Среди политических институтов любой страны государство занимает особое, центральное место, представляя собой своего рода ядро всей ее политической системы. Не случайно, поэтому определению важнейших черт государства и его правового статуса в конституционном законодательстве каждой страны придается первостепенное значение.
ФРГ — страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Федеративная Республика Германия является одной из стран, обладающих уникальным опытом построения демократического, правового, социального федеративного государства.
Целю данной курсовой работы является изучение и анализ государственного строя ФРГ по Конституции 1949 года.
В ходе курсового исследования нужно выполнить ряд задач:
- осветить историю развития государства до принятия Конституции 1949 года;
- рассмотреть основные положения Конституции ФРГ, проанализировать деятельность высших органов власти и избирательной системы, изучить германский партийный ландшафт.
Работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
ГЛАВА I: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ.
Началом немецкой истории, как истории немецкой нации, по материалам немецких историков считается 9 г. н.э. В этом году вождь германского племени херусков Арминус одержал победу над тремя римскими легионами в Тевтобургском лесу.
Но формирование государства, на самом деле, продолжалось в течение столетий. Страна франков под предводительством легендарного Хлодвига Меровинга перерастает во Франкскую империю. После смерти Карла Великого в Х веке эта империя была поделена между сыновьями императора. Так появилась территория Европы, на которой сформировались ряд государств будущей Германии, где население имело различные диалекты общего немецкого языка. Так начиналась Германия, в которой правил Людвиг Немецкий.
Империя была выборной монархией. Столицы не было. Король управлял страной, переезжая с места на место. Не было и государственных налогов. Король жил на доходы от государственной собственности. В 962 году Оттон I становится властителем, и коронован в Риме титулом кайзера. С 1138 года начинается столетие династии Штауферов. С закатом Штауферов (1268) прекратилось фактическое существование западной империи, и немцы стали «запоздалой нацией».
Использование геоинформационных систем при ведении государственного ...
... использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата. Содержание мониторинга земель ... годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с ...
Попытки династии Габсбургов объединить княжества, возникновение новых городов, их союзов, в том числе союз городов Ганза, ничего не дали. С 1438 г. власть становится наследственной. Максимилиан I пытается объединить страну, но ему не удается остановить процесс раздробления рейха. В это время происходит неустанная борьба религий, так называемая конфессиональная борьба между протестантами и католиками.
Германия представляла собой множество разрозненных королевств и княжеств. Такие государства, как Бавария, Бранденбург, Саксония и Ганновер, представляли собою абсолютную монархию с экономической политикой меркантилизма. Попытка Пруссии объединить эти княжества закончилась плачевно.
Под натиском войск Наполеона в 1806 году кайзер Франц II. низложил «корону» и тем самым прекратилось существование Священной Римской империи немецкой нации. И лишь в 1850 году был образован Немецкий национальный союз с целью объединения Германии под главенством Пруссии. Но этот союз не сравнить даже с нынешней Германией, ибо в него входило незначительное число государств, и его правовую базу можно сравнить с Союзом независимых государств (СНГ), но только еще менее организованную.[3, c.32]
Но все же, 50-е годы 19 века — это процесс бурного экономического подъема Германии, она становится индустриальной, мощной страной. Возникает Германская прогрессивная партия.
Отто фон Бисмарк, назначенный премьер-министром в 1862 г. вступает в борьбу с парламентом, ведет активные и удачные войны с Данией (1864), распускает Германский союз.
Лишь в 1867 году был образован Северо-Германский союз, создано союзное правительство во главе с Бисмарком. А в 1870г. к Северо-Германскому союзу присоединился Южно-Германский, и образовался новый союз немецких государств — Германская империя. Первым рейхсканцлером был назначен Отто фон Бисмарк.
Но объединение не пошло Германии на пользу. Почувствовав себя мощной и сильной державой, способной стать лидером в Европе, страна начала свою милитаризацию. Понимая, что весь мир уже разделен, немецкое правительство решило начать борьбу за передел мира, что привело к началу Первой мировой войны. Версальский мирный договор 1919, договор, завершивший 1-ю мировую войну подписан в Версале 28 июня державами-победительницами — США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией и др., с одной стороны, и побежденной Германией — с другой.
Условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-20. По Версальскому мирному договору Германия передавала Франции Эльзас и Лотарингию (в границах 1870), Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, Польше — Познань, части Поморья и др. территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом, г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединен к Литве).
География и государственное устройство Германии
... Европейского Экономического Сообщества (сегодня - Европейский Союз). В годы коммунистического господства в Восточной Германии промышленные предприятия являлись государственной собственностью. Государство тратило огромные деньги на борьбу с безработицей и социальное обеспечение, ...
Германия, потерпев поражение и подписав мирный договор, вынуждена была строить и восстанавливать разрушенную экономику.
Военное поражение Германии привело и к политическому развалу — Кайзер и немецкие князья без сопротивления покинули свои троны в ноябре 1918 г.
Германия становится республикой. К власти пришли социал-демократы, они выбрали Национальное собрание, заседавшее в Веймаре. Однако тяготы Версальского мира (1919), развал экономики у многих вызывало чувство глубокого разочарования в республике, ее даже называли «республикой без республиканцев».
Реваншистские настроения в немецком обществе, из-за унизительного поражения в Первой мировой войне, упадок в экономике, безработица, занятие Гитлером одновременно поста рейхспрезидента и то, что он становится главнокомандующим вермахтом, антисемитская борьба, преследование политических противников и подавление свободомыслия заставило тысячи представителей интеллигенции, художников и ученых эмигрировать из страны. Борьба Германии и её союзников за мировое господство привели к началу величайшей трагедии за всю историю человечества — ко Второй мировой войне.
После окончания Второй мировой войны Германия находилась в положении «стунде нулл». Экономика побежденного нацистского третьего рейха была полностью разрушена. Лишь единицы из заводов работали, другие же были либо просто разрушены, либо не работали. В стране царили нищета и хаос. Многие города почти полностью разрушены в результате военных действий.
В 1948 году в ФРГ была проведена денежная и экономическая реформа, получившая название «план Маршалла», которая обеспечила полноценный экономический рост республики, и вскоре магазины и витрины были полны товаров. Экономические показатели Западной Германии улучшались с каждым годом. Очень интересным, конечно, является и тот факт, что плану Маршалла Западная Германия получила не только денежные дотации (1.56 млрд. долларов), но и, фактически, была освобождена от выплат репараций в размере 20 миллиардов марок.
В 1949 под давлением оккупационных властей было образовано два независимых немецких государства: Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая республика (ГДР) и не зависимый город Западный Берлин под протекторатом США, Англии и Франции. Период раздельного существования двух суверенных германских государств продолжался до октября 1990. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. [14, c.44]
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписан в Москве 12 сентябре 1990 министром иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР, и ФРГ. Договор определил границы объединенной Германии, которая включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина; регулирует военно-политические вопросы.
Федеративная Республика Германия расположена в центре Европы. С нею граничат 9 государств: Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Швейцария, Австрия, Чешская Республика, Польша.
Государственная территория Германии составляет 357000 км2. Протяженность границ 3758 км. Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель: Баден-Вюртенберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Потсдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Саар (Саарбрюккен), Саксония (Дрезден), Саксония-Ангальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль) и Тюрингия (Эрфурт).
Германия после объединения
... Германии работают в - Бонне. ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В ... крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть завершены лишь в начале ...
Берлин, Бремен и Гамбург-это города-земли.
Государственный строй ФРГ-республика. Глава государства — федеральный президент.
Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом довольно длительное время, до издания соответствующих общегерманских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в неё княжеств.
За основу были взяты законы Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс 1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств, вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних германцев.
ГЛАВА II: ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
1. Основной закон
Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Новая конституция ФРГ вступила в силу 23 мая 1949 года. В истории Германии это четвертая Конституция (три конституции приняты в 1849-1919 гг.).
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов,
которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских
земель, избранных лантагами (законодательный, обычно однопалатный, орган каждой земли), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США, Франции.
Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома Гитлеровской Германии. Конституция Германии отвергала прежние фашистские порядки и исходила из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, равенства разделения властей, справедливости. Вся власть исходила от народа, который осуществлял ее по средствам выборов и разного рода голосования, а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные.
Принятая в 1949 году Конституция ФРГ стала компромиссом между оккупационными войсками, под контролем которых проходила выработка проекта Основного закона, и землями ФРГ, чьи ландтаги его принимали. Текст Основного закона был одобрен парламентами всех земель, кроме Баварии, которая сочла проект чрезмерно централистским.
Основные права закреплены в конституции как неотчуждаемые, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Особо значимые права открывают конституцию (Раздел I), но основной закон гарантирует и другие права, обозначенные как основные (ч.1 ст.33, ч.2 ст.38, ч.1 ст.101, ст. 103, 104).
Естественная школа прав признается государством — права не создаются конституцией, а признаются ею. Основные права являются непосредственно действующими, все 3 ветви государственной власти связаны основными правами (ч.3 ст.1).
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
... судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, осо ... очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее - в Конституцию РФ 1993 года. Подводя итог характеристики правового обычая, можно сделать вывод, что ...
Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне.
Центральное место занимают права человека на достоинство и право человека на свободу (ст. 1 и 2).
Но использование прав и свобод ограничивается там, где начинается сфера прав других лиц. В спорных случаях обеспечивается судебное разбирательство. Общее право немца на свободу дополняется правом на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнений, объединений.
Права, обеспечивающие свободы дополняются правами, обеспечивающими равенство. Наряду с общей формулировкой принципа равенства (ч.1 ст.3) имеются специальные положения, обеспечивающие равенство мужчины и женщины (ч.2 ст.3), запрет предпочтения по признакам пола, происхождения, расы, языка, отечества, места рождения, вероисповедания, религиозных и политических взглядов, не допускается ущемление из-за недостатков (ч.3 ст.3).
Также закрепляется равенство статуса граждан (ст.33) и равенство в избирательных правах (ст.38).