Жилье для человека традиционно было одним из главных приоритетов его существования вообще. Качественные жилищные условия относятся к числу ключевых условий развития человеческого потенциала. Его значение особенно велико в странах с жесткими климатическими условиями, к которым, безусловно, относится Россия. Количественная оценка влияния жилищных условий на развитие человека необычайно сложна. Однако, не вызывает сомнений, что отсутствие адекватного жилья ведет к деградации личности и социума, ограничивая спектр возможностей, доступных индивиду. Жилищные условия определяют не только благосостояние семьи, но и в значительной степени ее образ жизни, характер проведения свободного времени, организацию быта, внутри семейные отношения. Кроме того, в настоящее время, помимо социально-политического и нравственного аспектов все большее внимание уделяется экономической необходимости качественных преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальное хозяйство, являясь сложным конгломератом подотраслей различных по видам оказываемых услуг и типам технологических процессов, имеет ряд признаков, позволяющих считать его самостоятельной отраслью народного хозяйства и, соответственно, вырабатывать единые подходы при осуществлении его реформы.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека
1. Финансовое состояние организации
Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), как хозяйствующего субъекта, затрагивает жизненно важные интересы всего населения страны. Организации коммунального хозяйства, удовлетворяя каждодневные потребности населения, косвенно влияют на эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса. Однако коммунальное хозяйство, в прошлом отнесенное к непроизводственной сфере экономики, не инвестировалось в приоритетном порядке и не вызывало острого интереса исследователей к проблемам его развития, что не способствовало динамичному развитию теории и практики функционирования ЖКХ.
одним из ключевых направлений ее развития.
образом до сих пор не изменены — нормативно-правовая база не носит системного характера, а неформальные правила не изменились.
Ценообразование на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению
... здоровья населения. Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно учитывать политические, финансовые, информационные и другие проблемы региона. Процесс совершенствования ценообразования на жилищно-коммунальные услуги проводится в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной ...
1 . 1 Жилищно-коммунальное хозяйство
предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
ЖКХ подразумевает:
- Канализация — отведение сточных вод
- Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
- Сбор, вывоз и утилизация мусора
- Содержание придомовых территорий (благоустройство)
В условиях ограничения значительного роста тарифы ЖКХ актуальное значение приобретают вопросы осуществления оценки финансовые потоки организации ЖКХ. Оценка финансовые потоки организации ЖКХ предполагает проведение анализа состава и структуры затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования и развития организаций ЖКХ. Оценка финансовые потоки организации ЖКХ позволит выявить экономически необоснованные расходы организаций ЖКХ и разработать мероприятия по их оптимизации.
Финансовые потоки ЖКХ: оценка, оптимизация включает в себя:
1. Анализ затрат организации ЖКХ
2. Анализ формирования доходов организации ЖКХ
3. Анализ системы налогообложения организации ЖКХ
1. 3 Понятие жилищного фонда и его виды, Жилищный фонд
В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
В зависимости от формы собственности
- частный жилищный фонд;
- государственный жилищный фонд;
- муниципальный жилищный фонд;
- общественный жилищный фонд.
В частный жилищный фонд
- физических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
— В результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» доля частного жилищного фонда в 2000 году составила более 63 процентов по сравнению с 33 процентами в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8 процента.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в ред. от 17 июня 1999 года) частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.
Принудительное изъятие недвижимости без согласия собственника допускается только на основании решения суда.
Государственный жилищный фонд
- ведомственный фонд, состоящий в собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или в оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к государственной собственности;
— фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или в оперативном управлении государственных учреждений, принадлежащих соответствующему субъекту Российской Федерации.
Специфика социальных технологий в системе управления российских ...
... определены: Объект исследования. Система управления в организациях с различными формами собственности. Предмет исследования. Социальные технологии в системе управления субъектом деятельности в российских организациях. Цель исследования. Разработка концептуальных принципов функционирования социальных технологий в системе управления субъектом деятельности ...
Таким образом, государственный жилищный фонд может находиться в федеральной собственности (собственности Российской Федерации) и в собственности субъектов Российской Федерации.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти.
Например, от имени Российской Федерации общее управлении федеральной собственностью осуществляет Министерство государственного имущества Российской Федерации.
Муниципальный жилищный фонд
В настоящее время муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
включает жилые помещения, находящиеся в собственности общественных объединений.
Общественные объединения — это вид некоммерческих организаций, созданных на добровольной основе по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.
1. 4 Институционально-финансовая среда.
Управление жилищным фондом
Органы управления жилищным фондом
Жилищный фонд в России входит в качестве составной части в более широкую отрасль народного хозяйства — жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство включает помимо жилищного фонда также санитарно-техническое, энергетическое, газовое, водопроводное, теплофикационное, канализационное хозяйство и др. Управление отраслью жилищно-коммунального хозяйства имеет главной задачей обеспечение удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения. Одной из важных особенностей управления данной отраслью является децентрализация; в этой сфере широкими правами наделены органы местного самоуправления.
Так, согласно Закону РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, в состав которой входит, в частности, муниципальный жилищный фонд. Права собственника в отношении жилищного фонда, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, — население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Вместе с тем ряд управленческих и организационных функций, связанных с общим руководством жилищным фондом, коммунальными предприятиями, сосредоточен на региональном (субъектов Роесийской Федерации) и федеральном уровне.
Разработка предложений по подготовке жилищного фонда к сезонной ...
... задач подготовки к сезонной эксплуатации жилищного фонда в работе определены: обеспечение эффективного функционирования организаций в сфере управления эксплуатацией жилищным фондом; привлечение собственников жилья к участию в процессе управления эксплуатацией жилищного фонда. В ходе исследования нами проведен анализ системы управления эксплуатацией жилищного фонда Тверского ...
Центральным органом управления жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе жилищным фондом, является Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, в составе которого функционирует ряд департаментов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и по жилищной политике. Основными задачами департамента жилищно-коммунального хозяйства являются: государственная поддержка органов местной исполнительной власти с учетом региональных особенностей и условий перехода к рыночным отношениям; развитие конкуренции и акционирования; обеспечение приватизации объектов муниципального хозяйства с целью повышения качества системы жизнеобеспечения и сферы обслуживания населения.
В сферу управления департамента входят: жилищный фонд, тепло- и энергоснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная защита, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.
На нижестоящем уровне (в субъектах Российской Федерации) функционируют соответствующие жилищные (жилищно-коммунальные) органы управления, которые ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту их жительства; осуществляют выдачу ордеров на вселение в жилое помещение и т. д.
При органах местной администрации создаются специальные управления (отделы) жилищного хозяйства, основной функцией которых является организация надлежащей эксплуатации жилищного фонда и всего жилищно-коммунального хозяйства города, района и т. д.
Согласно ст. 17 ЖК РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществляется соответствующими министерствами, государственными комитетами и другими органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями. На предприятиях, в организациях в этих целях создаются специальные жилищно-эксплуатационные подразделения — жилищно-коммунальные конторы (управления домами и т. п.).
Для рассмотрения межотраслевых и межрегиональных вопросов существует Межведомственный совет по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Одной из важных функций жилищных органов управления в настоящее время является реализация положений Закона о приватизации жилищного фонда, создание товариществ собственников жилья как организационной формы добровольного объединения домовладельцев для совместного управления кондоминиумом недвижимого имущества жилого дома.
контроль за строительством и содержанием ведомственных коммунальных предприятий. В некоторых крупных городах образованы специализированные управления по отдельным отраслям коммунального хозяйства, которые, так же как и предприятия, действуют на основе особых положений и уставов.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда
Одними из специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, Являются органы государственной жилищной инспекции, образованные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» от 26 сентября 1994 г. № 1086^.
Постановлением установлено, что государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, которым определяются система и основные функции государственных жилищных инспекций, их права и порядок деятельности.
Жилищно-коммунальная реформа
... объявленным целям реформы: увеличить эффективность эксплуатации жилья, улучшить условия проживания населения, упрочить жилищные права граждан, а также стабилизировать ... 1997 г. тепло отключалось почти в 3 тыс. жилых домах, в которых проживало около 1 млн человек. ... и до 45-60%. Многое зависело от благоустроенности жилищного фонда, природно-климатических особенностей региона, а также от аппетитов ...
Жилищно-эксплуатационные организации
Развитие жилищного фонда, его техническое оснащение, постоянное повышение требований населения к благоустройству жилища обусловливают необходимость совершенствования организационных форм управления жилищным фондом на местах.
В интересах сохранения жилищного фонда Жилищный кодекс предусматривает подсказанное практикой правило: жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной организацией (ЖЭО), а если для эксплуатации домов ведомственного или общественного жилищного фонда не может быть создана ЖЭО, то она осуществляется непосредственно соответствующим предприятием, учреждением, организацией. Определяются основные функции жилищно-эксплуатационных организаций. На эти организации возлагается обязанность обеспечивать сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, контролировать соблюдение гражданами правил пользования жилым помещением, содяржания жилого дома и придомовой территории.
Кодекс не определил конкретные формы жилищно-эксплуатационных организаций, установив лишь важнейшие начала их правового статуса. В настоящее время низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления и др. Организация управления жилищным фондом и коммунальным хозяйством на местах отличается большим разнообразием с учетом специфики города, другого поселения.
фонда и нежилых помещений; ими приняты на баланс жилые дома. Дирекции заключают договоры с ремонтно-эксплуатационными управлениями (предприятиями) или другими аналогичными предприятиями (в том числе частными фирмами), энерго- и водоснабжающими и другими специализированными организациями, обеспечивающими функционирование систем жизнеобеспечения зданий и прилегающих территорий.
В составе префектур административных округов города Москвы образованы управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, действующие на основе Положений об этих управлениях.
В последнее время в Москве практикуется привлечение на конкурсной основе к управлению жилищным фондом частных компаний.
Участие граждан в управлении жилищным фондом
Жилищный фонд требует достоянного внимания не только государственных органов власти и управления, специальных жилищных ремонтно-эксплуатационных и иных служб, но и населения, общественных организаций, нанимателей, собственников жилых домов и других жилых помещений.
Согласно Конституции РФ (ст. 32) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Техническая эксплуатация зданий и инженерного оборудования жилищно-коммунального ...
... жилого фонда в муниципальную собственность, в настоящее время около 95% жилого фонда города находится в ведении ЖКУ. С каждым годом увеличиваются затраты на эксплуатацию ... жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; ... - осуществление комплекса операций по эксплуатации зданий и сооружений (поддержание их сервиса, ...
позицию самого человека, его желание принимать участие в рассмотрении и решении государственных дел.
«Об основах федеральной жилищной политики». В ст. 5 Закона устанавливается, что «граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций».
Таким образом, в ст. 5 Закона содержится довольно широкая законодательная база для участия граждан в управлении жилищным фондом. Формы участия граждан и других лиц в управлении жилищным фондом. Это домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и советы граждан, добровольные ремонтные дружины и другие органы местного (общественного) самоуправления, осуществляющие защиту жилищных прав граждан, оказывающие им другую необходимую помощь.
В городах и иных поселениях создаются и иные общественные, неправительственные организации, имеющие главной задачей вовлечение населения в управление жилищным фондом, защиту прав владельцев и пользователей жилыми помещениями. В
Важнейшей формой участия граждан в управлении жилищным фондом, защите жилищных прав граждан, обеспечении сохранности жилищного фонда и его ремонте являются товарищества собственников жилья, образуемые для обеспечения эксплуатации многоквартирных домов, пользования квартирами и их общим имуществом. Образование таких товариществ предусмотрено Законом РФ «О товариществах собственников жилья». Товарищество собственников жилья представляет собой некоммерческую организацию, форму объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации жилого дома. В Законе определены, в частности, порядок образования товарищества, права и обязанности его членов, порядок деятельности товарищества и многие другие вопросы.
2.
Программа совершенствования финансового управления организацией должна быть подготовлена на основе анализа существующего технического состояния и уровня физического износа муниципального жилищного фонда города и сформирована с учетом практики формирования и опыта реализации существующих программ, а также с учетом анализа потребности ЖЭО в выполнении капитальных ремонтных работ жилищного фонда. Недостаточный уровень раннее проводимых ремонтных работ капитального характера объектов ЖКХ делает невозможным перевод данной сферы хозяйствования в сферу рыночных отношений.
на его содержание, накопленным недоремонтом, вследствие недостаточного финансирования.
Программу целесообразно рассматривать по следующим направлениям:
— Реорганизация сложившейся жилой застройки – комплекс мер по реконструкции жилищного фонда, капитальному ремонту и технической модернизации внутренних инженерных коммуникации и устройств, обеспечению нормативных требований в части санитарно-гигиенической обстановки, комплексного благоустройства и функционально-планировочной организации территории жилых образований.
— Капитальный ремонт жилищного фонда — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа элементов здания с частичной заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, направленных на улучшение эксплуатационных показателей и не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания и его функционального назначения.
Организация учета основных затрат и порядок их включения в себестоимость ...
... готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость - это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, ...
— Модернизация жилищного фонда — комплекс инженерно-технических и строительно-технологических мероприятий, направленных на компенсацию морального старения инженерно-технического оборудования и элементов ограждающих конструкций зданий, вызванного повышением нормативных требований к их технико-эксплуатационным характеристикам.
- Перепланировка жилищного фонда — комплекс строительных работ в помещениях здания при сохранении функционального назначения объекта перепланировки, предусматривающих один или несколько из следующих видов работ:
- замену (частичную или полную) ненесущих перегородок;
- устройство проемов в ненесущих перегородках;
- замену инженерного и сантехнического оборудования помещения не влекущую переоборудование по всему зданию.
- Реконструкция жилищного фонда города — комплекс строительных работ, проводимых в целях изменения существующих технико-экономических показателей объекта, повышения эффективности использования и предусматривающих: изменение первоначального функционального назначения части помещений;
- изменение габаритов и технических показателей;
- капитальное строительство, пристройки, надстройки;
- разборку и усиление несущих конструкций по объекту;
- переоборудование чердачного помещения под мансарду (устройство ограждающих конструкций из легких, утепленных элементов в форме скатной крыши с углом наклона не более 45 градусов);
- строительство и реконструкцию инженерных систем и коммуникаций зданий (кроме недвижимых памятников истории культуры).
Программа ориентирована на обеспечение сохранности существующего жилищного фонда города путем проведения в полном объеме капитальных ремонтов строительных и ограждающих конструкций, инженерно-технического оборудования, увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда, безопасности и комфортности проживания и переход к выполнению установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Целью программы является обеспечение сохранности жилищного фонда города, улучшение жилищных условий населения, повышение эффективности эксплуатации муниципального жилищного фонда и содержание придомовых территорий, надежности функционирования систем инженерно технического обеспечения. Достижение поставленной цели базируется на освоении имеющегося потенциала производственных фондов ЖЭО с привлечением подрядных организаций и использования опыта освоения городских целевых программ за предыдущие годы.
Основными задачами программы могут быть:
- обеспечение надлежащего состояния объектов ЖКХ и инженерной инфраструктуры муниципального жилищного фонда;
- улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей, повышение устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения объектов ЖКХ;
- подготовка к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений государственных надзорных и контролирующих органов.
— повышение эффективности работы организаций ЖКХ и снижение затрат на предоставление ЖКХ услуг, незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей.
Капитальные затраты и те¬кущие расходы на обеспечение пожарной безопасно¬сти
... в течение гораздо более продолжительного времени. Выделяют несколько основных направлений капитальных вложений: затраты на обеспечение противопожарной защиты строительной и технологической частей объектов; затраты на создание и обновление основных фондов пожарной охраны; затраты ... оборудования, бытовой техники на соответствие требованиям пожарной безопасности. Затраты на обеспечение ... ежемесячной ...
- формирование инвестиционной привлекательности жилищного комплекса;
- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий.
2. 1 Финансовый план
Февраль
Март дополнительные затраты на ремонт сломавшегося лифта, прочие (плановые) ежемесячные затраты.
Апрель – подготовка к летнему сезону, плановая замена коммуникаций, прочие (плановые) ежемесячные затраты.
Май – плановый ремонт, в том числе замена коммуникаций, повышение затрат, обновление оборудования и модернизация старого оборудования, повышение тарифов на некоторые категории, большие затраты на ремонт жилого фонда в связи с обветшанием здания, прочие (плановые) ежемесячные затраты.
Июнь
Июль
Август – ремонт и переоборудование жилого фонда, тарифы не повышаются, прочие (плановые) ежемесячные затраты.
покупка оборудования, повышение техобслуживания в связи с аварией около зданий и, как следствие, повышение тарифов на вывоз мусора и придомовую территорию выплата по кредиту, прочие (плановые) ежемесячные затраты.
Октябрь –
Ноябрь – покупка оборудования, прочие (плановые) ежемесячные затраты.
прочие (плановые) ежемесячные затраты, подсчет итогов года.
1 740 694