Таким образом, в результате анализа литературы мы выявили, что развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1. Формирование и
2. Формирование и
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий, как результат правильно организованного обучения и практики.
1.2. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой[23].
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, не менее важен и организационный процесс, направленный на восприятие предметов и их свойств.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма и т.д.) Чтобы познакомиться со свойством предметом, необходимо заметить характеризующее его свойство, как бы выделить его из предмета[3].
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами[14].
Сенсорные эталоны дошкольников (2)
... многовекового опыта человечество выделило такие системы общепринятых сенсорных эталонов, как: Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений [29]. Поддъяков Н.Н. считает, ...
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления[15].
Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину).
Значит необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.
В своих работах Л.А. Венгер говорит о том, что на первом году жизни – необходимо обогащать ребенка впечатлениями. Взрослым следует создать для ребенка такие условия, в которых он мог следить за яркими игрушками, которые двигаются, хватать предметы разной формы и величины. Сюда можно отнести известные карусельки и погремушки, которые издают различные звуки. На втором – третьем году жизни, по мнению автора, ребенок должен научиться выделять цвет, форму и величину, как специфические признаки окружающих предметов. В это же время происходит процесс накопления представлений об основных разновидностях цвета и формы, а также и об отношении между двумя предметами по величине [37].
В четыре года, у ребенка формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Наряду с формированием эталонов необходимо учить ребенка методам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы[37].
В настоящее время к услугам воспитателя множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), специально подобранный дидактический материал.
С древних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам.
Если предметы одинаковы по форме и по величине, но отличаются по цвету (шарики, например), то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (набор кукол-матрешек, мисочек, яичек и т.д.) Могут быть наборы игрушек, отличающиеся по величине и цвету, но одинаковые по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение цвета, величины и формы. Задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многим другим предметам[22].
Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях[22].
На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.
Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.[15]
Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных ...
... рисования как вида изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. ... с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается ... с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к ...
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.
В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет еще не стал для ребенка важным признаком, характеризующим предмет [31].
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложечку, которой он ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь, если палка слишком коротка, с ее помощью не удастся достать мяч. В других случаях восприятие остается размытым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий [31].
Исследования ученых Истоминой З.М., Пилюгиной Э.Г., Венгер Л.А. и др., показали, что дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или на какой- либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось. Полное слияние слов – названий цвета с конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам [8].
Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-
Важнейшей особенностью восприятия детей трех-семи лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной
Исследовательская работа «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА, ...
... методы управления образовательными системами. Основы экономики, права, социологии. Организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство. Правила и нормы охраны труда, техники ... управления коллективом Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления ...
Как показывают исследования, развитие детского восприятия подчиняется общим
Высшие функции восприятия, памяти, внимания, движения внутренне связаны со знаковой деятельностью ребенка [21].
Важная роль в сенсорном воспитании дошкольников отводится природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния [14].
Чем больше органов чувств участвует в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в воспринимаемом объекте, а, в результате, тем богаче становятся его представления. Эти представления становятся фундаментом мыслительных процессов, воображения, формирования эстетических чувств.
Таким образом, особенность сенсорного развития детей дошкольного возраста в том, что данные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
1.3. Характеристика методов формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста
Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных[31].
В современной дидактике
Возрастным особенностям и возможностям дошкольников
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно
В обучении детей
1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования ...
... ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. ... обучения. Решение данной проблемы и является ЦЕЛЬЮ. ОБЬЕКТ: Художественно-конструкторская деятельность младших школьников на уроках труда. ПРЕДМЕТ: ... функционирования творческого мышления: восприятие и память; ...
2) за изменением и преобразованием объектов (рост растений: семя подсолнечника — подсолнух, развитие животных: щенок – взрослая собака) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние
Метод демонстрации, включает различные приемы:
- а) показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают: кубики, мячи, пуговицы, книги, бытовая техника;
- б) показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
- в) показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части;
- может быть полным или частичным;
- г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.