Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это значит, что перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза.
Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным Кодексом ТС, а также рядом других нормативно-правовых актов. Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность стран-участниц Таможенного Союза.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связывается с необходимостью совершения ряда действий со стороны заинтересованных лиц и таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с этой территории. Обязанность выполнения таких действий обусловлена особым правовым статусом товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, что вызывает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз, определение цели перемещения товаров и транспортных средств, уплату таможенных пошлин, налогов и т.д. Порядок выполнения таких действий регулируется нормами института таможенного оформления.
В настоящее время в таможенном оформлении наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов; электронное декларирование товаров с использованием сетей Интернет и удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования.
Развитие электронного декларирования стало тем фундаментом, на котором стало возможным приступить к внедрению технологии удаленного выпуска, основанной на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами. В основе технологии удаленного выпуска лежит принцип разделения процесса таможенного оформления на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы.
Новые технологии таможенного контроля товаров и транспортных ...
... местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов ...
Проблемами рассматриваемой работы являются:
- ¾ недостаточная адаптированность системы управления рисками при применении электронных форм представления документов и взаимодействия с участником ВЭД;
- ¾ необходимость переработки нормативно-правовой базы в расчете на безбумажное взаимодействие между участником ВЭД и таможенниками, а также иными контролирующими органами при таможенном оформлении.
Объектом работы является технология удаленного выпуска товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза (ТС).
Предметом являются проблемы, связанные с применением данной технологии.
Целью курсовой работы является освоение теоретических навыков совершения таможенных операций, основанных на возможностях сети Интернет, обеспечивающих ускорение и при определенных условиях, упрощение совершения таможенных операций без снижения качества таможенного контроля при помощи удаленного выпуска товара.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить
¾ дать определение понятию, сущности применения технологии удаленного выпуска товаров;
- ¾ выявить преимущества технологии удаленного выпуска товаров;
- ¾ выявить недостатки применения технологии удаленного выпуска товаров;
- ¾ произвести перечень лиц, применяющих технологии удаленного выпуска товаров;
- ¾ схематически определить порядок контроля товаров с использованием технологии удаленного выпуска товаров;
- ¾ выявить барьеры в применении технологии удаленного выпуска.
ГЛАВА I. «Удаленный выпуск» товаров, как технология таможенного декларирования и таможенного контроля
1 Понятие, сущность применения технологии удаленного выпуска товаров
Удаленный выпуск товаров — технология таможенного оформления и таможенного контроля, предусматривающая совершение таможенных операций по таможенному оформлению во внутреннем таможенном органе при фактическом размещении товаров и транспортных средств на складе временного хранения, расположенном в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и осуществлении обмена информацией между этими таможенными органами в электронном виде. Технология, при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе, расположенном на таможенно-логистическом терминале, создана в целях гармонизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля в условиях существующего неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов между центральными и приграничными районами страны.
Потенциал технологии удаленного выпуска в ближайшем будущем будет развит за счет распространения технологии удаленного выпуска в отношении таможенного оформления товаров, перемещаемых не только автомобильным, а также морским, железнодорожным и воздушным видами транспорта.
Например: СЗТУ совместно с представителями ОАО «РЖД» прорабатываются предложения по комплексному использованию технологий предварительного информирования и удаленного выпуска товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации железнодорожным транспортом через ЖДПП Ивангород, при осуществлении декларирования товаров на Ямбургском таможенном посту Кингисеппской таможни.
Технология удаленного выпуска товаров имеет устойчивую положительную динамику объемов таможенного оформления, ее внедрение способствует совершенствованию и оптимизации работы таможенных органов и участников ВЭД в Северо-Западном федеральном округе.
Изначально разработка данной технологии преследовала следующие цели: сокращение потока большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем в крупные города; сокращение документооборота при таможенном оформлении и таможенном контроле; исключение звена оформления процедуры внутреннего таможенного транзита; перераспределение и оптимизация нагрузки на таможенные органы; сохранение и концентрация профессиональных кадров; сокращение финансовых расходов участников ВЭД; уменьшение общего времени проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.
Совершение таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, осуществляется согласно Порядку места их декларирования, утвержденным приказом ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 (далее — Порядок)
Действующий Порядок определяет особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, и включает в себя описание совершения следующих операций:
- ¾ в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации;
- ¾ в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с предварительным таможенным декларированием;
— ¾ в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, если вывозимые товары находятся в регионе деятельности иного таможенного органа.
Код |
Наименование |
10 |
Экспорт |
40 |
Выпуск для внутреннего потребления |
51 |
Переработка на таможенной территории |
53 |
Временный ввоз (допуск) |
60 |
Реимпорт |
70 |
Таможенный склад |
78 |
Свободная таможенная зона |
91 |
Переработка для внутреннего потребления |
96 |
Беспошлинная торговля |
табл. 1. Список таможенных процедур
Основные процессы декларирования:
. НТД — Неполное таможенное декларирование;
. ПДТ — Периодическое таможенное декларирование;
. ЗПК — Особенности таможенного декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени (полная декларация на товары на все компоненты)
. ПТД — Предварительное таможенное декларирование.
Итак, удаленный выпуск товаров — технология, при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе, расположенном на таможенно-логистическом терминале, создана в целях гармонизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля в условиях существующего неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов между центральными и приграничными районами страны.
2 Преимущества технологии удаленного выпуска товаров
В своем докладе начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля рассмотрел особенности и преимущества, которые предоставляет технология электронного представления сведений участникам внешнеэкономической деятельности.
Начальник центра электронного декларирования Томской таможни, открывшегося 5 февраля 2013 года, рассказал о практике применения технологии удаленного выпуска. В частности, он отметил, что «развитие электронных технологий является одним из инструментов Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации». Далее он разъяснил основные преимущества применения технологии удаленного выпуска, такие как осуществление таможенного декларирования товаров без привязки предприятий к таможенным постам и месту нахождения товара, сокращение времени совершения таможенных операций, возможность оптимизации транспортно-логистических схем и снижения за счет этого издержек участников ВЭД. По словам выступающего, многие представители бизнеса, осуществляющие внешнеторговую деятельность, положительно оценили технологию удаленного выпуска, основанную на принципе разделения таможенного контроля на документальный и фактический, распределении их между различными таможенными органами. «Всего центром электронного декларирования (ранее Северским таможенным постом) Томской таможни выпущено 635 электронных деклараций на товары (ДТ), что составляет 99% от всего объёма выпущенных ДТ. Из них с использованием технологии удаленного выпуска оформлено 540 ДТ(85%)».
При таможенном контроле товаров в пунктах пропуска, в частности, автомобильные грузопотоки становятся оптимальными по автодорожной сети Российской Федерации, исчезают дополнительные затраты у участников ВЭД в логистической цепочке поставок потребителю импортного товара на территорию России. По информации участников ВЭД, процедура удаленного выпуска будет набирать все большую популярность по мере отработки и совершенствования данной технологии и внедрения ее для более сложных групп товаров, к которым можно отнести:
¾ скоропортящиеся продукты;
¾ фармацевтические компоненты;
¾ бытовую технику;
¾ ряд других товаров, требующих дополнительного контроля в месте удаленного выпуска.
Товарооборот по удаленному выпуску, по словам докладчика, составил: 46 000 000 $ США, при этом в бюджет государства в виде таможенных платежей перечислено 190 100 000 рублей.
Из вышесказанного можно сделать вывод об основных преимуществах удаленного выпуска товаров:
¾ передача декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде;
¾ осуществление таможенного декларирования товаров без привязки предприятий к таможенным постам и месту нахождения товара;
¾ нет необходимости производить таможенные операции на станции получателя;
¾ оптимизация транспортной логистики и сокращение финансовых затрат участников ВЭД (отсутствие необходимости помещать товары под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, а также предъявления товаров таможенному органу при проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств);
¾ сокращение времени совершения таможенных операций (весь процесс таможенного оформления занимает не более суток);
¾ возможность получения бумажной копии таможенной декларации с отметками о выпуске товаров в удобном таможенном органе, находящемся в месте декларирования или в месте нахождения товаров.
Делая вывод об основных преимуществах применения технологии удаленного выпуска, можно выделить такие как: осуществление таможенного декларирования товаров без привязки предприятий к таможенным постам и месту нахождения товара, сокращение времени совершения таможенных операций, возможность оптимизации транспортно-логистических схем и снижения за счет этого издержек участников ВЭД.
удаленный выпуск товар технология
1.3 Недостатки применения технологии удаленного выпуска товаров
Однако новые технологии имеют не только позитивные стороны, связанные с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия таможни и бизнеса, но и рядом проблем, такие как:
. Проблемы информационного характера:
¾ некоторое увеличение времени декларирования товаров по сравнения с традиционным электронным декларированием за счет проведения сверки товаров таможенным постом нахождения товаров. Особенно существенны временные затраты при проведении сверки товарных партий с большим количеством наименований товаров;
¾ наличие информационных сбоев в работе программных продуктов;
¾ решение данных проблем относится к компетенции разработчиков программных средств и ФТС. Мы со своей стороны активно взаимодействуем с ними по направлению совершенствования технологических ресурсов и прогнозируем улучшение текущей ситуации.
. Проблемы нормативно-правового характера:
¾ отсутствие достаточного количества связок с таможенными постами расположенными на границе;
¾ отсутствие возможности декларирования определенных товаров по технологии удаленного выпуска из-за отсутствия компетенции (в частности, компонентов при ввозе комплектных объектов).
Учитывая выбранный Правительством Российской Федерации и ФТС вектор движения, имеются основания полагать, что данные проблемы будут решены в ближайшее время.
. Проблемы организационного характера:
¾ Увеличение загрузки должностных лиц как ЦЭДа, так и должностных лиц внешних таможенных постов осуществляющих таможенные операции по взаимодействию с ЦЭДом.
На основе указанных проблем предполагается разработка подходов для применения технологии удаленного выпуска по отношению к товарам, в отношении которых используются другие процедуры:
¾ расширение сферы применения электронного взаимодействия с перевозчиками;
¾ повышение пропускной способности и технической оснащенности складов временного хранения;
¾ повышение стабильности работы программ;
¾ создание центров электронного декларирования с возможностью перераспределения поданных деклараций в зависимости от загруженности.
Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть, что как и любые другие новые технологии имеют не только позитивные стороны, связанные с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия, но и рядом проблем.
4 Перечень лиц, применяющих технологии удаленного выпуска товаров
В целях реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, с 1 февраля 2010 года в таможенных органах Российской Федерации началось применение положений Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Применение технологии удаленного выпуска осуществляется таможенными органами Северо-Западного таможенного управления с 3 февраля 2010 года, когда был произведен выпуск первых двух электронных ГТД, оформленных по технологии удаленного выпуска, между Выборгским таможенным постом Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления и Вашутинским таможенным постом Зеленоградской таможни Центрального таможенного управления.
В период с февраля по апрель в реализации технологии в основном были задействованы приграничные таможенные органы (в частности, Выборгской, Псковской, Карельской таможен), которыми были оформлены 29 ГТД.
В дальнейшем перечень таможенных органов, участвующих в технологии удаленного выпуска, был расширен за счет включения в него 5 внутренних таможенных постов Санкт-Петербургской таможни (в том числе для частичного решения проблемы очередей на таможенных постах в Санкт-Петербурге).
В мае ими были оформлены 45 ГТД.
В настоящее время перечень включает в себя: 7 внутренних таможенных постов Санкт-Петербургской, Карельской и Новгородской таможен, а также 10 приграничных таможенных постов Выборгской, Карельской, Кингисеппской, Псковской и Себежской таможен.
В соответствии с установленным перечнем таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в соответствии с технологией удаленного выпуска, приграничные таможенные органы СЗТУ взаимодействуют с 16 внутренними таможенными органами в регионах деятельности ЦТУ, СЗТУ и ПТУ.
По состоянию на 10 сентября 2010 года с участием приграничных таможенных органов СЗТУ оформлено 956 таможенных деклараций, из них 262 таможенных деклараций во взаимодействии с таможнями ЦТУ.
При недостатке квалифицированных специалистов по таможенному оформлению в пограничном таможенном органе технология удаленного выпуска позволяет задействовать кадровый потенциал внутреннего таможенного органа одновременно с ускорением сроков доставки уже оформленных грузов до получателя. Товары после завершения таможенного оформления, минуя крупные города и избегая очередей на внутренних СВХ, направляются непосредственно потребителю.
По данным ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317 «Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенные операции» приводится перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль» с применением технологии удаленного выпуска товаров (изменен приказом ФТС РФ от 24 января 2011 г. № 123 “О внесении изменений в приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317”).
¾ Владимирский центр электронного декларирования, далее (ЦЭД) владимирской таможни центрального таможенного управления, далее (ЦТУ);
¾ Тверской тл1 (ЦЭД) тверской таможни ЦТУ;
¾ Московский т/п (ЦЭД) московской таможни ЦТУ;
¾ Новгородский т/п (ЦЭД) новгородской таможни северо-западного таможенного управления (СЗТУ);
¾ Краснодарский т/п (ЦЭД) краснодарской таможни южного таможенного управления (ЮТУ);
¾ Ростовский т/п (ЦЭД) ростовской таможни ЮТУ;
¾ Башкортостанский т/п (ЦЭД) башкортостанской таможни ПТУ;
¾ Екатеринбургский т/п (ЦЭД) екатеринбургской таможни уральского таможенного управления (УТУ);
¾ Южно-уральский т/п (ЦЭД) челябинской таможни УТУ;
¾ Иркутский т/п (ЦЭД) иркутской таможни сибирского таможенного управления (СТУ);
¾ Новосибирский т/п (ЦЭД) новосибирской таможни СТУ;
¾ Владивостокский т/п (ЦЭД) владивостокской таможни дальневосточного таможенного управления (ДВТУ);
¾ Приамурский т/п (ЦЭД) хабаровской таможни ДВТУ;
Таможенные органы, в регионе деятельности которых располагаются товары, декларируемые в таможенные органы (ЦЭД):
¾ ОТОиТК №5 белгородского т/п белгородской таможни ПТУ;
¾ Грайворонский т/п белгородской таможни ЦТУ;
¾ ОТОиТК №1грайворонского т/п белгородской таможни ЦГУ;
¾ Новозыбковский т/п брянской таможни ЦГУ;
¾ ОТОиТК №2 новозыбковского т/п брянской таможни ЦТУ;
¾ ОТОиТК №3 новозыбковского т/п брянской таможни ЦГУ;
¾ ОТОиТК погарского т/п брянской таможни ЦТУ;
¾ Александровский т/п брянской таможни ЦТУ;
¾ Т/п курский курской таможни ЦТУ;
¾ Т/п мирный курской таможни ЦГУ;
¾ Крупецкий т/п курской таможни ВДУ;
¾ ОТОиТК №2 кру1шцкош т/11 курской таможни ЦГУ;
¾ Отоитк №3 новомосковского т/п смоленской таможни ЦТУ;
¾ Выборгский т/п выборгской таможни СЗТУ;
¾ ОТОиТК №2 выборгского тл1 выборгской таможни СЗТУ;
¾ Светогорский т/п выборгской таможни СЗТУ;
¾ Торфяновский т/п выборгской таможни СЗТУ;
¾ Пыталовский т/п псковской таможни СЗТУ;
¾ Печорский т/п псковской таможни СЗТУ;
¾ Ямбургский т/п кингисеппской таможни СЗТУ;
¾ Овинковский т/п себежской 1 таможни СЗТУ;
¾ Багратионовский т/п калининградской областной таможни СЗТУ;
¾ Вяртсильский т/п карельской таможни СЗТУ;
¾ Несветайский т/п ростовской таможни ЮТУ;
¾ Восточный т/п курганской таможни УТУ;
¾ Троицкий т/п челябинской таможни УТУ;
¾ Кулундинский т/п алтайской таможни СТУ;
¾ Черлакский т/п омской таможни СТУ;
¾ Благовещенский т/п благовещенской таможни ДВТУ;
Начиная с 2011 года формируются Центры электронного декларирования (ЦЭД) — специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена приемом деклараций исключительно в электронном виде, что позволяет обеспечить пропуск товаров и транспорта с минимальными временными затратами без осуществления полного цикла оформления товарных партий с привязкой к одному месту оформления. Преимущества ЦЭД:
¾ проводят электронное декларирование товаров очень быстро в режиме реального времени;
¾ обеспечивают мгновенный доступ к актуальной информации;
¾ улучшают взаимодействия сторон;
¾ повышают производительность;
¾ снижают материальные издержки;
¾ исключают человеческий фактор, сводят к минимуму возможность ошибок и неточностей;
¾ позволяют работать с документами коллективно по нескольким направлениям, с разных точек;
¾ сокращают потребности в дополнительном персонале;
¾ снижают расходы на хранение документов;
¾ защищают документы от повреждений и так далее.
По официальной информации ФТС России в ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, уже создано 23 центра электронного декларирования, использующих в своей деятельности преимущественно технологию удаленного выпуска. Сегодня они созданы на базах таможен:
¾ Московской,
¾ Московской областной,
¾ Ярославской,
¾ Тверской,
¾ Брянской,
¾ Владимирской,
¾ Минераловодской.
Основой технологии является разделение операций на документальные таможенные формальности там, где расположены офисы участников ВТД, и фактический таможенный контроль на приграничных терминалах. По итогам десяти месяцев 2012 года, с применением технологии удаленного выпуска было оформлено 164 тысячи деклараций на товары, тогда как в 2011 году таких деклараций было около 54тысяч. Развитие приграничной таможенно-логистической инфраструктуры осуществляется совместно с главами приграничных субъектов и бизнес-сообществом. В 2012 году начали функционировать 10 таможенно-логистических терминалов (всего 40).
Объемы таможенного декларирования на действующих терминалах имеют устойчивую тенденцию к росту: за 10 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года выросли на 32 %.
С помощью ЦЭД достигнут компромисс между:
¾ требованием российского правительства о переносе в приграничные районы таможенного оформления;
¾ сложившимися в РФ товаропотоками.
В случае необходимости осуществить досмотр груза при проведении электронного декларирования товаров, можно на приграничных терминалах. Поручает его проведение инспектор ЦЭД, который принимает электронную декларацию. В электронном виде налаживается также взаимодействие между приграничным таможенными постами и постом внутренним.
ГЛАВА II. Практические аспекты применения технологии удаленного выпуска товаров, .1 Схема контроля товаров с использованием технологии «удаленного выпуска» товаров
В соответствии с Приказом ФТС России №845 от 22 апреля 2011 года <#»806974.files/image001.gif»>
рис.1 Схема процесса удаленного выпуска (ЭДТ)
Шаг 1: груз пересекает границу и размещается на складе временного хранения (далее СВХ) или прилегающей к нему зоне таможенного контроля (далее ЗТК).
По данному факту диспетчер склада формирует соответствующий складской документ и предоставляет его на приграничный таможенный пост.
Шаг 2: участник ВЭД подает ЭДТ на внутренний ТП.
Шаг 3: инспектор внутреннего ТП получает ЭДТ, анализирует сведения с целью проверки условий возможности регистрации и по внутренним каналам ЭД направляет запрос о наличии товара на СВХ (ЗТК) в приграничную таможню.
Шаг 4: После получения запроса должностное лицо внешнего таможенного органа подтверждается его получение. В течении 30 минут проводится проверка факта размещения товара и транспортного средства на СВХ (ЗТК).
Шаг 5: в течении 10 минут, после завершения проверки на внутренний ТП отправляется сообщение содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), проставляя отметку » Указанные товары размещены на СВХ (ЗТК)» либо «Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют». В случае если запрашиваемые товары отсутствуют на СВХ (ЗТК) инспектор внутреннего таможенного органа формирует сообщение для декларанта в котором проставляется отметка » «Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют».
Шаг 6: при подтверждении факта наличия товаров на СВХ (ЗТК) во внутреннем таможенном органе в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль (ФЛК) ЭДТ. После успешного завершения ФЛК ЭДТ присваивается регистрационный номер. Инспектор внутреннего таможенного отправляет ЭДТ с описью на приграничный ТП.
Шаг 7: на приграничном ТП сверяются данные ЭДТ со сведениями указанными в транспортных документах. Осуществляется сверка регистрационных номеров ТС, наименование получателя, страны отправления, страны происхождения, условий поставки, кодов валюты, общей стоимости, наименование товара, количества грузовых мест, кода ТНВЭД ТС, веса брутто и нетто, стоимости товара, реквизитов документов. Также проверяется наличие/отсутствие разрешительного штампа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные (надзорные) функции в отношении товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза. Результаты проверки высылаются на внутренний ТП. В отчете указывается информация о выявленных расхождениях, а также информация о признаках нарушения таможенного законодательства.
Шаг 8: после получения отчета из внешнего таможенного органа инспектор внутреннего ТП осуществляет проверку ЭДТ. Проверка документов и сведений (при условии отсутствия рисков) должна осуществляться внутренним таможенным органом
¾ не более 1 часа рабочего времени — при декларировании от 1 до 10 наименований товаров;
¾ не более 3 часов рабочего времени — при декларировании от 11 до 50 наименований товаров;
¾ не более 5 часов рабочего времени — при декларировании от 51 до 100 наименований товаров;
¾ не более 12 часов рабочего времени — при декларировании от 101 и более наименований товаров.
Если в процессе совершения таможенных операций возникает необходимость применения форм таможенного контроля, связанных с операциями с товарами (далее — фактический таможенный контроль), уполномоченным должностным лицом внутреннего таможенного органа направляется в электронном формализованном виде во внешний таможенный орган авторизованное сообщение, содержащее соответствующую информацию о необходимости проведения фактического таможенного контроля, в том числе (при необходимости) с указанием сведений об отборе проб и образцов.
Дальнейшие действия по организации проведения таможенного досмотра и оформления Акта таможенного досмотра осуществляются в порядке, предусмотренном «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)» (Приказ ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2190).
Оформленная ГТД может быть распечатана как на внутренней, так и на приграничной таможне. При этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа в графе «D» основного листа (ДТ1), а также графе «C» дополнительных листов (ДТ2) бумажной копии ЭДТ проставляет соответствующие отметки в установленном порядке, заверяет их подписью и личной номерной печатью, а в правом верхнем углу листа делает отметку «Копия». При проставлении отметок о выпуске товаров внешним таможенным органом над этими отметками делается запись, в каком таможенном органе оформлена ЭДТ: «Выпущено _ _ _ _ таможенным постом _ _ _ _ таможни».
2. Подача предварительной ЭДТ:
рис. 2 Схема процесса Удаленного выпуска при подаче предварительной ЭДТ.
Шаг 1: в соответствии с установленными сроками до пересечения грузом границы РФ, декларант в электронном виде подает предварительную декларацию на товары (ПЭДТ).
Шаг 2: после принятия ПЭДТ, сверки сведений, уполномоченное должностное лицо внутреннего таможенного органа направляет декларанту сообщение, содержащее уведомление об окончании проверки ПЭДТ.
Шаг 3: после прибытия во внешний таможенный орган товаров, представитель перевозчика уведомляет внешний таможенный орган, что на товары оформлена ПЭДТ, путем представления сведений о номере этой ПЭДТ.
Шаг 4: на основании номера ПЭДТ уполномоченным должностным лицом внешнего таможенного органа запрашивается электронная копия указанной ПЭДТ.
Шаг 5: в соответствии с запросом ПЭДТ предоставляется уполномоченному лицу внешнего таможенного органа.
Шаг 7: на основании проведенной проверки на внутренний таможенный пост направляется сообщение, содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), номере ПЭДТ, результате сверки сведений заявленных в ПЭДТ, со сведениями из транспортных (перевозочных) и коммерческих документов.
Шаг 8: после получения сообщения о прибытии и размещении товаров на СВХ (ЗТК) уполномоченным должностным лицом внутреннего таможенного органа направляется подтверждение о его получении во внешний таможенный орган и соответствующее сообщение декларанту.
Шаг 9: после получения данного сообщения декларант производит действия по завершению операций по таможенному декларированию и выпуску товаров (направляет в таможенный орган подачи ЭДТ уведомление о прибытии товаров в место доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, посредством уточненной ЭДТ).
Шаг 10: проверка документов и сведений после получения сообщения от внешнего таможенного органа при условии отсутствия риска (рисков), содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов на бумажном носителе и (или) в электронном виде, должна осуществляться внутренним таможенным органом в
¾ не более 30 минут рабочего времени — при декларировании от 1 до 10 наименований товаров;
¾ не более 1 часа рабочего времени — при декларировании от 11 до 50 наименований товаров;
¾ не более 2 часов рабочего времени — при декларировании от 51 до 100 наименований товаров;
¾ не более 4 часов рабочего времени — при декларировании от 101 и более наименований товаров.
2 Барьеры в применении технологии удаленного выпуска
Например, если товары фактически размещаются в регионе деятельности таможенных постов Приволжского таможенного управления, их удаленное декларирование согласно письму ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513 может быть осуществлено только на Башкортостанском таможенном посту, являющимся центром электронного декларирования. Если же груз прибывает в приграничный таможенный орган, то его удаленное декларирование также может быть осуществлено лишь в одном таможенном органе. Например, если приближенным к государственной границе таможенным органом является Торфяновский таможенный пост Выборгской таможни, то местом удаленного декларирования согласно приказу ФТС от 18.02.2010 № 317 (изменен приказом ФТС РФ от 24 января 2011 г. № 123 “О внесении изменений в приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317”) может быть только Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни.
Более того, в дополнение к приказам и письмам таможенной службой периодически выпускаются телетайпограммы, которые регулирует места удаленного декларирования товаров, оказывая непосредственное влияние на деятельность предпринимателей в таможенной сфере: таможенных представителей, складов временного хранения и пр.
Отсутствие у участника ВЭД возможности осуществлять удаленное декларирование товаров любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, противоречит статье 205 Закона о таможенном регулировании в РФ. Кроме того, ни Таможенный кодексом ТС, ни Законом о таможенном регулировании в РФ таможенные органы не наделяются правом по своему усмотрению ограничивать возможности использования информационных технологий в таможенным деле.
Таким образом, наделяя правом использования технологий удаленного выпуска одни таможенные органы и лишая такого права другие, ФТС России нарушает установленный статьей 16 Закона о защите конкуренции запрет на ограничивающие конкуренцию действия федеральных органов исполнительной власти и провоцируют конфликт интересов и коррупцию в таможенной сфере.
Во-первых, это обязательность оформления и представления отдельных документов на бумажных носителях, к таким документам относят сертификаты происхождения товаров, применение транспортного законодательства, конвенции МДП и т.д.
Во-вторых, это правовые нормы российского законодательства, которые базируются на принципах бумажного документооборота.
В-третьих, это недостаточное адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти.
В-четвёртых, это невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти.
Подведя окончательный итог — развитие таможенной системы в современном понимании должно основываться на глобальном сотрудничестве таможенных органов с участниками ВЭД, таможенными перевозчиками, таможенными представителями, уполномоченными экономическими операторами, владельцами таможенных терминалов и экспертными организациями. Это сотрудничество должно охватывать спектр предметных областей не только в технологиях и объектах обмена, но и в сфере совершенствования структуры управления, в области автоматизации и информационного обеспечения таможенных операций и управленческих решений, а также подготовки специалистов в области таможенного дела. Сегодня становится ясным, что интеграция в области таможенного дела является фактом, обусловленным состоянием международного обмена, и требует серьезного изучения для выработки конкретных практических рекомендаций и методик для управления этим процессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Удаленный выпуск товаров — технология, при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе, расположенном на таможенно-логистическом терминале, создана в целях гармонизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля в условиях существующего неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов между центральными и приграничными районами страны.
Основные преимущества применения технологии удаленного выпуска: осуществление таможенного декларирования товаров без привязки предприятий к таможенным постам и месту нахождения товара, сокращение времени совершения таможенных операций, возможность оптимизации транспортно-логистических схем и снижения за счет этого издержек участников ВЭД.
Как и любые другие новые технологии имеют не только позитивные стороны, связанные с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия, но и рядом проблем.
С помощью ЦЭД достигнут компромисс между:
¾ требованием российского правительства о переносе в приграничные районы таможенного оформления;
¾ сложившимися в РФ товаропотоками.
В случае необходимости осуществить досмотр груза при проведении электронного декларирования товаров, можно на приграничных терминалах. Поручает его проведение инспектор ЦЭД, который принимает электронную декларацию.
В работе также была рассмотрена схема контроля товаров с использованием технологии «удаленного выпуска» товаров.
Подведя итоги к вышеуказанному, можно подчеркнуть то, что развитие таможенной системы в современном понимании должно основываться на глобальном сотрудничестве таможенных органов с участниками ВЭД, таможенными перевозчиками, таможенными представителями, уполномоченными экономическими операторами, владельцами таможенных терминалов и экспертными организациями. Сегодня становится ясным, что интеграция в области таможенного дела является фактом, обусловленным состоянием международного обмена, и требует серьезного изучения для выработки конкретных практических рекомендаций и методик для управления этим процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/avtomaticheskiy-vyipusk-tovarov/
1. Проблемы и перспективы применения технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств. Курсовая работа 2012г.
. Технология удаленного выпуска — перспективная форма таможенного администрирования.
3. Технология удаленного выпуска — перспективная форма таможенного администрирования. http://sztu.customs.ru
4. В.Дудкова. Таможня входит в Интернет.
5. Работа ЦЭД и удаленный выпуск товаров. <http://stu.customs.ru>
. Заседание Консультативного совета, созданного при начальнике Томской таможни. <http://tomsktpp.ru/news/3460>
. С.В. Гончаров. Творчество молодых ученых. Перспективы развития и проблемы электронного декларирования и технологии удаленного выпуска товаров. <http://elibrary.finec.ru/materials_files/450961791.pdf >
8. Приказ Федеральной таможенной службы от 24 января 2011 г. № 123 “О внесении изменений в приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317” http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/688638
9. Письмо ФТС РФ от 28 марта 2012 года N 01-11/14513
10. ФТС в России 2012 г.: цифры и факты [Электронный ресурс].
11. Электронное таможенное декларирование. http://www.artcustoms.ru
12. Технология Удаленного выпуска. http://spintegra.ru
. Барьеры в применении технологии удаленного выпуска.
14. Электронное декларирование, состояние и проблемы. <http://www.customs-union.com>