В рамках первого, поведенческого подхода, власть рассматривается как атрибут личности — способность одних людей влиять и воздействовать на других, «преодолевать их сопротивление и заставлять людей делать то, чего при других обстоятельствах они никогда не сделали».
С такой точки зрения власть рассматривается в организационном поведении и отчасти — общем курсе менеджмента.
В рамках организационно-структурного подхода, преобладающего в теории организации, власть рассматривается как не связанный с конкретной личностью атрибут определенного уровня иерархии — механизм воздействия на нижние и соседние уровни иерархии и ориентации их на достижение организационных целей.
Разумеется, даже в таком формализованном подходе нельзя
Власть как механизм организационной координации реализуется с помощью полномочий.
Полномочия — это права на осуществление власти, определенные положением того или иного лица на уровне иерархии и сложившейся в организации системой отношений.
В менеджменте используют термин «делегирование полномочий», который является важным инструментом реализации власти и означает передачу и/или распределение властных прав другим людям.
Организационные правила
Реализация принципа формализации, прежде всего, предполагает выработку неких сознательно задаваемых стабильных поведенческих моделей — организационных правил, наличие которых избавляет современную организацию от необходимости:
- в каждой ситуации, с которой сталкивается организация, вырабатывать и реализовывать свои управленческие и поведенческие модели;
- вводить тотальный надзор и контроль за всеми сторонами жизни и деятельности членов организации.
С помощью правил в организации реализуются такие функции:
- коммуникационная — стандартизация информационных потоков, объяснение требований руководства, доведение целей; правила несут определенную информацию об организации и ее членах;
- стимулирующая — установление критериев, стандартов и параметров оценки труда и дисциплины. Правила помогают абстрагироваться от личных качеств и межличностных отношений. Вся система стимулирования строится на определенных правилах и нормах.
- дистантная — правила позволяют управлять организацией и контролировать работу без непосредственного наблюдения за работниками или трудовыми процессами;
- девиационная — любые правила, допускающие небольшие и разумные отклонения, увеличивающие поведенческую эффективность организации.
Виды правил
- Правила-инструкции. Правила, содержащие описания полномочий, зон ответственности, уровней принятия решений, а также технологических процессов и отдельных операций.
- Правила-нормы. Правила, фиксирующие особенности взаимоотношений между уровнями иерархии, подразделениями одного уровня, а также особенности деятельности (регламенты) коллективных органов (советов, собраний и т.п.)
- Правила-конвенции (договоренности).
12 стр., 5603 слов
Делегирование полномочий
... Организация процесса делегирования полномочий, .1 Принципы делегирования полномочий Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий являются основополагающими для правильного делегирования полномочий. ... Делегирование 1.3 Правила делегирования полномочий, Процесс делегирования полномочий Делегирование полномочий ... организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. ...
Это большей частью «неписанные» правила, которые фиксируют особенности взаимоотношений между членами организации.
Частично такие правила могут прописываться в положениях о подразделениях и описаниях штатной структуры организации. Такой вид правил фиксируется также во внутренних договорах (договор с временным трудовым коллективом).
- Правила-традиции. Это также «неписаные» нормы, которые в большей степени являются элементами организационной.
Правила — более эффективное средство формализации, чем приказы или предоставление свободы членам организации, потому что:
- правила не носят избирательный характер, они общие для всех;
- правила формулируются в первую очередь с учетом общеорганизационных целей;
- правила есть отражение представлений о разумности и рациональности поведения персонала организации.
Структуры
Под организационной структурой понимают логически взаимосвязанные отношения функциональных областей и уровней управления, выстроенные для наиболее эффективного достижения целей организации.
Структура — это результат горизонтального и вертикального разделения труда в организации.
С одной стороны, структура задает критерии и параметры группировки людей в подразделения, а подразделений — в организацию, с другой — структура формирует систему властных, распределительных и
В современном менеджменте есть три точки зрения на соотношение структуры как механизма координации и целевой подсистемы организации.
Первая (высказана П. Друкером) состоит в том, что структура вторична по отношению к целям и стратегии организации.
Технология хлебопекарного производства
... необходимость иметь и предприятия небольшой производительности. Литература [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/referat/hlebopekarnogo-proizvodstva/ -Технология переработки продукции растениеводства/Под ред. Н.М.Личко.-М.:Колос,2000.- 549 с. -Цытанова Т.Б. Технология хлебопекарного производства. -М.:Профобриздат,2001 1.
С другой точки зрения и структура, и стратегия (цели) могут формироваться и развиваться одновременно.
Третий подход (Т. Питерс) определяет, что структуры первичны и на их основе формируются цели и стратегии. [1]
- Типы технологий
2.1 Виды технологий по Дж. Вудварду
По мнению исследователей в области технологий организаций Б. Кантовица и Р. Соркина [4. С. 167] все технологии, определяющие жизнедеятельность современной организации, могут быть классифицированы по одному из трех оснований: по способу производства (производственная технология); по видам стратегий, избираемых для уменьшения технологической неопределенности; по воздействиям персонала на объект с целью его изменения (технология, основанная на знаниях).
Производственная технология. Эта, самая ранняя классификация технологий организации, признанная сейчас классической, была предложена английским социологом Дж. Вудварди коллективом ее сотрудников на основе исследования 100 промышленных предприятий в Южном Эссексе (Англия).
Эти предприятия существенно
Вудвард применяла методы интервьюирования, наблюдения и анализа операций. При этом фиксировались: назначение предприятия, цели и значительные события в его истории; используемые технологически процессы и методы производства; результаты деятельности предприятия, включая изменения в доле рынка, рост или стагнацию в области ее специализации и колебания в стоимости акций.
На основании полученных данных была построена технологическая шкала, представленная на рис. 2., Рис. 2. Технологическая шкала организаций по Дж. Вудвард (см. [34. С. 9]), Степень усложнения технологий слева направо, После упрощения, Рис. 2. Технологическая шкала организаций по Дж. Вудвард (см. [34. С. 9])
В ходе исследований Вудвард выделила три основных типа технологий производства в порядке возрастания сложности: штучное производство; массовое; перерабатывающее. Организационно наиболее простыми оказались предприятия, осуществляющие штучное и мелкосерийное производство.
При увеличении сложности растут требования и к прямым исполнителям, и к работникам, обслуживающим процесс производства, участвующим в переналадке старых и разработке новых, более сложных технологических
В соответствии с теорией Вудвард технологическое усложнение (т.е. переход от штучных производств к перерабатывающим) приводит к усложнению организационных структур и увеличению вертикальной дифференциации вследствие усиления разделения труда.
Каждое технологическое
Технология коксохимического производства
... и входят в их состав, либо существуют как отдельные предприятия. Коксохимическая промышленность отличается высокой концентрацией производства, т. е. заводы являются весьма мощными и имеют высокую ... к рядовому углю; грохочение — разделение смеси сыпучих материалов на несколько классов по их крупности при помощи аппаратов, называемых грохотами; поверхности грохота, имеющие отверстия для ...
В результате, по Вудвард, для каждого класса технологий существует оптимальное количество управленческих иерархических уровней.
Так, для организаций со штучным производством n = 3, для массового производства n = 4, для перерабатывающих предприятий n = 6 [5. С. 293—294].
Кроме того, от сложности технологии зависят процентное отношение управленцев и исполнителей, а также социальная дистанция между исполнителями и управляющими, которая выражается в различных уровнях знаний, культурных образцов, степени приверженности ценностям организации, уровню профессионализма, принадлежностью к
Выводы, сделанные Вудвард относительно связи технологии и структуры организации, представлены в табл. 1.
Таблица. Связь технологии организации с характеристиками управленческой структуры
Табл. 1
1. Штучное производство — изготовление единичных уникальных образцов продукции. Такое производство существует в центре высокой моды, научно-исследовательских организациях с высокой степенью творческого начала и т.д., а также в отдельных подразделениях организации.
Структуры организаций, специализирующихся на штучном производстве, характеризуются низкой сложностью, децентрализацией, слабой формализацией. Фактически в данном случае имеет место высокая степень самоконтроля и самоуправления.
Следует отметить, что штучное производство требует от членов групп в организации высокого уровня культуры и ориентации на трудовую деятельность, причем в данном случае мотивация во многом основана на престиже, удовлетворении нематериальных, высших потребностей работников.
2. Массовое производство . Организации, использующие такие технологии, имеют сложную структуру, прежде всего за счет горизонтальной дифференциации. Это означает, что в организации существует высокая степень специализации, в управлении производственным процессом принимают участие узкие специалисты-профессионалы.
Продукция выпускается серийно, и после изготовления отдельной серии процесс производства может претерпевать изменения. В данном случае контроль более строгий, чем при единичном