В настоящее время информационные технологии (ИТ) очень необходимы и значимы, поскольку участвуют в процессе повышения интеллектуализации общества, эволюции его системы образования и культуры.
Компетенции, которые связаны с владением компьютером, использованием разных программ, работой в сети Интернет — это то, чем должен обладать современный человек и культивировать в себе.
В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника, А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А. Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения.
Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением [6].
Объектом
Предмет
Целью
задачи
Глава 1 Теоретические основы использования информационных технологий
Информационные технологии: сущность, уровни применения в управлении
информационной технологией
Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.)
2-й этап (с конца XIX в.)
3-й этап (40—60-е гг. XX в.)
4-й этап (с начала 70-х гг.)
5-й этап (с середины 80-х гг.)
6-й этап — «сетевая технология»
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».
Коммуникативные технологии в информационном обществе
... обеспечение информационной безопасности систем коммуникации; ü определить общую модель воздействия коммуникативных технологий; ü рассмотреть принципы эффективного использования коммуникативных технологий; ü проанализировать принципы измерения эффективности коммуникативных технологий. Теоретической базой для написания данного исследования послужили следующие работы: книга ...
Возможности информационных технологий — хранить, оперативно искать, многозадачно обрабатывать, продуцировать (моделировать, анализировать и выводить новые знания), передавать на любые расстояния и предъявлять в гипертекстовом виде мультимедиа — информацию больших объемов и интегрировать процесс познания.
Информационные технологии, как и любой инструмент, сами по себе ценности не имеют. Их ценность определяется тем, какую пользу они приносят для деятельности организации[11].
Понятие «информационные технологии» неразрывно связано с понятием «информационное обеспечение».
информационное обеспечение
Васильев В.В. рассматривает всякий процесс управления как информационный процесс, включающий в себя выполнение функций по сбору, передаче, обработке, анализу информации и принятию соответствующих решений.
Информационное обеспечение управления
Организационно-управленческая информация, циркулирующая в учреждениях образования, в значительной степени влияет на деятельность не только руководителей, поэтому наряду с научно-педагогической и методической эту разновидность по праву следует включить в объем педагогической информации.
в узком
информационной потребностью
Информационное обеспечение имеет оптимальным своим результатом удовлетворение информационных потребностей педагогов образовательного учреждения. К педагогам отнесены все категории руководящих и педагогических работников образовательного учреждения.
Удовлетворение информационных потребностей педагогов — процесс обеспечения педагогов сведениями до осознания ими готовности принять оптимальное педагогическое решение.
информационным обеспечением
Анализ применения информационных технологий (ИТ) в управлении образовательными системами позволил выделить 4 уровня ( A- D ):
информационные системы по отдельным аспектам применения
Корпоративная информационная система на основе единой информационной среды
Автоматизация управления на основе СППР — систем поддержки принятия решения
Совершенствование управления на основе математических моделей оптимизации
Уровни A и B решают задачу наблюдения (частичного или полного мониторинга), C облегчает принятие решений специалистом, а D дает основу для оптимизации структуры и функционирования административных подразделений.
качествах
1.2 Информационные технологии в управлении образовательным учреждением
Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Интернет. Технология поиска информации в системе «Google.ru»
... каком языке должны быть представлены результаты. Поиск по технологии: находите информацию, связанную с Apple Macintosh, BSD Unix, Linux или ... возможности своих пользователей". Об этом и будет мой реферат: о технологиях поиска в Google, о дополнительных функциях поиска и ... является именно таким, какой он есть, благодаря одному из принципов Google: “Сосредоточь все внимание на пользователе, а остальное ...
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне[7].
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное
внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете[4].
Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.
Принципы организации единого информационного пространства детского сада
Принцип систематичности, Принцип дифференцированного подхода к пользователям информации, Принцип релевантности, Принцип креативности, Принцип диалогичности, Принцип плюрализма
Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.
Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения ...
... деятельности образовательного учреждения. Сегодня растет востребованность технологий проектирования, планирования, аналитического прогнозирования, т.е. все, что включает понятие «стратегическое планирование». Для эффективной управленческой деятельности в системе дошкольного образования руководителю крайне необходимы знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. В работах ...
Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать её и довести эту информацию до сведения участников образовательного процесса. Применение информационных технологий позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.
Внедрение информационных технологий в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:
- экономия затрат труда и времени;
- повышение информированности о состоянии управляемой системы;
- оперативность принятия управленческих решений.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления.
Основными направлениями применения
1.3 Информационная культура и деятельность руководителя образовательного учреждения
информационная культура
Информационная культура имеет различные толкования: как важнейший компонент духовной культуры человека (Н.М.Розенберг); как понимание современной картины мира (В.А.Извозчиков); как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н.Соловьев); как новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие (В.Н. Михайловский) и т.п.
Информационная культура проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; в овладении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности; системные знания в области информационных технологий[4].
В понятии «информационная культура руководителя образовательного учреждения» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс. Способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.
Место изучаемого понятия «информационная культура руководителя образовательного учреждения» находится в сфере культуры труда, культуры профессиональной управленческой деятельности в образовании.
Управление рассматривается нами как целенаправленная деятельность по согласованию субъект-субъектных отношений и действий для поддержания целостности системы и приведения ее в заданное (программируемое) состояние. В соответствии с данным подходом к пониманию сущности управления становится возможным исследовать информационную культуру руководителя образовательного учреждения, в том числе и через изучение особенностей формирования организации, согласования им межличностных отношений.
Применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного ...
... проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации. Методы исследования: изучение литературы; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ, обобщение. База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №29 «Сказка» г. Краснотурьинска Свердловской области. Структура работы ...
Анализ рассматриваемого понятия в таком аспекте позволяет говорить об информационной культуре как о свойстве личности руководителя образовательного учреждения, которое проявляется во всех аспектах его деятельности как профессионала.
Рассматривая процесс управления образовательным учреждением в логике технологического цикла и задач, стоящих перед руководителем образовательного учреждения, можно выделить внутри информационной культуры ее составную часть, отвечающую за процесс управления — технологическую культуру. Тем самым можно выделить в требованиях к информационной культуре руководителя образовательного учреждения технологическую составляющую и собственно информационную культуру: умение получать оперативную информацию о системе дошкольного управления; извлекать информацию из различных источников, представляя ее в лаконичном виде; ставить реальные цели, способствующие достижению высоких результатов; организовать количественный учет достижений ученика, учителя, коллектива в целом; унифицировать документы, отчеты, справки, формы, организовать компьютерную обработку данных; обеспечить эффективный сбор педагогической информации в заданные сроки и в полном объеме; организовать поддержку и обновление массивов информации; владеть основами аналитической обработки информации; обеспечить классификацию управленческой информации по тематикам для оперативного извлечения необходимой информации.
Данные требования являются основой для критериев информационной культуры руководителя образовательного учреждения.
Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. В то же время информационная культура отражает и особенности профессиональной деятельности человека.
информационной культуры руководителя
1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания и умения, которыми должен владеть специалист;
2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.
Информационная культура руководителя образовательного учреждения влияет на эффективность его управленческой деятельности при условии: осмысления руководителем уровня развития собственной информационной культуры; целенаправленной деятельности руководителя по развитию своей информационной культуры; диагностики адекватности уровня развития собственной информационной культуры объективным требованиям; коррекции своей управленческой деятельности в зависимости от уровня развития информационной культуры.
Применение системного анализа к рассмотрению проблемы развития информационной культуры руководителя образовательного учреждения позволяет сделать вывод, что информационная культура может выступать и как условие эффективности управленческой деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик носителя профессиональной управленческой деятельности.
Рассмотрим возможности применения информационных технологий в структуре деятельности руководителя образовательного учреждения.
Информационно-аналитическая деятельность, Мотивационно-целевая деятельность —, Планово-прогностическая деятельность —, Организационно-исполнительская деятельность, Контрольно-оценочная деятельность —
Таким образом, в ходе осуществления вышеперечисленных управленческих функций с использованием информационных технологий руководитель может эффективно реализовать регулятивно-коррекционную деятельность внутри образовательного учреждения и оперативно внести коррективы в управление образовательным учреждением[8].
Современные образовательные технологии в начальной школе
... развития общества, которые требуют новых подходов к образованию Цель работы: рассмотреть сущность и пути использования образовательных технологий в современной начальной школе Задачи: Раскрыть понятия «технологии», «образовательные технологии» Рассмотреть классификацию технологий обучения. Раскрыть способы применения образовательных технологий в ...
В общем виде система управления дошкольным учреждением может быть представлена как совокупность локальных структур, имеющих самостоятельное содержание, но взаимосвязанных по логике общего результата. Сложность организации такой системы обусловлена несколькими обстоятельствами:
- накоплением значительных и возрастающих объёмов информации;
- необходимостью анализа и учёта возможных изменений внутри системы управления дошкольным учреждением и во внешней среде;
- разностью в организации деятельности в системе субъектно-объектных отношениях (руководитель дошкольного учреждения, педагоги, родители, дети).
Решение задач управления в указанных условиях неизбежно вызовет обращение к применению информационных технологий, существенно ускоряющим обработку и анализ информации по согласованным способам, оперативный обмен ею и позволяющим быстро обращаться к нужным элементам структуры управления дошкольным учреждением при минимальных затратах времени.
Основная задача руководителя — удержание системы управления дошкольным учреждением в стабильном состоянии и готовности к необходимой модернизации.
Поэтому руководителей и специалистов дошкольных учреждений необходимо научить самостоятельной реализации автоматизированных средств диагностики и математических методов обработки результатов на базе доступных программных средств универсальных информационных технологий, таких, как программы пакета Microsoft Office, Word, Excel и пр.
Компьютерные версии моделей мониторинговых исследований могут быть полезны в работе как начинающих, так и опытных руководителей и специалистов дошкольных учреждений. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с компьютерной версией моделей мониторинговых исследований. Руководителям и специалистам дошкольного учреждения, имеющим большой опыт мониторинговой работы, использование компьютеров позволяет рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и можно осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования.
Решение задачи по оптимизации структуры управления строится на увеличении скорости всех процедур сбора и обработки информации и создании такой организационной модели информационных потоков, которая позволяла бы классифицировать сведения по различным параметрам, обеспечивая всю полноту информационного пространства (от дошкольного учреждения в целом до отдельного воспитанника).
При этом важным условием существования такого единого информационного пространства является своевременность обновления его содержания.
Именно информационные технологии открывают широкую перспективу для наиболее адекватной реализации моделей мониторинга в дошкольном учреждении и путь к построению всё более полных моделей деятельности руководителя и специалистов дошкольного учреждения[6].
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
... к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. Систему оценки результатов образования необходимо переориентировать на другой принцип оценивания по сравнению с ... оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в ...
Глава 2. Информационные технологии в управлении МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 125 «Яблонька»
2.1 Краткая характеристика учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка — детский сад № 125 «Яблонька»« функционирует с 1969 года, расположено по адресу: 606008, Россия, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Октябрьская д 44-А. Учреждение функционирует в режиме 5- дневной рабочей недели. Нерабочие дни — суббота, воскресенье, праздничные дни. Группы функционируют в режиме 12-часового пребывания и 10,5 — часового пребывания. Учредителем и собственником имущества МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 125 является муниципальное образование городской округ город Дзержинск.
Одними из первых воспитателей были: Смирнова Валентина Дмитриевна, Субботина Надежда Николаевна, Усова Галина Ивановна, Кукушкина Татьяна Александровна, Николаева Марина Николаевна, Волжанина Лидия Борисовна, Агафонова Людмила Алексеевна, Вертела Елена Васильевна, Базакина Галина Анатольевна, Акимова Вера Дмитриевна, Прометова Ольга Михайловна (бывшая наша воспитанница).
Работали педагоги: Белякова Валентина Даниловна, которая позднее перешла работать в ГОРОНО, Гусева Наталья Ивановна, Голубева Валентина Николаевна (перешла на заведование детского дома в п Желнино), Лапутина Алла Николаевна, которая в настоящее время возглавляет дошкольное учреждение и поддерживает традиции.Грамотные и ответственные старшие медсестры: Кузнецова Лидия Васильевна, Чудина Нина Григорьевна. Большой вклад в развитие детей внесли музыкальные руководители: Норватова Евгения Леонидовна, Селиверстова Светлана Петровна, Зелина Галина Николаевна. Большой поддержкой были завхозы: Капустина Л.Г., Разживина Н.А., повара: Тимофеева Т.Г. Черныш Л.В., машинисты по стирке белья: Любомирова Л.П., Тихонова Л.В.. Много лет проработали помощниками воспитателей: Черствова Н.И., Панкратова А.К.
В МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 125 реализуется дошкольное образование, направленное на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Нормативный срок обучения: 6 лет. Форма получения образования: очная. Язык, на котором осуществляется образование: русский.
Образование осуществляется в соответствии с образовательной программой, разработанной педагогическим коллективом МБДОУ Центр развития ребенка -детский сад № 125 «Яблонька» на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. (2014г.) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ. Образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основную образовательную программу МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 125 «Яблонька» на 01.09.2014года осваивают 256 воспитанников за счет средств бюджета города Дзержинска. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей. Общее количество групп — 10. Из них — 2 группы раннего возраста, 8 групп — дошкольного возраста. В МБДОУ группы функционируют в режиме 5 — дневной рабочей недели, с 12 — часовым пребыванием.
Основные принципы работы технологии беспроводной связи
... for Microwave Access) — телекоммуникационная технология, разработанная с целью предоставления универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для ... Intel x86, «оборачивать» драйвера производителя для Microsoft Windows для прямого использования. Известна по крайней ... Работы по созданию Bluetooth компания Ericsson Mobile Communication начала в 1994 году. Первоначально эта технология ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — принята педагогическим советом — протокол № 1 от 01.09.2014 г., утверждена приказом № 140 от 01.09.2014 г.
В МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 125 «Яблонька» платные образовательные услуги не оказываются.
Структура и органы управления образовательной организации показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структура МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 125 «Яблонька»
C 2010 года на базе детского сада работает областная экспериментальная площадка Нижегородского института развития образования по теме: «развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».
В исследовательской работе по обновлению содержания дошкольного образования, внедрению новых педагогических технологий активное участие принимают: заведующая детского сада — Лапутина Алла Николаевна — высшая квалификационная категория, старший воспитатель — Смирнова Юлия Владимировна — первая квалификационная категория, педагог — психолог — Желтова Лариса Юрьевна — вторая квалификационная категория, воспитатели: Николаева Марина Николаевна — высшая квалификационная категория, Прометова Ольга Михайловна — высшая квалификационная категория, Исхакова Гюзель Зякиевна — первая квалификационная категория.
В декабре 2011 года в Дзержинском педагогическом колледже на фестивале педагогических идей проходила презентация педагогического опыта «Искусство быть в профессии» воспитателей Николаевой Марины Николаевны, Промётовой Ольги Михайловны.
С 2008 года на базе нашего детского сада проходит практика студентов Дзержинского педагогического колледжа. Наши воспитатели принимают активное участие в подготовке квалифицированных специалистов дошкольного образования.
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в 2012году выпустил информационный вестник № 5 «Передовой и инновационный опыт в региональной системе образования», в котором напечатана статья из опыта работы нашего воспитателя высшей квалификационной категории Прометовой Ольги Михайловны «Современные изобразительные материалы — источник творческой самостоятельности детей».
2.2 Использование информационных технологий в работе ДОУ
Опыт работы МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации в ДОУ стали: принтеры, сканеры, DVD- проигрыватели, телевизоры. Большим подспорьем в работе стало приобретение медиапроектора, интерактивной доски, а так же ноутбуков. Компьютер — универсальное устройство обработки информации; принтер — позволяет фиксировать на бумаге найденную и созданную информацию; проектор — повышает уровень наглядности и помогает руководителям представлять проделанные результаты в их работе; устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) — существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных; Сеть — позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные и технические ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети; аудио- и видеосредства — обеспечивают эффективную коммуникативную среду для работы руководителей и проведений массовых мероприятий.
«Облачные технологии работы с документами». Лекционное занятие ...
... аспекте еще много проблем, в которых предстоит разобраться. Выбор облачных технологий для работы с документами актуален в связи с тем, что он предполагает принципиально иной механизм доступа к электронным ... сети мог получать не только данные, но и программы. Мурзин Ф. А., Батура Т. В., Семич Д. Ф. Облачные технологии: основные понятия, задачи и тенденции развития // Программные ...
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ:
- Группа 1 — «стажисты» (уровень работы на компьютере — нулевой);
- Группа 2 — «молодежь» (уровень работы на компьютере — базовый).
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Большая работа в ДОУ была проведена по повышению квалификации педагогов в области ИТ (информационных технологий).
Несколько педагогов прошли обучение на курсах в ГБОУ ДПО НИРО по теме «Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ», но как показала практика, этого недостаточно. Поэтому было принято решение создать свою программу информационно-компьютерной (ИК) компетентности «Современный педагог».
Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку 1 группа отличалась скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.
Для 2-ой группы были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИТ.
Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия. Для повышения ИТ-компетентности, а также плодотворной работы образовательного учреждения использовались следующие формы работы: недели педагогического мастерства; мастер-классы; педагогические мастерские; обучающие семинары; работа в паре; тематические семинары.
обучающие семинары
мастер-классы:
с Microsoft Office Word,
с Microsoft Office Excel,
с Microsoft Office PowerPoint,
с Microsoft Office Publisher,
с Paint.NET — растровый графический редактор рисунков и фотографий,
с Nero — программный продукт, необходимый для записи компакт-дисков.
Текстовый редактор Microsoft Word служит для создания и редактирования текстовых документов различного уровня сложности. Администратору образовательного учреждения данная программа может помочь в создании статей, отчетов, а также в подготовке организационно-распорядительных документов.
Программа Microsoft Excel незаменима в работе администратора образовательного учреждения. Данная программа входит в пакет Microsoft Office и предназначена для работы с электронными таблицами. Программу рекомендуется использовать в случае, когда необходимо работать с большой таблицей, для построения диаграмм, а также для проведения расчетов. Программа первоначально была создана как средство для подготовки и оформления офисных документов: сводок, ведомостей, счет-фактур, накладных и т.д. С течением времени программа превратилась в мощный инструмент анализа данных. С помощью дополнительной программы «Мастера диаграмм» результаты аналитической работы представляются в графической форме, что наглядно улучшает восприятие данных, раскрывает динамику анализируемых показателей, украшает отчет.
Программа обладает богатым арсеналом математических, статистических, логических и других функций (всего несколько сотен), которые позволяют производить любые расчеты с данными, проводить статистические исследования успеваемости, формировать отчеты, проводить автоматическое тестирование и т.д.
Программа Excel обладает при своей простоте и удобстве настолько большими возможностями, что основатель Microsoft Билл Гейтс отметил, что она стала одним из поворотных продуктов своего времени: «Это была одна из лучших технических разработок, какие когда-либо видел мир микрокомпьютеров».
Примеры использования Microsoft Excel в ОУ:
* ведение классного журнала,
* составление расписания,
* ведение бухгалтерской и другой отчетности, расчеты по бюджету,
* подготовка документов со сложным оформлением, требующим табличного разбиения,
* статистическая обработка баз данных по сферам деятельности ОУ,
* анализ успеваемости учеников, расчет качества обучения, выделение групп учащихся по категориям,
* математические расчеты на уроках математики, физики и информатики,
* построение диаграмм во всех сферах работы ОУ,
* автоматическое тестирование.
Когда необходимо использовать программу Excel?
1. Когда необходимо произвести вычисления, в частности проанализировать данные.
2. Когда объем вводимых табличных данных превышает размер одной страницы.
3. Когда информация в таблице требует дальнейшего структурирования (перемещение колонок и строк, ввод новых колонок и т. П.).
4. Когда необходимо представить данные в виде диаграмм.
Microsoft Office PowerPoint необходима для создания презентаций. Современные средства мультимедийных технологий дают администратору богатейшие возможности для реализации своих профессиональных задач или планов. Презентации могут включать в себя высококачественную графику и видеоизображения, анимацию, звуковое сопровождение, и все эти объекты можно связать анимационными эффектами. Все презентации делятся на две группы: для индивидуального и аудиторного использования. Это очень условное деление, потому что в каждой из групп можно еще выделить несколько подгрупп. Но эти две группы имеют много общего, но, естественно, есть много существенных различий, которые необходимо учитывать при их создании. Презентации могут быть линейными (с линейной навигацией), то есть Представление информации происходит от одного слайда к другому. Линейные презентации имеют широкое распространение, быстро создаются и играют значительную роль в образовательном процессе. Следующая группа презентаций — интерактивные презентации (с разветвленной навигацией), в которых возможен поворот сюжета, то есть возможен переход от одной темы к другой, и переходами управляет докладчик.
Microsoft Office Publisher — программа для создания и обмена различными маркетинговыми и рекламными материалами. С помощью Microsoft Office Publisher можно создавать рекламные брошюры и листовки, информационные бюллетени, электронные открытки, презентационные веб-страницы и т.д. Созданные данным продуктом материалы можно распространять в печатном виде и отсылать через Интернет по электронной почте. Microsoft Office Publisher позволяет быстро находить и загружать дополнительные шаблоны через веб-сайт сервиса Microsoft Office Onlin. При необходимости средствами программы можно конвертировать созданные публикации в формат PDF или XPS. Кроме того, продукт позволяет автоматически создавать различные материалы на основе информации из базы данных. Источником для автоматического создания материалов и публикаций может быть база данных Access или электронные таблицы Excel.
Для работы бухгалтерии необходима также программа «Бухгалтерия: 1С». Продукт обеспечивает создание электронного документооборота, учет контингента и кадровый учет, управление ресурсами на уровне конкретного учреждения. Подходит для работы руководителя учреждения, старшего воспитателя/воспитателя, заместителя заведующего по АХЧ, кладовщика.Возможности: 1. Учет контингента воспитанников; 2. Кадровый учет: 2.1. Регистрация и ведение приказов по личному составу. 2.2. Формирование штатного расписания. 2.3. Табель учета рабочего времени. 2.4. Ведение личных карточек сотрудников. 2.5. Поиск личных карточек, карточек резерва, приказов.2.6. Получение аналитических отчетов и форм; 3. Делопроизводство: 3.1. Регистрация документов. 3.2. Регистрация проектов документов. 3.3. Электронный рабочий стол пользователя. 3.4. Поиск документов. 3.5. Опись дел. 3.6. Контроль за исполнением поручений. 3.7. Отметка о списании документа в дело. 3.8. Получение аналитических отчетов и форм. 3.9. Хранение электронного образа документа. 3.10. Реестры внешней отправки документов; 4. Сопровождение педагогической деятельности; 5. Учет материальных ресурсов.
В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в образовательном процессе. И практически во всех сферах образовательного пространства реально использовать возможности сети.
Интернет дает администратору:
1. Доступ к официальным образовательным ресурсам, базам данных, поиск нормативных документов (время на поиск информации значительно сокращается);
2. Получение дополнительной информации из различных информационных листов;
3. Возможность оперативного документооборота;
4. Участие в телеконференциях, форумах, обмен опытом;
5. Доступ к энциклопедиям, справочникам и т.д.;
6. Возможность организации дистанционного обучения, обучающих межпредметных телекоммуникационных проектов, дистанционных олимпиад;
7. Получение консультационных услуг (юридические вопросы, профессиональные консультации и т. П.).
творческие конкурсы:
1. Мой компьютерный плакат;
2. Презентация “Моя группа”;
3. Методический электронный банк материалов для занятий;
4. Информационный уголок для родителей;
5. Электронная газета.
Программа «Современный педагог» дала свои результаты, а именно — педагоги: умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. Д.); умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства; активно используют информационные технологии в образовательном процессе; владеют навыками поиска информации в Интернете; владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций; умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий; владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
Использование электронной почты позволило нашему коллективу наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.
Педагоги МБДОУ с помощью Интернета пользуются в своей работе книгами, методическими пособиями, журналами в электронном варианте, обмениваются опытом, знакомятся с периодикой других педагогов России, со сценариями праздников, досугов и других мероприятий, подбирают музыкальный материал для занятий, утренников, развлечений.
В соответствии с приказом об обеспечении создания и ведения официальных сайтов в сети «Интернет» нами был создан сайт ДОУ, где регулярно размещается информация о нашем МБДОУ.
2.3 Перспективы использования информационных технологий в ДОУ
Основными перспективами применения информационных технологий в дошкольном учреждении могут быть:
- нахождение и использование новых образовательных ресурсов;
- открытие порталов для связи с родителями по воспитательно-образовательной работе;
- проведение диагностики и составление индивидуальных маршрутов коррекционно — развивающего обучения (в логопедических садах, на логопунктах) для каждого ребёнка;
- осуществление контроля и анализа учебно-воспитательного процесса.
- создание банка дидактических и методических материалов, обучающих и развивающих программ;
- создание презентаций, проектов;
- сетевое общение с коллегами, обмен опытом;
- электронные консультации специалистов на интернет-сайте учреждения;
- дистанционное обучение (что позволит обеспечить реализацию образовательного процесса для каждого ребёнка);
- реализация личностно-профессиального роста педагогов;
- расширение возможностей партнёрства учреждения (перспектива возможности участия в конкурсах, круглых столах, марафонах, мастер-классах и т.д.);
- трансляция передового педагогического опыта педагогов ДОУ в области дошкольного образования через СМИ.
Заключение
Информационные технологии представляют собой процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии информационного продукта. Именно в сфере управления они выступают как инструмент составления документации; как средство мониторинга; как средство контроля; как средство поддержки пользователей при принятии управленческих решений.