Для чего нужна библиотека? Отвечая на этот вопрос, люди обычно говорят: библиотека необходима, чтобы получить книги, которых нет дома, выяснить сведения о выдающихся людях, исторических событиях и т.п.
Деятельность библиотеки, которая обеспечивает требования читателей, их стремление к развитию своих знаний, есть библиотечное обслуживание. И, следовательно, цель обслуживания — наиболее полное удовлетворение и развитие читательских потребностей. Эта цель конкретизируется при выполнении определенной услуги.
Сегодня библиотека способны сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры, стать центрами местных сообществ населения. И потому необходимо придать ей новый облик, адекватный требованиям времени.
Наиболее глобальным фактором, влияющим на развитие библиотечного дела, явилась информатизация. Она вносит изменения в потребности пользователей, в профессиональные требования к библиотекарю, в видовой и содержательный состав фонда, технологию и организацию всех библиотечных процессов, в том числе и обслуживания.
Теоретически обосновать единство всех видов обслуживания в библиотеке позволяет рассмотрение его как системы. С этих позиций в библиотечном обслуживании, как и в любой деятельности, можно выделить следующие компоненты: цели, субъект деятельности, объект, на который направлена эта деятельность, предмет, ресурсы (средства возможности), процессы (технология), условия, результаты деятельности.
Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.
Объектом исследования является библиотечное обслуживание пользователей, предметом теоретические основания библиотечного обслуживания.
Методами исследования является теоритический анализ литературных источников.
Курсовая работа состоит из: введение, разделов «Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания», «Технология и ресурсы библиотечного обслуживания», «Формы и методы библиотечного обслуживания», заключение, литература.
Библиотечное обслуживание завершается
Ресурсы, которыми располагают субъекты обслуживания – библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат, технические средства, библиотечное оборудование, архитектурно — планировочное решение библиотечного здания, интерьер библиотеки, собственные интеллектуальные и вербальные возможности субъектов.
Исследование фонтанных скважин
... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...
Условия, в которых осуществляется обслуживание — это библиотечная среда, влияющая и на субъекты, и на процессы, и соответственно на результат обслуживания. Все компоненты библиотечного обслуживания в единстве и взаимосвязи направлены на удовлетворение и развитие читательских потребностей. Систему библиотечного обслуживания можно рассматривать как взаимосвязанную деятельность библиотек по удовлетворению и развитию потребностей читателей.
Сущность, функции, цели, задачи и принципы
библиотечного обслуживания
Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки как системы и социального института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остается неизменной, но выполняемые библиотекарем функции в
Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек. Именно обслуживание изменяет и направляет работу всех подразделений библиотеки и осуществляемые ими технологические процессы. Обслуживание формирует образ библиотеки в глазах ее читателей и, в конечном итоге, предопределяет место библиотеки в учреждении, организации и обществе.
Библиотека аккумулирует функции трех разных сфер, будучи отнесенной по своему правовому и экономическому статусу к одной из них культуре. [37]
Сочетание трех функций — информационной, образовательной и культурной — обязательны для любой библиотеки. Доминирование же одной из них создает определенный тип.
Например, если преобладает образовательная функция, то библиотека будет учебной, если информационная — научной, если культурная — публичной. Такое деление, конечно, условно, как условно выделение в чистом виде соответствующих потребностей, однако оно важно для определения статуса библиотеки и ее положения в обществе, а соответственно и для решения финансирования, развития материально-технической базы и иных экономических аспектов деятельности.
Каждая из функций библиотеки требует своего ресурсного обеспечения. Вот почему в условиях ограниченности этих ресурсов важна правильная оценка последних с точки зрения наиболее оптимального использования.
Библиотека общества знаний как структурный элемент глобальной мировой библиотеки, не имеющей физических границ, обеспечивает передачу информации о накопленном человечеством знании любому человеку без временных, географических и иных ограничений. Ее информационная функция приобретает ориентирующий, аналитический и оценочный характер.
Совершенствуется образовательная функция
История библиотечной науки
... и институтов создаются библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института ... культуры, что и послужило толчком для дальнейшего их развития. Развитие библиотечной ... библиотек России- библиотека Академии Наук. Предпосылкой создания библиотеки такого масштаба является острая потребность ... для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в ...
Культурная функция библиотеки инновационной модели предполагает распространение культурных образцов, обеспечивающих процесс инкультурации человека, введение его в систему основных ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, в том числе информационной, критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности в формирующемся обществе знаний. Она является важным звеном в системе просвещения населения (правового, экологического, художественного, краеведческого).
Реализация этой функции, с одной стороны, превращает моделируемую библиотеку в социальный институт, гарантирующий воспроизводство национальной и региональной культуры, с другой — придает библиотеке статус места интенсивной межкультурной коммуникации, где формируются стандарты понимания иных культур с удержанием их специфики и оригинальности.
Особое значение приобретает культурная функция. Как культурный центр библиотеки:
- развивает и поддерживает изучение, сохранение, распространение и защиту местной культуры;
- способствует распространению ценностей национальной
культуры и знакомству с другими культурами, воспитывает уважение к ним; - содействует организации социального межкультурного
диалога; - создает условия для индивидуального и
коллективного творчества.
В рамках культурной функции библиотека своими средствами помогает индивидууму противостоять деструктивным явлениям, привнесенным в жизнь общества процессами глобализации и регионализации. В их числе – проявления национального и регионального сепаратизма; культурная архаика и экспансия так называемой «массовой» культуры; аномия и «черная культура», характеризующаяся разрывом связей между поколениями и безмерным возрастанием потребительских желаний в материальной сфере.
Цель библиотечного обслуживания – это удовлетворение потребностей пользователей путем предоставление библиотечных услуг. [37]
Библиотека предоставляет документы пользователю (читателю) с целью наиболее полного удовлетворения и развития читательских потребностей.
Это цель библиотечного обслуживания, которая конкретизируется при
Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются в зависимости от понимания роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя, что, в свою очередь, обусловлено более общими политическими и
В условиях моноидеологического общества цель библиотечного обслуживания была подчинена общей идеологической доктрине государства и формулировалась весьма общо и не специфично для библиотеки как социального института. Так, в 1920-30-х гг. она формулировалась как «воспитание коммунистического мировоззрения»; в 1930-50-х гг. — как «воспитание идейно-нравственной личности», в рокой и полной информации, необходимой для решения его различных жизненных проблем, то есть способствующей социализации личности в 1960-80-х гг. – как «содействие всестороннему гармоничному развитию личности».
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...
... основным методам социально-культурной деятельности можно отнести методы формирования общественного сознания, стимулирования развития личности, родовые методы культурно-досуговой деятельности и т.д. В практике учреждений культуры используется все многообразие методов социально-культурной деятельности, ни ...
В настоящее время в условиях переходного периода развития государства определение цели
Такое понимание цели библиотечного обслуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
В широком смысле миссия библиотеки
Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели:
- снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных,
межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг; - постоянное изучение читательских и
информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее полного их удовлетворения; - расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
- содействие формированию культуры чтения и информационной культуры
пользователей; - продвижение чтения в нечитающие слои общества. [26, С. 32-33]
Очевидно, что поставленные задачи в полной мере отвечают как поставленной цели, так и сущности библиотечного обслуживания.
Решение каждой из них будет
Определение принципов библиотечного
Сегодня принципы библиотечного обслуживания могут быть уточнены и сформулированы следующим образом:
- принцип конгруэнтности библиотечного
обслуживания; - принцип толерантности и приоритета
интересов личности пользователя; - принцип диалогичности библиотечного
обслуживания; - принцип индивидуализации и
специализации библиотечного обслуживания.
Такая формулировка принципов
Суть каждого из названных принципов нуждается в разъяснении.
Принцип конгруэнтности — важнейший принцип библиотечного обслуживания. Он означает, во-первых, соответствие библиотечного обслуживания (основных направлений, форм, методов, а также технических средств и т. д.) тем задачам, которые ставит перед собой общество, во-вторых, соответствие потребностям пользователей, и в-третьих — его соответствие уровню развития самой отрасли.
Технологическая модель библиотеки
... библиотеки, действуют различные библиотечные модели. ... в целях ... принципа бесплатности обеспечивает моделируемой библиотеке право оставаться необходимым социальным институтом, реализовать свою гуманистическую миссию. Библиотека инновационной модели ... личности; развитие межкультурного диалога; содействие развитию информационной культуры и грамотности. В них провозглашается бесплатность библиотечных ...
Принцип конгруэнтности требует также соотнесения основных
Принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя означает, что вся работа библиотеки в целом и процесс библиотечного обслуживания в частности организуются в интересах личности, ориентированы на ее потребности и запросы. Это, однако, не означает, что библиотека только «идет за читателем». Нет, в ходе библиотечного обслуживания благодаря использованию широкой информационной базы читательский интерес может быть развит, углублен, расширен или, наоборот, свернут и т. п. [26, С. 34]
Данный принцип предполагает также