Организация обслуживания производства

Курсовая работа

1. Современный уровень развития организации производства на предприятиях сферы сервиса

Предприятия сервиса и бытового обслуживания как правило являются государственными или большая их часть принадлежит ему. Отличие деятельности предприятия бытового обслуживания населения является то что конечный результат труда коллектива его работников проявляется в экономической форме услуг.

Исходя из этого выстраивается ряд сложностей ведь услуга неосязаема и нельзя заранее определить конечный результат.

Также немаловажен человеческий фактор и культура обслуживания на предприятиях быта.

Для предприятий сферы сервиса также необходимо повышать уровень и культуру обслуживания сокращать время производства услуги расширять номенклатуру услуг если услуги данного предприятии имеют сезонный характер и т.д.

В данном курсовом проекте по ремонта и обслуживания теплообменников">организации капитального ремонта пылесосов будут решены все перечисленные выше задачи. Это значит что будет проведена работа по организации:

  • труда на рабочем месте;
  • обслуживания производства;
  • оплаты труда и материального стимулирования работников.

Для организации труда на рабочем месте произведем расчет:

  • типа производства;
  • количества рабочих мест и определение их загрузки;
  • численности основных рабочих;
  • заделов.

Для организации обслуживания производства рассмотрим:

  • организацию ремонтного хозяйства;
  • организацию материально-технического обеспечения;
  • организацию энергетического хозяйства;
  • организацию инструментального хозяйства;
  • организацию складского хозяйства;
  • организацию контроля качества продукции.

Предприятия занимающиеся ремонтом сложной бытовой техники к которой относятся и пылесосы предоставляют населению услуги направленные на производство т.е. выполнение ремонтных работ в этой области стоит на стыке производственной и непроизводственной сфер. В связи с этим предприятиям по обслуживанию населения требуется квалифицированный производственный персонал что усугубляется еще и тем что в настоящий момент на рынке пылесосов преобладают пылесосы импортного производства. Такие машины на порядок сложнее в ремонте чем отечественные так как значительную часть их начинки составляют сложные электронные схемы.

15 стр., 7123 слов

Распределительные центры и организация складского хозяйства

... вопроса о независимых распределительных центрах и организации складского хозяйства. Объектом исследования являются независимые распределительные центры. При написании работы ... ее потреблением, а также осуществлять беспрерывное производство и снабжение. Хранение товаров также ... клиентам дополнительных услуг обеспечивает высокий уровень обслуживания состава. Функции складов осуществляются в процессе ...

Другой проблемой организации производства на предприятиях по ремонту сложной техники является выбор организационной структуры предприятия наиболее эффективно работающей в современных рыночных условиях.

До начала преобразований в экономике основным видом ремонтных предприятий был крупный ремонтный комбинат с разветвленной сетью приемных пунктов. Многие из этих предприятий не смогли пережить экономический кризис 1991-1998 гг. и либо утратили производственную базу либо превратились кустарные ремонтные мастерские не могущие обслужить большое количество клиентов и обеспечить высокое качество и требуемые сроки выполнения ремонта.

В связи с этим намечается тенденция по возрождению централизованных ремонтных предприятий и сервисных центров. В приемных пунктах таких предприятий осуществляется мелкий ремонт а сложные в ремонте изделия передаются в головной центр.

Научно-технический прогресс также способствует развитию предприятий сферы сервиса. Возросший уровень качества и доступности различного автоматизированного оборудования позволяет выполнять заказы клиентов в более короткие сроки и с более высоким качеством.

2. Организация труда на рабочем месте

2.1 Расчет типа производства

Тип производства является организационно-технической и экономической характеристикой производства с точки зрения уровня его специализации состава и номенклатуры продукции масштаба и повторяемости изделий в производстве.

Тип производства предопределяет производственную структуру предприятия и цехов характер загрузки рабочих мест и движения предметов труда в процессе производства. Каждому типу производства свойственны определенные особенности организации производства труда и материально-технического снабжения состав оборудования применяемые технологические процессы состав и квалификация кадров. Применительно к конкретному типу производства строится система учета.

Известно что на одном и том же предприятии и даже в одном и том же цехе могут иметь место различные типы производства и ремонта изделий разной номенклатуры. Так одни и из них могут быть представлены в небольшом количестве что определит единичный тип производства объем производства других будет характеризовать производство как серийное или массовое.

Тип производства определяется характером загрузки рабочих мест. Степень специализации рабочих мест тем выше чем больше трудоемкость и количество подлежащих обработке одинаковых предметов труда. При относительно небольшой трудоемкости и количестве подлежащих обработке предметов труда рабочее место загружается выполнением нескольких операций.

Различают единичное серийное и массовое производство.

Массовый тип производства, Серийный тип производства, Единичный тип производства

Тип производства цеха и предприятия определяется преобладанием определенного типа производства на рабочих местах.

Для определения типа конкретного производства рассчитывают ряд показателей: номинальный фонд времени работы оборудования такт поточной линии коэффициент серийности.

Определяем номинальный годовой фонд работы оборудования по следующей формуле:

где:

F н

F р.д.

t р.д.

F пр.д.

t пр.д.

номинальный годовой фонд времени работы оборудования в одну смену, мин.;

  • количество рабочих дней в году по календарю, дни;
  • продолжительность рабочего дня в обычные дни, час;
  • количество предпраздничных дней в году, дни;

продолжительность рабочего дня в предпраздничные дни, час

Рассчитываем такт поточной линии:

где:

  • такт поточной линии, мин./шт.;
  • число смен;
  • программа выпуска за год, шт.;
  • коэффициент, учитывающий регламентированные простои оборудования в ремонте.

Определяем коэффициент серийности:

где:

  • Так как Кс <
  • 1, следовательно, рассматриваемое производство относится к массовому типу. Для массового типа производства наиболее прогрессивной и эффективной системой являются поточные методы организации работ.

2.2 Расчет количества рабочих мест и определение их загрузки

Количество рабочих мест определяется в следующем порядке:

  • определяется расчетное количество рабочих мест;
  • устанавливается принятое количество рабочих мест;
  • определяются коэффициенты загрузки рабочих мест;
  • строится график загрузки рабочих мест.

Расчетное количество рабочих мест, необходимое для выполнения заданной годовой программы при установленном технологическом процессе определяется по следующей формуле:

где:

Ср.i

tшт.i

расчетное количество рабочих мест на i -той операции;

норма штучного времени на i -той операции.

Коэффициент загрузки рабочих мест по каждой операции определяется делением расчетного количества рабочих мест на данной операции на принятое количество рабочих мест:

где:

коэффициент загрузки рабочих мест по i -той операции

Расчетное и принятое количество рабочих мест, а также коэффициенты загрузки по каждой операции приведены в Таблице №1.

Таблица 1

Операции

Расчетное число рабочих мест, Ср.i

Принятое число рабочих мест, Cпр.i

Коэф.загрузки рабочих мест, з3i,%

1

3,58

4

90

2

8,38

9

93

3

10,19

11

93

4

4,18

5

84

5

1,52

2

76

6

1,27

2

64

Средний коэффициент загрузки рабочих мест на линии определяется по формуле:

где:

m

средний коэффициент загрузки рабочих мест, %;

  • число операций, выполняемых на линии;
  • суммарное количество расчетных мест;
  • суммарное количество принятых рабочих мест.

Построение графика загрузки рабочих мест проводится в системе координат XY.

По оси абсцисс X располагаются рабочие места, по оси ординат Y — откладывается процент их загрузки. Средний коэффициент загрузки всех рабочих мест показывается горизонтальной линией через весь график.

Ниже на основании выполненных расчетов строим график загрузки рабочих мест.

2.3 Расчет численности основных рабочих

Количество основных рабочих определяется в следующем порядке:

  • определяется расчетное количество основных рабочих;
  • определяется принятое число основных рабочих (округляя расчетное значение до ближайшего целого числа при допустимой перегрузке не более 15%);
  • проводится организационная синхронизация, направленная на выравнивание загрузки рабочих путем совмещения профессий;
  • определяется окончательно принятая численность основных рабочих.

Расчетное количество основных рабочих на каждой операции определяют по формуле:

где:

Чр.i

Но.i

количество основных рабочих на i -той операции;

норма обслуживания на i -той операции

Расчет необходимого числа основных рабочих и совмещение по операциям приведен в Таблице №2.

Таблица 2

№ П/П

Расчетное

число

рабочих

мест

Ср.i

Норма

обслуживания

Количество рабочих

по операциям, чел.

Принятое

число

рабочих

мест

Спр.i

Порядок совмещения

Номера

рабочих

по

операциям

1

3,58

1

3,58

3

4

1-3

1,2,7

2

8,38

1

8,38

8

9

2-5

3,4,5,6,7,8,9

3

10,19

1

10,19

10

11

3-1

10,11,12,13,

14,15,16,17

4

4,18

1

4,18

4

5

4

18,19,20,21

5

1,52

1

1,52

1

2

5-2

22,9

6

1,27

1

1,27

1

2

6

23

При определении возможности закрепления нескольких операций за одним рабочим мы исходим из нескольких факторов. Прежде всего обращаем внимание на получаемое при расчетах число рабочих мест Чр.i вернее на его дробную часть. Она показывает степень загрузки недогруженного рабочего места. Задача проводимой синхронизации состоит в достижении наиболее высокой производительности труда рабочих и максимально возможной загрузки имеющегося оборудования. Поэтому стремимся закрепить рабочих за станками таким образом чтобы загрузка оборудования приближалась к 100%.

Кроме этого обращаем внимание на разрядность работ. Совмещение операций рабочими возможно только на операциях с близким или совпадающим номером разряда.

Учитывая вышесказанное совмещение проводим на первой и третьей второй и шестой операциях.

Расстановка рабочих на линии производится с закреплением определенных номеров за работниками в соответствии с совмещением.

Итак на первой операции работают рабочие под номерами 1 2 7; на второй операции 3 4 5 6 7 8 9; на третьей операции — 10 11 12 13 14 15 16 17 7; на четвертой -18 19 20 21; на пятой — 22 9; на шестой — 23. Номер присвоенный последнему рабочему на линии показывает явочное число основных рабочих в одну смену. В нашем случае число основных рабочих составит 23 человек.

2.4 Расчет заделов

Одним из наиболее важных условий непрерывности и ритмичности является поддержание на всех стадиях поточного производства определенной величины заделов.

Заделами называются детали узлы или изделия которые находятся в стадии изготовления или ремонта на различных операциях производственного процесса или между ними. Денежное выражение задела называют незавершенным производством.

Размер заделов а следовательно и потребных оборотных средств зависит от организационного построения потока расстановки рабочих мест и рабочих характера применяемого оборудования.

При организации поточного производства рассчитываем следующие заделы: технологический транспортный страховой и оборотный. Сумма перечисленных заделов представляет собой общий цикловой задел на линии Zц.

Транспортные заделы Zтр. представляют собой детали узлы и изделия находящиеся в стадии транспортировки с одной операции на другую (в случае если работа производится не на конвейере).

Технологические заделы Zтехн. представляют детали узлы и изделия находящиеся непосредственно на рабочих местах на различных стадиях обработки.

Страховые (резервные) заделы Zстр.- это вид заделов необходимых для обеспечения ритмичности в работе линии на случай непредвидимых нарушений в поставке деталей или аварий. Данные заделы создаются в резервное время (нерабочие смены выходные дни) после операций выполняемых на оборудовании которое в силу своих особенностей или характера работы может выходить из строя. При отсутствии такого оборудования или выполнении операций на основе ручного труда страховые заделы не создаются.

Оборотные заделы Zоб.имеют место на прерывно-поточных (прямоточных) линиях. На таких линиях не удается достичь синхронизации операций из-за существенного различия их по трудоемкости (производительности) а их продолжительность не равна и не кратна такту линии. Поэтому для поддержания ритма производства принимают дополнительные меры: устанавливают период обслуживания линии определяют время работы отдельных рабочих мест за период обслуживания в соответствии с трудоемкостью выполняемых операций создают оборотные заделы.

Движение оборотных заделов отражаем на графике движения заделов и работы поточной линии или стандарт-плане (1).

При построении графика работы линии необходимо определить следующие параметры:

  • период обслуживания поточной линии;
  • коэффициенты загрузки недогруженных рабочих мест;
  • время работы рабочих мест в течении периода обслуживания.

Для данного производства выбираем период обслуживания Rо. равным 120 минутам.

где:

Тнед.i

Кзагр.i

время работы недогруженного рабочего места, мин.;

  • период обслуживания оборудования, мин.;

коэффициент загрузки недогруженного рабочего места, %

1.,

После проделанных расчетов строим график работы линии. Покидая одно рабочее место рабочий обязательно должен оставить задел деталей для обеспечения непрерывности движения всего потока.

Величина межоперационных оборотных заделов определяется по следующей формуле:

где:

Z об.

Тср.

Спр.

Спр.(

величина оборотного задела между смежными операциями за период их совместной работы, шт.;

  • время совместного выполнения операций, либо время, когда условия по производительности не меняются, мин.;
  • принятое количество рабочих мест на операциях, работающих одновременно за время совместной работы.

Для нашего примера определяем величину оборотных заделов в критических точках.

Задел между первой и второй операциями (имеются две критические точки; первая — когда заканчивает работу третье рабочее место на первой операции вторая — когда заканчивает работу второе рабочее место на второй операции):

Задел между второй и третьей операциями — имеются три критические точки:

Задел между третьей и четвертой операциями имеются три критические точки:

Задел между четвертой и пятой операциями имеются три критические точки:

Наряду с оборотными заделами рассчитаем и другие внутрилинейные заделы: технологические транспортные и страховые.

Величина технологического задела на линии определяется по следующей формуле:

где:

Zтехн.

ai

технологический задел, шт.;

число одновременно обрабатываемых изделий на каждом рабочем месте i -той операции.Рассчитаем технологический задел:

Величина транспортного задела рассчитывается по формуле:

где:

Zтр.

p

m

транспортный задел, дет.;

  • размер передаточной партии;
  • число операций, выполняемых на поточной линии.

Величина страхового задела определяется в процентах от сменного выпуска по формуле:

где:

Zстр.

Tсм.

страховой задел, дет.;

  • продолжительность смены (рабочего дня в обычные дни), мин.

Общий цикловой задел на линии определяется суммированием определенных выше заделов:

где:

Zобщ.

общий цикловой задел, дет.;

суммарный оборотный задел на всех операциях, дет

В общую сумму оборотных заделов на линии включаются только те заделы которые создаются на начало периода обслуживания (приходящиеся на начало обслуживания со знаком «плюс»).

В данном случае это будут заделы между второй и третьей четвертой и пятой операциями.

Таким образом цикловой задел составит:

Общая сумма циклового задела равна:

3. Организация обслуживания производства

Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспо­собной продукции с минимальными затратами и беспере­бойная производственно-хозяйственная деятельность пред­приятия связана с обеспечением и поддержанием должного уровня тех­нического обслуживания основного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.

Инфраструктура предприятия — это комплекс подраз­делений и служб главная задача которых сводится к обес­печению нормального функционирования основного производства и всех сфер деятельности предприятия

К инфраструктуре относятся инструмен­тальное энергетическое транспортное складское тарное и другие хозяйства а также службы материально-технического обеспечения внешней кооперации маркетинга технического контроля качества продукции метрологии и патентоведе­ния подготовки производства новой продукции лаборатор­ных испытаний планирования и учета кадровой и финан­совой деятельности сбыта готовой продукции и т.п.

Состав и масштабы инфраструктуры предприятия за­висят от типа производства номенклатуры и объема выпус­ка продукции уровня специализации и кооперирования Организации производственных процессов размеров предпри­ятия и его производственных связей.

Для выполнения функций обслуживания на предприятии создается ряд цехов и хозяйств прямо не участвующих в создании основных изделий определяю­щих профиль предприятия а по своей деятельности содей­ствующих работе основных цехов.

Для большинства предприятий осуществляющих ремонт сложных технических устройств подразделениями системы обслуживания производства являются инст­рументальное ремонтное энергетическое транспортное склад­ское и тарное хозяйства.

3.1 Организация ремонтного хозяйства

Ремонтное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и производственных подразделений занятых анализом технического состояния технологического оборудования надзором за его состоянием техническим обслуживанием ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению его использования.

Задачами ремонтного хозяйства являются: своевременный ремонт оборудования осуществление технического обслуживания планирование ремонтных работ и осуществление их с минимальными затратами.

В состав ремонтного хозяйства входят: отдел главного механика (ОГМ) ремонтно-механический цех (РМЦ) смазочное хозяйство склады и оборудование запчастей бюро планово-предупредительного ремонта. Организация ремонтного хозяйства его структура в большей степени зависят от масштаба производства и типа предприятия учитывая что конечной целью ремонтного хозяйства является надежное функционирование всей техники на предприятии.

Ремонтное хозяйство в своей деятельности основывается на разработанной в 1923 году единой системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

Сущность системы ППР заключатся в проведении через определенное число часов работы оборудования профилактических осмотров и различных плановых видов ремонта. Система ППР предусматривает следующие виды работ:

1) межремонтное обслуживание (наблюдение устранение мелких недостатков);

2) смена и пополнение масла по графику;

3) определение точности и профилактика при работе оборудования;

4) проверка всех видов систем после планово средних и капитальных ремонтов;

5) осмотры с целью проверки состояния оборудования;

6) проведение плановых ремонтов т. е. текущих средних и капитальных.

Система технического обслуживания (ТО) включает 5 компонентов:

  • ТО- проводится 1 раз в неделю осуществляется проверка основных устройств и техники безопасности;
  • ТО- проводится 1 раз в 6 месяцев включает ТОплюс работы по устранению неполадок в органах управления оборудование. При ТОпроводится кратковременная остановка оборудования;
  • ТО- проводится 1 раз в 3 месяца включает ТО ТОплюс более трудоемкие работы с частичной разработкой сборочных единиц;
  • ТО ТО- проводятся 1 раз в 6 и 12 месяцев соответственно и включают все предыдущие работы плюс сложные ремонтные работы по восстановлению ресурса оборудования до следующего планового ремонта.

В основе системы ППР лежат следующие нормативы:

  • продолжительность межремонтного цикла;
  • структура межремонтного цикла;
  • продолжительность межремонтного и межосмотрового периода;

4) категория ремонтной сложности;

5) нормативы материалоемкости;

6) норма запасов деталей узлов агрегатов для ремонта.

Продолжительность ремонтного цикла — это период времени от момента ввода оборудование в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Структура межремонтного цикла заключает в себе перечень и последовательность выполнения всех работ по техническому обслуживанию за межремонтный период.

Продолжительность межремонтного периода — это время работы оборудования между двумя любыми ремонтами а межосмотровой период — это время между двумя осмотрами.

Категория ремонтной сложности отражает степень сложности ремонта и его особенности. Чем сложнее оборудование чем больше размер ремонта и следовательно выше категория сложности. Категория ремонтной сложности чаще всего обозначается буквой R и буквенным значением перед ней. В качестве эталона для определенной группы принимается свой вид оборудования.

Нормативы материалоемкости всех видов ремонта определяются исходя из норм расхода материалов на единицу ремонтной сложности с учетом количества ремонтных единиц для данной группы оборудования.

Норма запасов деталей узлов агрегатов для ремонта определяется так же как потребность в материалах в зависимости от сложности ремонта и количества ремонтных единиц.

Технико-экономические показатели характеризующие деятельность ремонтного хозяйства:

1) время простоя оборудования;

2) число ремонтных единиц установочного оборудования на одного ремонтного рабочего;

3) себестоимость ремонта одной единицы оборудования;

4) оборачиваемость парка запасных деталей т. е. отношение стоимости израсходованных деталей к среднему их остатку в кладовых;

5) число аварий поломок внеплановых ремонтов на единицу оборудования должны быть минимальны;

6) численность работников фонд заработной платы.

Основными методами ремонта являются:

индивидуальный ремонт т. е. осуществляемый в цехе основного производства когда детали и узлы с определенным оборудованием не обезличиваются а после ремонта устанавливаются на то же ремонтируемое оборудование.

стендовый ремонт осуществляется на стенде или специальных площадках.

узловой ремонт когда определенные ремонтные бригады занимаются восстановлением изношенных деталей и узлов. При этом могут передавать на склад а со склада получать для ремонта оборудования.

Организацию ремонтного хозяйства предприятия можно разделить на три направления:

  • экономическое объединяющее работы: по учету и анализу эффективности использования ОПФ;
  • разработке норм потребности в оборудовании для замены его изношенной части;
  • технического перевооружения капитального строительства;
  • разработке норм потребности в запасных частях и материальных ресурсах для технического обслуживания использования (эксплуатации) и ремонта ОПФ;
  • стратегическому планированию воспроизводства ОПФ планированию планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования;
  • планированию материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства;
  • разработке предложений по совершенствованию организационной и производственной структур ремонтного хозяйства (совместно со специалистами организационного блока);
  • техническое включающее: осуществление технического надзора за состоянием оборудования и других элементов ОПФ;
  • проведение технического обслуживания технологического оборудования;
  • проектирование изготовление и восстановление запасных частей;
  • выполнение различных видов ремонта элементов ОПФ;
  • организационное включающее: организацию материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства;
  • организацию входного и выходного контроля качества материалов комплектующих изделий запасных частей и оборудования поступающих или выходящих из ремонтного хозяйства;
  • разработку элементов ОПФ;
  • внедрение прогрессивных для данных условий форм организации производства;
  • совершенствование организационной и производственной структур ремонтного хозяйства.

Объем работ по каждому направлению определяется четырьмя основными факторами:

  • сложностью и номенклатурой выпускаемой продукции;
  • программой выпуска;
  • уровнем специализации комбинирования и кооперирования основного производства;
  • уровнем специализации комбинирования и кооперирования ремонтного хозяйства.

В условиях развития рыночных отношений наблюдается углубление и расширение специализации и интеграции. Поэтому большинство перечисленных работ может выполняться специализированными фирмами (предприятиями организациями) которые обеспечивают высокое качество работ и приемлемые цены на их выполнение.

Различают 3 формы управления ремонтным хозяйством:

1) централизованная форма при которой все ремонтные подразделения административно подчинены главному механику предприятия что характерно для крупных предприятий;

2) децентрализованная форма когда цеховые ремонтные службы административно подчинены начальникам соответствующих основных цехов а функционально подчинены главному механику что характерно для мелких предприятий;

3) смешанная форма когда наряду с цеховыми ремонтными службами административно подчиненными начальникам основных цехов имеются ремонтные подразделения находящиеся в административном подчинении у главного механика.

В основе выбора оптимальной структуры ремонтного хозяйства лежат следующие принципы:

  • весь персонал ремонтного хозяйства должен находится в административном подчинении у главного механика при этом ремонтную службу нужно рассматривать как единое хозрасчетное подразделение;
  • необходимо использовать централизованную систему технического использования как наиболее прогрессивную;
  • в цехах основного производства можно создавать специализированные бригады по текущему аварийному ремонту и по профилактическому уходу;
  • для совершенствования материально-технической базы ремонтной службы необходимо переводить изготовление запасных частей в ремонтно-механический цех с созданием центрального склада запасных частей;
  • создавать систему централизованного снабжения смазочными материалами.

Все функции выполняемые ремонтным хозяйством подразделяются по двум направлениям:

  • производственная функция — ремонт изготовление запасных частей;
  • непроизводственная функция — выполняется плановым бюро включает планирование ремонтных работ оперативное регулирование хода ремонта анализ показателей ремонтного хозяйства.

В зависимости от сложности выполняемых работ от условий эксплуатации все оборудование с позиции организации ремонта подразделяется на 3 крупных категории:

  • оборудование работающее в нормальных условиях и с равномерной загрузкой. Для данной группы оборудования используется периодическая система планово-предупредительного ремонта (ППР) когда заранее планируется объем ремонтных работ его сроки и используется система для технологического оборудования и внутрицеховых транспортных средств;

— оборудование которое работает на открытом воздухе в тяжелых условиях с переменой нагрузкой в течение смены (года).

Для этой группы оборудования используется после осмотровая система ППР для которой характерно определение сроков проведения ремонтов объемов на основании осмотра и составления дефектной ведомости (характерно для прессов сушилок строительно-дорожных машин).

оборудование работа которого связана с жесткими режимами и выполнением ответственных работ. Используется стандартная система ППР при которой объем и сроки ремонтных работ определяются строго по графику и независимо от состояния оборудования.

Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения эффективности его функционирования могут быть:

  • в области организации производства — развитие специализации и кооперирования в выпуске основной продукции в организации ремонтного хозяйства;
  • в области планирования воспроизводства ОПФ — применение научных подходов и методов менеджмента;
  • в области проектирования и изготовления запасных частей — унификация и стандартизация элементов запасных частей применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества;
  • в области организации работ — соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональн6ости параллельности и т.д.) применение сетевых методов и ЭВМ.

3.2 Организация энергетического хозяйства

Основное назначение энергетического хозяйства предприятия — бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии при соблюдении техники безопасности выполнение требований к качеству и экономичности энергоресурсов. Основными видами энергии являются:

  • электрическая энергия;
  • тепловая и химическая энергия твердого жидкого и газообразного топлива;
  • тепловая энергия пара и горячей воды;
  • механическая энергия.
  • К энергоресурсам относятся:
  • электрический ток;
  • натуральное топливо;
  • пар разных параметров;
  • сжатый воздух разного давления;
  • природный и сжиженный газ;
  • горячая вода и конденсат;
  • вода под напором.

Разнообразные виды ресурсов на предприятии используются в качестве двигательной силы в технологических процессах для отопления освещения вентиляции хозяйственно-бытовых нужд и т.д.

На всех стадиях производства могут быть использованы различные виды энергии и энергоресурсов.

Выбор наиболее экономичных энергоресурсов должен осуществляться на основе комплексного решения вопросов энергетики технологии организации производства и экономики путем сравнительного анализа удельных расходов (норм расхода) технологического топлива и энергии единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятий по снижению норм. Потребляемые предприятием энергоресурсы могут приобретаться со стороны как покупные и вырабатываться собственными силами.

Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности состоящие в необходимости немедленного использования произведенной энергии и неравномерной потребности в ней в течение суток и времени года. Поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования. В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная.

В этом случае предприятие получает электрическую энергию от центральной (единой) электрической системы (через заводскую понижающую подстанцию) пар — по тепловой сети районной энергетической системы газ — из сети дальнего газоснабжения природным газом и т.д.

Централизованная система снабжения обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение предприятия энергией и снижает текущие издержки производства и единовременные затраты связанные с получением необходимых предприятию видов энергии. Например потребление электроэнергии как и других видов энергии имеет так называемые пики и спады. Изолированная заводская электростанция вследствие этого должна иметь дополнительные мощности для того чтобы обеспечивать максимальную нагрузку в часы пик. И наоборот в часы спада электростанция будет иметь избыток электроэнергии.

Основой рациональной организации энергетического хозяйства на предприятии является правильное планирование производства и потребления энергоресурсов с применением балансовых методов. Они дают возможность рассчитывать потребность предприятия в различных видах топлива и энергии исходя из объема производства и прогрессивных норм а также определять наиболее рациональные источники покрытия этой потребности. Энергетические балансы входят в группу материальных балансов. Они подразделяются: по назначению — на стратегические и тактические плановые а также отчетные; по степени охвата — на сводные (по предприятию цеху) частные (по агрегатам видам энергоресурсов виду обработки).

Рабочая форма баланса построена по производственно-территориальному и целевому признакам (статьи баланса группируются по участкам производства и направлению использования энергии; отдельно выделяются потери энергии в сетях предприятия) и отражает весь внутренний оборот энергии данного вида. Составление балансов должно сопровождаться проектированием режимов энергетической нагрузки предприятия и режимов работы генерирующих установок. Составление балансов начинается с его расходной части:

  • вначале рассчитывается потребность во всех видах энергии и топлива основного и вспомогательного производства предприятия и расход энергии и топлива на отопление вентиляцию освещение хозяйственно-бытовые и непроизводственные нужды;

— затем определяются допустимые (нормативные) величины потерь энергии в сетях и преобразовательных установках суммарные потребности предприятия по всем видам ресурсов. На этой основе составляются годовые графики нагрузки предприятия по видам энергоресурсов.

Разработка приходной части включает:

  • определение производственных ресурсов генерирующих установок предприятия и возможности получения топлива и энергии со стороны;
  • проектирование режимов работы генерирующих установок предприятия и определение графиков их нагрузки;
  • определение размера покрытия потребности за счет собственного производства получения со стороны и использование вторичных энергоресурсов;
  • определение количества энергии которое может быть отпущено на сторону.

Далее разрабатываются энергетические балансы генерирующих установок предприятия и рассчитываются технико-экономические показатели их работы. Баланс топлива составляется по отдельным его видам и маркам. Для составления отчетных энергобалансов необходим дифференцированный и точный учет расхода топлива и энергоресурсов. Определение потребности в энергоресурсах по отдельным элементам перед составлением балансов осуществляется на основе норм их расхода (11).

Структура энергетического хозяйства например крупного машиностроительного предприятия включает:

  • энергетические цехи (электросиловой теплосиловой газовый электромеханический слаботочный);
  • преобразовательные и генерирующие установки (компрессорная котельная и т.д.);
  • цеховые и общезаводские энергопередающие сети;
  • потребители энергии (оборудование станки печи).

Энергетическое хозяйство крупных предприятий находится в ведении главного энергетика мелких предприятий — в ведении главного механика. В состав отдела главного энергетика входят бюро (группы) энергоиспользования энергооборудования электрическая и тепловая лаборатории. Обеспечение бесперебойного питания крупного завода необходимыми энергоресурсами возлагается на дежурных инженеров руководящих эксплуатацией всего энергетического хозяйства в течение смены. Персонал энергетических цехов подразделяется на сменный ведущий текущую эксплуатацию оборудования и ремонтно-монтажный.

Технико-экономические показатели энергохозяйства подразделяются на две группы:

  • по экономичности производства энергии: удельный расход топлива на производство электроэнергии и тепла;
  • коэффициенты полезного действия генерирования электрической и тепловой энергии;
  • себестоимость единицы вида энергии;
  • по эффективности использования энергии: удельный расход энергии по ее видам видам работ;
  • структура энергобаланса цехов и предприятия в целом;
  • показатели энерговооруженности труда.

Основными направлениями совершенствования энергетического хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:

  • приобретение энергосберегающего оборудования;
  • использование наиболее экономичных видов энергоресурсов;
  • совершенствование схем энергопотребления;
  • совершенствование технологических процессов;
  • автоматизация производственных процессов учета и контроля использования ресурсов;
  • совершенствование конструкции энергооборудования;
  • применение расчетно-аналитических методов нормирования ресурсов;
  • упрощение структуры энергетического хозяйства предприятия;
  • стимулирование улучшения использования ресурсов

3.3 Организация инструментального хозяйства

Инструментальное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и цехов занятых проектированием приобретением изготовлением ремонтом и восстановлением технологической оснастки а также ее учетом хранением и выдачей в цехи и на рабочие места.

Задачами инструментального хозяйства на предприятии являются: бесперебойное обеспечение всеми видами инструмента основного и вспомогательного производства а также правильный учет хранение и поддержание необходимых запасов на уровне цеха и предприятия проектирование и изготовление инструмента с минимальными затратами.

В состав инструментального хозяйства входят: инструментальный отдел центральный инструментальный склад (ЦИС) цехи по ремонту инструментально-раздаточные кладовые (ИРК) заточки инструмента. Затраты на использование инструмента в себестоимости изделия составляют до 15%.

Планирование предприятия в инструменте производится по двум направлениям:

1) планирование расходного фонда;

2) планирование оборотного фонда.

Под расходным фондом понимается количество инструмента которое будет израсходовано на определенную производственную программу.

Оборотный фонд — это необходимые запасы которые обеспечивают бесперебойную работу основных подразделений. Структура фонда на предприятии составляет 100%: 70% находится в ЦИС 20% — в ИРК 5% — в ремонте 5% — в заточке.

Потребность в мерительном инструменте зависит:

  • а) от количества измеряемых изделий;
  • б) от выборки;
  • в) от времени износа.

Технико-экономические показатели характеризующие работу инструментального хозяйства:

  • объем инструмента выпускаемых собственными силами и со стороны;
  • численность работников для производства инструментов;
  • численность работников инструментального цеха;
  • заработная плата работников;

затраты на изготовление инструментов

соблюдение сроков изготовления и подачи инструментов в цеха;

  • мероприятия по снижению себестоимости мероприятия по повышению качества инструмента;
  • соблюдение сроков проектирования изготовления инструментов;
  • снижение затрат на проектирование.

План обеспечения предприятия инструментами составляется по следующему направлению:

1).потребность для действующего производства;

2) обеспечение инструмента нового производства;

3) изменение оборотных фондов;

4) изменение запасов ЦИС;

5) изготовление инструмента на сторону для продажи.

Значительная номенклатура технологической оснастки предопределяет сложность организации работ по стадиям ее жизненного цикла и функциям управления. Организация работ по инструментальному обеспечению производства включает: производство серийный контроль качество

технологический контроль конструкторской документации на предмет технологичности конструкции межвидовой и внутривидовой унификации изделий их составных частей и конструктивных элементов (линейные размеры радиусы диаметры фаски резьбы материалы покрытия и т.д.);

  • упрощение кинематической схемы изделий;
  • развитие предметной и технологической специализации и кооперирования производства;
  • типизация технологических процессов;
  • унификация технологической оснастки и конструктивных элементов;
  • расчет потребности в различных видах инструментов и оснастки;
  • расчет запасов инструмента (эксплуатационный фонд находящийся на центральном инструментальном складе);
  • проектирование помещений технических средств и организационных проектов для хранения и доставки оснастки до рабочих мест;
  • проектирование и изготовление специальной оснастки;
  • проведение маркетинговых исследований и заключение договоров на приобретение технологической оснастки со стороны организация ее доставки на предприятие;
  • входной контроль качества покупной технологической оснастки и качества материалов для изготовления универсальной и специальной оснастки;
  • организация хранения оснастки;
  • организация доставки оснастки до рабочих мест;
  • организация эксплуатации оснастки;
  • организация учета и контроля использования оснастки;
  • анализ эффективности использования оснастки;
  • разработка и экономическое обоснование организационно-технических мероприятий по улучшению использования технологической оснастки;
  • стимулирование улучшения использования оснастки;
  • налаживание связей с поставщиками технологической оснастки с целью дальнейшего повышения ее качества.

Основными направлениями совершенствования инструментального хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:

  • в области проектирования выпускаемой продукции и технологии ее производства — упрощение конструкции (структуры) продукции ее унификация и стандартизация типизация технологических процессов контроль технологичности конструкций применение при проектировании продукции научных подходов и методов оптимизации;
  • в области проектирования и производства технологической оснастки — унификация и стандартизация оснастки ее составных частей и конструктивных элементов применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования технологической оснастки сокращение продолжительности разработки и изготовления оснастки;
  • в области менеджмента — применение научных подходов и методов развитие маркетинговых исследований выявление конкурентных преимуществ предприятия совершенствование учета контроля анализа и мотивации работ;

— в области эксплуатации ремонта и восстановления оснастки — обеспечение нормальных условий работы центрального инструментального склада инструментально-раздаточных кладовых организация обеспечения рабочих мест организация централизованной заточки инструмента усиление технадзора упорядочивание нормативного хозяйства улучшение оперативного учета и расходных лимитов повышение эффективности ремонта и восстановления оснастки.

3.4 Организация складского хозяйства

Складское хозяйство является неотъемлемой частью каждого предприятия. Задачей складского хозяйства является обеспечение сохранности запасов сырьевых и материальных ресурсов готовой продукции. Оно играет важную роль в процессе движения материальных ценностей. Через склады предприятия проходит почти все количество сырья материалов топлива инструментов оборудования и запасных частей к нему спецодежды других изделий а также изготовленной продукции полуфабрикатов отходов производства.

Задачами складского хозяйства на предприятии являются: своевременное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми материалами комплектующими и запасными частями правильный учет и хранение поступающих ресурсов на предприятие.

Все склады предприятия могут быть классифицированы по ряду признаков:

  • по назначению хранимого груза — склады сырья и материалов топлива полуфабрикатов оборудования запасных частей инструментов и технологической оснастки готовой продукции отходов и т.д.;
  • по номенклатуре хранимых ценностей — специализированные (для одного вида или рода ценностей типа ЦИС склад металла склад лакокрасок и т.п.) универсальные (для разного вида и рода ценностей склад внешней кооперации склад готовой продукции и т.д.);
  • по роли складов в производственном процессе — снабженческие (склады основных и вспомогательных материалов сырья топлива и т.д.);
  • производственные (склады полуфабрикатов инструментов оборудования запасных частей и т.п.);
  • сбытовые (склад готовой продукции отходов производства);
  • по масштабу деятельности — общезаводские участковые (обслуживающие несколько цехов) цеховые (обслуживающие подразделения одного цеха);
  • по типу здания (с учетом СНиП) — открытые (площадки платформы для грузов не нуждающихся в особой защите от атмосферных условий);
  • полузакрытые (навесы легкие помещения с односторонней зашивкой);
  • закрытые (особые помещения для защиты груза от воздействия атмосферных явлений);
  • специальные (резервуары бункера элеваторы и т.п.).

Организация складского хозяйства состоит в выборе и обосновании видов и составов складов их размещении размеров и оборудования складских помещений а также в определении порядка работы складов в зависимости от выполняемых ими функций. Состав складского хозяйства и виды складов выбираются с учетом производственной мощности специализации предприятия номенклатуры выпускаемой продукции видов и объемов материальных запасов а также размещения всех подразделений на территории предприятия.

В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми. Общезаводские склады в свою очередь подразделяются:

  • на материальные (склады основных и вспомогательных материалов топлива лесоматериалов);
  • полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок выпускаемых заготовительными цехами склады готовых деталей выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;
  • производственные обслуживающие производственный процесс;
  • готовой продукции принимающие от цехов готовую продукцию производящие упаковку и отправку ее потребителю;
  • отходов и вторичного сырья;
  • хозяйственные предназначенные для хранения тары спецодежды хозяйственных материалов рабочего инвентаря и т.п.

Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения. Так материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям с тем чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов. По своей конструкции склады бывают открытые полуоткрытые закрытые и специальные.

Большое значение в организации складского хозяйства принадлежит расчету площади склада (S).

Площадь склада состоит из:

  • S — грузовой полезной площади;
  • S — оперативной площади предназначенной для сортировки приема отпуска материалов;
  • S — конструктивной площади занятой перегородками тамбурами лестницами;
  • S — служебной площади для бытовых помещений.

К = коэффициент использования площади склада составляет при хранении на стеллажах 0,3-0,4; а при штабельном хранении 0,6-0,7.

При этом S=;

  • М — максимальная масса материалов подлежащая хранению (в тоннах);
  • М — допустимая масса груза на м склада.

Технико-экономические показатели характеризующие работу складского хозяйства: 1) численность работников на складе; 2) коэффициент механизации; 3) заработная плата; 4) оптимальные запасы материалов.

Организация складского хозяйства включает следующие работы:

  • анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности пропорциональности непрерывности и ритмичности производственных процессов;
  • определение номенклатуры и типа складских помещений;
  • разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;
  • организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;
  • организация выдачи и доставки груза потребителям;
  • анализ эффективности работы складского хозяйства разработка и внедрение предложений по улучшению его работы.

3.5 Организация транспортного хозяйства

Транспортное хозяйство является артерией предприятия связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.

Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например при помощи конвейера).

Рациональная организация внутризаводского транспорта оптимизация грузопотоков и грузооборота способствует сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции ускорению оборачиваемости оборотных средств снижению себестоимости продукции росту производительности труда.

Следовательно основными задачами транспортного хозяйства являются: обеспечение ритмичного производства путем рационального продвижения предметов труда снижение себестоимости транспортных операций и внедрение новой техники в транспортное хозяйство.

На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):

  • по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрицехового транспорта;
  • в зависимости от режима работы — транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.д.) и периодического действия (автомашины самоходные тележки и др.);
  • по направлению движения — транспортные средства для горизонтального вертикального (лифты элеваторы и т.д.) и смешанного перемещения (краны и т.д.);
  • по уровню автоматизации — автоматические механизированные ручные;
  • по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих наливных и штучных грузов.

Факторы которые определяют выбор транспортных средств:

  • объем и характер груза;
  • габариты масса перемещаемого груза;
  • расстояние перемещения;
  • частота рейса;
  • направление перемещения.

Перечислим технические характеристики транспортных средств:

1) скорость;

2) грузоподъемность.

В состав транспортного хозяйства входят: транспортный отдел гаражи ремонтные мастерские специальные цехи (цехи автомобильного транспорта железнодорожного воздушного и т. п.).

Основными показателями характеризующими деятельность транспортного хозяйства являются:

1) грузооборот под которым понимается количество грузов перевозимых на предприятии за определенный промежуток времени;

2) грузопоток — это количество груза перемещаемого из одного пункта в другой за определенный промежуток времени.

При расчете грузооборота все перевозимые грузы разбиваются на 3 группы: 1) сыпучие; 2) наливные; 3) штучные.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать ряд требований:

  • транспортные средства должны соответствовать характеру перевозимого груза;
  • транспортные средства должны отвечать требованиям производственного процесса;
  • транспортные средства должны повышать производительность способствовать снижению затрат на перевозку и обеспечивать возможность замены в случае необходимости.

Работа транспортных средств на предприятии организуется по заявкам сделанным на следующий день с выпиской путевого листа.

В сводку технико-экономических показателей включаются:

1) среднесуточный пробег;

2) коэффициент готовности парка;

3) коэффициент использования транспортных средств по времени и грузоподъемности;

4) коэффициент использования пробега т. е. отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу в км;