Разработать технологию и технологическую оснастку для сварки кольца. Нагрузка изделия напряженно-динамическая.
Контактная сварка представляет собой процесс образования неразъемного соединения, возникающего в результате нагрева металла протекающим через детали электрическим током и пластической деформации зоны соединения.
Под термином «Контактная» сварка подразумевается нагрев деталей электрическим током (существование электрического контакта) и определенная роль контактных (переходных) сопротивлений. Контактная сварка объединяет большую группу способов, многие из которых широко применяют в промышленности. Основные отличительные особенности этих методов — надежность соединений, высокий уровень механизации и автоматизации, высокая производительность процесса и культура производства. Около 30% всех сварных соединений выполняют контактной сваркой.
Область применения контактной сварки чрезвычайно широка от космических аппаратов до миниатюрных полупроводниковых устройств и пленочных микросхем. Видное место занимает этот способ и в самолетостроении. На современных лайнерах насчитывается до нескольких миллионов сварных точек и несколько сотен метров швов, выполненных шовной сваркой.
Стыковая сварка — способ контактной сварки, при котором детали соединяются по всей площади их касания.
Наибольшее распространение из способов стыковой сварки получили стыковая сварка сопротивлением и оплавлением.
В данном курсовом проекте при расчетах параметров режима сварки детали «Кольцо» применяется контактная сварка непрерывным оплавлением детали.
1. Обоснование выбора типа соединений, схемы сварки
Способ стыковой сварки выбирают в зависимости от материала, размеров и формы поперечного сечения свариваемых деталей, требований, предъявляемых к качеству, и от масштабов производства.
Форма детали должна обеспечивать возможность надежного закрепления в губках (электродах) машины. Необходимо создать условия для равномерного нагрева и одинаковой пластической деформации — обеих заготовок, форму и размеры сечения которых, следует выполнять примерно одинаковыми. Различие в диаметрах не должно превышать 15%, а по толщине 10%.
Деталь имеет форму кольца D=500 мм, выполненного вальцеванием из листа стального толщиной д=20 мм и шириной h=120 мм.
2. Описание материала деталей и его свариваемости
Таблица 1. Физические свойства свариваемых металлов
Контактная сварка деталей и материалов
... выполняются различными способами контактной сварки. Контактной сваркой можно успешно соединять практически все известные конструкционные материалы. Точечная сварка - наиболее распространенный способ, на долю которого приходится около 80% всех соединений, выполняемых контактной сваркой. Этот способ сварки широко используется ...
Материал |
Температура плавления, 0 С |
Плотность, кГ/м 3 |
Удельное сопротивление, мкОм м |
Уд.теп-лоем-кость, Дж/кГ 0 С |
Тепло-проводность средняя, вт/м о С |
Температурный коэффициент сопротивления |
||
При 20 0 С |
Среднее, в интервале 0 — Т пл |
|||||||
Т пл |
Т |
с |
||||||
Ст3сп |
0,25 |
0,6 |
33,4 |
3,8×10 -3 |
||||
Сталь 3сп — сваривается без ограничений; способы сварки: РДС, АДС под флюсом и газовой защитой, ЭШС, КТС. Для толщины более 36 мм рекомендуется подогрев и последующая термообработка.
3. Расчет параметров режимов сварки
сварка индуктивный стыковой
Под режимом сварки следует понимать совокупность параметров процесса сварки, устанавливаемых соответствующими органами управления сварочной машины, а также форму и размеры используемых электродов, которые обеспечивают получение сварных соединений требуемых размеров и качества. Режимы сварки зависят от физических свойств свариваемого металла и типа сварочного оборудования, а иногда и от конструкции свариваемых деталей.
Параметры режима выбирают по таблицам, номограммам, рассчитывают или устанавливают опытным путем. Выбранные или расчетные режимы проверяют и уточняют для конкретных условий.
Данная деталь изготавливается путем сварки непрерывного оплавления.
Параметрами режима стыковой сварки оплавлением являются:
1) средние скорости оплавления V опл и осадки V ос ;
2) припуски на оплавление l опл , , подогрев l под и осадку l ос , в том числе осадку под током l ост и осадку без тока l осбт ;
3) установочная длина l и длина закрепления S ;
4) усилие осадки Р ос и зажатия Р з ;
5) средняя величина тока оплавления I опл .
Среднее значение скорости оплавления и осадки для различных свариваемых материалов находятся по таблице 2.
Таблица 2.
Металл |
Скорость оплавления, мм/с |
Скорость осадки, мм/с |
||
средняя |
Перед осадкой |
|||
Малоуглеродистая сталь |
0,5−1,5 |
2−5 |
15−20 |
|
Низколегированная сталь |
1,5−2,0 |
4−5 |
20−30 |
|
Аустенитная сталь |
2,5−3,5 |
5−7 |
30−50 |
|
Для стали 3сп согласно табл.2 принимаем: V опл =2,5 мм/с; V ос =15 мм/с.
Припуски на подогрев l под и оплавление l опл , , должны быть достаточны для равномерного разогрева деталей и создания на торцах слоя расплава.
Обычно l опл составляет 0,7…0,8 от общего припуска l , а припуск на осадку l ос = (0,3…0,2)l .
Припуск на осадку под током l ост составляет (0,5…1,0) l ос.
l = 23 мм;
l опл (0,7…0,8) l = 0,7Ч23=16,1 мм;
l ос = (0,3…0,2)l = 7 мм;
l ост = (0,5…1,0) l ос = 7 мм.
Рис. 1. Схема установки детали и направление действия усилий зажатия Р з и осадки Рос при стыковой сварке оплавлением Установочная длина с учетом припуска на оплавление и осадку определяется по формуле:
(1)
где д — толщина листа, мм;
l опл — припуск при сварке на оплавление, мм.
Длина закрепления определяется по формуле:
(2)
Усилие осадки Р ос рассчитывается для различных свариваемых металлов как произведение площади сечения изделия на давление осадки, которое выбирается по таблице 3.
Таблица 3
Металл |
Давление осадки, МПа для сварки |
||
Непрерывным оплавлением |
Оплавлением с подогревом |
||
Малоуглеродистая сталь |
80−100 |
40−60 |
|
Низколегированная сталь |
100−120 |
40−60 |
|
Аустенитная сталь |
160−250 |
100−180 |
|
Для сварки непрерывным оплавлением малоуглеродистой стали согласно табл.3 принимаем: Р ос = 100МПа.
Усилие зажатия определяется в зависимости от усилия осадки по формуле:
(3)
Средняя величина тока при оплавлении рассчитывается по формуле:
(4)
где V оп л — скорость оплавления, м/с; V оп л =2,5 мм/с;
F — площадь сечения изделия, м2 ; F = 0,024 м2 ;
— плотность, кг/м3 ; для стали =7850 кг/ м3 ;
— средняя удельная теплопроводность, Вт/(м 0 С); = 37,6 Вт/(м 0 С);
с — средняя удельная теплоемкость, Дж/(кг 0 С); с = 710 Дж/(кг 0 С);
Т опл — средняя температура капель металла, вылетающих из стыка, для стали Т опл = 1500 0 С;
Т под — температура подогрева изделия, при сварке стали непрерывным оплавлением принимается равной 1000 0 С;
dT / dx — градиент температуры у стыка (для стали принимается в пределах
4•10 5 — 8•105 0 С/м); dT / dx = 6•105 0 С/м.
R опл — сопротивление стыка при оплавлении, Ом.
Сопротивление стыка при оплавлении определяется по формуле:
(5)
где i — плотность тока (при сварке стали принимается в пределах
5 — 15•10 6 А/м2 ).
i = 10•106 А/м2 .
4. Выбор сварочного оборудования
Для стыковой сварки с непрерывным оплавлением детали «Кольцо» выбираем машину К-617 для стыковой сварки оплавлением кольцевых и прямолинейных заготовок (https:// , 19).
Машина К-617 с W н = 150кВ*А (ПВ = 50%), U20 = 4,05…8,1 В,
Р ос = 160кН, Р заж =320 кН, vопл = 0,2…4 мм/с, vос = 80 мм/с рассчитана на сварку импульсным и непрерывным оплавлением кольцевых деталей с минимальным диаметром 200 мм из низкоуглеродистой стали сечение 4000 мм2 и аустенитной стали сечением 1500 мм2 .
Машина состоит из неподвижной 2 и подвижной 11 колонн, соединенных между собой осью 1 на роликовых подшипниках (рис.2).
На колоннах смонтированы рычажные механизмы зажатия 6 с приводом от гидравлических цилиндров 5. В передней части рычагов зажимных механизмов расположены плавающие зажимные губки 7, которыми свариваемые детали прижимаются к жестким выступам 8 на корпусах колонн. Подвижная часть машины колеблется относительно неподвижной с частотой до 20 Гц и амплитудой колебания 0,5 — 1,2 мм. В неподвижной колонне жестко закреплен силовой гидравлический цилиндр 4 оплавления и осадки. Его шток З соединен двойным шарниром со штоком 10 вспомогательного гидроцилиндра 9, обеспечивающего вибрацию во время оплавления. При осадке фланец штока упирается в крышку цилиндра и она перемещается вместе с штоком. Сварочный трансформатор машины, расположенный за корпусом, соединен токоведущими шинами с нижними зажимными губками (электродами).
Машина комплектуются отдельной гидронасосной станцией.
Рис. 2. Машина К-617 для сварки кольцевых заготовок
5. Расчет вторичного контура контактной машины
Вторичный контур образуется элементами, соединяющими контактные колодки трансформатора с электродами машины. Элементы вторичного контура изготавливаются из меди или медных сплавов, для обеспечения высокой тепло и электропроводности контура.
Для сварки заданного изделия и выбранной машины стыковой сварки оплавлением, вторичный контур которой изображен на рис. 3.
Рис. 3. Вторичный контур машины стыковой сварки оплавлением:
1 — губки; 2 — шина жесткая; 3 — шина гибкая левая; 4 — скоба; 5 — шина гибкая правая; 6 — колодка
Расчет вторичного контура необходим для определения напряжения холостого хода трансформатора U 20 на номинальной (расчетной) ступени регулирования. Величина U 20 определяется по формуле:
(6)
где I 2н — номинальный вторичный (сварочный) ток;
(7)
Z м — полное сопротивление вторичного контура, включающее сопротивление элементов контура, свариваемых заготовок и обмоток трансформатора.
(8)
где r в — активное сопротивление элементов вторичного контура машины и их контактных сопротивлений;
х в — индуктивное сопротивление вторичного контура;
r T , х T — активное и индуктивное сопротивление обмоток трансформатора, приведенное ко вторичной цепи;
r ээ — активное сопротивление зоны сварки.
Расчет r в и х в производится после определения геометрических размеров вторичного контура контактной машины и выбора сечений его элементов.
Номинальный длительный вторичный ток I 2 дл , который в зависимости от способа сварки рассчитывается по вторичному току I 2 , () по формуле:
(9)
Номинальный сварочный ток 9000 А, продолжительность включения
ГОСТ 297–80
I 2 дл = 6300А.
Определение сечения элементов вторичного контура
Минимальное сечение любого элемента вторичного контура выбирается исходя из допустимой температуры нагрева элемента, которая определяется плотностью тока i , соответствующей длительному значению тока. Сечение элемента qi рассчитывается по формуле:
(10)
где I 2 дл — длительный вторичный ток, А
i — плотность тока, А.
Губки 1 из меди М3, допустимая плотность тока — 2,0 А/мм 2 ;
Длина губок при сварке полос l ? 10д = 10?20 = 200 мм.
Плиты стыковых машин из латуни Л62, допустимая плотность ;
1,6 А/мм 2 ;
Принимаем q 2 = 3900 мм2 ;
Неподвижные контакты: шина жесткая 2 из меди допустимая плотность — 1,0 А/мм 2 ;
Гибкие шины 3, 5 из меди М1М, допустимая плотность — 3,0 А/мм 2 ;
Колодки 6 из меди М3, допустимая плотность тока — 4,5 мм 2 .
Определение активного сопротивления вторичного контура
Значение активного сопротивления элементов вторичного контура r в слагается из активных сопротивлений отдельных элементов r i и сопротивлений переходных контактов r к , т. е.
Активное сопротивление элемента определяется по формуле:
(11)
где l i — длина элемента, м;
q i — сечение элемента, мм2 ;
- удельное сопротивление материала элемента в функции температуры его нагрева;
i 0 — удельное электросопротивление материала;
Т — температура нагрева элемента, 0 С (для всех элементов контура принимается Т = 80 0 С);
К п — коэффициент поверхностного эффекта.
Для массивных токоподводящих элементов контура К п можно приближенно определить по формуле:
где f — частота тока, Гц;
r 0 — сопротивление 1 м токопровода, Ом.
Для шин К п можно принять равным 1,0 — 1,5.
1. Два электрода (губки) из меди М3: q 1 = 3150 мм2 ; 10 = 0,03 Ом мм/м;
l i = 0,2 м.
;
2. Две плиты из латуни Л62: q 2 = 3900 мм2 ; 10 = 0,071 Ом•мм/м;
l 2 = 0,3 м.
3. Две гибкие шины 3 из меди М1М: q 4 = 2100 мм2 ;
10 = 0,0175 Ом•мм/м; l 4 = 0,52 м; К n = 1,5
4. Две гибкие шины 5 из меди М1М: q 5 = 2100 мм2 ; 10 = 0,0175 Ом•мм/м; l 5 = 0,4 м; К n = 1,0.
5. Колодки 6 из меди М3 q 6 = 1400 мм2 ; 10 = 0,03 Ом•мм/м; l 6 = 0,2 м.
Активное сопротивление всех элементов при Т=20 0 С
r a = r 1 + r 2 +… r 8 = (6+6+9+6,7+1,3)Ч10-6 = 29Ч10-6 Ом;
Активное сопротивление всех элементов токопровода, приведенное к рабочей температуре Т =80 0 С Число переходных контактов n=10, из них два контакта медь-сталь и восемь медь-медь. Контакты неподвижные. Принимаем активное сопротивление одного контакта соответственно 5×10-6 Ом и 2×10-6 Ом, тогда Активное сопротивление всех элементов и переходных контактов вторичного контура составит:
Определение индуктивного сопротивления вторичного контура машины
Индуктивное сопротивление Х в определяется по формуле:
(12)
где L в.к. — индуктивность контура.
Величину L в.к определяют, используя метод расчета по площадям и метод отдельных участков. На основании опытных данных по замерам индуктивностей контуров контактных машин установлена зависимость индуктивности контура от его площади при частоте 50 Гц.
где S в.к. — площадь, охватываемая сварочным контуром машины, см2 .
S в.к = 1040 см2
Определяем полное сопротивление вторичного контура, включающее сопротивление элементов контура, свариваемых заготовок и обмоток трансформатора по формуле 8.
(8)
где r в — 62,7Ч10-6 Ом;
х в = 160Ч10-6 Ом;
r T = 32,8Ч10-6 Ом;
х T = 16,7Ч10-6 Ом;
r ээ = 183 000Ч10-6 Ом;
Требуемое вторичное напряжение холостого хода трансформатора, соответствующее номинальной ступени:
Библиографический список, В. А. Технология, Б. Д. Технология
Ю.В. Дмитриев. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.:»Машиностроение», 1986. — 352 с.