Организация дорожно-строительных работ

Курсовая работа
Содержание скрыть

Климатическая характеристика района изысканий приводится по данным метеорологической станции г. Воронеж, Воронежской области и СНиП 23-01-99* «Строительная климатология». Дорожно-климатическая зона — IV. Зона недостаточного увлажнения грунтов. Характеризуется умеренной влажностью верхних слоев грунта вследствие значительной испаряемости и небольшого количества осадков.

Воронеж расположен в зоне умеренно-континентального климата. Зима мягкая, с устойчивым снежным покровом. Часто бывают оттепели. Лето тёплое. Может стоять и жара, и засуха. Это происходит при формировании антициклона: Воронеж легко могут достигнуть жаркие воздушные массы из Казахстана или Северной Африки. За год в среднем выпадает порядка 539 мм атмосферных осадков. Необходимые для расчетов и проектирования дороги данные приведены в ведомости климатических показателей (табл. 1).

Таблица 1 — Ведомость климатических показателей

ПоказательЕд.изм.Величина1 Абсолютная температура воздухаминимальная °С-37максимальная°С+382 Средняя температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки вероятностью превышения0,98°С-280,92°С-263 Преобладающее направление ветра задекабрь-февральЗиюнь-августС4 Максимальная из средних скоростей ветра по румбам за январьм/с5,15 Минимальная из средних скоростей ветра по румбам за июльм/с3,36 Среднемесячная относительная влажность воздуха наиболеехолодного месяца%83теплого месяца%667 Количество осадков заноябрь-мартмм172апрель-октябрьмм3678 Расчетная толщина снежного покрова с обеспеченностью 5%м0,469 Расчетная глубина промерзания грунтовсм1,1

Таблица 2 — Данные по скоростям и повторяемости ветра

ЯнварьИюльССВВЮВЮЮЗЗСЗССВВЮВЮЮЗЗСЗСкорость ветра4,13,64,255,15,45,14,53,63,33,13,23,33,54,13,9Повторяемость10111215121416101917117691714

1.2Рельеф

Город Воронеж расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины.

Рельеф представляет собой волнистую равнину, расчлененную речными долинами, балками и оврагами. В западной части района преобладают высоты от 172,8 до 206,3 м, в восточной части от 151,8 до 180,9 м. Берега реки Воронеж относительно пологие. Уклоны по всей местности обеспечивают естественный водоотвод.

1.3Растительность и почвы

Территория района лежит в подзоне типичной лесостепи лесостепной провинции. Преобладают лиственные леса из дуба, березы. Произрастают и хвойные леса, сосны. В северо-западной части дубравных лес со средней высотой дерева 12 м, диаметром ствола 17 см и расстоянием между деревьев 3 м. Также в районе распространены луговые степи с травянистой растительностью. В северной части — смешанный лес из сосны и березы со средней высотой дерева 15 м, диаметром ствола 20 см и расстоянием между деревьев 5 м.

49 стр., 24214 слов

Оптимизация лесопользования в Никольском районе

... связаны важнейшие принципиальные положения лесного хозяйства: непрерывность и постоянство лесопользования, ... работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных ... лесных территорий выполнять многообразные средообразующие функции [Там же]. Для изучения был выбран Никольский район, ... предыдущий. Полных данных по теме не представлено ни в ...

Основными почвами района являются черноземы толщиной от 0,4 до 0,8-1,2 м. Встречаются песчаные почвы, дерново-глеевые, луговые и болотные разновидности почв.

1.4Инженерно-геологические условия

В геоморфологическом отношении район строительства в Средне-Русской возвышенности и Окско-Донской низменности. Самыми древними образованиями в геологическом отношении являются девонские глины, песчаники, известняки толщиной до 40 м. Выходят они на дневную поверхность по правобережью реки Воронеж. На девонские отложения со стратиграфическим несогласии ложатся меловые породы: пески, мела, мергеля.

Выше по разрезу следуют пылеватые пески толщиной 10-12 м. Самыми молодыми являются четвертичные отложения, представленные делювиальными, песчаными, ледниковыми и элювиальными песчано-глинистыми породами толщиной до 40 м и более.

Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена месторождениями нерудного сырья, в основном строительными материалами (пески, глины, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник) особенно в западных и южных районах региона.

1.5Сведения о наличии дорожно-строительных материалов

Территория района богата месторождениями строительных материалов (граниты, пески, цементное сырье) пригодных для возведения земляного полотна, заложения опор и фундаментов искусственных и инженерных сооружений.

В данном разделе также указаны слои дорожной одежды и материалы, необходимые для их строительства.

  • й слой — асфальтобетон мелкозернисты й тип Б, марки III (горячий, плотный) толщиной 5 см. Используется для устройства верхнего слоя покрытия. Массовая доля щебня >45%.
  • й слой — асфальтобетон крупнозернистый (горячий) толщиной 7 см. Используется для нижнего слоя покрытия.

° С.

-й слой — черный щебень по методу глубокой пропитки толщиной 9 см. Черный щебень — каменный материал, обработанный битумом. Предназначен для устройства оснований дорожной одежды. Получают путем обработки щебня битумом или битумной эмульсией.

-й слой — щебень толщиной 16 см;

-й слой — ПЩС толщиной 24 см.

Обочины укрепляются щебнем.

1.6Описание трассы дороги

Длина трассы 3000 метров. Трасса проходит через луг (толщина растительного слоя 0,40 м).

1.7Технические нормативы для строительства участка дороги

Основные элементы проектируемой дороги в плане, продольном и поперечном профиле назначены по СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 52399-2005. Параметры сведены в таблице 3.

Таблица 3 — Технические нормативы для строительства участка дороги

Наименование показателяЕдиница измеренияВеличины показателя1 Техническая категория-II2 Расчетная скорость движения: основная допускаемая на трудных участкахкм/ч 120 1003 Число движенияшт24 Ширина одной полосы движениям3,755 Ширина проезжей частим7,56 Ширина обочинм3,757 Наименьшая ширина укрепленной полосы обочинм0,758 Ширина земляного полотнам159 Наибольшие продольные уклоны‰4010 Наименьшие радиусы (основные) кривых: в плане продольном профиле: выпуклых вогнутых 800 15000 5000

15 стр., 7211 слов

Земляные работы

... количество земляных и землеройно-транспортных машин, устанавливают календарный график, содержащий информацию о последовательности и сроках производства работ. В промышленном и гражданском строительстве земляные работы ... выполняются при устройстве траншей н котлованов, при возведение земляного полотна ... и технология производства работ, ...

.8Характерные поперечные профили земляного полотна и дорожной одежды

Поперечные профили назначают в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки, грунтовых условий по трассе с учетом рельефа данной местности.

В соответствии с п. 6.4. СНиП 2.05.02-85 при проектировании земляного полотна применены типовые решения. Поперечный уклон земляного полотна двускатного профиля принимается 40 ‰. Заложение откоса насыпи до 3-х метров 1:4, от 3-х метров — 1:1,5, в выемке — внутренние откосы 1:4, внешние 1:1,5.

2.Определение сроков выполнения дорожно-строительных работ

Календарная продолжительность летнего строительного сезона определяется климатическими условиями района расположения участка дороги.

Начало и окончание производства работ по климатическим условиям устанавливаем, руководствуясь упрощенным дорожно-климатическим графиком.

Земляные работы выполняем в наиболее благоприятный период года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влажность их не слишком велика. В этот период обеспечивается необходимое качество выполняемых работ, высокая производительность машин, участвующих в возведении земляного полотна. В данном курсовом проекте строительство ведется в 2 сезона. В первый сезон возводится земляное полотно, во второй — дорожная одежда.

Для земляного полотна:

Начало строительного сезона — 1 апреля

Конец строительного сезона — 10 ноября

Количество рабочих смен за сезон:

;

календарная продолжительность строительного сезона 224;

количество выходных дней (суббота, воскресенье) ;

количество праздничных дней 4;

количество дней простоя по климатическим условиям

простой по ремонту и профилактике машин и оборудования

простой по организационным причинам и перехода с одного места стройки на другое

коэффициент сменности

Строительство слоев покрытия должно быть начато только после устройства нижних подстилающих слоев, поэтому сроки строительства сокращаются против возможных климатических условий.

Таблица 4 — Длины участков в зависимости от уклона

ПКУклоны1:41:1,50+00 — 6+506506+50 — 7+25757+25 — 10+0027510+00 — 12+5025012+50 — 18+5060018+50 — 22+5040022+50 — 28+5060028+50 — 29+5010029+50 — 30+0050Всего:2175825

Количество рабочих смен за сезон:

;

календарная продолжительность строительного сезона;

период развертывания потока;

продолжительность организационно-технологического перерыва;

14 стр., 6832 слов

Составление технологической карты на строительство земляного ...

... -планировщиком; 7. Уплотнение земляного полотна катком на пневмошинах. Схема организации работ представлена на технологической карте (таблица 5) . ... земляных работ Объем насыпей с коэфф. уплотнения грунта Ординаты кривой объемов земляных масс Насыпь Выемка Выемка «+» Насыпь ... технологической последовательности; объемы работ по каждому процессу; состав звена указаны в таблице 2. Необходимое количество ...

количество выходных дней (суббота, воскресенье);

количество праздничных дней;

количество дней простоя по климатическим условиям;

простой по ремонту и профилактике машин и оборудования;

коэффициент сменности

Минимальная необходимая скорость потока:

Таблица 5 — Расчет продолжительности выполнения дорожно-строительных работ

Наименование показателейНаименование слоев дорожной одеждыДоп. слой из ПЩСНижний сл. основания из щебняВерхний сл. основания из черного щебняНижний слой покрытия из а/б к/зВерхний слой покрытия из а/б м/зНачало и окончание производства работ по клим. условиям1.04-10.111.04-10.1110.04-17.1010.04-17.1010.04-17.10Расчетные сроки1.04-7.104.04-10.1010.04-13.1012.04-15.1014.04-17.10 22522519119119111—11211676757575733333—33322444Количество рабочих дней151151122122122222223023021441441441010222

3.Определение объемов подготовительных работ и расчет состава МДО на их выполнение

Подготовительные работы выполняются до начала производства работ по возведению земляного полотна. К ним относится восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода и ее расчистки от леса, пней, кустарников, крупных камней и других предметов, препятствующих выполнению работ; разбивка земляного полотна, срезка и перемещение дернового покрова и растительного грунта с поверхности основания насыпей и с поверхности выемок и резервов; планировка, осушение, удаление верхнего переувлажненного слоя; устройство временных дорог в карьеры и для перевозки дорожно-строительных материалов, устройство съездов.

Таблица 6 — Снятие почвенно-растительного слоя грунта

ПКДлина участка, мШирина участка, мВалка леса, м 2Корчевка пней, м2Срезка кустарника, м2Площадь, м2Объем, м30+00100414100,001640,001+00100363600,001440,002+00100383800,001520,003+00100424200,001680,004+00100434300,001720,005+00100444400,001760,006+00100373700,001480,007+00100262600,001040,008+00100333300,001320,009+00100424200,001680,0010+00100383800,001520,0011+00100252500,001000,0012+00100242400,00960,0013+00100323200,001280,0014+00100313100,001240,0015+00100363600,001440,0016+00100333300,001320,0017+00100383800,001520,0018+00100404000,001600,0019+00100272700,001080,0020+00100272700,001080,0021+00100272700,001080,0022+00100262600,001040,0023+00100333300,001320,0024+00100414100,001640,0025+00100404000,001600,0026+00100444400,001760,0027+00100414100,001640,0028+00100313100,001240,0029+00100272700,001080,0030+00100424200,001680,00Всего:108500,0043400,00

Ведущая машина — бульдозер

Толщина снятия растительного слоя

Производительность по ГЭСН 01-01-032-5 (I группа грунта)

Длина захватки для 2-х бульдозеров:

Планировка естественного основания насыпи за 2 прохода по 1 следу автогрейдером

Уплотнение основания насыпи за 4 прохода по 1 следу

Таблица 7 — МДО на снятие растительного слоя при

4 стр., 1708 слов

Этапы строительства земляного полотна

... Для укрепления откосов земляного полотна используют как сплошной геотекстиль, так и мелкоячеистый, при использовании которого предусматривается покрытие откоса растительным грунтом с последующим посевом трав. Конструкции укрепления из ... прикрепляемыми к отвалу с помощью болтов. Автогрейдерами планируют верхнюю часть земляного полотна, откосы насыпей высотой до 2,0 м и выемок глубиной до 2,0 м. ...

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Снятие растительного слоя грунта бульдозеромГЭСН 01-01-032-5 3220326422Планировка основания насыпи бульдозером за 2 прохода по 1 следурасчет80502285713Уплотнение основания насыпи катком на пневмошинах массой 25 т за 4 прохода по 1 следурасчет805086952

4.Определение объемов по строительству водопропускных сооружений и расчет состава МДО по их устройству

Водопропускные трубы являются сосредоточенными объектами, требующими сравнительно небольшого времени для устройства. Их строят, опережая выполнение земляных работ так, чтобы к началу устройства земляного полотна на данном участке строительство труб было завершено полностью.

Таблица 8 — Ведомость малых искусственных сооружений

№ сооруж.ПКНаименование водотокаТип и отверстие сооруженийУгол поворота к оси дороги, °Длина трубы без оголовков, м17+00Пониженное местоКруглая сборная Ж/Б труба Æ1,5 м8522,35210+00Пониженное местоКруглая сборная Ж/Б труба Æ1,5 м8719,3321+00РучейКруглая сборная Ж/Б труба Æ1,5 м8623,36429+00ЛогКруглая сборная Ж/Б труба Æ1,5 м7623,36

Длина тела трубы без оголовков:

;

;

;

;

Длина трубы с учетом монтажных швов:

;

;

;

;

Продолжительность строительства водопропускных труб:

где n 1 — затраты времени на устройство 1-го погонного метра трубы, см; n2 — затраты времени на сборку двух оголовков, см; n3 — затраты времени на укрепление русла трубы и откосов насыпи около оголовков, см.

;

;

;

Технология строительства водопропускной трубы состоит из следующих операций:

Снятие почвенно-растительного слоя грунта;, Разбивка осей трубы и контура котлована;, Устройство котлована под тело трубы и оголовки;, Устройство песчано-щебеночной (песчано-гравийной) подготовки;, Монтаж блоков фундамента, Монтаж оголовков и звеньев тела трубы;, Заделка швов между секциями и гидроизоляция трубы;, Бетонирование лотков у оголовков;, Послойная засыпка тела трубы.

Состав отряда по строительству железобетонных труб:

Автомобильный кран КС-3573 1 шт.;

Бульдозер ДЗ-110А 1 шт.;

Каток на пневматических шинах массой 25 т и более 1 шт.;

Электростанция ПЭС-12М 1 шт.;

Электровибраторы:

ИВ-101 1 шт.;

ИВ-47Б 1 шт.;

ИВ-113 1 шт.;

Битумный котел емк. 400 л 1 шт.;

Рабочая сила на одну смену:

Машинисты и мотористы 7 чел.;

9 стр., 4304 слов

Организация работ по сооружению земляного полотна участка железной дороги

... постройке, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок, систематическим контролем и своевременным ремонтом земляного полотна. 1. Основные технические условия и правила сооружения земляного полотна К подготовительным работам при ...

Дорожные рабочие 10 чел.

5.Составление графика распределения земляных масс

Грунт основания будущей автомобильной дороги является пригодным для строительства земляного полотна. В дальнейшем грунт из выемок будет распределен для отсыпки земляного полотна в близлежащие насыпи.

Участки насыпи с ПК 0+00 по ПК 5+00 возводятся бульдозером из грунта бокового резерва. Все остальные участки насыпей возводятся из грунта выемки. Необходимость возки грунта из карьеров отпадает. Данная схема устройства земляного полотна сводится к минимизации затрат на земляные работы.

Все выемки разрабатываются экскаватором емкостью ковша 2,5 м 3.

6.Расчет состава МДО по возведению земляного полотна

6.1МДО на возведение насыпи высотой до 1 м из грунта бокового резерва бульдозером ПК 0+00 — ПК 5+00

Разработка и перемещение грунта из бокового резерва в насыпь на расстоянии до 10 м для отсыпки нижнего слоя высотой 0,76 м (осредненная высота) из гравийного грунта

Ведущая машина — бульдозер

По ГЭСН 01-01-032-5 (I группа грунта):

Послойное уплотнение насыпи катком за 10 проходов по 1 следу

По ГЭСН 01-02-001-1

3) Планировка верха земляного полотна и дна резервов с приданием дну резерва уклона в сторону оси дороги бульдозером

По ГЭСН 01-01-036-4

Планировка откосов насыпи и боковых резервов автогрейдером в двух направлениях

По ГЭСН 01-02-027-12

Уплотнение верха насыпи самоходными катками за 2 прохода по 1 следу

По ГЭСН 01-02-001-1

Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 9 — Возведение насыпи высотой до 1 м из грунта бокового резерва бульдозером при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для нижнего слояГЭСН 01-01-032-5 12Послойное уплотнение нижнего слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-123Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для I слояГЭСН 01-01-032-514Послойное уплотнение I слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-125Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для II слояГЭСН 01-01-032-516Послойное уплотнение II слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-127Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для III слояГЭСН 01-01-032-518Послойное уплотнение III слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-129Планировка верха земляного полотна и дна резервов с приданием дну резерва уклона в сторону оси дороги бульдозеромГЭСН 01-01-036-466666110Планировка откосов насыпи и боковых резервов автогрейдером в двух направленияхГЭСН 01-02-027-124878111Уплотнение верха насыпи самоходным катком за 2 прохода по 1 следуГЭСН 01-02-001-1112Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевомГЭСН 01-02-0421

48 стр., 23539 слов

Возведение земляных сооружений

... а также работы по возведению земляного полотна дорог. Главным направлением совершенствования техники производства земляных работ является осуществление их ... площадки: направление уклона значение- 0,003 Вид грунта: супесь Время строительства: зима Вариант земляного сооружения: №2 Вариант фундамента: № 3 Глубина ... выемок и насыпей по откосам №кв Эскиз Раб.отмет. m l Формула подсчета Выем- ка насыпь h 1 ...

6.2МДО на устройство выемки с разработкой грунта экскаватором. II категория,, Разработка и перемещение грунта экскаватором вместимостью ковша 2,5 м 3

По ГЭСН 01-01-012-1

2) Транспортировка грунта с g=1,8 т/м3 (песок крупнозернистый) на расстояние до 1,5 км самосвалами грузоподъемностью 14 т

Зачистка откосов выемки грейдером за 1 проход

По ГЭСН 01-01-108-1

Планировка откосов автогрейдером за 2 прохода

По ГЭСН 01-02-027-8

Планировка верха земляного полотна за 2 прохода автогрейдером

По ГЭСН 01-02-027-1

Нарезка кюветов автогрейдером при рабочем ходе в одном направлении

По ГЭСН 01-01-047-1

Уплотнение верха земляного полотна самоходным катком на пневмошинах за 2 прохода

По ГЭСН 01-02-001-1

Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 10 — Состав МДО на разработку выемки глубиной 3,84 м экскаватором при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Разработка и перемещение грунта экскаватором вместимостью ковша 2,5 м 3ГЭСН 01-01-012-112Транспортировка грунта с g=1,8 т/м3 (песок крупнозернистый) на расстояние до 1 км самосвалами грузоподъемностью 14 трасчет94695,7123Зачистка откосов выемки грейдером за 1 проходГЭСН 01-01-108-114Планировка откосов автогрейдером за 2 проходаГЭСН 01-02-027-815Планировка верха земляного полотна за 2 прохода автогрейдеромГЭСН 01-02-027-116Нарезка кюветов автогрейдером при рабочем ходе в одном направленииГЭСН 01-01-047-131217Уплотнение верха земляного полотна самоходным катком на пневмошинах за 2 проходаГЭСН 01-02-001-128Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевомГЭСН 01-02-0421

6.3МДО на возведение насыпи hр=2,26 м из грунта выемки экскаватором и транспортировкой автомобилями-самосвалами при Lзах= 35 м

Возведение насыпи ведется послойно.

Первый слой засыпка снятого ПРС — 0,4 м

  • 8 слой — 0,25 м
  • й слой — 0,26 м

Ведущая машина — экскаватор, разрабатывающий выемку. при длине захватки 10 м.

Послойное разравнивание грунта бульдозером

По ГЭСН 01-01-016

Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следу, Планировка верха земляного полотна автогрейдером за 2 прохода

По ГЭСН 01-02-027-2

Планировка откосов насыпи автогрейдером

По ГЭСН 01-02-027-12

Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 11 — Состав МДО на возведение насыпи экскаватором из грунта сосредоточенного резерва при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Послойное разравнивание грунта бульдозеромГЭСН 01-01-016 531245412Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следурасчет531115913Послойное разравнивание грунта бульдозеромГЭСН 01-01-016323245414Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следурасчет3231159121Послойное разравнивание грунта бульдозеромГЭСН 01-01-0161902454122Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следурасчет1901159123Планировка верха земляного полотна автогрейдером за 2 проходаГЭСН 01-02-027-29948000124Планировка откосов насыпи автогрейдеромГЭСН 01-02-027-1226048000125Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевомГЭСН 01-02-0422604160001

3 стр., 1150 слов

Разработка грунта землеройно-транспортными машинами

... Плотные грунты перед разработкой их бульдозером рыхлят. Грейдеры используют при планировке территории, откосов земляных сооружений, зачистке дна котлованов и отрывке канав глубиной до 0,7 м, при возведении протяженных насыпей высотой ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/kursovaya-organizatsiya-dorojno-stroitelnyih-rabot/

дорожный земляной полотно строительство

1 Егорушкин, В.О. Технология возведения земляного полотна автомобильных дорог: методические указания у курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»./ — КрасГАСА, Красноярск, 2003. — 51 с.

Проектирование земляного полотна автомобильных дорог: Методические указания к курсовому проекту для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»; /КрасГАСА, Красноярск, 2002. — 54 с.

Попов, В.Г. Строительство автомобильных дорог (пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций)

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги Госстрой СССР — М.: 1989 — 56 с.

СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги Госстрой СССР — М.: ЦИТП, 1986.

Янковский, О.А. Водопропускные трубы под насыпями — М.: Транспорт, 1982 — 232 с.

Гибшман, М.Е., Дедух, И.Е. Мосты и сооружения на автомобильных дорогах: учебник для автомоб.-дор. техникумов. — М.: Транспорт, 1981. — 399 с.

ОДМ 218.7.001-2009 Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах. — М.: Росавтодор, 2009 — 33 с.

Строительство автомобильных дорог: справ. инженера-дорожника/ В.А. Бочин, М.И. Вейцман, Е.М. Зейгер, Е.Ф. Левицкий, Б.С. Марышев, Ю.М. Сементовский, И.А. Столярская, А.А. Штромберг, В.М. Юмашев; М.: Транспорт, 1980.