Описание процессов, происходящих в одном цикле ДВС
Рассмотрим действительный цикл работы четырехтактного дизельного двигателя по мере происходящих в нем процессов.
Процесс впуска
Первый такт — впуск горючей смеси.
Во время такта впуска (рис. 1 , а), когда поршень 1 движется от В.М.Т. к Н.М.Т., а впускной клапан 3 открыт, в цилиндр 2 поступает атмосферный воздух, который, нагреваясь в процессе сжатия, воспламеняет топливо, впрыскиваемое в конце такта сжатия. Гидравлическое сопротивление впускного трубопровода повышает давление воздуха в конце такта впуска до 0,08 МПа. Температура воздуха в цилиндре составляет 50-80° С.
Процесс сжатия
Второй такт — сжатие смеси.
Во время такта сжатия (рисунок 1, б), когда впускной 3 и выпускной 5 клапаны закрыты, температура, и давление воздуха в цилиндре значительно возрастают. Вследствие высокой степени сжатия (е=7,8) давление и температура воздуха достигают значений 3,419МПа и 600 °С соответственно. В конце такта в цилиндр через форсунку 4 (рисунок, 1, в) впрыскивается топливо. В зависимости от формы камеры сгорания и типа форсунки давление впрыска находится в пределах 8…40 МПа.
Процесс сгорания и расширения
Третий такт — расширение, или рабочий ход.
Впрыснутое распыленное топливо, перемешиваясь со сжатым воздухом, самовоспламеняется и сгорает. При этом температура газов к концу сгорания повышается до 1600 °С, а давление до 7,864МПа. В конце такта расширения температура снижается до 700…1000 0 С, а давление до 0,677МПа. Под давлением газов, образующихся в результате сгорания топливовоздушной смеси, поршень перемещается от В.М.Т. к Н.М.Т., совершая механическую работу (рисунок 1, в).
Процесс выпуска
Четвертый такт — выпуск отработавших газов.
Продукты сгорания выходят из цилиндра в атмосферу (рисунок 1, г).
Температура выпуска равна 600…700 °С, а давление газов — 0,125МПа.
2. Расчет параметров одного цикла и построение индикаторной диаграммы ДВС
Объем камеры сгорания:
V c = 1 (в условных единицах).
(1)
Полный объем:
V a = Vc , (2)
где — степень сжатия;
V a = 81 = 8.
Показатель политропы сжатия:
Двигатели внутреннего сгорания (5)
... такт – сжатие смеси. Во время такта сжатия (рисунок 1, б), когда впускной 3 и выпускной 5 клапаны закрыты, температура, и давление воздуха в цилиндре значительно возрастают. Вследствие высокой степени сжатия (е=7,8) давление и температура воздуха ... Параметры бензинового ДВС Похожие рефераты: Показатели эффективной работы и определение основных параметров впуска, сжатия и процессов сгорания в ...
n 1 =1,41 — 100/ne , (3)
где n e — номинальная частота вращения коленвала, об./мин;
n 1 = 1,41 — 100/4500 = 1,39
Давление в конце такта сжатия, МПа:
p c = pa n 1 , (4)
где p a — давление при впуске, МПа;
p c = 0,098 1,3 9 = 1,62 МПа
Промежуточные точки политропы сжатия (табл. 1):
p x = (Va / Vx ) n 1 pa , (5)
При p x = (8 / 1) 1,3 9 0,09=1,62 МПа
Таблица 1. Значения политропы сжатия
V x |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
p x , МПа |
0,62 |
0,35 |
0,24 |
0,17 |
0,13 |
0,11 |
0,09 |
|
Давление в конце такта сгорания, МПа:
p z = pc , (6)
где — степень повышения давления;
p z = 3,8 1,62 = 6,16 МПа
Показатель политропы расширения:
n 2 =1,22 — 130/ne , (7)
n 2 = 1,22 — 130/4500 = 1,19
Давление в конце такта расширения:
p b = pz / n 2 , (8)
p b = 6,16/81,1 9 = 0,52 МПа
Промежуточные точки политропы расширения (табл. 2):
p x = (Vb / Vx ) n 2 pb . (9)
При p x = (8 / 1) 1,1 9 0,52= 6,16 МПа
Таблица 2. Значения политропы расширения
V x |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
p x , МПа |
2,71 |
1,67 |
1,19 |
0,91 |
0,73 |
0,61 |
0,52 |
|
Среднее теоретическое индикаторное давление, МПа:
, (10)
МПа.
Среднее давление механических потерь, МПа:
, (11)
где — средняя скорость поршня в цикле. Предварительно =.
МПа
Действительное индикаторное давление, МПа, с учетом коэффициента скругления диаграммы =0,95:
, (12)
где — давление выхлопных газов, МПа.
МПа
Среднее эффективное давление цикла:
, (13)
МПа
Полученные расчетом данные используем для построения индикаторной диаграммы (рисунок 2).
3. Расчет и построение внешней характеристики ДВС
Мощность P e , кВт:
, (14)
n ei — текущие (принимаемые) значения частоты вращения коленчатого вала;
n p — номинальная частота вращения.
Вращающий момент, Н•м:
, (15)
Удельный расход, гр/кВт•ч:
(16)
Массовый расход, кг•ч:
(17)
Полученные расчетом значения сведены в таблицу 3.
Таблица 3. Зависимость мощности P e , вращающего момента Те , удельного расхода ge и массового расхода Ge от частоты вращения коленвала ne .
Параметр |
Отношение n ei / np |
|||||||
0,16 |
0,22 |
0,44 |
0,66 |
0,88 |
1 |
1,11 |
||
n e (об/мин) |
700 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
4500 |
5000 |
|
P e , кВт |
13,6 |
19,33 |
41,1 |
60,6 |
73 |
75 |
73,1 |
|
T e , Hм |
185,5 |
186,6 |
196,2 |
192,9 |
174,3 |
159,2 |
139,6 |
|
g e , гр/кВт•ч |
284,4 |
248 |
222,8 |
216,3 |
228,8 |
243,5 |
261,9 |
|
G e , гр•ч |
3868 |
4794 |
9157 |
13108 |
16702 |
18263 |
19145 |
|
Графическая зависимость мощности P e , вращающего момента Те , удельного расхода ge и массового расхода Ge от частоты вращения коленвала ne отображена на рисунке 4.
4. Построение диаграммы фаз газораспределения
Радиус кривошипа коленвала, м:
r = S / 2, (18)
r = 0,083/2 = 0,0415 м
4.2 Отрезок ОО 1 (см. диаграмму фаз газораспределения, рис. 3):
, (19)
где r — радиус кривошипа в масштабе индикаторной диаграммы (r=55 мм)
- коэффициент;
, (20)
l ш — длина шатуна, м;
- r — радиус кривошипа (r = 0,0415 м).
Принимаем:
l ш = 4r; (21)
Отсюда,
мм, (22)
Угол впрыска:
Полученные расчетом данные используем для построения диаграммы фаз газораспределения (рисунок 3) и ее связи с индикаторной диаграммой (рисунок 2).
5. Проектирование кривошипно-шатунного механизма
Рабочий объем цилиндра, л:
, (23)
где — тактность двигателя ( = 4);
P е — заданная мощность двигателя, кВт;
i — заданное число цилиндров,
5.2 Рабочий объем, м 3 :
, (24)
где D — диаметр поршня, м:
, (25)
S — неизвестный ход поршня, м.
Зная отношение S/D=0,9, определим:
м;
- Принимаем 92 мм. Тогда мм.
5.3 Средняя скорость поршня, м/с:
, (26)
м/с < 13 м/с = []
Здесь [] — максимальная допускаемая скорость поршня.
Таблица 4. Параметры бензинового ДВС
Параметр бензинового ДВС |
Значение параметра |
|
d = D |
d = 92 мм |
|
d |
||
L= (0,8…1,1) d |
L= 1 . 92 = 92 мм |
|
h=(0,6…1,0) d |
h = 0,7 . 92 = 64 мм |
|
l ш = (3,5…4,5) r |
l ш = 441,5 = 166 мм |
|
H = (1,25…1,65) d |
H = 1,392 = 120 мм |
|
d k = (0,72…0,9) d |
d k = 0,8 92= 74 мм |
|
d ш = (0,63…0,7) d |
d ш = 0,6592 = 60 мм |
|
l k = (0,54…0,7) dk |
l k = 0,674 = 44 мм |
|
l шат = (0,73…1,05) dш |
l шат = 160 = 60 мм |
|
При известном диаметре поршня его остальные основные размеры определяются из эмпирических соотношений. Результаты расчетов приведены в таблице 4.
Обозначения, принятые в таблице 4:
- d — диаметр поршня;
d п — диаметр пальца;
d в — внутренний диаметр пальца;
l п — длина пальца;
l 2 — расстояние между внутренними торцами бобышек;
- толщина днища поршня;
- d — внешний диаметр внутреннего торца бобышек;
с 1 — расстояние от днища поршня до первой канавки под поршневое кольцо;
е 1 — толщина стенки головки поршня;
- h — расстояние от днища поршня до центра отверстия под палец;
b к — глубина канавки под поршневое кольцо;
- L — расстояние от торца юбки поршня до канавки под кольцо головки поршня;
- H — высота поршня;
ю — минимальная толщина направляющей части поршня;
d ш — диаметр шатунной шейки;
d к — диаметр коренной шейки коленвала;
l шат — длина шатунной шейки;
l к — длина коренной шейки коленвала.
Полученные расчетом параметры используем для проектирования кривошипно-шатунного механизма (рисунок 5).
6. Определение основных параметров ДВС
Крутящий момент, Н•м:
(27)
Литровая мощность, кВт/л:
(28)
Удельная поршневая мощность, кВт/дм 2 :
(29)
Механический КПД:
(30)
Индикаторный КПД:
, (31)
где — коэффициент избытка воздуха ( = 0,9)
= 14.96 (для бензиновых двигателей)
- низшая теплота сгорания топлива, ккал/кг. = 44
- плотность топливо — воздушной смеси, кг/м 3 . =1,22
= 0,7
Эффективный КПД:
(32)
Удельный расход, г/кВт•ч:
(33)
Массовый расход, г•ч:
(34)
Перемещение поршня
Зависимость перемещения поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле:
(35)
Строим график перемещения поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-360 0 с шагом 300 .
Скорость поршня
Зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле:
(36)
Строим график скорости поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-360 0 с шагом 300 .
Ускорение поршня
Зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле:
(37)
Строим график ускорения поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-360 0 с шагом 300 .
Силы, действующие в двигателе
Сила инерции
Сила инерции определяется по формуле:
, (38)
где — угловая скорость поршня, определяемая по формуле:
, (39)
где — номинальная частота вращения двигателя. =4500 об/мин.
- приведенная масса поршня, определяемая по формуле:
, (40)
где — масса поршня, определяемая по формуле:
(41)
- масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
, (42)
где — масса шатуна, определяемая по формуле:
(43)
В итоге по формуле (40) определяем приведенную массу поршня:
Значения силы инерции в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5.
Сила давления газов
Сила давления газов определяется по формуле:
, (44)
где — значения давления при данном угле поворота.
- атмосферное давление. =0,1 МПа.
- площадь поршня.
Площадь поршня определим по формуле:
(45)
Значения силы давления газов в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5.
Суммарная сила
Суммарная сила определится по формуле:
(46)
Значения суммарной силы в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5.
Таблица 5. Зависимости силы давления газов, силы инерции и суммарной силы от угла поворота коленчатого вала
Угол |
Давление, МПа |
Сила давления газов, Н |
Ускорение, м/с 2 |
Сила инерции, Н |
Суммарная сила, Н |
|
0 |
0,125 |
165 |
11519,19 |
-11519,19 |
-11354,19 |
|
30 |
0,09 |
-66 |
9123,197 |
-9123,197 |
-9189,197 |
|
60 |
0,09 |
-66 |
3409,68 |
-3409,68 |
-3475,68 |
|
90 |
0,09 |
-66 |
-2303,84 |
2303,84 |
2237,84 |
|
120 |
0,09 |
-66 |
-5713,52 |
5713,52 |
5647,52 |
|
150 |
0,09 |
-66 |
-6819,36 |
6819,36 |
6753,36 |
|
180 |
0,09 |
-66 |
-6911,51 |
6911,51 |
6845,51 |
|
210 |
0,1 |
0 |
-6819,36 |
6819,36 |
6819,36 |
|
240 |
0,12 |
132 |
-5713,52 |
5713,52 |
5845,52 |
|
270 |
0,15 |
330 |
-2303,84 |
2303,84 |
2633,84 |
|
300 |
0,33 |
1518 |
3409,68 |
-3409,68 |
-1891,68 |
|
330 |
0,79 |
4554 |
9123,197 |
-9123,197 |
-4569,197 |
|
360 |
1,62 |
10032 |
11519,19 |
-11519,19 |
-1487,19 |
|
390 |
3,7 |
23760 |
9123,197 |
-9123,197 |
14636,803 |
|
420 |
1,6 |
9900 |
3409,68 |
-3409,68 |
6490,32 |
|
450 |
0,82 |
4752 |
-2303,84 |
2303,84 |
7055,84 |
|
480 |
0,65 |
3630 |
-5713,52 |
5713,52 |
9343,52 |
|
510 |
0,54 |
2904 |
-6819,36 |
6819,36 |
9723,36 |
|
540 |
0,44 |
2244 |
-6911,51 |
6911,51 |
9155,51 |
|
570 |
0,125 |
165 |
-6819,36 |
6819,36 |
6984,36 |
|
600 |
0,125 |
165 |
-5713,52 |
5713,52 |
5878,52 |
|
630 |
0,125 |
165 |
-2303,84 |
2303,84 |
2468,84 |
|
660 |
0,125 |
165 |
3409,68 |
-3409,68 |
-3244,68 |
|
690 |
0,125 |
165 |
9123,197 |
-9123,197 |
-8958,197 |
|
720 |
0,125 |
165 |
11519,19 |
-11519,19 |
-11354,19 |
|
Сила, направленная по радиусу кривошипа
Сила, направленная по радиусу кривошипа определяется по формуле:
(47)
Строим график изменения силы К из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-720 0 с шагом 300 .
Тангенциальная сила
Тангенциальная сила определяется по формуле:
(48)
Строим график изменения тангенциальной силы из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-720 0 с шагом 300 .
Нормальная сила
Нормальная сила определяется по формуле:
(49)
троим график изменения нормальной силы из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-720 0 с шагом 300 .
Сила, действующая по оси шатуна
Сила, действующая по оси шатуна, определяется по формуле:
(50)
Строим график изменения силы, действующей по оси шатуна из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-720 0 с шагом 300 .
угол |
Сила К |
угол |
Сила Т |
угол |
Сила N |
угол |
Сила S |
|
0 |
-11354,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-11354,2 |
|
30 |
-7378,93 |
30 |
-5761,63 |
30 |
-1157,84 |
30 |
-9262,71 |
|
60 |
-1073,99 |
60 |
-3458,3 |
60 |
-764,65 |
60 |
-3559,1 |
|
90 |
-572,887 |
90 |
2237,84 |
90 |
572,887 |
90 |
2309,451 |
|
120 |
-3902,44 |
120 |
4162,222 |
120 |
1242,454 |
120 |
5783,06 |
|
150 |
-6273,87 |
150 |
2519,003 |
150 |
850,9234 |
150 |
6807,387 |
|
180 |
-6845,51 |
180 |
0 |
180 |
0 |
180 |
6845,51 |
|
210 |
-6335,19 |
210 |
-2543,62 |
210 |
-859,239 |
210 |
6873,915 |
|
240 |
-4039,25 |
240 |
-4308,15 |
240 |
-1286,01 |
240 |
5985,812 |
|
270 |
-674,263 |
270 |
-2633,84 |
270 |
-674,263 |
270 |
2718,123 |
|
300 |
-584,529 |
300 |
1882,222 |
300 |
416,1696 |
300 |
-1937,08 |
|
330 |
-3669,07 |
330 |
2864,887 |
330 |
575,7188 |
330 |
-4605,75 |
|
360 |
-1487,19 |
360 |
0 |
360 |
0 |
360 |
-1487,19 |
|
390 |
11753,35 |
390 |
9177,275 |
390 |
1844,237 |
390 |
14753,9 |
|
420 |
2005,509 |
420 |
6457,868 |
420 |
1427,87 |
420 |
6646,088 |
|
450 |
-1806,3 |
450 |
7055,84 |
450 |
1806,295 |
450 |
7281,627 |
|
480 |
-6456,37 |
480 |
6886,174 |
480 |
2055,574 |
480 |
9567,764 |
|
510 |
-9033 |
510 |
3626,813 |
510 |
1225,143 |
510 |
9801,147 |
|
540 |
-9155,51 |
540 |
0 |
540 |
0 |
540 |
9155,51 |
|
570 |
-6488,47 |
570 |
-2605,17 |
570 |
-880,029 |
570 |
7040,235 |
|
600 |
-4062,06 |
600 |
-4332,47 |
600 |
-1293,27 |
600 |
6019,604 |
|
630 |
-632,023 |
630 |
-2468,84 |
630 |
-632,023 |
630 |
2547,843 |
|
660 |
-1002,61 |
660 |
3228,457 |
660 |
713,8296 |
660 |
-3322,55 |
|
690 |
-7193,43 |
690 |
5616,79 |
690 |
1128,733 |
690 |
-9029,86 |
|
720 |
-11354,2 |
720 |
0 |
720 |
0 |
720 |
-11354,2 |
|
Средний крутящий момент
угол |
Крутящий момент |
ср. момент |
|
0 |
0 |
0 |
|
30 |
-239,1075005 |
-71,925252 |
|
60 |
-143,5195164 |
-234,1036 |
|
90 |
92,87036 |
173,9265 |
|
120 |
172,732223 |
670,601599 |
|
150 |
104,5386361 |
607,040943 |
|
180 |
0 |
0 |
|
210 |
-105,5602831 |
||
240 |
-178,788152 |
||
270 |
-109,30436 |
||
300 |
78,1121964 |
||
330 |
118,8927905 |
||
360 |
0 |
||
390 |
380,8569325 |
||
420 |
268,0015386 |
||
450 |
292,81736 |
||
480 |
285,776231 |
||
510 |
150,5127511 |
||
540 |
0 |
||
570 |
-108,1144006 |
||
600 |
-179,7974735 |
||
630 |
-102,45686 |
||
660 |
133,9809489 |
||
690 |
233,096765 |
||
720 |
0 |
||
, где Т х — значение тангенциальной силы при данном угле поворота.
Т ср. = 163,2 Н•м, что составляет разницу с ранее
посчитанным моментом (27) 2,45%.
7. Тепловой баланс двигателя
Теплота сгорания израсходованного топлива:
(51)
Эквивалентная эффективная теплота работы двигателя:
(52)
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/kapitalnyiy-remont-dvigatelya/
1. Сырямин Ю.Н. Двигатели внутреннего сгорания. Методические указания к выполнению расчетно-графического упражнения. Н., 1998. 13 с.
2. Сергеев В.П. Автотракторный транспорт. М., 1984. 304 с.
3. Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М., 1971.
4. Орлин А.И. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1970. 384 с.
5. СТП СГУПС 01.01-2000. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. 41 с.