Органические основания

Курсовая работа

«Основания» в курсе неорганической и органической химии средней школы

Актуальность

При разработке данной темы, на наш взгляд, особое внимание следует уделить экологическому аспекту производства, применения и утилизации оснований. Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществлять разными путями: это и экологизация учебных дисциплин, и создание интегрированных курсов, и введение в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.

В процессе обучения химии в VII–IX классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды; развитии представлений о взаимосвязи состава, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса дли организмов, причинах нарушения биологических циклов.

На завершающем этапе школьного обучения в X–XI классах создаются предпосылки для понимания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.

Учитывая соответствующую подготовку учащихся, на любых этапах школьного курса можно разъяснять вопросы, касающиеся состояния окружающей среды: глобальное потепление климата, уменьшение толщины слоя стратосферного озона, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний из различных областей науки. Наиболее подходящей формой организации деятельности учащихся, отмечающей этому требованию, являются учебно-исследовательские экологические проекты [1].

В процессе работы над проектом у учащихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствуй теоретической базой. Немаловажную роль в реализации экологического подхода играет включение в учебный процесс наряду с общеучебными также задач и тестовых заданий с экологическим содержанием.

В нашей работе особое внимание уделено экологическим аспектам промышленного использования неорганических и органических оснований, их токсичности и утилизации. Данный акцент сделан для привлечения внимания учащихся к этой проблеме.

8 стр., 3675 слов

Физика и охрана окружающей среды

... использование энергетических ресурсов; применение изотопов в народном хозяйстве; тепловые двигатели и охрана окружающей среды; воздушная оболочка и т. д. Рассмотрим некоторые вопросы экологического характера, ... и улучшению окружающей среды. Бытует мнение, что вопросами экологии и охраны природы в школе должны заниматься учителя биологии и географии. Наверное поэтому в процессе становления школьного ...

Цель работы:

1. На основе анализа как теоретического материала по основаниям, так и экологических аспектов их использования, сформировать у учащихся экологическое понимание проблемы загрязнения окружающей среды.

2. Сформировать навыки решения и составления тестов, связанных с понятием «предельно допустимая концентрация».

3. Сформировать навыки решения и составления задач, связанных с понятием «предельно допустимая концентрация».

I классов

В процессе обучения химии в VIII–IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.

Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии автор [2] анализирует учебную программу по химии VIII–XI классов. Особое внимание обращаются на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состояние окружающей среды: глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологический подход реализуется и через задачи с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых уроков.

При составлении тематического планирования учитываются вопросы экологического образования следующим образом.

VIII КЛАСС

Введение.

Первоначальные химические понятия.

Демонстрационный опыт, Лабораторная работа

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Демонстрационный опыт

1) замена в питательной среде магния – важнейшего элемента пигмента хлорофилла – на кальций (имитация процесса биологической взаимозаменяемости элементов);

2) участие углекислого газа в процессе фотосинтеза растений (биогенный элемент углерод) и угнетающее действие соединений свинца – ядов».

Химическая связь.

Кислород.

Водород.

Кислоты. Соли.

Демонстрационный опыт, Лабораторные опыты:

Вода. Основания. Растворы.

Демонстрационный опыт, Лабораторный опыт

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ.

Техногенные источники веществ – загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры.

IX КЛАСС

Электролитическая диссоциация веществ.

Подгруппа кислорода.

Демонстрационный опыт, Исследование

Подгруппа азота.

Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота.

Лабораторные опыты:

Подгруппа углерода.

Оксиды углерода – загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов. Силикоз как следствие повышенной концентрации кремнезема в воздухе.

Демонстрационный опыт, Лабораторный опыт

Общие свойства металлов.

Коррозия – фактор загрязнения окружающей среды. Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов.

Демонстрационные опыты:

Металлы I – Ш групп.

Влияние алюминия на нервную систему человека. Отрицательное действие алюминия на дыхательную систему рыб.

Железо.

Металлургия.

Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым восстановлением железа из руды – путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве.

В курсе химии IX класса выделяю два урока на проведение урока – ролевой игры «Влияние диоксида серы на животные и растительные организмы» (при изучении подгруппы кислорода) и урока-практикума «Ис-следование сточных вод городских предприятий» (при изучении металлов).

Х КЛАСС

Введение.

Предельные углеводороды.

Фреоны – загрязнители окружающей среды.

Непредельные углеводороды.

Ароматические углеводороды.

Природные источники углеводорода.

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/organicheskie-osnovaniya/

Демонстрационный опыт

Кислородсодержащие органические соединения.

Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.

Демонстрационный опыт

Альдегиды. Карбоновые кислоты.

Демонстрационные опыты:

Жиры.

Углеводы.

XI КЛАСС

Азотсодержащие органичес