Холодильный транспорт

Курсовая работа

Железнодорожный хладотранспорт обеспечивает транспортировку и хранение скоропортящейся продукции в условиях, обеспечивающих сохранение физических, химических и органолептических свойств груза. Для этого применяются изотермические вагоны и контейнеры с устройствами отопления и охлаждения, стационарные холодильные склады и сооружения.

Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта.

Большинство пищевых продуктов и практически вся продукция рыбной промышленности относятся к группе скоропортящихся, которые требуют специальных условий хранения и транспортировки. Эти условия, оптимальные для каждого вида продукции, обеспечивают сохранность груза при хранении и перевозках. Очень давно для хранения и перевозок использовался холод. И сейчас основным средством консервирования продуктов является низкие температуры.

Скоропортящиеся продукты в зависимости от вида хранят при температурах от –30 до +14 о С мороженные продукты (мясо, рыбу и некоторые другие) перевозят при температурах –8 о С и ниже, охлажденные грузы –8 – +4 о С, а некоторые теплолюбивые продукты – при +12 – +14 о С. Но так как перевозка скоропортящихся грузов осуществляется круглый год, необходимо охлаждать грузовое помещение подвижного состава в летнее время и наоборот, для не мороженых грузов в зимнее время производить их подогрев. Это значительно усложняет процесс перевозок, делает его дорогостоящим.

В России для перевозки скоропортящихся грузов используются все виды транспорта. Морской, имеющий в своем составе мощные суда рефрижераторы, специальные банановозы и другие, в основном обеспечивает импорт и экспорт скоропортящихся продуктов. Автомобильный, оснащенный новыми рефрижераторами, осуществляет перевозки не только в пределах замкнутых районов, но и на расстояния, превышающие 1000 км. Но основные перевозки скоропортящихся грузов, более 90 %, осуществляются железнодорожным хладотранспортом.

Основными вопросы хладотранспорта являются:

  • высокая стоимость скоропортящихся грузов (СПГ), которая в несколько раз превышает стоимость грузов, перевозимых по железным дорогам;
  • потеря массы и качества дорогостоящих СПГ. Эти потери находятся в прямой зависимости от продолжительности перевозок и других факторов. Поэтому требуется выполнение предельных сроков доставки;
  • необходимость обеспечения при перевозках скоропортящихся грузов условий, эквивалентных или близких к условиям хранения этих грузов на стационарных холодильниках или складах. Для этого применяются изотермические вагоны с устройствами отопления или охлаждения;
  • ценность перевозок скоропортящихся грузов, вызванная особенностью заготовок и производства продуктов питания и эндокринного сырья;
  • необходимость создания при выполнении погрузочно-разгрузочных работ особых условий, связанных с сокращением воздействия неблагоприятных внешних факторов на скоропортящиеся грузы. В связи с этим строятся специальные платформы, вводится дополнительная механизация для сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями.

Все эти особенности приводят к необходимости своеобразного подхода к решению технических, технологических, экономических и управленческих вопросов эксплуатации железнодорожного хладотранспорта.

4 стр., 1605 слов

Условия хранения скоропортящихся продуктов

... параметров. Условия хранения. Общими обязательными условиями успешного хранения всякого скоропортящегося продукта независимо ... хранении технологи и товароведы. Результаты анализов качества продуктов и условий хранения ... грузе и др.); температуре воздуха в транспортном средстве перед выгрузкой продуктов; температуре продуктов (для продуктов ... работы охлаждающих устройств. Вторым общим принципом хранения, ...

Поэтому в настоящей курсовой работе рассмотрим вопросы рациональной организации перевозок скоропортящихся грузов и, соответственно, экономичной системы обслуживания изотермического подвижного состава.

1. Выбор и обоснование способа перевозки скоропортящихся грузов на направлении.

1.1 Особенности транспортировки скоропортящихся грузов.

С целью сохранения качества и стойкости продуктов температура, поддерживаемая в грузовом помещении вагона, должна соответствовать температуре в остальных звеньях непрерывной холодильной цепи. Поэтому следует учитывать состояние термической обработки до погрузки в вагон, оптимальные режимы хранения его на холодильниках.

При размещении груза в вагоне учитываются особенности укладки как мороженных, так и охлажденных грузов:

1.Мясо.

К группе «мясо и мясопродукты» относятся: баранина, свинина, телятина, говядина, конина, птица, кролики, мясо в блоках, мясокопчености, колбасы, шпик свиной, бекон, жиры животные. По термической обработке, специфике и организации перевозок мясо и мясопродукты разделены на четыре группы: мясо замороженное, охлажденное, остывшее и мясопродукты.

Мясо, охлажденноё говядина в полутушах и четвертинах.

Мясо, охлажденное до температуры в толще бедра от 0 до +4 0 С, хранят в холодильных камерах в подвешенном состоянии при скорости движения воздуха не более 0,2 м/с при температуре -10 С и относительной влажности воздуха 85-92%. Полутуши и туши мяса на подвесных путях размещают с зазором 20-30 мм. Полутуши говядины в рефрижераторных вагонах подвешиваются так, чтобы их внутренние стороны были обращены к торцевой стене, у которой установлены приборы охлаждения. Они подвешиваются в два яруса. Второй ярус подвешивается к первому на веревках. Полутуши или четвертины большого объема подвешиваются на крючья в шахматном порядке.

Охлажденное мясо в рефрижераторных вагонах перевозят при температурном режиме от 0 до -30 С, допускается кратковременное повышение температуры в грузовом помещении не выше +40 С. Норма загрузки 1 м3 грузового объема камеры охлаждения мясом, но стоечных поддонах составляет: говядина в четвертинах – 190 кг/м3 .

Срок хранения охлажденного мяса при озонировании увеличивается на 3-5 суток по сравнению со сроком хранения мяса в обычных условиях при том же температурном режиме. Концентрация озона в воздухе камеры должна составлять 8-10 мг/м 3 . продолжительность однократного озонирования 4-5 ч, периодичность озонирования – через каждые сутки.

2.Свежие плоды (яблоки).

Ящики со свежими плодами, овощами размещаются с зазорами перекрестной, вертикальной и шахматной укладкой. Высота штабеля из ящиков лотков с косточковыми плодами, виноградом, фруктами и овощами, а также закрытых ящиков с помидорами, ранней капустой, огурцами, летними яблоками и грушами не должна превышать 180 см. если у продольной стены вагона остается промежуток, кратный длине ящика лотка, то последний устанавливают по его длине поперек вагона. Если этот промежуток будет недостаточным для размещения ящика- лотка, то оставляют свободное пространство поочередно, то у одной, то у другой стены вагона, при этом для возможности увязки четырех стоек смежных ящиков-лотков смещение лучше производить через два ряда.

3.Минеральные напитки.

Минеральные напитки, расфасованные в пакеты по 6 кг перевозятся на плоских поддонах с определенными габаритными размерами и грузоподъемностью поддона не более 1т.

Оптимальная температура перевозки минеральных напитков от 0 до +18 0 С.

4. Молоко

Молоко коровье предъявляется к перевозке только пастеризованное или стерилизованное в охлажденном состоянии.

Молоко должно быть чистым, без посторонних привкусов и запахов, однородной жидкостью без осадка, белого цвета со слегка желтоватым оттенком.

Молоко предъявляется к перевозке с температурой:

Пастеризованное – от +2 С до +8 С

Стерилизованное – не выше +10 С

Молоко стерилизованное перевозится в упакованном виде в рефрижераторных вагонах.

Молоко пастеризованное перевозится наливом в молочных цистернах, не принадлежащих перевозчику или арендованных у него, между станциями, на которых у грузоотправителя имеются средства для налива, слива и промывки цистерн.

В летний период при температуре наружного воздуха до +30 С молоко при наливе должно иметь температуру не выше +4 С, а при более высоких наружных температурах – не выше +2 С.

В зимний период молоко при наливе в цистерны должно иметь температуру не ниже +8 С.

Цистерны при наливе заполняются молоком до половины высоты колпака. В трехсекционных цистернах разрешено заливать две крайние или одну среднюю секцию. Заполнение молоком одной крайней или крайней и средней секции не допускается. На перевозку молока в молочных цистернах распространяются общие требования к перевозке жтдких грузов наливом в цистернах.

Молоко стерилизованное должно быть расфасовано в пакеты ТБА или в стеклянную упаковку с укладкой в ящики.

5.Рыба замороженная

Рыба замороженная перевозится в рефрижераторных вагонах в ящиках или сухотарных бочках. Лососевые рыбы и осетровые рыбы упаковываются только в ящиках.

Охлажденная рыба должна иметь температуру в толще мяса у позвоночника в пределах от –1 до +3 0 С. Дата упаковки должна быть указана в накладной под наименованием груза.

6.Консервы рыбные

Консервированная продукция в металлической и стеклянной упаковке перевозится в ящиках, а неупакованная — в бочках с полиэтиленовыми вкладышами

Разработка схемы маршрута, анализ климатических условий направления.

Общая протяженность схемы – 3354 км.

п/п

Наименование раздельных пунктов

Расстояние м/у раздельными пунктами, км

1

Хабаровск-II

453

2

Архара

1495

3

Чернышевск

803

4

Петр.-Заб.

603

5

Иркутск-Сор.

Таблица 1.1

Условия и особенности перевозки СПГ.

п/п

Наименование груза

Тип подвижного состава

Тара, способ

упаковки

Температурный режим перевозки, 0 С

Предельный срок доставки, сут.

Летний

Зимний

Летний

Зимний

1

Консервы рыбные

ТЕРМОС

Ящики,

+6 —6

30 30

2

Мин. воды

12-ВС

Ящики, на крюках, поддон

+2 +10

30 30

3

Рыба мороженая.

5-ВС

ящики, на крюках, поддон

-6 -10

30 30

4

Яблоки свежие

5-ВС

ящики, поддон

+5 +2

30 30

5

Крабовые палочки.

АРВ

Ящики, поддон

0

-3

10

10

6

Молоко.

ИЗОТЕР.

Ящики, поддон

+5

+2

25 25

7

Баранина мороженая.

АРВ

Ящики,

-8

-12

30 30

1.3 Определение сроков доставки скоропортящихся грузов.

Сохранность скоропортящихся грузов при перевозках зависит от заданного температурного режима и продолжительности транспортировки.

Скоропортящиеся грузы предъявляются к перевозке только в транспортабельном состоянии, в соответствии требованиям, установленным в Сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

К каждой отправке груза прилагают удостоверение о качестве. В котором вместе с другими требованиями указывают срок транспортировки, в течении которого, при соответствующем обслуживании вагона, груз не испортится и сохранит все свои органолептические свойства.

При транспортировке СПГ во всех случаях должно соблюдаться условие:

T пр ³Tу ,

Где T у — уставный срок доставки;

T пр — предельный срок транспортабельности.

T у — уставный срок доставки определяют по формуле:

T у =L/Vм +Tн ,

где L- тарифное расстояние перевозки, км; L=3354 км.

V м -норма суточного пробега, Vм = 480 км/сут;

T н — время на начально-конечные операции в пунктах погрузки- выгрузки, Tн = 2 сут.

T доп — время на дополнительные операции, Tдоп = 0.

Если это условие не выполняется, то груз в данном типе ИПС на заданное расстояние не принимается к перевозке, следует либо перевозить СПГ на меньшее расстояние, либо подобрать ИПС, эксплуатируя с большей маршрутной скоростью.

Таким образом, должен соблюдаться критерий транспортабельности, который характеризуется коэффициентом транспортабельности:

γ=T у / Tпр ≤ 1,

T у =3354/480 +2 = 8,9 =9 сут.

Критерий выполняется для всех видов груза.

Таблица 1.5

Значение коэффициента транспортабельности СПГ.

№ п/п

Род груза

Предельный срок транспортабельности T пр , сут.

Уставный срок доставки T у , сут.

Коэф. транспортабельности γ т

1

Консервы рыбные

30

9

0,3

2

Мин. воды

30

9

0,3

3

Рыба мороженая.

30

9

0,3

4

Яблоки свежие

30

9

0, 3

5

Крабовые палочки.

10

9

0,9

6

Молоко.

25

9

0,36

7

Баранина мороженая.

30

9

0,3