1.1 Характеристика собираемого изделия
Рулевое управление — совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению автомобиля путем поворота управляемых колес. Поворот колес должен осуществляться вокруг одного центра, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол, и называемого центром поворота. Только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания.
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53 состоит из рулевого механизма с валом руля и рулевым колесом, рулевых тяг и рычагов. Рулевой механизм, состоящий из глобоидального червяка и трехгребневого ролика, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.
Передаточное число рулевого механизма — 21. Верхний конец рулевой колонки прикреплен к распорке панели приборов с помощью штампованного кронштейна двумя болтами.
Между штампованным кронштейном и колонкой руля ГАЗ-53 установлена резиновая подушка, компенсирующая относительное перемещение кабины и рулевой колонки при движении автомобиля.
Червяк рулевого механизма напрессован на пустотелый вал 5 и установлен на двух конических роликоподшипниках. Внутренними рабочими поверхностями подшипников служат конические поверхности концов червяка.
Обойма верхнего подшипника запрессована в горловину картера до упора и бурт верхней крышки. Обойма нижнего подшипника имеет скользящую посадку, позволяющую за счет прокладок 2 регулировать преднатяг в подшипниках червяка.
Под верхнюю крышку рулевого механизма ГАЗ-53 установлена одна уплотнительная прокладка. Вал сошки 8, в пазу которого смонтирован трехгребневый ролик 1, вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 6, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке. В месте выхода из картера 7 сошки 8 расположен сальник 13.
На мелкие конические шлицы вала сошки установлена сошка 14, плотная посадка которой достигается затягиванием гайкой 75 моментом 100 — 140 Нм. Правильность угловой установки сошки достигается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих им впадин на валу.
Угол поворота вала рулевой сошки ГАЗ-53 от среднего положения до любого крайнего положения составляет 45° и ограничивается упором ролика в выступы картера рулевого механизма.
2 Разработка технологического процесса изготовления детали
2.1 Характеристика детали
Ремонт тормозных механизмов передних колес автомобиля ВАЗ
На автомобиле ВАЗ -2114 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой -- левого переднего и правого ...
Деталь — Гайка 24×1,5
Материал — Сталь45
Станок — SVP — 550
Пруток шестигранный 36 мм
2.2 Составление маршрутной карты изготовления детали
005 Заготовительная
010 Токарная — центровать , подрезать торец и снять фаску
015 Сверлильная обработка
020 Резьбонарезная, нарезать резьбу 24×1,5
025 Токарно — отрезная
030 Контроль
2.3 Нормирование сборочных операций по изготовлению деталей
1.Заготовительная
Установить пруток шестигранный 36мм в патрон токарного станка — 1мин.
2. Токарная — центровальная
Подрезать торец и снять фаску — 1мин.
3. Сверлильная обработка:
V_ =V_т·К_1·К_2·К_3, (1)
где: V_т — скорость резания по нормативу, м/мин;
К_1,К_2,К_3- коэффициенты, зависящие соответственно от
обрабатываемого материала, стойкости марки твердого
сплава, вида обработки;
V = 15×5×1,3×1= 97,5 м/〖мин〗^(-1)
4. Частота вращения шпинделя n, 〖мин〗^(-1), определяется по формуле:
3. Разработка усовершенствованного технологического процесса сборки изделия
3.1 Анализ технологичности изделия
Тип производства — серийное. Серийное производство характеризуется изготовлением изделия партиями или сериями, периодически повторяющимися. В серийном производстве используют универсальное, специализированное и специальное оборудование.
Организационная форма производства — поточная сборка характеризующаяся расчленением технологического процесса на операции.
Деталь — изготовлена из легированной стали 40Х и проходит термообработку, что имеет большое значение в отношении короблений, возможных при нагревании и охлаждении детали.
Червяк представляет собой деталь типа тела вращения. Деталь является достаточно жесткой, что позволяет использовать высокопроизводительное оборудование и вести обработку на нормативных режимах резания, не уменьшая их. Обработка почти всех поверхностей ведется с установкой по центровым отверстиям, что позволяет значительно снизить погрешность установки детали. Конструкция детали дает возможность совмещать конструкторские, технологические и измерительные базы.
Конструкция детали достаточно технологична. Для обработки всех поверхностей детали существует возможность применения высокоэффективного оборудования и высокопроизводительных методов обработки. Некоторые размеры детали обеспечиваются самим инструментом. Шпоночные пазы находятся в одной плоскости, что упрощает их обработку. К недостаткам можно отнести различные углы наклона боковых граней в местах нарезки резьбы и глубину паза на конической поверхности детали. Также нетехнологичным я является то, что шпоночные пазы имеют различную ширину.
В основе этого механизма положена червячная передача. Представляет червяк собой винт с резьбой особого профиля. Этот винт располагается на валу, соединенном с рулевой колонкой.
С резьбой этого червяка контактирует ролик, соединенный с валом, на который посажена сошка — рычаг, взаимодействующий с элементами привода.
Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля ВАЗ
... оснастки инструмента и т.д. Работы по техническому обслуживанию и ремонту рулевого управления автомобиля чаще всего на современных станциях технического обслуживания производят на универсальных рабочих ... работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин; свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел; способы восстановления изношенных деталей; технические ...
4 Конструкторский раздел
4.1 Выбор приспособления для сборки
Для снятия рулевой сошки используют специальный съемник.
Данное приспособление позволяет значительно сократить время на подготовку рулевого механизма к ремонту, а также снизить трудоемкость.
Съемник состоит из корпуса, изготовленный заодно с захватом и силовой винт. Чтобы снять этим съемником сошку, нужно надеть его на сошку так, чтобы захват вошел между сошкой и рулевым механизмом, а конусный конец силового винта — в центрирующее гнездо вала сошки. При вращении винт будет опираться в вал, а захват снимать с него сошку.
Также в конструкции имеются захваты. Они бывают двух разновидностей: Захваты, которые зацепляются с извлекаемым предметом при помощи спец. инструмента. Они работают независимо от действия болта. Прижимающие деталь за счет усилия болта или гидравлического цилиндра.
Материал из которого делается съемник:
производители съемников используют только высокопрочные легированные материалы. Ответственные узлы в данных элементах формируются ковкой. Что касается силовых болтов, они имеют более высокую прочность, нежели те, что используются в обычных резьбовых соединениях.
Виды:
Существует несколько разновидностей данных инструментов. Все они отличаются по типу захвата и могут быть: Скользящим , поворотным, коническим, с сепаратором, универсальным.
Заключение
Принцип действия рулевого управления, вращение рулевого колеса через рулевой вал передается на глобоидный червяк, который находится в зацеплении с роликом. При вращении червяка, ролик перемещается вдоль нарезки червяка. Перемещение ролика вызывает поворот вильчатого кривошипа, который, в свою очередь, поворачивает вал сошки. От сошки перемещение передается на рулевой привод, который обеспечивает поворот управляемых колес на заданный угол.
Также мы разрабатывали технологический процесс изготовления гайки размером 24×1,5 из материала сталь 45.
Составляли маршрутную карту, по изготовлению гайки.
Рассчитывали сверлильную обработку, подбирали частоту вращения шпинделя.
Рассчитывали численность производственных рабочих.
После подбора инструмента и оборудования, у нас получилась циклограмма сборки рулевого управления.
В заключении хочу сказать, что работа была достаточно интересной и я узнал для себя много нового