Особенности технической подготовки баскетболиста

Курсовая работа

Одним из самых распространенных видов спортивных игр — является баскетбол.

Возникновение игры (1891, США) Д. Нейсмитом, сделало его в дальнейшем всемирно популярной игрой. В ее правила было внесено множество поправок и дополнений. Усовершенствовались судейская практика, правила проведения соревнований, тактика и техника игры. В Международной федерации баскетбола (FIBA) более 180 стран — участниц.

Современный баскетбол — это игра, требующая умения играть как в нападении, так и в защите. В ходе ее постоянно изменяется игровая ситуация, поэтому здесь важны мгновенная реакция, быстрота решения тактической задачи. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей и чужой команды, предвидеть направление передачи мяча. Он во время игры делает множество прыжков, бросков и передач. Физические нагрузки, которые получают занимающиеся во время игры, усложненные проявления двигательной деятельности, ее разнообразие позволяют успешно решать задачи всесторонней физической подготовки.

Эффективность средств в обучении баскетболу во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от простых технических приемов к более идеальным, совершенствованным. За свою более чем вековую историю, он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес сотни тысяч поклонников и у нас в Республики Казахстан.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).

4 стр., 1970 слов

Техника передач и ловли мяча на х баскетбола

... передачи – ключ к успеху в игре. Изучение техники передач мяча на уроках баскетбола входит в программу по физической культуре общеобразовательных школ. Упражнения на развитие, Упражнения в ... мяч, подымая мяч вверх, он делает передачу своему партнеру сверху над головой, тот получив мяч опуская руки вниз делает передачу между ног своему партнеру, через определенное время они меняются видами передач. ...

Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Специалисты пришли к мнению о том, что успех спортивного мастерства, техничности баскетболиста зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, которые могут снижать результативность работы спортсмена, в игре, технике командного взаимодействия, в меткости бросков по кольцу.

Именно поэтому исследование факторов, влияющих на меткость бросков, является наиболее актуальной темой, разработка которой позволит тренеру, учителю физической культуры учесть их в своей работе, чтобы добиться результативности в работе с баскетболистами. Определив тему исследования, выделяем основную цель предстоящей работы.

Актуальность возникших вопросов в том, что в тренировочном процессе недостаточно применяется подводящих и специальных упражнений, настрой баскетболиста в игре психологически слабый, отсутствует чувство ответственности и боязнь взять игру на «себя», особенно при броске по кольцу.

Задачи:

1. Изучить научно — методическую и специальную литературу об особенностях возникновения игры, технике баскетбола.

  • Охарактеризовать основные технические приемы игры в баскетбол

3. Дать общую характеристику факторов, влияющих на меткость баскетбольных бросков.

Цель данной темы: определить факторы, влияющие на меткость бросков, исследовать природу и сущность их возникновения.

Предмет исследования: организация и проведение бросков по кольцу на меткость, как фактор повышения физических качеств и технического мастерства баскетболистов старшей юношеской группы.

Объект исследования: юноши старшего (16-17 лет) возраста, занимающиеся в отделении баскетбола городской детско-юношеской спортивной школы, и сборная команда общеобразовательных школ.

1. Особенности игры в баскетбол по данным научно-исследовательской литературы

Особенности игры в баскетбол, как отмечают казахстанские специалисты по физической культуре С. Тайжанов, С. Касымбекова, Ю. Телеугалиев, Адамбеков Е, отчасти заключена в самом названии игры: Баскетбол (от англ. basket — «корзина» и боll — «мяч» ) — спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой (так называемую «корзину»).

Баскетбол — спортивная командная игра, известная с конца XIX в. На площадке размером 26×14 м встречаются две команды по пять человек каждая. Баскетболисты каждой команды, передавая друг другу мяч и передвигаясь по площадке, стремятся забросить как можно большее количество мячей в корзину соперника и как можно меньше пропустить мячей в свою корзину. Выигрывает та команда, которая забросит большее количество мячей в корзину соперника.

Сейчас параметры поля немного изменились: Игровая площадка представляет собой плоскую твердую поверхность размером 28 м в длину и 15 м в ширину. Все линии разметки наносятся краской одного цвета (обычно белого) шириной 5 см., центральная линия наносится параллельно лицевым линиям от середины боковых, выступая на 15 см., за каждую боковую линию. Центральный круг площадки имеет радиус 1,8 м.

17 стр., 8013 слов

По баскетболу «Методика обучения технике защиты»

... следует начинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Необходимо добиваться умелой позиционной игры защитника, т. е. развивать его способность ... целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление ... бросков и добивания. Такая последовательность обучения приемам защиты соответствует содержанию, структурным особенностям и самой логике игры в баскетбол. ...

Игра построена на активной спортивной борьбе в условиях непосредственного соприкосновения с соперником и преодоления его сопротивления, отмечает Зельдович С.Н. и Кераминас С.А. в монографии «Подготовка юных баскетболистов».

Баскетбол приучает принимать самостоятельные решения, смело действовать в трудных условиях, правильно взаимодействовать с партнерами [1].

Зарождение баскетбола в нашей бывшей, единой стране относится к 1900 организовало первую баскетбольную команду, отмечается в статье «Зарождение баскетбола. Однако году, когда спортивное общество «Маяк» в Петербурге распространялась эта игра настолько медленно, что в течение трех лет появилось всего лишь несколько новых команд. Только в 1910 году впервые в России было разыграно первенство общества «Маяк» при участии шести лучших команд этого общества. После этого сведений о каких-либо соревнованиях по баскетболу в России не имеется.

году в Петербурге были изданы правила игры в баскетбол, согласно которым запрещалось бросать мяч в корзину после ведения, а за каждую техническую ошибку полагался штрафной бросок. Если к этому добавить, что корзина прикреплялась без щита непосредственно к стойке, то

станет ясно, насколько примитивным был баскетбол в то время. На заре развития баскетбола распределение функций между баскетболистами было простым. Команда состояла из трех нападающих — правый, левый «край и центр — и двух защитников — правого и левого. Оба крайних нападающих действовали преимущественно по своим краям площадки и редко перемещались на другую сторону. Только центральный нападающий передвигался по всему полю и действовал как в защите, так и в нападении. Такое построение нападения вызывало и соответствующее построение защиты. В команде было два защитника, которые обязаны были только прикрывать крайних нападающих соперника. От защитников совершенно не требовалось, чтобы они помогали в нападении. Зато центральные нападающие были универсальными баскетболистами и активно играли и в нападении, и в защите.

Непрерывная борьба защиты и нападения вызвала к жизни новые, более совершенные способы организации игры, что в свою очередь потребовало от баскетболистов лучшей технической, тактической и физической подготовки. Кроме того, на технику и тактику баскетбола решающее влияние оказало изменение правил игры: была изменена разметка площадки, введены правила трех и тридцати секунд и т.д.

Раньше баскетболисты могли находиться под щитом соперника неограниченное время. Это приводило к тому, что центровые баскетболисты, используя преимущество роста, без особого труда забрасывали мяч из-под щита в корзину. Достаточно было иметь одного гиганта в команде, чтобы выиграть игру. Для того чтобы это преимущество перестало быть решающим, была введена запретная зона, в которой баскетболист нападающей команды может находиться не более трех секунд. Это заставило нападение разнообразить игру, центровые баскетболисты вынуждены были овладеть новой техникой, стать намного подвижнее. ( Донской Д.Д. в работе «Движение спортсмена»[2].

15 стр., 7139 слов

Официальные правила игры в баскетбол. Техника защиты и нападения в игре

... корзины защищающая команда вводит мяч в игру из-за лицевой линии. Личная защита - защита, при которой каждый игрок защищающейся команды опекает определенного игрока противника. Ловушка - маневр, при котором два игрока с мячом ... И ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ИГРЫ 1.1 Основные термины игры в баскетбол В понятиях и терминологии ... примененное средство оказывает воздействие на организм в целом, тем не менее, каждое ...

Раньше команда могла владеть мячом до броска его в корзину неограниченное время, что делало игру пассивной.

Это могло привести к потере интереса к игре со стороны общества. Введение правила, разрешающего владеть мячом, не более двадцати четырех секунд, резко изменило тактику игры, как в нападении, так и в защите, вынудило команды и появилась возможность отобрать мяч у соперника, не дав ему выполнить подготовленного броска в корзину, применяя плотную опеку.

Всем известно, что сегодня наибольших успехов в баскетболе добиваются те, у кого сильные, быстрые, прыгучие ноги. Ведь любой прием начинается с движения ног — это основа правильной техники игры. Исключение составляет лишь штрафной бросок, где движение ног — не главная деталь техники. Так что если юные баскетболисты, мечтают стать классными игроками, то не надо лениться выполнять как можно больше самых разнообразных упражнений для ног — на силу, прыгучесть, быстроту передвижений. И делать это надо все годы, которые посвящаются такой замечательной игре, как баскетбол. (Родинскинс Р.Т. Спортивные игры на уроках физической культуры).

Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в баскетбол, по мнению Богданова Г.П., играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в баскетболе. Следует выделить такие основные положения.

Основу баскетбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идет о соревновательной игровой деятельности баскетболистов.

Так, например, имея слабые ноги, вы не сможете резко оттолкнуться от площадки, чтобы высоко прыгнуть. А без высокого прыжка не получится хороший бросок — основа современной атаки. Да и в борьбе под щитом за отскочивший от него мяч вы будете постоянно проигрывать сопернику.

А между тем успех в борьбе за отскочивший мяч, по мнению американских специалистов, на 80% обеспечивает победу в матче. Имея слабые ноги, вы будете постоянно терпеть неудачи и в ведении мяча, и в стремительной контратаке, и в перехватах мяча у соперника, и в оборонительной игре (Звягинцева О.Г. «Из практики работы по физической культуре»)[3].

Основным средством в обучении баскетболу являются физические упражнения. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения баскетболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность баскетболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.

Соревновательные упражнения представляют собой собственно баскетбол, т.е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).

1.1 Разновидности игры и физическая подготовка баскетболиста

Баскетбол — одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

7 стр., 3045 слов

«Правила игры в баскетбол»

... игры в баскетбол, Команда и запасные игроки. Время игры. Начало игры., Правила перемещения., Остановочным мячом. Мяч вне игры. Вбрасывание. Оценки. Бросок мяча ... паркетном полу. Площадка для игры в баскетбол. По международным правилам площадка для игры в баскетбол должна иметь размеры ... направление и скорость бега. Прыжки. Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет ...

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

  • центровой игрок — должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

— крайний нападающий — это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно, защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

Распределение игроков по функциям — один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

Деятельность баскетболиста в игре — не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды — основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков[4].

Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

6 стр., 2560 слов

Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника

... 1. Техника ведения мяча Ведение - технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе ... соответственным поворотом кистью, принимается мяч за спиной левой рукой, ведение продолжают перед собой и т.д. 6. Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча. 7. Ведение мяча на скорость из ...

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая “взрывная” сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время — прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть — способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Скорость и сила — основа прыжка.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)[5]

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.).

В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

6 стр., 2702 слов

Техника владения мячом в спортивной игре

... без выпрямления ног в коленном суставе, без вертикального колебания туловища, свободно, без напряжения. 2. Техника владения мячом Технические приемы владения мячом изучаются в такой последовательности: ловля и передача, ведение мяча, броски мяча по ...

Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места — при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении — отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации).

Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите. Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог “перевисеть” в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” — это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки НБА, в отличие от российских баскетболистов. Даже, обладая ростом ниже 170 см, у некоторых игроков, они легко могут забить мяч сверху. Может быть, поэтому сборная команда США уже многие годы считается непобедимой командой на всей планете.

Еще скоростно-силовые качества применяются в игре при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Опять же в НБА лучшим по накрыванию мяча долгое время считался Оладживон. В среднем он выполнял 2-3 блок — шота в одной игре.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть — это важное качество для игры в баскетбол. И согласиться со словами А.Я. Гомельского: “Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу “на втором этаже”[6].

2. Основная часть

1 Особенности техники игры в баскетбол

Под техникой игры в баскетболе понимается выполнение определенных приемов с мячом и без мяча, необходимых для ведения игры. Нельзя успешно играть в баскетбол, если баскетболист не умеет хорошо ловить и вести мяч, передавать его партнеру, резко останавливаться или действовать более беспрепятственно. Но наиболее часто непредсказуемые обманные повороты и движения применяется центровыми баскетболистами под щитом соперника. Умение центрового освободиться от опекающего защитника под щитом характеризует его мастерство. Выполнение поворота с целью освобождения от опеки соперника для последующей передачи, броска или ухода с мячом должно обязательно сочетаться с обманными движениями — финтами [7].

Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь материал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.

3 стр., 1221 слов

Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет

... Определить задачи совершенствования техники выполнения штрафного броска. 2. Рассмотреть эффективные средства и методы совершенствования техники штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет. Гипотеза исследования, Глава 1. Техника выполнения штрафного броска в баскетболе при выполнении штрафного броска Штрафной бросок - это возможность, предоставляемая ...

Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:

  • обучение стойкам и передвижениям
  • остановка двумя шагами
  • повороты на месте и в движении
  • держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом
  • ловля и передачи мяча в статическом положении(на месте)
  • ловля и передача мяча в движении
  • дистанционные броски с места
  • бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении
  • ведение мяча
  • остановка прыжком (без мяча, с ловлей мяча посланного партнером)
  • броски в прыжке
  • финты (обманные движения) без мяча и с мячом
  • игровые действия (сочетание приемов)

в нападении и контрдействиям в защите.

Особенности технической подготовки баскетболиста 1

Рисунок 1. Остановка шагом

Особенности технической подготовки баскетболиста 2

Рисунок 2. Остановка прыжком

игра баскетбол мяч бросок

Но к изменению скорости бега нападающего защитник может быстро приспособиться. Поэтому, чтобы освободиться от опеки защитника, нападающий должен уметь резко изменять не только скорость, но и направление бега, сочетая его с обманными движениями, неожиданными остановками и ускорениями [8].

Остановка может выполняться прыжком и шагом (рисунок.1, рисунок.2).

Остановка прыжком применяется баскетболистом, закончившим ведение, получившим мяч в движении, поймавшим мяч в высоком прыжке, а также с целью сближения с соперником и последующего прохода. Чтобы остановиться этим способом, баскетболист выполняет прыжок вверх — вперед — вправо, (влево).

Приземляется он одновременно на обе широко расставленные и сильно согнутые ноги с легким проскальзыванием, одна нога выдвигается вперед. Туловище баскетболиста расслаблено, вес тела переносится на ногу, отставленную назад [9].

Важное значение в баскетболе, придается остановкам после бега, которые применяются для постановки заслона, перемены направления, освобождения от плотно опекающего соперника. Резкое изменение скорости и направления движения невозможно без овладения правильной техникой остановок. В этом также и заключается особенность техники баскетбола.

Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахиллового сухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но эффективные упражнения.

Сначало необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов).

Полезно сгибать стопы с амортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы или кругообразные предметы, типа скалок, бутылок и т.д.- катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плачах. Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке. Прыжки со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой — в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений [10], предлагается использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола (что не мало важно в баскетболе).

4 стр., 1813 слов

Техника метания малого мяча

... боком в сторону метания, левая нога ставится впереди. Бросок мяча за счёт хлестообразного движения руки. Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестообразным рывком, ... освоения правильных движений. 7. Совершенствование техники метания мяча Для совершенствования техники метания мяча необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами техники. Рост результатов в метании этих снарядов ...

И так, просмотрев многие методики различных авторов по развитию прыгучести у баскетболистов, мы отобрали из всех предлагаемых упражнений наиболее, на наш взгляд, эффективные Остановка шагом применяется баскетболистом, ведущим мяч, преимущественно в тех случаях, когда защитник идет ему навстречу. При остановке шагом нужно перенести тяжесть тела на ногу, выполняющую первый шаг, и затем выставить вперед другую ногу. В момент касания пола другой ногой тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Если баскетболист передвигается с большой скоростью, то применяется остановка в два шагаблагоприятно влияющие на здоровье, занимающегося. Остановка в два шага. Остановке должен предшествовать длинный шаг. Выставленная вперед нога, принимая всю тяжесть тела, затормаживает движение; на втором шаге следует полная остановка. Нога, выставленная вперед, стопорящим движением ставится на пятку с дальнейшим перекатом на всю ступню, затем сильно сгибается в коленном суставе. Сгибанием ног в коленях и наклоном туловища добиваются устойчивого положения. Характерным для этого вида остановки является смещение центра тяжести на отставленную назад ногу, чтобы избежать падения вперед [11].

Существенных различий между остановкой с мячом и без мяча нет. Основное внимание при выполнении остановок с мячом следует обратить на равновесие тела в момент остановки. Мяч надо держать в руках, находясь боком (спиной) к сопернику.

Немалое значение в баскетболе придается поворотам. Правильно и своевременно выполненный поворот дает возможность баскетболисту без мяча освободиться от опеки соперника, для того чтобы принять мяч. Баскетболист с мячом, применяя повороты, создает условия для передачи, броска в корзину и ухода мимо активно действующего защитника. В процессе игры применяются различные повороты. Разнообразие поворотов и качество выполнения их зависят от технической подготовленности баскетболиста.

Основой любого поворота является устойчивое исходное положение баскетболиста на широко расставленных согнутых ногах. Получив мяч, стоя на месте или остановившись с мячом в руках таким образом, что обе ноги расположены параллельно, баскетболист может выполнять поворот, опираясь на любую ногу, которая является как бы осевой. Во всех остальных случаях опорной будет нога, отставленная назад. Перенеся центр тяжести на носок опорной ноги, баскетболист, переставляя другую ногу вблизи от пола, производит поворот плечом вперед или плечом назад [12].

Освобождение баскетболиста, не имеющего мяча, от защитника с помощью поворота может иметь место в любой части поля, но наиболее часто применяется центровыми баскетболистами под щитом соперника. Умение центрового освободиться от опекающего защитника под щитом характеризует его мастерство. Выполнение поворота с целью освобождения от опеки соперника для последующей передачи, броска или ухода с мячом должно обязательно сочетаться с обманными движениями — финтами.

Поворот плечом вперед. Перед выполнением поворота ноги баскетболиста сильно согнуты, тяжесть тела равномерно распределена на передние части ступней обеих ног, туловище слегка наклонено вперед. Одновременно с толчком маховой ногой баскетболист начинает поворот правым (или левым) плечом вперед и переставляет маховую ногу. Поворот выполняется на носке сильно согнутой опорной ноги. Маховая нога должна находиться близко от пола, чтобы в любой момент можно было прекратить поворот или изменить направление его.

Поворот плечом назад. Для выполнения этого поворота баскетболист толчком маховой ноги переносит центр тяжести на осевую ногу и поворачивает туловище плечом назад. Разнообразные движение баскетболиста, не имеющего мяча, позволяют уйти от защитника с помощью быстрых перемещений, поворотов в любую сторону может найти место в любой части поля, особенно важно это делать баскетболистами под щитом соперника. Умение центрового и нападающих, умело освободиться от опекающих защитников под щитом, характеризует их мастерство. Выполнение непредсказуемых передвижений, с целью освобождения от опеки соперника для последующей передачи, броска или ухода с мячом должно обязательно сочетаться с адекватными движениями партнеров по команде [13].

— Перед выполнением поворота влево или вправо, ноги баскетболиста сильно согнуты, тяжесть тела равномерно распределена на передние части ступней обеих ног, туловище слегка наклонено влево, вправо. Одновременно с толчком маховой ногой баскетболист начинает поворот правым (или левым) плечом вперед и переставляет маховую ногу. Поворот выполняется на носке сильно согнутой опорной ноги. Маховая нога должна находиться близко от пола, чтобы в любой момент можно было прекратить поворот или изменить направление его (рисунок 3).

Повороты в движении применяются нападающими для ухода от соперника без мяча или с ведением мяча при маневрировании по площадке.

Обучение поворотам в движении необходимо применять:

объяснение и показ

последовательное выполнение всех составных элементов приема (вращений и переступаний)

выполнение приема в целом по разметке площадки со сменой направления движения после поворота

выполнение разновидностей приема с преодолением пассивного, а затем активного противодействия условного защитника на ограниченных участках площадки (в заданных коридорах)[14]

выполнение поворота в медленном беге по прямой.

Особенности технической подготовки баскетболиста 3

Рисунок 3. Поворот плечом вперед и назад

Баскетболист толчком маховой ноги переносит центр тяжести на осевую ногу и поворачивает туловище плечом влево, вправо (рисунок 3).

2 Техника разновидности бросков мяча в корзину

Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым приемам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атакующих действий игроков, и их эффективность определяет в итоге результат игры. Точность броска в корзину, как говорилось выше, обусловливается многими факторами.

Результативность броска в значительной мере определяется умением игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15-45 градусов от щита целесообразнее выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла 15 градусов и свыше угла 45 градусов — непосредственно в кольцо (« чистый « бросок).

Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим расположением, но и применяемым способом броска. При этом ориентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых» бросках — передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.

Бросок одной и двумя руками снизу выполняется с места после поворота и шага, а также в движении после прохода или в завершающей фазе быстрого прорыва в условиях плотной опеки несколько отставшего или раньше времени прыгнувшего вверх защитника (рисунок 4).

Бросок одной рукой и двумя руками снизу целесообразно применять во время прохода под щит в условиях активного сопротивления противодействующего защитника и применяется, чтобы избежать накрывающего мяч движения руками вверху [15].

Обучение разновидностям броскам снизу:

  • объяснение и показ;
  • имитация приема без мяча с места после одного шага разбега;
  • выполнение изучаемого способа броска, снимая мяч в движении с кисти сторону.

Особенности технической подготовки баскетболиста 4

Рисунок 4 Бросок одной рукой снизу, бросок двумя руками снизу

Броски двумя руками снизу с места после поворота и шага выполняются с позиции центрового игрока в 3-4 м от кольца. Перед броском баскетболист находится спиной к щиту и держит мяч двумя руками у груди, ноги согнуты, туловище слегка наклонено вперед. Шагнув левой ногой назад, за защитника, игрок поворачивается лицом к щиту, быстро поднимает бедро правой ноги вверх и прыгает, отталкиваясь левой ногой. Одновременно с этим он выпрямляет руки и поднимает мяч вперед-вверх по направлению к корзине, а затем движением кистей выпускает мяч из рук. Как правило, бросок выполняется после обманных движений (рисунок 4).

Бросок снизу выполняется и одной рукой, но в этом случае баскетболист, шагнув левой ногой назад и повернувшись к щиту, поворачивает мяч так, чтобы правая рука находилась снизу мяча, а левая поддерживала его сбоку. Затем баскетболист прыгает, толкаясь левой ногой и делая мах правой ногой, отводит левую руку в сторону, как бы заслоняя ею мяч от соперника, а правую руку вытягивает по направлению к корзине. Движением кисти вверх — вперед игрок выпускает мяч. После броска баскетболист приземляется на правую ногу [16].

Бросок снизу двумя и одной рукой в движении выполняется аналогично: баскетболист ловит мяч под правую или левую ногу. Затем он прыгает и выпрямляет руки вперед-вверх по направлению к корзине. В высшей точке прыжка руки полностью выпрямляются. Мягким движением кистей баскетболист выпускает мяч. Характерным для бросков снизу является приземление после выпуска мяча на маховую ногу. Бросками снизу в движении пользуются в тех случаях, когда хотят выиграть расстояние у несколько отставшего защитника, чтобы еще дальше вынести мяч вперед, а также чтобы

избежать накрывания мяча в тех случаях, когда защитник выше ростом или раньше времени прыгнул вверх (рисунок 5).

Особенности технической подготовки баскетболиста 5

Рисунок 5 Бросок двумя руками снизу в движении

Бросок мяча одной рукой от плеча с места применяется для атаки корзины со средних и дальних дистанций, а также при выполнении штрафных бросков. Баскетболист, встает так, чтобы выполняющая бросок рука и плечо были слегка повернуты к корзине. Вперед выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч держится над плечом широко расставленными пальцами, четыре из которых обращены назад, а большой направлен к уху.

Локоть руки, выполняющей бросок, направлен вперед, плечо параллельно полу, кисть с мячом максимально сгибается назад. Другая рука поддерживает мяч спереди и несколько снизу, локоть ее развернут в сторону. Баскетболист смотрит на ближний край корзины. Прицеливаясь, он слегка приседает на носках, равномерно распределяя тяжесть тела на обе ноги. Выпрямление бросающей руки вверх и ног начинается одновременно. Бросок заканчивается захлестывающим движением кисти, развернутой слегка наружу. Поддерживающая рука мяч не сопровождает. При выпуске мяча ноги разгибаются полностью, баскетболист стоит на носках, вытянувшись вверх и не теряя равновесия, что достигается строго вертикальным перемещением туловища.

Особенности технической подготовки баскетболиста 6

Рисунок 6 Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении выполняется после ведения мяча или при получении мяча в движении (рисунок 6).

Проход под щит в зависимости от игровой ситуации, скорости передвижения баскетболиста и расположения защитников выполняется шагами, различными по длине и направлению. При этом ноги должны быть полусогнуты, толчковая нога выполняет стопорящий шаг (ставится на пятку с последующим перекатом на носок), туловище слегка отклоняется назад. Маховая нога, сгибаясь в коленном суставе, совершает резкое движение вверх [17].

Главным условием для успешного выполнения броска является координация движений и устойчивое положение баскетболиста в момент выпуска мяча. В момент толчка левой ногой и прыжка мяч двумя руками переносится к правому плечу на кисть, повернутую ладонью кверху (пальцы широко расставлены).

Правая рука согнута в локтевом суставе, левая поддерживает мяч спереди — снизу. Выпрямляя руку вверх, баскетболист в наивысшей точке взлета толчком кисти и пальцев выпускает мяч. Тело баскетболиста вытягивается к щиту, взгляд устремлен на корзину. После броска приземление происходит на полусогнутые ноги. При выполнении броска этим способом баскетболист, отталкиваясь левой ногой, бросает мяч в корзину правой рукой, и наоборот, отталкиваясь правой ногой, бросает мяч в корзину левой рукой. Маховую ногу в момент прыжка нужно согнуть в коленном суставе и быстро поднять вверх, затем она опускается.

Бросок мяча одной рукой над головой («крюком») используется для атаки корзины с близких и средних дистанций. Баскетболист выполняет бросок, как с места, так и в движении, стоя спиной и боком к щиту. Наиболее типичным броском с места является бросок с шагом и поворотом. Баскетболист стоит спиной к защитнику на согнутых и расставленных на ширину плеч ногах. Мяч он держит двумя руками у груди, туловище слегка наклонено вперед, плечи опущены и прикрывают мяч, локти расставлены и преграждают путь сопернику. Баскетболист делает широкий шаг левой ногой влево, прыгает вверх и поворачивается правым плечом вперед, одновременно правая рука с мячом от груди быстро отводится вправо — вверх. Левая рука, согнутая в локтевом суставе, отпускает мяч на уровне правого плеча и как бы загораживает мяч от соперника. В момент выполнения замаха мяч поворачивается слева направо так, чтобы правая рука оказалась под мячом и поддерживала его широко расставленными пальцами снизу, левая рука поддерживает мяч кончиками пальцев сверху. Продолжая замах, правая рука выпрямляется и двигается по дуге вверх к голове.

Одновременно с движением руки вверх баскетболист правым плечом выполняет поворот к корзине на носке левой ноги и прыгает вверх. Чем выше прыжок, тем труднее защитнику достать мяч. Чем быстрее шаг баскетболиста, тем легче ему уйти от опеки защитника и высоко прыгнуть вверх [18].

Бросок оканчивается над головой плавным движением прямой руки и кисти, которая накрывает мяч и направляет его в корзину. В момент выпуска мяча маховая нога опускается вниз, баскетболист разворачивается грудью к корзине. Приземление происходит на обе ноги, после чего баскетболист готов к борьбе за отскочивший мяч.

  • Особенности технической подготовки баскетболиста 7

Рисунок 7 Бросок «крюком» в движении

Бросок «крюком» в движении с успехом применяется при завершении проходов под щит. Используя этот бросок, даже сравнительно невысокие баскетболисты могут обыграть высоких защитников (рисунок 7).

Возросшая техника, активность защитников и их плотная опека вынудили нападающих искать пути для изменения исходного положения мяча перед броском. Многие способы бросков исчезли из арсенала техники современного баскетбола из-за того, что точка прицеливания находилась слишком низко. Сейчас основным броском с близких, средних и даже дальних дистанций стал бросок в прыжке. Отличительной особенностью его является высокое исходное положение мяча перед броском, что затрудняет борьбу против него. Бросок выполняется с места и после остановки. Одновременно с движением руки вверх баскетболист правым плечом выполняет поворот к корзине на носке левой ноги и прыгает вверх. Чем выше прыжок, тем труднее защитнику достать мяч. Чем быстрее шаг баскетболиста, тем легче ему уйти от опеки защитника и высоко прыгнуть вверх [19].

Бросок оканчивается над головой плавным движением прямой руки и кисти, которая накрывает мяч и направляет его в корзину. В момент выпуска мяча маховая нога опускается вниз, баскетболист разворачивается грудью к корзине. Приземление происходит на обе ноги, после чего баскетболист готов к борьбе за отскочивший мяч.

Бросок «полу — крюком» в движении и, с места, с успехом применяется при завершении проходов под щит и, при передаче мяча партнеру. Используя этот бросок, баскетболисты, которые имеют маленький рост, могут обыграть высоких защитников.

Бросок в прыжке одной рукой с места выполняется из следующего исходного положения: баскетболист держит мяч двумя руками у груди, ноги согнуты, правая слегка выставлена вперед, голова поднята, взгляд направлен на корзину, плечи расслаблены. Для того чтобы оттолкнуться, баскетболист слегка приседает и энергично разгибает ноги. Во время прыжка он выносит руку с мячом вверх над головой. Мяч лежит на широко расставленных и направленных назад пальцах согнутой в локтевом суставе правой руки, локоть направлен вперед.

Особенности технической подготовки баскетболиста 8

Рисунок 8 Бросок мяча одной рукой в прыжке

Организационно — методические указания:

на начальной стадии обучения упражнения выполняются на дистанции 2-3 метра до партнера, или до щита при обучении броскам в прыжке(«на два счета») и с зависанием («на три счета») и, 3-4 метра при обучению броску с прыжком («на один счет»).

броски в корзину начинать под углом 30-40 градусов к щиту;

  • Идеальным считается такое положение баскетболиста в воздухе, когда кисть и локоть правой руки, а также колено правой ноги будут расположены на одной вертикальной линии. Локоть согнутой правой руки должен быть направлен вперед [20].

Особенности технической подготовки баскетболиста 9

Рисунок 9 Бросок в прыжке одной рукой с места

Достигнув высшей точки прыжка, баскетболист выпрямляет правую руку в локтевом суставе вверх и сгибает кисть в лучезапястном суставе. Решающее значение приобретает заключительное захлестывающее движение кисти, которая после выпуска мяча слегка разворачивается наружу и сопровождает мяч. Обязательным условием при броске является умение расслабляться и сохранять устойчивое положение тела в воздухе. Для точности броска существенное значение имеет высота прыжка, так как, чем длительнее фаза полета, тем больше времени имеет спортсмен для правильной координации движений. Приземлившись на носки согнутых ног, баскетболист готов к дальнейшим действиям (рисунок 9).

С близких и средних дистанций применяются броски мяча в прыжке с вытянутой вверх прямой рукой с захлестывающим движением кисти.

Все большее применение находят броски в высоком прыжке с отклонением назад. При таком броске туловище в момент толчка отклоняется назад. Баскетболист отталкивается под углом — вверх — назад. В воздухе положение туловища фиксируется; и баскетболист сохраняет равновесие [21].

В условиях плотной опеки защитника нападающему редко удается атаковать цель с места. Поэтому важно научиться выполнять бросок в прыжке сразу же после ведения или получения передачи. Успех броска в большей степени зависит от неожиданности и быстроты прыжка, чем от его высоты. Баскетболист после ведения ловит мяч под левую ногу, туловище его слегка

отклоняется назад, шаг свободный, широкий. Делая небольшой шаг вперед правой ногой, баскетболист неожиданно отталкивается двумя ногами вверх. Для того чтобы прыжок вверх был неожиданным для защитника, нельзя выдавать свои намерения приседанием перед отталкиванием, Уже во время ведения мяча ноги должны быть согнуты и готовы к толчку.

Нападающие постоянно ищут пути для повышения «скорострельности» броска. Однако сократить время выполнения такого приема, как бросок мяча в корзину, можно только за счет подготовительных действий, но не в коем случае не за счет увеличения скорости движения руки и кисти, не за счет нарушения плавности движений.

Особенности технической подготовки баскетболиста 10

Рисунок 10 Бросок одной рукой сверху вниз

Бросок сверху вниз применяется в основном, высокими баскетболистами, обладающими отличной прыгучестью, после прохода под щит или после броска в прыжке с места из-под щита (рисунок 10).

Особенности этого броска заключаются в том, что баскетболист в высоком прыжке выносит мяч прямой рукой над кольцом, пальцами удерживая его сверху. Туловище его максимально выпрямлено и тянется за мячом. Энергичным захлестывающим движением кисти сверху вниз мяч посылается в корзину. Этот же бросок баскетболист может выполнять и двумя руками.

После неудачного броска перед нападающими стоит задача: овладеть мячом и забросить его в корзину. Однако сделать это нелегко: прием добивания мяча довольно сложен, кроме того, выполнение его затрудняется из-за активного сопротивления защитников.

Добивание наиболее эффективно в тех случаях, когда мяч после отскока находится над корзиной, на расстоянии не более 0,5 м от нее. Добивать мяч в корзину нужно в высшей точке прыжка. Рука выпрямлена до отказа, пальцы расслаблены и широко расставлены. Мяч на мгновение задерживается на кончиках пальцев, а затем направляется в корзину, но не шлепком, а давлением пальцев. Например: три пары игроков работают на одной корзине, начиная с разных точек. Каждый раз они меняются функциями нападающих и защитников. Защитник занимает обычную позицию перед бьющим, но разрешает ему бросить мяч с места или после одного-двух ударов в пол, в прыжке. Затем защитник закрывает бьющему кратчайший путь к корзине и идет на подбор [22].

3 Общая характеристика факторов, влияющих на меткость бросков по корзине

В научно-педагогической и специальной литературе выделяют два вида факторов, влияющих на меткость бросков баскетболиста. Они очень хорошо изложены в работах советских исследователей физической культуры конца 50-70 годов — Костонеева А.М, Юнаева СМ., Охлакова., которые довольно подробно исследовали факторы, влияющие на меткость бросков в баскетболе.

  • Объективные факторы, к ним относятся:

создание условий для игры в баскетбол вообще, и для конкретного игрока, в частности.

  • физическое здоровье спортсмена, позволяющего ему быть в форме.
  • уровень тренированности спортсмена, который может различаться по возрастным характеристикам и уровню подготовленности спортсмена в каждой возрастной группе, по принципу: высокая подготовка, средняя, низкая.

Кроме объективных факторов, влияющих на меткость бросков баскетболиста, влияют так же и субъективные факторы, которые находятся в зависимости от многих сопутствующих причин, условий, моментов.

К субъективным факторам можно отнести следующие:

Первый фактор:

Уровень индивидуальных особенностей баскетболиста. К данному фактору относят состояние здоровья спортсмена вообще, и, в момент игры, в частности. Специалисты учитывают возможность активного влияния на здоровье человека таких непредсказуемых обстоятельств, как нервное расстройство по какой- либо причине, не вязанной с баскетболом, усталость от умственной, физической деятельности, недомогание, перегрузки и т.д.[23].

К первому фактору субъективных причин можно причислить уровень тренированности, когда человек подготовлен к броску, чувствует себя спокойно, активно, либо чувствует в себе неподготовленность, при сравнении с противником, игроками по команде и т. д.

К уровню индивидуальных особенностей относится так же умение развить скорость, оторваться от противника, занять выгодную, а главное удобную позицию на площадке, с которой ему будет удобно совершать привычный бросок по корзину.

В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности:

  • от действий без мяча переходят к технике владения мячом;

от статических действий на месте — к динамическим, в движении

Второй фактор:

Уровень сформированности общих и специальных умений, когда игрок может играть не только в «тепличных условиях», когда удобно стоять, удобно бросать, но и когда приходится, проявляя технику мастерства, осуществлять броски с различных позиций. В данном случае необходимо иметь хороший глазомер, умение быстро принимать решение и опережать противника тактическими действиями и практическими умениями.

Третий фактор:

Состояние внешних условий и среды. Некоторые игроки привыкают к своему залу, размеренности тренировок и игр на собственном поле. Поэтому, в условиях «чужого поля», ему могут помешать совершать точные броски по корзине например, яркий свет, шум болельщиков, напористость противника, активность чужих болельщиков, отсутствие тренера и т.д.[24].

Четвертый фактор:

Психологический настрой. Очень важно для совершения точного броска во время игры психологическая подготовка и настрой на уверенность в своих силах, поддержку команды, понимание команды, внимательность, или расстройство по какой- либо причине, не вязанной с баскетболом, усталость от умственной, физической деятельности, недомогание, перегрузки и т.д.[25].

К уровню индивидуальных особенностей относится так же умение развить скорость, оторваться от противника, занять выгодную, а главное удобную позицию на площадке, с которой ему будет удобно совершать привычный бросок по корзине.

Пятый фактор:

Сочетание теоретических знаний и практических умений. Этот фактор срабатывает положительно в том случае, если в процессе подготовки спортсмена уделяется особое внимание отработке действий игрока при бросках в корзину теоретически и закрепление этих моментов практически [26].

Шестой фактор:

Большую роль играет уровень мотивации спортсмена на достижение результативности в игре, интереса к наращиванию результативности, соревновательности в команде.

Седьмой фактор:

Физическое состояние на момент игры. Для того, чтобы делать точные броски необходимо уметь раскрываться в игре, а для этого необходимо добиваться раскованности действий, легкости игры. Спортсмен должен формировать в себе умение концентрироваться в нужный момент, в нужную ситуацию, не расслабляться при активной защите противника, действовать грамотно, точно. Спортсмен. Для достижения точности и результативности бросков должен формировать в себе умение использовать свои силы равномерно.

Восьмой фактор:

Слаженность тактической игры в команде, от которой зависит защита, выгодность позиций. Быстрота перехвата инициативы у противника, владение мячом большую часть игры, точность передач, быстрота тактических действий позволяющая использовать команде броски с различных точек поля, с целью изучения слабых точек противника в защите, командном взаимодействии, просчетах в комбинациях.

Девятый фактор:

Состояние условий игры, атмосфера поддержки. Ту особую роль могут болельщики, которые создают атмосферу активности, прилива сил. Организация квалифицированного судейства, порядок на игре, поддержка постоянного темпа игры, если идет перевес сил на стороне данной команды, данного игрока [27].

Десятый фактор:

Он несколько созвучен с четвертым фактором, однако имеет свои особенности, так как здесь особую роль играет уровень физической подготовленности команды, игрока, по сравнению с противником.

Анализируя все десять факторов, можно все аргументы обобщить и сделать общее заключение, что одним из основных критериев меткости бросков, являются применение подводящих и специальных упражнений.

3. Организация и задачи исследования меткости бросков у юношей старшего возраста

Как показал краткий обзор литературных источников, исследования факторов играющих основную роль от меткости бросков в корзину, зависит от многих объективных и субъективных факторов, а если брать уровень подготовки баскетболистов 1-х юношеских разрядов, в частности сборная команда юношей старшего возраста детско-юношеской спортивной школы ( 3-й год обучения) и сборную команду школьников города (из 2-х школ), то факты подтверждаются. Особенно это заметно у баскетболистов не занимающихся в ДЮСШ. Здесь слабая и техническая, и физическая, и психологическая подготовка, а особенно это ощущается в недостаточном применении подводящих и специальных упражнений, где в программах общеобразовательных школ по обучению технике игры в баскетбол, в особенности технике исполнения меткости бросков по кольцу из различных положений, неуделяется достаточного внимания. Поэтому целью моего исследования — доказательство того, что процент попадания у школьных команд несколько ниже, чем у баскетболистов, занимающихся в отделении баскетбола городской детско-юношеской спортивной к школы.

1. Выявить преобладающую разницу между школьной баскетбольной командой и командой детско-юношеской спортивной школы.

  • Определить разницу показателей двух методик обучения, в школьных баскетбольных командах и командах ДЮСШ.

1 Характеристика результатов проведенных исследований

Для организации исследования за основу было взято первенство г.Рудного по баскетболу среди общеобразовательных школ, в котором участвовала команда юношей старшего городской детско-юношеской спортивной школы и сборная команда общеобразовательных школ. Согласно, правил соревнований, во всех играх (отдельно) судьями соревнований велся технический протокол.

Следующие тесты — задания, велись и фиксировались в процессе проведения городских соревнований. Это броски в кольцо с ближнего расстояния, броски в кольцо со средних дистанций, броски в кольцо из-за шестиметровой линии и броски в кольцо со штрафной линии. Всего шесть тестов — заданий [28].

Регистрировалось количество бросков из всех видов положений (тестов-заданий) количество попаданий, из тех же положений, фиксировались в протоколах. Количество человек из команды бралось, по разному. В четвертинках (баскетбольный матч проводится из 4-х таймов по 10 минут -четвертинок), учитывалось и пять и, десять игроков. Далее выводились проценты по каждому тесту и, по каждой команде, результаты отображены в таблицах и графически (таблицы 1,2).

Анализируя ход исследования и завершения эксперимента, можно сделать следующие выводы: у тех спортсменов — баскетболистов, которые занимаются в секциях ДЮСШ, процент попаданий бросков в кольцо с ближних дистанций, на 10-15% выше, в бросках по кольцу со средних дистанций на 17-20% выше, в бросках из-за 6-ти метровой линии, на 15-20%, бросков со штрафной линии, 20-30% выше, чем у спортсменов — баскетболистов занимающихся в командах общеобразовательных школ.

Исследуя вышеперечисленные факторы, от которых зависит меткость бросков и проведенных экспериментов можно сказать, что существуют разные виды бросков и разные способы их выполнения. Тем не менее, есть определенные базовые положения, которые следует иметь в виду для каждого вида броска независимо от индивидуальных характеристик, бьющего и используемого им способа.

Исследуя литературу мировых специалистов баскетбола, доказан основной принцип работы над бросками «изнутри наружу». Другими словами, сначала надо учить разным видам бросков с близкого расстояния, а затем постепенно увеличивать дистанцию до максимальной, с которой игрок должен будет бросать в игре [29].

Если игрок испытывает напряжение при попытке добросить мяч до корзины, это означает, что бросковая дистанция для него чересчур велика. Это справедливо как для бросков с места, так и в прыжке, что заметно было у баскетболистов из школьной команды.

Если игрок не умеет забрасывать мяч в корзину, в большинстве случаев его команда будет проигрывать командам, умеющим делать это, независимо от качества выполнения других приемов игры. Это, опять же, было заметно у команды сборной школьников. Поэтому тренироваться в бросках надо ежедневно.

Таблица 1

Анализ проведенных исследований по баскетболу с юношамистаршего возраста 16-17 лет в процентном отношений

Наименование задание — тестов

Учебно-тренировочная школьная группа

Учебно-тренировочная группа ДЮСШ

Количество попаданий

Произведение бросков

Количество попаданий

Броски по кольцу с ближних дистанций, за 1-2 четверти игры, (5 игроков)

5/65

57 %

5/68

65 %

Броски по кольцу со средних дистанций за 3-4 четверти игры, (5 игроков)

5/56

41 %

5/59

46 %

Броски по кольцу из- за 6-ти метровой линий за 1-4 четверти игры, (10 игроков)

10/40

12,5 %

10/42

21,5 %

Таблица 2

Анализ проведенных исследований по баскетболу с юношамистаршего возраста 16-17 лет в процентном отношений

Наименование задание — тестов

Учебно-тренировочная школьная группа

Учебно-тренировочная группа ДЮСШ

Произведение бросков

Количество попаданий

Произведение бросков

Количество попаданий

Броски по кольцу со штрафной линии за 1-4 четверти (10 игроков)

10/38

39,5 %

10/40

52,5 %

Бросок мяча в круг (диам. 100см), на расстоянии 10 м., из 5 раз (5 игроков)

5/5

40 %

5/5

60 %

Отскок мяча после удара о пол (в см.), из 3 раз, (5 игроков) лучший результат максим.-250 см.

5/3

70,4 %

5/3

88 %

Заключение

Начинать заниматься баскетболом предпочтительно с 10-12 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей «баскетбольные» двигательные навыки и обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем новичков, более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большой пластичностью нервной системы детей. Развитие интеллекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность проводить занятия достаточно эффективно. Уровень физического развития и двигательных качеств позволяет (при соблюдении определенных методических правил) успешно овладеть рациональной техникой баскетбола.

Очень важно, чтобы игрок совершенствовал умение разумно оценивать ситуацию при бросках. Знание того, когда не следует бросать, не менее важно, чем знание того, когда бросать надо.

Исследуя все перечисленные факторы зависящие от меткости броска по корзине и анализируя учебно-тренировочный процесс, игрок должен правильно оценивать свои бросковые способности и не злоупотреблять бросками в тех случаях, когда он не находится в удобной для броска позиции или его партнеры занимают более удобное для результативного броска место. Это не означает, что игрок должен бить только из определенных, высокорезультативных, позиций [30].

Анализируя проведенный эксперимент, юноши старшего возраста, занимающиеся в секциях ДЮСШ, осваивают технические приемы из баскетбола, гораздо лучше команд школьников этого возраста.

Очень важно, чтобы игрок совершенствовал умение разумно оценивать ситуацию при бросках. Знание того, когда не следует бросать, не менее важно, чем знание того, когда бросать надо.

Игрок должен правильно оценить бросковые способности, ситуацию и не злоупотреблять бросками в тех случаях, когда он не находится, в удобной для броска позиции или его партнеры занимают более удобное для результативного броска место.

Исследуя один из важных факторов: специальная техническая подготовка, которая является важным условием успешного освоения техники игры, где необходимо учитывать сопутствующие факторы различного характера, влияющие на снижение результативности баскетболиста.

Исследуя перечисленные выше факторы и наш эксперимент, можно сказать, что в учебных группах по баскетболу общеобразовательных школ, учителя физической культуры недостаточно применяют подводящие и специальные упражнения для мышц рук, цепкости пальцев, физической подготовки и других, способствующих меткости бросков по кольцу.

Всем этим факторам, в отделениях детско-юношеских спортивных школах уделяется какое то внимание, проводятся всевозможные беседы, аутогенные тренировки, специальные тренировки на их разрешение и улучшение, что не скажешь о команде школьников.

Исследуя броски по кольцу хороших снайперов, баскетболисты среднего уровня подготовки, должны быть, уверены в себе, и они должны понимать, что бывают и сбои. Тренеру нужно учитывать это и не допускать нечего, что лишало бы игрока уверенности. Короткий отдых с несколькими второстепенными замечаниями или просто дружеское похлопывание по спине может означать все, в чем нуждается игрок [31].