Индустриальные масла. Общего назначения

Курсовая работа

Технический прогресс в машиностроении – развитие высокопроизводительного и с числовым программным управлением автоматизированных модулей, роботов и другого надежного и долговечного оборудования – потребовал создания качественно новых индустриальных масел. Нефтеперерабатывающая промышленность производит большой ассортимент современных легированных индустриальных маселс улучшенными эксплуатационными свойствами: антиокислительными, смазывающими, защитными, деэмульгирующими и др. Применение легированных индустриальных масел (с присадками) обеспечивает повышение надежности и долговечности работы оборудования и его производительности, увеличение срока службы масел в 2-4 раза по сравнению с маслами без присадок.

Ассортимент масел, употребляемых для промышленного оборудования и машин, практически шире приведенного в данной курсовой работе.

Индустриальные масла широко применяются в промышленности и народном хозяйстве для смазки приборов, станков, механизмов, двигателей, различного оборудования, а также используются для заполнения гидравлических систем. В большинстве случаев индустриальными маслами смазывают узлы трения, работающие в относительно легких условиях, а именно, при нормальной температуре окружающей среды, при невысокой нагрузке и невысокой температуре.

Все индустриальные масла являются дестиллатными, различающимися по вязкости и глубине очистки.

В данной курсовой работе подробнее рассмотрим систему обозначения индустриальных масел, их свойства и ассортимент.

Система обозначений

Длительное время не было технически обоснованной и общепринятой классификации индустриальных масел. В зависимости от области применения их условно классифицировали на масла общего и специального назначения. Кроме , масла каждой из этих групп подразделяли на три подгруппы по кинематической вязкости при 50 и 100. Имело место разделение по характеру исходной нефти – на масла из малосернистых и сернистых нефтей; по способу очистки – на масла селективной, сернокислотной, адсорбционной, выщелоченные и др. При разработке легированных масел их обозначали , руководствуясь сложившимися правилами, например: масла серии ИГП – индустриальные гидравлические с присадками; ИСП – индустриальные из сернистых нефтей с присадками и т.п.

На основе отечественного и зарубежного опыта по созданию классификаций смазочных масел, изучения технических требований к индустриальным маслам, опыта разработки и применения легированных масел впервые разработана технически обоснованная классификация индустриальных масел. Она отражена в ГОСТ – 17479.4-87 («Обозначение нефтепродуктов. Масла

8 стр., 3562 слов

Реферат авиационные масла

... масел выделяют автомобильные масла и дизельные масла. То есть, совокупность авиационных, автомобильных и дизельных масел и есть моторные масла. Следующая группа масел – трансмиссионные масла. Иногда трансмиссионные и моторные масла объединяют под термином «транспортные масла». Индустриальные, ...

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение индустриальных масел, применяемых в промышленном оборудовании.

1. Обозначение индустриальных масел состоит из четырех групп знаков, первая из которых обозначается буквой И — индустриальное, вторая — прописными буквами, обозначающими принадлежность к группе (группам) по назначению, третья — прописными буквами, обозначающими принадлежность к подгруппе масел по эксплуатационным свойствам, четвертая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости.

2. В зависимости от назначения, эксплуатационных свойств и состава (наличия соответствующих функциональных присадок) индустриальные масла подразделяют на группы (табл. 1), подгруппы (табл. 2) и классы вязкости (табл. 3).

Таблица 1

Группы масла

Рекомендуемая область применения

Л

Легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)

Г

Гидравлические системы

Н

Направляющие скольжения

Т

Тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи)

Таблица 2

Подгруппа масла

Состав масла

Рекомендуемая область применения

А

Нефтяные масла без присадок

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел

Б

Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел

С

Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел

Д

Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел

Е

Нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным,

адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел

3. Примеры обозначения индустриальных масел:

  • И-Г-В-46, где И — индустриальное масло, Г — масло предназначено для гидравлической системы, В — масло с антиокислительными и антикоррозионными присадками для машин и механизмов промышленного оборудования с повышенными требованиями к условиям работы, 46 — класс вязкости;

— И-ГН-Е-68, где И — индустриальное масло, ГН — масло предназначено для гидравлической системы и направляющих скольжения, Е — масло с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками для машин и механизмов промышленного оборудования с повышенными требованиями к условиям работы, 68 — класс вязкости.

В единой системе обозначений индустриальных масел учтено применение их в различном промышленном оборудовании: станках, прессах, прокатных и волочильных станах, машинах и оборудовании, в которых используются редукторы, подшипниках и других элементах различных конструкций и условий эксплуатации, а также гидравлические системы и др. Масла, предназначенные для смазывания промышленного оборудования, выделяют в самостоятельную группу и им присваивают общее условное наименование «Индустриальные масла». В отличие от моторных, трансмиссионных и других масел специального назначения, они обозначаются буквой «И».

Обозначение индустриальных масел включает группу знаков, разделенных между собой дефисом. Первая буква «И», вторая прописная группа определяет принадлежность к группе по назначению, третья прописная буква – принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам и четвертый знак – цифра характеризует класс по кинематической вязкости.

Таблица 3

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2/с (сСт)

2

3

5

7

10

15

22

32

46

68

100

150

220

320

460

680

1000

1500

1,9-2,5

3,0-3,5

4,0-5,0

6,0-8,0

9,0-11,0

13,0-17,0

19,0-25,0

29,0-35,0

41,0-51,0

61,0-75,0

90,0-110,0

135-165

198-242

288-352

414-506

612-748

900-1100

1350-1650

Свойства

Назначение индустриальных масел — обеспечить снижение трения в трущихся частях металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого промышленного оборудования, Одновременно индустриальные масла должны отводить тепло от узлов трения, защищать детали от коррозии, очищать трущиеся поверхности от загрязнения, быть уплотняющим средством, не допускать образования пены при контакте с воздухом, предотвращать образование стойких эмульсий с водой или быть способным эмульгировать , хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы, быть нетоксичными, не обладать неприятным запахом и т.д. В условиях применения смазочные масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений, контактируют с различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными средами. Поэтому в период эксплуатации они окисляются – повышается вязкость, кислотное число, коррозионная активность, засоряются продуктами износа – усиливается абразивный износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции – понижается вязкость, температура вспышки, появляется вода и др.

Ниже приведены основные нормируемые для индустриальных масел показатели качества и их значение.

Плотность непосредственно связана с такими важными свойствами, как вязкость и сжимаемость. Она существенно влияет на передаваемую гидропередачей мощность и определяет запас энергии в масле при его циркуляции. Применение масел высокой плотности позволяет существенно уменьшить размеры гидропередачи при той же мощности. При повышении давления плотность масел возрастает вследствие их сжимаемости:

Давление, МПа

0,1

35

105

140

Плотность, кг/м 3

885

895

920

930

Вязкость. Смазочные масла для промышленного оборудования выбирают главным образом по их вязкости. Вязкость – одно из важных свойств, имеющих эксплуатационное значение и общее для большинства масел. При гидродинамических расчетах, связанны с конструированием узлов трения и подбором для них масла, обычно используют кинематическую вязкость. Эту вязкость обязательно нормируют для всех минеральных масел. Длительное время кинематическая вязкость индустриальных масел определялась при температурах 50 и 100. В настоящее время принятой по классификации ISO 3448-75 является температура 40 (вместо 50).

При выборе масла следует учитывать три критических значения вязкости: оптимальное при нормальной рабочей температуре, минимальное при максимальной рабочей температуре и максимальное при самой низкой температуре.