Разработка программы автоматизации регистратуры поликлиники

Курсовая работа

Цель курсовой работы – разработка программного обеспечения для автоматизации салона видеопроката.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал, соответствующий тематике создаваемого программного продукта;
  • Проанализировать существующие аналоги разрабатываемого программного продукта;
  • Разработать структуру базы данных и графический пользовательский интерфейс программы;
  • Разработать систему отчетов;
  • Протестировать программный продукт.

До появления программных продуктов такого рода, деятельность регистратуры поликлиники с использованием большого количества бумажных документов в виде талонов, карточек, учета посещения, журналов, это значительно тормозило работу, и вся база данных хранилась в бумажном виде в амбарных книгах и карточках пациентов, а чтобы получить сведения о январских приемов какого-либо сециалиста в августе, сулит перебрать большое количество записей. Решением этих проблем и явилась создание программ такого рода. Они позволяют структурировать базу данных, упорядочить записи, получать запросы за любое время без перебора большого количества бумаги.

В заключении можно отметить, что программы автоматизации значительно упрощают выполнение рутинных операций, процедуру обработки и хранения данных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ САЛОНА ВИДЕОПРОКАТА

1.1. Сущность деятельности

Деятельность любой поликлиники заключается в оказании помощи пациентам разными специалистами, записывая их на прием .

Всю деятельность можно разбить на несколько этапов:

1. Регистрация пациента:

  • Пациент приходит в клинику вносит свои данные на него заводиться карта;

2. Запись на прием к специалисту:

  • Пациент, основываясь на своих жалобах, выбирает необходимо специалист и ознакамливается с его расписанием
  • Пациент выбирает наиболее подходящее время из возможных вариантов и записывается на прием.

3. Приём пациентов:

  • Пациент в установленное время приходит на прием. Врач выполняет все необходимые операции;
  • Врач вносит рекомендации и выписывает необходимые препараты;
  • По необходимости назначается дополнительный прием;

После всех выше перечисленных операции в карточку пациента вносятся предложения и замечания, а также общее состояние пациента, для того чтобы специалистам, которые в дальнейшем будут принимать пациента могли знать о его состояния и делать предварительные заключения основываясь на этом.

34 стр., 16973 слов

Проблемы и перспективы внедрения информационно-коммуникационных ...

... использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной ... его функций, задач данные словосочетания становятся ... эффективности качества работы информационных технологий. Основной ... дипломного проекта состоит в том, чтобы на основе анализа практики реализации ФЦП «Электронная Россия» в регионах РФ выявить основные проблемы, препятствующие ее внедрению в деятельность ...

1.2. Анализ программ автоматизации

Название: «Электронная

Год выпуска: 2008

Рисунок 1. Внешний вид программы «Электронная

Возможности: Система «ТМ:Регистратура» входит в программный комплекс «ТМ:Здоровье» и предназначена для автоматизации рутинных процессов работы регистратуры лечебно-профилактического учреждения и управления очередью на прием к врачу.

Система обеспечивает:

  • Запись пациента на прием к выбранному врачу, в соответствии с существующим расписанием этого врача (в том числе «на дом» и по телефону);
  • Идентификацию пациента по универсальной социальной карте;
  • Самозапись пациента на прием к выбранному врачу с использованием информационно-справочного терминала «ТМ:Инфомат»;
  • Самозапись пациента на прием к выбранному врачу с использованием Интернет;
  • Самозапись пациента на прием к врачу через единый телефонный call-центр;
  • Просмотр расписания приема (актуального на данный момент времени) на экранах большого разрешения либо при помощи информационно-справочного терминала «ТМ:Инфомат»;
  • Быстрый доступ к заведенным медицинским картам, включая фильтрацию и поиск карты по ФИО больного, номеру карты, СНИЛС;
  • Печать лицевой стороны медицинской карты амбулаторного больного в соответствии с Приказом № 255 от 22 ноября 2004 года (форма № 025/у-04);
  • Создание и ведение талона амбулаторного пациента (ТАП);
  • Печать талона амбулаторного пациента в соответствии с Приказом №255 от 22 ноября 2004 года (форма № 025-12/у);
  • Создание, ведение и учет медицинских карт амбулаторного больного;
  • Печать талона электронной очереди;
  • Вывод справочной информации на внешний монитор кабинета врача;
  • Индикацию текущей очереди для пациентов на внешнем мониторе кабинета врача.

Название: АРМ

Год выпуска: 2009

Рисунок 2. Внешний вид программы АРМ Регистратура

Возможности: АРМ регистратура поликлиники предоставляет

1. Возможность автоматизировать рутинные операции, осуществляемые сотрудниками регистратуры поликлиники, позволяя им выполнять свою работу более быстро и эффективно.

2. Возможность более эффективно и оперативно организовать процедуру приема пациентов и запись их к врачам-специалистам.

3. Возможность оптимально составлять расписание приема врачей, исключая возможность совершения ошибок.

4. Формировать и распечатывать медицинскую документацию необходимую для работы

1.3. Модель жизненного цикла программного обеспечения

Жизненный цикл АИС – это непрерывный процесс, начинающийся, с момента принятия решения о создании АИС и заканчивается, в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Существует две модели жизненного цикла Автоматизированных систем: каскадная и спиральная модель.

Каскадная модель состоит из следующих этапов: анализ, проектирование, конструирование, тестирование сдача. На каждом этапе оформляется пакет документов и ошибки предыдущего этапа видны только на следующем. Достоинства в том, что надежность таких систем очень высокая, а недостаток то, что очень сложно вносить изменения в функциональность продукта.

37 стр., 18434 слов

Проектирование Базы Данных для коммерческого предприятия

... новых средствах разработки баз данных и возможностях применения ... баз данных различных моделей — постреляционных, объектно-реляционных, XML. Если постарался классифицировать существующие области применения баз данных, ... базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, ... работе с данными. Дальнейшее развитие компьютерных технологий и компьютеризация общества привела к тому что, базы данных ...

Спиральная модель или итерационная состоит из этапов: определение требований и анализ, проектирование, реализация и внедрение. Спиральная модель на каждом своём витке предоставляет новую версию продукта с доработками и возможными функциональными изменениями, то есть добавление новых функций. Достоинства легко вносить изменения, нет избыточной документаций. Схема этапов спиральной модели изображена на рис.3.

Рисунок 3. Спиральная модель

Для программы «Автоматизированное рабочее место регистратуры поликлиники» была использована спиральная модель жизненного цикла, потому что:

  • в программе есть только базовый набор функций, который можно будет расширить в следующей версии программы;
  • процессы проектирования и разработки проходят быстрее, чем при использовании каскадной модели;
  • использование предыдущих итераций для создания новой версии, существенно облегчают создание.

1.4. Выбор программного обеспечения для разработки АИС

База данных – это средство накопления и организации больших массивов информации об объектах некоторой предметной области. БД должна отображать текущие данные о предметной области, накапливать, хранить информацию и предоставлять различным категориям пользователей быстрый доступ к данным. Для этого данные в базе должны быть структурированы в соответствии с некоторой моделью, отражающей основные объекты ПО, их свойства и связи между ними.

Все данные в базах находятся в таблицах и разделены по смысловой нагрузке. Каждая таблица для описания содержимого атрибутов использует типы данных (домены), домены Access подходят для описания данных любой предметной области. Недостаток в том, что в Access нельзя создавать собственные домены необходимые для описания нестандартных данных, таких как возраст работоспособного сотрудника, его можно было описать доменом (все данные принадлежат к целым числам в интервале от 18 до 60).

MS Access это входящая в стандартный набор Microsoft Office настольная, реляционная система управления базами данных. Благадоря тому, что она входит в состав Microsoft Officeона может легко создавать связь с другими приложениями Microsoft Office. Ее средствами можно создавать различные запросы, отчеты и формы для заполнения. Благодаря технологии ADO MS Access легко подключается к Delphi. Объект ADO Connection подключается к базе данных созданной в Access, в ADO Table выбирается конкретная таблица, с которой будет взаимодействовать, ADO Query позволяет создавать SQL запросы средствами Delphi. Технология ADO хорошо подходит под Access.

Но Access обладает недостатками: Это не сетевая база данных, поэтому продукты, созданные с использованием Access , не могут быть использованы при сетевой работе. В режиме конструктора создания таблиц не возможно задать два ключевых поля, или задать двум различным атрибутам тип данных счетчик. В связи с этим могут возникнуть сложности при экспорте и импорте данных из программ визуализации баз данных и других систем управления базами данных.

Для создания программы «Автоматизированное рабочее место диспетчера такси» был использован язык программирования Delphi 7, потому что:

9 стр., 4391 слов

Проектирование и создание автоматизированной информационной системы ...

... Автоматизированная информационная система «Поликлиника» включает в себя данные о врачах, пациентах, кабинетах и вызовах, которые необходимые для работы поликлиники. База данных позволяет ... системы на объекте. — Сопровождение системы: устранение ошибок и замечаний пользователей, разработка дополнительных режимов и функций управления, функциональное расширение системы. В соответствии со спиральной ...

Delphi 7, объектно-ориентированный язык программирования, то есть состоит из набора объектов, каждый из которых обладает определенными параметрами и может выполнять ряд конкретных функции.

Продукты, выполненные в Delphi 7, внешне выглядят как стандартные Windows приложения, такие как Paint, Калькулятор и т.д. То есть просты в пользовании и понятны, любому пользователю. Название объектов (Таких как Button) указывают на действие, которое выполняет этот объект, а возможность создания меню и справки на русском языке, помогает пользователю быстрее освоить продукт.

Выбор компонентов Delphi можно расширять, а также самому описывать процедуры, типы данных, объекты и действия производимые в них.

Главный плюс высокоуровневых языков программирования это визуализация объёктов, но при этом ход действия производимых этими объектами скрыты. Еще одна особенность: один объект может использоваться помимо своего основного назначения в других функциях, а также на один и тот же объект можно поставить несколько событий.

Средствами Delphi 7 легко создать связь с СУБД Access через технологию ADO, что имеет ряд своих преимуществ, таких как:

  • Возможность вручную создавать запросы средствами Delphi
  • Отображать необходимые атрибуты базы данных в интерфейсе программного продукта и создание удобных карточек заполнения атрибутов БД
  • Простота создания связей и их модернизация.