Понятию «регион» в современной экономической, географической и градостроительной литературе уделено немало внимания. Наиболее часто употребляемыми характеристиками для формирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания) и, наконец, социологические (нормы общения, поведения).
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном понятии. Ведь регион должен рассматриваться одновременно в качестве территориальной организации народного хозяйства, сложившейся системы расселения, определенной социальной организации общества, а также как место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека
Особое значение для современной России,
Под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Согласно статье 65 Конституции, Российская Федерация состоит из 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения. Каждый из них имеет определенную территорию, органы государственной власти и внутреннюю нормативную базу.
Актуальность рассмотрения проблемы экономических категорий региона обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.
Цель работы состоит в изучении региональной экономики как объекта государственного управления.
В процессе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие региона и регионального управления;
2) рассмотреть особенности регионального управления;
3) изучить современную региональную политику; функции ресурсов о ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
4) изучить характеристику Чеченской Республики как объекта хозяйствования и управления.
Разработка проекта организации технической эксплуатации и управления ...
... основе общей производственной структуры и структуры управления РЦС. 2. Разработка производственной структуры РЦС 2.1. ... исполнителей и документации, определяющую порядок выполнения работ по ТО и Р, необходимых для поддержания и ... эксплуатации устройств связи. Улучшение условий труда и быта персонала. Уменьшение эксплуатационных затрат на содержание устройств. Системный подход к разработке ...
5)рассмотреть общую характеристику и территориальную структуру промышленности ЧР.
Объектом исследования в данной работе являются отношения, возникающие в процессе реализации региональной политики государства.
Исключительная важность рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.
Вместе с тем резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных экономических связей отрицательно сказываются на экономике ряда регионов страны. Если территории, обладающие богатыми сырьевыми ресурсами, в основном топливно-энергетическими, характеризуются стабилизацией и даже некоторым ростом, то развитые в прошлом регионы с высокой плотностью населения и высококвалифицированными кадрами переживают глубокий экономический кризис. В этих условиях совершенствование регионов, имеющих своеобразные исторические, природно-экономические, национальные особенности, требует глубокого теоретического осмысления. Среди научных направлений по экономике и управлению народным хозяйством особое значение приобретает региональная экономика. На данный момент главной целью государства является внедрение новой модели регионального управления для функционирования институтов гражданского общества во всех сферах деятельности. Для того, чтобы модель развития региона была так или иначе доступной для общества наше государство ставит перед регионами задачи и цели, которые должны быть решены.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена значительным ростом и разнообразием задач, решаемых регионами. В Российской Федерации до сих пор не отлажена система работы с регионами, однако государство ведет работу в этом направлении. Региональный уровень управления — проблема не менее сложная, чем государственное управление на федеральном уровне. В области такой науки как «региональное управление» образовался некоторого рода «вакуум». К изучению вопросов регионального управления, как правило, подходят лишь с экономической точки зрения.
Особое место в региональной экономической политике государства должна занимать поддержка и оказание помощи регионам с особо сложными природно-географическими условиями, регионам, имеющим зоны экологических и стихийных катастроф, субъектам Федерации, оказавшимся в «ранге» приграничных территорий. Государственная поддержка приграничных территорий должна быть направлена на формирование производственных и социальных инфраструктур, привлечение населения на эти территории. Предстоит принять меры по компенсации затрат на осуществление приграничными территориями федеральных функций.
1. Регион как объект хозяйствования и управления.
1.1 Понятие региона, его основные признаки.
– целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов.
Информационные технологии в государственном муниципальном управлении
... по данному вопросу 2) Рассмотреть ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении 3) Дать характеристику информационным технологиям в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа 4) Обозначить основные аспекты ...
В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Помимо ядра-комплекса в границы региона входит периферия – тяготеющие территории.
можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
системообразующая
системообслуживающий
;
население;
.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек – органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Устройство региональной экономической системы в большей степени зависит от организации национальной экономической системы в целом. В административно-плановой системе СССР регион (административно-территориальная единица) представлял собой лишь «структурную» часть национальной экономики. Внутренние региональные связи были слабее внешних, регулируемых общегосударственным планированием. Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, а не региональными потребностями.
Переход к
Всякому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его
Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей. Факторы формирования и функционирования – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определяющих развитие и размещение производительных сил на территории региона. Выделяют следующие основные группы факторов: природные, экономические, демографические. Природные факторы – это наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка; климатические условия, экологические условия. Экономические факторы – это экономико-географическое положение региона (положение по отношению к развитым районам, транспортным путям).
Теория производственных кластеров М. Портера. Стратегия развития региона
... комбинации. Теория производственных кластеров М.Портера основывается на следующем выводе из теории ромба конкурентных преимуществ: условия для создания конкурентного преимущества регионов лучше ... пространственной организации производства - промышленных и региональных кластеров, цепочку добавления стоимости, экономику обучения, национальных и региональных систем инноваций. В настоящее время последние ...
Демографические факторы включают численность населения, его расселение, половозрастную структуру населения, численность трудовых ресурсов, половозрастную структуру трудовых ресурсов, квалификацию трудовых ресурсов.
Наличие этих факторов и условий, характер их сочетания на данной территории оказывают прямое влияние на формирование и региона, определяют специализацию региона, специфические особенности управления производством, социальными процессами.
Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:
— по производству
— по оказанию рыночных
— по оказанию нерыночных и слуг:
1.2 Особенности регионального управления
В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.
Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что , финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов РФ.
Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:
Региональные программы развития отрасли продовольствия и сельского ...
... поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д. В управлении региональными программами особенно важно разграничение компетенции между федеральными и местными органами. ... регионов. Стратегические программы(задачи) регионального развития сводятся к следующим: Реконсрукция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, ...
соответствие уровня и
-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
наличие
природрресурсный и экологический потенциал
стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
С учетом региональных
К основным принципам современного регионального управления как совокупности принципов целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, относятся принципы децентрализации, партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптивности и, наконец, принцип выделенной компетенции.
Суть принципа децентрализации
партнерства
Принцип субсидиарности, Содержанием принципа мобильности и адаптивности, Принцип выделенной компетенции
В региональном управлении применяются свои специфические методы управления, представляющие собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на , эти методы делятся на организационные, экономические и социально-психологические.
Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания , утверждения прогрессивных форм организации труда.
методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера госслужащего, его способности, темперамент и т.д.
Система субъектами РФ
РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления. Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями и сферами управления. И хотя его полномочия в этой области не конкретизированы, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.
Важная роль по руководству отраслями и сферами
Технологии управления учреждениями социально-культурной сферы
... СКД, технологиям в СКС; охарактеризовать СКД, ее принципы и функции; рассмотреть специфику социально - культурного менеджмента в условиях небольшого города; представить нормативно - правовой ресурс, как главный рычаг управления объектами СКД; провести анализ СКД ...
Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы осуществляют с учетом:
взаимоотношений
взаимоотношений
обеспечения
исполнительной власти общей компетенции любого уровня осуществляют свои полномочия также и в зависимости от их характера непосредственно и через подчиненные органы, призванные руководить порученными им отраслями и сферами.
Таким образом, система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных органов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д. Решение вопроса формирования системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности.
В
политической жизнью;
сферой
комплексом;
потребительским рынком;
социально-бюджетным комплексом;
использованием
1.3.Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Функции регионального управления как определённые формы влияния на экономический, социальный, экологический, политический и другие процессы в регионе можно разделить по назначению и содержанию. Такое разделение основывается на суть и социальную ориентацию регионального управления как инструмента рыночной экономики.
Разнообразие функций регионального управления опосредуется обширным кругом его задач, рассмотренных ранее. При данном выделяют такие главные функции как: целеполагание, регулирование и активирование.
Осуществление функции целеполагания определено потребностью реализации научного планирования социально-экономического развития регионов и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что основной задачей социально направленной рыночной экономики является воспроизводство условий, которые обеспечивают существенную степень жизни людей, функция целеполагания осуществляется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования линий его реструктуризации. Особенную роль эта функция приобретает в переходный период, когда все регионы вынуждены искать и завоевывать установленную нишу на отечественном и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и мирохозяйственные экономические связи и рыночные отношения.
Управление в отдельных отраслях и сферах
... комплексных и иных федеральных и региональных программ развития отраслей управления; объединение и координация отраслевых систем управления в реализации социальных межотраслевых программ и задач государственного управления; обеспечение организационного единства функционирования отраслевых ...
Функция регулирования в региональном управлении осуществляется в главном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В осуществления функции регулирования могут применяться способы как прямого, так и опосредованного влияния. При данном уровень влияния субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, так как объем и полнота осуществления функции регулирования находятся в установленной зависимости от уровня зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство регионов. К примеру, компании автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на контрактных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В данном случае объем функции регулирования понизится, а сама функция субъекта управления будет сведена по сущности к контролю за соблюдением контрактных обязательств.
В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отношения особенное место в региональном управлении отводится функции активирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении способов непосредственного влияния. В многоукладном хозяйстве регионов функционируют компании и компании, относящиеся к самым различным формам и видам собственности — федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но способы непосредственного влияния регионального управления правомерны только в отношении объектов региональной собственности. Для всех иных объектов результативными могут быть только способы опосредованного влияния, и прежде всего, активирования работы субъектов хозяйствования.
Стимул, обычно, является активным побудителем работы компаний и компаний любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального управления дает субъекту управления мощные средства для осуществления интересов региона, муниципальных образований, компаний и компаний, социальных групп. Следовательно, суть функции активирования состоит в направленна влиянии субъекта управления на социально-экономические процессы регионов через опосредованное влияние на все объекты, функционирующие на территории регионов. Так, администрация области не может обязать компанию, относящуюся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, к примеру, для строительства какого объекта (даже социально значимого и нужного) обще регионального значения. Но администрация области может заключить с этими компаниям контракт, соответственно с которым компания обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему конкретные стимулирующие условия хозяйствования — освободит от налога на доходы (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энерго-использования и др.
Рассматривая функциональную структуру регионального управления, нужно хотя бы вкратце остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и согласованность функций указанных субъектов управления реализуется на основании принципа выделенной компетенции.
Сырьевая база химической промышленности Российской Федерации ...
... её оценка, перспективы развития нефтяной промышленности РТ. 1 Теоретические аспекты сырьевой базы химической промышленности 1.1 Понятие сырья Предметы труда в химической промышленности подразделяются на сырье, ... Дальнего Востока гораздо беднее по запасам, чем Западная Сибирь. Республика Татарстан - старый нефтедобывающий российский регион. Впервые промышленная нефть была получена на Шугуровском ...
Данный принцип, резко отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не приобрел освещения ни в российской, ни в иностранной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в отечественной практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания.
Нужно отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной власти новой РФ, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами. Между тем в государствах с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность — принцип выделенной компетенции. Сущность данного принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При данном для осуществления каждой функции закон определяет соответствующие объемы ресурсов и их источники.
Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции состоит в том, что если в отечественной практике разграничение функций реализуется между разными областями работы и между разными областями хозяйства, то в иностранной — каждый субъект хозяйствования наделяется обусловленной компетенцией в области работы или в каждой области хозяйства. В Российской Федерации, к примеру, в области образования все субъекты управления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, районные (городские) отделы народного образования. Следовательно, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между областями внутри этих сфер у нас функционирует принцип «все занимаются всем». В нашем государстве, если на территории города то района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления.
Потребность осуществления принципа выделенной компетенции определена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую устойчивость в государстве, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из результативных инструментов осуществления государственной региональной социально-экономической политики.
2.Характеристика Чеченской Республики как объекта хозяйствования и управления.
2.1. Общая характеристика региона.
Чеченская Республика – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа, состоящий из 234 муниципальных образований: 15муниципальныхрайонов, 2городских округов, 217 сельских поселений. Численность постоянного населения Чеченской Республики составляет около 1 269,11 тыс. чел. Столица Чеченской Республики – город Грозный с численностью населения около 271,62 тыс. чел. Расстояние от Грозного до Москвы – 2 007 км.
Внедрение новых технологий. Управление персоналом на Российском предприятии
... Рассмотреть внедрение новых технологий управления персоналом на предприятии ООО «Лерон». Объект исследования: новые технологии в управлении персоналом на российском предприятии. Предметом исследования является внедрение новых технологий в управлении персоналом на российском предприятии. При написании работы были ...
В республике преобладает сельское население, приблизительно 65% от общей численности населения. Большая часть городского населения сосредоточена в пяти наиболее крупных населенных пунктах: городах Грозный, Аргун, Гудермес, Урус-Мартан, Шали. Средняя плотность населения по республике составляет 78,8 чел. на 1 кв. км.
Чеченская Республика – многонациональный субъект Российской Федерации: абсолютное большинство населения (93,5%) чеченцы, русские составляют 3,7%, другие национальности – 2,8%3.
Расположена Чеченская Республика на юге европейской части Российской Федерации, на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающей к нему Чеченской равнине. На западе граничит с Республикой Ингушетия, на востоке – с Республикой Дагестан, на севере – со Ставропольским краем. Южная граница Республики является государственной границей Российской Федерации с Грузией.
Особенностью Чеченской Республики, определяющей ее место в экономике Российской Федерации, является природно-ресурсный комплекс, обусловленный уникальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды: благоприятным климатом, разнообразными сельскохозяйственными угодьями, значительными запасами минерального сырья (особенно углеводородов), лесными, гидроэнергетическими, рекреационными и туристическими ресурсами.
Выгодное геоэкономическое положение, особенно с точки зрения межрегионального и международного транзита, человеческий капитал: увеличивающиеся трудовые ресурсы с хорошей возрастной структурой, растущий уровень образования, традиции трудовой деятельности, а также возможность создания конкурентоспособных производств и возможности расширения их состава с опорой на трудовой и природно-ресурсный потенциал, позволяет говорить о готовности Республики к социально-экономической модернизации на основе инноваций и инвестиций.
Главное богатство недр Чеченской Республики – нефть, разведанные запасы которой по категории «А+В+С1» на 01. 01. 2005 г. составляли 40, 52 млн. т., предварительно оцененные запасы категории «С2» 5, 57 млн. т., перспективные ресурсы невскрытых пластов категории «С3» 3, 46 млн. т. Согласно существующим оценкам, начальные геологические ресурсы углеводородов составляют порядка 1, 5 млрд. тонн условного топлива.
На сегодняшний день необходимо создание на территории Чеченской Республики организаций геологического и картографического профиля, которые на профессиональном уровне занималась бы поисками, разведкой и воспроизводством минерально-сырьевой базы, а также фиксацией на картографических документах основных природно-ресурсных богатств Чеченской Республики.
Необходимо также проведение полной инвентаризации всех месторождений полезных ископаемых: углеводородного сырья, подземных вод (минеральных, пресных и термальных) и других полезных ископаемых, с целью уточнения их современного состояния и остаточных запасов, с определением точных координат и составлением карты Республики с вынесенными на нем месторождениями. Важнейшим звеном является и разработка долгосрочной программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы Чеченской Республики на перспективу (20, 30 и 50 лет) с привлечением отечественных и зарубежных организаций геологического профиля.
Бюджет Чеченской Республики остается самым высокодотационным в России. Единственно конкурентоспособной на внешних рынках является добыча нефти, дающая 98, 6% общего объема промышленной продукции.
Глубина и характер экономических проблем разрушенного хозяйственного комплекса Чеченской Республики свидетельствуют о том, что без целенаправленной помощи государства будет трудно добиться устойчивого социально-экономического развития при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.
В настоящее время разумным видится использование не только программно-целевого подхода к развитию, но и, учитывая специфические условия хозяйствования Республики, необходимо актуализировать задачу выработки эффективного управления, где все уровни социально-экономического развития должны быть нацелены на повышение собственной эффективности расширенного воспроизводства.
Процесс восстановления экономики Республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики. Необходимо также искать новые возможности по более эффективному использованию созданных производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий.
На сегодняшний день экономика Чеченской Республики зависима от многих факторов, и прежде всего от способности имеющихся ресурсов и производственных возможностей гарантировать национальную безопасность. Это тем более актуально, что экономический облик Чеченской Республики в формирующемся в настоящее время рыночном пространстве пока не обеспечивает ей рыночную конкурентоспособность, преимуществ этноэкономического развития перед другими регионами.
В настоящее время в межрегиональном обмене главным становится принцип производства и продажи готовой продукции, и приоритеты развития экономики Республики должны учитывать специализацию промышленности на доведение производственных процессов до завершающего звена, выпускающего готовую продукцию.
Имеющийся потенциал развития республиканской экономики – это природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь энергоресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики Чеченской Республики и населения нефтепродуктами, газом, сырьем для производства строительных материалов и ресурсами подземных вод. Способными стать точками взрывного роста и наиболее привлекательными для инвестиций, являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.
Начиная с 2002 года, восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики осуществлялось по Федеральной целевой программе.
В 2008-2009 годах в Чеченской Республике произошли значительные позитивные изменения в социально-экономическом положении, наблюдается положительная динамика по всем основным макроэкономическим показателям. Консолидированный бюджет Чеченской Республики в 2008 г. исполнен по доходам в сумме 64 884, 9 млн. рублей. Доходы консолидированного бюджета на душу населения в 2008 году составили 52, 8 тыс. руб. Значительную долю в общих доходах в консолидированный бюджет Чеченской Республики составляет безвозмездная помощь из федерального бюджета, направленная на покрытие дефицита республиканского бюджета.
Объем инвестиций на душу населения за счет всех источников финансирования в 2008 г. составил 30, 8 тыс. руб.
В связи с тем, что средства, предусмотренные на реализацию Программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011гг. » недостаточны для восстановления и развития республиканской экономической базы, Правительством Чеченской Республики для привлечения дополнительных инвестиций в региональную экономику сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Подготовлено двадцать восемь приоритетных инвестиционных проектов и предложений, по следующим секторам экономики:
промышленность и энергетика – 13 проектов;
агропромышленный комплекс – 9 проектов;
сфера услуг и обслуживания – 5 проектов;
стройиндустрия – 1 проект.
Средства, необходимые для реализации указанных инвестиционных проектов Чеченской Республики составляют 149 млрд. рублей. Социально экономическая эффективность от реализации проектов позволит обеспечить рабочими местами около 22 000 человек.
В том числе:
Промышленность и энергетика
объем необходимых инвестиций – 142 395, 5 млн. руб. ;
количество создаваемых рабочих мест – 13500;
Агропромышленный комплекс
объем необходимых инвестиций – 3 221, 9 млн. руб. ;
количество создаваемых рабочих мест – 7216;
Сфера услуг и обслуживания
объем необходимых инвестиций – 3 071, 8 млн. руб. ;
количество создаваемых рабочих мест – 646;
Промышленность строительных материалов
объем необходимых инвестиций – 451, 2 млн. руб. ;
количество создаваемых рабочих мест – 150.
В целях дальнейшего развития инвестиционной деятельности руководством Чеченской Республики проводится работа, направленная на налаживание взаимовыгодных отношений с представителями власти и деловых кругов России и зарубежья.
2.2. Территориальная структура промышленности ЧР, ее роль в экономическом развитии региона.
Территориальная структура
индустриально-аграрной
Структура совокупного общественного продукта в 1991 г. выглядела следующим образом (%):
-промышленность – 41,4;
-сельское хозяйство – 34,1;
-строительство – 11,2;
-транспорт, связь – 4,3;
-другие–3,0.
Особенностью экономики советской Чечни была сверхвысокая концентрация производительных сил в городе Грозном, и как следствие — слабое развитие сети городских поселений, относительно низкий уровень урбанизации. Приведенные показатели наглядны, — они показывают, каким большим потенциалом обладала Республика, как много она утратила, сколько сил потрачено на восстановление экономики и социальной сферы.
В настоящий момент, в республике завершен период восстановления экономики в рамках Федеральных целевых программ. В ходе этого этапа закончено восстановление всех систем жизнедеятельности, созданы основы экономики, в том числе и промышленности республики. В рамках утвержденных государственных программ и подпрограмм, а также программы госгарантий планируется реализовать ряд крупных инвестиционных проектов
в промышленности и энергетики, что позволит создать часть необходимого количества рабочих мест. Промышленность Чеченской Республики сегодня представлена в основном крупными филиалами естественных монополий Российской Федерации в сфере нефтегазодобычи и энергетики, а также предприятиями промышленности, транспорта, связи агропромышленного комплекса и стройиндустрии, восстановленных в рамках федеральных целевых программ, осуществляющих свою экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающие производства и производства и распределении электроэнергии, газа и воды.
Лидирующие предприятия промышленного комплекса
В настоящее время, создание конкурентоспособной промышленности, разработка механизмов, стимулирующих инновационное развитие, даст импульс к подъему экономики республики в целом и дисперсному размещению промышленного потенциала. Наиболее важным в инвестиционной политике Чеченской Республики, является необходимость восстановления и строительства новых современных высокотехнологичных предприятий, ориентированных в первую очередь на использование местных природных ресурсов путем привлечения инвестиций, как в виде финансовых средств, так и новых технологий и оборудования. Основным приоритетом в промышленности региона, следует рассматривать некоторые направления в развитии — строительство предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения и металлообработки, в том числе развивающейся автомобильной отрасли, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности, энергетики, полимерного производства, сборочного производства, с привлечением новых инвесторов в экономику республики, с использованием разных форм собственности. Важнейшим условием привлечения инвестиций, для развития промышленного сектора, является формирование благоприятного инвестиционного климата и процесса вовлечения инвесторов, в том числе из регионов России, и других стран. Необходим комплекс мер по стимулированию привлечения внешних инвестиций, среди них ведущее место должны занимать механизмы страхования всех видов рисков, набор региональных льгот и покрытие расходов на создание части инфраструктуры. Последовательная политика региональных органов власти по формированию инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности послужит успехом в реализации инновационной стратегии в Чеченской Республике. Для перевода экономики на инновационный путь развития требуется полноценная инфраструктура. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что бюджетные средства целесообразно использовать для создания и развития инновационной инфраструктуры в виде прямых инвестиций.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как — что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса формирования самой региональной политики, с другой — нестабильностью законодательства по региональной политике.
Так же мы пришли к выводу что Чеченская Республика является динамично развивающимся регионом Российской Федерации с уровнем доходов населения не ниже среднего по стране;
в Республике развита добыча нефти и газа, гидроэнергетика, широко налажено производство строительных материалов, действуют высокотехнологичные и экологически чистые перерабатывающие предприятия, создающие конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью и образующие доходную базу республиканского и муниципальных бюджетов;
в плоскостной, предгорной и горной зонах Республики развито сельское хозяйство, где с использованием современных технологий производится высококачественная экологически чистая и конкурентоспособная продукция растениеводства и животноводства, объемы которой обеспечивает не только потребности Республики, но и экспорт таких высокодоходных видов, как овощи, плоды, мясо, а также продуктов их переработки;
Чеченская Республика имеет устойчивые внешнеэкономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, на взаимовыгодной основе осуществляет обмен товарами и услугами, капиталами и квалифицированными кадрами, благодаря чему поддерживает высокий инвестиционный рейтинг и привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов;
в Республике сформированы научно-образовательные кластеры, предоставляющие качественное и современное образование, высокопрофессиональные инновационные центры; российские, совместные и иностранные предприятия и холдинги на основе современных высоких технологий производят конкурентоспособную продукцию и услуги с высокой добавленной стоимостью, достигнут высокий уровень информатизации общества.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/promyishlennost-chechenskoy-respubliki/
1. Конституция Российской Федерации офиц. текст // — М. Приор 2012. 34 с
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» официальный текст// Собрание законодательства РФ 1999, N 42, ст. 5005,
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» официальный текст // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 31.05.1993, N 22, ст. 2032
4. Чиркин В.Е Государственное и муниципальное управление: учебник / Чиркин В.Е М.: Юристъ, 2009. — 320 с.
5.Кадыров Р. А. Проблемы АПК требуют к себе пристального внимания.//Вести Республики. 28.02.2013 г.
6.Государственная программа «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике на 2014–2020 годы». (Утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 03.12.2013г. № 312) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
6.Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 19.12.2014) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
7.Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485 «О федеральной целевой программе «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businesspravo.ru. 8.Багавудинова М. Б. Совершенствование мер государственного регулирования АПК в условиях рыночной экономики//Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 4 (66).
С. 25–28.
9. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие./ Рой О.М — СПб.: Питер, 2010. — 301 с.
10. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление./ Уткин Э.А., Денисов А.Ф — М.: Экмос, 2002. — 320 с.
11. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления: Учебник./ Шамхалов Ф.И. — М.: Экономика, 2009. — 518 с.
12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций./ Атаманчук Г.В. — М.: Юридическая литература, 2009. — 400 с.
13. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник./ Глазунова Н.И. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 551 с
14. А. Н Маркова Государственное управление в России: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 333 с.
15. А.В.Пикулькин «Система государственного управления»/ А.В.Пикулькин — М.: Юнити-Дана, 2011. — 571 с.
16. А.А. Стрельнов «Восстановление властной вертикали — фактор экономического роста» / А.А. Стрельнов //Проблемы теории и практики управления № 4, 2009.- 24 с.
17. М.Делягин «Государственное управление: проблемы и перспективы» / М.Делягин — Проблемы теории и практики управления № 6, 2009.-32с
18.Голуб А. А. Экономика природных ресурсов. М 2010.
19.Морозова Т. Г. Регионоведение. М 2011.
20.Юсупов К. И. Региональная экономика. М 2012.
21. Интернет- ресурсы.