Актуальность темы. Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п.
В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов и т.д.
Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Главная цель плановой работы на акционерных, коммерческих и иных предприятиях и фирмах с частной формой собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или производственной деятельности, состоит в удовлетворении потребностей покупателей и получении максимальной прибыли. Поэтому данная курсовая работа весьма актуальна на современном этапе экономического развития страны.
Предмет исследования – планирование объема продаж и разработка плана сбыта.
Объект исследования – план сбыта, объем продаж.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов планирования объема продаж и разработка плана сбыта.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Содержание, формы и принципы планирования объема продаж и разработка плана сбыта;
2. Особенности планирования объема продаж и разработка плана сбыта;
3. Методика, технология планирования объема продаж и разработка плана сбыта.
1 Глава. Теоретические и методологические аспекты
Бизнес-план и методика его разработки
... бизнес-планирование - самая выгодная инвестиция. 1.2 Типы бизнес-планов Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый тип бизнес-плана имеет свои особенности. В России выделяют четыре типа бизнес - планов. 1. Внутренний бизнес - план фирмы. 2. Бизнес - план ... формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план. Бизнес - план ( ... Характеристика рынка сбыта товаров (услуг) ...
1.1. Содержание, формы и принципы планирования объема продаж и разработка плана сбыта
Понятие сбыта не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Многие понимают под сбытом передачу товара потребителю или посреднику либо отождествляют его с самим процессом продажи. На мой взгляд, продажа является лишь составной частью сбытовой политики, а сам сбыт представляет собой комплексную систему мер, направленных на дальнейшую реализацию произведенной либо приобретенной продукции с целью получения денежного эквивалента ее стоимости. Продажи являются, по сути, завершающим этапом сбыта в виде непосредственного контакта продавца и покупателя.
В общем смысле, сбыт товаров — система мероприятий по реализации товаров с целью получения прибыли.
В экономике реализация рассматривается с позиции кругооборота капитала, который в своем движении проходит дважды сферу обращения: покупка ресурсов для производства продукции и продажа товара для удовлетворения потребностей покупателя и для продолжения производств, процесса. Именно от реализации во многом зависит продолжение
Под сбытом понимается система отношений в сфере товарно-
В функциональном отношении деятельность на рынке сбыта подразделяется на работу, связанную с формированием и развитием каналов сбыта (коммерциализацией), и на операции по физическому распределению товара (организацией маркетинг – логистики), возможна также интеграция этих функций. Практика свидетельствует, что сбыт товаров необходимо рассматривать не как разовое мероприятие, а как элемент глубоко
Позиции занимаемые фирмами по отношению к сбыту, имеют признаки позволяющие классифицировать сбыт по видам. Классификация видов сбыта представлена в таблице 1.1 [6]
Несмотря на то, что главных классификационных признаков всего два (основа организации системы и число посредников), отношения между фирмой-
Таблица 1.1
Классификация видов сбыта
Признак классификации |
Виды сбыта |
Схема |
|||||
1. По организации системы сбыта. |
1.1. Прямой – непосредственная реализация продукции |
|
|||||
1.2. Косвенный – использование независимых торговых |
|
||||||
2. По числу посредников. |
2.1. Интенсивный – большое число оптовых и различных Цель: расширение сбыта, приближение товара к потребителю. |
|
|||||
2.2. Селективный – ограничение числа посредников. Цель: достижение большого объема продаж при сохранении контроля над капиталом сбыта. |
|
Оптовая торговля |
1\ 2\ 3\ 4\ … n |
Розничная торговля |
1\2\3… 1\2\3… |
2.3. Исключительный – малое (или единичное) число посредников. Цель: сохранение престижного образа и контроля за каналом сбыта. |
|
Система прямого сбыта предусматривает непосредственную реализацию продукции конечному потребителю. Соответственно, их связывает и прямой канал сбыта. Ее отличительной особенностью является возможность для фирмы-
Коммерческую выгоду прямого канала сбыта усиливает возможность непосредственного изучения рынка своих товаров, поддержания тесных связей с потребителями, проведения исследований по повышению качества товаров, воздействия на скорость реализации с целью уменьшения дополнительной потребности в оборотном
Прямой сбыт осуществляют, используя принадлежащие фирме
а) региональные сбытовые филиалы, имеющие штат квалифицированных
б) сбытовые конторы или службы без создания товарных запасов с выполнением функций по заключению сделок «под заказ», изучению рынка поддержанию контактов с
- в) специальных агентств имеющих или не имеющих право на заключение сделок, функциональные обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрация товара клиенту;
- г) розничную сеть (киоски, магазины, салоны и др.).
Предусматривается также использование средств массовой информации и личных контактов собственника фирмы-производителя с конечным потребителем.
Фирма осуществляет товародвижение посредством каналов распределения (сбыта).
Канал распределения — это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж. [15]
В случае, когда система предусматривает участие в сбыте торговых посредников и отличие между производителем и конечным потребителем опосредованы, такая их связь носит название косвенного канала. Такие каналы строятся на использовании опыта
[6]
По количеству посредников на каждом уровне каналов сбыт может носить характер интенсивного селективного или исключительного.
Очевидно, что по мере движения товара по каналам сбыта с участием посредников, его физическому перемещению может сопутствовать и передача прав собственника. В этом случае полнота передаваемых посреднику прав на товар, форма передачи, степень его ответственности и риска различны. Соответственно этому посредники типизируются, а каналы с их участием приобретают сложную структуру.
Косвенный канал первого уровня
Косвенный канал второго уровня
Косвенный канал третьего уровня
Рисунок 1.1 — Пример длины каналов сбыта
Рисунок 1.2 — Пример узкого канала сбыта
Рисунок 1.3 — Пример широкого канала сбыта
Как видно из рисунка 1.4 , основными элементами планирования сбыта являются:
- а) подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры;