Усовершенствование технологического процесса сборки рулевого управления ГАЗ

Курсовая работа

1.1 Характеристика собираемого изделия

Рулевое управление — совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению автомобиля путем поворота управляемых колес. Поворот колес должен осуществляться вокруг одного центра, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол, и называемого центром поворота. Только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания.

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53 состоит из рулевого механизма с валом руля и рулевым колесом, рулевых тяг и рычагов. Рулевой механизм, состоящий из глобоидального червяка и трехгребневого ролика, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.

Передаточное число рулевого механизма — 21. Верхний конец рулевой колонки прикреплен к распорке панели приборов с помощью штампованного кронштейна двумя болтами.

Между штампованным кронштейном и колонкой руля ГАЗ-53 установлена резиновая подушка, компенсирующая относительное перемещение кабины и рулевой колонки при движении автомобиля.

Червяк рулевого механизма напрессован на пустотелый вал 5 и установлен на двух конических роликоподшипниках. Внутренними рабочими поверхностями подшипников служат конические поверхности концов червяка.

Обойма верхнего подшипника запрессована в горловину картера до упора и бурт верхней крышки. Обойма нижнего подшипника имеет скользящую посадку, позволяющую за счет прокладок 2 регулировать преднатяг в подшипниках червяка.

Под верхнюю крышку рулевого механизма ГАЗ-53 установлена одна уплотнительная прокладка. Вал сошки 8, в пазу которого смонтирован трехгребневый ролик 1, вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 6, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке. В месте выхода из картера 7 сошки 8 расположен сальник 13.

На мелкие конические шлицы вала сошки установлена сошка 14, плотная посадка которой достигается затягиванием гайкой 75 моментом 100 — 140 Нм. Правильность угловой установки сошки достигается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих им впадин на валу.

Угол поворота вала рулевой сошки ГАЗ-53 от среднего положения до любого крайнего положения составляет 45° и ограничивается упором ролика в выступы картера рулевого механизма.

2 Разработка технологического процесса изготовления детали

2.1 Характеристика детали

7 стр., 3126 слов

Ремонт тормозных механизмов передних колес автомобиля ВАЗ

На автомобиле ВАЗ -2114 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой -- левого переднего и правого ...

Деталь — Гайка 24×1,5

Материал — Сталь45

Станок — SVP — 550

Пруток шестигранный 36 мм

2.2 Составление маршрутной карты изготовления детали

005 Заготовительная

010 Токарная — центровать , подрезать торец и снять фаску

015 Сверлильная обработка

020 Резьбонарезная, нарезать резьбу 24×1,5

025 Токарно — отрезная

030 Контроль

2.3 Нормирование сборочных операций по изготовлению деталей

1.Заготовительная

Установить пруток шестигранный 36мм в патрон токарного станка — 1мин.

2. Токарная — центровальная

Подрезать торец и снять фаску — 1мин.

3. Сверлильная обработка:

V_ =V_т·К_1·К_2·К_3, (1)

где: V_т — скорость резания по нормативу, м/мин;

К_1,К_2,К_3- коэффициенты, зависящие соответственно от

обрабатываемого материала, стойкости марки твердого

сплава, вида обработки;

V = 15×5×1,3×1= 97,5 м/〖мин〗^(-1)

4. Частота вращения шпинделя n, 〖мин〗^(-1), определяется по формуле:

3. Разработка усовершенствованного технологического процесса сборки изделия

3.1 Анализ технологичности изделия

Тип производства — серийное. Серийное производство характеризуется изготовлением изделия партиями или сериями, периодически повторяющимися. В серийном производстве используют универсальное, специализированное и специальное оборудование.

Организационная форма производства — поточная сборка характеризующаяся расчленением технологического процесса на операции.

Деталь — изготовлена из легированной стали 40Х и проходит термообработку, что имеет большое значение в отношении короблений, возможных при нагревании и охлаждении детали.

Червяк представляет собой деталь типа тела вращения. Деталь является достаточно жесткой, что позволяет использовать высокопроизводительное оборудование и вести обработку на нормативных режимах резания, не уменьшая их. Обработка почти всех поверхностей ведется с установкой по центровым отверстиям, что позволяет значительно снизить погрешность установки детали. Конструкция детали дает возможность совмещать конструкторские, технологические и измерительные базы.

Конструкция детали достаточно технологична. Для обработки всех поверхностей детали существует возможность применения высокоэффективного оборудования и высокопроизводительных методов обработки. Некоторые размеры детали обеспечиваются самим инструментом. Шпоночные пазы находятся в одной плоскости, что упрощает их обработку. К недостаткам можно отнести различные углы наклона боковых граней в местах нарезки резьбы и глубину паза на конической поверхности детали. Также нетехнологичным я является то, что шпоночные пазы имеют различную ширину.

В основе этого механизма положена червячная передача. Представляет червяк собой винт с резьбой особого профиля. Этот винт располагается на валу, соединенном с рулевой колонкой.

С резьбой этого червяка контактирует ролик, соединенный с валом, на который посажена сошка — рычаг, взаимодействующий с элементами привода.

19 стр., 9365 слов

Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля ВАЗ

... оснастки инструмента и т.д. Работы по техническому обслуживанию и ремонту рулевого управления автомобиля чаще всего на современных станциях технического обслуживания производят на универсальных рабочих ... работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин; свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел; способы восстановления изношенных деталей; технические ...

4 Конструкторский раздел

4.1 Выбор приспособления для сборки

Для снятия рулевой сошки используют специальный съемник.

Данное приспособление позволяет значительно сократить время на подготовку рулевого механизма к ремонту, а также снизить трудоемкость.

Съемник состоит из корпуса, изготовленный заодно с захватом и силовой винт. Чтобы снять этим съемником сошку, нужно надеть его на сошку так, чтобы захват вошел между сошкой и рулевым механизмом, а конусный конец силового винта — в центрирующее гнездо вала сошки. При вращении винт будет опираться в вал, а захват снимать с него сошку.

Также в конструкции имеются захваты. Они бывают двух разновидностей: Захваты, которые зацепляются с извлекаемым предметом при помощи спец. инструмента. Они работают независимо от действия болта. Прижимающие деталь за счет усилия болта или гидравлического цилиндра.

Материал из которого делается съемник:

производители съемников используют только высокопрочные легированные материалы. Ответственные узлы в данных элементах формируются ковкой. Что касается силовых болтов, они имеют более высокую прочность, нежели те, что используются в обычных резьбовых соединениях.

Виды:

Существует несколько разновидностей данных инструментов. Все они отличаются по типу захвата и могут быть: Скользящим , поворотным, коническим, с сепаратором, универсальным.

Заключение

Принцип действия рулевого управления, вращение рулевого колеса через рулевой вал передается на глобоидный червяк, который находится в зацеплении с роликом. При вращении червяка, ролик перемещается вдоль нарезки червяка. Перемещение ролика вызывает поворот вильчатого кривошипа, который, в свою очередь, поворачивает вал сошки. От сошки перемещение передается на рулевой привод, который обеспечивает поворот управляемых колес на заданный угол.

Также мы разрабатывали технологический процесс изготовления гайки размером 24×1,5 из материала сталь 45.

Составляли маршрутную карту, по изготовлению гайки.

Рассчитывали сверлильную обработку, подбирали частоту вращения шпинделя.

Рассчитывали численность производственных рабочих.

После подбора инструмента и оборудования, у нас получилась циклограмма сборки рулевого управления.

В заключении хочу сказать, что работа была достаточно интересной и я узнал для себя много нового