50-е годы XIX в. занимают особое место в мировой истории и в истории России. Россия стояла на пороге больших перемен. Объектом данного исследования будет промышленность России в период с середины 19 до начала 20-го века. Царское правительство поставило своей задачей ускорение темпом развития промышленности, а также широкую интеграцию России в мировое экономическое пространство. Актуальность данной темы состоит в том, что сейчас в нашей стране, промышленность которой находится в глубочайшем кризисе, также предпринимаются меры по ускорению темпов развития промышленности. Из кризиса невозможно выйти, не дав, прежде всего, реалистичную оценку и не вскрыв причины пребывания страны в перманентном воспроизводственном коллапсе. Необходимо также самым тщательным образом изучать историю данной проблемы, чтобы не повторять сделанных когда-то ошибок. Анализ опыта прошлого может позволить по-иному взглянуть на проблемы промышленности в нынешний период, потому как сейчас, как и тогда, в 50-е годы 19 века, созревают внутренние и внешние факторы, ускоряющие развитие промышленности. Целью работы является анализ развития промышленности страны в два переломных периода: промышленного переворота и индустриализации, сравнение темпов развития промышленности на данных этапах, а также анализ значения данных событий.
Глубокий международный кризис 1847 г., европейские революции 1848—1849 гг. вызвали острое потрясение в капиталистическом мире. Мировая буржуазия, возглавляемая «демиургом капиталистического космоса» — Англией, расчищала путь к еще более мощному расширению производства и извлечению крупных прибылей за счет новых рынков сырья и сбыта путем значительного снижения цен, дальнейшей механизации и концентрации производства и централизации капитала. В эти годы промышленный переворот в капиталистических странах Европы и США ускоряет свои темпы. Начало крупномасштабного железнодорожного строительства и парового судостроения в этих странах усиливает производство продукции тяжелой индустрии и общий промышленный потенциал.
В ходе завершающей стадии промышленной революции в капиталистических странах Западной Европы и Америке идет становление капитализма в господствующую мировую систему хозяйства.
Эти факторы оказывали сильное воздействие на феодально-крепостническую Россию, экономический строй которой переживал тяжелый кризис. Последствия были тем глубже, чем больше в стране зрели внутренние капиталистические противоречия. В 50-е годы в экономической структуре России, глубоко втянутой в мировой капиталистический рынок, окончательно укрепляется буржуазный уклад в ведущих сферах хозяйства, что вело к отмиранию отживших форм феодальной эксплуатации. В эти годы возрастают позиции крупной промышленной буржуазии, в первую очередь столичной, связанной с иностранным капиталом, которая переходит на фабрично-машинное производство, приносящее наивысшие прибыли.
Проблемы и перспективы автоматизации предприятий легкой промышленности в России
... страны, дополняя производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся специализированные районы, и центры развития легкой промышленности. К ним относится Центральный район, который дает большую часть текстильной продукции России. ... условиях хозяйствования. Как показывает анализ, продукция всего 10 предприятий хлопчатобумажной промышленности составляет 62% производства этой ...
Резкое обострение международных противоречий привело к Крымской войне 1853—1856 гг., окончившейся поражением царизма и продемонстрировавшей «гнилость и бессилие крепостной России». Острая экономическая и политическая необходимость введения новых капиталистических форм хозяйства, нарастающая непримиримая антифеодальная борьба народных масс в годы революционной ситуации заставили царское правительство пойти на отмену крепостного права. Нарастающая промышленная революция в стране повлекла за собой не только изменения в технике и организации промышленного производства, но и вызвала глубокие общественные перемены.
1. Промышленный переворот в России
1.1 Переход к массовой машинизации текстильного производства
Общемировой процесс промышленной революции в середине XIX в. глубоко захватил развитые отрасли промышленной экономики предреформенной России. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного, труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур. Как и в других странах Запада, главной сферой распространения фабрики стала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся крепостной труд, что было одним из важнейших факторов высоких темпов развития; при этом большинство рабочих было занято на крупных предприятиях. Благодаря внедрению машинной техники, концентрации производства и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная промышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями, сдавленными оковами феодально-крепостной монополии. Эта передовая отрасль быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах формы крупной капиталистической фабрики.
Быстро растущая буржуазия России активно использовала протекционистский таможенный заслон, установленный правительством законами 1822 и 1842 гг., что защищало ее от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для быстрой механизации хлопчатобумажных предприятий большое значение имело использование российскими предпринимателями передового технического прогресса машинной индустрии Англии, где с 1842 г. был снят запрет на вывоз машин за границу. Именно в 50-е годы XIX в. произошел качественный скачок в росте производительности труда на бумагопрядильных фабриках России. Если за 40-е годы наблюдалось фактическое отсутствие роста производительности и в натуральном и ценностном отношении, то в 50-е годы натуральная выработка пряжи на рабочего поднялась в среднем на 69 %, а в стоимостном отношении на 35 %. Особенность российского фабричного бумагопрядения — высокая концентрация производства при дальнейшей усиленной машинизации последнего. Соединение больших капиталов компаниями и товариществами особенно содействует к такому рациональному преобразованию нашего бумагопрядильного дела». 1860 г. резко усилилась концентрация производственного оборудования и паровой энергетики на крупнейших бумагопрядильных фабриках России (с числом рабочих свыше 1 тыс. человек).
Гигиена труда в промышленности
... промышленность, приборостроение, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Основными цехами являются литейные, кузнечно-прессовые, механические и механосборочные. В литейном производстве ... При подземной добыче руд доля ручного труда остается еще высокой, выполнение основных производственных ... стаже работы в пылевых условиях до начала заболевания 18--19 лет. Среди профессиональных ...
Значительная часть ведущих петербургских бумагопрядильных фабрик в 50-е годы становятся крупными акционерными компаниями.
Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве не могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а, следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную, усилить перестройку на основе механизации производства.
Таким образом, в середине XIX века в текстильной промышленности России технический переворот протекал в различных отраслях и видах производства с разной интенсивностью, захватив раньше всего хлопчатобумажную, шерстяную и позднее — полотняную и частично шелковую промышленность. Механизация начиналась с подсобных видов производства: прядильного, набивного, размоточного, тростильно-крутильного и пр. Основное и заключительное звено производственного процесса — ткачество длительное время оставалось в сфере ручного производства.
Широкое применение системы домашнекапиталистического труда (система, когда рабочий производит свою продукцию дома, используя свою простейшую технику, а потом уже отдаёт её капиталисту для продажи) в Центральном промышленном районе тормозило технический прогресс хлопчатобумажного производства. «В общем выводе тканье наших бумажных материй, — отмечалось в официальном обзоре 1871 г., — как в отношении устройства ткацких станков, так и в отношении скорости работы находится еще далеко не на той степени совершенства, как за границею. Машинное же тканье и поныне распространялось в России еще мало». В конце 70-х годов в ходе возросшей капиталистической конкуренции на внутреннем рынке повысился спрос на дешевые товары машинной выработки. В этих условиях крупная буржуазия Московского промышленного района значительно расширила фабричное ткацкое производство и сократила использование труда домашних рабочих.
В годы кризиса и промышленного застоя 80-х годов резко усилился процесс разорения крестьян-кустарей и сокращение численности домашних ткачей одновременно с возрастанием резервной армии труда. Но даже в тяжелых кризисных условиях система эксплуатации домашних рабочих как «придатка» фабрики была очень живучей.
Несмотря на широкое использование крепостнических пережитков крупным капиталом, в ходе капиталистической конкуренции и развивавшегося рабочего движения усиливались объективные процессы, обусловливающие внедрение системы машин и механизации труда на хлопчатобумажных фабриках. За 14 лет, с 1866 по 1879 г., коренной поворот в становлении фабрично-машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвал падение удельного веса ручных станков в производстве «фабричных» тканей более чем в 3 раза, численность ручных ткачей на централизованных мануфактурах сократилась на 53 %.
Металлургическая промышленность в России
... более 8% выпуска промышленности в России и примерно 6% мирового производства стали. Численность промышленного персонала отрасли составила около 650тыс. чел. Металлургические предприятия обеспечивают более ... размеры территории России, важными отраслями конечного потребления стали были и остаются нефтяная, газовая отрасли, железнодорожный транспорт вместе с железнодорожным машиностроением. Высокий ...
К концу 70-х годов особенно отчетливо выявилась важнейшая особенность развития российской хлопчатобумажной промышленности — высокая концентрация производства. Прогресс концентрации сопровождался комбинированием основных звеньев текстильного производства (прядение, ткачество, набивка, крашение и отделка), что стало ведущим процессом на крупнейших фабриках Петербурга, Прибалтики и Центра. Если в 1866 г. насчитывалось 18 комбинированных прядильно-ткацких фабрик в Европейской России (без Польши), то к 1879 г. их стало 32. Являясь объективной тенденцией машинного производства, комбинирование способствовало концентрации условий непрерывного труда, росту производительности и увеличению прибавочной стоимости при эксплуатации кооперированных рабочих. К. Маркс указывал, что «только благодаря этому они могут использоваться так, что их более высокая эффективность в процессе труда сопровождается меньшими издержками на них».
Экстенсивный характер промышленной революции на первых стадиях ее развития был закономерным явлением этого мирового исторического процесса. Особенно широкий размах это явление принимало в странах с «запаздывающей» промышленной революцией и относительно слабым накоплением, огромной резервной армией малоквалифицированной рабочей силы и низкой стоимостью труда. Классики марксизма в этой связи на примере Германии отмечали, что «с распространением домашней промышленности крестьянство одной местности за другой втягивается в промышленное развитие современной эпохи. Это революционизирование земледельческих местностей при посредстве домашней промышленности распространяет промышленную революцию в Германии на гораздо большее пространство, чем это было в Англии и во Франции: сравнительно низкий уровень пашен промышленности делает тем более необходимым распространение ее вширь». Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитой хлопчатобумажной промышленности в первые пореформенные десятилетия сопровождалось двумя противоречивыми процессами: с одной стороны, в ходе обострившейся конкурентной борьбы усилилась массовая ликвидация самостоятельных мануфактурных предприятий, а с другой — крупный фабричный капитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашних закабаленных рабочих. В результате в первый пореформенный период развития российского капитализма главной тенденцией роста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числа рабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- и энерговооруженности труда.
1.2 Развитие пищевой промышленности
На данном этапе развития промышленности на одно из первых мест выходит пищевая промышленность. Основными и наиболее развитыми отраслями становятся сахарная и винокуренная.
В России действовал синдикат сахарозаводчиков. Это был помещичий синдикат, потому как сахарная промышленность была целиком в руках помещиков, специализирующихся на производстве сахара из сахарной свеклы. Сахарная отрасль была одной из самых развитых по уровню механизации производства.
Синдикат устанавливал цены и определял, какую долю своей продукции каждый из помещиков может продавать в России. Сахар сверх этой нормы заводчики должны были вывозить за границу. Впрочем, они и в этом случае не проигрывали: правительство установило на вывоз сахара высокие премии. Следует также отметить, что среднедушевое потребление сахара за эти годы возросло в несколько раз.
Особенности мануфактурного производства в России в XVII-XVIII веках
... мануфактурному производству приобщились купцы Демидов и Аристов. Металлургия являлась единственной отраслью промышленности, в которой вплоть до 90-х гг. действовали мануфактуры. В XVII в. Россия ... голландский купец Андрей Виниус в 1636 г. пустил вододействующий завод. Отметим характернейшие особенности появления мануфактурного производства в России. Первая из них состоит в том, что крупные ...
Что же касается винокуренной промышленности, то, начиная с XVIII столетия питейные сборы составляли главную статью дохода в государственном бюджете России. В период правления Бориса Годунова “царские кабаки” заправлялись особыми “целовальниками”, дававшими обязательства по отчислению государству устойчивой доли дохода от виноторговли. Затем питейные сборы отдавались то “на веру”, то “на откупу”. В 1845 г. для Великорусских и Сибирских губерний была введена акцизно-откупная система, представлявшая собой нечто среднее между Казенным управлением и откупным содержанием питейных заведений. С этого периода и до начала 20-х годов ХХв. в России действовала акцизная система. Следует отметить, что именно винокуренной промышленности царское правительство уделяло особое внимание, потому как она приносила огромные доходы казне.
1.3 Развитие машиностроения и тяжелой металлургии
Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали объективную необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требовании развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия, но масштабы отечественного машиностроения в промышленном производстве дореформенной России были еще крайне незначительны. Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована в Петербурге. Они были созданы при помощи правительственных субсидии и льгот, выполняя нередко выгодные казенные заказы. С их возникновением город становится крупным центром российского машиностроения.
Уже в начале своего зарождения и становления российское машиностроение выделялось высокой степенью концентрации производства. По подсчетам С. Г. Струмилина, в 1860 г. из 99 механических предприятий насчитывалось 27 крупных заводов, где было сосредоточено 8841 рабочих, или 76,3 % всех занятых в этой отрасли, которые производили продукцию на 6580 тыс. руб., что составляло 83% всей продукции машиностроения страны.
В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкие предприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственные машины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного производства, винокуренной промышленности.
До 50-х годов условий для получения высокой прибыли для успешного действия механических предприятий было мало в стране. Слишком дорогое сырье (металл, топливо), трудности создания достаточно квалифицированного контингента рабочих-машиностроителей, угнетающая конкуренция импортируемых английских, бельгийских и прочих зарубежных машин и, главное, незначительный спрос на внутреннем рынке — все это создавало невыгодную конъюнктуру для развития механических заводов с точки зрения капитала.
Автоматизация технологической подготовки производства в машиностроении
... Технологическая подготовка производства в машиностроении 1.1 Промышленные изделия машиностроения и этапы их создания Приборостроение включает в себя создание любых деталей машин, ... технологических процессов литья, штамповки, обработки на станках с ЧПУ и др. Некоторые предприятия вплотную подошли к решению задачи автоматизации ... стандартами (в России используется стандарт ЕСКД, на западе обычно ...
По подсчетам В. К. Яцунского, соотношение между внутренним производством и импортом машин в 50-х годах XIX в. свидетельствовало о значительном превосходстве последнего, который в абсолютных цифрах резко возрастал.
Рост импорта машин свидетельствовал о значительном отставании отечественного машиностроения. В начальном периоде российского машиностроения четко наметилась специализация его отраслевой структуры: значительное развитие производства паровых двигателей, особенно котлостроения, и тяжелого транспортного машиностроения и крайняя слабость производства фабрично-заводских рабочих станков и машин и сельскохозяйственного машиностроения. Начало промышленного переворота, становление первых передовых отраслей крупной машинной индустрии в 50-х годах было связано с действием промышленного капитализма, закономерностей, выдвигающих объективные требования примата роста производства средств производства.
Ввоз иностранного металла в течение всей первой половины XIX в. был фактически запрещен в России, обеспечив полное господство железозаводчиков на внутреннем рынке. Между тем острый спрос на металлы, предъявляемый со стороны развивающейся отечественной промышленности, транспорта и военного производства к середине XIX в. стал настолько велик, что царское правительство вынуждено было сначала в 1850 г., а затем в 1857 и 1859 гг. сделать существенные шаги в сторону более умеренного протекционизма по отношению импорта продукции черной металлургии.
Главной металлургической базой России до 90-х годов оставался Урал, который производил до 2/3 всего металла страны. Основной причиной технической отсталости горнозаводского Урала, а также дореформенной России было господство крепостного права. Наличие прикрепленного к заводам огромного контингента дешевой подневольной рабочей силы длительное время позволяло магнатам-горнозаводчикам извлекать огромные барыши без каких-либо больших затрат на технические усовершенствования. Несмотря на частичную механизацию производства крепостных горнозаводских мануфактур Урала, здесь в широких масштабах эксплуатировался ручной труд закрепощенных рабочих. Хорошо знавший уральскую горнозаводскую промышленность горный инженер Антипов указывал, что на железоделательных заводах Урала накануне реформы 1861 г. технические изобретения почти не применялись потому, что «рабочие руки составляли такой дешевый материал, выгоднее которого для заводского дела трудно изобресть какое-либо механическое устройство». Таким образом, при сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных результатов.
В первые пореформенные десятилетия наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая перестройка предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли — черной металлургии России. В этом отношении характерно, что за годы промышленного подъема (1866 — 1873) в тяжелую промышленность было направлено всего 2 % акционерного капитала, что, бесспорно, свидетельствовало о чрезвычайной слабости капиталистической перестройки этой ключевой отрасли хозяйства страны.
После падения крепостного права Уральское горнозаводское хозяйство оказалось в хроническом кризисе, медленно и мучительно перестраиваясь на капиталистические основы производства. В руках уральских магнатов-горнозаводчиков после реформы сохранились в бесконтрольном владении огромнейшие земельные латифундии и промышленные предприятия. Их горнометаллургические заводы были в законодательном порядке обеспечены дешевой рабочей силой путем наделения горнозаводского населения небольшими клочками усадебной земли, что позволяло здесь максимально долго сохранять старые порядки.
Промышленность России
... не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов. Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. ... тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Далее следуют Северо-Кавказская, Сахалинская провинции. Промышленная разработка месторождения Кравцевское начата на шельфе Балтийского моря, Верхнечонского месторождения - ...
Капиталистическая перестройка уральских заводов была связана в первую очередь с массовым увольнением горнозаводских рабочих и созданием огромной резервной армии труда, существенно влиявшей на снижение заработной платы. К середине 60-х годов в целом по Уралу «число людей, которые остаются без занятий и способов прокормления себя, весьма значительно, в некоторых местностях оно составляет 1/3, 1/2 и более всего числа заводского населения». Горнозаводская администрация предлагала рабочим работать на подлинно грабительских условиях найма, в случае несогласия сознательно сокращала производство или даже закрывала временно заводы.
Именно эти произвольные действия горнозаводчиков явились главной причиной упадка производства на горных заводах Урала, вызвав сокращение выплавки чугуна на частных предприятиях в 1862 г. па 27 % по сравнению с 1860 г. Массовые рабочие волнения заставили горнозаводчиков пойти па незначительные уступки, одновременно они добились от правительства больших финансовых льгот.
Политика покровительственной поддержки горнозаводчиков не стимулировала прогрессивное развитие горно-металлургического производства, наоборот, способствовала дальнейшему разорению многих заводов, обрекала в целом уральскую промышленность на застой, так как «несостоятельность» сделалась даже самым выгодным делом.
Большинство уральских заводовладельцев хищнически хозяйничали на предприятиях, не принимали никаких решительных мер для улучшения дела и только требовали со своих управляющих, доверенных и поверенных «во-первых, дивидендов, во-вторых — дивидендов, в-третьих — дивидендов». Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1800 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г.
Резкий подъем горнозаводской промышленности возможно было осуществить только на основе современной технической реорганизации производства. Но уральские заводовладельцы, основывая «свое господство не па капитале и конкуренции, а на монополии и на своем владельческом праве», в первые пореформенные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов.
Еще в более упадническом состоянии находились уральские казенные горные заводы, которые даже наполовину не использовали своей мощности. До конца 80-х годов XIX в. механизация производственного процесса на уральских заводах носила крайне замедленный характер. Появление отдельных механизмов и паровых двигателей не меняло по существу природы этих отсталых, полукрепостнических, хотя и «частично механизированных» мануфактур. В заводском топливном балансе доминировало древесноугольное топливо, применение которого не соответствовало техническому прогрессу металлургии. Особенно отсталым оставалось доменное производство, где длительное время слабо внедрялось в технологию выделки металла горячее дутье, которое экономило до 45 % угля.
Автомобильная промышленность России (2)
... развития любой страны, в том числе и России. Поэтому автомобильная промышленность выбрана в качестве темы исследования в реферате. 2. Современное состояние автомобильной промышленности России. 2.1. Общий обзор состояния автомобильной промышленности России. Последние годы представляют собой период ...
Внедрение новейшей техники в металлургическое производство встречало ожесточенное сопротивление со стороны реакционных чиновников. Техническому прогрессу в российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.
Слабое развитие отечественной металлургической базы в России привело к тому, что первая российская железнодорожная сеть фактически была создана за счет широкого импорта заграничного металла и машин, ввозимых почти беспошлинно из капиталистических стран Запада. Общая доля продукции российской металлургии в оборудовании железными рельсами железных дорог России составляла к 1875 г. около 9 %. Даже в центре главной российской горно-металлургической базы — на Урале строительство горнозаводской линии в 1875—1878 гг. осуществлялось за счет импортируемого из-за границы железнодорожного оборудования, которое обходилось на 25—40 % дешевле, чем продукция уральских заводов. На этой дороге было уложено в полотно более 70 % импортных железных рельсов, поставлено 54 % английских товарных паровозов, 50 % бельгийских пассажирских вагонов. Даже подавляющая часть железнодорожных скреплений, болтов, винтов и костылей поставлялась с английских заводов. Передовая общественность с горечью отмечала плачевные результаты технической отсталости полукрепостнического горнозаводского Урала: «Гору Благодатскую — первый в мире железный рудник — теперь кругом обкладывают английскими рельсами».
Отсталости российской металлургии соответствовала ничтожность минерализации топливного баланса в металлургическом производстве, что тормозило технический прогресс в этой важнейшей базисной отрасли промышленности.
Создание топливно-металлургической и машиностроительной базы на современном техническом уровне все острее выдвигалось как неотложная задача экономического развития пореформенной страны.
Начиная со второй половины 70-х годов царское правительство прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов. Однако в условиях технической отсталости России при фактическом отсутствии капиталистически организованной металлургической базы и огромном спросе на железнодорожное оборудование в период строительной «горячки» эта покровительственная система оказалась на деле паллиативной, вызвав уродливые формы развития передельносборочной промышленности, целиком зависящей от импорта иностранного металла и машин.
В первые пореформенные десятилетия перестройка промышленности на рельсы фабрично-машинного производства, железнодорожное строительство в этот период требовали огромного количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1.861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что «владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей».
Нефтяная промышленность России (2)
... опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира. 1 НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ 1.1 Значение нефтяной промышленности и добыча нефти Для экономики любой страны ...
За 1860—1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России.
Слабость капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.
В переходный период становления российского капитализма еще не сложилась его материально-техническая база. В стране не хватало фабрично-заводских предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для средств производства. В эти годы внутреннее потребление машин, металла и каменного угля в 2 — 3 раза превосходило производство в стране, покрываясь всевозрастающей долей импортной продукции тяжелой промышленности стран Запада. В результате капиталистическая тяжелая индустрия России играла крайне незначительную роль во внутреннем воспроизводстве основного промышленного капитала.
Основными факторами ускорения развития промышленности России на данном периоде были:
1 ) Отмена крепостного права. Это привело к созданию огромной армии юридически свободных людей, что было крайне необходимо для развития промышленности. Однако общие условия развития российского капитализма, отягощенного пережитками крепостничества, давили даже на такую передовую отрасль промышленности, как хлопчатобумажное производство, в значительной степени обусловливая живучесть отсталых форм и застойность капиталистической организации производства. Это явление нашло свое отражение в низкой энерговооруженности труда, слабых темпах модернизации технического оборудования и застойности производительности в общероссийских масштабах. Защищенные стеной покровительственных таможенных тарифов от иностранной конкуренции, российские капиталисты в условиях слабости рабочего движения и крайней дешевизны рабочей силы предпочитали экстенсивные формы развития предприятий, связанные с максимальной эксплуатацией живого труда и длительным использованием промышленного оборудования. В тяжёлой промышленности горно-металлургические заводы были в законодательном порядке обеспечены дешевой рабочей силой путем наделения горнозаводского населения небольшими клочками усадебной земли, что позволяло здесь максимально долго сохранять старые порядки. Таким образом, отмена крепостного права имела как позитивные, так и негативные стороны.
2) Строительство железных дорог стало двигателем индустриального развития. В середине века в ж/д строительство стал привлекаться, помимо государственного, и частный капитал (в т.ч. и иностранный).
Однако практически весь дефицит государственного бюджета был вызван поддержкой частных железнодорожных обществ. Однако ж/д строительство было одним из самых крупных клиентов тяжёлой промышленности и машиностроения, а также расширяло территорию, что означало возможность использования большего числа природных ресурсов.
3) Высокая доля иностранного капитала . В 1870 году 20% иностранного капитала. Импорт иностранного капитала, оборудования, машин, металла и топлива в российскую экономику в 60—70-х годах имел двоякие последствия: с одной стороны, он усилил железнодорожное строительство, ускоряя тем самым развитие капитализма в слаборазвитой стране, с другой — укрепил позиции международного капитала на российском внутреннем рынке в ущерб развитию тяжелой промышленности и резко ухудшил состояние платежного баланса страны на мировом денежном рынке, к тому же страна попадает в экономическую зависимость (и в некоторой степени — в политическую).
4) Россия была страной молодого капитализма . Промышленный переворот в России произошёл позже, чем в других ведущих странах (США, Англии, Франции и Германии).
Но в то же время это позволяло России использовать накопленный этими странами положительный опыт в организации промышленного производства, внедрении новой техники и современных технологий, а также опираться в своём развитии на иностранный капитал.
Промышленный переворот в России имел свои особенности.
Тяжелая промышленность России не могла развиваться без государственной помощи. Бизнес стремился в отрасли лёгкой промышленности. Здесь дивиденд был гораздо выше, чем в машиностроении или металлургии. Однако царское правительство внимание уделяло не тяжелой промышленности, а винокуренной, т.к. та была гораздо более прибыльной, что и привело к довольно медленному развитию тяжёлой металлургии и машиностроения.
В этот переходный период в России еще не произошло становление внутреннего капиталистического рынка на средства производства. В то же время хозяйственная жизнь пореформенной страны всё более неразрывно переплеталась с экономикой мирового капитализма, который использовал отсталую Россию как клапан в период экономических кризисов, сбывая продукцию по завышенным ценам. В 70-х годах XIX в. общая стоимость импортируемой в Россию продукции тяжелой индустрии капиталистического Запада составила гигантскую для того времени сумму — более 1 млрд. руб. серебром. Царская Россия крайне дорогой ценой расплачивалась с международным капиталом за свою техническую отсталость и крепостническую косность.
2. Индустриализация в России (1890-1914 гг)
Со второй половины 80-х годов XIX в. промышленная революция в России вступила в завершающий, интенсивный этап, в ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период связан с глубокими преобразованиями экономической структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике капитализма прочно завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой и ростом монополий в ведущих отраслях производства. промышленный переворот производство индустриализация
В эти переломные годы капиталистическая экономика России, потрясенная мировым аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса.
2.1 Развитие тяжёлой промышленности
Затяжной характер кризиса и депрессии 80-х годов XIX в. обнажил острые противоречия в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала. Недостаточность и отсталость российского капитализма особенно резко сказывались на неравномерном развитии ведущих отраслей тяжелой промышленности, связанных с материально-техническим снабжением железных дорог. В эти годы особенно остро стал ощущаться разрыв между ключевыми отраслями тяжелой промышленности и сырьевой металлургической базой. В стране хронически не хватало чугуна, ибо уральский чугун на внутренний рынок не поступал, а шел только на производство железа.
В период острого экономического кризиса под давлением требований промышленной буржуазии царское правительство вынуждено было принять действенные меры для пересмотра таможенной политики в сторону усиления промышленного протекционизма. В. 1883 г. на обсуждение Общества для содействия русской промышленности и торговле была направлена записка Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов по вопросу о выработке конкретных таможенных ставок на чугун, железо и сталь. Свое завершение протекционистская политика нашла в утверждении охранительной тарифной системы 1891 г., которая закрепила высокое таможенное обложение для большинства ввозимых иностранных товаров, средний размер пошлин составил к стоимости их до 33 %, а на железнодорожное оборудование и подвижной состав — до 100 % и более. Размер пошлин по этому тарифу по сравнению с тарифом 1868 г. увеличился по чугуну в 10 раз, па машины — в 8, по керосину — в 3, на рельсы — в 4,5, на паровозы — в 4 раза. В этот период таможенное обложение в России по основным промышленным товарам тяжелой промышленности было выше, чем, например, в Германии, Франции и США.
Создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе явилось важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась металлургия.
Для металлургических заводов Юга была характерной разнотипность и диспропорция в техническом оборудовании. Наряду с мощными доменными печами и совершенными коксовыми установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии. Внедряя передовую технику в черную металлургию Юга, русские и иностранные капиталисты стремились получить таким путем максимальные прибыли. Дальнейшее техническое усовершенствование производства, его модернизация и механизация при тогдашней дешевизне рабочей силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных заводов преобладал тяжелый физический труд.
В металлургическом производстве в эпоху промышленной революции ведущим фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в технологический прогресс, что обеспечивало непрерывность и прогрессирующий рост размеров производства, характерный для предприятий крупной машинной индустрии. В этом отношении южная черная металлургия коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.
Переход доменного производства на использование минерального топлива носил замедленный характер, резкий скачок произошел в начале 90-х годов в связи со становлением Южного горно-металлургического района.
В 90-е годы усиливается процесс концентрации производства и рабочих на капиталистических мощных предприятиях черной металлургии. Особенно резко концентрация протекала в Южном горно-металлургическом районе
В 90-е годы произошел резкий скачок в развитии каменно-угольной промышленности Донбасса, который превратился в эти годы в основную топливную базу страны. Особенностью развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах капитализма, являлась слабая механизация основного производственного процесса.
Таким образом, промышленная революция в противоречивой форме утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что вело «к полному перевороту в технике и к широкому употреблению машин».
2.2 Промышленное развитие в 1900-1913 гг
Промышленный подъем 90-х годов XIX в. сменил кризис 1900— 1908 гг. Он выразился в спаде промышленного производства, закрытии большого количества предприятий, увеличении числа безработных.
С 1909 г. в стране начался промышленный подъем, который продолжался до начала первой мировой войны. Он стал важнейшим этапом индустриализации народного хозяйства России. Успешное развитие сельского хозяйства и высокие урожаи зерна в течение нескольких лет способствовали укреплению государственных финансов. Увеличился спрос на промышленную продукцию со стороны населения, что было связано с отменой выкупных платежей для крестьян и ростом заработной платы рабочих.
За период с 1909 по 1913 г. количество предприятий возросло на 31%, число рабочих — на 24, стоимость промышленной продукции — на 52%. Увеличение стоимости продукции более чем в 2 раза по сравнению с ростом численности рабочих свидетельствовало о том, что в этот период наметилась тенденция роста производительности труда в промышленности. Это было связано прежде всего с обновлением оборудования, повышением механизации промышленного производства, расширением применения механических машин, электроэнергии и двигателей внутреннего сгорания.
Накануне первой мировой войны отечественная промышленность выпускала разнообразную продукцию. Она удовлетворяла потребности страны в черных металлах и прокате, паровозах, вагонах, речных судах и нефтепродуктах, строительных материалах и резиновых изделиях, хлопчатобумажных тканях и сахаре.
Территориальная структура промышленного производства в период с 90-х годов XIX в. и до 1914 г. оставалась без изменений. Продолжали развиваться индустриальные районы на юге страны: металлургический (Донецко-Криворожский), нефтяной (добыча и переработка нефти вокруг Баку).
Развивалась обрабатывающая промышленность в Центральном, Петербургском, Прибалтийском и Польском районах. Это были регионы, сосредоточившие квалифицированные промышленные кадры.
По-прежнему высокими темпами развивались текстильная промышленность и ее ведущая отрасль — хлопчатобумажная. В 1913 г. Россия производила 5,3% мировой промышленной продукции. Она занимала второе место в мире по производству нефти, пятое — по производству чугуна, восьмое — по производству электроэнергии, четвертое — по производству продукции машиностроения. Высокими темпами росли также объемы потребительских товаров: производство хлопка возросло в 7 раз, производство сахара в 4 раза.
Заключение
Промышленная революция в России, начавшись в середине XIX в., являлась составной частью всемирно-исторического процесса, в ходе которого произошли необратимые качественные сдвиги в производственной и социально-экономической сфере.
Началу промышленного переворота предшествовал длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России, связанный как с важными хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появлений массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — эти факторы создавали предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности.
Начало поступательного развития машинного производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд. Этот важнейший фактор обусловил высокие темпы производительности труда и прибыльность этой передовой отрасли промышленности, которая быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах прогрессирующие формы крупной капиталистической фабрики.
Важнейшим фактором, форсирующим промышленную революцию в пореформенной России, явилось крупномасштабное железнодорожное строительство, которое связало сетью железных дорог главные центры крупной машинной индустрии с внутренними и внешними рынками.
С 80-х годов XIX в. промышленная революция вступила в завершающий, интенсивный этап развития, важнейшей особенностью которого явилось создание индустриально-технической базы российского капитализма. Этот этап совпал с глубинными сдвигами экономической структуры мирового капитализма, где главенствующую роль завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства и централизацией капитала. Наивысшего развития промышленная революция в России достигла в период экономического подъема 90-х годов XIX в., с которым связан бурный рост железных дорог и фабричной индустрии на окраинах страны, что свидетельствовало о всероссийском масштабе этого исторического процесса. Техническая революция в тяжелой промышленности вызвала скачкообразный подъем производительных сил в ведущих отраслях капиталистической экономики. Стремительный рост энерговооруженности и производительности труда в ведущих, базисных отраслях промышленности достигал мирового, рекордного уровня. В этот период в структуре промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. В результате победы промышленной революции в ведущих отраслях промышленности и транспорта утвердилось крупнокапиталистическое машинное производство, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма.
Однако же, несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. На недостаточно высокий уровень её индустриального развития указывали не только абсолютные и относительные величины промышленного производства, но даже такой показательно как распределение населения по роду занятий. Лишь небольшая часть населения была занята в промышленности. Да и удельный вес валовой продукции промышленности в совокупном общественном продукте России в 1913 г. был незначительным.
И всё-таки Россия сделала огромный шаг вперед на пути к развитой экономике и промышленности.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/istoriya-promyishlennosti/
1. Промышленная революция в России в XIXв. Соловьёва А.М. Изд-во «Наука», 1990г;
2. История экономики. Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина. Изд-во «ИНФРА-М», 2003г;
3. История экономики России. М.В Контопов, С.И. Сметанин. Изд-во «Логос», 2003г;
4. История экономики России. Р. Гусейнов. Изд-во «ЮКЕА», 1999г;
5. Очерки из истории финансово-экономической политики пореформенной России. Е.Е. Хадонов. Изд-во «ЮПАПС», 1997г;
6. Монополии и экономическая политика царизма в конце XIX — начала XX века. Изд-во «Наука», 1987г;
7. Экономическая история России. Тимошина Т.М. Изд-во «Филинъ», 2001г;
8. www.narcom.ru.