Актуальность темы. Здоровье населения России находится в критическом положении. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всём мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. За последние тридцать лет частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2,5 раза. Сегодня около миллиона человек заняты уходом за больными детьми. Немалую нагрузку несёт и бюджет. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Поэтому реабилитация детей с ограниченными возможностями стоит в числе наиболее важных задач социальной политики государства.
Проблема курсового исследования заключается в противоречии между необходимостью использования социокультурных технологий для решения проблем детей с умственными и физическими отклонениями и недостаточно профессиональным использованием этих технологий в реальной практике.
Анализ методологической обусловленности и
Ещё социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н и др.
Опыт решения проблемы в социокультурной практике. Как показала практика, основной формой жизнеустройства детей данной категории является привлечение их к посильной помощи различных учреждений. Эту идею поддержали учреждения культуры – музеи. Они могут дать возможность юным инвалидам участвовать в социально-полезной деятельности, что существенно меняет качество их жизни и изменяет социальный статус. Новую форму сотрудничества с музеями осваивают в несколько этапов:
1 этап — дети 6 — 9 лет участвуют в праздниках, проводимых на площадке музеев («Масленица»).
2 этап — дети постарше (10 — 13 лет) посещают передвижные выставки, как на базе музеев, так и на базе Центра реабилитации и т.д.
3 этап — подростки (14 -18 лет) готовят экспозиции, учатся проводить экскурсии и т.п.
Объект исследования: социокультурная реабилитация детей с проблемами умственного и физического характера.
Социальная защита и социальная реабилитация инвалидов
... социальной защиты населения, общественными организациями, занимающимися вопросами реабилитации инвалидов; со средствами массовой информации для освещения всех направлений деятельности центра; с заграничными, иностранными учреждениями и организациями, реализующими реабилитационные технологии, ...
Предмет исследования: технологии социокультурной реабилитации – лекотерапия и сказкотерапия.
Цель курсового исследования: изучить технологии социокультурной реабилитации детей с проблемами умственного и физического характера.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие социокультурной реабилитации.
- Рассказать о формах и методах социокультурной реабилитации.
- Ознакомиться с социокультурными технологиями реабилитации детей с проблемой умственного и физического характера.
- Разработать коррекционную программу.
- Определить источники финансирования программы.
Глава 1. Сущность социокультурной реабилитации.
Инвалидность детей
Проблемы инвалидности не могут быть рассмотрены вне
В традиционной отечественной социологии социокультурная реабилитация рассматривается как
Социокультурная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-
Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, а также новых умений и расширение круга общения3 .
Цель социокультурной реабилитации – психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребёнка с ограниченными возможностями.
Важным социализирующим фактором выступает социокультурная деятельность. Она восстанавливает самооценку детей, приобщая их к общению и согласованию действий.
Именно благодаря участию в социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения и взгляды 4 .
Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...
... Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)». Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида. Предмет исследования – особенности комплексной социальной реабилитации с ...
За работу по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки, отвечают специалисты отделения социокультурной реабилитации. Эти задачи достигаются различными мероприятиями, например такими, как участие в играх и других занятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы.
Эта работа способствует созданию творческой атмосферы, доверия и открытости, защищённости для всех и каждого, адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.
В целом, социализацию не следует сводить к таким понятиям, как образование и воспитание, хотя она и включает эти процессы.
Социокультурная технологий в социальной реабилитации подростков с ОВЗ">реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий. Например, социально-контролируемых и стихийных, то есть возникающих спонтанно.
Она и есть неотъемлемый атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. При этом непременным условием социокультурной реабилитации является культурная самоактуализация личности, её активная работа над своим социальным совершенствованием 5 .
Но какими бы благоприятными ни были условия социокультурной реабилитации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.
1.2. Формы и методы
Социокультурная реабилитация инвалидов является одной из тех острых проблем, решением которой многие учреждения культуры по разным причинам не занимаются. Между тем, в программах и планах их деятельности с успехом могли бы реализоваться такие направления как:
- работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;
- работа с семьей инвалида;
- работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления, отдыха инвалида;
- наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации6 .
Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации инвалидов является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.
В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходные начала:
1. Личность самого инвалида в её многообразии;
2. Отношения и контакты инвалида с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
3. Культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилитацию и статус в обществе.
Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые формы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессиональные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуализации их стиля жизни, быта, досуга.
Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида
... людей, в частности. Цель курсовой работы разработать программу социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях семейного социума. Объект исследования: социальные проблемы семей с детьми – инвалидами. Предметом – является основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов. Гипотеза – Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, будет более эффективна при ...
Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашёл свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.).
Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена 7 .
Традиционный подход учреждений культуры к досуговой деятельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инвалида, актуализация её интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.
Купьтурно-досуговые технологии обладают характерными психолого-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими характеристиками. Применяемые в среде инвалидов, они являются механизмами социальной адаптации большого социального слоя населения. Специфическими особенностями в культурно-досуговых технологиях отличается, например, проведение фестивалей, смотров, соревнований, спортивных и досуговых конкурсов с участием инвалидов.
Предназначение досуговых технологий — помочь инвалиду освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе инвалидов, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у всех групп инвалидов. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» — равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости.
Во-вторых, умение выбрать и предложить инвалиду такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у инвалидов улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающие в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующие умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния инвалида. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, даёт инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности 8 .
Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура
... занятия по художественному и техническому творчеству. Таким образом, методика индивидуального воздействия состоит всесторонне изучение личности; индивидуальный подход; определение основных форм. 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности ... эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию. 5. Методика массовых форм культурно-досуговых программ Технология их подготовки начинается ...