В данной работе рассматриваются пути повышения эффективности капитальных вложений. Данная курсовая работа состоит из двух глав: теоритической и практической. В первой главе рассматриваются сущность, классификация, структура, и источники финансирования капитальных вложений. Капитальные вложения Ї инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную (подробное описание данных структур описывается в сомой курсовой).
Большое значение для капитальных вложений играют их источники финансирования. Различают два способа финансирования капитальных вложений: централизованный и децентрализованный. При централизованном способе источником финансирования капитальных вложений являются государственный бюджет, бюджеты субъектов какого-либо государства, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и др.; при децентрализованном — это в основном источники предприятий и индивидуальных застройщиков.
Во второй главе рассматривается характеристика деятельности и анализ капитальных вложений акционерного общества «Трансстроймост», а также два основных методических подхода, к определению выгодности вложения инвестиций в развитых странах с рыночной экономикой.
Известны два метода решения данной проблемы, хотя они имеют и много общего.
Первый метод связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения.
Второй метод определения экономической целесообразности вложения инвестиций связан со сравнением нормы отдачи от инвестиций с процентной ставкой или другими аналогичными критериями.
Целью данной курсовой является раскрытие понятий «капитальные вложения» и «инвестиции», а также основные методы их повышения, показанные на примере казахстанской строительной компании «Трансстроймост».
Таким образом, теперь можно отчетливо и ясно видеть, что вопросы, которые будут рассмотрены в моей курсовой, имеют огромное значение не только для экономики предприятия, фирмы, но и для изучения всей национальной экономики в целом.
Планирование централизованных капитальных вложений в РФ
... классификации, финансирования и планирования капитальных вложений; определение методов, показателей и путей повышения эффективности капитальных вложений; изучение абсолютной и сравнительной эффективности капиталовложений; рассмотрение капитальных вложений на примере инвестиционной деятельности в Мурманской области. Объектом исследования данной работы явились инвестиции, ...
1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА, ФИНАНСИРОВАНИЕ, КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1.1 Сущность и классификация капитальных вложений
Капитальные вложения Ї инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Инвестиции Ї относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «капитальные вложения». Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. Реальные инвестиции — вложения в основной и оборотный капитал. Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.
«Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта».
Если исходить из этого определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями. По направлению использования капитальные вложения классифицируются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия, непроизводственные Ї на развитие социальной сферы.
По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:
- на новое строительство;
- на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;
- на расширение действующих предприятий;
- на модернизацию оборудования.
1.2 Структура и значение капитальных вложений
Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.
Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частью основных производственных фондов будущего предприятия. Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению производственной мощности предприятия, а, следовательно, капитальные вложения на единицу продукции снижаются. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации труда и работ.
Воспроизводственная структура капитальных вложений также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.
Оптимизация структуры источников финансирования капитальных вложений
... курсовой работы является оптимизация структуры источников финансирования капитальных вложений в ОАО «Электроагрегат». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы анализа источников финансирования капитальных вложений, формирования инвестиционных ресурсов предприятия; ...
Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Рассчитывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, расширение действующего производства, модернизацию.
Совершенствование воспроизводственной структуры заключается в повышении доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствуют о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей; во-вторых, в значительной мере уменьшаются удельные капитальные вложения.
Экономическая эффективность капитальных вложений на уровне народного хозяйства существенно зависит и от отраслевой, и от территориальной (региональной) структуры капитальных вложений.
Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и народного хозяйства в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.
Под территориальной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей совокупности по отдельным экономическим районам, областям и республикам.
Смысл совершенствования территориальной структуры капитальных вложений заключается в том, чтобы она позволяла получить максимум экономического и социального эффекта.
Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являются основой для:
- систематического обновления основных производственных фондов предприятия и осуществления политики расширенного воспроизводства;
- ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;
- структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
- создания необходимой сырьевой базы промышленности;
- гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;
- смягчения или решения проблемы безработицы;
- охраны природной среды и достижения других целей.
Перечень, для чего нужны инвестиции, можно было бы продолжить. Таким образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для подъема жизненного уровня населения.
За 1995—1997 гг. объемы капитальных вложений и капитального строительства резко сократились, что в еще большей мере усугубило экономическое положение в стране.
Сокращение капитальных вложений и капитального строительства за 1995—1997 гг. связано со многими причинами, но основными из них являются:
1) спад промышленного и в целом общественного производства, что привело к сокращению национального продукта и национального дохода, а, следовательно, и фонда накопления;
Финансирование и кредитование капитальных вложений в современных ...
... инвестиций. Необходимость решения проблем привлечения и финансирования капитальных вложений в экономику России и ее предприятия ... капитальные вложения по источникам финансирования подразделяются на централизованные и нецентрализованные. Централизованные государственные капитальные вложения осуществляются государство, как правило, в новое строительство и крупномасштабное расширение производства ...
2) инфляция. В условиях инфляции свободный денежный капитал в большинстве случаев невыгодно вкладывать в долгосрочные проекты;
3) тяжелое экономическое положение многих предприятий. У них недостаточно денежных средств для расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.
В современных условиях для оживления инвестиционной деятельности в стране необходимо создать определенные условия и предпосылки. К их числу следует в первую очередь отнести:
- стабилизацию экономического положения в стране;
- снижение темпов инфляции;
- совершенствование системы налогообложения;
- создание в стране условий для привлечения иностранного капитала:
Остановимся на этих условиях более подробно. Стабилизация экономики страны нужна не только для остановки спада производства, но и для увеличения валового национального продукта и национального дохода, а, следовательно, и необходимых накоплений для инвестиций.
Стабилизация экономики страны — это основа для снижения инфляции. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.
Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит от ставки процента (С п ) и ожидаемой нормы чистой прибыли (Нп ) от вложенных инвестиций (рисунок 1).
Чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку процента, т.е. Н п >Сп . Если же ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, т.е. Сп >Нп , то в этом случае для предприятия инвестиции невыгодны.
В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента. Но такие проекты для предприятия найти очень трудно. Таким образом, гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности.
Рисунок 1. Кривая спроса на инвестиции
Важным условием инвестиционной политики является привлечение иностранного капитала. Ежегодный объем экспортируемого капитала в мире составляет около 160—180 млрд. долл. США. Казахстан и другие страны СНГ смогли бы претендовать на инвестиции в 40 млрд. долл. США.
За 2001 г. иностранный капитал составил около 2 млрд. долл. США. Основная причина — в Казахстане не созданы необходимые, т.е. благоприятные, условия для привлечения иностранного капитала.
1.3 Финансирование капитальных вложений
Способы и порядок финансирования имеют очень важное значение, прежде всего для повышения их эффективности.
Различают два способа финансирования капитальных вложений: централизованный и децентрализованный. При централизованном способе источником финансирования капитальных вложений являются государственный бюджет, бюджеты субъектов какого-либо государства, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и др.; при децентрализованном — это в основном источники предприятий и индивидуальных застройщиков.
Найти Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
... Под инвестициями в транспортную отрасль понимается совокупность долгосрочных вложений капитала в экономические объекты транспорта с целью получения предпринимательских доходов, процентов или иных выгод [6] . Важно запомнить Некорректно употреблять термины «капитальные вложения» и «инвестиции» в ...
На предприятии основными источниками финансирования являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления; средства, полученные от выпуска и продажи акций; кредиты коммерческих банков; источники и вышестоящих организаций; средства иностранных инвесторов и др. Но основными источниками финансирования капитальных вложений на предприятии являются прибыль, направляемая предприятием на накопление, и амортизационные отчисления.
За последние годы в области финансирования капитальных вложений произошли существенные изменения. Прежде всего, изменилось соотношение между централизованными и децентрализованными источниками финансирования капитальных вложений: доля централизованных резко уменьшилась, а доля децентрализованных увеличилась. При переходе на рыночные отношения это закономерное явление.
Изменяется структура источников финансирования капитальных вложений. В последние годы стала наблюдаться тенденция увеличения доли амортизационных отчислений, что в первую очередь связано с неоднократной переоценкой основных производственных фондов, а также с возможностью осуществления ускоренной амортизации. Здесь уместно отметить, что в развитых странах доля амортизационных отчислений в финансировании капитальных вложений в корпорациях достигает 70-85%.
Во многих странах мира проводится практика по предоставлению значительных льгот по налогообложению, если фирмы свою прибыль направляют на развитие производства. Аналогичная политика проводится и нашим государством. Согласно Инструкции о порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций, облагаемая прибыль предприятия уменьшается на величину капитальных вложений, осуществленных за счет чистой прибыли и направленных на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
Эта льгота предоставляется предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, но эта льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, начисленную без учета льгот, более чем на 50%.
финансирование инвестиция вложение капитальный
2. АНАЛИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
2.1 Характеристика деятельности Акционерного общества «Трансстроймост»
Акционерное общество «Трансстроймост» — крупная строительная компания, имеющая шестидесятипятилетний опыт работы в области мостостроения, сумевшая прийти к успеху и признанию на мировом уровне уже в новых рыночных условиях.
На сегодняшней день «Трансстроймост» является лидером в отрасли мостостроения, а также в реконструкции и строительстве автодорог в Казахстане. На высокопрофессиональном уровне компания осуществляет работы по строительству и реконструкции больших и внеклассных мостов, возведению мостовых сооружений, автодорог республиканского, местного значения и транспортных развязок повышенной технической сложности. Этому способствует не только мощный потенциал высококвалифицированных сотрудников, но также и передовые технологии, имеющиеся на вооружении у фирмы. Высокий технологический и научно-технический уровень производства, развитая производственная инфраструктура обеспечивает высокое качество выполняемых работ.
В системе отраслей народного хозяйства строительная отрасль является одной из самых приоритетных, поскольку решает фундаментальные экономические и социальные проблемы. Строительство на практике реализует достижения научно-технического прогресса, доводя отечественное производство до конкурентоспособного уровня.
За время функционирования, данной компанией возведены тысячи километров несущих и ограждающих конструкций, зданий и сооружений, мостов, водопропускных Сооружений, путепроводов, проведены колоссальные объемы работ по производству стальных и железобетонных конструкций, и изделий. Предприятие успешно освоило технологию строительства дорог.
Производственная база Эмитента располагает цехами по производству сборных железобетонных конструкций и изготовлению мостовых металлоконструкций, столярных изделий. Эмитент имеет в своем наличие уникальное оборудование по строительству мостов в бассейне больших рек, сваебойные агрегаты, крановую, землеройную и специальную технику, необходимую для строительства мостов. Наличие буровой техники таких фирм как «КАТО» (Япония) и «БАУЭР» (Германия), позволяет увеличить производительность и сокращает время строительства объектов. В настоящее время у Эмитента полный комплект современной строительной техники, что позволяет выполнять работы в соответствии с предъявляемыми, заказчиками требованиями.
Производственная база Эмитента занимает территорию площадью более 23 га, имеет железнодорожный подъездной путь с прирельсовыми складами инертных материалов и цемента, автомобильную дорогу с капитальным покрытием, теплые стоянки автотранспорта и строительных машин с ремонтными участками, складские помещения и площадки, котельную обслуживающую производственную базу.
Располагает цехами по производству сборных железо-бетонных конструкций и изготовлению мостовых металлоконструкций, столярных изделий. В частности, — это арматурный цех, плотнично-опалубочный, ремонтный цех, сварочный цех, котельная, склады, авторемонтный цех, гаражи, электроцех.
Также у Эмитента имеются промышленные базы: в Западно-Казахстанской области в г. Уральск общей площадью 1,5 га. с подъездными железнодорожными путями. На территории базы находиться склады для хранения материалов и гаражный парк для спецтехники.
Промышленная база с двумя административными зданиями и различными складами для хранения материалов и спецтехники в г. Алматы общей площадью 1,3 га.
Лаборатория качества аттестована Алматинским центром стандартизации и метрологии и оснащена современными приборами и оборудованием, позволяющими производить проверки при изготовлении бетонных, железобетонных конструкций, металлоконструкций, и выдает объективные рекомендации по защите этих конструкций от разрушающих факторов.
Гаражный парк состоит из 403 единиц грузовой техники, включая самосвалы, тягачи и большегрузные машины. Дополнительно имеется 62 единицы автобусов, микроавтобусов и легковых автомашин.
На сегодняшний день Эмитентом осуществлен ряд инновационных предложений:
1) Метод вибропогружения металлических труб диаметром 1 420 мм. Это эксклюзивная технология, сегодня она освоена только казахстанскими мостостроителями. Технология впервые была применена при строительстве моста через реку Сырдарью. Эмитент располагает уникальными установками ВП-170 и ВУ-1,6 для вибропогружения свай-оболочек диаметром 1,6 метров, виброгрейферами и спецустановками, вибрирующими грунт.
2) Буронабивные сваи — БНС. Буронабивные сваи используются при сооружении фундаментов глубокого заложения, при высоких нагрузках и большой глубине залегания прочных грунтов. Технология позволяет применить БНС для решения практически любых задач при сооружении фундаментов. Области применения таких фундаментов широки: мостостроение, гражданское, высотное строительство, сооружение тоннелей и подземных пространств. Весь комплекс работ производится при помощи собственного парка буровых установок. Это оборудование немецкой фирмы «BAUER» и «TNS».
3) Монтаж металлоконструкций на высокопрочных болтах. Именно Эмитентом начато применение высокопрочных металлических болтов при сборке металлических мостов, так называемые фракционные соединения.
4) Изготовление сборных железобетонных конструкций. На производственной базе Эмитента изготавливаются все виды преднапряженных балок автодорожных пролетных строений — 21, 24 и 33 метра. Эмитент — единственная компания в СНГ которая производит 33-метровые преднапряженные балки с улучшенными техническими характеристиками.
Одним из уникальных объектов, построенных Эмитентом, стал единственный в Казахстане 1,5- километровый мост через реку Урал в г. Уральск. Данное инженерно-техническое сооружение не имеет аналогов в Республике и является стратегическим объектом. Мост соединяет не только берега, но и две части света, Европу и Азию. Мост выполнен на уровне мировых стандартов, и дает возможность увеличить грузопотоки между Россией и Западным Казахстаном.
2.2 Анализ использования и финансирования капитальных вложений
Дорожная отрасль является одной из важнейших систем жизнеобеспечения страны, от успешного развития которой зависит работа транспортного комплекса, рост экономической активности и качество жизни населения.
Автомобильные дороги — один из важных элементов транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана, эффективное функционирование и устойчивое развитие которого становятся в современных условиях важными факторами перехода к подъему экономики, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
При сравнительно низкой плотности железных дорог и водных путей автомобильные дороги в Казахстане являются преобладающим, а для многих регионов и единственным средством сообщения, благодаря которому поступают товары, строительные и агропромышленные грузы, вывозится продукция, осуществляются пассажирские перевозки. В рыночных условиях особо важными становятся факторы ускорения доставки грузов и их сохранность. В связи с этим грузоотправители, особенно в частном секторе, стали переориентироваться на автомобильный транспорт не только в зоне близких расстояний (до 300 километров), но и при дальних расстояниях (1500-2000 километров).
С развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, малого и среднего бизнеса увеличиваются межобластные перевозки, а также связи с сопредельными государствами.
Географическое положение Казахстана в центре Евроазиатского континента создает благоприятные предпосылки для использования транспортных магистралей формирующихся трансконтинентальных маршрутов в сообщениях Азия — Европа, большинство из которых включают в себя участки казахстанской автодорожной сети.
По оценкам международных аналитических центров, транзитные потоки в направлениях Юго-Восточная и Восточная Азия — Европа оцениваются в 330-400 миллиардов долларов США. При этом предполагается, что до 20% транзитных потоков должно проходить через территории Российской Федерации и Казахстана по железнодорожным и автодорожным маршрутам. Сборы за транзитные перевозки — это прямые доходы бюджета. Задачи развития экономики требуют построения и модернизации мощной транспортно-коммуникационной сети. В этом плане предстоит: проложить новые транспортные маршруты с выходом на международные рынки; модернизировать транспортные магистрали; активнее внедрять схемы транзитных маршрутов в направлениях Запад — Восток и Север — Юг; опережающими темпами улучшать инфраструктуру Каспия.
Постановлением Правительства Республики Казахстан №1227 от 9 декабря 2005 года утверждена Программа развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006-2012 годы.
Программой предусматривается выполнение следующих объемов работ:
Дороги республиканского значения:
— строительство и реконструкция |
— 7 205 км |
|
— капитальный ремонт |
— 1 660 км |
|
— средний ремонт |
— 16 800 км |
|
— реконструкция и капитальный ремонт мостов |
— 412 шт |
|
— итого |
— 25 665 км |
|
Дороги областного и районного значения:
— строительство и реконструкция |
— 1 773 км |
|
— капитальный ремонт |
— 5 425 км |
|
— средний ремонт |
— 10 891 км |
|
— итого |
— 18 089 км |
|
Потребность в капитальных вложениях для реализации Программы развития автодорожной отрасли на 2006 — 2012 годы составляет:
По республиканской сети дорог — 830 млрд. тенге, в том числе:
— строительство и реконструкция |
— 624 млрд. тенге |
|
— капитальный ремонт |
— 74 млрд. тенге |
|
— средний ремонт |
— 76 млрд. тенге |
|
— текущий ремонт, содержание и озеленение |
— 56 млрд. тенге |
|
— прикладные научные исследования |
— 0,65 млрд. тенге |
|
По местной сети автомобильных дорог — 271 млрд. тенге, из них:
— средства местных бюджетов |
— 130 млрд. тенге |
|
— целевые трансферты из республиканского бюджета, в том числе |
— 141 млрд. тенге |
|
— капитальный ремонт |
— 111 млрд. тенге |
|
— средний ремонт |
— 41 млрд. тенге |
|
— текущий ремонт, содержание и озеленение |
— 41 млрд. тенге |
|
За последние три года объем реализованных услуг Эмитента демонстрирует циклический рост. Следует отметить, что по итогам 2005 года объем строительно-монтажных работ вырос по сравнению с 2004 годом на 71,2% (или на 3,9 млрд. тенге).
Также следует отметить что, в 2005 году объем реализованной продукции Эмитента вырос по сравнению с 2003 годом на 111,6 % или на 4,7 млрд. тенге.
Объемы реализованной продукции (услуг) Эмитента за три последних года (тыс. тенге):
Вид деятельности |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|
Строительно-монтажные работы |
4 241 348 |
5 065 742 |
8 976 281 |
|
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Трансстроймост» является лидером среди строительных компаний не только в Казахстане, но и в мире. По вышеприведенным данным, указанных в таблице, можно увидеть, какие суммы капитальных вложений государства и государственных органов, были направлены данной компании на постройки крупных строительных объектов.
2.3 Два основных методических подхода, к определению выгодности вложения инвестиций в развитых странах с рыночной экономикой
Большой теоретический и практический интерес представляет методика определения выгодности вложения инвестиций в развитых странах с рыночной экономикой, которая на протяжении десятилетий не претерпела существенных изменений, что свидетельствует, во-первых, о ее глубокой научной обоснованности, во-вторых, о ее подтверждении практикой. Основные методические подходы достаточно подробно, описаны в экономической литературе западных стран. Известны два метода решения данной проблемы, хотя они имеют и много общего.
Первый метод связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предприниматель заинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара, только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенный период составит не менее величины вложения инвестиций. Но как сравнить эти величины?
Предприниматель за товар сразу платит определенную сумму, а доход будет получать частями в течение ряда лет. Следует определить, сколько стоит тот доход, который предприниматель может получить в будущем, в момент вложения инвестиций. В мировой практике подобные расчеты называют дисконтированными, а полученную в результате этих расчетов величину называют дисконтированной или текущей стоимостью.
Дисконтированная стоимость (PV) любого дохода (П) через определенный период (Т) при процентной ставке (r) будет равна:
где 1, 2, 3,…, n—годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П 1 П2 , П3 ,…, Пn .
Из этой формулы следует, что дисконтированная стоимость какой-то суммы будет тем ниже, чем больше срок, через который вкладчик намерен получить искомую сумму П, и чем выше процентная ставка r.
Выгодность вложения инвестиций, как было уже отмечено, определяется путем сопоставления цены спроса с ценой предложения.
Цена спроса (ДР) на товар — это самая высокая цена, которую мог бы заплатить предприниматель. Она равна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от вложения инвестиций:
ДР = PV ожидаемого чистого дохода.
Предприниматель не будет вкладывать инвестиции больше этой суммы (цены спроса), ибо в противном случае ему выгоднее вложить деньги в банк под проценты.
Цена предложения товара (СР) определяется как сумма издержек производства этого товара и затрат на его реализацию. Как правило, это цена, указанная в прейскуранте, или продажная цена.
Итак, можно сделать следующий вывод: если цена спроса на капитальный товар превышает цену его предложения, то фирме имеет смысл приобретать дополнительные единицы товара; если цена спроса равна цене предложения, то для предпринимателя будет одинаково правильно любое из инвестиционных решений — приобретать или не приобретать дополнительные товары; для предпринимателя невыгодно вкладывать инвестиции, если цена спроса ниже цены предложения.
Значит, стратегия принятия фирмой инвестиционного решения зависит в конечном итоге от соотношения цены спроса и цены предложения.
Если все это перевести на более понятные нам термины, то это означает:
- если Д >
- K—выгодно вкладывать инвестиции;
- если Д <
- К. — невыгодно;
если Д = К—достигаются равновыгодные условия,
где Д—доход (прибыль), который может быть получен за счет реализации какого-то проекта. Он определяется на основе дисконтирования;
- К—капитальные вложения, необходимые для реализации проекта.
В нашем случае Д является ценой спроса, К—ценой предложения.
Второй метод определения экономической целесообразности вложения инвестиций связан со сравнением нормы отдачи от инвестиций с процентной ставкой или другими аналогичными критериями.
Норма отдачи инвестиций определяется по формуле
Чистый доход — Цена предложения
ROR= *100%.
Цена предложения
Если ROR > г, то фирме выгодно вкладывать инвестиции, если же ROR < г — невыгодно. При ROR = г достигаются равновыгодные условия.
В 1994 г. были изданы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые были разработаны по заданию правительства с целью унификации методов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода экономики Казахстана к рыночным отношениям. В этих Методических рекомендациях заложены принципы и сложившиеся в мировой практике подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, адаптированные для условий перехода к рыночной экономике.
Главными из них являются:
- моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
- учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.;
- определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей;
- приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;
- учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;
- учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.
Методические рекомендации ориентированы на решение следующих задач:
- оценки реализуемости и эффективности инвестиционных проектов;
- обоснование целесообразности участия в реализации инвестиционных проектов заинтересованных предприятий, банков, российских и иностранных инвесторов, федеральных и региональных органов государственного управления;
- сравнение вариантов проекта;
- государственная, отраслевая и другие виды экспертиз инвестиционных проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под инвестициями понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов. «Инвестиции» — более широкое понятие, чем капитальные вложения. Они охватывают так называемые реальные инвестиции (капитальные вложения) и портфельные (финансовые) инвестиции. Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для:
- расширенного воспроизводственного процесса;
- ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологии);
- повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
- снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличения объема продукции и прибыли от ее реализации.
Планированию инвестиций должен предшествовать глубокий анализ их экономического обоснования с учетом ряска и инфляционных процессов.
Активизация инвестиционного процесса в секторе реальной экономики должна проходить по четким инвестиционным программам и проектам. Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию — максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Причем, по каждому объекту за счет выделяемых инвестиций должен решаться комплекс современных проблем производства:
- экономических (производство высокоэффективной конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках) продукции;
- экологических, гарантирующих экологически чистые среды, концентрации выбросов и сбросов вредных ингредиентов ниже уровня предельно-допустимых концентраций и т.д.;
- технологических (применение высоких малоотходных, безотходных экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса потребителей).
Наряду с этими задачами предстоит решить и проблему совершенствования структуры материального производства, ликвидировать образовавшиеся диспропорции между основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями (транспортом, связью, энергетикой и др.).
Важным вопросом инвестиционного проекта является выбор наиболее эффективной формы организации действующего или нового предприятия (специализация, кооперирование, диверсификация, комбинирование, концентрация).
Тенденция развития отрасли и рекомендации использования организационных форм должны быть выполнены в отдельных работах (прогнозах, схемах, строительных нормативах и т.п.) и рекомендованы к использованию при разработке ТЭО и инвестиционных проектов. Выбор лучшего варианта должен быть доказан экономически. Район и место размещения новых производственных мощностей во многих ситуациях выбираются с помощью экономико-математических методов по группе предприятий на перспективный период.
Нужно изучать положительный и отрицательный опыт организации производства в предшествующие периоды нашей экономики. Лучшее из этого опыта следует полнее использовать в практике развития производительных сил какой-либо из страны, включая Казахстан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/povyishenie-effektivnosti-kapitalnyih-vlojeniy/
1. Грузинов В.П., Масимов К.К., Н.Д. Эрнашвили. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под редакцией проф. В.Я. Грузинова. — М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2001. — 535 с.
2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. — 413 с.
3. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 248 с.
4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. — М.: Финансы и Статистика, 2000. — 304 с.
5. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. — М.: Финансы и Статистика, 2000. — 272с.
6. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 416 с.
7. Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. — М. Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2000. — 317 с.
8. www.kase.kz
9. www.ref.ewreka.ru