Капитальные вложения представляют собой затраты, направленные на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов как производственного, так и непроизводственного назначения.
В хозяйство железнодорожного транспорта ежегодно вкладываются значительные средства. Правильно определить их направление. Выбрать экономически наиболее целесообразный вариант – вопрос большой важности. Поэтому для специалистов-железнодорожников очень важно хорошо разбираться в вопросах экономической эффективности железнодорожной техники, уметь правильно оценивать эффективность капитальных вложений. Экономическая эффективность является критерием целесообразности создания и применения новой техники, реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производства (перевозок) и улучшению условий труда.
Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники в общем виде определяется как соотношение между затратами и результатами, как итоговый показатель качества экономического развития отрасли, предприятия. Капитальные вложения есть одно из условий научно-технического прогресса и средства для его осуществления и вместе с тем роста производительности труда.
Повышение эффективности капитальных вложений, новой техники и производства на транспорте, качества перевозок, работ, услуг является закономерностью и условием экономического роста, социально-экономического развития предприятий и отрасли.
В условиях ограниченности капитальных вложений и материальных ресурсов задачи оптимального их использования приобретают особо важное значение. Капитальные вложения (инвестиции) должны направляться в самые важные, неотложные объекты развития и реконструкции транспорта.
Для железных дорог наиболее эффективным будет такой вариант уровня развития техники, технологии и организации перевозок, при котором обеспечивается полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребности клиентов и населения в перевозках с наименьшими затратами на единицу перевозочной работы.
Определение и расчеты экономической эффективности основаны на соизмерении затрат с результатами.
вложение транспорт сметный расход
Замена менее совершенных устройств СЦБ более совершенными на станциях существенно изменяет производственные условия и наряду с повышением безопасности движения поездов обеспечивает улучшение качественных показателей эксплуатационной работы железных дорог. При этом увеличивается пропускная способность станций и ускоряется оборот подвижного состава. Следует различать понятие эффекта и эффективности.
Анализ эффективности внедрения нового оборудования
... экономической эффективности новой техники и технологии являются: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику и коэффициент эффективности затрат на новую технику, ... освоение соответствующих нововведений. Единовременные затраты включают капитальные вложения для создания и освоения нововведений. ... творческих сил работников, для всестороннего развития личности. Это проявляется в улучшении ...
Эффектом называется непосредственный производственный, полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия (увеличение массы поезда, увеличение пропускной способности железнодорожных участок или перерабатывающей способности станций, рост производительности труда и т. п.).
Эффект может быть измерен технико-экономическими показателями, степенью повышения качества продукции, техники безопасности труда и т. п.
Эффективность есть отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам, обуславливающим его получение.
Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность капитальных вложений.
Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений применяется при сравнении вариантов решения технических и хозяйственных задач, размещения предприятий и их комплексов, внедрения новой техники, строительства новых или реконструкции действующих предприятий, сооружений, устройств. Например, повышение пропускной и провозной способности железнодорожных линий может быть достигнуто:
- строительством дополнительных путей;
- внедрением более мощных локомотивов;
- электрификацией линии;
- усилением верхнего строения пути для пропуска поездов большой массы и снятия ограничения по скорости движения;
- оборудованием участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией.
Необходимыми данными при расчете сравнительной экономической эффективности являются единовременные капитальные вложения и эксплуатационные расходы.
К эксплуатационным относятся расходы на заработную плату с начислениями, топливо, электроэнергию, материалы, амортизацию и прочие. Показателями соизмерения капитальных вложений и эксплуатационных расходов являются: срок окупаемости капитальных вложений Т, коэффициент эффективности капитальных вложений Е и показатель приведенных суммарных затрат Э прив .
При определении экономической эффективности капитальных вложений разных вариантов практически могут встретиться следующие случаи:
1. Внедрение новой техники обеспечивает снижение эксплуатационных расходов (себестоимости продукции), но одновременно увеличивает капитальные затраты т.е. С 1 < С2 а К1 > К2 . Это наиболее распространенный случай; эффективность внедрения определяется по методу минимальных приведенных затрат капиталовложений и эксплуатационных расходов.
2. Новая техника приводит к снижению эксплуатационных расходов и капитальных затрат, т.е. С 1 < С2 а К1 < К2 . Такие варианты наиболее эффективны и сравнивать их нет необходимости.
3. Новая техника обеспечивает некоторое снижение капитальных затрат, но приводит к увеличению эксплуатационных расходов, т.е. К 1 < К2 а С1 > С2 , такие варианты редко бывают эффективными. Принимаются подобные варианты на основании расчета по методу минимальных приведенных затрат.
4. Новая техника вызывает повышение капитальных затрат и эксплуатационных расходов: К 1 > К2 а С1 > С2 , т.е. вариант неэффективен.
Могут быть и другие случаи: при К 1 < К2 а С1 = С2 , а также К1 = К2 а С1 < С2 . Экономическая эффективность новой техники может определяться по методу приведенных минимальных затрат; при К1 = К2 а С1 = С2 . Важное значение приобретает сравнение вариантов по натуральным и качественным показателям, а также по условиям труда и техники безопасности (повышение производительности труда и оборудования, уменьшение расхода материалов, надежность устройств и др.).
Расчет штата для сравниваемых вариантов
Расчет штата осуществляется на основании данных о технической оснащенности станции устройствами сигнализации централизации блокировки (СЦБ) и «Норматив численности» № 0-1257у для работников дистанции сигнализации и связи, железных дорог Российской Федерации, а для хозяйства движения и пути на основании «Типовых штатов». Нормативы численности зависят от категории железной дороги и вида стрелок (простые, перекрестные, с подвижным сердечником).
Согласно исходных данных категория железной дороги, на которой расположена станция – 1, стрелки – простые. В курсовой работе рассматривается ситуация при которой планируется замена ручного управления стрелками на централизованное. Поэтому расчет штата выполняется для каждого из сравниваемых вариантов и для каждого из хозяйств на которых сказывается замена одних устройств управления стрелками на другие: хозяйство движения, хозяйство СЦБ и хозяйство пути.
асчет штата при существующих устройствах
2.1.1 Хозяйство движения
Типовые штаты:
Начальник станции (ДС) – 1
Дежурный по станции (ДСП) – 4 (1 в смену)
При ручном управлении стрелками на станции организуются стрелочные посты из расчета 1 стрелочный пост на 5 – 7 стрелок. На каждые 2 – 3 стрелочных поста предусматривается старший дежурный по стрелочному посту.
Дежурный по стрелочному посту – 4 на каждый стрелочный пост (1 в смену).
Расчет
ДС – 1
ДСП – 4
1. Определяем количество стрелочных постов
|
(2.1.1) |
2. Определяем количество дежурных по стрелочному посту
|
(2.1.2) |
3. Определяем количество старших дежурных по стрелочному посту
|
(2.1.3) |
2.1.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки
Нормативы численности:
Старший электромеханик (ШНС) – 1 на 6 электромехаников
Электромеханик (ШН) – 1 на 45 стрелок
Электромонтер (ШЦМ) – 1 на 70 стрелок
Расчет:
1. Определяем количество ШН
|
(2.1.4) |
Где норм ШН – норма обслуживания для ШН
|
2. Определяем количество ШЦМ
|
(2.1.5) |
|
3. Определяем количество ШНС
|
(2.1.6) |
|
2.2.1 Хозяйство движения
Нормативы численности:
ДС – 1
ДСП – 4 (1 в смену)
Оператор поста централизации (ДСПЦ) -4 (1 в смену)
Штат не рассчитываем, а принимается в соответствии с нормативами.
озяйство сигнализации, централизации и блокировки
Нормативы численности:
Старший электромеханик |
— 1 на 6 электромехаников |
Электромеханик |
— 1 на 24 стрелки |
Электромонтер |
— 1 на 35 стрелок |
Расчет:
1. Определяем количество ШН
|
(2.2.1) |
|
2. Определяем количество ШЦМ
|
(2.2.2) |
|
3. Определяем количество ШНС
|
(2.2.3) |
|
озяйство пути
При проектируемых устройствах на станции вводится новая должность монтер пути по чистке стрелок (МП) из расчета 1 на 10 ÷15 стрелок.
Расчет:
|
(2.2.4) |
|
асчет списочного штата
Штат, рассчитанный по всем хозяйствам, является явочным, т.е. такое количество людей должно являться на работу, чтобы выполнить запланированный объем работы в установленное время. Но, так как люди в течение года могут отсутствовать по различным причинам. Необходимо выполнить перевод в списочный штат используется коэффициент замещения, который принимаем по данным НОД1 следующих размеров:
Дежурный по станции |
— 12,5 % |
Оператор поста централизации |
— 13 % |
Дежурный по стрелочному посту и старший дежурный |
— 18,9 % |
Электромеханик |
— 12,5 % |
Электромонтер |
— 17,6 % |
Монтер пути по чистке стрелок |
— 17,6 % |
Перевод явочного штата в списочный штат выполняем в виде таблицы №1.
Таблица № 1 Перевод явочного штата в списочный
Наименование Хозяйства и должности |
Существующая система |
Проектируемая система |
||||||||
Явочный Штат Ч яв. |
Коэфф-т замещения, % |
Дополнительный Штат Ч яв. * Ксп. |
Списочный штат |
Явочный штат, Ч яв. |
Коэффициент Замещения, % |
Дополнительный штат Ч яв. *Ксп. |
Списочный штат |
|||
Ч яв. +Чяв. * Ксп. |
Ч сп. |
Ч яв. +Чяв. * Ксп. |
Ч сп. |
|||||||
Хозяйство движения |
||||||||||
Начальник станции |
1 |
— |
— |
1 |
1 |
1 |
— |
— |
1 |
1 |
Дежурный по станции |
4 |
12,5 |
0,5 |
4,5 |
5 |
4 |
12,5 |
0,5 |
4,5 |
5 |
Оператор поста централизации |
4 |
14 |
0,56 |
4,56 |
5 |
|||||
Старший деж. по стр. посту |
7 |
16,2 |
1,3 |
8,13 |
8 |
— |
— |
— |
— |
— |
Деж. по стр. посту |
84 |
16,2 |
13,61 |
97,61 |
98 |
— |
— |
— |
— |
— |
Итого |
96 |
— |
15,24 |
111,24 |
112 |
9 |
— |
1,06 |
10,06 |
11 |
Хозяйство СЦБ |
||||||||||
Старший электромеханик |
0,47 |
— |
— |
0,47 |
1 |
0,88 |
— |
— |
0,88 |
1 |
Электромеханик |
2,84 |
12,5 |
0,355 |
3,19 |
3 |
5,33 |
12,5 |
0,66 |
5,99 |
6 |
Электромонтер |
1,82 |
18,4 |
0,334 |
2,15 |
2 |
3,65 |
18,4 |
0,67 |
4,32 |
4 |
Итого |
5,13 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Хозяйство пути |
||||||||||
Монтер по очистке стрелок |
— |
— |
— |
— |
— |
8,53 |
19,8 |
1,68 |
10,21 |
10 |
Итого |
8,53 |
— |
1,68 |
10,21 |
10 |
асчет сметной стоимости проектируемой системы
Капиталовложения – это затраты, направленные на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов.
Перед началом любого строительства возникает вопрос «Сколько нужно денег, чтобы построить нужный объект?», на него нам поможет ответить схема, приведённая ниже:
Сметные документы составляются в следующей последовательности:
Сметная стоимость строительства определяется на основании объема работ и сметных документов. Все строительные работы делятся на: прямые и накладные.
Прямые (непосредственно связанные с выполнением строительно-монтажных работ) – это затраты на материалы, оборудование и строительно-монтажные работы. Объем работ по ним определяется по чертежам проекта, а расценки берутся из прайс-листов заводов изготовителей, строительно-монтажных организаций, ценников, прейскурантов и др.
Накладные – это затраты, связанные с процессом организации, проектирования. Управления строительством и т.д.
В курсовой работе для упрощения расчетов используем методику расчета по упрощенным показателям сметной стоимости (УПСС), при которой весь расчет сводится к составлению двух таблиц:
1. Расчет прямых затрат на строительство системы
2. Сводный сметно-финансовый расчет, в котором к прямым затратам добавляются накладные расходы и определяется общая сметная стоимость.
3.1 Расчет прямых затрат
Таблица №2 Расчет прямых затрат
Номера пунктов УПСС |
Наименование работ и затрат |
Единицы измерения |
Количество |
Сметная стоимость тыс. руб |
|||||
Единичная |
Общая |
||||||||
Строительные работы |
Монтажные работы |
Оборудование |
Строительные работы |
Монтажные работы |
Оборудование |
||||
Устройства СЦБ |
|||||||||
36 |
ЭЦ станций при электротяге, с количеством стрелок свыше 100 |
стрелка |
128 |
0,85 |
1,57 |
1,29 |
108,8 |
200,96 |
165,12 |
Двухсторонняя парковая связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок |
|||||||||
106 |
Напольные устройства |
стрелка |
128 |
0,23 |
0,28 |
— |
29,44 |
35,84 |
— |
107 |
Станционные устройства |
стрелка |
128 |
— |
0,03 |
0,55 |
— |
3,84 |
70,4 |
Станционная распорядительная связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок |
|||||||||
112 |
Кабельные работы |
стрелка |
128 |
0,06 |
0,09 |
— |
7,68 |
11,52 |
— |
113 |
Станционные устройства |
стрелка |
128 |
— |
0,03 |
0,11 |
— |
3,84 |
14,08 |
140 |
Устройства поездной радиосвязи |
станция |
1 |
0,64 |
0,96 |
0,79 |
0,64 |
0,96 |
0,79 |
153 |
Электроснабжение |
станция |
1 |
3,92 |
3,34 |
4,74 |
3,92 |
3,34 |
4,74 |
155 |
Автоматическая очистка стрелок |
стрелка |
128 |
0,24 |
0,07 |
0,36 |
30,72 |
8,96 |
46,08 |
Служебно-технические здания |
|||||||||
169 |
Пост ЭЦ строительным объемом до 3000 м 3 |
100 м 3 |
30 |
— |
0,21 |
0,16 |
3,78 |
6,3 |
4,8 |
186 |
Трансформаторная подстанция |
здание |
2 |
11,6 |
2,8 |
13 |
23,2 |
5,6 |
26 |
СФР |
Постройка компрессорной с установкой компрессора и электросилового оборудования |
1 компрессорная |
1 |
12,8 |
2,6 |
2,3 |
12,8 |
2,6 |
2,3 |
Таблица №3 Расчет сметной стоимости строительства ЭЦ на станции – сводная смета
Обоснование цен |
Наименование работ и затрат |
Единица измерения |
Количество |
Сметная стоимость тыс. рублей |
||||||
Строительные работы |
Монтажные работы |
Оборудование |
Прочие затраты |
Общая стоимость |
Средняя стоимость 1 стрелки |
|||||
36 |
Глава 5 |
|||||||||
Устройства СЦБ |
Стрелки |
128 |
||||||||
Электрическая централизация (ЭЦ) станции при электротяге с количеством стрелок свыше 100 |
108,8 |
200,96 |
165,12 |
— |
477,88 |
3,71 |
||||
Двухсторонняя парковая связь на станции с ЭЦ свыше 100 стрелок |
||||||||||
106 |
Напольные устройства |
Стрелка |
128 |
29,44 |
35,84 |
— |
— |
65,28 |
0,51 |
|
107 |
Станционные устройства |
Стрелка |
128 |
— |
3,84 |
70,4 |
— |
72,24 |
0,58 |
|
Станционная распорядительная связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок |
||||||||||
112 |
Кабельные работы |
Стрелка |
128 |
7,68 |
11,52 |
— |
— |
19,2 |
0,15 |
|
113 |
Станционные устройства |
Стрелка |
128 |
— |
3,84 |
14,08 |
17,92 |
0,14 |
||
140 |
Устройства поездной радиосвязи на станции |
Станция |
1 |
0,64 |
0,96 |
0,79 |
— |
2,39 |
0,017573 |
|
Глава 5 Устройства СЦБ |
||||||||||
УПСС |
Строительство ЭЦ на станции |
|||||||||
36 |
ЭЦ станции при электротяге с количеством стрелок свыше 100 |
1 стрелка |
128 |
108,8 |
200,96 |
165,12 |
— |
477,88 |
3,71 |
|
Двухсторонняя парковая связь на станции с ЭЦ свыше 100 стрелок |
||||||||||
106 |
Напольные устройства |
1 стрелка |
128 |
29,44 |
35,84 |
— |
— |
65,28 |
0,51 |
|
107 |
Станционные устройства |
1 стрелка |
128 |
— |
3,84 |
70,4 |
— |
72,24 |
0,58 |
|
Станционная распорядительная связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок |
||||||||||
112 |
Кабельные работы |
1 стрелка |
128 |
7,68 |
11,52 |
— |
— |
19,2 |
0,15 |
|
113 |
Станционные устройства |
1 стрелка |
128 |
— |
3,84 |
— |
17,92 |
0,14 |
||
140 |
Устройства поездной радиосвязи на станции |
1 стрелка |
128 |
0,64 |
0,96 |
0,79 |
— |
2,39 |
0,018 |
|
153 |
Электроснабжение ЭЦ |
1 стрелка |
128 |
3,92 |
3,34 |
4,74 |
— |
12 |
0,093 |
|
155 |
Автоматическая очистка стрелок |
1 стрелка |
128 |
30,72 |
8,96 |
46,08 |
— |
85,76 |
0,67 |
|
Служебно-технические здания |
||||||||||
169 |
Пост ЭЦ строительным объемом до 3000 м 3 |
1 стрелка |
128 |
113,4 |
6,3 |
4,8 |
— |
124,5 |
0,97 |
|
186 |
Трансформаторная подстанция |
1 стрелка |
128 |
23,2 |
5,6 |
26 |
— |
54,8 |
0,428 |
|
СФР |
Постройка компрессорной с установкой компрессоров и электросилового оборудования |
1 стрелка |
128 |
12,8 |
2,6 |
2,3 |
— |
17,7 |
0,138 |
|
Итого по главе 5 |
1 стрелка |
330,6 |
283,76 |
334,31 |
— |
2948,67 |
7,38 |
|||
Глава 10 |
||||||||||
СНиП IV-9-82 |
Временные разбираемые здания и сооружения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ – 3,4% |
1 стрелка |
128 |
11,2404 |
9,64784 |
— |
— |
20,888 |
0,163 |
|
Итого по главам с 5 по 10 |
1 стрелка |
341,8404 |
293,4078 |
334,31 |
— |
969,558 |
7,543 |
|||
НДЗ-84 |
Глава 11 Прочие затраты Затраты связанные с удорожанием работы в зимнее время – 3% |
1 стрелка |
128 |
10,255212 |
8,802234 |
— |
— |
19,057 |
0,148 |
|
Итого по главам с 5 по 11 |
1 стрелка |
352,0956 |
302,2003 |
334,31 |
— |
988,61563 |
7,723 |
|||
Постановление Госстроя СССР №79 от 25.05.84 |
Глава 12 Технический и авторский надзор Содержание дирекции строящихся предприятий, включая технический надзор – 0,7% |
1стрелка |
128 |
— |
— |
— |
6,9203 |
6,9203 |
0,054 |
|
Постановление Госстроя СССР №83 от 30.05.83 |
Авторский надзор за строительством – 0,2% |
1 стрелка |
128 |
— |
— |
— |
1,977 |
1,977 |
0,0154 |
|
Итого по главе 12 |
1 стрелка |
— |
— |
— |
8,897 |
889,754 |
0,069 |
|||
СФР ГТСС |
Глава 13 Проектные и изыскательские работы – 10% |
1 стрелка |
128 |
— |
— |
— |
65,430 |
65,430 |
0,511 |
|
Итого по главам с 1 по 13 |
1 стрелка |
352,0956 |
302,21003 |
334,31 |
74,328 |
1062,943 |
8,304 |
|||
МДС 81-1.99 |
Непредвиденные расходы |
1 стрелка |
128 |
10,562868 |
9,0663 |
10,0293 |
2,229 |
31,948 |
0,849 |
|
Итого по сводной смете |
1 стрелка |
128 |
362,658468 |
311,27633 |
344,3393 |
76,558 |
1094,892 |
8,554 |
||
Итого по сводной смете с учетом индексации расценок |
1 стрелка |
128 |
9973,10787 |
8560,099 |
10636,640977 |
1579,390 |
30749,238 |
240,228 |
||
НДЗ-84 |
В том числе возвратные суммы в размере 15% от суммы по главе 10 |
— |
128 |
— |
— |
— |
— |
86,163 |
4,125 |
Примечание.
В таблице использованы следующие сокращения:
- СНиП – строительные нормы и правила;
- НДЗ-84 – нормы дополнительных затрат 1984 г.;
- СФР – сметно-финансовый расчет;
- МДС – методические указания по определению стоимости строительства;
- ГТСС – Государственный институт проектирования устройств сигнализации и связи на транспорте;
- УПСС – укрупненные показатели сметной стоимости.
водный сметно-финансовый расчет строительства проектируемой системы
Показатели:
1 Количества стрелок на станции |
128 |
2 Сметная стоимость, тыс. руб. |
34284,7 |
В том числе: |
|
2.1 Строительные работы, тыс. руб. |
8209,463 |
2.2 Монтажные работы, тыс. руб. |
10973,19 |
2.3 Оборудование, тыс. руб. |
13162,89 |
2.4 Прочие затраты,. тыс. руб |
1647,64 |
3 Возвратные суммы, тыс. руб. |
89,178 |
4 Средняя стоимость одной стрелки, тыс. руб. |
202,3404 |
асчет стоимости строительства существующей системы на станции
Расчет стоимости существующей системы маршрутно-контрольных устройств (МКУ) выполняем упрощенным способом по средней стоимости одной стрелки по данным УПСС
|
(3.3.1) |
Где, К 1МКУ – средняя стоимость одной стрелки в зависимости от рода тяги, тыс. руб.
Согласно исходным данным вид тяги на рассматриваемой станции – электротяга:
К 1МКУ = 133 тыс.руб.
тыс. руб.
Расчет эксплуатационных расходов для сравниваемых систем
ксплуатационные расходы и их структура
Эксплуатационные расходы дистанций сигнализации и с вязи – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на осуществление производственного процесса; это один из важнейших экономических показателей работы предприятия, характеризующий уровень использования всех ресурсов, находящихся в его распоряжении.
План эксплуатационных расходов составляем по статьям элементам затрат. Расходы хозяйств по отдельным работам. Производственным операциям или нескольким близким однородным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов, которым присваивается определенный номер, например, автоблокировка – 2302; диспетчерская централизация – 2303; электрическая централизация – 2304; устройства контроля состояния подвижного состава на перегоне – ПОНАБ, ДИСК, КТСМ – 2305.
В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящий в эксплуатационные расходы, на железнодорожном транспорте применяется поэлементная классификация эксплуатационных расходов, в соответствии с которой все затраты группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- материальные затраты, в том числе: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Соотношение отдельных элементов эксплуатационных расходов к их общей величине, принятой за 100 процентов, принято называть структурой.
асчет элементов эксплуатационных расходов
В целях анализа учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в эксплуатационные расходы на железнодорожном транспорте применяется поэлементная классификация эксплуатационных расходов, в соответствии с которой все затраты группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1. Расходы на оплату труда
2. Единый социальный налог
2.1 Отчисления в пенсионный фонд
2.2 Отчисления на медицинское страхование
2.3 Отчисления на социальное страхование
2.4 Отчисления в фонд страхования от травматизма и профессиональных заболеваний
3. Материальные затраты
4. Расходы на материалы
4.1 Расходы на топливо
4.2 Расходы на электроэнергию
4.3 Прочие материальные затраты
5. Амортизация основных фондов
6. Прочие затраты
В курсовой работе для упрощения расчетов часть элементов эксплуатационных расходов планируется исходя из расхода на одну техническую единицу (т.е.) и количества технических единиц. Для этого необходимо стрелки при МКУ и ЭЦ перевести в технические единицы. Перевод выполняем по следующей формуле:
, |
(4.1) |
где ИЗМ – измеритель для заданного вида устройств, 10 стрелок
— количество технических единиц на измеритель.
Для ЭЦ – 1,4 технических единиц
Для МКУ – 0,66 технических единиц
Измеритель и число технических единиц на измеритель берутся из указания № М-2896у в зависимости от категории железной дороги,
тех. ед.
тех. ед.
асходы на оплату труда
Форма оплаты труда в ШЧ – повременная, система оплаты труда – повременно-премиальная. Для начисления заработной платы необходимо знать:
- Разряды квалификации работников
- Соответствующие им тарифные ставки за час или месяц
- Отработанное время (время принимается при 40 часовой рабочей недели, в часах это составляет 166,75 часа)
Так как заработок работника складывается из постоянной и переменной части (постоянная – заработок по тарифу, переменная – различного рода доплаты), то необходимо при планировании фонда оплаты труда предусмотреть доплаты:
Премия – ее размер устанавливается «Положением о премировании»
Начальник станции |
25% |
Дежурный по станции |
25% |
Оператор поста централизации |
25% |
Старший электромеханик |
25% |
Электромеханик |
25% |
Дежурный по стрелочному посту |
40% |
Старший дежурный по стрелочному посту |
40% |
Электромонтер СЦБ |
40% |
Монтер по чистке стрелок |
70% |
Доплата за выслугу лет принимается самостоятельно:
Лет |
Доплата |
|
Начальник станции |
16 |
20% |
Дежурный по станции |
11 |
15% |
Оператор поста централизации |
15 |
15% |
Старший электромеханик |
25 |
25% |
Электромеханик |
10 |
10% |
Дежурный по стрелочному посту |
15 |
15% |
Старший дежурный по стрелочному посту |
8 |
10% |
Электромонтер СЦБ |
5 |
8% |
Монтер по чистке стрелок |
7 |
10% |
Доплата по районному коэффициенту – для Омска 15% начисляется на сумму заработка по тарифу, премию и выслугу лет.
Доплата МПС – согласно постановлению №948 МПС для работников Урала, Сибири и Дальнего Востока 20% от заработка по тарифу.
В течение года есть работники СЦБ работающие в ночное или праздничное время
— Доплата за работу в праздничные дни – в году 13 праздничных дней, следовательно. Доплата за работу в праздничные дни составляет от годового фонда заработной платы по тарифу.
— Доплата за работу в ночные часы – устанавливается в размере 40% от часовой тарифной ставки. Ночным считается время с 22 00 до 600 , что составляет 8 часов (1/3 суток, следовательно, доплата будет равна от годового фонда заработной платы по тарифу).
- Размер средств на индексацию заработной платы в течение года – 18%
- Резерв средств на плату отпусков – 8%
Таблица №4 Разряды квалификации, тарифные ставки
Наименование профессии |
МКУ |
ЭЦ |
||
Разряд квалификации |
Оклад, часовая тарифная ставка, руб. |
Разряд квалификации |
Оклад, часовая тарифная ставка, руб. |
|
Хозяйство движения |
||||
ДС |
12 |
10391 |
14 |
12810 |
ДСП |
8 |
6753 |
10 |
7392 |
ДСПЦ |
— |
— |
5 |
4934 |
Старший дежурный по стрелочному посту |
4 |
4644 |
— |
— |
Дежурный по стрелочному посту |
3 |
3715 |
— |
— |
Хозяйство СЦБ |
||||
ШНС |
9 |
6733 |
11 |
8321 |
ШН |
7 |
6231 |
9 |
7121 |
ШЦМ |
4 |
4218 |
6 |
4953 |
Хозяйство пути |
||||
Монтер пути по чистке стрелок |
— |
— |
3 |
3715 |
В связи с тем, что в течение года часть работников отсутствует по причине болезни за это время получают пособия по временной нетрудоспособности которое выплачивается не из фонда оплаты труда, а за счет средств фонда социального страхования, то рассчитанный фонд труда может быть уменьшен в среднем на 2%. Для расчета заработной платы необходимо знать разряды квалификации и соответствующие тарифные ставки за месяц или год.
Таблица №5 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству движения при сравниваемых системах
Состав бригады |
Существующая система (МКУ) |
|||||||||
Разряд квалификации |
Количество человек |
Оклад, часовая тарифная ставка |
Заработок по тарифу |
Доплаты |
Фонд оплаты труда |
|||||
Премия |
Выслуга |
РК |
МПС |
В месяц |
В год |
|||||
Хозяйство движения |
||||||||||
ДС |
12 |
1 |
10391 |
10391 |
2597,75 |
2078,2 |
1870 |
2078,2 |
19015,15 |
228181,8 |
ДСП |
8 |
4 |
6753 |
27012 |
1688,25 |
1012,95 |
1164,8 |
1350,6 |
47878,4 |
574540,8 |
ДСПЦ |
— |
— |
— |
|||||||
Старший дежурный по стрелочному посту |
4 |
8 |
4644 |
37152 |
1857,6 |
928,8 |
696,6 |
928,8 |
72446,4 |
869356,8 |
Дежурный по стрелочному посту |
3 |
98 |
3715 |
364070 |
1486 |
557,25 |
557,25 |
743 |
691733 |
8300796 |
Итого |
111 |
25503 |
— |
— |
— |
— |
— |
831072,95 |
9972875,4 |
|
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% |
111 |
1326392,428 |
||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% |
111 |
355034,364 |
||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% |
111 |
1795117,5 |
||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% |
111 |
797830,032 |
||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% |
111 |
199457,5 |
||||||||
Итого |
111 |
4473831,824 |
Таблица №6 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству движения при сравниваемых системах
Состав бригады |
Существующая система (ЭЦ) |
|||||||||
Разряд квалификации |
Количество человек |
Оклад, часовая тарифная ставка |
Заработок по тарифу |
Доплаты |
Фонд оплаты труда |
|||||
Премия |
Выслуга |
РК |
МПС |
В месяц |
В год |
|||||
Хозяйство движения |
||||||||||
ДС |
14 |
1 |
12810 |
12810 |
3202,5 |
2562 |
1921,5 |
2562 |
23058 |
276696 |
ДСП |
10 |
4 |
7392 |
36960 |
1848 |
1108,8 |
110808 |
1478,4 |
64680 |
776160 |
ДСПЦ |
5 |
5 |
4934 |
24670 |
740,1 |
740,1 |
740,1 |
986,8 |
40705,5 |
488466 |
Старший дежурный по стрелочному посту |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Дежурный по стрелочному посту |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Итого |
11 |
25136 |
74440 |
5790,6 |
4410,9 |
3770,4 |
5027,2 |
128443,5 |
1541322 |
|
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% |
204995,8 |
|||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% |
54871,06 |
|||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% |
277437,96 |
|||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% |
123305,76 |
|||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% |
30826,44 |
|||||||||
Итого |
691437,02 |
Таблица №7 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству СЦБ при сравниваемых системах
Состав бригады |
Существующая система (МКУ) |
|||||||||
Разряд квалификации |
Количество человек |
Оклад, часовая тарифная ставка |
Заработок по тарифу |
Доплаты |
Фонд оплаты труда |
|||||
Премия |
Выслуга |
РК |
МПС |
В месяц |
В год |
|||||
Хозяйство СЦБ |
||||||||||
ШНС |
9 |
1 |
6773 |
6733 |
1693,25 |
1693,25 |
1015,95 |
1354,6 |
12530,05 |
130360,6 |
ШН |
7 |
3 |
6231 |
18693 |
1557,75 |
623,1 |
934,65 |
1246,2 |
31778,1 |
381337,2 |
ШЦМ |
4 |
2 |
4218 |
8436 |
1687,2 |
337,44 |
632,7 |
843,6 |
15437,88 |
185254,56 |
Итого |
6 |
17222 |
716952,36 |
|||||||
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% |
95354,663 |
|||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% |
25523,5 |
|||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% |
129051,42 |
|||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% |
57356,19 |
|||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% |
143390,47 |
|||||||||
Итого |
1167628,6 |
Таблица №8 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству СЦБ при сравниваемых системах
Состав бригады |
Существующая система (ЭЦ) |
|||||||||
Разряд квалификации |
Количество человек |
Оклад, часовая тарифная ставка |
Заработок по тарифу |
Доплаты |
Фонд оплаты труда |
|||||
Премия |
Выслуга |
РК |
МПС |
В месяц |
В год |
|||||
Хозяйство СЦБ |
||||||||||
ШНС |
11 |
1 |
8321 |
8321 |
2080,25 |
2080,25 |
1248,15 |
1664,2 |
15393,85 |
184726,2 |
ШН |
9 |
6 |
7121 |
42726 |
1780,25 |
712,1 |
1068,15 |
1424,2 |
12105,7 |
145268,4 |
ШЦМ |
6 |
4 |
4953 |
19812 |
1981,2 |
396,24 |
742,95 |
990,6 |
9063,99 |
108767,88 |
Итого |
11 |
20395 |
224345 |
438762,48 |
||||||
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% |
58355,4 |
|||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% |
15619,9 |
|||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% |
78977,2 |
|||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% |
35101 |
|||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% |
8775,2 |
|||||||||
Итого |
635591,18 |
Таблица №9 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству пути при сравниваемых системах
Состав бригады |
Существующая система (ЭЦ) |
|||||||||
Разряд квалификации |
Количество человек |
Оклад, часовая тарифная ставка |
Заработок по тарифу |
Доплаты |
Фонд оплаты труда |
|||||
Премия |
Выслуга |
РК |
МПС |
В месяц |
В год |
|||||
Хозяйство пути |
||||||||||
Монтер пути по чистке стрелок |
3 |
10 |
3715 |
37150 |
2600,5 |
371,5 |
557,25 |
743 |
79872,5 |
988470 |
Итого |
10 |
3715 |
37150 |
2600,5 |
371,5 |
557,25 |
743 |
79872,5 |
958470 |
|
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% |
127476,51 |
|||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% |
34121,532 |
|||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% |
172524,6 |
|||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% |
76677,6 |
|||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% |
19169,4 |
|||||||||
Итого |
1388439,642 |
Результаты всех расчетов, выполненных в данном разделе сводим в таблицу №10
Таблица №10 Эксплуатационные расходы при сравниваемых системах
Наименование элементов эксплуатационных расходов |
МКУ |
ЭЦ |
||
Величина элемента |
Величина элемента |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1. Расходы на оплату труда |
5641460,424 |
2715467,842 |
||
2. Отчисление на социальные нужды |
||||
2.1 Единый социальный налог |
1506269,933 |
26,7 |
725029,913 |
26,7 |
Отчисления в пенсионный фонд |
1128292,085 |
20 |
543093,568 |
20 |
Отчисления в фонд социального страхования |
180526,733 |
3,2 |
86894,971 |
3,2 |
Медицинское освидетельствование |
157960,892 |
2,8 |
76033,1 |
2,8 |
2.2 Отчисления в фонд помощи пострадавшим от травматизма |
39490,222 |
0,7 |
19008,275 |
0,7 |
3. Материальные затраты |
36,172 |
0,2 |
76,736 |
1,01 |
3.1 Материалы |
23,232 |
0,14 |
49,28 |
0,7 |
3.2 Электроэнергия |
11,283 |
0,051 |
23,936 |
0,35 |
3.3 Топливо |
0,993 |
0,005 |
2,112 |
0,03 |
3.4 Прочие материальные затраты |
0,663 |
0,004 |
1,408 |
0,02 |
4. Амортизация |
474,08 |
2,8 |
1199,54 |
17,6 |
5. Прочие затраты |
1802,956 |
11 |
645,095 |
9,03 |
Итого: |
16590,38 |
100 |
7029,717 |
100 |
Расчет приведенных затрат для сравниваемых систем
Приведенные затраты – это сумма капитальных вложений и годовых эксплуатационных расходов, приведенных к одинаковому периоду времени при помощи нормативного коэффициента эффективности (Е Н ) или нормативного срока окупаемости (ТН ), которые связаны между собой обратной зависимостью . Е=0,15
Лучшим из сравниваемых вариантов является тот, для которого приведенные затраты минимальны, при условии равенства объемов работ сравниваемых вариантов.
Расчет приведенных затрат выполняется по формуле,
|
(5.1) |
|
(5.2) |
Где К – сметная стоимость сравниваемых систем (К СУЩ ; КПР ), тыс. руб.
С ЭКСП – годовые эксплуатационные расходы для сравниваемых систем Ссущ. эксп ; Спр. эксп , тыс. руб.
Э прив МКУ =
Э прив ЭЦ =
Расчет удельных приведенных затрат для сравниваемых систем
Сравниваемые системы обеспечивают разную пропускную способность станции за счет разного времени приготовления маршрутов. Согласно задания, расчетный размер при существующей и проектируемой системе составляет следующие значения:
Nсущ=54 пар поездов в сутки
Nпр=106 пар поездов в сутки
Следовательно, рассчитанные в пункте №5 приведенные затраты – это затраты на разные объемы работы и для того чтобы сравнение их стало возможным необходимо привести их к одинаковому объему работы, например к 1 паре поездов в сутки.
Приведенные затраты, рассчитанные на 1 пару поездов в сутки называются удельными приведенными затратами и рассчитываются по формулам:
|
|
|
|
Из расчетов видно, что лучшим из сравниваемых вариантов является проектируемая система т.к. её удельные приведенные затраты минимальны.
Расчет эффективности и срока окупаемости и оценка эффективности внедрения новых устройств
Определить эффективность предлагаемого варианта можно путем расчета срока окупаемости и коэффициента сравнительной экономической эффективности, которая определяется по формулам:
|
(7.1) |
|
(7.2) |
Е Н =0,15
Т Н =6,6
Полученные значения коэффициента эффективности и срока окупаемости сравниваем с нормативами и если выполняется условие Е³ЕН; Т≤ТН, то внедрение предлагаемой системы экономически выгодно.
1,6>0,15; 0.59<6,6
1. Электронный учебник по экономике
2. Карпов И.В., Климович С.Г., Хляпова Л.И. Экономика организации и планирования хозяйства сигнализации и связи. – М.: ЖЕЛДОР ИЗДАТ, 2002. – 436 с.
3. Скляренко В.К., Прудников В. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 207 с.
4. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 303 с.
5. Указания МПС №О-1257у. О введении нормативов численности работников дистанции сигнализации и связи железной дороги. – М.: МПС, 1998
6. Указания М-184у. Об определении групп предприятия для установления разрядов оплаты труда М.: МПС, — 2001
7. Укрупненные показатели сметной стоимости.
8. Отраслевая единая тарифная сетка об оплате труда работников железнодорожного транспорта.