По теории и методике обучения технологии и предпринимательству

Курсовая работа
Содержание скрыть

В современном образовании в качестве одной из приоритетных проблем активизации творческой личности ребенка является развитие познавательного мышления, способствующего формированию потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью. В системе общего образования осуществляется и подготовка учащихся, целью которой является формирование художественной культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам технологии. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.

Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии и психологии велось то с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» (Н.А. Бердяев, Н.О. Лаосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова, С.Л. Рубинштейн и др.), что не позволяло выработать критерий сочетания в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного.

Актуальность

Появление новых технологий усиливает актуальность нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут детям не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие отношения к качественному осуществлению в трудовой деятельности.

Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. Нужно для каждого создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения, помогают педагогу определить ту возможную меру включённости учащегося в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

30 стр., 14594 слов

Активизация познавательной деятельности у подростков на х технологии

... Предметом исследования является познавательная деятельность. Объектом исследования будут подростки, учащиеся 7 – 8 классов. Задача исследования: изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма ...

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:

  1. произвести обзор и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

  2. разработать тематический план раздела «Рукоделие. Лоскутная пластика», 5 класс;

  3. разработать план-конспект урока по разделу «Рукоделие. Лоскутная пластика» для 5 класса и дидактическое обеспечение к нему.

Методы теоретического исследования:

Глава 1. Творческая деятельность личности как психолого-педагогическая проблема

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

    1. Сущность понятия «творческая деятельность».

Деятельность, Творческая деятельность

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством.

В повседневной жизни творчеством обычно называют:

— во-первых, деятельность в области искусства;

— во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов;

-в-третьих, научное познание, созидание разума;

— в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[17; 120 с.]. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего.

способность творить

Творчество – деятельность

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

21 стр., 10455 слов

Исследования: Развитие у младших школьников логических

... Середа, М.Н. Скаткин. Тема исследования: Развитие у младших школьников логических универсальных действий средствами ЛЕГО-конструирования. В соответствии с ... высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения ... процессов. Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они ...

творчество

способности

Крутецкий В.А. считает, что «способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Например, нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память» [10, 61с ] .

Творческие способности

Отметим, что в литературе нет единства в подходах к определению сущности творческих способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Таненбаум и др.).

Другая точка зрения состоит в том, что творческая способность является самостоятельным фактором, не зависимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Груббер, Я.А. Понаморев, К. Тейлор).

Третья точка зрения: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р. Стенрнберг, Л. Термен).

Данный вопрос в отечественной психологии изучен достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б. М.Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения [26 ].

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Отметим, что Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности[16, 488 c ].

Как отмечает И.Я. Лернер, творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей [19,93 c ]. При этом помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться удивляться всему, будто видит все в первый раз.

14 стр., 6642 слов

Творческий проект по технологии: «Полки резные для интерьера»

... и обоснование проекта. В своем творческом проекте я решил изготовить необходимые для быта декоративные полки. И для большего внимания и ... Изделие должно быть с низкими затратами. 3. Результат изготовления должен быть качественным и удобным., Требования к будущему ... эскиз изделия 3. Технологический этап. 3.1 Технологическая карта для изготовления настенных полок. № План работы Эскиз детали Инструменты ...

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам Б.М.Теплова, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (относиться к ним не критически); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека [24 ].

Так, творческие способности развиваются, прежде всего, в творческой деятельности, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

Суть творчества, по мнению Н.М. Конышевой, — в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота

2. Гибкость

3. Оригинальность, . Законченность

Для успешного применения творческих способностей, развития творческих составляющих, необходима правильно организованная творческая деятельность, и как следствие, ее активизация.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению В.А. Левина, благодаря соблюдению четырех принципов:

Трактовка принципа

1

исключения

можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой

2

поощрения

чем более дикой покажется идея, тем лучше

3 стр., 1278 слов

Проект «Кухня в современной квартире» учащихся по технологии (9 класс)

... интерьеров кухни, разработку и изготовление прихваток в технике лоскутной пластики, а также технологию приготовления торта «Лакомка», сервировку стола и культуру поведения за столом. Творческий проект - это самостоятельная творческая ... на готовое описание схемы, я в несу в них что то новое и оригинальное? Так надо попытаться. Заключение. Творчество в любой области деятельности ... всегда. Кухня по праву ...

3

требования

чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим

4

признания

высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать

Творческая деятельность школьников

креативности

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология — учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

уроки технологии

1.2. Классификация методов творческой деятельности учащихся

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Для достижения этой цели необходимо правильно и целенаправленно организовывать творческую деятельность учащихся школе.

Правильно организованная творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает необходимое условие организации творческой деятельности младших школьников, зависящее, в первую очередь, от педагога. М.Н. Скаткин выделил следующие способы активизации творческой деятельности: проблемное изложение знаний, дискуссию, исследовательский метод, творческие работы учащихся, создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [4, 280 c ].

Также одним из условий организации творческой деятельности учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей». Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников.

3 стр., 1416 слов

Творческий проект «Разделочная доска»

... При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные задачи: -разработано экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделия из доски; -разработан несложный технологический процесс изготовления разделочной доски на основе изученных ...

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в творческой деятельности, как и в любой другой, необходимо помнить о том, что учащийся, как правило, стремится к решению максимально трудных для него задач. Это помогает реализовать второе условие, предъявляемое к творческой деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка. При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность [16,562 c ]. Ещё одним важным условием для организации творческой деятельности Левин В.А. называл развитие творческих способностей, что является неотъемлемой частью творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал В.А.Левин, многие качества, необходимые творческой личности (художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного) попадают в число избыточных, лишних [4, 35 c ].

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность на данной ступени развития общества является очевидным.

Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.

Познавательная мотивация творчества школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству)

Таким образом, можно сказать, что любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. А.Ю. Козырева определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно новое» [17,93 c ]. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.

Классификация методов по назначению

приобретение знаний;

формирование умений и навыков;

применение знаний;

творческая деятельность;

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... с этим, развитие творческого мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания информатики. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих школьников, позволит ...

закрепление;

проверка знаний, умений, навыков.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификация учебных проектов по Коллингсу

Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр

  • Экскурсионные проекты
  • Повествовательные проекты,
  • Конструктивные проекты

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов

Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [2,34 c ]. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

6 стр., 2861 слов

Творческий проект. Бумагопластика. учащихся по технологии (4 класс)

... поможет начертить круг на бумаге любого размера. Технология выполнения изделия . Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, ... аспекты. Результат проекта: готовое изделие. Изготовление работы в классе В классе я выполняла свою интересную композицию. Выполняла я по этапно, ... ножницы в раскрытом виде; 3.Клеем пользоваться очень осторожно; 4. Не допускать попадания клея в глаза; (при попадании ...

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Таким образом,

1.3.Элементы творческой деятельности при выполнении объектов труда.

Таким образом в течении всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со 2 класса).

Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося [20,94 c ].

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Сроки выполнения проекта в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3-4 недель до года.

Тема проекта может быть самой разнообразной, отображать актуальность темы и нести декоративно-прикладной характер.

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).

Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, интернете, пр.).

Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

В процессе закрепления

Можно перечистить уровни творческой подготовленности учащихся при выполнении практической работы.

Для этого удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся [11, 17 c ]:

14 стр., 6672 слов

Развитие творческих способностей учащихся на х технологии

... работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении полутора лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий ... навыки. В среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств ...

1-й уровень

2-й уровень.

3-й уровень

4-й уровень

5-й уровень

Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.

Так при изучении раздела «Лоскутная пластика», предлагаются следующие виды творческой деятельности:

— Изделия выполняемее из лоскутов.

— Подбор рисунка при пошиве изделия в технике лоскутной пластики.

— Виды шаблонов можно использовать при работе с лоскутом.

— Составление эскиза рисунка, по которому создается изделие.

— Выполнение творческих проектов.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.

Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания, на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

1.4. Возрастные особенности учащихся 5 класса.

Психологические особенности младшего подросткового возраста в общем виде можно представить следующим образом:

В связи началом полового созревания в организме ребенка происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Поэтому при разработке практических заданий следует предусмотреть различные варианты выполнение заданий, которые будут учитывать темп работы различных учеников [5, 214 c ].

Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

Необходимо знать основные психологические особенности младшего подростка:

1. « Чувство взрослости » — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности. Во время проведения практических работ возможны несколько вариантов удовлетворения чувства взрослости, например предоставление нескольких вариантов выполнения работы.

  • «Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего».

Стремление экспериментировать

Так же не следует забывать о том, что теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития.

Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

1.5.Выводы

Таким образом, проанализировав литературу по теме исследования, мы убедились в том, что если в процессе творческой деятельности учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Работая над развитием творческой активности детей и учитывая собственный многолетный педагогический опыт, целесообразно отметить, что у школьников появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Учащиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне [6, 216 c ].

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, мы добиваемся положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников.

Отсюда целенаправленная организованная творческая деятельность способствует развитию творческого мышления учащихся. Формирующая работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь, также выполнялись условия развития творческого мышления: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях. Всё это позволяет достичь высоких результатов, формируя у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально- экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации

2 глава. Элементы творческой деятельности при выполнении объектов труда раздела «Рукоделие. Лоскутная пластика»

2.1 Роль и место раздела «Рукоделие. Лоскутная пластика», 5 класс

в образовательной области «Технология».

Одним из разделов образовательной области «Технология» является раздел «Рукоделие. Лоскутная пластика».

В 5 классе на изучение раздела «Рукоделие. Лоскутная пластика» отводится 4 часа [20, с.101].

Целью раздела выступают: изучение истории лоскута, знакомство с различными видами искусства,

Использование при изготовлении предметов художественных промыслов повсеместно распространенных материалов: ткани, нити.

Изучаются следующие вопросы

-краткие сведения из истории создания изделий из лоскута;

-возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды;

-материалы для лоскутной пластики;

-подготовка материала к работе;

-инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента;

-технология соединения деталей между собой и с подкладкой;

-использование прокладочных материалов.

Примерный перечень практических работ.

1.Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестигранник).

2.Изготовление декоративной салфетки в технике лоскутной пластики размером 24

3.Изготовление подставки под горячую посуду различными способами.

4.Изготовление прихватки.

5.Изготовление декоративной грелки на чайник.

6.Изготовление сумки для ванной.

7.Изготовление фартука в технике лоскутной пластики.

Важный аспект трудового обучения — соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно — прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскутное шитье приобщает детей к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно — теоретическими основами декоративно — прикладного творчества.

В учебном плане на изучение темы «Лоскутная пластика» отводится недостаточное количество часов, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного искусства.

Занятия лоскутной пластикой в общеобразовательной школе могут проводиться в урочное и внеурочное время со школьниками любого возраста.

Раздел «Лоскутная пластика», рассчитанный на 4 часа

На занятиях лоскутной пластикой у учащихся есть возможность закрепить полученные ранее умения, отработать навыки, подготовиться к выполнению и выполнить практические и творческие задания.

Учитывая специфику деятельности ребенка, этапы процесса работы над изделием могут выстраиваться в различном порядке. При выполнении творческих проектов в 5 классе мы начинаем работу с лоскутом. Учащиеся выполняют прихватки из лоскутов ткани, с целью отработки начальных навыков лоскутной работы, этапы выстраиваются в следующей последовательности:

— эскизирование, конструирование, моделирование.

Когда ученик выходит на уровень самостоятельного творческого проекта последовательность этапов меняется:

— эскизирование, моделирование, конструирование.

Учащихся после изучения раздела «Рукоделие. Лоскутная пластика»

— историю лоскутной техники;

— роль лоскутной пластики современной моды;

— традиционные узоры;

— материалы для лоскутного шитья;

— свойства материалов;

— инструменты и приспособления, применяемые при лоскутном шитье;

— сочетание цветов;

— рационально использовать рабочее место, соблюдение правил ТБ при выполнении практических работ;

— осуществлять контроль качества при выполнении объектов труда.

Должны уметь

— составлять узор при изготовлении изделия;

— подбирать цвета по спектральному кругу;

— раскладывать и выкраивать детали для изделия;

— определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;

— подготавливать материалы лоскутной пластики у работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами;

— соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой.

— выполнять операции на швейной машине;

— выполнять на универсальной шв. машине следующие операции: стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы.

— выполнять влажно-тепловую обработку;

— определять качество готового изделия.

2.2. Тематический план раздела «Рукоделие. Лоскутная пластика»

5 класс

п/п

Тема урока

(этап проектной

или исследовательской

деятельности)

Кол-во часов

Тип урока (форма

и вид деятельности)

Теоретические

сведения

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

(результат)

Объект

труда

Элементы творческой деятельности

Рукоделие. Лоскутная пластика (4 ч)

1-2

История лоскутного шитья и мода. Геометрический орнамент и композиция.

Выполнение эскиза в лоскутной технике

2

Комбини-

рованный урок

История создания изделий из лоскута. Понятия об орнаменте, симметрии и асимметрии в композиции. Лоскутное шитье и мода. Инструменты и материалы. Подготовка к работе

Иметь представление

о технике лоскутного шитья, орнаменте, симметрии и композиции.

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы

и инструменты

Знать историю лоскутной техники

Презентация

Эскиз

Работа с цветовым кругом.

Подбор цветов ткани в композиции прихватки.

Выполнение эскиза прихватки .

3-4

Изготовление шаблонов элементов орнамента.

2

Практическая работа

Правила деления элементов орнамента

на простейшие геометрические фигуры, подбора и изготовления шаблонов. Правила раскроя деталей с учетом направления долевой и рисунка

Способы сборки полотна в лоскутном шитье. Сборка полотна изделия

Знать о необходимости припусков для обработки, их величине и правилах раскроя деталей

Знать правила сборки полотна.

Уметь ими пользоваться

Раскрой элементов с учетом направления долевой нити и припусков на швы

Технология соединения деталей между собой в лоскутном шитье

Подбор цветов ткани в композиции прихватки.

Выполнение эскиза прихватки .

2.3 Разработка конспекта урока «, Лоскутная пластика

Цели

Обучающая : ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики.

Развивающая:, Воспитывающая

Тип урока : урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока, Оборудование:, Дидактический материал к учебному занятию

(приложение №1).

Место проведения

Ход урока

I. Организационный момент.

— Приветствие учащихся;

— Проверка посещаемости;

— Проверка готовности к занятию;

— Назначение дежурные.

II. Изложение нового материала.

Слайд №1-5

Слово учителя, Лоскутная техника

Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилось в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине 19 века, когда стала развиваться текстильная промышленность, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и др. оставшиеся от раскроя лоскутики экономичные хозяйки тоже пускали в дело. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, и мн. др. не только нужное и полезное, но и красивое, завораживающие взоры предметы домашнего обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение, о чем она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры. Они собирали квадраты и треугольники в разные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканные ковры.

Чем же привлекает эта техника? В первую очередь своей доступностью и разнообразием. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу могут пойти не только ткани, но и пряжа, отделочные шнуры, лента, кружева- все, что найдется под рукой, конечно, ваша фантазия.

Слайд №6-9

Художественная работа с лоскутом

Слайд №10-12

Лоскутное шитье-удовольствие и красота.

Печворк -по европейски;

Квилтинг – по американски;

По русски – лоскутное шитье- разные названия одного творчества

  • Лоскутное шитье известно на Руси как один из интереснейших видов домашнего рукоделия очень давно. Но как профессиональное искусство работы с лоскутом ( от англ. pachwork лоскутная работа ), оно стало возрождаться только в конце 60-х гг. XX в. Работа выполняется вручную (швом «вперед иголку», тамбурным, петельным или потайным стежком) или на швейной машине (стачным швом, зигзагообразной строчкой).

    В технике пэчворк можно изготовить разнообразные изделия одежды и предметы быта.

  • Квилт (англ. quilt « лоскутное стеганое одеяло »). Техника квилт очень старая и почти забытая. Интерес к ней вновь появился в 90-е гг. XX века. В США, Европе, а также России созданы общества квилтов, где разрабатывают проекты даже на государственном уровне. В России создано общество «Интернациональные культурные контакты», цель которого — содействие развитию искусства квилта в России. Квилт — изделие, выполненное в технике квилтинг, разновидности пэчворка, которая дополнена обычно большим количеством мельчайших стежков.

Слайд №13

Для работы вам понадобятся следующие инструменты:

-иглы -лучше всего средних размеров;

-сантиметровая лента;

-линейка;

-ножницы побольше -для раскроя –и поменьше -для подрезания нитей;

— игольница

Для изготовления шаблонов понадобятся картон или плотная бумага.

Слайд №14

К материалам относятся нитки и ткани. Материалы- самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме- лоскуты и обрезки ткани.

Нитки применяются х/б разных цветов.

Ткани лучше использовать такого ассортимента: ситец, бязь, сатин, хлопок, лен и т. д. они могут быть однотонными и пестрыми с рисунком.

  • Для основы лучше использовать плотную хлопчатобумажную ткань, например, бортовку или мешковину.

  • Большинство традиционных лоскутных работ выполнено из набивных тканей.

Начинающим рекомендуется использовать 100% хлопчатобумажную ткань средней плотности. С ней легко работать и она не так быстро изнашивается, как неплотная ткань. В дальнейшем можно использовать различные по текстуре ткани, сочетая их между собой и создавая тем самым потрясающие изделия.

Также понадобится:

Набивка: синтепон, ватин (продается в рулонах различной ширины, плотности и веса, что позволяет удовлетворить любые требования).

Для набивки подушек можно использовать мелкие лоскуты ткани, кусочки поролона, обрезки ниток и т.д.

Клеевой флизелин необходим для посадки на него лоскутов мягких подвижных тканей, чтобы их легче было использовать впоследствии.

К оборудованию относится: утюг- для утюжильных работ, для машинных работ – швейная машина.

Необходимо правильно организовать рабочее место для выполнения работ в лоскутной технике. Рабочее место можно разбить на три зоны:

  1. Стол с инструментами, приспособлениями и материалами.

  2. Швейная машина.

  3. Утюжильная доска и утюг.

Такое расположение очень удобно, и оно не должно быть загромождено.

  • Инструменты и приспособления распологаются справа от работающего, а материал- слева. Инструменты хранят в специальной коробке, шаблоны, рисунки – папках. Материалы можно хранить в пакутах. Все материалы должны быть хорошо отутюжены.

  • Во время работы свет должен падать с левой стороны от работающего или спереди.

  • Во время работы сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Изделие находится от глаз работающего на расстоянии 30-40 см.

Выполняют изделия из лоскутов в следующей последовательности:

1.работа с ножницами, ручной иглой и булавками;

2.работа на швейной машине;

3.работа с утюгом.

При работе обязательно соблюдается ТБ при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом и на швейной машине.

Прежде чем изготовить изделие в лоскутной технике, материалы следует специально подготовить.

Слайд №15

Учитель рассказывает и показывает правила подготовки ткани к работе.

  1. Определение прочности окраски. (Берут небольшой кусочек ткани, смачивают водой и утюжат утюгом на белой ткани).

  2. Стирка и накрахмаливание ткани.

  3. Подбор тканей по цвету, фактуре, рисунку.

Учитель показывает цветовой круг и рассказывает о гармонии цветов.

Особое внимание при работе с лоскутом уделяется цвету и его сочетаниям.

Все цвета условно делятся на теплые (красный, оранжевый, оттенки желтого), холодные (голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и нейтральные (белый, черный, серый).

Красный, желтый, синий цвета являются основными. Со вкусом подобрать ткани по цвету для выполнения изделия из лоскутов поможет цветовой круг.

Слайд №17

Учитель рассказывает и показывает правила подготовки ткани к работе  1

Можно использовать для начала круг; состоящий из шести цветных секторов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Дополнительными при этом считаются цвета секторов, расположенных друг против друга: красный-зеленый, оранжевый -синий, желтый -фиолетовый.

Физкультминутка.

  1. Упражнение, корректирующее осанку.

    Построится в колонну.

    Раз – посмотреть налево;

    • Два – посмотреть направо;
    • Подравняться.

    Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

    Смотрим влево, смотрим вправо.

    Спинка ровная у нас,

    А осанка – высший класс.

  2. а) И.п. – стоя, руки к плечам

    1-2 – подъём на носки, руки вверх, вдох,

    3-4 – И.п. выдох.

    при выполнении тянуться вверх.

    б) И.п. – стоя, руки на поясе.

    1-2 – отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох.

    3-4 – И.п. выдох.

    при выполнении напрягать мышцы спины.

    в) И.п. – стоя, руки в стороны, ладони вверх.

    1 – поочерёдное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох.

    2 – И.п. выдох.

    Следите за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

  3. Упражнение для кисти рук.

    1 – Моем руки (на счёт от 1 до 20)

  4. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. (повторите 5 раз)

Слайд №18

Изготовление шаблонов.

Шаблон — это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия (слово немецкое).

Узор в лоскутной технике состоит из нескольких видов многократно повторяющихся элементов.

Элементы одного вида имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить элементы, пользуются шаблоном из плотной бумаги или картона.

Слайд №19-22

Виды шаблонов

Слайд №23

Прихватки различных техник.

Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам?

-Какие инструменты и оборудование используют для выполнения в лоскутной технике?

-Как должен падать свет на рабочую поверхность?

-Как определить прочность окраски ткани?

-Какие новые термины вы узнали?

Практическая работа.

На примере окраски лоскутов художником по ткани хорошо изучать основы цветоведения. При объяснении темы воспользуемся уже известным учащимся цветовым кругом Гётте. Будем составлять подобный круг на большом листе ватмана или картона из полосок гладкокрашеной ткани, располагая их по кругу в заданной последовательности. Затем расширяем цветовую палитру круга, добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, при этом соблюдаем законы гармонии смежных цветов и контрастных цветов, тональную гармонию. Учащиеся сортируют ткани по волокнистому составу и окраске, проверяя ее прочность, определяют нить основы, по ее направлению рисуют простым мягким карандашом линию с изнаночной стороны ткани. За эту практическую работу по материаловедению можно поставить оценку в Классный журнал.

Итак, почти все образцы тканей были помещены в цветовой круг, исключение составили ткани с крупным контрастным рисунком, очень плотные ткани и некоторые виды синтетики. Далее, в целях экономии, постараемся включить в работу и эти ткани. Таким образом, мы решим задачу по цветоведению — гораздо более сложную, чем покупка тканей нужной окраски и работа по готовому эскизу. Однако не следует забывать и о цветовой гармонии. Для этого выберем один — два основных цвета, подберем их оттенки и сочетания.

На уроках технологии мы стараемся сохранить народные традиции лоскутного творчества, при этом работаем не по наитию, а закрепляем знания, полученные на уроках по цветоведению, материаловедению, машиноведению.

На следующем уроке учащиеся выполняют практическую работу под руководством учителя — изготавливают один — три фрагмента лоскутной мозаики с узором «полоска».

В начале урока рекомендуется сообщить учащимся правила безопасной работы на швейной машине с ножным или электрическим приводом, повторить технику безопасности при работе с утюгом. На столе у учащихся должны находиться коробка со швейными принадлежностями, чертежные инструменты, образцы тканей и шаблоны из картона для основы. Учащиеся зарисовывают в тетради схемы раскладки узоров, записывают последовательность их изготовления и приступают к практической работе на швейной машине. Они могут самостоятельно проконтролировать результат своей практической работы, сделав самооценку по указанным ниже критериям.

Примерные критерии оценки.

1. Правильный раскрой всех деталей по шаблонам с соблюдением направления долевой нити. Минимальные отходы ткани после раскроя.

2. Цветовая гармония всех элементов узора.

3. Качество изготовления каждого фрагмента панно.

4. Соответствие всех фрагментов панно друг другу по размеру, углу наклона и форме.

5. Количество качественно сшитых фрагментов узора.

Поведение итогов практической работы.

Выставление оценок в дневники учащихся. Затем предлагает им сложить все сшитые за урок фрагменты в одно общее полотно и проанализировать полученный результат.

Анализ недостатков:

1. Работа имеет композиционную незавершенность — необходимо сшить дополнительное количество нужных фрагментов узора.

2. Некоторые фрагменты изготовлены не качественно — нужно поработать над качеством шитья, а опыт приходит в процессе работы.

3. Панно слишком пестрое и многоцветное, это разрушает его гармоничное восприятие человеком — необходимо сократить количество основных цветов до двух и грамотно подобрать их оттенки. Можно поработать над эскизом панно, то есть создать узор на бумаге в клетку.

Итог урока. Домашнее задание.

  1. Реферат на тему «История лоскутной пластики»

  2. Разработать эскизы узоров из квадратов, в цвете или тоне. Эскиз выполнить из цветной бумаги. (Приложение №2)

Слайд №24

На следующем уроке мы с вами будем выполнять прихватку простой формы в виде «шахматной доски». Дома подобрать два цвета ткани пользуясь цветовым кругом для своей прихватки.

Заключение

Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся на примере главы «Рукоделие. Лоскутная пластика» в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

На одном конкретном примере мы рассмотрели, как метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.

Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания — всестороннее воспитание личности.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому метод проекта является актуальным на сегодняшний день.

Таким образом эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Нельзя не заметить, что одним из условий организации творческой деятельности учащихся в школе выступает личность самого педагога

Всё это позволяет достичь высоких результатов, формируя у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.

Список использованной литературы

1. Акимова М.В. Методы диагностики природных психофизиологических особенностей человека/М.В.Акимова. М.: Просвещение, 1992.-68 с.

2.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/А.Г.Асмолов.- М.: Просвещение, 2003.- 65 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология Творческих способностей: Учебное пособие для студентов вузов / В.И. Богоявленская- М. : Издательский центр «Академия», 2002 г. 320 с.

5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова Н.А. Борзов – Самара: Самарский дом печати, 1994 г. 316 с.

6. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

7. Безрукова В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. – М.: Издательство «Сентябрь», 2004.-67с.

8. Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности/ П. Вайцвайг- М. Прогресс, 1990 с. – 192 с.

9.Волков И. П. приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы/ И.П. Волков. — М : Просвещение, 1982 г. 213 с.

10.В.А.Крутецкий «Психология», издательство НПО МОДЭК/ 1998 г,413 с.

11. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей на уроках труда/Т.А. Гомырина. — М.: ВЧГК «Русский Центр», 2003.-81с.

12. Григорьев, К. П. Привитие интереса к учебным предметам/ К.П. Григорьев//Начальная школа. -2008. №6.- с. 42-46.

13.Гуляева Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности // Эстетика. — М.: Знание. — 1983.

14.Макаренко А.С. Пед. Соч.: В 8 том./сост. М.Д.Виноградова, А.А. Фролов. – М.,1983- 1986 г.

15.Сухомлинский В.А. ‘О воспитании’ — Москва: Политическая литература, 1982 — с.270

16. Немов Ф.С. Психология: учеб пособ. для уч. педучилищ, студентов пед инст. и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение,1990. 688 с.

17. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Старовойленко Е.Б., Шадрикович В.Д. «Психология индивидуальности. Новые модели», НОУ ВПО МПСИ, 2009 год, 384 стр.

18. Заенчик В.М. Основы творческо- конструкторской деятельности: Методы и организации: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. -256 с.

19. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.

20. Программа общеобразовательных учреждений «Технология»//Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.// 1-4,5-11 классы, Москва «Просвещение», 2009 год.

21. Шадриков В.Д. «Психология деятельности и способности человека» Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

22. Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт, учеб. курс. Минск.: Университетское, 2004.

23. Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». М., 1996.

Интернет-ресурсы

24.К.Д.Ушинский-

25.Философский словарь- (

26.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Можно не прикладывать к курсовой работе!!!, Как закрепление раздела «Лоскутная пластика», выполняется творческий проект.

2.4 Разработка конспекта урока «

Урок 1-2

Тип урока — комбинированный.

(Приложение презентация№2)

Цель урока:

Слайд №2

Метод проектной деятельности

Слайд №3

-Объединяет практическую и умственную деятельность.

-Побуждает к поисковой и исследовательской деятельности.

-Развивает умение работать в команде.

-Раскрывает творческий потенциал ученика.

Актуальность урока

Слайд №4

Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Дидактическая цель.

Слайд №5

Познавательная, Воспитательная, Развивающая, Методы обучения:

Слайд №6-9

рассказ – объяснение, обсуждение, «мозговая атака», метод исследований.

Форма работы:, Межпредметная связь:, Оснащение урока:

Ход урока.

Организационный момент – 2 мин.

1. Проверка наличия учащихся.

2. Подготовка к уроку.

Контроль знаний обучающихся – 15 мин.

1. С какими видами лоскутной пластики вы знакомы?

Ответ

Особые правила шитья изделий в лоскутной пластике?

Ответ

ткань подбирают по цвету, фактуре, рисунку;

по срезам совмещают долевую нить с долевой;

раскладка деталей выполняется экономно;

успех работы зависит от правильно выкроенного лоскута.

Для чего мы можем изготовить изделие?

Ответ

  1. Изложение нового материала – 20 мин.

Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение общества. Творчество постоянно меняет наш образ жизни и мышления, способствует познанию неизвестного, преобразованию и усовершенствованию известного. Это значит, что в результате творчества могут создаваться товары и услуги, улучшающие бытие человека.

Работу, которую вы будете делать связана с оригинальным подарком или сувениром, поэтому, немного поговорим об этом. У подарков тоже своя история. Однажды Моцарт, кото­рому на протяжении всей его жизни приходилось нелегко, исполнял свои произведения во дворце курфюрста Карла Теодора. Он надеялся получить место руководителя капел­лы, а вместо этого получил золотые часы курфюрста. То бы­ли пятые по счету золотые часы, полученные по такому по­воду. «В будущем я намерен,— писал великий музыкант од­ному из своих хороших знакомых,— пришить еще один кармашек для часов на свои панталоны и носить сразу двое часов, чтобы во время моего визита к высокопоставленному вельможе никому бы больше не пришло в голову одаривать меня часами».

Главное – чтобы подарок принес радость. Делая подарок, человек должен радоваться тому, что делает приятное другому. Для этого нужно присмотреться к человеку, попытаться определить его характер, изучить его домашнее окружение. Радость приносит не только серьезный подарок по особо торжественным случаям. Очень часто небольшой знак внимания возвращает светлую улыбку опечаленному лицу. Небольшой знак внимания, скажем, к празднику, согреет теплом. Особенно приятно получать оригинальные подарки или сувениры, сделанные своими руками.

Откуда берутся изделия, предметы окружающие нас?

Ответ

Дать определение понятий «дизайнер», «дизайн».

«Дизайн» – это придумывание и создание человеком красивых и удобных вещей.

«Дизайнер»

Вещи должны быть красивыми, удобными, полезными?

Ответ

Потребность

Для учеников создается проблемная ситуация:

Как решить проблему – сохранение баланса между температурой помещения и тела?

Ответ

Потребность

Слайд №11

Учитель предлагает заполнить таблицу «Потребности»

Ученики записывают в таблицу потребности: физические, эмоциональные, социальные, интеллектуальные. Вписывают названия нескольких изделий: подушка, картина, грелка.

Существует предположение, что человек давно уже все изобрел. Нужно — ли вам обучаться дизайн – проектной деятельности? Если да, то зачем?

Ответ:

Дизайн – проектная деятельность

Учитель показывает дизайн – папки и соответствующие им изделия.

Определяется понятие «проект» .

Проект – дизайн-папка (идеи, мысли, разработки) + изделие (реальный материальный результат).

Проект – это творческая работа ученика под руководством учителя от идеи до реального результата.

Проект включает в себя 4 этапа: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

Проблема для творческого проекта формирует учитель:

Проблема – используя свои знания по лоскутному шитью изготовить оригинальный подарок.

Слайд №12

Для этого необходимо поставить перед собой цели :

Проверить свои знания и умения

Выполнить работу самостоятельно

Совершенствовать свои возможности в проектной деятельности

Для решения проблемы формируем задачу , которая должна начинаться со слов: «Разработать и изготовить…?».

Задача должна отвечать на вопросы: «Что это за изделие?», «Для кого оно предназначено?», «Какие функции будет выполнять?».

Учащиеся кратко формулируют задачи.

Фронтально проводится «Мозговая атака».

На доске рисуется его схема

Группа 18

Обсуждение носит фронтальный характер. Все вопросы на доске за­меняются словами, определяющими основные направления проекта.

1) Что? — вписываются названия изделия.

2) Для кого? — члены семьи, подростки и другие (потребитель со свои­ми запросами).

3) Из чего? — основные, дополнительные, отделочные материалы

(ассортимент, свойства).

4) Какое? — виды, формы, фасоны, отделки.

5) Где? — место использования (интерьер кухни), цвет, размер.

6) Чем? — какое оборудование и какие инструменты будете использо­вать для изготовления.

7) Как? — способы изготовления, организация безопасного труда.

8) Сколько? — возможные денежные, трудовые и временные затраты (стоимость изготовления).

основные направления планирования

Практическая работа по выполнению проекта – 25 мин., Исследование 1

Слайд №13

«Что я могу сделать своими руками»

Группа 12

Вывод: Я выбираю подушку декоративную, т.к. она мне подходит больше всего для подарка.

Исследование 2.

Слайд №14

«Каким требованиям должно отвечать изделие?»

Ответ:

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает подушка.

Исследование 3 .

Слайд №15

«Технологии, которыми я владею»

Группа 1

Вывод: я выбираю технологию «Лоскутная пластика», т.к. выполнение

этих изделий займет немного времени. В качестве материала можно использовать остатки ткани.

Исследование 4.

Слайд №16

«Какое цветовое решение выбрать»

Учитель предлагает учащимся вспомнить основные понятия о цвете, используя цветовой круг.

Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими?

Назовите основные свойства цвета?

Какие цвета называют холодными, а какие теплыми?

Какие цвета дополняют друг друга?

Используя данные, из таблицы обучающиеся подбирают сочетаемые цвета для изделия.

Вывод: я решила взять за основу основные цвета золотистый , дополнительны бежевый .

Для более удачного решения потребности необходимо заглянуть в историю, найти как можно больше информации по исследуемой проблеме.

Закрепление материала — 5 мин.

Что такое творческий проект?

Назовите основные этапы проекта?

Каким требованиям должно отвечать изделие

Как сформулировать цель и задачу проекта?

Итог урока — 5 мин.

Назвать лучших учащихся

Разобрать наиболее характерные недочеты в работе

Достижения цели урока

Оценить работу обучающихся

Домашние задание – 5 мин.

Собрать необходимую информацию по выбранному изделию. т.к. вам нужно сделать подарок кому–либо, поинтересуйтесь мнением этого человека и уточните задачу проекта.

Результативность творческого проекта «Декоративная подушка» в технике лоскутного шитья см. ( приложении презентации №3).

Заключение

Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся на примере главы «Рукоделие. Лоскутная пластика» в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

На одном конкретном примере мы рассмотрели, как метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.

Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания — всестороннее воспитание личности.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому метод проекта является актуальным на сегодняшний день.

Таким образом эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Нельзя не заметить, что одним из условий организации творческой деятельности учащихся в школе выступает личность самого педагога

Всё это позволяет достичь высоких результатов, формируя у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.

Список использованной литературы

1. Акимова М.В. Методы диагностики природных психофизиологических особенностей человека/М.В.Акимова. М.: Просвещение, 1992.-68 с.

2. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. Вопросы философии. — 1974. 92с.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/А.Г.Асмолов.- М.: Просвещение, 2003.- 65 с.

4.Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию изобретательных задач/ Г.С. Альтшуллер- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991г. 145 с.

5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества В.И. Андреев- Казань: Изд. Казанского Университета, 1988.г.

6. Андреев В.И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / В.И. Андреев, 1989 г. 200 с.

7. Богоявленская Д.Б. Психология Творческих способностей: Учебное пособие для студентов вузов / В.И. Богоявленская- М. : Издательский центр «Академия», 2002 г. 320 с.

8. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова Н.А. Борзов – Самара: Самарский дом печати, 1994 г. 316 с.

9. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

10. Безрукова В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. – М.: Издательство «Сентябрь», 2004.-67с.

11. Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности/ П. Вайцвайг- М. Прогресс, 1990 с. – 192 с.

12.Волков И. П. приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы/ И.П. Волков. — М : Просвещение, 1982 г. 213 с.

13. Крутецкий В.А. Психология — М. 1980 год

14. Жураковская В.М. Десять творческих проектов для учащихся 5-9 классов / В.М. Жураковская, В.Д. Симоненко- Брянск: 1997 г. 200 с.

15. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей на уроках труда/Т.А. Гомырина. — М.: ВЧГК «Русский Центр», 2003.-81с.

16. Григорьев, К. П. Привитие интереса к учебным предметам/ К.П. Григорьев//Начальная школа. -2008. №6.- с. 42-46.

17.Гуляева Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности // Эстетика. — М.: Знание. — 1983.

18. Немов Ф.С. Психология: учеб пособ. для уч. педучилищ, студентов пед инст. и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение,1990.

19. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я.

20. Старовойленко Е.Б., Шадрикович В.Д. «Психология индивидуальности. Новые модели», НОУ ВПО МПСИ, 2009 год, 384 стр.

21. Заенчик В.М. Основы творческо- конструкторской деятельности: Методы и организации: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. -256 с.

22. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.

23. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002.

24. Программа общеобразовательных учреждений «Технология»//Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.// 1-4,5-11 классы, Москва «Просвещение», 2009 год.

25. Шадриков В.Д. «Психология деятельности и способности человека» Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

26. Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт, учеб. курс. Минск.: Университетское, 2004.

27. Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». М., 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ

3