Более формализованным вариантом метода «мозгового штурма» является метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем листки с мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов (Титова, 2004).

Главная идея метода «Карты памяти» («Mind Mapping») — отказ от обычных «линейных» записей и фиксация информации в графической форме в виде ветвящейся кроны дерева, с использованием иллюстраций, символов, паттернов(образцы, шаблоны) и ассоциаций. Нэнси Маргулис в работе «Карты внутреннего пространства» приводит принципы создания карт памяти, разработанные их создателем Тони Бьюзеном. Главная тема располагается в центре листа, после чего мысленно выбираются важнейшие аспекты темы, для которых рисуются ветви от главной проблемы. Для каждой подтемы существует отдельная главная ветвь, а для каждой концепции используется одно слово. Где это возможно, концепция сопровождается иллюстрацией. Нэнси Маргулис рекомендует составлять «мысленные» карты не менее чем 30 минут, не отвлекаясь. После создания карты памяти следует так называемая фаза «умного чтения», когда перед выступлением спикеры бегло проверяют основные идеи, отмечают на карте ключевые факторы и важные детали. В результате метод служит поиску, структурированию и своевременному использованию идей (Margulies, 1999:208).

3 стр., 1464 слов

Новые технологии обучения иностранному языку

... уровня обученности, склонностей. Целью данного реферата является рассмотрение новых современных технологий обучения иностранному языку, а именно различных методик, технологий и подходов, применяемых в образовательном процессе. Проектная методика Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой ...

Техника «Мыслительный набор Кайзен» появилась в Японии, а само слово «кайзен» означает «непрерывное совершенствование». Техника представляет моделирование на основе шестиугольников. Ученикам предлагается написать все идеи на цветных шестиугольниках, после чего все шестиугольники помещаются на магнитную доску. Затем вовлечённые в обсуждение люди выбирают лучшие идеи и распределяют эти идеи по логическим категориям, добавляя новые по мере их возникновения. Используя данную технику, ученикам проще структурировать имеющуюся информацию, выделить аспекты и аргументы кейса (Драйден, 2003:258).

Доктор Веблер из Билефельдского университета предлагает своеобразную альтернативу приведённой выше технике — метод метаплана, изначально разработанный для делового планирования, однако сегодня использующийся и в образовательных системах различных стран. В дебатах метод метаплана можно применять при определении проблемы, создании аспектов и аргументов, поиске поддержек и т.д. Работа проходит в малых группах. Участники обсуждения получают задание написать фломастером или маркером на карточках высказывания, суждения или ключевые слова по заданной теме. Затем высказывания или ключевые слова зачитываются вслух, поясняются и закрепляются на доске. Преимущество метапланового метода заключается в том, что во время закрепления карточек на поверхности они могут быть упорядочены по заданным признакам. В процессе работы могут быть также выделены различные группы идей и связи между ними (Веблер, 2005).

В ходе обучения английскому языку можно использовать дебаты как форму урока и элементы технологии «Дебаты». Кажется допустимым применять на уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д. Дебаты расширяют сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире, помогают развитию исследовательских навыков. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

При подготовке урока с применением технологии «Дебаты» следует учитывать следующие моменты:

1. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения.

2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Основные этапы проведения дебатов:

1. Подготовительный этап (за неделю до проведения дебатов):

  • формирование команд (3-5 человек);
  • формулировка тезиса (команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса)
  • правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

2. Проведение дебатов

  • жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
  • строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
  • критерии оценки.

3. Заключительный этап — рефлексия (письменно).

Формат дебатов предусматривает:

  • участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers).

    Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) — опровергает его;

  • участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);
  • команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);
  • роли и регламент определены заранее.
  • за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута (у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec)
  • дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3-5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп).

По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;

  • команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает;
  • остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры — они болеют за свою команду.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение методической практики с 04.02.2013 по 09.02.2013 года в ОСШ № 18 г. Барановичи учителем английского языка Хмарик А.В. В исследовании было задействовано 18 школьников средних классов. Проведенный эксперимент состоял из констатирующего и формирующего этапов. Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня развития навыка говорения (диалогической и монологической речи) у школьников на второй ступени общего среднего образования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • анализ ряда уроков английского языка;
  • метод математической статистики.

Напомним, что гипотеза, которую нам предстояло подтвердить или опровергнуть при помощи эксперимента, звучала следующим образом: использование технологии «Дебаты» в формировании монологической и диалогической речи оказывает эффективное влияние на процесс обучения говорения учащихся

Для эксперимента были выбраны два класса — 9 «А», который являлся экспериментальной группой и 9 «Г» класс, являвшийся контрольной группой.

В экспериментальной группе уроки английского языка проводились с использованием технологии «Дебаты», а в контрольной группе структура урока была традиционной.

Тема, на протяжении которой проводился эксперимент называлась «Great Britain. Traditions and customs».

Прежде чем проводить урок с применением технологии «Дебаты» учащимся экспериментальной и контрольной групп на уроке было предоставлено задание выступить с монологическим высказыванием по теме «The importance of the English language», с целью определения уровня владения навыком говорения. Мы получили следующие результаты.

С помощью данного эксперимента нам удалось разделить учащихся на следующие группы:

1. учащиеся с высоким уровнем владения навыка говорения,

2. учащиеся со средним уровнем владения навыка говорения,

3. учащиеся со слабым уровнем языковой подготовки;

В процентном соотношении результаты эксперимента выглядели следующим образом

После ознакомления с уровнем владения навыком говорения в двух группах, учащимся двух классов было предложено одинаковое высказывание. В экспериментальной группе учащиеся, заранее разделенные на команды, должны были подготовить аргументы ЗА и ПРОТИВ данного высказывания, с целью проведения дебатов. В контрольной же группе учащиеся должны были просто высказать мнение по заданной теме.

Рассмотрим результаты в каждой группе. Наблюдая за экспериментом проведения урока английского языка с применением технологии «Дебаты» в 9»А» классе (экспериментальная группа), можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный. С помощью учителя были сформированы команды по 3 человека; учащиеся получили формулировку тезиса и задание подготовить аргументы за и против данного тезиса.

2. Далее был этап непосредственно проведения дебатов. Учащиеся активно участвовали в споре, приводили аргументы, высказывали мнения, задавали вопросы оппонентам. В течение всех дебат учитель контролировал дисциплину, следил за соблюдением правил работы в команде.

3. Следующим этапом стал заключительный этап, а именно письменная рефлексия. Учащимся был предложен опрос, с целью узнать отношение учеников к такому способу проведения уроков английского языка.

Данный опрос показал следующие результаты: учащимся понравилась такая форма проведения урока; важно отметить, что большинству учащихся дебаты помогают справиться со страхом публичного выступления, а также оказывают положительное влияние на процесс построения монологического высказывания и ведение диалога. Процентные результаты опроса указаны в таблице:

  • Наблюдения за работой учащихся во время подготовки и проведения дебатов, анализ ее результатов показали, что учащиеся успешно овладевают необходимыми для развития их личных качеств умениями, а именно: умением перерабатывать материал с целью отбора точной информации для убедительного изложения своей позиции на иностранном языке;
  • целенаправленно работать над совершенствованием устной речи (она становится более взвешенной, логически выверенной, лексически и синтаксически обогащенной, интонационно выразительной).

На уроке царила доброжелательная, творческая атмосфера. Кроме того, развивался не только интерес английскому языку. Учащиеся были приобщены к работе не только с учебником, но и с другими источниками, учились внимательно слушать и слышать речь другого (аудированию), что в конечном итоге ведет не только к повышению уровня речевого развития, но и к осуществлению возможности расширить и углубить свои знания.

В контрольной группе, где урок проводился в традиционной форме, учащиеся высказывали свои мнения по сформулированному тезису, однако явно наблюдалось то, что не все учащиеся были вовлечены в процесс урока. Многие учащиеся не слушали высказывания своих одноклассников, что не давало возможности создать благоприятных условий для проведения дискуссии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дебаты как педагогическая технология развивает индивидуальные способности ребенка, его личностный потенциал; используя данную технология на уроках иностранного языка происходит очищение речи учащихся, обогащается лексический запас, развивается устная монологическая речь.

Дебаты привлекают учащихся своей новизной. Это и новизна формы — дебат-урок, и новизна материала (учащиеся могут выслушать выступления оппонентов, высказать свою точку зрения и обосновать ее), и новизна ситуации (спор, ограниченный регламентом, правилами, с решением судьи).

Игра — это всегда состязание, соперничество, стремление победить, а это стимулирует поисковую, творческую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.

Потенциал дебатов очень высок, а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому изучению иностранного языка, укрепит их личностные качества. Принцип добровольности и дифференцированного подхода в обучении и развитии детей здесь находит место тоже, потому что участвуют все желающие, дети разного уровня развития.

Подводя итог данного исследования, мы можем утверждать, что выдвигаемая гипотеза подтвердилась. Технология «Дебаты» оказывает эффективное влияние на процесс обучения говорению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения, происходящие в обществе, экономике, политике, культуре, настолько значительны, что они не могут не затронуть и сферу образования. Перед современной школой стоит задача развития личности, обеспечения каждому ребенку возможности реализации его способностей и наклонностей.

Творчески работающие учителя всегда искали новые формы проведения учебных занятий, старались работать в режиме сотрудничества и сотворчества. Апробация и внедрение педагогами современных образовательных технологий — требование времени, т.к. благодаря этому обеспечивается успешное освоение учащимися учебных программ, самореализация, психологический комфорт.

Технология «Дебаты» — это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в средней школы. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Данная технология способствует:

  • развитию коммуникативных умений учащихся: умению слушать и слышать собеседника, способности работать в команде;
  • развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли, уверенности в себе;
  • развитию исследовательских и организаторских навыков;
  • развитию мышления.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы, что использование данной технологии на уроке — один из важных резервов повышения мотивации учащихся, включение их в активную работу

Проведение дебатов на уроке делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивированными, повышает интерес к изучению иностранного языка. Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка играет огромную роль при обучении фонетическому, лексическому и грамматическому аспектам иностранного языка, а все это позволяет ученикам достичь хороших результатов в изучении английского языка. Они имеют богатый словарный запас, хорошо владеют грамматическим материалом, свободно выражают свои мысли на иностранном языке.

Также интересно то, что приемы работы дебатами на уроках очень легко сочетаются с различными методами и делают урок интересным, лёгким и запоминающимся. Другими словами, это вносит живую струю в ход урока, создает эффект новизны и “эвристичности”.

Применение технологии «Дебаты» на занятиях с преподавателем позволяет одновременно тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях (аудирование и говорение, аудирование и письмо, говорение и письмо).

Исходя из содержания выше приведенных пунктов следует вывод, что применение технологии «Дебаты» при умелом и уместном использовании окажет положительное воздействие на весь процесс обучения иностранным языкам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnologiya-debatyi/

1. Алексашина, И.Ю. Учитель и новые ориентиры в образовании (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем): монография / И.Ю. Алексашина. — СПб., 1997.- 153 с.

2. Ангеловски, К. Учителя и инновации: кн. для учителя / К.Ангеловски. — М.: Просвещение,1991. — 159 с.

3. Аристова, Л.И. Активность учения школьников / Л.И. Аристова. — М.: Просвещение, 1968. — 140 с.

4. Бардин, К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. ? М.: Просвещение, 1987. ? 111 с.

5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. ? М.: Педагогика, 1989. ? 192 с.

6. Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В.П. Беспалько. ? М.: Педагогика, 1988. ? 160 с.

7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. ? М.: Высш. шк., 1989. ? 141 с.

8. Боголюбов, В.Н. Педагогическая технология: эволюция понятия / В.Н. Боголюбов // Советская педагогика. ? 1991. ? 123-128 с.

9. Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. ? СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. — 359 с.

10. Брагина, Г.Б. Мастерство учителя на уроке ? М.: 1992. — 78

11. Брусенцов, Н.П. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник» ? М.: Наука, 1990. — 236 с.

12. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.

13. Вахрушева, Л.Н. Технология подготовки и проведения дебатов. Статья. дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

14. Волков, И.П. Много ли в школе талантов? ? М.: Знание, 1989. — 143 с.

15. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1963. — №5. — 12 с.

16. Гершунский, Б.С. Философия образования на ХХI век. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский М.: Изд-во «Совершенство», 1998. ? 608 с.

17. Границкая, А.С. Научить думать и действовать / А.С. Границкая. — М.: Просвещение, 1991. ? 175 с.

18. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. — М.: Сентябрь, 1996

19. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. ? М.: Педагогика, 1986. ? 240 с.

20. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика, 1995. ? № 1. ? 29-32 с.

21. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. ? М.: Просвещение, 1993. ? 192 с.

22. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. — М.: Педагогика, 1989. ? 159 с.

23. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. — М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.

24. Занков, Л.В. О предмете и методах дидактических исследований / Л.В. Занков. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.

25. Игнатьев, С.Т. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. ? Л.: 1991.

26. Ильинична, И. И. Технология «Дебаты в школе», как средство развития критического мышления (из опыта работы)./Статья.

27. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.? М.: Народное образование, 1998.

28. Лернер, И.Я. Внимание технологии обучения // Сов. Педагогика. — 1990.? №3. ? 138-141 с.

29. Мильруд, Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. — 1999. — №1. — С. 31.

30. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи/ перевод с англ. ? М.,1989.

31. Подласый, И. Как диагностировать урок?// Народное образование 1991., N9 ст.45-52.

32. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. — М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

33. Суд над системой образования: стратегия на будущее: сб./под ред. У.Д. Джонсона ? М., 1991.

34. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.

35. Фрадкин, Ф.А. Классификация педагогических течений в истории советской педагогики / Ф.А. Фрадкин // Советская педагогика. — 1987. — № 6. — С. 10-12.

36. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. ? 1993. ? №2. ? 66-70 с.