Техническое обслуживание автомобиля «КамАЗ-5320»

Курсовая работа

В сельском хозяйстве транспорт имеет большое значение, для своевременности выполнения транспортных работ, для обеспечения непрерывности технологических операций, проведения их в сжатые сроки, с наименьшими потерями. Задержка в проведении транспортных работ вызывает простои агрегатов, гибель продукции или снижение её качества, нарушение ритма производства.

Эксплуатация транспортных средств, приводит к постепенному ухудшению его функциональных свойств. Это сопровождается процессами изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и другое. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО).

Техническое обслуживание предназначено: поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического состояния, предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения.

Оно имеет профилактический характер, выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установлено пробег или время работы подвижного состава.

Для проведения технического осмотра существуют ремонтные мастерские.

Актуальность данной работы определяется тем, что эффективность сельскохозяйственного производства невозможна без высокопроизводительной и надежной техники.

Таким образом, целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний и умений по проектированию.

Для удовлетворения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • закрепить и углубить полученные теоретические знания и практические навыки;
  • овладеть методикой проектирования;
  • обеспечение безопасности труда и охраны окружающей среды;
  • привить навыки пользования справочной литературой, стандартами, периодической, учебной технической литературой.

1. Общая часть

1.1 Описание автомобиля «КамАЗ-5320»

КамАЗ-5320 является одним из первых представителей в линейке грузовых автомобилей от Камского завода. Выпуск КамАЗа-5320 стартовал в 1968-ом году.

Его предназначение — выполнение транспортировочных процессов в строительной отрасли и практически во всех сферах промышленной и хозяйственной деятельности.

6 стр., 2948 слов

Контрольная работа: Производственная среда и проблемы ее безопасности

... производственного среды. Он должен знать о последствиях и методах защиты от вредных факторов. Задачи данной работы: 1. Охарактеризовать группы опасных и вредных факторов производственной среды. ... ударного действия, устройств для испы­тания газов, транспортных средств, энерге­тических машин Зоны около ... устойчивого развития с акцентом на раз­витие окружающей среды; 2) вопросам борьбы с бедностью; 3) ...

КамАЗ-5320 представляет собой грузовой тягач бортового типа, который нередко используется в качестве автопоезда для транспортировки различных грузов. Автомобиль известен еще и тем, что на его базе было построено множество моделей для перевозки среднетоннажных грузов.

Кузов — металлическая платформа с открыкающимися боковыми и задним бортами. Настил пола — деревянный, предусмотрена установка тента. Кабина — трехместная, откидывающаяся вперед, с шумо- и термоизоляцией, оборудована местами крепления ремней безопасности. Сиденье водителя — подрессоренное, регулируется по массе водителя, длине, наклону спинки. Так как КамАЗ-5320 предназначен для преимущественной работы с прицепами основные прицепы — ГКБ-8350 и -8355.

Длина — 7435 мм, высота — 3350 мм, ширина — 2500 мм, позволяют перевозить довольно массивные грузы. Тягач может эксплуатироваться с загруженностью 8000 кг (45 % — на переднюю ось, 55 % — на заднюю ось) и дополнительным прицепом в 8000 кг. Колесная база автомобиля составляет 3190 мм, а минимальный радиус поворота — 9300 мм. Масса самого тягача равняется 7080 кг. Максимальная загрузка и прицеп увеличивают данный показатель до 26500 кг. Угол преодолеваемого подъема у автомобиля составляет 30 %. Выбег грузовика с 50 км/час равняется 700 м, а тормозной путь на скорости 60 км/час — 36,7 м. Максимальная скорость автомобиля составляет 80 км/час.

Основные характеристики свойственные для КамАЗ-5320 (таблица 1).

Рисунок 1 — Характеристика габаритов автомобиля «КамАЗ-5320»

Таблица 1 — Технические характеристики КамАЗ-5320

Наименование показателя

КамАЗ-5320

Грузоподъемность, кг

8000

Снаряженная масса, кг

7080

В том числе:

на переднюю ось

3320

на тележку

3760

Полная масса, кг

15305

В том числе:

на переднюю ось

4375

на тележку

10930

Допустимая масса прицепа, кг

11500

Полная масса автопоезда, кг

26805

Максимальная скорость автомобиля, км/ч

80

Время разгона автомобиля до 60 км/ч, сек.

35

Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, %

30

Выбег автомобиля с 50 км/ч, м

700

Тормозной путь автомобиля с 60 км/ч, м

36,7

Контрольный расход топлива, л/100 км автомобиля:

при 60 км/ч

23,0

при 80 км/ч

29,6

Радиус поворота, м:

по внешнему колесу

8,5

габаритный

9,3

Двигатель представляет собой 4-тактное дизельное устройство модели «КамАЗ-740.10» с 8-цилиндровой конструкцией 120×120 мм. Мотор имеет V-образное (90°) расположение цилиндров и форсунки закрытого типа. В состав силовой установки входят всережимный регулятор частоты вращения, сухой воздушный фильтр с индикатором засоренности и сменным фильтрующим элементом, муфта опережения впрыска топлива и электрофакельное устройство (ЭФУ).

Опционально агрегат комплектуется предпусковым подогревателем ПЖД-30. Порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 154 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н-м (65 кгс-м) при 1500-1800 об/мин.

Форсунки — закрытого типа, ТНДВ — V-обр., 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения.

Воздушный фильтр — сухой, со сменным картонным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.

Трансмиссия. Сцепление — двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — гидравлический с пневмоусилителем. Коробка передач — 5-ступенчатая, с передним делителем, общее число передач — десять вперед и две назад, передат. числа: I-7,82 и 6,38; II-4,03 и 3,29; III-2,5 и 2,04; IV-1,53 и 1,25; V-1,0 и 0,815; ЗХ-7,38 и 6,02. Синхронизаторы — на II, III, IV и V передачах. Делитель снабжен синхронизатором, управление делителем — пневмомеханическое, преселекторное. Карданная передача — два карданных вала. Главная передача — двойная (коническая и цилиндрическая), передат. число — 6,53 (по заказу — 7,22; 5,94; 5,43); средний мост — проходной, с межосевым дифференциалом, блокируемым с помощью электропневматического или пневматического привода.

Колеса и шины. Колеса — бездисковые, обод 7,0-20, крепление на 5 шпильках. Шины — 9.00R20 (260R508), мод. И-Н 142Б, давление в шинах передних колес — 7,3; задних: КамАЗ-5320-4,3; КамАЗ-53212-5,3 кгс/см. кв.; число колес 10+1.

Подвеска. Зависимая: передняя — на полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами; задняя — балансирная, на полуэллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор — скользящие.

Тормоза. Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Тормозные камеры: передние — типа 24, тележки — 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз — на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневмоприводом. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и одноприводный).

Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление. Рулевой механизм — винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, передат. число 20. Гидроусилитель — встроенный, давление масла в усилителе 80-90 кгс/см. кв.

Электрооборудование. Напряжение 24 В, ак.батарея 6СТ-190ТР или -190 ТМ (2 шт.), генераторная установка Г-273 с регулятором напряжения Я 120М, стартер СТ 142-Б.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы. Топливные баки: у КамАЗ-5320-175 или 250 л, диз.топливо; система охлаждения (с подогревателем) — 35 л, охл. жидкость — тосол А-40; система смазки двигателя — 26л, летом М-10Г (к)зимой М-8Г 2(к), всесезонно ДВ-АСЗп-10В; гидроусилитель рулевого управления — 3,7 л, масло марки Р; коробка передач с делителем — 12л, ТСП-15К; картеры ведущих мостов — 2×7 л, ТСп-15К; гидравлическая система выключения сцепления — 0,28 л, тормозная жидкость «Нева»; амортизаторы — 2×0,475 л, жидкость АЖ-12Т; предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе — 0,2 л или 1,0 л, этиловый спирт; бачок омывателя ветрового стекла — 1,8 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг): Двигатель со сцеплением — 770, коробка передач с делителем — 320, карданные валы — 49(59), передний мост — 255, средний мост — 592, задний мост- 555, рама — 605(738), кузов — 870(1010), кабина в сборе с оборудованием — 577(603), колесо в сборе с шиной — 80, радиатор — 25.

1.2 Характеристика ТО-02

Технический осмотр (ТО) — это комплекс работы по поддержанию работ способности машин, при их эксплантации, хранение, транспортировке.

ТО — 02 автомобилей проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги в км. Применяется при обслуживании грузового, специального и пассажирского транспорта в субъектах автотранспортной деятельности при наличии у них системы учета и планирования номерных технических обслуживаний.

ТО — 02 автомобилей включают в себя базовые операции в соответствии Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (таблица 2).

Эти операции (работы) подлежат корректировке на основании данных разделов «техническое обслуживание», изложенных в руководствах по эксплуатации (сервисных книжках) имеющихся автомобилей.

Таблица 2 — Перечень работ при ТО — 02 автомобиля «КамАЗ — 5320»

Содержание работ и методика их проведения

Технические требования

Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.

Выполнить работы предусмотренные ЕО и ТО-1.

Двигатель.

Проверить:

-момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел;

Момент затяжки болтов должен составлять 16-18кгс?м

Сменная головка 19мм, 17мм, динамометрический ключ

-герметичность системы питания двигателя воздухом;

Разгерметизация системы впуска воздуха — недопустима.

Приспособление для проверки герметичности впускного тракта.

-состояние и действие жалюзи радиатора;

При перемещении ручки троса жалюзи должны легко открываться и закрываться. Пластины не должны иметь погнутостей и концы их должны быть установлены в гнезде.

Ключ 10*12, плоскогубцы, отвертка 8мм.

-состояние и действие троса ручного управления подачей топлива, троса останова двигателя;

При перемещении ручки проволока троса должна перемещаться без заеданий.

Отвертка 8мм, плоскогубцы, ключ 10*13.

-состояние пластины тяги регулятора.

В окне пластины не должно быть глубоких канавок.

Ключ 10*13, отвертка 8мм, плоскогубцы.

Закрепить:

-масляный картер двигателя;

Не допускайте подтекания масла из-под прокладки масляного картера.

Сменная головка 13мм, вороток.

-передние, задние и поддерживающую опоры силового агрегата;

Момент затяжки болтов и гаек должен составлять 5,5-6кгс?м

Сменные головки 19мм, 24мм, ключи 19мм, 22*24, 30мм, вороток.

-гайку ротора фильтра центробежной очистки масла;

Выполняйте при очистке фильтра. После затяжки гайки ротор должен вращаться легко (проверяйте вращение при отжатых стопорах).

Ключ 19мм.

-турбокомпрессоры;

Момент затяжки гаек крепления турбокомпрессора должен составлять 4-6кгс?м.

Сменная головка 10мм, 17мм, динамометрический ключ.

-корпусы турбины и компрессора.

Момент затяжки болтов крепления корпуса компрессора должен составлять 0,7-1кгс?м;

— момент затяжки болтов крепления корпуса турбины должен составлять 2-3кгс?м.

Ключ 13мм.

Отрегулировать:

-натяжение приводных ремней;

Правильно натянутый ремень при нажатии на середину его ветви с усилием 4кгс должен иметь прогиб 15…20мм.

Ключи 14*17, монтажная лопатка, прибор для проверки натяжения приводных ремней.

-тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения.

Зазоры для впускных клапанов 0,3мм;

  • для выпускных 0,4мм.

Отвертка 8мм, ключи 13мм, 14мм, набор щупов №2, ломик для проворачивания коленчатого вала.

Сцепление.

Проверить:

-герметичность привода выключения сцепления;

Не допускайте утечку воздуха и тормозной жидкости в местах соединений. Места сильной утечки воздуха проверяйте на слух, а жидкости — визуально.

Ключи 13мм, 17мм, кружка, шланг.

-целостность оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления.

Пружины должны быть целыми и не иметь остаточных деформаций.

Плоскогубцы.

Отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вилки выключения сцепления.

Свободный ход толкателя поршня главного цилиндра должен составлять 0,5…1,5мм;

  • свободный ход рычага вилки выключения сцепления должен составлять 4…5мм.

Измерительная линейка, ключи 17*19, 32мм, плоскогубцы, отвертка 8мм, монтажная лопатка.

Закрепить пневмогидравлический усилитель.

Момент затяжки болтов крепления ПГУ должен составлять 9…10кгс?м

Ключ 17*19.

Коробка передач.

Проверить герметичность коробки передач, устранить неисправности.

В местах соединений не должно быть следов подтекания масла.

Ключ 19мм.

Отрегулировать зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления делителем.

Зазор должен составлять 0,2…0,3мм.

Набор щупов №4, отвертка 8мм, ключи 17*19.

Карданная передача.

Проверить состояние и свободный ход в шарнирах карданных валов, устранить неисправности.

Ощутимый зазор в шарнирах не допускается (при качании руками фланцев в радиальном направлении).

Ключи 13мм, 19мм, 22*24.

Закрепить фланцы карданных валов.

Момент затяжки болтов крепления фланцев промежуточного моста 12,5…14кгс?м;

— заднего моста 8…9кгс?м.

Ключи 17мм, 22мм, 24мм, динамометрический ключ.

Ведущие мосты.

Проверить герметичность промежуточного и заднего мостов, устранить неисправности.

Не должно быть следов подтекания масла.

Ключи 19мм, 22*24, сменная головка, вороток, пассатижи, молоток, зубило.

Подвеска, рама, колёса.

Проверить:

-осевой свободный ход крюка тягово-сцепного устройства;

Повреждение деталей буксирного прибора и ослабление их крепления не допускается.

Ключи 13мм, 50мм, плоскогубцы, зубило, молоток.

-шплинтовку пальцев реактивных штанг.

Штанги не должны иметь погнутостей, трещин, вмятин. Крышка и прокладка шарнира не должны быть разрушены. Отсутствие шплинтов не допускается.

Ключ 13мм.

Закрепить:

-стремянки передних и задних рессор;

Момент затяжки стремянок передних рессор 25…30кгс?м;

— момент затяжки стремянок задних рессор 45…50кгс?м.

Сменные головки 32мм, 46мм, ключ мультипликатор КМ-130.

-отъемные ушки передних рессор;

Момент затяжки 22…28кгс?м.

Сменные головки 24мм, 27мм, динамометрический ключ.

-стяжные болты проушин передних кронштейнов передних рессор;

Момент затяжки 8…10кгс?м.

Ключ 22мм, динамометрический ключ.

-стяжные болты задних кронштейнов передних рессор;

Момент затяжки 8…10кгс?м.

Ключ 22мм, динамометрический ключ.

-пальцы и верхние кронштейны реактивных штанг.

Момент затяжки гаек пальцев реактивных штанг 50…60кгс?м;

— момент затяжки гаек крепления кронштейнов 36…40кгс?м.

Ключ 46мм, динамометрический ключ.

При необходимости выполнить перестановку колес.

Колеса имеющие наименьший износ ставьте на передний мост.

Сменная головка 27мм, динамометрический ключ.

Передняя ось, рулевое управление.

Проверить:

-шплинтовку гаек сошки рулевого механизма, шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков (внешним осмотром);

Отсутствие шплинтов не допускается.

Плоскогубцы, зубило, молоток.

-зазоры в шарнирах рулевых тяг;

Наличие зазора недопустимо.

Плоскогубцы, отвертка 8мм, накидной ключ 36мм, ключ 65мм, молоток, зубило.

-зазор в шарнирах карданного вала рулевого управления;

Наличие зазора недопустимо.

-состояние шкворневых соединений (при вывешенных колесах);

Зазор не должен превышать 0,25мм.

Домкрат, устройство для проверки радиальных зазоров в шкворневых соединениях, набор щупов №2.

-свободный ход рулевого колеса;

Осевое перемещение рулевого колеса не допускается.

Прибор для проверки рулевого управления.

Отрегулировать:

-схождение передних колес;

Схождение колес 0,9…1,9мм.

Линейка для проверки схождения передних колес, ключ 19мм, трубный ключ 34мм, динамометрический ключ.

-подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).

Затянуть гайку подшипников до начала торможения ступицы, отпустить на 1/6 оборота. Колеса должны вращаться легко и равномерно.

Домкрат, сменная головка 13мм, вороток, ключ для гаек подшипников ступиц передних колес, динамометрический ключ.

Тормозная система.

Проверить:

-работоспособность тормозной системы манометрами по контрольным выводам;

Контрольные лампы на щитке приборов должны погаснуть при давлении 4,5…5,5кгс/смІ;

— регулятор давления должен срабатывать при давлении 6,2…7,5кгс/смІ;

— при нажатии на педаль тормоза давление должно снизиться не более, чем на 0,5кгс/смІ.

Стенд.

-шплинтовку пальцев штоков тормозных камер.

Отсутствие шплинтов не допускается.

Плоскогубцы.

Закрепить тормозные камеры и кронштейны тормозных камер.

Момент затяжки гаек крепления передних тормозных камер 14…16кгс?м;

— момент затяжки гаек крепления задних тормозных камер 18…22кгс?м;

— момент затяжки гаек болтов крепления кронштейнов 7,5…10кгс?м.

Сменная головка 24мм, вороток, накидной ключ 19мм.

Отрегулировать положение тормозной педали относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана.

Ход тормозной педали должен быть не менее 100…140мм. При полном нажатии педаль не должна доходить до пола кабины 10…30мм.

Измерительная линейка, плоскогубцы, отвертка 8мм, ключи 17*19.

Электрооборудование.

Проверить:

-состояние тепловых и плавких предохранителей;

Предохраняемые цепи не должны иметь коротких замыканий. Установка нестандартных плавких вставок запрещена.

Контрольная лампа, отвертка.

-исправность электрической цепи датчика засоренности масляного фильтра;

При замыкании вывода датчика на массу должна загореться контрольная лампа.

Контрольная лампа, отвертка.

-состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи и льда);

Обратите внимание на надежность крепления пучков электропроводов к лонжерону рамы.

Отвертка 6,5мм, плоскогубцы, изоляционная лента, кусачки, нож.

-состояние и надежность крепления соединительных колодок выключения массы, привода спидометра, общих колодок передних и задних фонарей, датчика включения блокировки межосевого дифференциала.

Обратите внимание на надежность крепления пучков электропроводов к лонжерону рамы.

Отвертка 6,5мм, плоскогубцы, изоляционная лента, кусачки, ключи 22мм, 24мм.

Закрепить электропровода к выводам стартера.

Затянуть усилием 5,6…6кгс?м.

Ключи 17*19.

Отрегулировать направление светового потока фар.

Отвертка 6,5мм, рулетка, прибор К 303.

Очистите аккумуляторные батареи, проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия в пробках элементов, проверьте крепление батарей в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с клеммами.

Проведите работу согласно инструкций по эксплуатации аккумуляторных батарей.

Ветошь, резиновые кислотостойкие перчатки, дистиллированная вода, ключи 14*17.

Кабина, платформа.

Проверить:

-состояние и действие запорного устройства и ограничителя подъема кабины;

Запорное устройство должно надежно удерживать кабину от самопроизвольного подъема. Запорные крюки должны плотно фиксировать кабину на рессорных опорах. Упорно-ограничительное устройство должно обеспечивать фиксацию кабины в поднятом положении.

Ключи 10мм, 13*14, 17*19, плоскогубцы.

-состояние и действие стеклоподъемников дверей кабины;

Стекла должны подниматься и опускаться плавно, без заедания.

Ключ 10мм, отвертка с крестообразным шлицем.

-состояние и действие замков дверей;

Двери должны легко открываться и закрываться.

При перемещении ручек замки должны работать плавно, без заедания. Замок должен запираться снаружи — ключом, изнутри — ручкой.

Ручки открывания замков дверей должны быть зафиксированы на валах поводка привода двери.

Плоскогубцы, отвертка 8мм.

-состояние сидений;

Обратите внимание на состояние подвижных рычагов, полозьев, на наличие стяжки механизма продольного перемещения, на разрушение по швам подушек и подлокотников сиденья.

-состояние платформы.

Обратите внимание на состояние хомутов запоров бортов, крепление навесных петель. Не должно быть сплошных разрывов, сильных вмятин и изгибов.

Закрепить:

-рессоры задней опоры кабины;

Наличие трещин на кронштейне рессор не допускается.

Ключи 14мм, 17мм, 19мм.

-оси опор рычагов торсионов.

Ключи 19мм, 22мм.

При необходимости отрегулировать механизм опрокидывания кабины.

Ключи 19мм, 22мм, плоскогубцы, молоток, отвертка 8мм.

Смазочные, очистительные и заправочные работы.

Заменить:

-масло в системе смазывания двигателя;

Ключ 27мм, ветошь, воронка для слива масла. Марка масла м 10г 2к

-фильтрующие элементы масляного фильтра;

Накидной ключ 19мм, ветошь.

-фильтры тонкой очистки топлива.

Ключ 14*17.

-фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

Ключ 13мм.

Промыть:

-фильтр центробежной очистки масла;

Накидные ключи 19мм, 22мм, ванна для промывки, ветошь.

-фильтр грубой очистки топлива;

Сменная головка 13мм, вороток, ванна для промывки, пистолет для обдува сжатым воздухом.

Очистить фильтрующий элемент воздухоочистителя.

Пистолет для обдува сжатым воздухом.

Довести до нормы уровень:

-масла в картере коробки передач;

Уровень контролировать по указателю.

Ключ 27мм, ветошь.

-масла картерах ведущих мостов;

Уровень масла до нижней кромки контрольного отверстия.

Ключи 14мм, 19мм, 22мм, ветошь.

-жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления;

Уровень жидкости — 15…20мм от верхней кромки.

Ветошь, кружка, линейка.

-масла в башмаках задней подвески.

Уровень до нижней кромки заливного отверстия.

Ключ 14мм, ветошь.

Очистить от грязи сапуны коробки передач и мостов.

Ключ 11мм, 13мм, ветошь.

Слить отстой из пневмогидравлического усилителя сцепления.

Слить через контрольную пробку при слегка нажатой педали.

Ключ 14мм.

Произведите смазку автомобиля в соответствии с картой.

Солидолонагнетатель, ветошь.

2. Технологическая часть

2.1 Технологический процесс ТО и ремонта транспортных средств

Контроль технического состояния автомобилей ведется при выпуске и возврате с линии. При выпуске контролируется состояние систем и агрегатов автомобиля, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Основной контроль технического состояния должен вестись при возврате автомобиля с линии.

Процесс ТО и ремонта транспортных средств представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 — Процесс ТО и ремонта транспортных средств

При возвращении с линии автомобиль проходит через контрольно-технический пункт (КТП), где дежурный механик проводит визуальный осмотр автомобиля и при необходимости делает в установленной форме заявку на ТР.

Затем автомобиль подвергается ежедневному обслуживанию (ЕО) и в зависимости от плана-графика профилактических работ поступает на посты общей или поэлементной диагностики (Д-1 или Д-2) через зону ожидания технического обслуживания и текущего ремонта или в зону хранения автомобилей.

После Д-1 автомобиль поступает в зону ТО-1, а затем в зону хранения. Туда же направляются автомобили после Д-2. Если при Д-1 не удается обнаружить неисправность, то автомобиль направляется на Д-2 через зону ожидания. После устранения обнаруженной неисправности автомобиль поступает в зону ТО-1, а оттуда в зону хранения.

Автомобили, прошедшие предварительно за 1-2 дня диагностирование Д-2, направляются в зону ТО-2 для планового обслуживания и устранения неисправностей, указанных в диагностической карте, и оттуда в зону хранения.

2.2 Подбор технического оборудования для ТО-02

Таблица 2 — Технологическое оборудование

№ п/п

Наименование оборудования

Тип и модель

1

Стационарный 2-стоечный подъемник грузоподъемностью до 3-х. т.

Duolift MTF3000

2

Передвижная установка для отбора антифриза

42164

3

Маслораздатчик для заправки моторным и трансмиссионным маслом

С 223-1

4

Маслосборник для сбора отработанного масла

С 508

5

Передвижной нагнетатель густых смазок с пневматическим приводом

68113

6

Установка прокачки тормозной системы и сцепления

10705

7

Передвижная установка для удаления выхлопных газов автомобиля

УВВГ-М

8

Моечная установка

Стационар

9

Кран балки

Стационар

10

Компрессор

Стационар

11

Стенд для притирки клапанов в головке двигателя

6601-19

12

Заточной станок

Стационар

13

Гайковерт

14

Электродвигатель вытяжки

15

Электродвигатель компрессора

Помимо технологического оборудования в ремонтной мастерской необходим вспомогательный инвентарь, места для хранения его и расходных материалов (стеллажи, ящики для мусора, наборы инструментов, шкафы и т.д.).

2.3 Проект ремонтной мастерской для ТО-02

Примечание:

1 — Стационарный 2-стоечный подъемник грузоподъемностью до 3-х. т.

2 — Маслораздатчик для заправки моторным и трансмиссионным маслом.

3 — Компрессор.

4 — установка для удаления выхлопных газов автомобиля.

5 — Моечная установка.

6 — Компрессор.

7 — Заточной станок.

8 — Гайковерт.

3. Охрана труда

3.1 Требования техники безопасности к инструменту

Инструмент должен обеспечивать безопасность работ.

1. Бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин.

2. Ударная поверхность должна быть слегка выпуклой, гладкой и не сбитой.

3. Поверхность ручек — гладкая, без трещин, заусенцев и сучков.

4. На напильниках, шаберах, должны быть рукоятки с бандажными пальцами.

5. Нельзя применять ключи, зевы которых не соответствуют размерам гаек.

6. Не наращивайте и не удлиняйте ключ другим ключом, не применяйте прокладки между ключом и гайкой.

7. Не пользуйтесь зубилом и молотком для отвертывания гаек.

8. При работе с гаечным ключом движение руки направляйте к себе, а не от себя.

9. Приступайте к работе со съемниками после проверки исправности их лапок, винтов, тяг, упоров.

10. При демонтаже и монтаже составных частей машины с наличием спиральных пружин применяйте специальные съемники, чтобы предупредить возможность вылета пружин.

11. Пневматические и электрические гайковерты включайте в работу лишь после установки их на гайку или головку болта.

12. Для переноски инструментов, если это требуется должна выдаваться сумка или легкий переносной ящик.

13. Применять только исправный инструмент и приспособления, предусмотренные технологией работ.

3.2 Требования по технике безопасности при выполнении работ

К работе по ТО автомобилей допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и получившие допуск к выполнению работ. Все работники, должны получить инструктаж по технике безопасности применительно к характеру выполняемой ими работы.

Работать разрешается в приведенной в порядок и подогнанной по росту спецодежде, рукава должны быть застегнуты, волосы убраны под головной убор. камаз техническая обслуживание ремонт

Содержать рабочее место необходимо в чистоте и порядке, не допускать захламленности, проходы должны быть свободными.

Установка и перемещение автомобиля по линии диагностики разрешается только по указанию мастера — диагноста.

Прежде чем начать проверочно-диагностические операции и запуск двигателя, убедитесь; что рычаг управления коробкой передач в нейтральном положении.

Содержите в исправном состоянии защитные ограждения в местах расположения вращающихся барабанов (роликов), стендов проверки тормозной системы и ходовой части автомобиля.

Рабочим, по специфике работы приходиться пользоваться грузоподъемными механизмами, обязаны пройти инструктаж по технике безопасности при работе с грузоподъемными машинами.

Не оставляйте груз на весу во время перерывов в работе.

При подъеме машины гидравлическими подъемниками в смотровой канаве на линии диагностики для обеспечения устойчивости поднимаемого автомобиля устанавливайте на щиток подъема соответствующие подушки. После установки домкрат следует застопорить.

Подставлять домкрат разрешается лишь в местах, обозначенных специальными знаками, а если их нет, то в местах, обеспечивающих устойчивое положение автомобиля в подвешенном положении.

Работать под автомобилем, установленным на домкрате, разрешается только после дополнительной установки под автомобиль специальных подставок.

Не прыгайте и не переступайте через смотровую канаву. Загрязненный маслом пол смотровой канавы посыпайте древесными опилками, которые следует убирать в конце каждой смены.

Не работайте в смотровой канаве при неисправной электропроводке.

Техническое обслуживание автомобиля проводите только при неработающем двигателе, за исключением операций, требующих его работы. В этом случае выхлопная труба должна быть присоединена к имеющимся в помещении станции вытяжным средствам, а при их отсутствии принять меры по удалению из помещения отработавших газов.

После окончания ТО уберите инструмент, убедитесь в отсутствии людей в смотровой канаве, и только после этого можно запустить двигатель и съехать с поста.

Не работать с неисправным электрооборудованием.

Возле пультов управления укладывать резиновые коврики.

Не работать с незаземленным электроинструментом.

Не класть электроинструмент и его кабель на влажный или загрязненный пол. Не допускать наезда на кабель.

Запрещается оставлять электроинструмент включенным в сеть.

Таким образом, можно выделить три этапа работы и соответствующие правила во время работы в определенном этапе.

Этап 1 — Меры безопасности перед началом работы.

Подготовить необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Надеть и заправить спецодежду, застегнуть манжеты рукавов. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания и по просьбе водителей или других лиц.

Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая проходов.

Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, что бы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании и не только производить самому устранение неисправностей.

Проверить наличие пожарного инвентаря на участке и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему руководителю.

Включить приточно-вытяжную вентиляцию и в случае необходимости местную вентиляцию

Для исключения поражения электрическим током электроинструменты заземляют.

Этап 2 — Меры безопасности во время работы.

Приступая к работе по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. Убедиться в том, что закрыты расходные и магистральные вентили и нет ли в газопроводах газа под давлением

При ремонте принять меры по предотвращению искрообразования путем снятия клемм с аккумулятора или его отключения специальным устройством.

Обезвредить перед разборкой карбюраторы и бензонасосы, работающие на этилированном бензине, а также их детали керосином.

Производить мойку деталей только в местах, отведенных для этой цели. Моечные ванны с керосином по окончании закрывать крышками

Производить разборку и ремонт в специальных верстаках или стендах. Пользоваться только специальными приспособлениями.

Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом из шланга или насосом. Продувать их ртом запрещается. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя.

Во время проверки работы форсунок на стенде не подставлять руку к распылителю.

Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом газов если посты, расположены в помещении ТО.

Перед запуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг на переключениях передач (контролера) в нейтральное положение.

Для безопасности перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и с сзади автомобиля пользовать переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.

При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попали в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу.

Если спецодежда облита бензином, обратимся к своему непосредственному руководителю для ее замены

Этап 3 — Меры безопасности по окончании работы.

По окончании работы слесарь должен:

Выключить вентиляцию ит оборудование.

Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их отведенное место.

Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается.

Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для этого место.

Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку).

3.3 Требования техники безопасности к помещению

На станции ТО должно быть противопожарное оборудование согласно нормам противопожарной безопасности.

Все рабочие должны знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь им пользоваться. Не допускайте использования противопожарного оборудования для других целей.

Загромождать проходы и доступ к противопожарному оборудованию запрещено.

Не допускайте подтекания нефтепродуктов в топливопроводах и прорыва отработавших газов через выхлопной коллектор и выхлопную трубу.

Пролитые огнеопасные жидкости должны немедленно убираться.

Использованный обтирочный материал должен убираться в специальные металлические ящики с крышками. Сжигание обтирочного материала производиться в специально отведенном месте.

Запрещается применение огня в местах хранения и работы с огнеопасными жидкостями и материалами.

Запрещается курить возле мест хранения и заправки автомобилей нефтепродуктами, курить — только в специально отведенных местах.

Заключение

Курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекту о техническом обслуживании, даны характеристики по автомобилю «КамАЗ — 5320», представлен список необходимых работ при техническом осмотре грузовых транспортных средств.

Во второй главе построена схема процесса технического осмотра и ремонта автотранспортного средства, создан список по необходимому техническому оборудованию и спроектирована ремонтная мастерская.

В третей главе отражены техника безопасности работы с инструментами и техника безопасности при выполнении работ.

В ходе написания курсовой работы мною были подтверждены навыки самостоятельного решения конкретных задач, связанных с организацией ТО автомобилей, на основе приобретенных знаний при изучении общетехнических и профилирующих дисциплин.

Выполнение курсовой работы способствовало закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных мною за время обучения.

При работе с данной темой были решены поставленные задачи.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnicheskoe-obslujivanie-kamaz/

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, М. — Транспорт, 1986 г — 72 с.

2. Руководство по текущему ремонту (постовые работы) автомобилей КамАЗ-5320, -5511, -5410, прицепов ОдАЗ-8350, Полуприцепов ОдАЗ-9370; РТ-200-РСФСР-15-0061-81. Ч 1, техническое управление Минавтотранс РСФСР, М. — 1984 г.

3. Технология выполнения регламентных работ первого и второго технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320, Минавтотранс, М. — Транспорт, 1976 г.

4. Афанасьев Л.Л. «Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей», М. — «Транспорт», 1969 г.

5. Дунаев А.П. Организация диагностирования при обслуживании автомобилей. — М.: Транспорт, 1987.

6. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. — М.: Транспорт, 1981.

7. Клебанов Б.В. «Проектирование производственных участков авторемонтных предприятий», М. — «Транспорт», 1975 г.

8. Туревский И.С. «Техническое обслуживание автомобилей», учебное пособие, книги 1 и 2, М. — ИНФРА, 2005 г.