Плюсы и минусы монополизации экономики

Курсовая работа

Список использованной литературы…………………………………………………………………. 24

Данная тема курсовой работы мне максимально интересна. В работе я раскрываю вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, так как монополия являлась, можно сказать, целью тогдашней экономики. Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны «положительные» стороны монополизации экономики, во второй — «отрицательные».

Монополии в XX в. стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Монополия (греч. «монос» – один, «полео» – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

Издавна известна естественная монополия , которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники).

Такая монополия является устойчивой.

Существует так же искусственная монополия , которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. В свою очередь искусственная монополия имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.

Случайная монополия принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения. Она может возникнуть неожиданно, когда появляется возможность изготавливать и продавать определенный вид продукции или лучшими в данной отрасли производственными факторами (техникой, технологией или рабочей силой).

Однако, необычайные экономические преимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкурентной борьбы.

Устойчивая монополия свойственна крупным объединениям предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции (имеют крупнейшие предприятия, захватили рынки сбыта изделий и др.).

7 стр., 3068 слов

Экономика производства рапса

... Предметом исследования является изучение теоретических аспектов эффективности производства рапса в РБ, а также в СПК «Урицкое». Цель данной курсовой работы - изучить экономику производства рапса в РБ, а также в СПК «Урицкое». ...

Примером торговых компаний могут служить гигантские торговые объединения (английская Ост-Индская компания, голландская Вест-Индская компания, Ганзейский союз северонемецких городов – Гонза и др.), поделившие в VII – XVIII вв. между собой мировые рынки закупок и сбыта товаров и использовавшие государство для закрепления своих исключительных прав и создания обширных колониальных империй.

Устойчивый характер приобрели гигантские промышленно – торговые монополии, которые в конце XIX начале XX вв. возникли в Германии, США, Англии и других развитых капиталистических странах. Обладая высоким уровнем концентрации производства, они сосредоточили в своем распоряжении материальные условия выпуска определенных видов продукции, лучшую в отраслях технику и квалифицированную рабочую силу, а так же захватили источники сырья и рынки сбыта. Такого вида монополии широко распространились в форме акционерных компаний.

С конца XX в. развились разнообразные формы устойчивых монополий:

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке. (договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.).

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

В тресте — создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Всеобщая форма монополий развивается тогда (в развитых капиталистических странах это произошло во второй половине XX века), когда объединения предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, как например военно – промышленный комплекс.

Широко развернувшаяся в конце XIX начале XX вв. монополизация капиталистической экономики стала закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технической революции (НТР).

Однако производственная концентрация и монополизация не являются постоянно и безусловно действующими тенденциями в экономике.

В последнее время НТР породила совершенно новую тенденцию – к повышению роли малых и средних технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80% от числа хозяйственных организаций.

Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП).

4 стр., 1764 слов

Интеграция производства и концентрация капитала

... продукции; концентрация и накопление капитала в интересах повышения темпов развития производства; создание благоприятных условий для диверсификации производства, обеспечивающей гибкость реакций на изменения внешней среды предприятия ... сложности продукции и вовлечением в ее изготовление новых производств. Это делает интеграцию производств неизбежной. В силу интеграции производств растет сложность ...

Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.

Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был «Аэрофлот» СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн.человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв.км воздушных дорог.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как «государственный монополизм», складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.

2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).

Типичный пример — практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им. Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане — завод без КБ.

Осуществляемый в стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма. Это достигается путем ликвидации командно – административной системы, разукрупнения больших предприятий, повышения роли малых и средних предприятий, создания конкурирующих производств, в том числе коллективных предприятий и индустриальных хозяйств, организации обществ потребителей, принятие различных актов антимонопольного законодательства, предусматривающих развитие нормальной конкуренции.

Монополизация всех сторон жизни — одно из коренных свойств России. В сфере политики она выражается в абсолютизме, самодержавии и тоталитаризме. В экономике — в сосредоточении средств производства и жизненных средств в руках небольшой группы людей — олигархов и элиты. В географии — столицы торжествуют над провинцией, а мегаполисы над поселками. Раз за разом действительность подтверждает народную мудрость о том, что если в России в одном месте густо, то во всех остальных — пусто.

12 стр., 5538 слов

Организация производства новой продукции (услуги) на предприятии

... 1. Организация производства новой продукции (услуги) на предприятии 1. Понятие ... новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой ... производительность, текучесть персонала, конфликтная ситуация, конкуренция, социально-экономическая обстановка, эффективность ...

Во всех случаях монополии возникают из-за экономических выгод, которые они получают в результате установления на рынке монопольных цен.

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики:

  • первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

— второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонополъного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.

Реальный сектор в России уже давно разделился на два сектора: конкурентоспособные экспортоориентированные сырьевые предприятия и доживающая последние дни остальная экономика.

Развитие российской экономики в 21 веке определится тем, насколько будут развиваться крупные корпорации, способные выдержать международную конкуренцию. И чем меньших успехов они добьются, тем меньше останется шансов всех остальных типов предприятий.

Выживут только крупные корпорации. И выживут лишь банки их обслуживающие.

После кризиса 17 августа российские банки слабы. В России нет никаких перспектив у операций с фиктивным капиталом. Ничтожные обороты российского фондового рынка означают, что все мало-мальски ликвидные бумаги будут обращаться лишь за рубежом. Ещё меньше надежд на операции с усыхающим федеральным бюджетом. Можно зарабатывать лишь в реальном секторе. Но от реального сектора в ближайшее время останутся только крупные экспортоориентированные корпорации. А значит из банков останутся только обслуживающие их. Это значит, что банки войдут в состав таких корпораций в качестве их инвестиционных и расчётных центров. Банки могут развиваться в России только с опорой на реальный сектор. Это означает, что так называемая немецкая схема у нас неизбежна.

Такая система переплетения банковского и промышленного капитала получила название «немецкой» схемы. Наиболее распространена она в Японии и Южной Корее.

Созданию таких структур в России прежде мешала идеология. Сегодня к ним добавились и интересы неэффективных собственников.

12 стр., 5851 слов

Роль производства в экономике

... такие понятия как производство, материальное и нематериальное производство, факторы производства. Также отражена проблема взаимозаменяемости и эффективности использования факторов производства. 1. Производство и его роль в экономике 1.1. Понятие производства. Материальное и нематериальное ...

Ключевой проблемой российской экономики является использование преимуществ монополизма и ослабление их негативных последствий. Непоправимый ущерб российской экономике нанёс миф о высоком уровне монополизма российской экономики. Этот миф подробно опровергнут Барри Айкесом (B. Ices) в его работах. В ходе приватизации экономика разбита на множество мельчайших частей. Российская экономика – это конгломерат небольших по международным масштабам предприятий. И это главная беда российской промышленности, которая привела её к сегодняшнему катастрофическому положению. Отсутствие этих крупных покупателей автоматически приводит к отсутствию мелкого бизнеса в сфере промышленности и промышленных услуг, вернее его очень небольшим масштабам. Последние исследования зарубежных специалистов настойчиво рекомендуют ликвидировать мелкие предприятия и сконцентрироваться на крупных.

Монопольную, точнее олигопольную, структуру имеет по большей части промышленная система как азиатских, так и европейских стран. Более того, как правило, нигде не существует рыночной конкуренции в классическом смысле этого слова.

Рынки стран объединенных экспортеров сырьевых ресурсов (ОЭСР) сегментированы на микроотрасли по производству специализированных товаров. Производство каждого такого товара обычно олигопольно, реже – монопольно. Конкуренция осуществляется не в рамках данного сектора рынка, но между секторами, за счет механизма перекрёстной конкуренции, который порождает вырожденную кривую спроса в каждом из секторов. Эта ставит пределы монопольному диктату. Далее, это явление ослабляют иностранные конкуренты. Причём условия для них создаются на рынке конкретной страны отнюдь не равные. Классическим здесь является пример Японии.

Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном издержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.

Кроме выгодности для потребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторами минимизации трансакционных издержек и т.п.

Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольную конкуренцию и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.

В силу этого западные государства уже с 30-х годов начали вводить элементы государственного регулирования в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии, частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.

Азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально строили свои промышленные системы в рамках государственного патернализма. Эффективность этого пути совершенно очевидна для непредвзятого аналитика.

Наиболее приемлемой для России кажется японская промышленная система. После адаптации она может принять следующие формы:

  • Базовые элементы системы – линейные монополии, финансово-промышленные группы, как правило, акционерной формы собственности.
  • Дополнительные элементы системы – мелкие и средние предприятия, различных форм собственности (муниципальные и частные).
    5 стр., 2079 слов

    Проблемы конкурентоспособности отрасли в российской экономике

    ... категорией [2]. В рыночной экономике противополож­ностью конкуренции является монополия. Однако многие ученые давно заметили не только их антагонизм, но и их синтез. Будучи взаимосвязанными, проблемы конкуренции и монополизма приобретали ...

  • Замыкающие элементы системы – мелкие частные фирмы, оказывающие услуги и осуществляющие рисковые, инновативные проекты, работающие по заказу крупных корпораций.

Эта система замыкается на соответствующие структуры государства, имеющих разные названия, но имеющих общие признаки.

Регулирующая структура – министерство антимонопольной политики (МАП), защиты потребителей, осуществляющая применение антимонопольного законодательства и регулирование монопольных цен, меры по демонополизации там, где это оказывается возможным. В США такая система имеет квазисудебный характер — надзорные органы в составе представителей потребителей и производителей устанавливает справедливый уровень цены.

Формирование в нашей стране финансово-промышленных групп (ФПГ), как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию.

Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:

  • ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
  • комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
  • дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
  • взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
  • учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
  • мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно- реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
  • обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

    2.1.

Эффективность производства.

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

16 стр., 7762 слов

Конкуренция и значение ее развития в строительной индустрии

... -экономические показатели 1 Конкуренция и значение её развития в строительной индустрии Конкуренция в строительстве - это борьба ... Ул. Джозеф Н. считают, что конкуренция в рыночной экономике выполняет несколько важных задач. ... следующие типы конкуренции: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия. Ценовая конкуренция предполагает создание ...

Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно — конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример — Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

2.2. Влияние на конкуренцию.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. «конкурро» — сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

2.3. Снижение цен.

снижению отраслевых цен.

2.4. Развитие малого и среднего бизнеса.

монополии содействуют развитию малых предприятий.

3.1. Влияние на рыночные отношения.

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок — вещи взаимоисключаимые.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

21 стр., 10322 слов

Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве

... понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает в себя микро- и макроуровни, производство, распределение, ... предприятия и фирмы, выплачивающие домашним хозяйствам, населению соответствующие доходы - заработную плату, ренту, прибыль, проценты. Как видим, и те, и другие участники рынка попеременно выступают то в роли ...

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

В нашей стране исследования проблем монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе. Отсутствуют какие- либо масштабные работы по данной проблеме.

3.2. Монопольная цена.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли).

Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря — это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.

Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.

Монополии стремятся также быть единственным покупате­лем определенного продукта. Искусственно ограничивая на ка­кое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предло­жение товаров ей стороны продавцов превышали спрос со сто­роны монополий. Это позволяет устанавливать монопольно низ­кие цены, уровень которых не достигает общественно необходи­мых затрат труда. В этом случае монопольный доход представляет разницу между стоимостью (или равновесной ценой това­ра) и монопольно низкой ценой. Другими словами, он является вычетом из нормального дохода продавцов.

4 стр., 1520 слов

Естественная монополия и ее регулирование

... и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, устанавливать невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности. Поэтому ...

Именно таким путем происходит ограбление капиталисти­ческих предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки: иностранные монополии, закупают у них дешевое сырье, монополии добиваются такой динамики цен, чтобы увеличивался разрыв между ценами на продаваемые и покупаемые товары, именуемый «ножницей цен».

В нашей стране «ножницы цен» использовались в период индустриализации и технического перевооружения промышленности. Государство устанавливало относительно высокие цены на промышленные товары и низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, что нанесло большой ущерб экономике села. Высокий уровень мо­нополизации во всех сферах народного хозяйства противодей­ствует созданию механизма рыночно­го ценообразования. Это наглядно проявилось в условиях либерализации цен, которые оказались на словах свободными, а на деле монопольными, которые вышли из-под контроля.

естественными монополиями

правительство сохраняет за собой право

В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.

Так весной 2000 года битва крупнейших российских, «естественных», монополистов сотрясала российскую политическую сцену полторы недели, породила массу экономических, политических и конспирологических версий относительно ее причин, а затем позволила президенту Владимиру Путину продемонстрировать себя твердым и умелым арбитром на поле брани хозяйствующих гигантов. Глубинная же причина конфликта заключается в том, что и «Газпром», и в еще гораздо большей степени РАО ЕЭС значительную часть своей продукции вынуждены отпускать потребителям в виде товарного невозвратного кредита. Однако по законам российской политической сцены просто объявить о том, что монополии больше не могут отпускать неоплаченную продукцию в таких масштабах — нельзя. Реальным антагонистом монополий в данном случае является государство: именно по его политическим обязательствам расплачиваются монополии неоплаченной продукцией. Но этого при вновь избранном популярном президенте показать тоже нельзя. Таким образом государство должно было надавить на должников, повысить заниженные тарифы и подтолкнуть структурные реформы. Как и предполагалось, государство повысило тарифы на газ и электричество, но энергитическим монополиям эта мера принесла лишь малое и краткосрочное облегчение.

В то же время государство может устанавливать государственную монополию на тот или иной вид деятельности.

Например, зампред Госкомрыболовства Владимир Измайлов заявил о том, что со следующего (2001) года в России может быть введена государственная монополия на производство и экспорт черной икры. По его словам, проект соответствующего постановления уже подготовлен и представлен в правительство. Основными поставщиками черной икры на мировой рынок являются Россия и Иран, т.к. осетры обитают в бассейне Каспийского и Азовского морей. Причем Иран уже ввел госмонополию на свое второе «черное золото», в результате чего экспорт многократно возрос. Россия в прошлом году по официальным каналам экспортировала икры на 25 млн долл., а потери государства от нелегального экспорта составили около 250 млн долл. Икра и ценные породы рыб уходят в основном в Западную Европу, где стоят в 2-3 раза дороже, чем в России. Как заявили в Госкомрыболовства, как управляющую структуру их тревожат не столько деньги, сколько возможность уничтожения рыбных ресурсов.

Регулирование государст­вом рынка в странах с развитой рыночной экономикой является основной частью общегосударствеенных программ развития на­родного хозяйства. Формы такого регулирования многообразны, они не исключают возможность прямого вмешательства госу­дарства в хозяйственную жизнь посредством целевого регули­рования цен. Отношения между товаропроизводителями долж­ны строиться не только на основе свободных, но и на основе регулируемых договорных цен. Такие цены должны отражать реальные затраты, нормальную прибыль и сдерживать ценовую интервенцию со стороны монополий. Это позволит снизить инфляцию и ослабить рост цен на потребительские товары.

Основные типы монополизма далеко не однород­ны. По мнению профессора А Я. Лившица, если одни монополисти­ческие структуры опас­ны для экономики и должны быть демонтированы, то некото­рые другие заслуживают совсем иного отношения. Довольно отчетливо видны очертания зоны естественного монополизма, в которую можно включить технологические олигополии, госу­дарственные естественные монополии и те, что связаны с ли­дерством в области научно-технического прогресса. Такие обра­зования не противоречат устройству рыночного хозяйства и впо­лне с ним совместимы.

Для разрушения всех видов абсолютного монополизма необходимы:

  • ликвидация командно-административной системы управления,
  • разукрупнение больших и повышение роли малых и средних предприятий,
  • создание конкури­рующих производств (в том числе коллективных предприятий и индивидуальных хозяйств),
  • организация обществ потребите­лей, антимонопольного законодательства, способствующего раз­витию нормальной конкуренции.

В целях борьбы с монопольными явлениями в экономике государственные органы проводят различные программы «демонополизации».

Как известно демонополизация должна была стать второй, наряду с приватизацией, (если не первой) основой рыночных преобразований существовавшей до 90-х годов централизованной дефицитной экономики. Отчасти именно с недостатком внимания к этой второй составляющей реформ связано несовершенство их результатов. Сплошь и рядом частные структуры приобрели монопольную власть над потребителем, а возникшие условия хозяйствования очень далеки от либерального идеала равенства возможностей и одинаковых правил игры для всех участников. Однако «демонополизацию» при всей ее актуальности ни в коем случае нельзя понимать упрощенно, как стремление «расчленять» компании, имеющие доминирующее положение на рынках. В современном понимании демонополизация означает широкий спектр мер, направленных на развитие конкуренции в тех сферах, где она искусственно ограничена. Эти меры всегда должны быть выверены с точки зрения принципа «не навреди» по отношению к работающим экономическим структурам. К арсеналу этих мер, например, относятся:

  • снижение административных и экономических барьеров для входа на рынок новых поставщиков;
  • поддержка создания параллельных конкурирующих структур и ввоза товаров на монополизированные рынки;
  • поддержка формирования рынков новых товаров и услуг:
  • развитие информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
  • содействие усилению рыночной ориентации поведения предприятий и их конкурентноспособности на межрегиональных и международных рынках.

Программу демонополизации, Предлагаемые меры:

естественными монополиями

улучшению процедур распределения государственного заказа

3. Для развития конкуренции на рынке строительных материалов и рынке продукции лесной и деревообрабатывающей отраслей предлагается реализовать межрегиональные программы развития этих рынков.

4. Для развития конкуренции на рынке мясной продукции предлагается осуществить меры поддержки малых предприятий, занимающихся ее производством.

методику определения арендной платы

6. Программа содержит меры содействия развитию конкуренции в сфере банковских услуг.

контролю за фондовым рынком,

монополию

С другой стороны, несомненно, что те формы монопольных соглашений, в соответствии с которыми рынок делится между несколькими участниками, не только не обеспечивают подобной экономии, но в действительности порождают отрицательные экономические эффекты, т.к. способствуют сохранению слабых фирм.

Политика государства при монополизации экономики

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.03.94 N 191 (ред. от 04.09.95)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ)»

2. Бабаева Л. Малому бизнесу в России грозит… монополизм // Человек и труд. — 1993. — N 8. — С.101-104.

3. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рос. экон. журнал. — 2000. — N 3. — С.28-33.

4. Еще одна естественная монополия // Нефть и капитал. — 2000. — N 1. — С.70-73.

5. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике: Пер. с нем. / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 399 с.: табл., ил. — Рус.-нем. словарь эконом. терминов: с.389-395.

6. Казаков И.А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования в мировом экономическом пространстве // Вестник Моск. Ун-та. Сер.6. Экономика. — 2000. — N 2. — С.16-20.

7. Лансков А.В., Кушнаренко В.И. Российская экономика и зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. — СПб., 1998. — N 2. — С.93-100.

8. Моисеева Е.Г. Монополии и научно-технический прогресс // Приборостроение в аэрокосмической технике: Материалы докладов Всерос. молодеж. науч.-техн. конф. — Арзамас, 1999. — С.176-177.

Деп. в ВИНИТИ

10. Тикиджиев Р., Рубинштейн Т. Проблемы демонополизации экономики России // Проблемы теории и практики управления. — 1992. — N 1. — С.56-60.

11. Хикс Д.Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии: (Пер. Л.С.Горшковой) // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. — СПб.: Экон. школа, 1999. — С.329-353.

12. Черняк Е.Б. Монополистический капитализм первой половины XX в. в исторической ретроспективе // Новая и новейшая история. — 1990. — N 2. — С.20-36.

13. Шаститко А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. — М.: ТЕИС, 2000. — 79 с. — Библиогр.: 164 назв.

14. Ягуткин С. Демонополизация управления аграрным рынком // АПК: экономика, управление. — 1993. — N 8. — С.54-57.