Железнодорожный хладотранспорт обеспечивает транспортировку и хранение скоропортящейся продукции в условиях, обеспечивающих сохранение физических, химических и органолептических свойств
Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта.
Большинство пищевых продуктов и практически вся продукция рыбной промышленности относятся к группе скоропортящихся, которые требуют специальных условий хранения и транспортировки. Эти условия, оптимальные для каждого вида продукции, обеспечивают сохранность груза при хранении и перевозках. Очень давно для хранения и перевозок использовался холод. И сейчас основным средством консервирования продуктов является низкие температуры.
Скоропортящиеся продукты в зависимости от вида хранят при температурах от –30 до +14 о С мороженные продукты (мясо, рыбу и некоторые другие) перевозят при температурах –8 о С и ниже, охлажденные грузы –8 – +4 о С, а некоторые теплолюбивые продукты – при +12 – +14 о С. Но так как перевозка скоропортящихся грузов осуществляется круглый год, необходимо охлаждать грузовое помещение подвижного состава в летнее время и наоборот, для не мороженых грузов в зимнее время производить их подогрев. Это значительно усложняет процесс перевозок, делает его дорогостоящим.
В России для перевозки скоропортящихся грузов используются все виды транспорта. Морской, имеющий в своем составе мощные суда рефрижераторы, специальные банановозы и другие, в основном обеспечивает импорт и экспорт скоропортящихся продуктов. Автомобильный, оснащенный новыми рефрижераторами, осуществляет перевозки не только в пределах замкнутых районов, но и на расстояния, превышающие 1000 км. Но основные перевозки скоропортящихся грузов, более 90 %, осуществляются железнодорожным хладотранспортом.
Основными вопросы хладотранспорта являются:
- высокая стоимость скоропортящихся грузов (СПГ), которая в несколько раз превышает стоимость грузов, перевозимых по железным дорогам;
- потеря массы и качества дорогостоящих СПГ. Эти потери находятся в прямой зависимости от продолжительности перевозок и других факторов. Поэтому требуется выполнение предельных сроков доставки;
- необходимость обеспечения при перевозках скоропортящихся грузов условий, эквивалентных или близких к условиям хранения этих грузов на стационарных холодильниках или складах. Для этого применяются изотермические вагоны с устройствами отопления или охлаждения;
- ценность перевозок скоропортящихся грузов, вызванная особенностью заготовок и производства продуктов питания и эндокринного сырья;
- необходимость создания при выполнении погрузочно-разгрузочных работ особых условий, связанных с сокращением воздействия неблагоприятных внешних факторов на скоропортящиеся грузы. В связи с этим строятся специальные платформы, вводится дополнительная механизация для сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями.
Все эти особенности приводят к необходимости своеобразного подхода к решению технических, технологических, экономических и управленческих вопросов эксплуатации железнодорожного хладотранспорта.
Условия хранения скоропортящихся продуктов
... параметров. Условия хранения. Общими обязательными условиями успешного хранения всякого скоропортящегося продукта независимо ... хранении технологи и товароведы. Результаты анализов качества продуктов и условий хранения ... грузе и др.); температуре воздуха в транспортном средстве перед выгрузкой продуктов; температуре продуктов (для продуктов ... работы охлаждающих устройств. Вторым общим принципом хранения, ...
Поэтому в настоящей курсовой работе рассмотрим вопросы рациональной организации перевозок скоропортящихся грузов и, соответственно, экономичной системы обслуживания изотермического подвижного состава.
1. Выбор и обоснование способа перевозки скоропортящихся грузов на направлении.
1.1 Особенности транспортировки скоропортящихся грузов.
С целью сохранения качества и стойкости продуктов температура, поддерживаемая в грузовом помещении вагона, должна соответствовать температуре в остальных звеньях непрерывной холодильной цепи. Поэтому следует учитывать состояние термической обработки до погрузки в вагон, оптимальные режимы хранения его на холодильниках.
При размещении груза в вагоне учитываются особенности укладки как мороженных, так и охлажденных грузов:
1.Мясо.
К группе «мясо и мясопродукты» относятся: баранина, свинина, телятина, говядина, конина, птица, кролики, мясо в блоках, мясокопчености, колбасы, шпик свиной, бекон, жиры животные. По термической обработке, специфике и организации перевозок мясо и мясопродукты разделены на четыре группы: мясо замороженное, охлажденное, остывшее и мясопродукты.
Мясо, охлажденноё говядина в полутушах и четвертинах.
Мясо, охлажденное до температуры в толще бедра от 0 до +4 0 С, хранят в холодильных камерах в подвешенном состоянии при скорости движения воздуха не более 0,2 м/с при температуре -10 С и относительной влажности воздуха 85-92%. Полутуши и туши мяса на подвесных путях размещают с зазором 20-30 мм. Полутуши говядины в рефрижераторных вагонах подвешиваются так, чтобы их внутренние стороны были обращены к торцевой стене, у которой установлены приборы охлаждения. Они подвешиваются в два яруса. Второй ярус подвешивается к первому на веревках. Полутуши или четвертины большого объема подвешиваются на крючья в шахматном порядке.
Охлажденное мясо в рефрижераторных вагонах перевозят при
Срок хранения охлажденного мяса при озонировании увеличивается на 3-5 суток по сравнению со сроком хранения мяса в обычных условиях при том же температурном режиме. Концентрация озона в воздухе камеры должна составлять 8-10 мг/м 3 . продолжительность однократного озонирования 4-5 ч, периодичность озонирования – через каждые сутки.
2.Свежие плоды (яблоки).
Ящики со свежими плодами, овощами размещаются с зазорами перекрестной, вертикальной и шахматной укладкой. Высота штабеля из ящиков лотков с косточковыми плодами, виноградом, фруктами и овощами, а также закрытых ящиков с помидорами, ранней капустой, огурцами, летними яблоками и грушами не должна превышать 180 см. если у продольной стены вагона остается промежуток, кратный длине ящика лотка, то последний устанавливают по его длине поперек вагона. Если этот промежуток будет недостаточным для размещения ящика- лотка, то оставляют свободное пространство поочередно, то у одной, то у другой стены вагона, при этом для возможности увязки четырех стоек смежных ящиков-лотков смещение лучше производить через два ряда.
3.Минеральные напитки.
Минеральные напитки, расфасованные в пакеты по 6 кг перевозятся на плоских поддонах с определенными габаритными размерами и грузоподъемностью поддона не более 1т.
Оптимальная температура перевозки минеральных напитков от 0 до +18 0 С.
4. Молоко
Молоко коровье предъявляется к перевозке
Молоко должно быть чистым, без посторонних привкусов и запахов, однородной жидкостью без осадка, белого цвета со слегка желтоватым оттенком.
Молоко предъявляется к перевозке с температурой:
Пастеризованное – от +2 С до +8 С
Стерилизованное – не выше +10 С
Молоко стерилизованное перевозится в упакованном виде в рефрижераторных вагонах.
Молоко пастеризованное перевозится наливом в молочных цистернах, не принадлежащих перевозчику или арендованных у него, между станциями, на которых у грузоотправителя имеются средства для налива, слива и промывки цистерн.
В летний период при температуре наружного
В зимний период молоко при наливе в цистерны должно иметь температуру не ниже +8 С.
Цистерны при наливе заполняются молоком до половины высоты колпака. В трехсекционных цистернах разрешено заливать две крайние или одну среднюю секцию. Заполнение молоком одной крайней или крайней и средней секции не допускается. На перевозку молока в молочных цистернах распространяются общие требования к перевозке жтдких грузов наливом в цистернах.
Молоко стерилизованное должно быть расфасовано в пакеты ТБА или в стеклянную упаковку с укладкой в ящики.
5.Рыба замороженная
Рыба замороженная перевозится в рефрижераторных вагонах в ящиках или сухотарных бочках. Лососевые рыбы и осетровые рыбы упаковываются только в ящиках.
Охлажденная рыба должна иметь температуру в толще мяса у позвоночника в пределах от –1 до +3 0 С. Дата упаковки должна быть указана в накладной под наименованием груза.
6.Консервы рыбные
Консервированная продукция в металлической и стеклянной упаковке перевозится в ящиках, а неупакованная — в бочках с полиэтиленовыми вкладышами
Разработка схемы маршрута, анализ климатических условий направления.
Общая протяженность схемы – 3354 км.
№ п/п |
Наименование раздельных пунктов |
Расстояние м/у раздельными |
1 |
Хабаровск-II |
453 |
2 |
Архара |
|
1495 |
||
3 |
Чернышевск |
|
803 |
||
4 |
Петр.-Заб. |
|
603 |
||
5 |
Иркутск-Сор. |
|
Таблица 1.1
Условия и особенности перевозки СПГ.
№ п/п |
Наименование груза |
Тип подвижного состава |
Тара, способ упаковки |
Температурный режим перевозки, 0 С |
Предельный срок доставки, сут. |
||
Летний |
Зимний |
Летний |
Зимний |
||||
1 |
Консервы рыбные |
ТЕРМОС |
Ящики, |
+6 —6 |
30 30 |
||
2 |
Мин. воды |
12-ВС |
Ящики, на крюках, поддон |
+2 +10 |
30 30 |
||
3 |
Рыба мороженая. |
5-ВС |
ящики, на крюках, поддон |
-6 -10 |
30 30 |
||
4 |
Яблоки свежие |
5-ВС |
ящики, поддон |
+5 +2 |
30 30 |
||
5 |
Крабовые палочки. |
АРВ |
Ящики, поддон |
0 |
-3 |
10 |
10 |
6 |
Молоко. |
ИЗОТЕР. |
Ящики, поддон |
+5 |
+2 |
25 25 |
|
7 |
Баранина мороженая. |
АРВ |
Ящики, |
-8 |
-12 |
30 30 |
1.3 Определение сроков доставки скоропортящихся грузов.
Сохранность скоропортящихся грузов при перевозках зависит от заданного температурного режима и продолжительности транспортировки.
Скоропортящиеся грузы предъявляются к перевозке только в транспортабельном состоянии, в соответствии требованиям, установленным в Сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
К каждой отправке груза прилагают удостоверение о качестве. В котором вместе с другими требованиями указывают срок транспортировки, в течении которого, при соответствующем обслуживании вагона, груз не испортится и сохранит все свои органолептические свойства.
При транспортировке СПГ во всех случаях должно соблюдаться условие:
T пр ³Tу ,
Где T у — уставный срок доставки;
T пр — предельный срок транспортабельности.
T у — уставный срок доставки определяют по формуле:
T у =L/Vм +Tн ,
где L- тарифное расстояние перевозки, км; L=3354 км.
V м -норма суточного пробега, Vм = 480 км/сут;
T н — время на начально-конечные операции в пунктах погрузки- выгрузки, Tн = 2 сут.
T доп — время на дополнительные операции, Tдоп = 0.
Если это условие не выполняется, то груз в данном типе ИПС на заданное расстояние не принимается к перевозке, следует либо перевозить СПГ на меньшее расстояние, либо подобрать ИПС, эксплуатируя с большей маршрутной скоростью.
Таким образом, должен соблюдаться критерий транспортабельности, который характеризуется коэффициентом транспортабельности:
γ=T у / Tпр ≤ 1,
T у =3354/480 +2 = 8,9 =9 сут.
Критерий выполняется для всех видов груза.
Таблица 1.5
Значение коэффициента транспортабельности СПГ.
№ п/п |
Род груза |
Предельный срок транспортабельности T пр , сут. |
Уставный срок доставки T у , сут. |
Коэф. транспортабельности γ т |
1 |
Консервы рыбные |
30 |
9 |
0,3 |
2 |
Мин. воды |
30 |
9 |
0,3 |
3 |
Рыба мороженая. |
30 |
9 |
0,3 |
4 |
Яблоки свежие |
30 |
9 |
0, 3 |
5 |
Крабовые палочки. |
10 |
9 |
0,9 |
6 |
Молоко. |
25 |
9 |
0,36 |
7 |
Баранина мороженая. |
30 |
9 |
0,3 |