Железобетоном называют строительный материал, в котором бетон и стальная арматура работают как единое целое. Совместная работа двух крайне отличающихся по механическим свойствам материалов обусловлена следующими факторами. Сталь и бетон имеют практически одинаковые температурные коэффициенты линейного расширения, что обеспечивает полную монолитность железобетона и долговечную эксплуатацию железобетонных конструкций в жестких режимах работы. Бетон при твердении прочно сцепляется со стальной арматурой и защищает ее от коррозии. Бетон, как искусственный камень, хорошо сопротивляется сжимающим нагрузкам, но плохо противодействует растягивающим напряжениям. Прочность бетона на сжатие примерно в 10 — 18 раз больше, чем на растяжение. Сталь, обладая очень высоким пределом прочности при растяжении, способна воспринимать растягивающие напряжения, возникающие в железобетонной конструкции. Наиболее целесообразно сочетается работа двух совмещенных материалов с различными свойствами (бетона и стали) в строительных изделиях, подверженных изгибу. Стальную арматуру располагают таким образом, чтобы она воспринимала растягивающие усилия, а сжимающие напряжение возникали в бетоне. Железобетонное изделие в целом хорошо сопротивляется изгибающим нагрузкам, т.е. сочетается работа бетона и стали в одном материале.
Появление железобетона как строительного материала связано с именем французского садовника Ж. Монье, который в 1849 г. изготовил большие кадки для апельсиновых деревьев, заложив в цементный раствор сетку из тонких железных прутьев. Позже, в 1867 г., Монье запатентовал свое изобретение во Франции. Это удачное сочетание двух различных материалов явилось величайшим открытием века, сыгравшим важную роль в развитии строительной техники.
В строительной технике заметную роль железобетон начал играть в конце XIX в. — его почти одновременно начали широко применять в России, в странах Западной Европы и Америке. В 1901-1902 гг. на железнодорожной линии Витебск-Жлобин было построено 27 железобетонных мостов и путепроводов. В конце 20-х — в начале 30-х годов XX в. появились первые здания, выполненные из сборных железобетонных изделий. Одним из значительных этапов развития железобетона стало изготовление предварительно напряженных изделий и конструкций, в которых оба компонента этого композиционного материала работают наилучшим образом: бетон всегда сжат, а стальная арматура растянута. Большой вклад в развитие производства железобетона внесли русские ученые Н.А. Белелюбский, И.Г. Малюга, СИ. Дружинин, Н.К. Лахтин, Я.В. Столяров, К.В. Михайлов и др.
Отчет 109 с., 1 ч., 22 рис., 27 табл., 16 источников, 4 прил. ...
... сдвиге 1,3. Значения коэффициентов условий работы и надежности по назначению целесообразно принять по рекомендациям Руководства по усилению железобетонных конструкций композитными материалами [10]: коэффициент надежности ... напряжение в ПКМ, расположенном на боковых гранях элемента;, предельная деформация бетона. Геометрические характеристики h высота сечения; h 0 рабочая высота сечения; ...
Массовый выпуск сборных железобетонных изделий в Республике Беларусь начался с 1954 г. В настоящее время построены и действуют специализированные заводы по производству сборных железобетонных изделий и конструкций широкой номенклатуры.
Цель курсовой работы – рассмотреть и описать технологию производства железобетонных изделий., Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы производства железобетонных изделий;
— рассмотреть сырьё, используемое в процессе производства железобетонных изделий и требования, предъявляемые к его качеству;
- описать оборудование, используемое в процессе производства железобетонных изделий;
— рассмотреть требования, предъявляемые к качеству железобетонных изделий и методы его контроля; а также стандарты на железобетонные изделия, нормируемые показатели качества в соответствии с требованиями стандартов.
Предметом исследования курсовой работы является технологический процесс изготовления железобетонных изделий.
Для детального изучения темы курсовой работы использованы следующие методы исследования: наблюдение, описание, сравнение, анализ.
Материалом для написания курсовой работы послужила учебная литература, в которой описывается технология производства железобетонных изделий.
ГЛАВА 1 Теоретические основы производства железобетонных изделий
Железобетонные конструкции и изделия по способу изготовления разделяют на монолитные и сборные, по способу армирования и состоянию арматуры — на обычные и предварительно напряженные [1, с. 204].
Монолитные железобетонные конструкции изготовляют непосредственно на месте строительства. Для этого подготавливают опалубку из металла, древесины или других материалов, которая соответствует будущей форме сооружения. В зависимости от конфигурации бетонируемой конструкции используют различные виды опалубки: стационарную, скользящую, разборно-переставную, перемещаемую и др. Затем укрепляют арматуру, производят подачу, укладку и уплотнение бетонной смеси. После твердения и достижения бетоном необходимой проектной прочности производят распалубливание конструкции [1, с. 205].
Монолитные конструкции обладают высокой жесткостью, архитектурные формы зданий и сооружений из монолитного железобетона разнообразны, отличаются индивидуальностью и своеобразной пластикой. Однако при бетонировании монолитных конструкций в зимнее время возникают значительные трудности, затрачиваются материалы на изготовление опалубки и большое количество ручного труда при возведении монолитных конструкций. Сборные железобетонные изделия и конструкции изготовляют на специализированных заводах, где производят сборные материалы для всех видов строительства. Сборные изделия доставляются на строительство в готовом виде, строительная площадка превращается в монтажную, значительно сокращается трудоемкость бетонных и железобетонных работ, ускоряются темпы и снижается стоимость строительства. По сравнению с монолитными железобетонными конструкциями сборные отличаются высоким качеством и долговечностью; их использование позволяет сократить расход стали и бетона, исключить нерациональное использование древесины для устройства подмостей, опалубки, перенести основную часть работ по возведению зданий и сооружений на завод с высокомеханизированным технологическим процессом, упростить производство работ в зимний период; создаются широкие возможности для индустриализации строительства. Недостатком сборных железобетонных изделий являются их значительный вес и размеры, что требует специализированного транспорта при их перевозке и грузоподъемных средств при монтаже [2, с. 105].
Свойства железобетонных стен. Технологические характеристики бетона
... универсальность, позволяя производить из него большинство бетонных и железобетонных изделий и конструкций. Росту популярности и спроса способствует и экономический фактор. ... стеновые панели делятся на несущие, самонесущие и навесные. Панели наружных стен могут быть одно- и многослойными. Однослойные панели изготовляют из однородного малотеплопроводного материала, легкого или ячеистого бетона, ...
Благодаря применению сборного железобетона возведение жилых и промышленных зданий перешло на строительство по типовым проектам из конструкций заводского изготовления. Промышленность сборного железобетона превратилась в технически оснащенную отрасль строительной индустрии. Сборный железобетон является ведущим конструкционным материалом в индустриальном
В обычном железобетоне арматура находится в нормальном состоянии, она не растянута и не сжата. Изделие может выдерживать значительные нагрузки. Однако обычный способ армирования не предохраняет растянутую зону конструкции от образования трещин, так как бетон обладает незначительной растяжимостью (1…2 мм на 1 м), тогда как сталь при таких же нагрузках растягивается в 5…6 раз больше бетона. Из-за появления трещин увеличивается прогиб железобетонного элемента, возникает опасность проникновения к арматуре влаги и газов, которые вызывают коррозию арматуры. Чтобы избежать образования трещин, несущая способность арматуры используется не полностью, что делает нерациональным применение высокопрочной арматуры.
В предварительно напряженном железобетоне бетон предварительно сжат. В сжатом бетоне трещины появляются только в том случае, если растягивающие напряжения превысят напряжения предварительного сжатия. Бетон сжимают предварительным напряжением (растяжением) арматуры. Различают два метода предварительного натяжения арматуры: натяжение арматуры до бетонирования и натяжение арматуры после бетонирования [1, с. 206].
По первому методу арматуру предварительно растягивают при помощи домкрата и закрепляют концы на упоры, затем укладывают и уплотняют бетонную смесь. После твердения бетона концы арматурных стержней освобождают от упоров, арматура стремится вернуться в первоначальное состояние и сжимает бетон. Таким образом, в растянутой зоне бетон будет предварительно сжат, в результате чего предельная растяжимость бетона в конструкции как бы увеличивается, бетон хорошо воспринимает растягивающие усилия, образование трещин в растянутой зоне исключается. При натяжении арматуры по второму методу ее располагают в каналах бетонной конструкции после того, как бетон приобрел заданную прочность. Арматуру растягивают и анкерными устройствами закрепляют на торцах конструкции (натяжение на «бетон»).
Каналы заполняют специальным цементным раствором (инъекционным) для защиты арматуры от коррозии, который после затвердевания сцепляется с арматурой. Применение предварительно напряженного железобетона позволяет снизить массу конструкций, увеличить их жесткость, сократить расход арматуры и предупредить появление трещин в растянутой зоне, а значит, повысить долговечность конструкций. Применение железобетонных изделий и конструкций с предварительным напряжением постоянно расширяется.
Проектирование заводов железобетонных изделий
... готовности изделий с установкой на заводе всех комплектующих деталей; увеличение объема производства конструкций с применением различных видов высокопрочной арматуры. На нашем предприятии основным видом продукции являются железобетонные плиты ...
В настоящее время сборные
В зависимости от назначения разнообразные сборные железобетонные изделия подразделяют на группы: для жилых и гражданских зданий, для промышленных зданий, для инженерных сооружений и сооружений различного назначения [6, с. 145].
Современные предприятия сборного железобетона изготовляют изделия следующими способами по трем схемам производства: в стационарных неперемещающихся формах – стендовый и кассетный способы: в формах, перемещающихся по отдельным технологическим постам, – поточно-агрегатный и конвейерный способы; методом непрерывного формования – вибропрокат изделий на стане [1, с. 207].
При стендовом способе изделия изготовляют в неподвижных формах (на стенде).
Механизмы (бетоноукладчики, вибраторы и др.) поочередно подают к стенду для выполнения необходимых операций. Изделие, находясь в стационарной форме в течение всего производственного цикла (до момента затвердевания бетона), остается на месте. В то же время технологическое оборудование для выполнения отдельных операций по укладке арматуры, бетонной смеси и уплотнению перемещается последовательно от одной формы к другой. Этим способом изготовляют, как правило, крупногабаритные изделия (фермы, колонны, балки) на полигонах [15, с. 342].
При кассетном способе формование и твердение изделий происходит в неподвижной вертикальной форме-кассете, которая представляет собой ряд отсеков, образованных стальными перегородками. Количество одновременно формуемых изделий соответствует числу отсеков в кассете. На кассетной установке осуществляется полный цикл производства изделий — укладка арматуры, укладка и уплотнение бетонной смеси и твердение бетона. Для ускорения твердения бетона в кассете установлены специальные паровые рубашки (с температурой около 100 °С) или предусматривается электрообогрев изделий.
Наиболее эффективен этот способ для производства тонкостенных изделий (стеновые панели, панели перекрытий, балконные плиты), санитарно-технических кабин и т.п. [14, с. 248].
При агрегатно-поточном способе формы с изделиями перемещаются от одного технологического агрегата к другому краном, а при конвейерном — на вагонетках, движущихся по рельсовому пути. Все операции по изготовлению изделия (распалубка, чистка и смазка форм, укладка арматуры и бетонной смеси, твердение) выполняются на специализированных постах, образующих определенную поточную технологическую линию.
Общая характеристика зданий, их конструктивные элементы и схемы
... Новые типы пространственных конструкций, например т. н. структурные конструкции из прокатных ... плиты, панели, настилы); пространственные (оболочки, своды, объёмные элементы). Несущие конструкции здания ( ... типы индустриальных конструкций — асбестоцементные изделия и конструкции, пневматические строительные конструкции, конструкции из л ... и т. п. Специальные виды бетона и железобетона используют при ...