Соглашение о разделе продукции: порядок применения в РФ и мире

Курсовая работа

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие специальные налоговые режимы:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5.патентная система налогообложения.[7]

Предметом рассмотрения данной работы является специальный налоговый режим, установленный главой 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Использование природных ресурсов всегда играло огромную роль в экономике России. Экспорт полезных ископаемых, как и раньше дает основную часть валютных поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты. Однако развитие производства не может происходить без вложения инвестиций, тем более, когда речь идет о таких капиталоемких производствах как добыча минерального сырья, нефти и газа. Именно с отсутствием капитальных вложение связано износ основных средств производства в разведке и добыче природных ресурсов, падение уровней добычи по сравнению с предыдущими годами, уменьшение прироста разведанных запасов минеральных ресурсов, подлежащих разработке в будущем.

Действующее законодательство содержит много противоречий, не обеспечивающих инвестору должных гарантий и, соответственно, стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности, а в налоговой части зачастую выглядит «запретительным» для инвестора. Связанный с этим рост предпринимательского риска в совокупности с естественными для недропользования геологическими рисками ведет к сокращению инвестиционного предложения и оттоку капитала из страны. Благодаря административной системе регулирования инвестиций, государство не только не может привлечь иностранный капитал, но и не стимулирует реинвестиции российского капитала.

4 стр., 1643 слов

Экономические ресурсы и факторы производства. Проблема эффективного ...

... Исключительным правом соединения и использования факторов производства в рыночной экономике пользуется фактор особого рода – ... системах и потерям в эффективности и прибыльности, к утрате экономической динамики. Информация несет в себе полезные знания. Поэтому сегодня она стала одним из видов ресурсов, основным условием производства. ...

В соответствии со ст.2 Закона № 225-ФЗ соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск.[10]

Однако по его применению существует много проблем и спорных вопросов.

В связи с вышеизложенным тема исследования «Соглашение о разделе продукции» является актуальной.

Объект исследования — налоговая система России.

Предмет исследования — соглашение о разделе продукции.

Цель исследования — рассмотреть особенности соглашения о разделе продукции. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть преимущества и недостатки применения соглашения о разделе продукции

2. Описать налогообложение и правовое регулирование при соглашении о разделе продукции.

ГЛАВА 1. СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1.История развития СРП в России

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Статья 6 этого закона установила для иностранных инвестиций в России так называемый «национальный режим», то есть такой, при котором «правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР…»

Глава 6 этого же закона определяла вопросы «приобретения иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями прав пользования землей и других имущественных прав». В соответствии со ст.40 этого закона «предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании концессионных договоров… в порядке, установленном законодательством РСФСР о концессиях». Иные виды соглашений между государством и инвестором, и в том числе соглашения о разделе продукции, в этом законе упомянуты не были.[4]

21 февраля 1992 г. Верховный Совет РФ принял закон «О недрах», ст.12 которого упоминала о применении в недропользовании как концессионных, так и иных видов соглашений (о разделе продукции, о предоставлении услуг), в отношении инвесторов (в соответствии со ст.6 закона «Об иностранных инвестициях»).

21 июля 1993 г. Верховный Совет РФ принял Закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами». 18 августа 1993 г. Президент наложил на этот закон вето и дал поручение кардинально его переработать. Во исполнение этого поручения Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР) подготовило законопроект под названием «О концессионных договорах, соглашениях о предоставлении услуг и соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами». 30 апреля 1994 г. этот проект был представлен в Правительство РФ Министерством внешнеэкономических связей (в связи с передачей РАМСИР в структуру МВЭС).

8 стр., 3657 слов

Соглашение о разделе продукции: порядок применения в Российской Федерации и мире

... соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, налоговые ставки, установленные ст.342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5. Налоговые ставки, установленные в соглашении о разделе продукции ...

Обе версии закона (Верховного Совета-93 и РАМСИР/МВЭС-94) были подготовлены в развитие ст.40 закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», но относились только к инвесторам иностранным вопреки ст.6 этого же закона.

Весной 1994 г. подкомитет по внешнеэкономической деятельности и иностранным инвестициям Комитета по экономической политике Государственной Думы РФ (КЭП ГД) образовал рабочую группу экспертов, которая должна была разобраться в существующих подходах к созданию концессионного законодательства в России и предложить свою версию соответствующего законопроекта. Во всех указанных выше версиях концессионного закона содержалась специальная статья о СРП. Отсюда и возникла иллюзия, что для легализации отношений между инвестором и государством можно обойтись одним законом под условным названием «О концессионных договорах и соглашениях о разделе продукции», сообщения о котором не раз публиковались в то время в средствах массовой информации.

В начале ноября 1993 г., в ходе обсуждения этой проблемы с тогдашним Первым вице-премьером российского правительства Е.Гайдаром, было предложено выделить ряд ключевых вопросов, имеющих общий характер для всех прорабатываемых проектов СРП, правовая нерешенность которых сдерживает их заключение, и, используя полномочия, предоставленные Президенту РФ в соответствии с его Указом от 06.10.93 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ», разрешить их соответствующим Указом.

После появления Указа Президента № 2285 от 24.12.93 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» Правительство дало поручение Минтопэнерго совместно с другими ведомствами подготовить пакет необходимых нормативных документов по СРП. С этой целью была сформирована специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ).

1.2.СРП в Китае

С 80-х годов в России растет интерес к Китаю, где в условиях быстрого непрерывного экономического роста и относительной социальной стабильности впервые эволюционным путем, преодолевая большие сложности и трудности, успешной рыночной реформе подвергается сверхцентрализованная планово-административная, социалистическая экономическая система сталинской модели. Система, которая по сути, структуре, форме, принципам и методам организации и управления и т.д. вплоть до ГОСТа, по образу мышления населения в значительной мере была скопирована и совпадала с советской. Опыт Китая, несомненно, важен, для России в силу сходства предпосылок, и необходимости решать, несмотря на существенные национальные отличия, одни и те же основные проблемы рыночных реформ. Примечательно, что успехи китайских реформ базируются не в последнюю очередь также на усвоении положительного опыта НЭПа в СССР, идей В.И.Ленина.

Реформам в Китае предшествовало «десятилетие смуты», «неслыханных бедствий» «ультралевацкой «культурной революции», во время которой уже к 1968 г. спад ВНП в целом составил 13,5%, а промышленного производства — 20,9% (тяжелой промышленности — 28,1%).

27 стр., 13395 слов

Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Китая

... в Китае наиболее остро проявляется в дефиците лесов. Большинство государственных предприятий лесной промышленности вынуждены ... зависимость китайской экономики от экспорта ее продукции в балансирующие на грани кризиса США ... КНР было рассмотрено в этом же разделе. Китай не только поздно приступил к индустриализации, ... Только 14% территории Китая покрыто лесами, в то время как в России 55,4%, в Беларуси ...

В декабре 1978 г. III пленум ЦК КПК 11-го созыва принял стратегический курс на развитие производительных сил общества на основе рыночных реформ и внешней открытости для повышения уровня народного благосостояния и поддержания социальной стабильности, в свою очередь являющихся непременным условием успешности реформ и развития экономики. Успехи построения социалистической рыночной экономики в Китае превзошли все ожидания: за 17 лет ВВП страны возрос в 4,9 раза при среднегодовом приросте в 9,86%, «рост промышленной продукции — в 6,9 раза при среднегодовом увеличении на 12%.

В свете ведущихся в последнее время дискуссий в Государственной Думе РФ по поводу закона «О соглашениях о разделе продукции» (ЗСРП), общественного интереса к китайскому опыту привлечения иностранных инвестиций для разработки природных ресурсов имеет смысл обратиться к истории создания законодательной базы и опыту международного сотрудничества по морской нефтедобыче в Китае на основе свежих данных по этой проблеме, полученных Комитетом Государственной Думы РФ по международным делам из китайских источников, сравнив соответствующие положения китайского законодательства и российского ЗСРП.

В 1993 г, с учетом опыта и успехов в области морской нефтедобычи, Госсовет утвердил аналогичное «Положение о международном сотрудничестве по разработке нефтяных ресурсов на суше» (ПРНРС) с некоторыми изменениями и дополнениями. (В России Закон «О соглашениях о разделе продукции» (ЗСРП) вступил в силу 11.01.1996 г., однако до сих пор не принят необходимый для его полноценного функционирования пакет законодательных и правовых документов. Первый проект СРП был предложен о России еще в 1976 г., а систематическая разработка законодательных основ была начата в 1989г.)

В основу китайского законодательства (как и более подробно и детально расписанного российского ЗСРП) была положена модифицированная так называемая «индонезийская» модель соглашения о разделе продукции.

Россия и Китай существенно различаются: у России фактически другой экономический уклад, нет богатой диаспоры и, как говорят сами китайские товарищи, значительно более «толстая основа» (более богатые природные и интеллектуальные ресурсы, высокий исходный технологический и жизненный уровень).

За последние 4 года в России спад ВВП составил 28%, промышленного производства — более 50%. Экономика находится в кризисном состоянии, жизненный уровень народа упал до критической черты. Не хватает средств не только на модернизацию, подъем промышленности, экономики в целом, но даже на самые насущные социальные нужды, на зарплату и пенсии.