Кривошипно-шатунный механизм автомобиля КамАЗ

Курсовая работа
Содержание скрыть

1. Технические характеристики автомобилей КамАЗ

2. Общие характеристики и устройство двигателя КамАЗ — 740

3. Устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма двигате ля КамАЗ — 740

4. Неисправности двигателя КамАЗ — 740

5. Разборка, ремонт и сборка шатунно-поршневой группы

6. Разборка коленчатого вала

7. Ремонт коленчатого вала

7.1 Конструктивные особенности и дефекты коленчатых валов

7.2 Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатых валов и противовесовсов

7.3 Технологический процесс восстановления коленчатых валов

7.4 Замена вкладышей после восстановления коленчатого вала

Параметры

измерения

Модели автомобилей КамАЗ

автомобили -тягачи

тягачи

Самосвалы

5320

53212

5410

54112

5511

Полная нагрузка

кг

8000

10000

10000

кг

8100

11350

Масса автомобиля:

неснаряжённого

кг

6735

7795

6390

6690

8360

снаряжённого

кг

7080

8200

6800

7100

9000

полная

кг

15305

18425

15125

18675

19150

(полуприцепа)

кг

11500

14000

19100

26000

Масса автопоезда

кг

26805

32425

26125

33825

Габаритные размеры:

длина

мм

7435

8530

6180

6180

7130

ширина

мм

2500

2500

2500

2500

2500

высота по кабине

мм

2630

2630

2630

2630

2630

Колея колёс:

передних

мм

2026

2026

2026

2026

2026

задних

мм

1850

1850

1850

1850

1850

движения

км/час

80-100

80-100

80-100

80-100

80-100

Радиус поворота

м

8,5

9

8

8

8

Система питания: Вместимость топливного бака, л 250 или 2 х 210.

Электрооборудование: Напряжение, В 24.

Аккумуляторы, В/А час 2х12/190.

Генератор, В/Вт 28/1000.

Сцепление: Тип фрикционное сухое, двухдисковое.

Привод гидравлический с пневмоусилителем.

Диаметр накладок, мм 350.

Коробка передач: Тип механическая, десятиступенчатая.

Управление механическое, дистанционное

Передаточные числа на передачах: 1……..2…….3……4…….5……ЗХ

7,82 4,03 2,50 1,53 1,000 7,38

6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02.

Главная передача: Передаточное отношение 6,53 7,22.

Тормоза: Привод пневматический

Размеры: диаметр барабана, мм. 400

Ширина тормозных накладок, мм. 140

Суммарная площадь тормозных накладок кв.см 8400.

Характеристика автомобиля с полной массой: Максимальная скорость, не менее, км/ч 85.

Внешний габаритный радиус поворота автомобиля по переднему буферу, не более, м. 10,5.

Наибольший угол подъема, преодолеваемый автомобилем полной массы, не менее, град 25.

2. Общие характеристики и устройство двигателя КамАЗ — 740

На автомобилях КамАЗ установлен четырехтактный восьмицилиндровый

V-образный дизельный двигатель (рис. I и 2), отличающийся высокой надежностью и повышенным ресурсом благодаря применению:

  • поршней, отлитых из высококремнистого алюминиевого сплава с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;
  • поршневых колец с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей;
  • азотированного или упрочненного индукционной закалкой коленчатого вала;
  • температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;
  • высокоэффективной фильтрации масла, топлива и воздуха бумажными фильтрующими элементами;
  • гильз цилиндров, объемнозакаленных и обработанных плосковершинным хонингованном;
  • электрофакельного устройства подогрева воздуха, обеспечивающего надежный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до —30 °С.

Рнс. 1. Продольный разрез двигателя КамАЗ-740: /—генератор; 2 —топливный насос низкого давления; 3 —ручной топливсподкачиваюший насос, 4 — топливный насос высокого давления; 5 —автоматическая муфта опережения впрыска топлива: 6 —ведущая полумуфта привода топливного насоса высокого давления; 7 —соединительный патрубок впускных воздухопроводов; 8 —фильтр тонкой очистки топлива; 9 —датчик тахометра; 10 —маховик; 11 —картер маховика; 12 —масляный картер; 13 —сливная пробка; 14 —крышка коренной опоры коленчатого вала; 15 —масляный насос; 16 —валик привода ведущей части гидромуфты; /7—шкив привода генератора; 18 —крыльчатка вентилятора

Рис. 2. Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740: 1 —полнопоточный фильтр очистки масла; 2 —маслозаливная горловина; 3 —указатель уровня масла в картере двигателя; 4 —фильтр центробежной очистки масла; 5 —коробка термостатов; 6 —передний рым-болт; 7 —компрессор: 8 —насос гидроусилителя рулевого управления; 9 —задний рым-болт; 10 —факельная свеча; 11 —левая водяная труба, 12 —левый впускной воздухопровод; 13 —форсунка; 14 —скоба крепления форсунки; 15 — патрубок выпускного коллектора; 16— -выпускной коллектор

Характеристики двигат еля

Модель и тип: КамАЗ-740, 4-тактный с воспламенением от сжатия

Число цилиндров: 8

Расположение цилиндров: V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров: 1 —5—4—2 — 6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала: правое

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм; 120Х 120

Рабочий объем, л: 10,85

Степень сжатия: 17

Гарантируемая мощность, л. с.: 210

Частота вращения коленчатого вала при гарантируемой мощности, об/мин: 2600

Максимальный крутящий момент. кгс*м: 65

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин: 1600—1800

Частота вращения холостого хода, не более, об/мин:

минимальная:600

максимальная: 2930

Удельный расход топлива, r/л.с.*ч (по скоростной характеристике, рис. 3):

минимальный: 165

максимальный: 178

Фазы газораспределения:

открытие впускного клапана: 13° до в. м т.

закрытие……………………. : 49° после н. м. т.

открытие выпускного клапана: 66° до н. м. т.

закрытие…………………… : 10° после в. м. т.

Число клапанов на цилиндре: один впускной и один выпускной

Давление масла в прогретом двигателе, кгс/см2 , при частоте вращения:

номинальной . . . 4,0—5,5

минимальной холостого хода, не менее … I

Масса силового агрегата, кг: 1120

Масса незаправленного двигателя, кг: 730

Рис 3. Внешняя скоростная характеристика двигателя КамАЗ-740: Ne — эффективная мощность; Мкр —крутящий момент; n — частота вращения; q e удельный расход топлива

Привод агрегатов — шестереночный с прямозубыми шестернями (рис. 4).

Газораспределительный механизм приводится в действие от ведущей шестерни /. установленной с натягом на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен 2 и 3, который вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Шестерня 4 распределительного вала установлена на хвостовик вала с натягом. При сборке надо следить, чтобы метки на торце шестерен, находящихся в зацеплении, были совмещены.

Привод топливного насоса высокого давления осуществляется от шестерни 5, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение к топливному насосу высокого давления передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность.

С шестерней привода топливного насоса находятся в зацеплении шестерня привода компрессора и шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления.

Окружной зазор в шестернях привода агрегатов 0,1-0,3 мм.

Рис. 4. Блок распределительных шестерен: 1 —шестерня ведущая; 2. 3 — шестерни промежуточные; 4- шестерня распределительного вала; 5—шестерня привода топливного насоса высокого давления

3. Устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма двигателя КамАЗ — 740

Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блок-картера, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.

Маховик изготовлен из специального серого чугуна. Зубчатый венец напрессован на маховик с предварительным нагревом. Маховик закреплен на заднем торце коленчатого вала болтами и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой.

Шатуны — стальные, двутаврового сечения. Соединение нижней головки шатуна с крышкой выполнено с прямым плоским разъемом.

Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и оснащены чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки. На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца.

Компрессионные кольца изготовлены из чугуна специального химического состава, сечение кольца представляет собой одностороннюю трапецию. Боковая рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом. Маслосъемное кольцо имеет прямоугольное сечение, витой пружинный расширитель и хромированную рабочую поверхность. При сборке двигателя обеспечивается выступание поршня над уплотнительным торцом гильзы цилиндра.

Поршневые пальцы изготовлены из хромоникелевой стали в виде пустотелых цилиндрических стержней и упрочнены цементацией и закалкой. Осевое перемещение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами.

Коленчатый вал (рис. 5)—стальной, изготовлен горячей штамповкой, упрочен азотированием или закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек. Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки Внутренние полости шеек закрыты заглушками 3. В полостях масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Для сбора загрязнений установлены втулки 8. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с поперечными каналами в коренных шейках.

На носке и хвостовике коленчатого вала установлены шестерня 2 привода масляного насоса и ведущая шестерня 5 в сборе с маслоотражателем 6. Выносные противовесы / и 4 съемные, закреплены на валу прессовой посадкой.

Осевые перемещения коленчатого вала ограничены четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а усик кольца входил в паз на крышке заднего коренного подшипника.

Хвостовик коленчатой) вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, установленным в картере маховика.

Маховик (рис. 6) из серого специального чугуна закреплен болтами на заднем торце коленчатого вала и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой 3.

Зубчатый венец 1 посажен на маховик по горяче-прессовой посадке и служит для пуска двигателя стартером. Число зубьев венца маховика 113.

Рис. 6. Маховик: 1 —зубчатый венец; 2 —маховик; 3 —установочная втулка; 4— пружинное упорное кольцо; 5—установочный штифт; б — манжета первичного вала коробки передач

На наружной поверхности маховика имеется паз под фиксатор маховика, который используется при регулировании двигателя.

Шатуны 3 (рис. 7)—стальные, двутаврового сечения. Нижняя головка выполнена с прямым плоским разъемом. Шатун окончательно обработан в сборе с крышкой 5, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и шатуне нанесены метки спаренности 7 в виде трехзначных порядковых номеров. При сборке метки на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна. Подшипниками скольжения служат втулка 2 из биметаллической ленты в верхней головке шатуна и съемные взаимозаменяемые вкладыши 8 — в нижней. Крышка шатуна закреплена двумя шатунными болтами 4 с гайками 6.

Рис.7. Шатунно-поршневая группа

Рис.8 Поршень с шатуном и кольцами в сборе. 1 — поршень; 2 — маслосъемное кольцо; 3 — поршневой палец; 4, 5 — компрессионные кольца; 6 — стопорное кольцо.

Поршни 1 выполнены из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой (специальный чугун) под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитовым покрытием юбки. На поршне установлены два компрессионных кольца 12 и одно маслосъемное 11 . Компрессионные кольца в сечении представляют собой одностороннюю трапецию, изготовлены они из чугуна специального химического состава.

Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом.

Маслосъемное кольцо — прямоугольного сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью.

В головке поршня расположена тороидальная камера сгорания. Для уменьшения надпоршневого зазора при сборке двигателя подбором варианта исполнения поршня обеспечено выступание поршня над уплотнительным торцом гильзы. ремонт коленчатый вал противовес

С шатуном поршень соединен пальцем 10 плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами 9. Поршневой палец изготовлен из хромоникелевой стали в виде пустотелого цилиндрического стержня и упрочнён цементацией и закалкой.

Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна—сменные, тонкостенные, трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.

Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрены семь ремонтных размеров вкладышей.

Обозначение вкладышей соответствующей шейки, диаметр вала и диаметр постели в блоке или шатуне нанесены на тыльной стороне вкладыша.

Толщина вкладышей подшипников :

Коренных опор 2,440—2,452 мм

Шатунных шеек 2,453—2.465 мм

4. Неисправности двигателя КамАЗ — 740

Основными неисправностями двигателя могут быть следующие:

  • уменьшение мощности двигателя, увеличение расхода топлива и масла;
  • повышение дымности отработавших газов;
  • уменьшение давления масла в системе двигателя при температуре выше О °С;
  • неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
  • работа двигателя с перебоями или перегревом;
  • глухие стуки в подшипниках коленчатого вала;
  • заклинивание коленчатого вала;
  • звонкие стуки деталей газораспределительного механизма;
  • подтекание жидкости в соединениях системы охлаждения.

Неисправности двигателя обусловливаются неисправностями шатунно-кривошипного и газораспределительного механизмов. Признаками неисправностей указанных механизмов являются глухие ритмичные стуки в нижней части картера двигателя и звонкие стуки в головках цилиндров.

Для шатунно-кривошипного механизма наиболее характерными являются износ шеек коленчатого вала и его подшипников. Кроме того, могут иметь место проворот вкладышей и заклинивание коленчатого вала из-за закоксовывания масляных каналов в шейках коленчатого вала, обрыв шатунов и шатунных болтов, износ поршневых колец и гильз цилиндров, кавитационный износ трех отверстий для прохода охлаждающей жидкости «Тосол» в головках цилиндров под воздействием ударных колебаний.

Износ поршневых колец и внутренних поверхностей гильз цилиндров, а также пригорание колец в канавках поршней приводят к снижению компрессии и уменьшению мощности двигателя. Признаками этих неисправностей являются повышенная дьмность отработавших газов, а также увеличенный расход топлива и масла.

Звонкие стуки, возникающие при изменении подачи топлива с увеличением нагрузки на двигатель, являются следствием износа втулок верхней головки шатунов, пальцев и бобышек поршня.

Глухие стуки, появляющиеся при резкой подаче топлива на холостом ходу двигателя, свидетельствуют об увеличении зазора между коренными и шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами подшипников. Это происходит в результате износа антифрикционного слоя вкладышей и шеек коленчатого вала.

Уменьшение мощности и перебои в работе двигателя свидетельствуют об износе деталей газораспределительного механизма. Это является следствием неплотного закрытия гнезд клапанов и увеличенных, зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел, что приводит к характерному металлическому стуку.

Глухой металлический стук на холостом ходу и усиление его при увеличении подачи топлива являются признаком поломки клапанных пружин или заедания клапанов.

Восстановление деталей шатунно-кривошипного и газораспределительного механизмов производится при капитальном или углубленном текущем ремонте двигателей.

Перегрев двигателя и нарушение теплового режима происходят вследствие следующих неисправностей системы охлаждения; понижения уровня охлаждающей жидкости в системе, ослабления натяжения приводных ремней, засорения трубок радиатора, а также неисправности в работе гидромуфты.

Увеличение дымности отработавших газов со специфическим синеватым оттенком при выходе их из глушителя и падение давления маета являются Следствием неисправности системы смазки.

Важное значение имеют применение масла рекомендуемого сорта и поддержание нормального уровня его в картере. Уменьшение уровня масла приводит к уменьшению подачи его к трущимся поверхностям деталей. При большом уровне масло забрызгивается в камеру сгорания и сгорает в ней, выделяя дым характерного синего цвета.

Неисправности системы смазки, засорение масляных фильтров, и маслопроводов приводят к преждевременному износу всех деталей шатунно-кривошипного и газораспределительного механизмов.

5. Разборка, ремонт и сборка шатунно-поршневой группы

Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.

Перед установкой двигателя на стенд снимите масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер.

Трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом.

Неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей.

При установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;

Не подгибайте шпильки при надевании на них деталей.

Поршень с кольцами и шатуном в сборе устанавливают в тиски и с помощью съемника И-801.08.000 снимают с поршня кольцо компрессионное верхнее, кольцо компрессионное и кольцо маслосъемное в сборе. При необходимости замены поршня или шатуна вынимают стопорное кольцо поршневого пальца из бобышек поршня и вынимают поршень с шатуном в сборе из тисков.

Нагрев поршень в течение 10 мин в масляной ванне до температуры 80…100 °С, выпрессовывают с помощью выколотки поршневой палец. Детали шатунно-поршневой группы моют и дефектуют.

Поршень бракуют при наличии трещин, прогаров, разрушении днища, вкраплении инородных частиц, а также при износе:

— юбки поршня в плоскости, перпендикулярной оси пальца, на расстоянии 104 мм от днища — до размера менее 119,81 мм;

  • отверстия под поршневой палец — до диаметра более 45,02 мм;
  • канавки верхнего компрессионного кольца — до размера, измеряемого по вложенным в канавку роликам диаметром 2,96 мм, менее 120,25 мм;
  • канавки нижнего компрессионного кольца — до размера, измеряемого аналогично, менее 120,7 мм;
  • канавки маслосъемного кольца — до высоты более 5,1 мм;
  • наружной поверхности — до диаметра менее 44,99 мм.

Поршневой палец бракуют при наличии сколов, трещин, рисок, забоин и следов коррозии на поверхности и торцах, а также при износе наружной поверхности до диаметра менее 44,99 мм, В последнем случае деталь следует направить на восстановление.

Шатун в сборе бракуют при наличии трещин или обломов, износе торцов нижней головки по ширине до размера менее 33,23 мм. Изгиб и скручивание шатуна определяют с помощью приспособления 30701. При непараллельности осей отверстий головок шатуна на длине 100 мм более 0,06 мм шатун бракуют или направляют на восстановление.

При износе отверстия во втулке верхней головки шатуна до диаметра более 45,04 мм втулку выпрессовывают и устанавливают новую бронзовую втулку таким образом, чтобы масляные отверстия во втулке и шатуне совпадали. Перед установкой втулку охлаждают до температуры минус 50 ° С. Запрессовка втулки не допускается. Отверстие в установленной втулке растачивают до диаметра 45+8; 4 мм при частоте вращения расточной головки 1600 мин и подаче 0,06 мм/ оборот. Восстановленный шатун промывают и обдувают сжатым воздухом.

При износе отверстия в верхней головке шатуна под втулку до диаметра более 49,02 мм шатун бракуют или направляют на восстановление. При износе отверстия нижней головки шатуна до диаметра более 85,02 мм его обрабатывают до ремонтного размера85,5 мм, а при диаметре более 85,535 мм — бракуют или направляют на восстановление.

Перед сборкой шатунно-поршневой группы поршневые пальцы подбирают к шатунам. Поршень нагревают в масле до температуры 80…100°С, помещают в приспособление для сборки и соединяют с шатуном поршневым пальцем, установив шатун так, чтобы выточки под клапаны в поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне были расположены с одной стороны. Запрессовка поршневого пальца не допускается. Перед сборкой сопрягаемые поверхности поршневого пальца и отверстий в поршне смазывают тонким слоем чистого моторного масла. В канавки поршня устанавливают стопорные кольца поршневого пальца. На поршень с помощью приспособления для снятия и установки колец последовательно устанавливают маслосъемное и компрессионные кольца. При монтаже маслосъемного кольца в канавку поршня устанавливают расширитель и затем надевают маслосъемное кольцо так, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной стороной и клеймом «верх» к днищу поршня. Замки соседних колец располагают под углом 120 °С. Перед установкой колец удаляют нагар из канавок поршня, а после установки проверяют легкость перемещения колец в канавках. Шатун также должен свободно перемещаться вокруг оси поршневого пальца. При соблюдении этих требований поршень в сборе с шатуном снимают с приспособления и передают на сборку двигателя.

6. Разборка коленчатого вала

Разбирайте коленчатый вал в следующем порядке:

снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И — 801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов / (рис. 9, а) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку, вверните винт в траверсу 4 до полного снятия шестерни;

  • для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. 73, б) на наконечник 2 установите наконечник 9 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;
  • извлеките заглушки, для чего вставьте в заглушку оправку с шипом, пробейте отверстие в донышке, одновременно осадив заглушку вниз на 4—5 мм, захватите заглушку крючком за отверстие и выбейте;
  • выньте и выбросите латунные втулки, которые деформируются при осаживании заглушки и для последующего использования непригодны;
  • выверните ввертыш;
  • перед сборкой очистите полости шеек от отложений, промойте коленчатый вал и продуйте каналы сжатым воздухом;

Собирайте вал в обратной последовательности, при этом не допускайте повторную установку использованных заглушек и втулок.

Заглушки устанавливайте двумя оправками: одной (рис. 10, а) запрессуйте заглушку в полость шатунной шейки до упора, другой (рис. 10, б) развальцуйте буртик заглушки.

Рис. 9. Использование съемника И-801.01.000: а—для снятия шестерни и заднего противовеса коленчатого вала; б—для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала; 1 —захват: 2, 9 —наконечники; 3 —винт; 4— траверса; 5—стопор; 6 —рукоятка; 7 —шестерня; 8 —задний противовес; 10- -коленчатый вал

Рис. 10. Оправки для установки заглушки в шатунной шейке коленчатого вала: а —для запрессовки, б—для развальцовки

Проверьте герметичность заглушек опрессовкой полостей дизельным топливом под давлением 2 кгс/см 2 . Допускаемое подтекание — не более 20 г/мин на заглушку. Для удаления топлива продуйте каналы и полости.

Перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагрейте до температуры 105 °С.

7. Ремонт коленчатого вала

7.1 Конструктивные особенности и дефекты коленчатых валов

Коленчатый вал изготовлен горячей штамповкой из стали 42ХМФА-Ш. Он имеет 5 коренных опор и 4 шатунные шейки.

В шатунных шейках имеются закрытые заглушки и внутренние полости для центробежной очистки масла. На носке коленчатого вала установлена шестерня привода масляного насоса, на хвостовике — распределительная шестерня в сборе е маслоотражателем. От осевых смещений вал фиксируется четырьмя стале-алюминиевыми полукольцами, которые устанавливаются в выточке задней коренной опоры. Хвостовик коленчатого вала уплотняется резиновым самоподвижным сальником.

Для улучшения работы системы смазки в шатунных шейках коленчатых валов последних выпусков устанавливаются втулки для центробежной очистки масла, как показано на рис. 11.

Рис. 11. Схема установки втулок для центробежной очистки масла внутри коленчатого валя: 1—шатунная шейка коленчатого вала; 2 — бронзоная втулка; 3 —заглушка, 4. 6— масляные каналы. 5 — отстой

Заглушки коленчатого вала при капитальном ремонте подлежат 100 %-й замене. Извлекаются они из своих гнезд перед мойкой коленчатого вала специальным съемником.

Коленчатые валы при поступлении в углубленный текущий или капитальный ремонт могут иметь следующие дефекты:

обломы и трещины;

  • изгиб вала (5—10 % от общего количества коленчатых валов, поступающих в капитальный ремонт); износ коренных и шатунных шеек.

7.2 Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатых валов и противовесов

Дефектация, восстановление коленчатых валов и контроль их после восстановления осуществляются на основании технических условий. Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатого вала представлены в нижеследующих таблицах.

Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатого вала

Деталь 740.1005020 Материал: сталь 42ХМФА-Ш Твердость шеек: HRC 60

Номер

позиции на рисунке

Возможные дефекты

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, им