Договор строительного подряда (4)

Курсовая работа

Строительство составляет особую отрасль материального производства. Она отличается тем, что в этом случае конечный продукт представляет собой недвижимость по ее природе: создаваемые и подготовленные к вводу объекты, которые, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), прочно связаны с землей, и по этой причине «перемещение… невозможно без несоразмерного ущерба их назначению». Эти объекты индивидуальны и рассчитаны по общему правилу на продолжительную, обычно многолетнюю эксплуатацию. К этому можно добавить и то, что строительство ведется на открытом воздухе, нередко на действующих предприятиях, продолжается, как правило, длительное время, обладает повышенной опасностью для окружающих, вследствие чего проводится на основе согласованных с компетентными органами проектов, предполагает активное участие заказчика (его представителей) в ходе выполнения работ. Эти и иные особенности строительства определяют специфику договоров строительного подряда.

В связи, с вышеизложенным, выбранная тема курсовой работы, представляется чрезвычайно актуальной, что и будет доказано в ходе данного исследования.

Целью работы является, изучение и анализ норм права регулирующих отношения по договору строительного подряда.

В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

  • анализ договора строительного подряда;
  • рассмотрение и изучение нормативно-правовых источников составляющих институт строительного подряда.

Объектом настоящего исследования является система правового регулирования отношений по договору строительного подряда, предметом — общественные отношения, возникающие в ходе реализации прав и обязанностей предусмотренных ГК РФ.

Для решения поставленных в работе задач применялись общенаучные методы системного анализа и синтеза, исследования и оценки, сравнительно-правовой и другие методы исследования.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды, представленные в современной отечественной научной литературе, таких авторов как, Макаров О.В., Романова В.В., Шишелова С.А., Суханов Е.А., Степанов С.А. и др., нормативные правовые акты и нормативные документы органов государственной власти.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется

актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблемы.

1. Особенности договора строительного подряда

1.1 Понятие и предмет договора строительного подряда

Существование договора строительного подряда связано с социально-экономической необходимостью становления, формирования и развития инфраструктуры общества. Ни одно общество не может существовать и развиваться без жилищного фонда, дорог, зданий, сооружений различного вида и назначения (транспортные, гидротехнические и др.), средств связи и применения современных технологий. Имеющиеся объекты инфраструктуры нуждаются в поддержании в надлежащем состоянии, ремонте и реконструкции. Организационно-правовым инструментом решения этих задач является договор строительного подряда, позволяющий соединять различные ресурсы и предпосылки строительного производства: организационно-экономические, материально-технические, инженерно-проектные, архитектурные и трудовые. Договор строительного подряда опосредует освоение инвестиций и капитальных вложений, модернизируемое на его основе материальное производство повышает свою эффективность и качество, улучшаются социально-бытовые условия труда работников и персонала различных организаций.

16 стр., 7508 слов

«договор строительного подряда» » Estudiant

... о договоре строительного подряда и другое. Предметом исследования выступает такой вид гражданско-правового договора, как договор строительного подряда. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, ...

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а другая сторона (заказчик) обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

По своей юридической природе данный договор, как и договор подряда, разновидностью которого он является, — двусторонний, консенсуальный и возмездный.

Вместе с тем договору строительного подряда присущи определенные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора подряда. Во-первых, по договору строительного подряда работа, выполняемая подрядчиком, состоит в строительстве определенного объекта или представляет собой иной вид строительных работ. Во-вторых, на стороне заказчика лежит дополнительная (по сравнению с обычным договором подряда) обязанность по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ.

Предмет договора строительного подряда может быть выражен в следующих действиях подрядчика:

строительство определенного объекта и передача последнего заказчику;

реконструкция предприятия, здания, сооружения или иного объекта и передача результатов работ заказчику;

выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ и передача их результатов заказчику.

Понятием «предмет договора строительного подряда» охватываются также следующие действия заказчика:

создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ;

принятие объекта строительства или результатов иных строительных работ;

уплата обусловленной цены за выполненные работы.

Таким образом, основным отличительным признаком договора строительного подряда, выделяющим его в отдельный вид договора подряда, служат характер работ и особая область, в которой они осуществляются. Поэтому, например, выполнение монтажных работ относится к предмету договора строительного подряда, если это связано со строительством соответствующего объекта. В том случае, когда монтажные работы не связаны со строительством (скажем, при замене старого оборудования на новое), они осуществляются по договору подряда. Выполнение монтажных и пусконаладочных работ в отношении приобретенного оборудования может быть возложено и на поставщика по договору поставки.

13 стр., 6113 слов

Экспертиза качества песка для строительных работ

... спроса, в том числе за счет бюджетного финансирования строительных объектов. 1.Требования ГОСТ 8735—88 "Песок для строительных работ. Общие технические условия" 13 Область применения Настоящий стандарт ... распространяется на природный песок и песок из отсевов дробления горных пород ...

Особым образом решается вопрос, связанный с правовой квалификацией работ по капитальному ремонту зданий и сооружений: соответствующие правоотношения регулируются договором строительного подряда, если иное не будет предусмотрено самим договором. Следовательно, его стороны вправе исключить применение к их правоотношениям правил о договоре строительного подряда, которые в этом случае должны квалифицироваться в качестве договора подряда, поскольку предметом такого договора остается выполнение определенных работ с передачей их результата заказчику.

Для договора подряда на капитальное строительство с присущей ему сложностью охватываемых отношений в большей мере, чем для любого другого подрядного договора, характерно смешение элементов различных договоров. Соответственно в литературе справедливо отмечалось, что этот договор, помимо чисто подрядных, опосредствует также элементы целого ряда иных видов отношений: поставки, имущественного найма, услуг, хранения, экспедиции, перевозки, кредитно-расчетных и некоторых других.

Специфика договора строительного подряда наиболее полно выражается в такой особой форме строительного подряда, как строительство «под ключ», при котором подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению полного цикла работ, обеспечивающих создание необходимого объекта: от его проектирования и до сдачи заказчику построенного и принятого в эксплуатацию объекта строительства.

По договоренности между сторонами заказчик может принять на себя часть связанных со строительством обязательств (например, по обеспечению материальными ресурсами).

Однако и при этом подрядчик продолжает нести ответственность за передачу заказчику созданного объекта «под ключ», поскольку на нем лежит обязанность сдать в соответствии с условиями договора объект готовым к эксплуатации. При строительстве промышленных объектов на подрядчика обычно возлагается обязанность передать одновременно технический проект, техническую документацию и инструкции для эксплуатации.

Согласно п. 2 ст. 740 ГК РФ договором строительного подряда может быть предусмотрено, что отношения сторон продолжаются некоторое время и после сдачи результата работ заказчику. Речь идет о тех случаях, когда по условиям договора подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. Виды, объем и стоимость услуг подрядчика, оказываемых заказчику по обеспечению эксплуатации построенного объекта (например, обучение работников заказчика, разработка инструкций по эксплуатации нового оборудования, доведение его до проектной мощности и т.п.), определяются в договоре строительного подряда. В подобной ситуации можно говорить о расширении его содержания.

30 стр., 14801 слов

Себестоимость строительно-монтажных работ (2)

... относятся прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Косвенные (непрямые) затраты -- расходы, связанные с организацией и управлением производством строительно-монтажных работ, относящиеся к деятельности строительной организации в целом. Они включаются ...

Пунктом 3 ст. 740 ГК РФ предусмотрено, что если в роли заказчика по договору строительного подряда выступает гражданин, а работы, выполняемые подрядчиком по такому договору, предназначены для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика, то к отношениям сторон по такому договору соответственно применяются правила о правах заказчика по договору бытового подряда. И в этом случае можно говорить о расширении содержания договора строительного подряда за счет наделения заказчика дополнительными правами и возложения на подрядчика соответствующих дополнительных обязанностей, предусмотренных ст. ст. 730 — 739 ГК. Кроме того, к отношениям сторон такого договора, не урегулированным ГК РФ, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей.

Таким образом, можно сделать вывод что, особенности правового режима договора строительного подряда как сделки установлены законодателем с учетом и особенностей процесса выполняемых по договору работ, и объекта строительства как результата выполненных работ, в связи, с чем следует определять предмет данного договора как совокупность двух этих элементов.

Сложная, двухэлементная структура предмета договора строительного подряда выступает квалифицирующим признаком данного договора, поскольку квалифицирующие признаки договора — это признаки, позволяющие выделить соответствующий договор в самостоятельный тип (и вид) договорного обязательства.

1.2 Содержание договора строительного подряда

Содержание договора строительного подряда представляет собой совокупность прав и обязанностей его субъектов, обусловливаемых существенными условиями.

Права и обязанности сторон по договору строительного подряда существенно расширены по сравнению с общими положениями о подряде.

Заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для работы. Применительно к строительному подряду это, в частности, означает обязанность своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние земельного участка, а также срок его передачи должны соответствовать условиям договора. В соответствии с п. 1 ст. 747 ГК РФ, если в договоре такие условия не согласованы, заказчик обязан предоставить земельный участок в порядке, обеспечивающем своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.

Стороны могут предусмотреть в договоре обязанность заказчика оказывать дополнительные услуги, обеспечивающие выполнение работ (транспортировка грузов, поступающих для строительства, временная подводка сетей энергоснабжения и водоснабжения, вспомогательная рабочая сила и т.д.).

Заказчик обязан выполнять указанные обязанности лишь в том случае, если они предусмотрены договором. Непредоставление согласованных услуг является неисполнением встречных обязанностей и дает подрядчику право применить последствия, предусмотренные ст. 719 ГК РФ (приостановить работы или отказаться от договора).

13 стр., 6081 слов

Договор строительного подряда

... регулирующего вопросы заключения и исполнения договора строительного подряда; 2.определить предмет договора строительного подряда; .раскрыть структуру договорных связей по договору строительного подряда; .определить права и обязанности заказчика и подрядчика по договору строительного подряда; .изучить ответственность за нарушение договора строительного подряда; Объектом исследования, Глава I. ...

По общему правилу дополнительные услуги оплате не подлежат. Однако если обязанность подрядчика оплатить их предусмотрена договором, они подлежат оплате на договорных условиях. Когда обязанность по оплате предусмотрена, но не определен ее размер, цена дополнительных услуг определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ.

Подрядчик обязан выполнить работы с надлежащим качеством. Нарушением условий о качестве, в частности, являются: отступление от требований, предусмотренных технической документацией и СНиПами; недостижение показателей, указанных в технической документации (например, производственной мощности).

Подрядчик не несет ответственности за незначительные отступления от технической документации, если это не повлияло на качество работы. Согласно ст. 754 ГК РФ при реконструкции здания подрядчик отвечает за снижение или потерю его прочности, устойчивости и надежности. Статья 53 Градостроительного кодекса РФ обязывает подрядчика, в целях проверки соответствия выполняемых работ предъявляемым требованиям, осуществлять строительный контроль. Кроме того, если подрядные работы влияют на надежность и безопасность строительного объекта, а проектная документация на него подлежит государственной экспертизе или является типовой, над ними должен осуществляться государственный строительный надзор, согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти. Обязанность по своевременному уведомлению органа государственного строительного надзора о начале соответствующих работ возлагается на заказчика. Подрядчик обязан обеспечивать представителям государственного строительного надзора доступ на стройплощадку, предоставлять им необходимую документацию и извещать о сроках завершения работ, подлежащих проверке.

При установлении на результат работы гарантийного срока условие о надлежащем качестве считается выполненным, если в течение этого срока результат работы соответствует предъявляемым требованиям. В ст. 755 ГК РФ специально регламентированы особенности гарантии качества по договору строительного подряда. По общему правилу подрядчик гарантирует достижение объектом строительства показателей, указанных в технической документации, и возможность его надлежащей эксплуатации в течение гарантийного срока. Гарантийный срок, установленный законом, по соглашению сторон, может быть только увеличен. Гарантийный срок, установленный иными нормативными актами, может быть договором и увеличен, и сокращен. В ГК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих подрядчика от ответственности за недостатки, выявленные в период гарантийного срока. Подрядчик не несет ответственности за дефекты, которые произошли вследствие: нормального износа объекта; неправильной его эксплуатации или ошибочности инструкций по его эксплуатации, разработанных заказчиком или привлеченными им лицами; ненадлежащего ремонта объекта, произведенного заказчиком или привлеченными им лицами; непроведения заказчиком обязательного ремонта. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на подрядчика. Течение гарантийного срока прерывается на все время, в течение которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик. Это единственное основание для перерыва гарантийного срока в строительном подряде.

6 стр., 2502 слов

Договор строительного подряда (2)

... договора Договор строительного подряда - это гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором строительного подряда срок построить по заданию другой стороны (заказчика) определенный объект либо выполнить иные строительные работы, ...

На отношения строительного подряда распространяются общеподрядные нормы, установленные п.п. 1 — 5 ст. 724 ГК РФ, регламентирующие сроки обнаружения дефектов результата работ. Однако предельный срок обнаружения недостатков составляет не 2 года, как предусмотрено п. п. 2 и 4 ст. 724 ГК для обычного подряда, а 5 лет, в соответствии со ст. 756 ГК РФ. Эта норма распространяется на работы независимо от того, установлен ли на них гарантийный срок. Подрядчик отвечает за недостатки, обнаруженные за рамками гарантийного срока, если он составляет менее 5 лет и недостатки обнаружены по его истечении, но в пределах 5 лет со дня передачи результата работы и если заказчик доказал, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.

Учитывая сложность строительных работ, закон предоставил сторонами возможность закрепить в договоре обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик не отвечает. Подрядчик вправе отказаться от выполнения этой обязанности лишь в двух случаях: 1) когда устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора; 2) если подрядчик не в состоянии устранить недостатки по не зависящим от него причинам.

Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов, правильностью использования им материалов заказчика. Стороны не вправе включить в договор условие, лишающее заказчика возможности такого контроля. В то же время, контролируя ход работы, заказчик не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, поскольку право самостоятельно организовывать работу и определять способ ее выполнения является характерной особенностью подрядных правоотношений. С правом заказчика контролировать ход работ корреспондирует обязанность подрядчика исполнять указания заказчика, если они не противоречат условиям договора и не являются вмешательством в его оперативно-хозяйственную деятельность. По общему правилу контроль и надзор — лишь право заказчика, поэтому подрядчик, ненадлежаще выполнивший работы, не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял должного контроля над их выполнением.

В законе или договоре может быть предусмотрено, что контроль над работами является не только правом, но и обязанностью заказчика. В этом случае заказчик, обнаруживший в процессе контроля недостатки в работе, обязан немедленно заявить о них подрядчику, иначе теряет право ссылаться на обнаруженные им недостатки. С другой стороны, подрядчик, ненадлежаще выполнивший работы, приобретает право ссылаться на то, что должного контроля не было.

Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса РФ замечания заказчика о недостатках, выявленных в процессе контроля, должны быть оформлены в письменной форме. Об их устранении составляется акт, подписываемый сторонами.

Статья 745 ГК РФ, регламентирующая обеспечение строительства материалами и оборудованием, повторяет общее подрядное регулирование. Однако необходимо иметь в виду, что требования к качеству используемых при строительном подряде материалов и оборудования имеют публичное значение. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. №1636 утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Эти Правила обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и ремонт зданий (сооружений).

19 стр., 9386 слов

Строительный подряд

... работ по строительству и реконструкции объектов. договору строительного подряда. Прежде чем перейти к анализу договора строительного подряда, рассмотрим само понятие «подряда». Гражданский кодексопределяет подряд как такой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) ... результат работы подрядчик обязан передать заказчику. Отмеченный признак сближает подряд и куплю продажу. В договоре подряда, ...

В них особо предусмотрено, что новые материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими нормативными документами, могут применяться только после подтверждения их пригодности путем выдачи соответствующим органом технического свидетельства.

Стороны могут предусмотреть в договоре обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или повреждения объекта строительства и иного имущества, используемого при строительстве, застраховать соответствующий риск. Контрагенты вправе также согласовать обязанность по страхованию ответственности за причинение при строительстве вреда другим лицам. В некоторых случаях необходимость страхования возникает непосредственно на основании закона независимо от условий договора. Например, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник строящегося гидротехнического сооружения обязан застраховать риск гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам вследствие аварии гидротехнического сооружения, произошедшей, в том числе и в период строительства.

Учитывая возможные неблагоприятные последствия строительно-подрядных работ для окружающей среды, закон предусмотрел специальные правила, направленные на исключение или минимизацию таких последствий. В Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» установлены случаи, при которых такая экспертиза является обязательной. Подрядчик обязан соблюдать требования нормативных правовых актов об охране окружающей среды также и при выполнении работ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривая такие требования, устанавливает принцип полного возмещения причиненного вреда.

Подрядчик обязан соблюдать правила безопасности строительных работ. В частности, согласно ст. 53 Градостроительного кодекса РФ подрядчик обязан контролировать выполнение работ, влияющих на безопасность строительного объекта, контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ. По результатам контрольной проверки таких работ составляются акты освидетельствования. Правила безопасного производства строительных работ закреплены в СНиП 111-4-80 «Техника безопасности в строительстве» 1999 г. Действующее законодательство содержит не только общие, но и специальные нормы, касающиеся обеспечения безопасности конкретных видов объектов. Например, Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает требования безопасности при строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции, ремонте гидротехнических сооружений.

Отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного третьим лицам вследствие нарушения требований по охране окружающей среды и безопасности, относятся к деликтным, субъектом такой ответственности является причинитель вреда — подрядчик. Согласно ст. 751 ГК подрядчик не вправе использовать в ходе работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению требований по охране окружающей среды и безопасности работ. Следовательно, незаконные действия заказчика (например, предоставление некачественных материалов, оборудования, проектной документации, дача противозаконных указаний и т.д.) не освобождают подрядчика от ответственности; он может привлечь заказчика к ответственности лишь в порядке регресса. Однако если вред причинен вследствие не только незаконных действий подрядчика, но и виновного поведения заказчика, нельзя исключать привлечения их к солидарной ответственности в целях наиболее эффективной защиты потерпевшего. Когда вред причинен в ходе работ, подлежащих государственному строительному надзору со стороны органа исполнительной власти РФ или субъекта РФ, ненадлежащий надзор является основанием для возложения субсидиарной ответственности соответственно на РФ или субъект РФ, в соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса РФ.

18 стр., 8521 слов

Организация инженерно–геодезических работ в строительстве зданий и сооружений

... же краской по окружности диаметром 10-15 см. 2.1.2 Геодезические работы на строительной площадке Геодезические работы в строительстве представляют собой комплекс измерений, вычислений и построений на местности, ... и биологической безопасности. Следует заметить, что очень часто, особенно вблизи городов и посёлков, т.е. наиболее перспективных для строительства территориях, обнаруживаются ...

Согласно ст. 1079 ГК строительные работы являются деятельностью повышенной опасности. Следовательно, подрядчик отвечает за вред, причиненный третьим лицам, независимо от вины. Он может быть освобожден от ответственности лишь в том случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

ГК РФ предусматривает комплекс прав и обязанностей, возникающих у сторон в связи с консервацией строительства по не зависящим от них причинам. Характерный пример такой консервации — приостановление строительства в связи со стихийным бедствием. Соответствующие правила направлены на то, чтобы наиболее справедливо распределить между контрагентами возникающие риски. Во-первых, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме работы, выполненные до момента консервации. Во-вторых, подрядчику должны быть возмещены расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства. В-третьих, если вследствие прекращения работ подрядчик получил или мог получить имущественную выгоду, соответствующая сумма должна быть зачтена в счет причитающихся ему выплат. Перечисленные правила являются императивными и распространяются только на случаи консервации, за которые не отвечает ни одна из сторон. Поскольку консервация производится на стадии, когда часть договорных работ выполнена, она должна оформляться актом сдачи-приемки фактически выполненных работ.

Обязанности сторон по сдаче и приемке выполненных работ установлены ст. 753 ГК РФ. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности результата работ к сдаче, обязан немедленно приступить к его приемке. Он обязан организовать и осуществить приемку за свой счет, если иное не предусмотрено договором. В частности, в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, он должен обеспечить участие в приемке представителей государственных органов, в компетенцию которых входит контроль за соответствующими работами. В случаях, предусмотренных законом или договором либо обусловленных характером работ, приемка должна производиться только после предварительных испытаний, давших положительный результат. Принятие работы возможно после полного ее завершения или по окончании отдельных этапов. Когда осуществляется сдача-приемка отдельного этапа, на заказчика с момента приемки переходит риск случайной гибели или повреждения результата работы в соответствующей части. Подрядчик может быть привлечен к ответственности лишь при установлении его вины.

12 стр., 5723 слов

Договор бытового и строительного подряда

... договора подряда относятся: бытовой, строительный, подряд на выполнение проектных и изыскательных работ, подрядные работы для государственных нужд. Бытовой подряд выделен в Гражданском кодексе как отдельный вид договора подряда. ... в строительстве промышленных предприятий, торговых площадей, и, естественно, жилого фонда. 1. Договор бытового подряда 1.1. Общие положения. Договор бытового подряда давно ...

Сдача-приемка оформляется актом, подписываемым обоими контрагентами. Процедура сдачи и приемки результата работ подробно изложена в Строительных нормах и правилах 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Стадия передачи-приемки результата работы имеет значение и для перехода риска случайной гибели или случайного повреждения предмета договора. В отличие от диспозитивной ст. 705 ГК, регулирующей отношения обычного подряда, ст. 741 ГК императивно предусматривает, что риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки его заказчиком несет подрядчик. На отношения строительного подряда распространяются положения ст. 720 ГК, согласно которым при уклонении заказчика от принятия работы риск случайной гибели или повреждения ее результата признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача должна была состояться. Подписание промежуточных актов приемки работ (не влекущих передачи части договорного объекта во владение заказчика) не означает перехода к заказчику риска гибели объекта.

Указанные выше правила регламентируют последствия случая, под которым в гражданском праве понимаются обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон. Однако если объект строительства до его приемки погиб или поврежден вследствие ненадлежащего исполнения заказчиком договорных обязанностей (предоставления недоброкачественного материала или оборудования, дачи ошибочных указаний), подрядчик вправе требовать оплаты всей стоимости работ. Но для этого он должен доказать, что предупреждал заказчика об этом и приостановил работу.

Риск случайной гибели или повреждения материалов и оборудования несет предоставившая их сторона, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, специфика прав и обязанностей сторон договора строительного подряда заключается в следующем:

подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии:

а) с технической документацией, определяющей объем и содержание работ;

б) со сметой, определяющей цену работ. Эти два документа позволяют сторонам более однозначно и четко определить предмет договора и избежать разногласий при его приемке. Вместе с тем и техническая документация, и смета сами по себе могут быть не единственными документами, содержащими существенные условия договора. Отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным;

ГК РФ возлагает на заказчика дополнительные (в отличие от общих положений о подряде) обязанности:

а) предоставить для строительства земельный участок;

б) передать в пользование необходимые сооружения, обеспечивать транспортировку грузов, подводку энергии, тепла и воды;

заказчик наделяется особым правом контроля (самостоятельно или через специалистов) за ходом, сроками и качеством работ, правом дачи указаний подрядчику при отступлении последнего от условий договора;

характер и масштаб выполняемых подрядчиком работ обусловливают вменение ему специальной обязанности по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ;

заказчик, и подрядчик обязаны сотрудничать для достижения цели договора строительного подряда. Сотрудничество, в частности, выражается во взаимной обязанности сторон принимать все зависящие от них разумные меры по устранению возникших препятствий в исполнении договора. Неисполнение этой обязанности влечет утрату права на возмещение возникших вследствие этого убытков.

1 Источники регулирования

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/dogovor-stroitelnogo-podryada/

Гражданский кодекс — основной нормативно-правовой акт, регулирующий отношения строительного подряда, положения, предусмотренные § 1 гл. 37 «Общие положения о подряде», применяются к договору строительного подряда, если иное не установлено правилами параграфа 3 «Строительный подряд» об этом виде договора.

В правовом регулировании отношений строительного подряда важная роль принадлежит публично-правовым нормативным актам, регулирующим условия и порядок вложения инвестиций, регламентирующим технические требования к осуществлению работ и т.п. К подобным актам относятся, в частности: Федеральные законы «О техническом регулировании», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», который сохраняет силу в части, не противоречащей Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Вопросы, связанные с осуществлением территориального планирования, градостроительного зонирования, архитектурного и градостроительного надзора, архитектурно-строительного проектирования, с обеспечением соблюдения требований экологической безопасности и др., решаются в Градостроительном кодексе РФ, Законе об архитектурной деятельности. Особая роль в правовом регулировании строительного подряда принадлежит также Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»; Постановлению Правительства РФ от 13.09.2010 №716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» и др.

Другая особенность правового регулирования отношений строительного подряда — наличие системы нормативно-технических актов, регламентирующих технические процессы проектирования объектов строительства, осуществления строительно-монтажных, пусконаладочных работ, а также определяющих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям. Прежде всего, это — строительные нормы и правила (СНиП).

Широко распространены также государственные и отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ) и технические условия (ТУ) на строительные материалы, детали и конструкции, технические регламенты в отношении зданий, строений, сооружений. Указанные документы содержат как обязательные, так и рекомендуемые положения по соответствующему кругу вопросов. Обязательными являются положения СНиП, определяющие надежность зданий и сооружений, прочность и устойчивость строительных конструкций, безопасность людей при аварийных ситуациях. Обязательными или рекомендательными могут быть положения государственных стандартов относительно требований к проектной, технологической и другой документации либо требований по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости материалов и прочие.

В международной договорной практике к договору строительного подряда широко применяются рекомендательные акты международных организаций, которые при наличии необходимых предпосылок могут играть роль обычаев делового оборота. Речь идет о Международных условиях договора о строительстве 1977 г., разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов.

2.2 Строительные нормы и правила как инструмент правового регулирования отношений строительного подряда

В соответствии с п. 1 ст. 754 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе производственной мощности предприятия. Таким образом, законодатель как одно из условий надлежащего качества строительных работ выделяет обязательное применение подрядчиком СНиПов. Отступление от требований, предусмотренных в СНиПах, является основанием для привлечения подрядчика к гражданско-правовой ответственности. Кроме гражданского законодательства Российской Федерации ответственность за несоблюдение СНиПов предусмотрена в законодательстве об административных правонарушениях. Так, ст. 9.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, СНиПов, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Наличие СНиПов — это важная особенность правового регулирования отношений строительного подряда. Правовая природа, значение СНиПов, а также их соотношение с нормами права не раз выступали предметом исследования в науке гражданского права, однако ученые-цивилисты не смогли прийти к единодушному мнению по данным вопросам. Например, Н.И. Коваленко указывает, что «характерной особенностью законодательства о капитальном строительстве является то, что оно состоит из двух видов нормативных актов: нормативно-правовых и нормативно-технических». Более обоснованной является позиция О.Г. Ершова, согласно которой СНиПы — это акты технического нормирования, которые содержат технические нормы, представляющие собой правила обращения людей с техникой, но через которые обеспечивается воздействие на поведение участников строительного процесса. По мнению автора, сами по себе СНиПы нормативными актами не являются, поэтому регулировать отношения субъектов строительного производства могут только после придания им правовой формы. Сегодня юридическую силу СНиПам придает норма права, изложенная в ст. 754 ГК РФ.

В настоящее время применение на практике СНиПов вызывает множество вопросов. Можно выделить среди них несколько наиболее актуальных.

. В современном законодательстве Российской Федерации существует коллизия норм по вопросу определения правового статуса СНиПов. Статья 754 ГК РФ указывает на обязательность требований, предусмотренных в СНиПах, однако в Градостроительном кодексе РФ они не упоминаются. Пунктом 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность, осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов.

Федеральный закон «О техническом регулировании» среди документов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям, а также правила осуществления процессов проектирования, строительства, монтажа, подлежащих применению в обязательном порядке или на добровольной основе, такой документ, как СНиПы, не предусматривает. По смыслу п. 1 ст. 9 и п. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» СНиПы подлежат обязательному применению до вступления в силу технических регламентов о безопасности строительных материалов и изделий, о безопасности зданий и сооружений и только в части, соответствующей следующим целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В технических регламентах согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» должны содержаться требования к характеристикам зданий и сооружений, к процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации зданий и сооружений, выполнение которых обеспечивает безопасность. Таким образом, указанными регламентами будут предусмотрены лишь показатели безопасности — одного из свойств, входящих в сложное понятие «качество». Кроме требований безопасности существуют не менее важные свойства строительных объектов, такие как долговечность, ремонтопригодность, эксплуатационная пригодность, энергосбережение и т.д., которые в составе технических регламентов законом не предусматриваются. Полагаем, что объективно необходимо установление обязательных норм и по данным вопросам. В свою очередь, документы в области стандартизации (стандарты, своды правил) с целью повышения уровня безопасности, обеспечения конкурентоспособности и качества строительных работ могут содержать более высокие требования к безопасности, а также другие требования к строительной продукции. Однако применение этих дополнительных требований основано на принципе добровольности.

Среди документов в области стандартизации Федеральный закон «О техническом регулировании» выделяет своды правил, в связи, с чем есть мнение, что СНиПы относятся к данной категории документов. Но из определения понятия «свод правил», приведенного в ст. 2 указанного Закона, напрямую не следует, что СНиПы являются его частью. Пунктом 10 ст. 16 этого же Закона регламентирован специальный порядок разработки и утверждения сводов правил. В то же время существует уже разработанная и действующая база СНиПов, создававшаяся десятилетиями и проверенная опытом. Конечно, значительная их часть устарела и требует переработки с учетом научно-технического развития, но для пересмотра норм и внесения в них изменений нужно гораздо меньше времени, чем для создания с нуля новой системы документов в области строительства.

Ранее система нормативных документов в строительстве, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок их разработки, принятия и применения устанавливались в СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», утвержденном Постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. №18 — 38. С 1 октября 2003 г. данный СНиП признан недействующим Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 10 сентября 2003 №164.

В настоящее время такой нормативный документ, как уже сказано, отсутствует. В связи с этим, существует потребность в принятии такого акта, поскольку технические нормы, содержащиеся в СНиПах, не могут использоваться вечно, они должны меняться, чтобы соответствовать уровню развития техники и технологий.

Среди строителей высказывается мнение о том, что необходимо юридически закрепить принадлежность СНиПов к сводам правил, но в данном случае они перейдут в разряд рекомендуемых документов. Обязательные для применения технические регламенты согласно Закону о техническом регулировании будут содержать только минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан при проведении строительных работ и при дальнейшей эксплуатации зданий, сооружений.

Требования к остальным свойствам строительной продукции, которые не влияют на безопасность, устанавливаться данными регламентами не должны. Таким образом, соблюдение подрядчиками лишь требований технических регламентов не будет обеспечивать надлежащее качество результата строительных работ. Здания и сооружения ненадлежащего качества нарушают права и интересы не только заказчика, но и граждан, юридических лиц, не являющихся сторонами по договору строительного подряда, а также государства. Поэтому решение вопроса о добровольном применении документов в области стандартизации нельзя отдавать «на откуп» сторонам по договору.

На данном этапе государственные стандарты Российской Федерации, СНиПы — это основные инструменты государственного технического регулирования. Одним из доводов в пользу сохранения обязательных СНиПов, ГОСТов, СанПиНов является тот факт, что Ассоциацию строителей России беспокоит судьба некогда единой системы СНиПов, которая на протяжении многих десятилетий выполняла роль технического законодательства в строительстве.

Также вызывает сомнения положение п. 2 ст. 9 Закона о техническом регулировании, согласно которому разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Данная норма не направлена на обеспечение необходимого технического и профессионального уровня указанных регламентов. Раньше полномочия по принятию документов в области строительного нормирования возлагались на специально созданные федеральные органы исполнительной власти. В ранее действовавших СНиП 10-01-94 было предусмотрено, что разработку федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей отрасли.

В связи, с вышеизложенным, можно допустить, что не стоит отказываться от того положительного, что было в старой системе, при этом необходимо развивать то новое, что позволит улучшить качество строительства, повысить безопасность, надежность и комфорт зданий и сооружений. Для этого нужен тщательно продуманный подход к разработке нормативной технической документации, которую должны осуществлять высококвалифицированные специалисты, имеющие научный, проектный, производственный опыт и знания.

Подводя итог, для решения выявленных проблем можно предложить следующие меры:

) устранить существующие противоречия правовых норм по вопросу обязательности применения СНиПов, для чего необходимо:

закрепить в Законе о техническом регулировании принадлежность СНиПов к нормативной технической документации, подлежащей обязательному применению (вместо технических регламентов или в их составе, и не только в части, соответствующей целям безопасности);

внести изменения в п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, установив обязанность осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии со СНиПами;

) в Законе о техническом регулировании предусмотреть порядок разработки, принятия, изменения и отмены СНиПов, а также закрепить за конкретными органами, обладающими потенциалом, знаниями и опытом, полномочия по принятию данных документов.

Заключение

На основании проведенного исследования можно выделить следующие основные особенности регулирования отношений строительного подряда, которые позволяют выделить его в отдельный вид договора подряда:

Во-первых, предметное действие норм, регулирующих отношения строительного подряда, распространяется на отношения, так или иначе связанные с созданием либо изменением недвижимого имущества. Объектами договора строительного подряда являются объекты недвижимости.

Во-вторых, подрядчик должен обладать специальной правоспособностью, под которой понимается способность своими действиями создавать для себя права и нести обязанности в тех сферах деятельности, на которые у подрядчика имеется специальное разрешение — лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом.

В-третьих, предусмотрены дополнительные обязанности заказчика по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работы. Это связано, прежде всего с тем, что обычно собственником либо иным титульным владельцем земельного участка либо объекта, на котором предполагается производство строительных работ, является заказчик.

В-четвертых, предусматривается возможность установления дополнительных обязанностей подрядчика, тесно связанных с предметом подряда, но выполнение, которых происходит после сдачи результата работы заказчику.

В-пятых, для регулирования отношений, возникающих в связи с заключением и реализацией договора строительного подряда, используется большое количество ведомственных нормативных актов, включая строительные нормы и правила (СНиПы).

Следует отметить все более широкое применение в отечественной практике строительства рекомендаций типовых договоров, разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов (ФИДИК).

Наиболее известен типовой договор «Условия международного договора на работы в гражданском строительстве».

В-шестых, для строительного подряда в международной практике характерно наличие посредника — специализированной инженерной организации (инженера), осуществляющей надзор за ходом выполнения работ и приемку выполненных подрядчиком работ.

Особо следует отметить такую важную особенность договора строительного подряда, как обязательное указание срока выполнения работ.

Договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/dogovor-stroitelnogo-podryada/

1.Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 8 декабря 2011 г.] // Рос.газ. — 1994. — 8 дек. — №238-239.

2.Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: по состоянию на 5 апреля 2013 г.] // Рос.газ. — 2004. — 30 дек. — №290.

.Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: по состоянию на 5 апреля 2013 г.] // Рос.газ. — 2001. — 31 дек. — №256.

.Об экологической экспертизе [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 1995 г.: по состоянию на 28 июля 2012 г.] // Рос.газ. — 1995. — 30 нояб. — №232.

.Об охране окружающей среды [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: по состоянию на 5 марта 2013 г.] // Рос.газ. — 2002. — 12 янв. — №6.

.О техническом регулировании [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 15 дек. 2002 г.: по состоянию на 3 дек. 2012 г.] // Рос.газ. — 2002. — 31 дек. — №245.

.Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 15 июля 1998 г.: по состоянию на 12 дек. 2011 г.] // Рос.газ. — 1999. — 4 марта — №41-42.

.Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 июля 1999 г.: по состоянию на 6 дек. 2011 г.] // Рос.газ. — 1999. — 14 июля — №134.

.Об архитектурной деятельности в РФ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 18 окт. 1995 г.: по состоянию на 19 июля 2011 г.] // Рос.газ. — 1995. — 29 нояб. — №231.

.Об инвестиционной деятельности в РСФСР [Текст]: [закон РСФСР: от 26 июня 1991 г. №1488-1: по состоянию на 19 июля 2011 г.] // Бюллетень нормативных актов. — 1992. — №2-3.

.О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий [Текст]: [постановление Правительства РФ от 05.03.2007 №145: по состоянию на 31.03.2012 г.] // Рос.газ. — 2007. — 15 марта. — №52.

.Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы [Текст]: [постановление Правительства РФ от 13.09.2010 №716: по состоянию на 28.12.2012 г.] // Собрание законодательства. — 2010. — 20 сент. — №38. — ст. 4834.

.Коваленко, Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку. Гражданское право России при переходе к рынку: памяти профессора В.П. Грибанова. [Текст]: М.: 1995. — 256 с.

.Романова, В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. [Текст]: М.: Юрист, 2012. — 426 с.

.Семенихин, В.В. Строительство. [Текст]: В.В. Семенихин — М.: Налоговый вестник, 2012. — 304 с.

.Степанова, С.А. Гражданское право [Текст]: учебник: в 3 томах / И.А. Андреев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. — М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2011. Т. 2. — 712 с.

.Суханов, Е.А. Российское гражданское право [Текст]: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. — М.: Статут, 2011. — Т. 2: Обязательственное право. 1208 с.

.Шишелова, С.А. Постатейный комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ [Текст]: / под ред. А.В. Филатовой. — М.: ЭлКниги, 2012. — 544 с.