Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу транспорта — осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).
Такие автотранспортные предприятия могут быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и другие.
В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.).
При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.
В большинстве своем предприятия, выполняющие транспортные услуги (перевозки грузов и пассажиров), осуществляют одновременно работы по технической эксплуатации подвижного состава, т. е. его техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, они могут по договорам с клиентами (грузоотправителями и грузополучателями) выполнять работы по экспедированию грузов. Таким образом, это комплексные предприятия, эффективность которых подтверждается огромным опытом их функционирования в бывшем СССР и в России.
Транспорт является материальной основой процесса обращения, осуществляя связи между производителями и потребителями продукции. Длительность процесса перевозок во многом определяет весь процесс обращения общественного продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность транспортирования товаров, тем меньше время обращения и общее время воспроизводства, а, следовательно, тем больше в единицу времени можно произвести общественного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства.
Машинно-тракторный парк аграрного предприятия и эффективность его использования
... эффективность машинно-тракторного парка определить резервы повышения эффективности использования машинно-тракторного парка. Глава 1. Теоретические основы эффективного использования машинно-тракторного парка К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве ...
Исходные данные
Автомобиль – КамАЗ 5410
Среднесписочное число автомобилей в АТП: А сс = 100 автомобилей
Среднесуточный пробег автомобилей: L cc = 200 км
Категория условий эксплуатации: 2-я категория (межгородские перевозки)
Краткая характеристика автомобиля КамАЗ 5410
Двигатель: КамАЗ 740, 4 – тактный, V – образный, 8 – цилиндровый, дизельный, макс. мощность 210 л.с., макс. Крутящий момент 637,4 H·м.
Расход топлива автопоездом при скорости 60 км/ч: 35 л/100 км
Собственная масса: 6800 кг
Допустимая масса полуприцепа: 19100 кг
Максимальная скорость автопоезда: 100 км/ч
Тормозной путь автопоезда со скорости 40 км/ч: 18,4 м
Дополнительные исходные данные
Пробег до КР L кр = 300 тыс.км
Трудоемкость
ЕО, t н ео = 0,5 чел.-ч
ТО — 1, t н 1 = 3,5 чел.-ч
ТО — 2, t н 2 = 14,5 чел.-ч
ТР, t н тр = 8,5 чел.-ч / тыс. км
Нормы простоя
в ТО и ТР d н = 0,55 дней / тыс. км
в КР D н кр = 22 дня
Нормативная периодичность
ТО – 1 L н 1 = 4000 км
ТО – 2 L н 2 = 12000 км
Классификация категорий условий эксплуатации
Тип дорожного покрытия Д 1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д 2 – битумоминеральные смеси
Коэффициенты корректирования
Условия корректирования нормативов | Значения корректирующих коэффициентов | |||
Пробег до КР | Периодичность ТО | Трудоемкость ТО | Трудоемкость ТР | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коэффициент К 1 | ||||
II категория | 0,9 | 0,9 | — | 1,1 |
Коэффициент К 2 | ||||
Седельный тягач | 0.95 | — | 1.1 | 1.1 |
Коэффициент К 3 | ||||
Климат. район: умеренный | 1.0 | 1.0 | — | 1.0 |
Коэффициент К 4 | ||||
Грузовой авт. от 1 до 1,25 | — | — | — | 1.3 |
Коэффициент К 5 | ||||
Число авто. В АТП: 100 | — | — | 1.15 | 1.15 |
Корректирование нормативов
- периодичности ТО – 1 и ТО – 2, км
- пробега до КР, км
- простоя автомобилей в ТО – 2 и ТР, дни / тыс. км
- трудоемкости ТО, чел.-ч
- трудоемкости ТР, чел.-ч / тыс. км
Расчет годовой производственной программы по количеству технических воздействий
Д кр = 22 дня
Д транс = 3 дня
Д р = 22 + 3 = 25 дней
Коэффициент технической готовности
Коэффициент использования парка
Общепарковый годовой пробег
Годовая программа ТО – 2
Годовая программа ТО – 1
Годовая программа по сезонному обслуживанию
Годовая программа уборочно-моечных воздействий
Расчет трудоемкости ТО и ТР подвижного состава
Трудоемкость уборочно-моечных работ (УМР)
Трудоемкость ТО – 1 и ТО – 2
Трудоемкость сезонного обслуживания
Трудоемкость текущего ремонта
Трудоемкость вспомогательных работ по АТП
Итоговая трудоемкость по АТП
Расчет численности ремонтно-обслуживающих рабочих
Штатная численность рабочих P ш = T / Фшт | Явочная численность рабочих P я = T / Фшт | |
Мойщики | P ш = 114540,95 / 1860 = 61,6 | P я = 114540,95 / 2070 = 55,33 |
Слесари | P ш = 114540,95 / 1840 = 62,25 | P я = 114540,95 / 2070 = 55,33 |
Слесари (аккумул., кузн., и др.) | P ш = 114540,95 / 1820 = 63 | P я = 114540,95 / 2070 = 55,33 |
Маляры | P ш = 114540,95 / 1610 = 71,4 | P я = 114540,95 / 1830 = 62,6 |
Распределение трудоемкости ТР по видам работ
Распределение трудоемкости ТР | Число рабочих в отделении | |||
Постовые работы | чел.-ч | % | P я | P ш |
Диагностические | 1571 | 2 | 1 | 1 |
Регулировочные | 785,41 | 1 | 1 | |
Разборочно-сборочные | 25132,8 | 32 | 12 | 14 |
Сварочно-жестяницкие | 785,41 | 1 | — | 1 |
Малярные | 3141,64 | 4 | 2 | 2 |
Итого | 31416,4 | 40 | 15 | 19 |
Участковые работы | ||||
Агрегатные | 15708,2 | 20 | 7 | 9 |
Слесарно-механические | 9424 ,92 | 12 | 4 | 5 |
Электротехнические | 5497,87 | 7 | 2 | 3 |
Аккумуляторные | 1178,12 | 1,5 | 1 | 1 |
Ремонт приборов системы питания | 3141,64 | 4 | 2 | 2 |
Шиномонтажные | 1178,12 | 1,5 | 1 | 1 |
Вулканизационные | 785,41 | 1 | 1 | |
Кузнечно-рессорные | 2356,23 | 3 | 1 | 1 |
Медницкие | 1571 | 2 | 1 | 1 |
Сварочные | 785,41 | 1 | 1 | 1 |
Жестяницкие | 785,41 | 1 | 1 | 1 |
Арматурные | 785,41 | 1 | 1 | |
Деревообрабатывающие | 2356,23 | 3 | 1 | 1 |
Обойные | 1571 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 47124,6 | 60 | 23 | 29 |
Расчет площади складов и отделений
Примерная площадь производственных участков
Участок | Площадь м 2 |
Агрегатный | 108 |
Слесарно-механический | 63 |
Электротехнический | 18 |
Аккумуляторный | 36 |
Ремонт приборов системы питания | 52 |
Шиномонтажный | 27 |
Вулканизационный | 18 |
Кузнечно-рессорный | 27 |
Медницкий | 18 |
Сварочный | 33 |
Жестяницкий | 18 |
Арматурный | 14 |
Деревообрабатывающий | 27 |
Обойный | 27 |
Малярный | 43 |
Примерная площадь складов
Склад | Площадь, м 2 |
запасных частей | 35 |
ТСМ | 20 |
материалов | 30 |
инструментов | 1 |
шин | 15 |
стройматериалов | 40 |
кладовая мастера | 5 |
утиля | 10 |
Итого | 56 |
Технологическое проектирование зон и участков
Технологическое проектирование зоны ТО – 1. Назначение – проведение операций технического обслуживания, для снижения интенсивности изнашивания и предупреждения отказов элементов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Режим 1 смена
P я = T1 / Фя = 4968 / 2070 = 2 чел.
Расчет числа постов и линий
где P n = 1 – число работающих на посту
— такт поста
n 1 – число постов зоны ТО – 1
Ритм зоны
где Т см – продолжительность рабочей смены
с – число смен, с = 1
N c 1 = N1 / Дрз =1419,5 / 315 = 4,65 – суточная программа ТО – 1
Расчет площади зоны ТО – 1
Технологическое оборудование зоны ТО – 1
№ п/п | Наименование оборудования | Модель | Количество, (шт.) | Площадь, м 2 |
1. | Подъемник | П – 113 | 2 | — |
2. | Гайковерт для гаек колес | И – 303 М | 2 | — |
3. | Верстак слесарный | ОРТ – 14,68 | 2 | 2,4 |
4. | Воздухораздаточная колонка | С- 401 | 1 | 0,2 |
5. | Смазочно – заправочная колонка | С — 1013141 | 1 | 2,4 |
6. | Солидолонагнетатель | М. 1127 | 1 | 0,7 |
7. | Шкаф для инструментов | Собственного изготовления | 2 | 0,8 |
8. | Гайковерт стремянок | И — 313 | 1 | 0,25 |
9. | Прибор для проверки фар | Н — 310 | 1 | 0,1 |
10. | Пожарный щит | Собственного изготовления | 1 | 0,1 |
11. | Итого | 12 | 6,95 |
F то-1 = (fавт
- n + fоб )
- Кп ,
где f авт – площадь горизонтальной проекции автомобиля автомобиля,
f авт = 15,45 м2
n 1 – число постов зоны ТО — 1
К п – коэффициент плотности расстановки
f об – площадь горизонтальной проекции оборудования
F то-1 = (15,45
- 2 + 6,95)
- 4,5 = 170 м2
Технологическое проектирование зоны ТО – 2
Назначение – проведение операций технического обслуживания, с возможной частичной разборкой агрегатов, для снижения интенсивности изнашивания и предупреждения отказов элементов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Режим — 1 смена
P я = T2 / Фя = 5918,5 / 2070 = 3 чел.
N c 2 = N2
- с / Дрз =473,15
- 1 / 315 = 1,55 ≈ 2 — суточная программа ТО – 2,
Где N 2 – число воздействий ТО – 2
с – число смен, с = 1
Площадь зоны ТО – 2 определим аналитическим методом
F то-2 = (fавт
- n2 + fоб )
- Кп ,
где f авт – площадь горизонтальной проекции автомобиля автомобиля
n 2 – число постов зоны ТО — 2
К п – коэффициент плотности расстановки
f об – площадь горизонтальной проекции оборудования
Расчет площади зоны ТО – 2
Технологическое оборудование зоны ТО – 2
№ п/п | Наименование оборудования | Модель | Количество, (шт.) | Площадь, м 2 |
1. | Подъемник | П – 113 | 2 | — |
2. | Передвижной пост смазчика | С – 101 | 1 | 2,3 |
3. | Солидолонагнетатель | С – 111 | 1 | 0,1 |
4. | Воздухораздаточная колонка | С – 401 | 1 | 0,2 |
5. | Передвижной гайковерт | ЭТ – 141 | 1 | 0,2 |
6. | Тележка для транспортировки колес | 1115 М | 1 | 0,8 |
7. | Тележка для транспортировки АКБ | ОРГ — 14 | 1 | 0,6 |
8. | Верстак слесарный | ОРТ 2 — 1468 | 3 | 2,7 |
9. | Шкаф для инструментов | Собственного изготовления | 3 | 1,8 |
10. | Пожарный щит | Собственного изготовления | 1 | 0,1 |
11. | Итого | 15 | 8,8 |
F то-2 = (15,45
- 2 + 8,8)
- 4,5 = 180 м2
Технологическое проектирование зоны ТР
Назначение – проведение операций по устранению отказов и неисправностей путем снятия неисправных агрегатов и установки отремонтированных.
Режим – 2смены
P я = Tтр / Фя = 78540,7 / 2070 = 37,94 ≈ 35 чел.
Число постов ТР
,
где — трудоемкость постовых работ ТР чел.-ч
— коэффициент неритмичности подачи автомобилей в зону
( =1,2 – 1,5)
с – число смен, с = 2
P n = 2 – число работающих на посту
η – коэффициент использования рабочего времени поста (η = 0,95)
Ф з – годовой фонд времени рабочего места (2070 ч.)
Расчет площади зоны ТР
Технологическое оборудование зоны ТР
№ п/п | Наименование оборудования | Модель | Количество, (шт.) | Площадь, м 2 |
1. | Подъемники для грузовых автомобилей | 4 | — | |
2. | Смотровые канавы для грузовых автомобилей | 4 | — | |
3. | Посты напольные | 2 | — | |
4. | Электрогайковерт для гаек колес | ОР — 4038 | 2 | 0,8 |
5. | Электрогайковерт для гаек рессор | 2466 | 2 | 2 |
6. | Комплект захватов для транспортировки КПП и задних мостов | Собственного изготовления | 2 | 0,6 |
7. | Подставка для работ у автомобиля | Ф – 21 СБ | 4 | 0,6 |
8. | Тележка для перевозки агрегатов | ОПТ — 7353 | 4 | 2 |
9. | Шкаф для инструментов | 2318 ГАРО | 2 | 4,8 |
10. | Верстак слесарный | ПИ — 013 | 5 | 3,67 |
11. | Баки для сбора масла | Собственного изготовления | 2 | 1,0 |
12. | Пожарный щит | Собственного изготовления | 1 | 0,1 |
13. | Итого | 34 | 15,57 |
F то-2 = (fавт
- nтр + fоб )
- Кп ,
F тр = (15,45
- 10 + 15,57)
- 4,5 = 765 м2
Технологическое проектирование зоны УМР
Назначение – выполнение уборочно-моечных операций, а также заправочно-очистных работ
Д транс = 3 дня
P я = Tм / Фя = 1705 / 1830 = 0,93 ≈ 1 чел.
Ритм зоны УМР
Такт поста
Число постов зоны УМР
Расчет площади зоны УМР
Технологическое оборудование зоны УМР
№ п/п | Наименование оборудования | Модель | Количество, (шт.) | Площадь, м 2 |
1. | Пылесос | ПМ – 4М | 1 | 0,12 |
2. | Барабан с самонаматывающимся шлангом | УКБ – 351 М | 1 | 0,5 |
3. | Ворота – мех. занавес | 3 | — | |
4. | Автоустановка | М — 1114 | 1 | — |
5. | Эл. тельфер | ЭТ — 112 | 1 | — |
6. | Контейнер для мусора | Собственного изготовления | 1 | — |
7. | Ларь для обтирочного материала | Собственного изготовления | 1 | 0,4 |
8. | Мойка передвижная | KARCHER HD 10/25 – 43 | 1 | 0,28 |
9. | Ящик для песка | ОРГ – 1468 – 03 — 320 | 1 | 0,2 |
10. | Огнетушитель углекислотный | ОУ 10 | 1 | — |
11. | Итого | 1 2 | 1,5 |
F м = (fавт
- nумр + fоб )
- Кп ,
где f авт – площадь горизонтальной проекции автомобиля автомобиля,
n умр – число постов зоны
К п – коэффициент плотности расстановки
f об – площадь горизонтальной проекции оборудования
F м = (15,45
- 1 + 1,5)
- 4,5 = 76,28 м2
Углубленная разработка шиномонтажного участка
Назначение – предназначен для монтажа и демонтажа колес, отбора покрышек для ремонта, правки дисков и замочных колец, очистки ободов и колец от ржавчины и краски
Режим – 2 смены Площадь шиномонтажного участка
Технологическое оборудование шиномонтажного участка
№ п/п | Наименование оборудования | Модель | Количество, (шт.) | Площадь, м 2 |
1. | Установка для мойки колес | 1151 | 1 | 2,16 |
2. | Сушильная камера | 6008 | 1 | 2,25 |
3. | Ванна для проверки камер | Ш — 902 | 1 | 1,54 |
4. | Пылесос | — | 1 | 0,25 |
5. | Настенная вешалка для камер | Ш — 503 | 1 | 0,75 |
6. | Клеть для накачки шин | КС — 115 | 1 | 1,04 |
7. | Воздухораздаточная колонка | С — 401 | 1 | 0,15 |
8. | Шиномонтажный станок | BEISSBARTH MS 70 | 1 | 0,74 |
9. | Одноярусный стеллаж с покрышками | 1193 — П | 1 | 2,36 |
10. | Эл. тельфер | — | 1 | — |
11. | Верстак слесарный | Ш — 303 | 1 | 0,93 |
12. | Тиски | Ш — 371 | 1 | — |
13. | Ларь для отходов | Собственного изготовления | 1 | 0,18 |
14. | Приспособление для правки замочных колец | ЦКБ — И — 902 | 1 | 0,12 |
15. | Пожарный щит | Собственного изготовления | 1 | 0,1 |
16. | Итого | 15 | 12,57 |
F шм = fоб
- Кп = 12,57
- 4,5 = 56,57 м2
Расчет площади производственного корпуса
F = F то-1 + Fто-2 + Fтр + Fотд + Fскл
F то-1 = 170 м2
F то-2 = 180 м2
F тр = = 765 м2
F скл = 35 + 20 + 30 + 1 + 15 + 40 + 5 + 10 = 156 м2
F отд = 56 + 108 + 63 + 18 + 36 + 52 + 18 + 27 + 18 + 33 + 18 + 14 + 27 + 27 + 43 = 556 м2
F = 170 + 180 + 765 + 156 + 556 = 1827 м 2
Принимаем габаритные размеры производственного корпуса 36м x 54м
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/na-temu-tehnicheskie-harakteristiki-avtomobiley-maz-kamaz/
1. “Техническое обслуживание автомобилей”, методические указания, Гребенников А.С., Гребенников С.А., 25стр., СГТУ, 2005г.
2. “Краткий автомобильный справочник”, 10-е изд., перераб. и доп., 220стр., Транспорт, 1985г.
3. “Технологическое проектирование АТП и СТО”, учебник, Г. М. Напольский, 228стр., Транспорт, 1985г.