Скульптура (от латинского sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.
На современном этапе модернизации системы художественного образования в России большое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки художников-педагогов, художников-скульпторов. Возникает необходимость повышения уровня художественного мастерства специалистов в сфере художественной и художественно-педагогической деятельности. Сегодня активно ведутся поиски новых путей совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин в т.ч. скульптуры, направленных на повышение профессионального мастерства художников.
Формирование профессионального художника, обладающего такими качествами, как умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую, умение самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности, является одной из основных задач высшего художественного профессионального образования.
Скульптура как один из видов изобразительного искусства представляет собой благодатную почву для развития творческого воображения студентов, для формирования их художественного и эстетического вкуса. На протяжении столетий наряду с рисунком, живописью и композицией она является одной из основных академических дисциплин в системе художественного образования. Творческая деятельность в области объемной пластики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат связанных с ее созданием. Занятия скульптурой наиболее плодотворно активизируют воображение студентов в процессе создания эстетически ценных художественных образов в процессе творческой деятельности. Активная работа над образом способствует раскрытию внутреннего духовного богатства студентов, проявлению их индивидуальных особенностей и накоплению творческого опыта.
Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию ...
... процесс подготовки будущих учителей технологии. Предмет: разработка дидактического сопровождения для изучения технологии моделирования одежды студентами направления «Технологическое образование». Цель: разработать учебно-методические рекомендации и альбом по моделированию основы женского ...
Специфические изобразительные и выразительные возможности скульптуры с точки зрения ее форм и проявлений, а также функциональных характеристик, весьма многообразны. Творческая деятельность студентов на занятиях скульптурой, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания у каждого из них, будет способствовать развитию их способностей и формированию творческого воображения.
Объект исследования, Предмет исследования:
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующая задачи:
Проанализировать, изучить учебную литературу для уточнения форм, методов обучения;
Практическая значимость
разработке программы организации занятий скульптурой студентов.
Структура курсовой работы
1. Искусство скульптуры
Скульптура, один из важнейших и наиболее древних видов изобразительного искусства, который служит эстетическому освоению окружающего мира. Сегодня скульптура играет большую роль в сохранении, восстановлении и развитии национально-патриотических, морально-эстетических и художественных ценностей нашего общества.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Пластика — одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности человека с древнейших времен. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей человека, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
1 Цели обучения скульптуре
. Обучающая:
- сформировать систему теоретических знаний об образах пространственно — пластического мышления, чувствах материала, чувствах формы, методики лепки «от общего к деталям»;
- познакомить с понятиями художественных и конструктивных особенностей композиционного решения;
- обучить основам художественного образа в скульптуре, являющейся специфической формой отражения объективной действительности;
- дать основы пластической анатомии;
- обучить основам изучения построения композиции и возможностей применения скульптурных материалов;
- познакомить с расширенной технологией скульптурных работ;
- обучить законам пропорций, закономерностей гармонии и построение силуэта.
. Развивающая:
ВКР «Формирование творческих способностей в процессе обучения ...
... современные технологии организации кружковых занятий по вышивке; -рассматривать данный вид деятельности как важный составной компонент развития творческой активности; -разработать способы и методы развития творческого воображения при обучении вышивки; ... по вышивке. 6. Экспериментально проверить эффективность работы по формированию творческих способностей в процессе обучения технике вышивки в системе ...
- развить навыки работы с оборудованием и инструментами для выполнения сложных творческих задач;
- развить профессиональный художественный вкус и эстетическое видение окружающего мира;
- развить ассоциативное, образное мышление и фантазию; творческое мышление при выполнении высоко-художественных скульптурных произведений. — развить способность к самостоятельному анализу любого вида объемной пластики.
. Воспитательная:
- сформировать культуру общения в коллективе;
- воспитать доброжелательное отношение к товарищам по студии и их работам;
- воспитать чувства необходимости помогать педагогу и товарищам по учебе;
- воспитать целеустремленность, усидчивость, трудолюбие в работе;
- воспитать бережное отношение к общественной собственности, материалам и оборудованию в студии.
В первый год обучения происходит знакомство с предметом скульптуры, развитие художественно-пластических способностей. В конце первого года обучения студенты должны знать:
оборудование, необходимое для художественной лепки;
основные приемы лепки;
отличительные признаки видов скульптуры;
первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах в скульптуре (композиция, пластика, движение, объем и т.д.)
понятие о построении объемного предмета в пространстве;
с построением подставки (плинта) и ее назначением;
принцип построения орнамента;
понятие о пластической и композиционной связи 2-х фигур;
технику безопасности;
Пользоваться пластичным материалом (глина, пластилин);
Пользоваться стеком;
Организовать рабочее место;
Передавать объемную форму;
Передавать смысловое содержание образа;
Находить композиционное решение в эскизе и переносить его на плинт;