Сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком. Озабоченность этой важнейшей проблемой достигла такого уровня, что для ее решения необходимо выйти за рамки здравоохранения и объединять усилия многих институтов гражданского общества. Здоровье нации – это, прежде всего, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, физическое и нравственное самосовершенствование. Понятие безопасности жизнедеятельности как
В развитых европейских странах люди уже осознали, что залог здоровья и благоприятной среды
Нормативы качества окружающей среды
... природных объектов»). Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота ...
И здесь снова возвращаемся к экологическому маркированию продукции. Хотя направление добровольной сертификации позаимствовано с запада, в России оно во многом уже имеет нормативный характер. Госстандартом России уже приняты и введены в действие нормативные документы, полностью соответствующие требованиям международных стандартов системы экологического менеджмента ISO 14020 и 14024. Общая цель экологического маркирования продукции — доведение до потребителя надёжной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.
Глава 1. Что такое экологическая маркировка.
Экологическая маркировка – графическое отображение
Экологическую маркировку можно определить и как инструмент экологического маркетинга.
Использование экологической маркировки было рекомендовано на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. В принятой на конференции «Повестке дня на XXI век» отмечается: «Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другими соответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ, предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространение информации об экологических характеристиках реализуемой продукции, с тем чтобы покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношении тех или иных товаров».
Критерии экологичности могут быть комплексными, а могут основываться на каком-либо одном свойстве продукции. Постоянное обновление имеющихся знаний и технологий производства обуславливает необходимость регулярного
В стандартах ИСО** серии 14000 даны определения и приведены принципы *По мнению многих специалистов, термин «ecolabel» (экологическая маркировка) корректнее переводить на русский язык как «экологический знак».
Маркировка товаров
... эксплуатационные документы [3, С. 77]. 2. Элементы маркировки товаров. Информационные знаки Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные ... продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, ...
экологической маркировки. В российском стандарте ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы» под экологической этикеткой и декларацией понимают заявление, информирующее об экологических аспектах товаров или услуг. Экологические этикетки или декларации могут иметь форму заявления, знака или графического изображения на этикетке продукции или упаковки, приводимого в сопроводительной документации, техническом описании, рекламном проспекте, информационном листке для общественности или другим способом.
1.1.Основные принципы, применимые ко всем экологическим этикеткам и декларациям, следующие:
- Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответсвующими назначению и не вводящими в заблуждение.
- Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.
- Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.
- Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов от всех заинтересованных сторон.
- Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.
- Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик.
- В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия исполь зуемым критериям и стандартам.
- В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны проводиться открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон.
- Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна настоящим и потенциальным потребителям.
Экологическая маркировка служит для правительств основанием к поощрению удачного экологического опыта, для бизнеса – средством продвижения экологичных товаров на рынок, для потребителей – гарантией достоверности экологических заявлений.
Сертификационные требования к экологической безопасности топливных ...
... жесткий - «Евро-2». Россия перешагнула через сертификацию «Евро-1», первым экологическим стандартом у нас стал «Евро-2». .3 ... огромную значимость. Многие государства уже давно приняли программы по улучшению экологической ситуации. Соглашение о принятии единообразных условий официального ... i - инжекторный двигатель; D - дизельный двигатель; плотность бензина при плюс 20°С колеблется от 0,69 до 0,81 ...
1.2.Основные цели экологической маркировки следующие:
- Защита окружающей среды. Посредством использования государственных и/или неправительственных программ экологической маркировки органы власти могут оказывать влияние на предпочтения потребителей и поощрять производство и потребление экологичных товаров и услуг.
- Поощрение экологичных инноваций и лидерства в этой области. Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут создать или укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать позитивное отношение потребителей.
- Информирование потребителей об экологических аспектах. В странах, где информированность потребителей в отношении окружающей среды высока, использование экологической маркировки позволяет направить их выбор именно на экологичные товары и услуги. В странах с низкой информированностью потребителей экомаркировка может использоваться для распространения информации о возможностях потребительского выбора.
Постоянный рост числа программ экологической маркировки наблюдается с момента их появления (рис. 1).
Рис. 1. Ежегодный запуск программ экологической маркировки (число новых программ, запущенных в указанном году).
Данные за 2010г. неполные, так как опрос проводился ранее получения данных за этот год.
Согласно глобальному исследованию 340 программ экологической маркировки, проведенному в 2009–2010 гг. компанией «Big Room Inc.» и Институтом мировых ресурсов (World Resources Institute), 17% программ экологической маркировки используют различные уровни сертификации (например, наивысший – золотой, ниже – серебряный, далее – бронзовый), 71% использует систему «прошел/не прошел» (некоторые программы используют обе).
92% требуют обязательной сертификации для использования экологической маркировки, из них 66% используют сертификацию независимой третьей стороной. Большинство программ экомаркировки (62%) доступны глобально, т. е. любая компания вне зависимости от национальной принадлежности может ее получить, 20% программ доступны в ряде стран, 16% – только в одной стране, а 2% – лишь в конкретном регионе. Большинство из них были инициированы некоммерческими организациями (58%), 18% – коммерческими структурами, 8% – правительствами, остальные – различными ассоциациями и объединениями. 44% программ изучают собственные экологические и социальные последствия, и 21% планирует изучать их в будущем. Почти половина (47%) программ в настоящее время разрабатывают новые стандарты. 88% информируют общественность о том, что они сертифицируют. 87% публично демонстрируют критерии сертификации.
Среднее время для получения сертификации – 4 месяца, средняя продолжительность действия сертификата – 2 года. Наибольшее препятствие к развитию программ по экологической маркировке состоит в финансовых ограничениях на собственно деятельность программы и ее продвижение.
Существуют различные подходы к классификации экологической маркировки; общепринятой классификации не существует.
Критерии экологичности в программах, основанных на добровольной многокритериальной сертификации оценки жизненного цикла товара или услуги независимой третьей стороной, должны быть реально достижимыми и
Экологическая стандартизация и сертификация
... требования и руководство по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому аудиту, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного цикла продукции и др. Экологическая стандартизация теснейшим образом связана с экологической сертификацией продукции. Цель экологической сертификации продукции, ...
Глава 2. Экологическая маркировка для бизнеса – производителей и продавцов.
При принятии решенияо сертификации нужно быть уверенным, что производимый товарили оказываемая услуга оказывают меньшее негативное воздействие на окружающую среду, чем аналогичные. Поскольку основная цель экологической маркировки – уменьшение влияния на окружающую среду, то она здесь выступает как инструмент экологической политики компании. При работе компании с покупателями для донесения информации о преимуществах товара/услуги * Список членов GEN приведен в Приложении 1.
для их здоровья и для сохранения окружающей среды в целом экомаркировка выступает как инструмент информационной политики [2].
Заметим, что раньше экомаркировка была нацелена на конечного потребителя, а сейчас акценты смещаются на цепочки поставок для бизнеса и государственных компаний. На наших глазах происходит постепенное увеличение числа целевых аудиторий, заинтересованных в экосертифицированных товарах и услугах.
Преимущества наличия экомаркировки.
По мнению специалистов, основными стимулами участия производителей продукции и услуг в программах экологической маркировки становятся усиление рыночных позиций и повышение
Выгоды, которые получает предприятие (организация), прошедшее сертификацию на право использования знака экологической маркировки
- снижаются производственные издержки за счет снижения потребления энергии, воды, сырья;
- уменьшается количество отходов в связи с
переориентированием процессов на малоотходные технологии; - сокращаются транспортные расходы путем проработки
логистических схем с позиции экологизации; - происходит экономия на затратах за счет
предупреждения внештатных, аварийных ситуаций и уменьшения экологическтх рисков; - появляется возможность льгот, предусмотренных
законодательством для экологически ответственных предприятий; - становится возможным участие в международных т внутригосударственных
программах поддержки и развития экологического бизнеса; - растет объем продаж на фоне растущего
потребительского спроса на экологически безопасную продукцию и услуги; - становится возможным вывод на рынок экологичных товаров и услуг [3];
- появляется возможность получения больших
институциональных (государственных, коммерческих и некоммерческих) контрактов, в условия которых включены требования экологичности; - происходит усиление корпоративной репутации и
доказательств действенности инициатив компании в области экологии и устойчивого развития;