Автомобильный транспорт занимает ведущее место среди других видов транспорта. В нашей стране автомобили используют во всех отраслях народного хозяйства – в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др. Благодаря высокой маневренности, проходимости и приспособленности к работе в разных условиях автомобили составляют основу технической базы любого производства.
Современные отечественные автомобили оснащены сложными механизмами, гидравлическим и пневматическим оборудованием, точной топливной аппаратурой, электронными приборами, позволяющими достичь высокой производительности при хороших условиях труда водителя. С усложнением механизмов и систем, увеличением интенсивности автомобильных перевозок повышаются требования к уровню профессиональной подготовки водителей.
В условиях современных рыночных отношений и массовом производстве автомобилей всех классификаций водители транспортных средств должны неукоснительно выполнять все требования правил дорожного движения.
В настоящее время численность российского автопарка составляет порядка 35 млн. автомобилей, автобусов и мотоциклов. Ежегодно обладателями водительских «прав» становится около 2 млн. граждан нашей страны. От уровня их профессиональной подготовки и водительской культуры зависят безопасность участников движения, их жизнь и здоровье.
Следует всегда помнить, что твердое знание и неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, являются обязательными условиями безопасности на улицах и дорогах.
Техническое обслуживание – комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправного состояния машин при их использовании, хранении и транспортировании. Работы имеют планово-предупредительный характер, их выполняют в обязательном порядке в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Они включают в себя обкаточные, очистные, диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные, монтажно-демонтажные, консервационные и расконсервационные работы. Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособного состояния автомобиля путем замены или восстановления ее составных частей.
При неплановом ремонте устраняют отказы и неисправности, проводят предупредительные работы, необходимость которых установлена в процессе использования или при техническом обслуживании. Плановый текущий ремонт производят по заранее запланированным срокам или наработкам.
Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправного состояния, а также полного или близкого к нему ресурса автомобиля с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе и базовых.
Понятие о техническом состоянии автомобиля
... параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность как свойство характеризует и позволяет количественно оценивать, во-первых, текущее техническое состояние автомобиля и его составных ...
Назначение
Рулевое управление предназначено для изменения направления движения автомобиля посредством поворота передних колес. Оно состоит из рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм осуществляет передачу усилия от водителя к рулевому приводу и облегчает поворот рулевого колеса. Различают несколько типов рулевых механизмов: червяк-ролик, рейка-сектор и винт-гайка.
Рулевой механизм типа червяк-ролик применяют на некоторых автомобилях среднего класса, имеющих механическое рулевое управление.
Рулевой механизм типа винт-гайка применяют при механическом или гидромеханическом управлении. Механическое управление используется на автомобилях малого класса, а на автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют рулевое управление с гидроусилителем, который служит для снижения усилий водителя на рулевом колесе при повороте передних колес, а также для смягчения ударов, возникающих при наезде управляемых колес на неровности дороги.
Рулевой механизм типа рейка-сектор имеет такое назначение, как и винт-гайка.
Устройство
На автомобиле ГАЗ-3307 установлено рулевое управление с рулевым механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.
Зацепление рабочей пары рулевого механизма (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать.
При повороте рулевого колеса в любую сторону более чем на пол-оборота угол свободного поворота появляется, непрерывно возрастает и достигает в крайних положениях 30°. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Рулевая колонка ГАЗ-3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых подшипниках.
Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор. На рулевой колонке с двухспицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными кожухами.
Устройство рулевого управления показано в Приложении 1.
Рулевой механизм ГАЗ-3307, состоящий из глобоидного червяка с валом 3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.
Червяк с валом 3 установлен на картере на двух роликовых конических подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников червяка.
Дипломная работа газораспределительный механизм ваз
... Нм Ме10=102 Нм Подвеска, рулевое управление, тормозная система ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074 Передняя подвеска, ступица переднего колеса Связывающим звеном между колесами и кузовом являются передняя ... автомобиля установленным в Российской Федерации строгим экологическим нормам. Автомобиль ВАЗ-2107 имел двухкамерный бензиновый карбюратор эмульсионного типа, выполненный со сбалансированной ...
Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке.
Углы поворота рулевого вала ГАЗ-3307 от среднего положения в обе стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере изнашивания червячной пары.
Основные неисправности
Неисправности рулевого управления создают угрозу безопасности движения и затрудняют управление автомобилем. Основными признаками неисправности рулевого управления являются: увеличенный свободный ход рулевого колеса, тугое вращение или заедание в рулевом механизме, стуки и нарушение герметичности.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса появляется при износе подшипников рулевых тяг, нарушении регулировки червяка с роликом, износе подшипников червяка, ослабление крепления картера рулевого механизма, увеличение зазоров в подшипниках ступиц передних колес и шкворней. Неисправности устраняют выполнением регулировочных работ, заменой или ремонтом изношенных деталей.
Тугое вращение или заедание в рулевом механизме обусловлено неправильной регулировкой зацепления в редукторе рулевого механизма, погнутость тяг, недостаточность смазки в картере редуктора. Устраняют эти неисправности регулировкой, ремонтом тяг, пополнением масла в редукторе рулевого механизма до необходимого уровня.
Нарушение герметичности в рулевом механизме устраняют заменой прокладок и подтяжкой креплений и соединений.
ТО
Техническое обслуживание рулевого управления включает в себя осмотр, проверку состояния крепежных соединений, проверку суммарного люфта рулевого колеса, проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках червяка, проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с роликом, проведение смазочных работ согласно карте смазки.
Необходимо проверять уровень масла в рулевом механизме ГАЗ-3307 и при необходимости доливать до нормы. Герметичность соединений проверяется ежедневно.
Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции необходимо своевременно подтягивать. Годность деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой качания пальцев в собранном шарнире.
В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу, разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо заменить изношенные детали.
Большой свободный ход и тугое вращение рулевого колеса затрудняет управление автомобилем.
Проверяют величину свободного хода рулевого колеса и усилие на его ободе динамометром – люфтомером. Его закрепляют на ободе рулевого колеса при помощи замков, а стрелку-указатель устанавливают на рулевой
колонке. Для определения величины свободного хода рулевого колеса передние колеса ставят в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, поворачивают рулевое колесо влево до момента начала поворота и устанавливают стрелку-указатель на рулевой колонке так, чтобы она находилась против нуля шкалы люфтомера. Затем поворачивают рулевое колесо вправо до начала поворота колес и по шкале люфтомера определяют величину свободного хода, который не должен быть более 150.
«Устройство и технологии разборки и сборки рулевого управления ...
... вал; 10 - рулевой механизм; 11 - сошка рулевого управления; 12- масляный радиатор. Рулевой механизм увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к сошке, облегчая этим поворот управляемых колес. Поворот управляемых колес происходит при вращении рулевого колеса, которое через ...
При большей величине свободного хода проверяют наличие люфта в шариковых соединениях рулевого привода и при необходимости устраняют его. Если это не дает результата, регулируют рулевой механизм, а если это не помогает, разбирают рулевой механизм и проверяют состояние подшипников червяка.
Люфт в шарнирных соединениях рулевого привода проверяют поворачиванием рулевого колеса попеременно в правую и левую стороны с одновременным осмотром соединений. В соединениях не должно быть люфта, а пробки головок рулевых тяг и гайки крепления шаровых пальцев должны быть зашплинтованы.
Ремонт
В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления ГАЗ-3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Перед регулировкой шарниров рулевой тяги ГАЗ-3307 необходимо убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.
Для этого необходимо выполнить следующие операции:
- отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную рулевую тягу от сошки;
- покачать сошку рукой. Если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение
относительно верхней крышки картера руля, подшипники требуют регулировки.
Регулировку шарнира рулевой тяги ГАЗ-3307 надо проводить
- Ослабить болты крепления
нижней крышки картера и слить масло. - Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую
регулировочную прокладку. - Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно.
- После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку карданного вала с валом червяка и
проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения.
При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу, должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).
- Собрать рулевой механизм ГАЗ-
3307 и залить 0,6 л масла.
Регулировка зацепления должна всегда проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком порядке:
- Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
- Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
- Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью индикатора величину перемещения конца сошки.
Если перемещение конца рулевой сошки ГАЗ-3307 превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.
Для регулировки необходимо выполнить следующие операции:
- отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
- вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения зазора;
- проверить с помощью
динамометра усилие на ободе рулевого колеса возле среднего положения; - вращением регулировочного
винта довести усилие поворота рулевого колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс); - надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.
Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы.
Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля ВАЗ
... для хранения оснастки инструмента и т.д. Работы по техническому обслуживанию и ремонту рулевого управления автомобиля чаще всего на современных станциях технического обслуживания производят на универсальных рабочих постах. ... предприятий, начиная с автомехаников. Организация рабочего места авто слесаря Работы по техническому обслуживанию и ремонту производят на рабочих постах. По своему назначению ...
Снятие и разборка рулевого механизма ГАЗ-3307
- Отвернуть гайку клина рулевого управления на рулевом механизме, выбить клин, снять вилку с вала червяка.
- Отвернуть гайку крепления сошки.
- Снять съемником сошку с вала.
- Отвернуть пять гаек крепления
картера руля к лонжерону рамы.