Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок» [10] .
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку – значит составить представление о ком-
Глава 1. Теоретические основы экскурсии
В 1970–1990 гг. ученые и практические работники осуществили
Технология подготовки новой экскурсии
... подготовки экскурсии. 1. теоретические основы подготовки новой экскурсии 1.1 Подготовка новой темы экскурсии Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и ... объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов. 1.4 Составление маршрута экскурсии Важным этапом разработки экскурсии ...
Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную отрасль культурно-
Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни человека, выслушивать сторонников
В разные годы выходили отдельные издания, где порознь рассматривались теория, методика и организация экскурсионного дела. Обобщалась богатая практика работы экскурсионных учреждений профсоюзов (бюро путешествий и экскурсий, бюро экскурсий).
Читались курсы «Теория и практика экскурсионного дела» в Высшей школе профсоюзного движения им. Н. М. Шверника и Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Но тем не менее лишь в 1986 г. появилось первое издание, вышедшее за рамки подведомственных организаций системы Центрального совета по туризму и экскурсиям, – «Основы экскурсоведения». Оно было допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для слушателей факультетов общественных профессий педагогических институтов. Справедливости ради следует сказать, что первая попытка совокупно рассмотреть вопросы теории, методики и практики экскурсионного дела была сделана значительно раньше [1] . Эта небольшая книжка представляла собой заявку автора на будущее солидное издание. В краткой, почти конспективной форме в названной книжке излагаются основные вопросы экскурсоведения – понимание сущности экскурсии, ее аспекты, классификация, экскурсионный метод, признаки и этапы подготовки экскурсии. Здесь впервые было определено, что показ, рассказ и движение (моторность) являются не методами, а основными составляющими (элементами) экскурсии.
В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экскурсии. Впервые были намечены принципы дифференцированного подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой организации экскурсионного дела. Назовем лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов.
Технология подготовки и проведения городских тематических экскурсии ...
... тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны. Развития экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. ... подготовки экскурсий Экскурсия - основная форма музейной работы, один из способов познания окружающего мира. Любая экскурсия состоит из двух элементов: показ заранее подобранных зрительных объектов и ...
В 1992 г. Российской международной академией туризма было выпущено в свет учебное пособие «
Предлагаемый учебник – итоговый труд Бориса Васильевича Емельянова (1918–2001 гг.), который был одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.
С 1969 по 1989 г. он возглавлял Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям. В последние годы жизни преподавал в Российской международной академии туризма.
Учебник впервые увидел свет в 1999 г. С тех пор неоднократно переиздавался. В нем наиболее полно отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.
Экскурсия – методически продуманный показ
Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого
Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Классификация экскурсий
... следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. Экскурсовод туристской организации, принимающей ...
Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.
Показывать – значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой
Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.
Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.
Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность
Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое
Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.
Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.
Показ в экскурсии является суммой трех элементов:
- самостоятельного наблюдения экскурсантами
достопримечательностей; - ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля
экскурсовода»;
— – показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания – комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).
Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.
Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент – подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт).
Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.
Разработка экскурсии : «Форелевое хозяйство»
... «Золотая рыбка», торгующий продукцией завода. После окончания нашей экскурсии, автобус доставит Вас обратно в Адлер. Логический переход А ... В настоящее время завод занимается не только исследовательскими работами, но и выращиванием форели на продажу и производством ... речной, так и в морской воде. Но на этом работа коллектива предприятия не закончилась. Форелеводческий племзавод пытается вывести еще ...
У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.
Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:
1) показать экскурсионные объекты, которые находятся
2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);
3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
4) показать действия
5) показать объект таким, каким он был в период
Условия для показа.
Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятия условия показа входят:
- а) правильно выбранные точки показа;
6) время, более выгодное для показа;
- в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;