Государственная система ФРГ

Курсовая работа

Среди политических институтов любой страны государство занимает особое, центральное место, представляя собой своего рода ядро всей ее политической системы. Не случайно, поэтому определению важнейших черт государства и его правового статуса в конституционном законодательстве каждой страны придается первостепенное значение.

ФРГ — страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Федеративная Республика Германия является одной из стран, обладающих уникальным опытом построения демократического, правового, социального федеративного государства.

Целю данной курсовой работы является изучение и анализ государственного строя ФРГ по Конституции 1949 года.

В ходе курсового исследования нужно выполнить ряд задач:

  • осветить историю развития государства до принятия Конституции 1949 года;
  • рассмотреть основные положения Конституции ФРГ, проанализировать деятельность высших органов власти и избирательной системы, изучить германский партийный ландшафт.

Работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

ГЛАВА I: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ.

Началом немецкой истории, как истории немецкой нации, по материалам немецких историков считается 9 г. н.э. В этом году вождь германского племени херусков Арминус одержал победу над тремя римскими легионами в Тевтобургском лесу.

Но формирование государства, на самом деле, продолжалось в течение столетий. Страна франков под предводительством легендарного Хлодвига Меровинга перерастает во Франкскую империю. После смерти Карла Великого в Х веке эта империя была поделена между сыновьями императора. Так появилась территория Европы, на которой сформировались ряд государств будущей Германии, где население имело различные диалекты общего немецкого языка. Так начиналась Германия, в которой правил Людвиг Немецкий.

Империя была выборной монархией. Столицы не было. Король управлял страной, переезжая с места на место. Не было и государственных налогов. Король жил на доходы от государственной собственности. В 962 году Оттон I становится властителем, и коронован в Риме титулом кайзера. С 1138 года начинается столетие династии Штауферов. С закатом Штауферов (1268) прекратилось фактическое существование западной империи, и немцы стали «запоздалой нацией».

11 стр., 5335 слов

Использование геоинформационных систем при ведении государственного ...

... использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата. Содержание мониторинга земель ... годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с ...

Попытки династии Габсбургов объединить княжества, возникновение новых городов, их союзов, в том числе союз городов Ганза, ничего не дали. С 1438 г. власть становится наследственной. Максимилиан I пытается объединить страну, но ему не удается остановить процесс раздробления рейха. В это время происходит неустанная борьба религий, так называемая конфессиональная борьба между протестантами и католиками.

Германия представляла собой множество разрозненных королевств и княжеств. Такие государства, как Бавария, Бранденбург, Саксония и Ганновер, представляли собою абсолютную монархию с экономической политикой меркантилизма. Попытка Пруссии объединить эти княжества закончилась плачевно.

Под натиском войск Наполеона в 1806 году кайзер Франц II. низложил «корону» и тем самым прекратилось существование Священной Римской империи немецкой нации. И лишь в 1850 году был образован Немецкий национальный союз с целью объединения Германии под главенством Пруссии. Но этот союз не сравнить даже с нынешней Германией, ибо в него входило незначительное число государств, и его правовую базу можно сравнить с Союзом независимых государств (СНГ), но только еще менее организованную.[3, c.32]

Но все же, 50-е годы 19 века — это процесс бурного экономического подъема Германии, она становится индустриальной, мощной страной. Возникает Германская прогрессивная партия.

Отто фон Бисмарк, назначенный премьер-министром в 1862 г. вступает в борьбу с парламентом, ведет активные и удачные войны с Данией (1864), распускает Германский союз.

Лишь в 1867 году был образован Северо-Германский союз, создано союзное правительство во главе с Бисмарком. А в 1870г. к Северо-Германскому союзу присоединился Южно-Германский, и образовался новый союз немецких государств — Германская империя. Первым рейхсканцлером был назначен Отто фон Бисмарк.

Но объединение не пошло Германии на пользу. Почувствовав себя мощной и сильной державой, способной стать лидером в Европе, страна начала свою милитаризацию. Понимая, что весь мир уже разделен, немецкое правительство решило начать борьбу за передел мира, что привело к началу Первой мировой войны. Версальский мирный договор 1919, договор, завершивший 1-ю мировую войну подписан в Версале 28 июня державами-победительницами — США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией и др., с одной стороны, и побежденной Германией — с другой.

Условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-20. По Версальскому мирному договору Германия передавала Франции Эльзас и Лотарингию (в границах 1870), Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, Польше — Познань, части Поморья и др. территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом, г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединен к Литве).

12 стр., 5514 слов

География и государственное устройство Германии

... Европейского Экономического Сообщества (сегодня - Европейский Союз). В годы коммунистического господства в Восточной Германии промышленные предприятия являлись государственной собственностью. Государство тратило огромные деньги на борьбу с безработицей и социальное обеспечение, ...

Германия, потерпев поражение и подписав мирный договор, вынуждена была строить и восстанавливать разрушенную экономику.

Военное поражение Германии привело и к политическому развалу — Кайзер и немецкие князья без сопротивления покинули свои троны в ноябре 1918 г.

Германия становится республикой. К власти пришли социал-демократы, они выбрали Национальное собрание, заседавшее в Веймаре. Однако тяготы Версальского мира (1919), развал экономики у многих вызывало чувство глубокого разочарования в республике, ее даже называли «республикой без республиканцев».

Реваншистские настроения в немецком обществе, из-за унизительного поражения в Первой мировой войне, упадок в экономике, безработица, занятие Гитлером одновременно поста рейхспрезидента и то, что он становится главнокомандующим вермахтом, антисемитская борьба, преследование политических противников и подавление свободомыслия заставило тысячи представителей интеллигенции, художников и ученых эмигрировать из страны. Борьба Германии и её союзников за мировое господство привели к началу величайшей трагедии за всю историю человечества — ко Второй мировой войне.

После окончания Второй мировой войны Германия находилась в положении «стунде нулл». Экономика побежденного нацистского третьего рейха была полностью разрушена. Лишь единицы из заводов работали, другие же были либо просто разрушены, либо не работали. В стране царили нищета и хаос. Многие города почти полностью разрушены в результате военных действий.

В 1948 году в ФРГ была проведена денежная и экономическая реформа, получившая название «план Маршалла», которая обеспечила полноценный экономический рост республики, и вскоре магазины и витрины были полны товаров. Экономические показатели Западной Германии улучшались с каждым годом. Очень интересным, конечно, является и тот факт, что плану Маршалла Западная Германия получила не только денежные дотации (1.56 млрд. долларов), но и, фактически, была освобождена от выплат репараций в размере 20 миллиардов марок.

В 1949 под давлением оккупационных властей было образовано два независимых немецких государства: Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая республика (ГДР) и не зависимый город Западный Берлин под протекторатом США, Англии и Франции. Период раздельного существования двух суверенных германских государств продолжался до октября 1990. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. [14, c.44]

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписан в Москве 12 сентябре 1990 министром иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР, и ФРГ. Договор определил границы объединенной Германии, которая включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина; регулирует военно-политические вопросы.

Федеративная Республика Германия расположена в центре Европы. С нею граничат 9 государств: Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Швейцария, Австрия, Чешская Республика, Польша.

Государственная территория Германии составляет 357000 км2. Протяженность границ 3758 км. Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель: Баден-Вюртенберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Потсдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Саар (Саарбрюккен), Саксония (Дрезден), Саксония-Ангальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль) и Тюрингия (Эрфурт).

13 стр., 6429 слов

Германия после объединения

... Германии работают в - Бонне. ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В ... крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть завершены лишь в начале ...

Берлин, Бремен и Гамбург-это города-земли.

Государственный строй ФРГ-республика. Глава государства — федеральный президент.

Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом довольно длительное время, до издания соответствующих общегерманских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в неё княжеств.

За основу были взяты законы Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс 1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств, вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних германцев.

ГЛАВА II: ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

1. Основной закон

Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Новая конституция ФРГ вступила в силу 23 мая 1949 года. В истории Германии это четвертая Конституция (три конституции приняты в 1849-1919 гг.).

Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов,

которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских

земель, избранных лантагами (законодательный, обычно однопалатный, орган каждой земли), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США, Франции.

Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома Гитлеровской Германии. Конституция Германии отвергала прежние фашистские порядки и исходила из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, равенства разделения властей, справедливости. Вся власть исходила от народа, который осуществлял ее по средствам выборов и разного рода голосования, а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные.

Принятая в 1949 году Конституция ФРГ стала компромиссом между оккупационными войсками, под контролем которых проходила выработка проекта Основного закона, и землями ФРГ, чьи ландтаги его принимали. Текст Основного закона был одобрен парламентами всех земель, кроме Баварии, которая сочла проект чрезмерно централистским.

Основные права закреплены в конституции как неотчуждаемые, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Особо значимые права открывают конституцию (Раздел I), но основной закон гарантирует и другие права, обозначенные как основные (ч.1 ст.33, ч.2 ст.38, ч.1 ст.101, ст. 103, 104).

Естественная школа прав признается государством — права не создаются конституцией, а признаются ею. Основные права являются непосредственно действующими, все 3 ветви государственной власти связаны основными правами (ч.3 ст.1).

15 стр., 7360 слов

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

... судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, осо ... очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее - в Конституцию РФ 1993 года. Подводя итог характеристики правового обычая, можно сделать вывод, что ...

Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне.

Центральное место занимают права человека на достоинство и право человека на свободу (ст. 1 и 2).

Но использование прав и свобод ограничивается там, где начинается сфера прав других лиц. В спорных случаях обеспечивается судебное разбирательство. Общее право немца на свободу дополняется правом на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнений, объединений.

Права, обеспечивающие свободы дополняются правами, обеспечивающими равенство. Наряду с общей формулировкой принципа равенства (ч.1 ст.3) имеются специальные положения, обеспечивающие равенство мужчины и женщины (ч.2 ст.3), запрет предпочтения по признакам пола, происхождения, расы, языка, отечества, места рождения, вероисповедания, религиозных и политических взглядов, не допускается ущемление из-за недостатков (ч.3 ст.3).

Также закрепляется равенство статуса граждан (ст.33) и равенство в избирательных правах (ст.38).